Научная статья на тему 'Толерантное сознание человека в изменяющем мире'

Толерантное сознание человека в изменяющем мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1062
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ТЕРПИМОСТЬ / СОВЕСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / СТРАДАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / TOLERANCE / TOLERANCE CONSCIENCE / SELFAWARENESS / SUFFERING / YOUTH / RESPONSIBILITY / TECHNICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умарова Зара Ясуевна

Статья посвящена философскому осмыслению толерантного сознания человека в изменяющем мире. Показано, что в условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, толерантное сознание есть особая установка человека на изменение собственной позиции по отношению к другому. Человек усваивает в процессе жизни и деятельности окружающие его общественные явления и преломляет их в своем поведении и поступках, сознании и чувствах, чтобы жить в согласии с собой и окружающим миром. Автор отмечает, что в изменяющих отношениях во всем нужна мера, компромисс, допускающий инакомыслие в обществе на принципах толерантного сознания. При таком подходе, с нашей точки зрения, не будут делить людей по национальному признаку, возникнут пути взаимного обогащения культур и народов. Люди будут понимать и принимать сильного и слабого, маленького и большого человека, не ущемляя его достоинства, а в реальных поступках показывая пример, насколько мы толерантны в отношениях к друг другу в поведении, общении и в образе жизни. Мудрость толерантного сознания выдержка, спасение, выход из кризиса и само желание жить в мире и согласии с самим собой и окружающими. Глобализация это большое испытание, где востребованы позитивно ориентированные разумные люди с толерантным сознанием, так как перемены в жизни общества и человека никто не может предсказать. Будущее нашей планеты требует от каждого человека активной, жизненно важной гражданской позиции на основе толерантного сознания и толерантного отношения к планетарному сообществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE MIND OF HUMAN IN CHANGING WORLD

The article is devoted to philosophical understanding of tolerance of man in changing world. It is shown that in terms of socio-economic and political changes taking place in society, tolerant consciousness, there is a special person to change their own positions with respect to the other. A person learns in the process of life and activities of the surrounding social phenomena and refracts them in their behavior and actions, mind and senses to live in harmony with oneself and the world. The author notes that changing relations in all necessary measure, a compromise, allowing dissent in society on the principles of tolerance. With this approach, from our point of view will not divide people on a national basis, possible ways of mutual enrichment of cultures and peoples. People will understand and accept the strong and the weak, little big man and, without prejudice to his dignity, as in real actions, by showing the example of how, we are tolerant in relations to each other in behavior, communication and lifestyle. The wisdom of tolerance endurance, salvation, the exit from the crisis and the desire to live in peace and harmony with yourself and others. Globalization is a big challenge where the demand of positively oriented reasonable man with a tolerant mind, as the changes in society and human, no one can predict. The future of our planet requires each person's active, vital civilian positions on the basis of tolerant consciousness and tolerant attitude to the planetary community.

Текст научной работы на тему «Толерантное сознание человека в изменяющем мире»

УДК 304

УМАРОВА Зара Ясуевна,

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия zara200@mail.ru

ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ИЗМЕНЯЮЩЕМ МИРЕ

Статья посвящена философскому осмыслению толерантного сознания человека в изменяющем мире. Показано, что в условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, толерантное сознание есть особая установка человека на изменение собственной позиции по отношению к другому. Человек усваивает в процессе жизни и деятельности окружающие его общественные явления и преломляет их в своем поведении и поступках, сознании и чувствах, чтобы жить в согласии с собой и окружающим миром. Автор отмечает, что в изменяющих отношениях во всем нужна мера, компромисс, допускающий инакомыслие в обществе на принципах толерантного сознания. При таком подходе, с нашей точки зрения, не будут делить людей по национальному признаку, возникнут пути взаимного обогащения культур и народов. Люди будут понимать и принимать сильного и слабого, маленького и большого человека, не ущемляя его достоинства, а в реальных поступках показывая пример, насколько мы толерантны в отношениях к друг другу в поведении, общении и в образе жизни. Мудрость толерантного сознания - выдержка, спасение, выход из кризиса и само желание жить в мире и согласии с самим собой и окружающими. Глобализация - это большое испытание, где востребованы позитивно ориентированные разумные люди с толерантным сознанием, так как перемены в жизни общества и человека никто не может предсказать. Будущее нашей планеты требует от каждого человека активной, жизненно важной гражданской позиции на основе толерантного сознания и толерантного отношения к планетарному сообществу.

Ключевые слова: толерантное сознание, терпимость, совесть, самосознание, страдание, молодежь, ответственность, технический прогресс.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-163-166

UMAROVA Zara Y., Grozny State Oil Technical University of Millionshchikov,

Grozny, Russia zara200@mail.ru

TOLERANCE MIND OF HUMAN IN CHANGING

WORLD

The article is devoted to philosophical understanding of tolerance of man in changing world. It is shown that in terms of socio-economic and political changes taking place in society, tolerant consciousness, there is a special person to change their own positions with respect to the other. A person learns in the process of life and activities of the surrounding social phenomena and refracts them in their behavior and actions, mind and senses to live in harmony with oneself and the world. The author notes that changing relations in all necessary measure, a compromise, allowing dissent in society on the principles of tolerance. With this approach, from our point of view will not divide people on a national basis, possible ways of mutual enrichment of cultures and peoples. People will understand and accept the strong and the weak, little big man and, without prejudice to his dignity, as in real actions, by showing the example of how, we are tolerant in relations to each other in behavior, communication and lifestyle. The wisdom of tolerance - endurance, salvation, the exit from the crisis and the desire to live in peace and harmony with yourself and others. Globalization is a big challenge where the demand of positively oriented reasonable man with a tolerant mind, as the changes in society and human, no one can predict. The future of our planet requires each person's active, vital civilian positions on the basis of tolerant consciousness and tolerant attitude to the planetary community.

Keywords: tolerance, tolerance conscience, self-awareness, suffering, youth, responsibility, technical progress

Проблемы толерантного сознания в социальной философии настолько актуальны и значимы, что не могут оставаться на периферии научных исследований. Трансформация и модернизация российского общества и обеспечения его устойчивого развития приводят к необходимости переосмысления роли толерантного сознания человека. Развитие и дальнейшее существование человечества - одна из главных задач современного мира. На протяжении тысячелетий люди, общества и мир постоянно изменяются, претерпевая качественные преобразования, в человеческом стремлении достичь взаимопонимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество. Толерантное сознание приводит к конструктивному диалогу, обеспечивая выживание общества, выход его из глубокого кризиса, многообразных противоречий. Сегодня в нашем обществе большинство молодых людей с ужасом осознает себя обреченными, никому не нужными, что они будут жить гораздо хуже, чем их родители, и перед ними нет будущего. Именно они попадают под влияние различных группировок, стремясь привлечь внимание широкой общественности. Нестабильность в обществе сильно затрагивает молодежь, которой свойственен юношеский максимализм. В молодежной среде, где нет достаточной образованности и жизненного опыта, есть большое число людей, которые подвержены различным влияниям. Они ищут быстрого решения социальных проблем. Если взрослый человек, имея жизненный опыт, приспосабливается к переменам общественной жизни, переоценивает, находит точки соприкосновения в соответствии с новыми реалиями, чтобы достойно прожить свою жизнь, найти смысл жизни, то современная молодежь хочет обладать многими материальными благами жизни сразу, не прилагая особых усилий, и они в большинстве случаев попадают под дурное влияние, что, свою очередь, часто приводит к непредсказуемым последствиям. Проявление общественного сознания, частью которого является толерантное сознание, возможно понять лишь через анализ культуры. Она является той сферой общественной жизни, где осуществляется взаимодействие между бытием и

сознанием. На основе взаимодействия объективного и субъективного происходит качественное совершенствование бытия и сознания. Поэтому культура не может быть понята в отрыве от истории, также ее нельзя понять и в отрыве от человека, от его бытия и сознания. Соотношение культуры и духовности можно рассматривать с позиций диалектики цели и средств. В этом случае культура выступает средством формирования духовности, а духовность - целью развития индивидуальной культуры.

Информационная среда - это объективная реальность, которая призывает к новому гуманизму, к планетарной этике, критическому мышлению, компромиссам и толерантности. Профилактика ксенофобии, экстремизма является важнейшей задачей в изменяющемся мире. В связи с этим толерантное сознание сегодня является объективной потребностью современного общества: с одной стороны, оно дает свободу выбора человеку, а с другой - ограничивает эту свободу. И определение толерантности в социальных изменениях постоянно пополняется». Толерантное сознание - это особый философский взгляд, способный понимать связь мира, многообразия культур, идеологий, убеждений, являющихся не только сознанием «чего-то», но и сознанием «кого-то» [1, с. 14]. Человек своими адаптивно-преобразовательными действиями должен искать не то, что его разъединяет, а то, что объединяет с другим человеком в общечеловеческих ценностях. «Нет народов добрых и злых, умных и глупых, нравственных и безнравственных. Но, несомненно, все народы занимают различное место в саду человечества: имеют разную родословную и продолжительность жизни, обладают разными характерами, предрасположены к разным формам деятельности и дают разные плоды» [2, с. 89].

Диалектический подход к изучению противоречий демократичного общества требует выявления специфики конкретных противоречий между носителями различных религиозных и иных убеждений, между религиозным и нерелигиозным миропониманием в целом, всестороннего анализа происходящего в современном мире, в том числе возникновения межнациональных противоречий, которые приводят к конфликтам. Специфические интересы народов могут находиться в прямом противоречии друг с другом. Для преодоления этих противоречий и реализации прав человека толерантное сознание является ценностью фундаментальной и необходимой, так как оно отвергает революционность, применение насилия. Толерантность описывается философом М. Уолцером через характеристику мотивов, среди которых можно найти: «отстраненность, связанную с нежеланием противостоять или ощущением бессмысленности противостояния; безразличие; моральный стоицизм, позволяющий проявить любопытство к чужим заблуждениям; восприятие различий как общественного блага и восторженное поддержание всякого многообразия» [3, с. 25-26].

Социальные, экономические, национальные интересы людей разные. В связи с этим толерантное сознание становится основой цивилизованных отношений между людьми. Проявление толерантности как акта доброй воли, который равнозначен уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Это прежде всего распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, признание права на различие, готовность к компромиссу и диалогу, который предполагает наличие определенных условий - объективных и субъективных. Принципы толерантности включают уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира и способов проявления человеческой индивидуальности, стремление жить в мире и согласии. Толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: согласие, доброжелательность, демократия, мир.

Аристотель, называя человека «политическим животным» [4, с. 297], подчеркивает тем самым, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Чтобы найти свое место в мире, человек постоянно находится в процессе жизнедеятельности и в большинстве случаев бывает недоволен тем, что он имеет; он ищет свою истину бытия в этом многополюсном мире. Для того, чтобы преодолеть саморазорванность собственного бытия, ему приходится преодолеть огромные противоречия и прийти к согласию с самим собой. А возможно ли жить в согласии с законами общества и самим собой? Жизнь показывает: ничто не способно заменить гуманистические основы, заложенные в этническом облике, культуре и духовном наследии народа, и в связи с этим формирование толерантного сознания вытекает из реальных потребностей человека. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в спор, участвует в дискуссиях с множеством людей самого различного уровня и статуса, при этом нередко вынужден идти на компромисс, учитывать интересы окружающих, соглашаться с оппонентом в том случае, когда тот приводит неопровержимые аргументы. Это большой интеллектуальный труд и психическое напряжение мозга человека, где происходят изменения самого себя, своего сознания и отношения к проблемам, которые необходимо ему решить. Смысл человеческого существования и заключен в том, что человек, живя для себя, живет и для других

людей и помогает многим людям определить свое место в мировом сообществе. Это своеобразный путь освобождения от эгоистичного «Я», внутреннее освобождение от нетерпимости к другой культуре, языку, обычаям и нравам.

Кризис системы ценностей и их переоценка, начавшиеся еще в прошлом столетии, охватил огромные массы людей. Этот кризис поистине стал одной из главных проблем нашего времени разочаровавшихся в гуманистических идеалах и ни во что не верящих, но наряду с этим появляется противоположная тенденция. Стремительно возрождается интерес к религии, которая на протяжении тысячелетий была источником духовной силы человека и хранительницей цивилизованных традиций. Современный человек стремительно ищет точку опоры, чтобы облегчить свои страдания. С другой стороны, в обществе усиливается и тяга к высокой культуре, которая борется с общественными пороками. Чем выше культура людей, тем больше толерантности в обществе. Сегодня толерантный человек востребован в нашем обществе, потому что он может ставить перед собой цели и добиваться их реализации в жизнь. Негативная информация, обрушившаяся на человека, ведет к возникновению синдрома информационной усталости, к психическим расстройствам и массовой агрессии, и в связи этим жизнь человека выходит из русла спокойной жизни. Чтобы противостоять всем этим негативным явлениям реальной жизни, человеку приходится преодолевать возникающие противоречия повседневности, овладевать умением общаться с оппонентом. Самосознание человека тесно связано с самочувствием, и оно наталкивает его на сознание, находящееся вне его, с которым он еще знаком. Оно может быть адекватным и неадекватным, устойчивым и изменчивым, что может проявляться в функциональном, ролевом перевоплощении самосознания, усложняющем человеческое бытие. Как реальная потребность человеческого сосуществования толерантное сознание стремится к повседневной ответственности и готовности к преодолению возникающих проблем. В свою очередь, толерантное сознание как ценность и как инструмент разрешения конфликтов и предотвращения насилия определяется способностью народов понять его действительное место и возможности, его мирную конструктивную направленность. Сегодня, как никогда, такие ценности как нравственность, толерантность обретают позитивную силу, поскольку непосредственно связаны с интересами людей.

В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. В мировоззрении определяющей является его общая этическая установка, его фундаментальное понимание добра, от которого идут отдельные моральные оценки, нормы и решения.

Человек в этом мире живет в ситуации выбора вариантов поведения, он ответственен за свои поступки. Он хочет равновесия между тем, что им достигнуто, и пока недостижимым, его манят неприступные вершины. В каждом конкретном человеке присутствует история, ее средоточие, ее смысл.

Человек призван быть толерантным и гуманным, потому это единственное разумное существо, осознающее свою смертность. И всю свою сознательную жизнь он пытается отодвинуть, не подпустить к себе смерть. Человеку свойственно стремление к собственному благу, и поэтому он с ответственностью должен пересмотреть свое отношение к людям, к культуре. Такой подход позволит выстраивать новый взгляд толерантной культуры во взаимоотношениях человека с миром. Сам этот путь сложный, противоречивый, можно сказать, тернистый, когда внутренний голос не подчиняется разуму, иногда он оказывается сильнее разума, и человек делает то, что он не хотел бы делать. В осознании собственной слабости его мучают угрызения совести, ему хочется переложить свою вину на кого-то другого, он ищет защитные механизмы. Таким образом, толерантное сознание - это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. И людям сегодня предоставлена реальная возможность строить эти мостики, осознать, что нужна общая, единая концепция выживания, и она должна базироваться на толерантном сознании, а оно, в свою очередь, поможет сделать жизнь лучше для самого человека и всего человечества. Толерантное сознание является той культурной направленностью в отношениях людей, отличающихся от нас своими убеждениями и привычками. Эти отношения не могут быть простыми, и вся сложность во взглядах способна обогатить людей, научить опыту жизни, призвать к смирению и состраданию, найти точки соприкосновения, понять и принять этого другого таким, каков он есть, а не таким, каким вы хотите его видеть. Всякий диалог должен носить благожелательный, позитивный характер, надо стремиться к поиску согласия, взаимопонимания между представителями всех религиозных общин. В многонациональном, многоконфессиональном и поликультурном государстве одна из главных задач - «снять» существующие противоречия в духовной жизни общества, так как эти противоречия могут перерасти в межнациональные розни, межэтнические конфликты. Нетерпимость к иному, стремление сде-

лать мир единообразным, униформистским - это путь к регрессу. Поиск новых путей выхода из кризиса, осознание человеком возможности глобальной катастрофы приводят его разум к толерантному сознанию, что представляется не только предпочтительным, но содержащим зримое зерно терпимости человека к человеку, наиболее соответствующим современному этапу развития общества. Современный человек выходит на качественно новый уровень развития экономических, информационных, культурных отношений, связывающих человека с человеком по законам логики.

В изменяющихся отношениях во всем нужна мера, компромисс, допускающий инакомыслие в обществе на принципах толерантного сознания. При таком подходе, с нашей точки зрения, не будут делить людей по национальному признаку, возникнут пути взаимного обогащения культур и народов. Люди будут понимать и принимать сильного и слабого, маленького и большого человека, не ущемляя его достоинства, а в реальных поступках показывая пример, насколько мы толерантны в отношениях к друг другу в поведении, общении и в образе жизни. Мудрость толерантного сознания - выдержка, спасение, выход из кризиса и само желание жить в мире и согласии с самим собой и окружающими. Устремленность человека в некой иной, высшей деятельности есть потребность, дающая импульс активности, развития общества, без которой не возможны никакие великие свершения. Когда внешний мир общества входит во внутренний мир человека, тот часто не понимает себя, он включен в жизненный процесс, его желание оказывается сильнее, и он пытается подняться, чтобы дойти до истины. «Любое чувство истины, - пишет Ясперс, - раскрывается лишь тогда в чистом виде, когда оно очищено в движении разума» [5, с. 440].

Глобализация - это большое испытание, где востребованы позитивно ориентированные разумные люди с толерантным сознанием, так как перемены в жизни общества и человека никто не может предсказать. Будущее нашей планеты требует от каждого человека активной, жизненно важной гражданской позиции на основе толерантного сознания и толерантного отношения к планетарному сообществу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Умарова З.Я. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Махачкала, 2006. - С. 14.

2. Келигов М.Ю. Опыт размышлений о жизни и человеке. - Ростов н/Д., 2013. - С. 89.

3. Уолцер М. О терпимости. - М., 2000. - С. 25-26.

4. Аристотель. Политика. - М.: Мысль. 1997. - С. 297.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 440.

REFERENCES

1. Umarova Z.Ya. Author. disc ... K. Filos..n. Mahachkala. 2006. P. 14.

2. Keligov M.Yu. Opyt reflection on life and the person. [Opyt razmyshlenij o zhizni i cheloveke]. Rostov-on-Don. 2013. P.

89.

3. Uoltser M. About tolerance. [O terpimosti]. Moscow, 2000. S. 25-26.

4. Aristotel. Policy. [Politika]. Moscow: Thought. 1997. P. 297.

5. Jaspers K. The meaning and purpose of history. [Smysl i naznachenie istorii]. Moscow, 1991. P. 440.

Information about the author

Умарова Зара Ясуевна, кандидат философских наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия zara200@mail.ru

Получена: 10.12.2015

Для цитирования статьи: Умарова З.Я. Толерантное сознание человека в изменяющем мире. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 163-166.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-163-166

Информация об авторе

Umarova Zara Y., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Grozny State Oil Technical University of Millionshchikov, Grozny, Russia,

zara200@mail.ru Received: 10.12.2015

For article citation: Umarova Z.Y. Tolerance mind of human in changing world. [Tolerantnoe soznanie cheloveka v izmenyayushchem mire]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 163-166.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-163-166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.