УДК 304.2
Умарова Зара Ясуевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Грозненского государственного нефтяного технического университета имени акад. М.Д. Миллионщикова dom-hors@mail.ru
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗАИМНОМУ ПОНИМАНИЮ И СОГЛАСОВАНИЮ
Umarova Zara Yasuevna PhD,
Assistant Professor of the Philosophy Department, Grozny State Technical University of Oil dom-hors@mail.ru
TOLERANCE AS THE ASPIRATION TO MUTUAL UNDERSTANDING AND COORDINATION
Аннотация:
В статье говорится, что толерантность является сложным понятием, по поводу которого нет определенной ясности среди исследователей. Мы объединяемся с теми, кто разделяет наши убеждения. Для понимания другого человека, другой культуры необходимо понимание самого себя. Вырабатывая эффективные формы сотрудничества, человечество должно, опираясь на единые гуманистические ценности, развивать общий дух как ядро толерантности, что позволит всем странам и народам действовать максимально сообща, несмотря на различие социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. Нахождение открытия общих объективных закономерностей развития через равноправие культуры, религии и т.п. - путь к толе-рантности.
Ключевые слова:
толерантность, интолерантность, противоречия, компромисс, ценность.
Summary:
Tolerance is a complicated conception, which is interpreted in different ways by the researchers. People tend to unite with those who share their views. For understanding the other person, other culture, one needs to understand himself. Developing efficient forms of collaboration the humanity should develop a common spirit as a core of the tolerance on the basis of the humanitarian values, thus allowing all the countries and peoples to cooperate regardless of differences in social, political, ethnic and other worldview orientations. Finding and discovering general objective laws of the development through equality of cultures, religions, etc. is a way to the tolerance.
Keywords:
tolerance, intolerance, contradictions, compromise, value.
В начале XXI в. в мире сложилась очень тяжелая ситуация. Человечество стоит перед страшным историческим Вызовом. Под вопрос поставлено само существование человеческого рода. «Будет ли продолжаться жизнь вида Homo Sapiens, или ему грозит деградация и вымирание из-за собственного равнодушия и непредусмотрительности?» Бурные социальнополитические процессы современности, все более широкое воздействие научно-технической революции на жизнь каждого народа и человечества в целом объективно требуют тщательного учета самых различных факторов и устранения тех общественных форм, которые не отвечают требованиям времени, тормозят прогресс. Западногерманский философ М. Хайдеггер писал еще в середине 60-х гг.: «Никто не может предвидеть надвигающиеся перемены. Но технический прогресс будет ускоряться, и ускоряться и никогда не остановится. Во всех областях своей деятельности человек будет все сильнее подвержен воздействиям техники. Эти силы повсеместно, каждую минуту вынуждают человека к действиям, сковывает его активность, давят на него... они давно вышли из-под контроля и превзошли его возможности принимать решения» [1, р. 51]. Понятие толерантность является неоднозначным и чрезвычайно сложным, многоаспектным понятием, по поводу которого нет определенной ясности среди исследователей. Этимологически толерантность восходит к латинскому слову tolerantia - терпение, терпимость, связанному с многозначным глаголом tolerare с тем же значением, что и в английском языке - выносить, переносить, сносить. Во второй половине ХХ в. слово вошло в русский язык и получило широкое распространение в современной речи. Но следует признать, что значение слова толерантность, зафиксированное в словарях («терпимость и ненасилие»), значительно уже, чем концептуальный смысл, закладываемый в термин либеральной парадигмой. Толерантность рассматривается и в качестве морального принципа, и в качестве модели поведения, формы индивидуальной или общественной реакции на социальные проявления и др. Толерантность или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придержива-
ются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Для понимания другого человека, другой культуры, другой религии необходимо понимание самого себя. Призыв Сократа: «Познай самого себя», - как глубокое самопознание открывает человеку удивительные возможности, универсальные законы развития человека, культуры, религии и вводит человека в то бытие, где не может осуждения. В значениях слова толерантность люди выразили свое отношение к действиям, которые благоприятствуют разного рода человеческим контактам, помогают достичь определенных целей. Развитое общественное сознание оформляет в представлении о толерантности моральное качество, которое характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности: диалог, разъяснение, сотрудничество.
Человеческий мир - это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом, это использование и создание в ходе общения и для убедительного воздействия разнообразия предметных форм. Человеческий мир сегодня характеризуется противоречиями и напряжением. Участники и создатели человеческого мира - субъекты, в отношении к своим целостностям они реализуют субъективность. Толерантность проявляется в различных способах и средствах воздействия людей на природу и на себе подобных. Предметные формы субъективности образуют культуру. Культура в таком определении есть процедура и результат «переноса» и «закрепления» в предметные формы жизненно важных тому или иному сообществу людей отношений друг с другом и условиями своего бытия. По сути, предметные формы - идеальные образования, в них не только осуществляется «перенос» конкретных человеческих действий и результатов на нечто иное, выделенное из этих действий и результатов, но и «закрепление» с помощью предметных форм значений этих действий и результатов, символизация человеческих способностей и интересов. Однако не сами по себе идеальные образования в своих предметных формах, а люди - обладатели и создатели этих форм - востребуют и задействуют их в своих сознательных действиях. Свое предметное выражение толерантность обретает в различных социальных практиках, где она выступает в функции регулятора человеческой жизнедеятельности, тем самым, являясь идеальным образованием и входя в культурный арсенал того или иного сообщества. Именно в таком значении толерантность выступает как культурная норма и моральная ценность. Только в связи с объективно-историческим общественным развитием и особенностями современного человеческого мира толерантность может выступать как предпосылка и принцип движения людей к единству и совместному сотрудничеству.
Компромисс католиков с протестантами был первым практическим опытом толерантности и установления равновесия частных сил. Данный опыт имеет всемирное значение, поскольку он формировался не на основе предшествующих конфликту норм и ценностей, а в условиях изменения старого порядка и создания нового. В то же время этот опыт не дает готовых моделей свободного развития многообразия, которые подлежат тиражированию в других сферах жизни. Он задает лишь схему противоречивого компромисса принципов и идей. Его историческая динамика, выявление скрытых в нем моментов во многом определили характер последующего развития социальной и политической мысли и практики Запада. В этом смысле прецедент идейного компромисса между католиками и протестантами не был торжеством безразличного отношения к нормам и ценностям. В нем скорее выражалось согласие на политическое сосуществование двух субъективированных нормативно-оценочных систем, не способных осилить друг друга. Это сосуществование сыграло значительную роль в становлении политического механизма, претендующего на универсальность.
Категориальные компоненты понятия толерантности продуктивны лишь тогда, когда обнаруживают свою связь с действительностью. В обобщенном виде можно выделить действительные тенденции проблемы толерантности. Это глобализация мира и необходимость выживания, многополярный мир, этнос самоорганизующихся систем, либерально-демократические
ценности. Обнаружилось, что в разворачивании этих тенденций разбивается миф об «обочине истории», на которой находятся или могут находиться страны, сообщества или отдельные индивиды то ли по недомыслию, то ли, напротив, по соображениям «высшего порядка». Изменения, вызванные этими тенденциями, коснулись каждого человека и сделали проблему толерантности необходимым условием регулирования своих отношений с миром и природой, неведомым и неопределенным.
Уникальность современной ситуации состоит в том, что перед «каждым и всеми» встает задача выживания. Выживать предстоит в планетарном состоянии, где развиваются кризисные процессы. Новые процессы не в последнюю очередь зависят оттого, каким образом социокультурные достижения различных сообществ включаются в движение человеческого мира к своей целостности. В таком движении насильственные процедуры: авторитарное подчинение, грубая сила, утилитаризм и прагматизм - малопродуктивны. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но, еще раз подчеркиваю, и элементарного выживания в современном мире. Происходящий в настоящее время рост потребностей не только физических и материальных, но и эмоционально-духовных невозможно удовлетворить без прогрессивных изменений человеческого образа жизни, мышления и сознания. Неудовлетворительность этих потребностей может привести к таким деградационным изменениям в социокультурной сфере, что вкупе с изменениями биосферы приведет к финалу человеческую цивилизацию. В сегодняшнем мире изменяются формы и методы образования. Передача социокультурного опыта должна происходить не путем простого усвоения системы знаний, являться подготовкой «...к овладению методами и содержанием познания и практики, которых никогда ранее не существовало» [2, с. 25].
Сегодня люди начинают понимать, что возникающие проблемы в экономике, политике, культуре нужно решать общими усилиями всех граждан; что каждый должен проявить ответственность и инициативу и не перекладывать решение проблем на других людей; что необходимо постоянно искать баланс частных и общественных интересов. Очень важно для становления и развития личности, ее духовного мира растущее в обществе понимание того, что наша жизнь не сводится к политике, к политической борьбе. Люди начинают по-новому смотреть на быт, личную, семейную жизнь, начинают понимать, что быт - это культура, нравственность, постоянный поиск истины, правды и справедливости. Наиболее употребляемые экзистенциалистами категории, характеризующие человеческое бытие (бытие - для себя, заброшенность, одиночество, страх, бытие к смерти) - очевидное свидетельство признания ими ущербности, даже абсурдности человеческого существования в обществе.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому следует стремиться к взаимному пониманию толерантности, стремиться к тому, что оно стало привычным в обыденном языке. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на этом основании.
Толерантное сознание человечества как системное целое формируется за счет оригинального содержания, обуславливающего его динамичность, универсальность и своеобразие. Поэтому устремленность человека к этой высшей и устойчивой, и непреходящей духовной субстанции есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс нравственной активности, духовному развитию общества, без которой невозможны никакие великие свершения. Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они занимают соответствующее место в нашем толерантном сознании и мировоззрении. Вырабатывая эффективные формы сотрудничества, человечество должно, опираясь на единые гуманистические ценности, развивать общий дух как ядро толерантности, что позволит всем странам и народам действовать максимально сообща, несмотря на различие социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. Нахождение открытие общих объективных закономерностей развития через равноправие культуры, религии и т.п. - путь к толерантности. Толерантное сознание вырастает из попыток мирными средствами разрешить для отдельного человека культурные, этнические и другие конфликты и противоречия, смягчить ситуацию кризиса идентичности социальных групп или общества в целом. Главная проблема здесь заключается в вопросе, что предпринимает толерантный человек для того, чтобы, сохранив свои убеждения, при этом отказаться от интолерантного воздействия на то или иное отклонение? Толерантный человек как бы «забывает», выносит за
скобки свое несогласие (которое, однако, всегда остается), фокусируя свое внимание на личности того, с чьим поведением или мнением он не согласен.
В настоящее время перед обществом стоит задача помочь человеку преодолеть противоречия, вернуть веру в высшие нравственные идеалы и ценности. Стремление совершенствовать и обогащать жизнь в окружающей среде для себя и для других - это мудрое терпение. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Он стремится защитить, сохранить и изучить культурное наследие народа. Сохранить и укрепить это единство, дружбу между народами - гражданский долг каждого человека. Единственный способ сохранения, развития и самореализации человека - это контакты с окружением для передачи своего лучшего опыта и принятия достойного чужого. В результате такого обмена опытом обогащаются обе стороны, проявляется единение народов и культур мира.
Ссылки:
1. Heidegger M. Discoutze in Thinking. 1966. № 4.
2. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М., 2001.
References (transliterated):
1. Heidegger M. Discoutze in Thinking. 1966. № 4.
2. Pakhomov N.N. Krizis obrazovaniya v kontekste global'nykh problem // Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. M., 2001.