09 00 11 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 09 00 11 SOCIAL PHILOSOPHY
УДК 316.3/4 ББК 60.524.251
Урунова Хамида Умарбоевна,
кандидат педагогических наук, докторант отдела философии Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан
Urunova Hamida Umarboevna,
candidate of pedagogical sciences, doctoral student of the department of social philosophy, political sciences and law under AS of Tajikistan Republic EMAIL: hamidaurunova@yandex.ru
Ключевые слова: толерантная культура, толерантные отношения, социальная толерантность, семейная толерантность, гендерная толерантность, возрастная толерантность, политическая толерантность
В статье рассматривается место толерантной культуры в процессе формирования национального менталитета. Основное внимание направлено на выявление особенностей толерантной культуры таджиков и ее влияния на национальный менталитет. В статье подвергается всестороннему анализу "толерантность" как социально-философский феномен. Рассматривая данный феномен с философской точки зрения, автор статьи классифицирует виды толерантности исходя из сферы отношений: семейная, гендерная, социальная, возрастная, политическая толерантность, каждая из которых четко и ситуативно иллюстрируется. Толерантность, бесспорно, является высшей ценностью в процессе построения демократичического общества, по мнению многих специалистов, необходимо формировать это качество в людях, живущих в демократическом обществе, но, по мнению автора, сознание таджикского народа и без того переполнено толерантными мыслями, чувствами, толерантным отношением и поведением. Дополнительное формирование толерантности в наших людях в условиях демократизации было бы излишним усилием. Наш народ владеет достаточной нормой толерантности, которой может владеть не каждый народ. Поэтому было бы разумнее пересмотреть и перенаправить имеющуюся норму толерантности в нужное русло.
Key words: tolerant culture, tolerant relations, social tolerance, family tolerance, gender tolerance, age tolerance, political tolerance
The article dwells on the place of tolerant culture in the process of national mentality formation. Particular attention is paid to the elicitation of the peculiarities of tolerant culture of the Tajiks and its sway over the national mentality. In her article the author analyzes
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ТАДЖИКСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
TOLERANCE AS INSEPARABLE PART OF TAJIK MENTALITY
multilaterally the term «tolerance» as a social-philosophical phenomenon. Considering this phenomenon from the philosophical point the author classifies the types of tolerance according to the sphere of relations: family, gender, social, age, political tolerance and illustrates each of them smoothly and situationally. It goes without saying that tolerance is the highest value in the process of democratic society formation. In conformity with many specialists' opinion it is necessary to form this quality in people who inhabit democratic society, however, according to the author s opinion, the consciousness of Tajiks is overpoured with tolerant thoughts, feelings, relationships and behavior. An additional formation of tolerance in our people under the conditions of democratization would be a needless effort. Our people possesses adequate norms of tolerance which not each nation may posses. Therefore it would be reasonable to review and to redirect the available norm of tolerance into a proper channel.
Построение демократического общества и сопутствующее этому процессу формирование плюралистического мировоззрения актуализирует исследование проблемы толерантности как механизма достижения общественного согласия и укрепления национального единства в обществе. Толерантность служит способом, соединяющим частное и общее, различия и сходство. Следовательно, на наш взгляд, толерантность - это, главным образом, принципы того, как люди могут мирно сосуществовать при разных статусных положениях, потребностях, интересах и взглядах.
В условиях перехода к новым общественным отношениям углубляется дифференциация частных интересов. Находить точки соприкосновения становится все более трудно. Вопреки прежним представлениям, где постоянно превалировали общие интересы, ныне в обществе формируются многообразные различия, образующие самостоятельные звенья в сети "мира миров". Эти представления дают основание считать, что происходит смена парадигмы в оценке соотношения индивидуального и общего, частного и публичного, различий и единства. Вопрос ставится уже не просто о том, как жить вместе, а о том, как жить вместе, не утрачивая идентичности различий. Иными словами, культуре толерантности приходится иметь дело с «вызовом плюрализма». Плюрализм и толерантность - два понятия, представляющие собой социально-психологические феномены, которые имеют общие отношения и одновременно содержат противоречивые понятия. Общие отношения заключаются в том, что плюрализм, как и толерантность, исходит из межличностных отношений: оба явления означают фундаментальные принципы устройства гражданского общества. Толерантность является связующим звеном между «своим» и «чужим». Соответственно словарному значению, плюрализм подразумевает позицию, согласно которой существует несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что плюрализм становится причиной зарождения толерантности, другими словами, толерантность происходит из плюрализма, ведь толерантность как раз то качество, которым должен обладать разумный человек в период, когда существует и даже доминирует множество идей, форм мышления, убеждений, причем каждое из них старается доказать свою правоту и превосходство. Плюрализм дает возможность индивиду «самовыражаться», широко пользоваться «свободой слова», но иногда это самовыражение противоречит человеческим нормам и ценностям и доходит до оскорбительных моментов. Толерантность в данном случае не может выполнять свое принципиальное назначение, которое, по сути, должно давать возможность людям мирно сосуществовать при глубоких различиях, с разными
культурами. На наш взгляд, в данном случае то «свое», которое было выше указано, не может быть связано с «чужим», так как «чужое» выступает принципиально с иного угла зрения, не соответствующего «своему». Поэтому, когда культуре толерантности приходится иметь дело с вызовом плюрализма, видение другой проблемы должно определяться мерками своих ценностей, имеющих религиозное происхождение. В свою очередь и плюрализм рождается в результате проявления толерантности, но, на наш взгляд, самый главный вопрос заключается не в том, откуда происходит или где берет начало плюрализм, а, наверное, как быть с ним? Насколько полно плюрализм может охватить сферы человеческих взаимоотношений? Насколько разумно проявлять толерантное отношение к плюралистическим взглядам?
Рациональным «зерном» толерантности в социальных взаимоотношениях становится признание естественности и неустранимости из общественной жизни "инаковости." Если в классической либеральной традиции толерантность граждан в публичной сфере достигалась вынесением различий за ее скобки как чего-то частного, не имеющего отношения к общему благу, то новое их видение исключает подобную рокировку. Различия как выражение многообразия предстают как общественное благо, заслуживающее поощрения [1]. По данным источников, толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Она не означает принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. [2]
Согласно определению философского энциклопедического словаря, «толерантность» -терпимость к иного рода взглядам, нравам и привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. [3] Этот термин также означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. [4] Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами другого. Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. [5][6][7] В частности, словарь В.И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. [8] М.В. Семашко отмечает, что понятие «терпимость» содержит в себе значение пассивного принятия окружающей реальности, непротивление ей. [9] «Терпеть» значит не противодействовать, не жаловаться, безропотно переносить тяжелое, неприятное. Согласно Кембриджскому словарю, это готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если мы не соглашаемся или не одобряем их. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», имеет и другие значения. Толерантность - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Это научные выводы специалистов в данной области. Так как основной целью данной статьи является рассмотрение толерантности как одной из особенностей таджикского менталитета с социально-философской точки зрения, она требует всестороннего и ситуативного рассмотрения данной проблемы. Хотя термин «толерантность» в таджикском обществе вошел в научный оборот после получения государственного суверенитета и с началом демократизации общества, но как качество и структурная особенность в уме и духе таджиков он
существует веками. «Таджики - народ толерантный» - что означает данная фраза? В таджикском социуме толерантность имеет следующую классификацию:
1. социальная толерантность;
2. гендерно-семейная толерантность;
3. возрастная толерантность;
4. политическая толерантность.
Таджикский социум обладает «избыточной нормой» толерантности. Она представляет собой некое поведение и отношение таджика, при которых он не противодействует, не жалуется, а наоборот, проявляет удовлетворенность, готов принимать поведение, убеждения, решения, которые совершенно отличаются и противоречат его собственным убеждениям, принципам и нормам. Таджикское общество отличается от других обществ своей «оригинальностью» и «неповторимостью» в плане проявления толерантности. Нетаджик не имел бы столько терпения и пассивного отношения к идеям, взглядам и мировоззрениям, которые противоречат его собственным. Толерантность в таджикском социуме выполняет роль «защитника» или, другими словами, является защитным механизмом от социальных конфликтов, дестабилизации и беспорядка в обществе. Для более полного раскрытия картины нужно ситуативно рассмотреть каждый из вышеуказанных, условно говоря, видов толерантности.
Первый вид - это проявление нашими людьми социальной толерантности, которая идентична понятию «терпеть», т.е. не противодействовать, не жаловаться, быть довольным сложившейся ситуацией, быть готовым переносить тяжелое и неприятное со своей точки зрения. Это перечень тех качеств, которые свойственны членам нашего традиционного общества. Порядок, стабильность, мир и взаимопонимание - вот что является следствием толерантных отношений в нашем социуме. Исходя из обстоятельств, складывающихся у социума, и склада менталитета наших людей, мы не можем полностью согласиться с мнениями некоторых ученых-философов, которые утверждают, что толерантность - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. В нашем случае социальные наблюдения свидетельствуют совершенно о противоположном определении данного понятия. Толерантность - это не активное социальное поведение, а пассивное наблюдение, согласие и проявление удовлетворенности тем, чем человек на самом деле не удовлетворен. Человек вынужден соглашаться и принимать принципы и взгляды, которые не соответствуют его собственным.
Уровень толерантности по отношению к социальным изменениям и событиям, которые носят политический характер, особенно высок. Но это имеет большое преимущество. Если в обществах, где господствует демократия и широко реализуются демократические принципы, можно наблюдать нетерпимость, прямое проявление несогласия и неодобрения определенных политических взглядов и подходов, в результате чего в обществе могут возникнуть разного рода скандалы, конфликты и дестабилизирующие шествия, то в нашем обществе высокий уровень толерантности «предохраняет» членов общества от нежелательных шагов.
Семейная толерантность в таджикском социуме представляет собой терпимость к мнениям и образу жизни других членов семьи по возрастной категории. Толерантное отношение в семье очень высоко оценивается и приветствуется в любой традиционной семье таджикского общества. В этом аспекте толерантность означает уважение норм и ценностей старших членов семьи. Воспитание семейной толерантности начинается еще до создания семейных отношений. На наш взгляд, семейная толерантность является мудрым,
разумным подходом в семейных взаимоотношениях, так как она «охраняет» семью от конфликтных, нежелательных случаев. Толерантность в семье имеет защитный характер, «охраняя» семью от ссор, недопонимания, это качество сохраняет в семье мирную атмосферу межличностных отношений. Эта «мирная обстановка», вызванная толерантностью, больше похожа на терпение, а термин «терпеть», как было выше указано, означает не противодействовать, не жаловаться, безропотно переносить тяжелое, неприятное. По данным источников, толерантность - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Мы больше соглашаемся с мнением М.В. Семашко, который утверждает, что терпимость содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление. Его взгляды близки к реалиям таджикского социума. Толерантность таджикской модели представляет собой активное принятие иного образа жизни, согласие и беспрекословное подчинение другому субъекту, который имеет более высокую власть и положение. Последнее относится к гендерной толерантности, которая означает терпеливое, непротиводействующее отношение к представителю другого пола, естественно, речь идет о подчинении в семье женского пола мужскому. Гендерно-семейная толерантность берет свои истоки из религиозных заповедей, где канонически женщина обязана быть в подчинении мужу. Подобная модель семейных отношений представляет собой типичный образ жизни в таджикской семье, и она имеет дисциплинирующий характер, так как толерантность и подчинение в семье защищают её от дестабилизации отношений сторон. Толерантность способствует сохранению семейного союза, и именно благодаря ей в таджикском социуме наблюдается меньшее количество расторгнутых браков по сравнению с теми обществами, где семейная толерантность не приветствуется.
Возрастная толерантность является проявлением уважительного отношения к представителю старшего поколения. Ее особенность заключается в утверждении правоты и превосходства старшего поколения над молодым поколением. В данном случае таджикское сознание действует по принципу «Бузурги ба сол аст, на ба акл» (Величие человека измеряется возрастом, а не интеллектом), в противовес пословице «Бузурги ба акл аст, на ба сол» (Величие человека измеряется не возрастом, а интеллектом). Возраст заставляет наше сознание удерживать проявление своей индивидуальности, свободы слова и выбора, ограничивая проявления самодеятельности. Возникает вопрос: является ли толерантность результатом незнания своих прав и свобод, и потому человек терпит чужие принципы и нормы, или это состояние является следствием высокой интеллектуальности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учесть, какое общество является объектом обсуждения. Так как в данном случае речь идет о таджикском образе жизни, образе мышления, будем опираться на основные принципы и отличительные особенности данного социума. Повседневная практика свидетельствует о том, что чем меньше человек осведомлен о своих правах и свободах, тем больше он толерантен и ведет терпеливый образ жизни. Согласен, доволен, не противодействует, не жалуется, терпит даже неприятное - вот, что характерно для толерантного человека, не знающего своих прав. Образованный, высокоинтеллектуальный, знающий свои права и свободы человек менее подвергается манипуляции, подчинению, законопослушен, но требует от всех их выполнения. К какой из этих двух категорий людей относятся таджики? Следует исходить из того неоспоримого факта, что таджикский народ исторически глубоко почитает свои традиции и высоко ценит свое культурное наследие и следует им. Поэтому, чтобы ответить на вышеуказанный вопрос, необходимо учитывать принцип традиционализма в
таджикском социуме. Менталитету таджика, каким бы он ни был высокоинтеллектуальным, образованным, грамотным, свойственно быть толерантным. Толерантность в семье, социуме, в политических вопросах, гендерных, возрастных взаимоотношениях является неотъемлемой составной частью таджикского сознания. По мнению автора статьи «Толерантность в религиозном пространстве Республики Таджикистан» А. Калонова, толерантность является высшей ценностью демократического общества, и следует формировать это качество в людях, живущих, строящих и развивающих демократическое свободное общество.[10] Этот аспект является бесспорным, так как основным принципом создания демократического общества является плюрализм мнений и идей, и, естественно, в условиях реализации плюралистических отношений необходимо иметь культуру толерантности. Но не стоит забывать, что сознание таджикского народа и без того переполнено толерантными мыслями, чувствами, отношением и толерантным поведением. Дополнительное формирование толерантности в наших людях в условиях демократизации было бы излишним усилием. Наш народ владеет достаточной нормой толерантности, которой может владеть не каждый народ. Поэтому было бы разумнее пересмотреть имеющуюся норму толерантности и перенаправить её в нужную ситуацию. Необходимо проанализировать, в каких случаях она способствует конструктивному решению проблем, а в каких препятствует проявлению индивидуальных возможностей и нарушает права и свободы личности.
Что касается культуры толерантности, то в исламской религии говорится: показывая, как мусульмане должны говорить с противниками ислама, Коран говорит: «...не спорьте...говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам (в Коран) и что ниспослано вам (в Библию). Наш Бог и ваш Бог один и тот же, и мы предаемся Ему» [11]. Ислам проповедует уважение к другим, призывает к справедливости и добру. Веротерпимость и толерантность - неотъемлемая составляющая мировоззрения мусульманина. И потому принципы сострадания и мирного сосуществования с другими культурами и религиями являются главными ценностями исламской религии с момента её зарождения. Толерантность исламской религии подтверждают не только Коран и хадисы, но и многочисленные исторические документы. Пророк Мухаммад говорил: «Я не буду защищать в Судный День тех, кто притеснил иноверца или попрал его права или возложил на него непосильное бремя, или взял у него что-либо без согласия». [12] А также в другой коранической суре говорится: «Нет принуждения в религии» (Сура 2 «Корова», аят 256). Вышеприведенные цитаты из Корана, хадисов и вообще из религиозной практики свидетельствуют о том, что религия ислама проповедует толерантность, справедливое и доброе отношение ко всем независимо от происхождения и вероисповедания. Это считается величайшей божественной мудростью по отношению к человеку и наивысшей ценностью в человеческих взаимоотношениях. Но оскорбительные действия, чувство ненависти к иноверцам, а именно оскорбление религиозных чувств верующих, ущемление их прав в свободном вероисповедании являются нарушением этой сакральной заповеди, приведенной в религии. На наш взгляд, человек не должен проявлять терпение, толерантное отношение к нетолерантным действиям, которые порой доходят до издевательского уровня. Ярким примером, приведшим весь мусульманский мир в ярость и бешенство, были карикатуры на пророка Мухаммада, по отношению к которым было бы глупо проявлять толерантное отношение. Свобода слова, свобода выбора не подразумевают вседозволенности вплоть до душевного оскорбления и нанесения морально-психологического ущерба верующим. И в это время по сравнению с другими
народами таджикский народ снова был толерантен, проявил минимальный уровень несогласия и неудовлетворенности, что свидетельствует о высоком уровне толерантности даже в экстраординарных случаях жизни.
Если исходить из того факта, что толерантность является неотъемлемой частью и одной из главнейших структурных особенностей таджикского менталитета, то человеческое сознание готово констатировать, что трудно внести какое-либо структурное изменение в ткань таджикского склада мышления в плане толерантности. Но, так как толерантность -это как раз то качество, которое иногда становится причиной уязвимости, слабости, пассивности человека, необходимо принять соответствующие меры для исправления ситуации. Чем больше человек толерантен, пассивен, созерцателен, тем больше в традиционном социуме толерантное воспитание способствует решению проблем в пользу коллектива, вычеркнув индивидуалистические прихоти. Снова коллективизм и его сила доминируют над индивидуализмом. Возникает следующий логичный вопрос: имеется ли определенный уровень дозволенной нормы толерантности? Насколько толерантные отношения могут осуществляться в социуме? На наш взгляд, если смотреть по классификации видов толерантности, гендерная толерантность имеет свои нормы, если максимализируется одностороннее давление и ущемление. В случае дисбаланса и отсутствия гармонии толерантность в автоматическом порядке минимизируется и теряет свое значение. На наш взгляд, такой поворот нормативного порядка событий естественен и необходим для решения проблемы с другого угла зрения. Если толерантность обычно способствует урегулированию отношений, то нарушение толерантности тоже может способствовать решению проблем как «перепроверка» своих прав, полномочий и объема обязанностей. Подобное нарушение толерантности относится ко всем видам: к гендерной, возрастной, социально-политической, семейной. С точки зрения социально-политических отношений, нарушение толерантного подхода может послужить провокационным шагом или же, наоборот, регулирующим действием. Нетолерантные отношения в возрастных отношениях допустимы лишь в случае проявления интеллектуального превосходства. Нетолерантное отношение в возрастной категории обычно не приветствуются, но с учетом жизненного опыта, который продемонстрировал, что величие человека измеряется не возрастом, а умом, можно оценить их как положительное действие.
Таким образом, процесс глобализации и быстро растущий плюрализм как форма общественной жизнедеятельности создают острую потребность в утверждении толерантной культуры, требуют пересмотра значения и сути толерантности. В этих условиях она превращается в приоритетное направление социально-философского анализа.
Мы предполагаем, что научный поиск и нахождение механизма толерантных взаимоотношений в условиях расширения социальной коммуникации между людьми объективно диктует создание условий, когда многообразие взглядов, позиций, установок, способов действия различных агентов социальных взаимоотношений, не переходя в силовую конфронтацию, оставались бы в рамках дискурса, позволяющего искать и находить оптимальные решения, приемлемые для всех его участников. Однако реализация данного дискурса наталкивается на различные преграды, число которых в условиях глобализации резко возрастает. К сожалению, приходится констатировать наличие в человеческом сообществе глубочайшего противоречия между алгоритмом необходимости владения культурой толерантности и многочисленными препятствиями на этом пути. Как выйти из этого противоречия? Научный и практический поиск ответа на этот вопрос продолжается.
Список использованной литературы:
1. Прохоров А.М. Толерантность в третьем значении/ Большой энциклопедический словарь: Изд. Советская энциклопедия, 1993. - 1632 с.
2. Шахназаров Г.Х. Откровения и заблуждения теории цивилизации. / В кн. Георгий Шахназаров. Современная цивилизация и Россия. -М., 2003.
3. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М., 1998. -204 с.
4. Рамазан Г.А. Этнополитология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, С.182.
5. Балцевич В.А., Балцевич С.Я. Толерантность /Энциклопедия социологии, 2003. - 352 с.
6. Словарь иностранных слов и выражений. -М.,1998. - 477 с.
7. Семашко М.А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007.
8. Даль В. Терпеть // Толковый словарь живого великорусского языка, 1998.
9. Образы толерантного мышления. - Кемерово, 2002. Т. 1.
10. Калонов А. Тахаммулпазири ва плюрализм дар фазои динии Точикистони муосир// Традиции и процессы демократизации в Таджикистане, Материалы научного семинара. Душанбе, 21-22 июня 2010. - С 164.
11. http//www. religions. unian. ua
12. Ибн Хилал. Жизнеописание пророка Мухаммеда // Умма, 2002. - С.652
13. Иноземцев В. Глобализация и неравенство: что - причина, что - следствие? Россия в глобальной политике. Т. 1. 2003. № 1, январь-март. - С. 169.
14. Философский энциклопедический словарь/ под редакцией А.Б.Васильева. 2-изд. -М. :Инфра - М, 2011. - 576 с.
15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994.- № 1. -С. 33-57.
16. Хомяков М.Б. Толерантность как социокультурная проблема./В кн. «Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт». - Екатеринбург, 2000. Ч. 2.
17. Worterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse. S.471-47
Reference Literature:
1. Prokhorov A.M. Tolerance in the third Meaning // Big Encyclopedic Dictionary// - M.: Soviet Encyclopedia, 1993. - p. 1632.
2. Shahnazarov G.Kh. Revelations and Delusions of the Theory of Civilization / In the book: Georghiy Shahnazarov. Modern Civilization in Russia. - M., 2003.
3. Turen A. Return of Acting Human Being. Essay of Sociology. - M., 1998. - 204 pp.
4. Ramazan G.A. Ethnopolitology: manual for students of higher schools, - 182 pp.
5. Baltsevich V.A., Balsevich S.Ya. Tolerance // Encyclopedia of Sociology, 2003. - 352 pp.
6. The Dictionary of Foreign Words and Expressions. -M., 1998. - 477pp.
7. Semashko M.A. The Development of the Term «Tolerance» in Humanitarian Sciences // Electronic scientific-pedagogical journal, 2007.
8. Dal V. to tolerate //Interpretation Dictionary of Alive Great Russian Language, 1998.
9. Images of Tolerant Thinking. Kemerovo, 2002. V.1.
10. Kalonov A. Tolerance and Purism in the Sphere of Religion in Contemporary Tajikistan // Traditions and Process of Democratization in Tajikistan. Materials of the scientific seminar. - Dushanbe, 21-22 June, 2010. - p. 164.
11. http//www. religions. unian. ua.
12. Ibn Khalil. Life Depiction of Muhammad Prophet // «Umma», 2002. - p. 652.
13. Inozemtsev V. Globalization andInequalitiy: what is Reason, what is Consequence? «Russia in Global Politics». V.1. 2003. - # 1, January-March. - p. 169.
14. Philosophical Encyclopedic Dictionary / under the editorship of A.B. Vassilyev. The second edition. - M.: Infra -M, 2011. - 576pp.
15. Khantington S. Collision of Civilizations //Police, 1994. - # 1. - pp. 33 - 57.
16. Khomyakov M.B. Tolerance as Social-Cultural Problem. Tolerance and non-Violence: Theory and International Experience. - Yekaterinburg, 2000. Part 2.
17. Dictionary of Logotherapy and Existentialism Analysis (in German) - p. 471.