Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ'

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫЗОВЫ / ИДЕЯ СОГЛАСИЯ / КУЛЬТУРЕ МИРА / РАЗУМНЫЙ ПОДХОД / СОЕДИНЕНИЙ МНОГООБРАЗИЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умарова З.Я.

Статья посвящена проблеме философского осмысления феномена толерантности. Сегодня общество в своем развитии преодолевает огромные противоречия, которые несут неопределенность и случайность во взаимоотношениях человека и общества. В этой связи остро востребована толерантность, для того чтобы глубоко вникать в суть возникающих проблем и обобщать колоссальный опыт толерантности людей, которые оставили значительный след в нахождении компромиссов и развитии наций и народов. На современномэтапеобщественногоразвитиясложныйфеноментолерантностистановитсяцентральным, фундаментальным понятием, образующим единое целое с наиболее важными социальными событиями и процессами. Общество переживает сложный период своей трансформации, сопровождающийся болезненной ломкой прежних устоев и общественных норм. В этой связи свое предметное выражение обретает толерантность как феномен массового сознания в различных видах социальной практики, где она выступает в функции регулятора человеческой жизнедеятельности. Толерантное воспитание подрастающего поколения формирует новый взгляд на историю, культуру, религию, народные традиции и обычаи. Вызовы глобализации - это большие испытания, которые требуют от каждого человека активной, жизненно важной гражданской позиции. Голос разума поможет человеку глубоко осмыслить суть культуры мира, основанием которого является толерантное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF TOLERANCE PHENOMENON

This article is devoted to the philosophical understanding of tolerance phenomenon. Nowadays the society overcomes enormous contradictions in its development that bring uncertainty and randomness in the relationship between a man and society. In this behalf tolerance is sharply demanded to deep into the essence of problems and to summarize the huge experience of people's tolerance that have made a significant contribution into compromises finding and development of nations and people. At the present stage of social development the complex tolerance phenomenon becomes a central, fundamental concept forming the integrated whole with the most important social events and processes. The society is going through a difficult period of its transformation accompanied by painful breaking of the previous principles and social norms. Therefore tolerance as a phenomenon of mass consciousness in various kinds of social practice finds its objective expression where she acts as a regulator of human life activity. Tolerant education of the younger generation forms a new look at history, culture, religion, national traditions and customs. Globalization - is a great challenge, requiring an active, critical citizenship from each person; and voice of reason will help a person to deeply understand the thorny path of tolerance.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

УДК 304

З.Я. Умарова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. М.Д. Миллионщикова» e-mail: Zara200@mail. ru

«Человек есть стрела тоски, брошенная на тот берег»

Ф. Ницше.

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Статья посвящена проблеме философского осмысления феномена толерантности. Сегодня общество в своем развитии преодолевает огромные противоречия, которые несут неопределенность и случайность во взаимоотношениях человека и общества. В этой связи остро востребована толерантность, для того чтобы глубоко вникать в суть возникающих проблем и обобщать колоссальный опыт толерантности людей, которые оставили значительный след в нахождении компромиссов и развитии наций и народов. На современном этапе общественного развития сложный феномен толерантности становится центральным, фундаментальным понятием, образующим единое целое с наиболее важными социальными событиями и процессами. Общество переживает сложный период своей трансформации, сопровождающийся болезненной ломкой прежних устоев и общественных норм. В этой связи свое предметное выражение обретает толерантность как феномен массового сознания в различных видах социальной практики, где она выступает в функции регулятора человеческой жизнедеятельности. Толерантное воспитание подрастающего поколения формирует новый взгляд на историю, культуру, религию, народные традиции и обычаи. Вызовы глобализации - это большие испытания, которые требуют от каждого человека активной, жизненно важной гражданской позиции. Голос разума поможет человеку глубоко осмыслить суть культуры мира, основанием которого является толерантное сознание.

Ключевые слова: глобализация, вызовы, идея согласия, культуре мира, разумный подход, соединений многообразий, трансформация, толерантное воспитание, мировоззрение, ответственность.

Толерантность является многоаспектным и наиболее остро востребованным понятием в современном этапе развития общества. Как отмечает В.А. Лекторский, «идея толерантности, которая выглядит очень простой, в действительности не столь проста», ибо тесно связана «с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания» [1, с. 284]. Процессы, происходящие в современном обществе, меняют стиль жизни и вместе с тем общественное сознание, порождают неопределенность, огромное количество рисков, с которыми человек не сталкивался раньше. «Общественное сознание приобретает различные формы деформированного, искаженного восприятия действительности с последующим превращением их в аналогичные виды неадекватного, противоречивого и отклоняющего поведения. Они возникают под влиянием глобальных макроэкономических и макрополитических процессов, так и под воздействием мезо- и микро- среды, то есть тех процессов, которые происходят там, где человек живет и работает, где протекает его повседневная жизнь... Общественное сознание, находясь в состоянии стресса, постоянных перегрузок, рождало (и рождает) чрезвычайно запутанное парадоксальное переплетение взглядов, мнений и оценок происходящих событий» [2, с. 36].

Многие исследователи социума, такие как У Бек, З. Бауман, Ю. Хабермас, считают, что в ос-

нове развития и самодвижения общества лежат вероятностные процессы необходимости и случайности. З. Бауман определяет фрагментированность человеческого существования «общей характеристикой состояния постмодернити является то, что оно сжимает время и сокращает восприятие бесконечно расширяющегося его потока до ощущения текущего мгновения или же расчленяет его на ряд самодостаточных эпизодов» [3,с. 288]. Глобализация самым решительным образом воздействует на изменение современного мира, и изменения касаются самих принципов, на которых на протяжении трех с половиной веков основывался фундамент систем и подсистем международных отношений. Сопутствующими процессами глобализации, без поспешной претензии на установление иерархии взаимосвязей, являются межцивилизационные и межрелигиозные вызовы. Их производными стали проявления цивилизационной, религиозной, национальной, этнической, расовой нетерпимости, которые подрывают основы человеческого общежития. Разумный подход к пониманию многообразия мира и формирования толерантного сознания поможет преодолеть поток обрушившейся на человека негативной информации, которая ведет к возникновению синдрома информационной усталости, к психическим расстройствам и массовой агрессии, противоречиям и новым вызовам. «Человек подчиняется или космическим силам, или технической цивилизации. Мало сказать, что он подчиняется, он

растворяется и исчезает или в космической жизни, или всемогущей технике, он принимает образ и подобие природы или образ подобие машины. Но в этом и в другом случае он теряет свой образ и разлагается на элементы. Исчезает человек как целостное существо, как существо внутренне централизованное, духовное, сосредоточенное, сохраняющее связь и единство. Дробные и частичные элементы человека предъявляют права не только на автономию, но и на верховное значение жизни. Самоутверждение этих разорванных элементов в человеке, например не сублимированных элементов подсознательного, сексуального влечения или воли к преобладанию и могуществу, свидетельствуют о том, что целостный образ человека исчезает и уступает место нечеловеческим природным элементам. Человека нет, есть лишь функции человека...» [4, с. 327]. Столкновение противоположных ценностей, интересов, идеологий разных стран затрудняет формирование мирового консенсуса, согласия. Но есть веские основания допустить, что осознание угрозы тотального уничтожения человечества заставит представителей разных стран и народов признать необходимость глобального объединения для собственного выживания. Сегодня остро стоит проблема владения новыми знаниями, в основе которых лежит идея согласия и философского осмысления феномена толерантного сознания, которая может вернуть к духовному совершенствованию, к уважению традиционной культуры, солидарности и взаимосближению народов России, к сохранению целостности. Это не значит, что толерантность вакцина от всех бед человека. Современный человек живет в лавинообразной информационной среде, и поэтому может черпать свою природную силу в толерантном сознании. Несмотря на то, что путь толерантности долгий, может быть мучительный и болезный, но самый надежный, испытанный временем, и человек, воспитанный в духе толерантности, близок к природной среде. Он способен оздоровить общественные связи, понять другого человека, остаться самим собой, обрести моральный климат в обществе, создать многообразный богатый мир отношений человека к человеку, к религии, к искусству, к традициям и обычаям. «Человек не только покорил окружающую природную среду, он уничтожил ее, возведя вокруг себя искусственную среду собственного изготовления. Человек решительно победил природу своей технологией; победителем была именно технология, а не сам человек. Человек просто поменял хозяина, и его новый хозяин оказался гораздо более властным, нежели прежний. А человек все так же остается рабом окружающей среды, которую он сам для себя и создал, а не той, которую изначально дала ему Природа. Природа секла Человека розгами; его собственная технология коварна, как скорпион» [5, с. 396].

Перед человеком стоит сложная задача изна-

чально настроить себя на доброжелательность, увидеть общее сходство с другими людьми, научиться культуре мира и ответственности за свои поступки и линии поведения для формирования гражданского общества в многонациональной России. Феномен толерантного сознания с точки зрения философского осмысления высказывается на единство разума и экзистенции. Ясперс считает, что «нашей верой - не может быть по существу, лишь негативное, иррациональное, погруженное во мрак того, что противоречит рассудку и лишено закона». Продолжая эту мысль, он подчеркивает, что «признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует в союзе со знанием. Она может знать то, что доступно знанию, и понять самое себя» [6, с. 423].

Реальное бытие человека сегодня показывает, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел его к взаимопониманию между людьми. Каждый народ имеет колоссальный опыт толерантности, людей, которые вошли в историю своих народов бескомпромиссными поступками и делами, оставили значительный след в нахождении компромиссов и развитии наций и народов. При всем различии и непохожести людей толерантное сознание позволяет не только понять другого человека, но и принять его таким, какой есть, а не таким, каким мы хотим его видеть, и ценит в нем специфическое и особенное. Огромное желание жить и развиваться по пути сильного справедливого общества объединяет нас всех, а толерантное сознание, являясь неотъемлемой частью общественного сознания, в свою очередь, желает направить на возможности соединений многообразий. «Наши попытки проникнуть в подлинную сущность всех и каждого, - утверждает Сартр, - будут тщетны, пока мы не перестанем отрицать нашу историчность и не поймем до конца вместе со всеми противоречиями нашего времени. Только при этом условии нам удастся перешагнуть через преграду субъективизма и объективизма» [7, с. 252].

Философия по своим методам научного познания стремится ответить на вопросы, которые связаны с основой жизни людей и общества. Особого внимания требует проблема воспитания толерантности в школах, колледжах, вузах. На наш взгляд, следует ввести обязательные спецкурсы по толерантности во всех государственных вузах, а в школах уроки толерантности хотя бы два-три часа в неделю для того, чтобы не допустить межнациональной и межконфессиональной напряженности, экстремизма, которые угрожают безопасности общества. «Чтобы представить общество будущего не обязательно быть фантастом или футурологом. Достаточно посмотреть на уровень жизни подрастающего поколения, на его образ жизни и ценностные ориентации. И многое станет

ясным» [8, с. 57]. В сложных социально-политических условиях переходного периода развития общества для многонациональной России все острее востребовано практическое решение многих вопросов жизни человека и общества. В этой связи, толерантное воспитание подрастающего поколения имеет важное практическое значение, так как в многонациональных государствах, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта, традиций и обычаев, очень важно найти точки соприкосновения, ведущие к согласию. Русский религиозный философ И.А. Ильин пишет: «Как бы ни были велики наши исторические несчастия и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы, а не ходить в кусочки, собирая на мнимую бедность. Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру - из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом смысл русской идеи» [9, с. 19]. Как свидетельствует опыт, если любые противоречия носят затяжной характер, то они могут перерасти в конфликты на почве национальной, этнической, конфессиональной неприязни, то есть переходят в хроническую стадию заболевания, и процесс лечение длительный. Образовательная среда - это своеобразная социальная адаптация, где формируется мировоззрение, убеждения и ответственность молодого человека, транслируется этническое наследие, которое закладывает основы понимания и общения с другими культурами, религиями и нацеливает на развитие диалога цивилизаций. Только глубоко образованный и воспитанный молодой человек будет целеустремленным и ответственным. Он всегда будет стремиться к сохранению культурной самобытности и национальному своеобразию народов, населяющих Россию.

На современном этапе общественного развития сложный феномен толерантности становится центральным, фундаментальным понятием, образующим единое целое с наиболее важными социальными событиями и процессами. Общество переживает сложный период своей трансформации, сопровождающийся болезненной ломкой прежних устоев и общественных норм. И человеку следует проявлять бдительность в личностных и профессиональных отношениях. От поступков и линии поведения каждого человека зависит его судьба

и судьба всего общества, в котором он живет. Глубоко осмысливая частные проблемы, разумный человек всегда задумается над тем, что за личным стоит общее, а общее благо возможно, когда каждый отдельно взятый человек будет сеять разумное, доброе, вечное. «Человек подобно другим созданиям подчиняется воздействующим на него силам, все-таки он единственное существо, наделенное разумом, способное осознавать и понимать сами эти силы, которые благодаря этому пониманию могут играть активную роль в своей судьбе, сознательно культивируя в себя те качества, которые направлены на добро» [10, с. 178].

Мыслить и жить в мире разумного понимания многообразия культур мира и желания прожить достойно свою жизнь - это и есть путь толерантности, который вселяет веру в собственные силы и поможет преодолеть все препятствия. Мартин Хайдеггер писал: «То, что мы годами упорно занимаемся сочинениями великих мыслителей, еще не гарантирует того, что мы мыслим или хотя бы готовы учиться мыслить» [11, с. 423].

Рациональное мышление напрягает человеческую волю, помогает понять человеческую душу и увидеть мир во всем его многообразии, чтобы не допустить нетерпимости, фанатизма, ксенофобии, экстремизма, национализма. Уважительное отношение к другой культуре, религии, языку есть своеобразный толерантный подход и осознанное понимание собственного бытия, которое поможет предвидеть будущее, чтобы действовать со знанием дела, а знания помогут разобраться в сложных социально-нравственных проблемах, происходящих в мире. «Толерантность - это гармония единого в многообразном» [12, с. 19]. Именно внутренний голос разума поможет человеку глубоко осмыслить сам путь толерантности. «Когда мы говорим, что человек себя выбирает, - пишет Сартр, - мы имеем в виду не только, что каждый из нас выбирает себя, но мы также хотим сказать, что выбирая себя, мы выбираем всех людей» [13, с. 25]. Ответственность лежит на плечах каждого человека: «...наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, ибо она охватывает все человечество... Я отвечаю за себя самого и за всех...» [13, с. 26]. Многовековой опыт мирного сосуществования и развития ведет к гармонии между человеком и обществом, человеком и природой, к диалогу культур и цивилизаций. В многообразии требуется не просто терпение, а подлинная солидарность в человеческих взаимоотношениях, объединяющая всех людей, живущих на планете под названием Земля.

Литература

1. Бауман, З. Индивидуализированное общество. - Москва: Логос. 2002. - 390 с.

2. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. - Москва: «Республика». - 1994. - 480с.

3. Ильин, И.А. О русской идее // Ильин И.А. Наши задачи: в 2 т. -Москва, 1992. - Т. 1. - С.19.

4. Келигов, М.Ю. Опыт размышлений о жизни и человеке. - Ростов-на-Дону: СКНШ ВШ ЮФУ, 2013. - 115 с.

5. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 284.

6. Путилова, Л.М. Метафизика толерантности как антропологический критерий родовой и индивидуальной идентичности человека/ Л.М. Путилова // Вестник Волгоградского университета. -2002. - № 2. - С. 19.

7. Сартр, Ж.-П. Отражать настоящее сквозь призму будущего / Ж.-П. Сартр // Иностранная литература. -1955. - № 5. - С. 253.

8. Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек. - Москва: Гардарики, 2001. - 398 с.

9. Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории. - Москва: Прогресс-Культура,1996. - 480 с.

10. Хайдеггер, М. Бытие и время. - Москва: Ад Маргинем,1997. - 452 с.

11. Фромм, Э. Психоанализ и этика. Москва: «Республика», 1993. - 415 с.

12. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. Москва: Политиздат, 1991. - 527с.

13. Sartre, J.-P. Lexistentialisme est un humfnisme.Paris, 1964. - pp. 25-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.