Научная статья на тему 'Особенности современного мира и толерантное сознание'

Особенности современного мира и толерантное сознание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
457
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / ИНДИВИД / ОБЩЕСТВО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / TOLERANT CONSCIOUSNESS / HUMAN / INDIVIDUAL / SOCIETY / WORLDVIEW / COOPERATION / COLLABORATION / LOGICAL THINKING / GLOBAL CHALLENGES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умарова Зара Ясуевна

В статье поднимается актуальная проблема современной социальной философии необходимость развития толерантного сознания как отдельного индивида, так и общества как социальной системы в целом. Актуальность изучения проблем толерантного сознания сегодня обусловлена тем, что вызовы времени предъявляют серьезные требования к человеку и обществу. От уровня развития толерантного сознания, толерантного подхода к глобальным проблемам зависит существование человечества. Толерантное сознание является одной из форм общественного сознания, направленной на формирование логической мысли человека, на конструктивный диалог и взаимоприемлемое сотрудничество между индивидами, народами и государствами. В связи с этим автором поднимается главный вопрос «Что значить быть человеком?» К истине человеческого бытия приводит только толерантное мышление, направленное на преодоление противоречий современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the modern world and tolerant consciousness

The study discusses the pivotal issue of the modern social philosophy that is the need to develop the tolerant consciousness of the society in general and an individual in particular. The relevance of the study is determined by the fact that the present-day challenges place considerable demands on a person and the society. Human existence depends on the level of tolerant consciousness development and the tolerant approach to dealing with global problems. Tolerant consciousness is a form of public awareness intended to develop the human logical thought, a constructive dialogue and mutually acceptable cooperation between individuals, peoples and states. The author tries to reveal what it means to be human. It is the tolerant thinking aimed at overcoming the contradictions of the contemporary world that can lead to the true human being.

Текст научной работы на тему «Особенности современного мира и толерантное сознание»

УДК 316.647.5:316.64

https://doi.org/10.24158/fik.2018.9.3

Умарова Зара Ясуевна

кандидат философских наук, доцент Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРА И ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ

Umarova Zara Yasuevna PhD,

Associate Professor, Grozny State Oil Technical University

THE FEATURES OF THE MODERN WORLD AND TOLERANT CONSCIOUSNESS

Аннотация:

В статье поднимается актуальная проблема современной социальной философии - необходимость развития толерантного сознания как отдельного индивида, так и общества как социальной системы в целом. Актуальность изучения проблем толе-рантного сознания сегодня обусловлена тем, что вызовы времени предъявляют серьезные требования к человеку и обществу. От уровня развития толерантного сознания, толерантного подхода к глобальным проблемам зависит существование человечества. Толерантное сознание является одной из форм общественного сознания, направленной на формирование логической мысли человека, на конструктивный диалог и взаимоприемлемое сотрудничество между индивидами, народами и государствами. В связи с этим автором поднимается главный вопрос «Что значить быть человеком?» К истине человеческого бытия приводит только толерантное мышление, направленное на преодоление противоречий современного мира.

Ключевые слова:

толерантное сознание, человек, индивид, общество, мировоззрение, взаимодействие, сотрудничество, логическое мышление, глобальные проблемы.

Summary:

The study discusses the pivotal issue of the modern social philosophy that is the need to develop the tolerant consciousness of the society in general and an individual in particular. The relevance of the study is determined by the fact that the present-day challenges place considerable demands on a person and the society. Human existence depends on the level of tolerant consciousness development and the tolerant approach to dealing with global problems. Tolerant consciousness is a form of public awareness intended to develop the human logical thought, a constructive dialogue and mutually acceptable cooperation between individuals, peoples and states. The author tries to reveal what it means to be human. It is the tolerant thinking aimed at overcoming the contradictions of the contemporary world that can lead to the true human being.

Keywords:

tolerant consciousness, human, individual, society, worldview, cooperation, collaboration, logical thinking, global challenges.

Толерантность - это источник мира, а отсутствие толерантности - это источник беспорядка и неурядиц.

Пьер Бейль

В последнее время увеличилось число научных исследований проблем толерантного сознания, его особенностей и специфики. Это обусловлено тем, что события, происходящие в последние десятилетия, указывают на несовершенство теоретического и методологического подходов и оценки явлений, происходящих в современном мире.

Толерантность (от лат. ^1егап^а - 'терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий') в социологии термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равнозначна безразличию. Она также не означает принятия иного мировоззрения или образа жизни, но заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением [1, S. 471-472]. Для достижения высоких целей важно, чтобы человек имел внутренний потенциал, соответствующий духу времени, выбранной профессии и занимаемой должности. «Какой-то залог высшей природы в глубине души человеческой заставляет нас хотеть бесконечного совершенства... Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в действительности.» [2, с. 222]. Это лучшее требует больших усилий в познании мира и самого человека: образования по соответствующему профилю, добросовестного отношения к выполняемой работе, постоянного обогащения новыми знаниями во благо как самого человека, так и человечества в целом. Проблема индивида состоит в уровне свободы, которого ему удалось достигнуть. «Человек с полностью пробужденным сознанием, реализующий свои возможности, свободен, потому что он может жить аутентичной жизнью, при которой он сам является ее источником. .Независимость не означает изолированности от остальных людей, потому что рост и развитие личности происходят только в процессе установления взаимосвязи с миром и другими людьми. Но эта связь в корне отлична от зависимости» [3, с. 204].

Необходимость изучения проблем толерантного сознания возрастает с каждым днем, так как вызовы времени предъявляют серьезные требования к человеку и обществу, и от уровня развития толерантного сознания как от пускового механизма зависит очень многое в развитии современного человека и общества. Как тонкая нить, соединяющая ткань, толерантность может поддерживать людей в нравственно-ценностных, межконфессиональных и межэтнических отношениях. И сегодня перед обществом, а особенно перед преподавателями вузов и колледжей, стоит сложная задача, решение которой позволит не только расширить интеллектуальные способности молодого человека, но и сформировать у него взгляд на мир в целом, что приведет к развитию у него логического мышления, а также к глубокому осознанию вопроса «Что значить быть человеком?» Каждый молодой человек попытается найти ответ для самого себя и в процессе этого поиска столкнется с большими трудностями и противоречиями. Пройдя через переживания и испытания, осмысливая свое бытие в мире, он, возможно, сделает правильный выбор, от которого зависит качественный подход к человеческой жизни.

Сегодня огромное количество информации перегружает мозг человека, и молодым людям очень сложно сделать акцент на качестве и глубине знания, без которых трудно жить и понимать особенности современного мира. В условиях глобализирующего мира сложность отношения человека к обществу и другому человеку с каждым днем все возрастает, приводя к хронической усталости и многочисленным противоречиям между передовыми техническими стандартами и самим человеком. Изменяется и освоение этих новшеств во всех сферах жизни.

В современном обществе ключевое место занимает предприниматель. От механизмов его инновационной деятельности, от внедрения им новых технологий в производство продукции зависит развитие человека и общества. Предприниматель заинтересован в сверхприбыли, что выражается в стремлении обладать большими ресурсами. Поэтому нередко в реальной жизни наблюдается проявление интолерантности по отношению к тем, кто добился большей прибыли. Мы часто сталкиваемся с некачественной продукцией на рынке товаров, неэффективным использованием трудовых ресурсов, что неизбежно приводит человека к переживаниям и депрессии. Предприниматель в погоне за сверхприбылью в большинстве случаев упускает из виду самый важный момент: профессиональный рост специалистов в той или иной области, который мог бы дать лучший результат в развитии бизнеса, а также мотивировать работника. Именно профессионал способен нести ответственность за работу, в которую он вкладывает не только свои знания, но и душу, так как только нематериальная составляющая способна объединять людей разных профессий, разных языков и религий. В современной рыночной экономике далеко не многие заинтересованы в том, чтобы научить любить то, что ты делаешь, и нести это чувство любви через толерантное сознание с большой ответственностью к людям с перспективой на будущее. Человек всегда и везде есть человек, только нужно научиться искусству увидеть в нем человеческое независимо от национальности и социального статуса, принять его сильные и слабые стороны, т. е. понять его мир в целом. Э. Фромм считает, что «человеческая личность составляет систему, отвечающую хотя бы одному минимальному требованию: избежать сумасшествия. Но раз это требование выполнено, у человека есть выбор. Он может посвятить свою жизнь накоплению или производству, любви или ненависти, тому, чтобы быть, или тому, чтобы иметь. Неважно, что он выбирает; все равно он создает структуру характера с одной доминирующей ориентацией и прочими, с необходимостью вытекающими из нее. Законы человеческого существования ни в коем случае не ведут к установлению одного набора ценностей в качестве единственно возможного. Они приводят к выбору, и нам предстоит решать, какой из альтернатив отдать предпочтение перед другими [4, с. 287-288].

В современном мире наблюдается человеческое отчуждение. Человек превращается в своеобразную машину, которая действует автоматически, удовлетворяя потребности материального обогащения в данный момент времени, не ставя при этом задачи на перспективу, и именно тогда возникает опасность духовного опустошения, морального оскудения. Следует отметить, что только нематериальная составляющая помогает человеку понять, принять и породить ту самую духовность, которая определяет смысл жизни. Существует множество форм и подходов к пониманию человека, однако многие мыслители еще с глубокой древности отмечали, что если нужно получить что-то, то необходимо научиться отдавать. Такой философский подход к проблемам, возникающим в повседневной жизни, нацеливает сознание индивида на необходимость смотреть в будущее. Оно зависит от толерантного сознания отдельного взятого человека, его умения и способности радоваться жизни, задуматься над тем, что он может радовать близких и родных такими «подарками», как добрая улыбка, ласковое слово, особенно тех, кто в этом нуждается, дарить красивые цветы тому, кого любит, или просто поговорить по душам и нести положительную энергетику в семью, в общество и людям, находящимся рядом. По мнению доктора философских наук, профессора М.И. Билалова, «мыслящее сознание всегда фиксирует в разнообразных формулировках в развитии познания движения от субъективной истины к объективной» [5, с. 41].

Толерантное сознание как часть общественного сознания направлено на формирование логической мысли человека, на выявление основополагающих и смыслообразующих принципов

всего многообразия человеческой жизни, а также преодоление противоречий, возникающих в реальной жизни. «По сути дела человек живет между двумя альтернативами: или попытаться быть счастливым, отбросив условности сознания и культуры, переступив все барьеры и свободно реализуя свои желания, или пользоваться достижениями цивилизации и культуры, постоянно натыкаясь на ограничения и запреты, чувствуя себя подавленным, несвободным и несчастным» [6, с. 133].

Проблема ответственности, связанная с проблемой необходимости, требует проявления большей толерантности, что позволить не только видеть то, что лежит на поверхности, с чем сталкиваешься в повседневной практике, но заглянуть намного глубже, чтобы понять истину человеческого бытия. Эта познанная истина есть сила разума человека. Как писал Дж. Дьюи в работе «Либерализм и социальное действие», «единственной возможной в наше время устойчивой формой социальной организации является та, при которой осуществляется совместный контроль над новыми силами производства, и они используются в интересах реальной свободы и культурного развития индивидов, составляющих общество. Такой социальный строй не может возникнуть в результате незапланированного и внешнего совпадения действий разрозненных индивидов, каждый из которых устремлен к личной выгоде» [7, с. 362].

Такой подход требует пересмотра социальных отношений с позиций ценностного подхода к таким категориям, как свобода, толерантность, ответственность. Многовековые страдания, боль, слезы привели человека к кризису этого мира, в котором жизненно важно интеллектуальное, гуманное, сострадательное отношение к другому человеку. Согласно А. Бергсону, «интеллект - это жизнь, смотрящая вовне, становящаяся внешней относительно самой себя, перенимающая в принципе приемы неорганизованной природы, чтобы на деле управлять ими... <Интеллект> всегда превращает организованное в неорганизованное, ибо, не нарушая своего естественного направления, не обращаясь против самого себя, он не может мыслить истинную непрерывность, реальную подвижность, взаимопроникновение - словом, творческую эволюцию, которая и есть жизнь» [8, с. 172].

У каждого человека есть желания, мечты, идеалы, и их воплощение зависит от общественного устройства, нравственных принципов, от тех условий жизни общества, в котором он живет. Человек часто сталкивается с нечестным отношением к нему, насилием в любой форме его проявления, жестокостью по отношению к себе и близким ему людям, несправедливостью, но при этом не знает, как с этим бороться, как изменить мир вокруг себя. При этом в глубине души у него есть заветная мечта, которую он лелеет, пытаясь замаскировать от посторонних противоречащими ему убеждениями и взглядами, - прожить достойно свою единственную жизнь в таком обществе, где будут жить нравственно воспитанные, физически здоровые и глубоко порядочные люди. В такой замаскированной идеализации коренится неудовлетворенность той действительностью, в которой живет индивид. Попытка в одиночку изменить мир вокруг себя приводит к моральной неудовлетворенности и отчужденности от реальных проблем, которые коренятся в самом человеке, сочетающем в себе добро и зло, зависть и злость, создавая в сознании деформацию правильного понимания общественных процессов. Толерантное сознание ставит индивида перед необходимостью осмысленно подойти к проблемам, причиняющим ущерб как самому человеку, так и окружающим его людям и обществу в целом. Здесь важна моральная оценка, когда требуется осознанный подход к действительности, к сущности общественного процесса, происходящего независимо от желаний человека. Понять человеческие затруднения, с которыми сталкиваются люди в современной реальности, сложно с точки зрения соотношения себя с другим человеком, с природой. Такое соотношение в какой-то момент заставляет человека обратить внимание на толерантное сосуществование как на стремление не только к физическому выживанию, но и к человеческому состраданию, сопереживанию. В глубине сознания зарождается новая мысль о взаимной ответственности за жизнь на земле. И здесь обнаруживается нехватка толерантного, сознательного отношения к действительности, к реальным жизненным проблемам. От гибкости человеческого ума зависит очень многое, а самое главное - преданность жизни и человечеству. Действия, направленные на удовлетворение собственного «я», не всегда благоприятны для самого человека, они препятствуют умению слушать как самого себя, так и другого, и в этом есть главная трагедия современного человека. Многие поступки совершаются спонтанно и впоследствии мешают человеку осознать свою вину, понять те грубые ошибки, которые он допускает в повседневной жизни. Он пытается убежать от себя, найти помощь в другом человеке, в музыке, в религии, понять этот мир, рассчитывая на милосердие людей и милость Всевышнего. Это одна из форм особой толерантности, ведущая к вере в собственные силы с помощью другого, и она развивается в результате жизненного опыта, прорастает как зримое зерно внутри человека, давая ему силы для борьбы с самим собой и волю для выстраивания отношений с другими людьми в обществе.

Многообразие мира требует анализа старого и нового, понимания и принятия нового с наименьшей болью и потерями для старого, чтобы найти и сохранить баланс в человеческих отношениях. Особенность современного мира такова, что с каждым днем возрастает необходимость во

взаимной зависимости, обоюдной уступчивости, встречной толерантности, а также в выработке общечеловеческой морали на основе толерантного сознания. Есть проблемы общие, глобальные, которые следует в первую очередь осознать и перейти к согласованным действиям, от которых зависит судьба планеты. Будущее не определено, но толерантный человек может многое предвидеть и не допустить расхождения между техническим интеллектом и разумом человека, что может привести к атомной войне и гибели всего человечества. От человека, занимающего определенное положение в обществе, всегда должна исходить положительная энергия, он должен быть сдержан в эмоциях, логичен в суждениях, доброжелателен в отношениях. «Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, - писал Ж.-П. Сартр, - мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей» [9, с. 25]. Это призывает к ответственности каждого человека: «.Наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество. <...> Я ответствен. за себя самого и за всех...» [10].

Реальная действительность создается человеческим сознанием и постоянно меняется, а успех в многополярном мире зависит от уровня взаимной терпимости, признания права другого на отличие. Такое взаимодействие будет способствовать приобретению специальных знаний о толерантности в познавательном процессе, в общественном развитии и даст возможность поверить в свои собственные силы, поможет человеку стать самим собой и ответить на главные вызовы времени. Как говорит ЛМ Дробижева, «мы рассматриваем толерантность не как позицию самоограничения и намеренного невмешательства, согласие на взаимную терпимость, а как принятие других такими, какие они есть, и готовность взаимодействовать с ними» [11, с. 222].

Невзирая на различия социальных систем, к которым принадлежат народы мира, их взаимодействие на основе толерантного сознания обязательно приведет к конструктивному и взаимоприемлемому сотрудничеству. Как заявлял К. Поппер, «.можно принимать реальность или (как это можно назвать) автономность третьего мира и в то же время признавать, что третий мир возникает как продукт деятельности человека» [12, с. 159].

Философский подход к категории толерантного сознания позволяет осознавать необходимость восстановления исторической справедливости, что ведет к перераспределению социальных благ. В связи с этим толерантное сознание в философско-мировоззренческой, социальной и научной реальности востребовано в культурном мире, где разные цивилизации должны взаи-мосближаться, взаимообогащаться. Несмотря на остроту переживаемых противоречий и конфликтов, современный мир становится единым. Всех людей мира связывает общая судьба, общее будущее, которое находит свое отражение в толерантном сознании человека. Развитие и дальнейшее существование человечества - одна из главных задач современности. Будущее нашей планеты требует от каждого человека активной гражданской позиции на основе толерантного сознания и толерантного отношения к особенностям современного общества.

Ссылки:

1. Frankl V.E. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse. Böhlau, 2008. 989 S.

2. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Соловьев В.С. Избранное. M., 1990. С. 217-230.

3. Фромм Э. Догма о Христе // Фромм Э. Психоанализ и этика : сборник. M., 1993. С. 204.

4. Фромм Э. Революция надежды // Там же. С. 261-289.

5. Билалов M.K Постижимость истины: уловимость, объяснимость, выразимость. Mахачкала, 2017. 337 с.

6. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д., 1999. 512 с.

7. Дьюи Дж. Либерализм и социальное действие // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1 -я пол. XX в.) / отв. ред. MA Абрамов. M., 2000. С. 331-384.

8. Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. Флеровой. M., 2001. 384 с.

9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. M., 2006. 43 с.

10. Там же. С. 26.

11. Дробижева ЛМ Социология межэтнической толерантности. M., 2003. С. 222.

12. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход / пер. с англ. Д.Г. Лахути ; отв. ред. В.Н. Садовский. M., 2002. 384 с.

References:

Bergson, H 2001, Creative Evolution, Moscow, 384 p., Moscow, (in Russian).

Bilalov, MI 2017, The Comprehensibility of Truth: Ability to Grasp, Explain and Express, Makhachkala, 337 p., (in Russian). Dewey, J 2000, 'Liberalism and Social Action', in MA Abramov (ed.), O svobode. Antologiya mirovoy liberal'noy mysli (1-ya pol. XX v.), Moscow, pp. 331-384, (in Russian).

Drobizheva, LM 2003, Sociology of Interethnic Tolerance, Moscow, p. 222, (in Russian).

Frankl, VE 2008, Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, Böhlau, 989 S., (in German).

Fromm, E 1993a, 'The Dogma of Christ', in E Fromm, Psikhoanaliz i etika: sbornik, Moscow, p. 204, (in Russian).

Fromm, E 1993b, 'The Revolution of Hope', in E Fromm, Psikhoanaliz i etika: sbornik, Moscow, pp. 261-289, (in Russian).

Kondrashov, VA & Chichina, EA 1999, Ethics. Aesthetics, Rostov-on-Don, 512 p., (in Russian).

Popper, KR 2002, Objective Knowledge. An Evolutionary Approach, Moscow, 384 p., (in Russian).

Sartre, J-P 2006, Existentialism is a Humanism, Moscow, p. 26, (in Russian).

Soloviev, VS 1990, 'The Idea of a Superman', in VS Soloviev, Izbrannoye, Moscow, pp. 217-230, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.