Научная статья на тему 'Толерантное сознание в поиске истины бытия человека'

Толерантное сознание в поиске истины бытия человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ИСТИНА / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / ЖИЗНЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / СОГЛАСИЕ / КУЛЬТУРА / РАВНОВЕСИЕ / ЦЕННОСТИ / GENESIS / HARMONIZATION / TRUTH / HUMAN / SOCIETY / LIFE / TOLERANT MIND / CONSENT / CULTURE / EQUILIBRIUM / VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умарова Зара Ясуевна

Статья посвящена проблеме толерантного сознания, которая актуальна во всех сферах жизни современного общества. Предлагается рассматривать толерантность как способ поиска истины бытия человека, как самосознание, самоцель и внутреннее согласие человека с самим собой. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, предъявляют к человеку новые требования, ставят перед ним новые вызовы, и толерантное сознание человека как движущая сила общества и общественных отношений ведет к единству и целостности народов, познанию тайн бытия в трансформирующемся мире. Основным принципом толерантности признано право на отличие. Определяется важность толерантного сознания для выработки компромиссных позиций человека, преодоления межкультурных и межэтнических противоречий, гармонизации социальных и духовных начал, продуктивного обмена культурным и образовательным опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerant mind in the search for the truth of human existence

The study deals with the problem of the tolerant mind which is relevant in all aspects of life in the modern society. Tolerance is considered as a way to search for the truth of human existence, as self-awareness, an end in itself and the inner consent with oneself. Social, economic and political changes taking place in the modern world make the person meet the new challenges and requirements. Tolerant mind as a driving force of society and social relations leads to the unity and integrity of the peoples, to the knowledge of the mysteries of existence in the transforming world. The basic principle of tolerance is the right to be different. The research defines the significance of the tolerant mind for developing the compromise attitudes of a person, overcoming the cross-cultural and interethnic contradictions, harmonizing the social and spiritual foundations, a productive exchange of cultural and educational experiences.

Текст научной работы на тему «Толерантное сознание в поиске истины бытия человека»

УДК 165.0+111.1:316.647.5

https://doi.org/10.24158/fik.2017.12.8

Умарова Зара Ясуевна

Umarova Zara Yasuevna

кандидат философских наук, доцент Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова

ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОИСКЕ ИСТИНЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

PhD, Associate Professor, Grozny State Oil Technical University

TOLERANT MIND IN THE SEARCH FOR THE TRUTH OF HUMAN EXISTENCE

Аннотация:

Статья посвящена проблеме толерантного сознания, которая актуальна во всех сферах жизни современного общества. Предлагается рассматривать толерантность как способ поиска истины бытия человека, как самосознание, самоцель и внутреннее согласие человека с самим собой. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, предъявляют к человеку но-вые требования, ставят перед ним новые вызовы, и толерантное сознание человека как движущая сила общества и общественных отношений ведет к единству и целостности народов, познанию тайн бытия в трансформирующемся мире. Основным принципом толерантности признано право на отличие. Определяется важность толерантного сознания для выработки компромиссных позиций человека, преодоления межкультурных и межэтнических противоречий, гармонизации социальных и духовных начал, продуктивного обмена культурным и образовательным опытом.

Ключевые слова:

бытие, гармонизация, истина, человек, общество, жизнь, толерантное сознание, согласие, культура, равновесие, ценности.

Summary:

The study deals with the problem of the tolerant mind which is relevant in all aspects of life in the modern society. Tolerance is considered as a way to search for the truth of human existence, as self-awareness, an end in itself and the inner consent with oneself. Social, economic and political changes taking place in the modern world make the person meet the new challenges and requirements. Tolerant mind as a driving force of society and social relations leads to the unity and integrity of the peoples, to the knowledge of the mysteries of existence in the transforming world. The basic principle of tolerance is the right to be different. The research defines the significance of the tolerant mind for developing the compromise attitudes of a person, overcoming the cross-cultural and interethnic contradictions, harmonizing the social and spiritual foundations, a productive exchange of cultural and educational experiences.

Keywords:

genesis, harmonization, truth, human, society, life, tolerant mind, consent, culture, equilibrium, values.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает одного: научиться жить на земле как люди.

Бернард Шоу

Проблема толерантного сознания впервые возникла на религиозной почве в западной цивилизации и сегодня актуальна во всех сферах жизни общества. В период роста агрессии, конфликтов и нестабильности каждый человек должен взвешенно, разумно и толерантно подойти к изменениям, происходящим в общественной жизни, чтобы понять себя, найти истину своего бытия. Необходимо достигать взаимного согласия в социальных, политических отношениях, правовых идеях, нравственных принципах, искусстве, науке и религии. Э. Фромм пишет: «Под бытием я понимаю такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром» [1, с. 25].

Желание найти свое место жизни толкает человека на объективную логику рассуждений. Но есть и субъективная логика хотения [2], и часто человек не понимает самого себя и того перехода чувства радости в страдание, любви в ненависть. Именно в этот момент рассуждений важно, какую логику человек выбирает, чтобы не попасть в тупик. Толерантное сознание, ценностные ориентиры, умственные способности помогут определить скудные мысли человека о хотении. Своеобразное искусство толерантного подхода к познанию мира и человека состоит в бесконечной ответственности перед близкими людьми и обществом, умении своевременно освободиться от бездумного, жалкого существования, не замыкаться на себе, а найти свое место в жизни с другими людьми, их проблемами, желаниями и страданиями. По М. Шелеру, «человек, как существо витальное, без сомнения, является тупиком природы, ее концом и наивысшей концентрацией одновременно; однако как возможное "духовное существо"... он есть нечто иное, чем просто тупик: он есть в то же время светлый и великолепный выход из этого тупика, существо, в

котором первосущее начинает познавать само себя и себя постигать, понимать и спасать. Итак, человек есть одновременно и то, и другое: тупик и - выход!» [3, с. 26].

Современный человек оказался не подготовленным к происходящему трансформированию жизни. В сложный период жизни человеку необходимо рассматривать толерантное сознание как самосознание, как самоцель, так как внутреннее согласие с самим собой способно бороться с тревогами, которые изнутри терзают, мучают его. Цель жизни способствует формированию связей человека с другими людьми, а удовлетворение своих желаний наталкивает на такие же стремления и желания других людей. У человека есть страх, сомнения, неудовлетворенность своей жизнью, которые подвигают его на поиск истины своего бытия. По словам Дж. Дьюи, «страх, будь то инстинктивный или приобретенный, есть функция среды. Человек боится потому, что он существует в страшном, ужасном мире» [4, с. 43].

В попытке изменить свою жизнь, преодолеть противоречивый жизненный путь человек часто ищет истину. Пробуждается запоздалое толерантное сознание, которое подсказывает ему, что материальное благополучие не тождественно его счастью. Здесь внутренние силы человека решительным образом борются с внешними силами грозящей опасностью разложения самого человека и общества по национальному, религиозному признаку. Приоритет инновационных технологий, заинтересованность в сверхприбыли в корне меняют жизнь народов в современном мире. Большинство людей ориентированы на экономическую прибыль, и в связи с этим ценностные подходы к человеку, к общественным отношениям меняются. Традиционная культурная среда, в которой человек живет с момента рождения, есть основа жизни народа и общества. Это объективная реальность, в которой есть преемственность поколений, при нарушении которой распадаются нравственные основы. Человек свободен в выборе своего жизненного пути, и этот выбор должен учитывать традиционную культуру в процессе развития общества. Современные технологии и инновационные проекты не должны превращать человека в «бездушный» придаток машины. Новое экранное мышление несет в себе непредсказуемые опасности и проблемы, с которыми современным молодым людям очень сложно справиться. Многие телепередачи в отличие от фильмов не имеют целостности и законченности. «Мы шатаемся, но не следует робеть из-за этого и жертвовать новыми приобретениями. Кроме того, мы не можем вернуться к старому, мы уже сожгли наши корабли; остается только быть храбрым, что бы из этого ни вышло. Будем только идти вперед, сдвинемся с места!» [5, с. 167].

Толерантное сознание выступает сегодня как ценность, которая нужна для выработки компромиссных позиций человека. Чтобы найти смысл жизни и истину своего бытия, важно уметь прощать мелкие обиды, совершать добрые и разумные поступки, думать, слушать и понимать других, стараться подняться над собой, своими эмоциями, самому принимать решения и взглянуть на себя со стороны, насколько мы сами справедливы, добры, искренны и благородны в своих намерениях, стремлениях и связях с другим человеком, с обществом, постичь истину разумом, творить добро чувством, пытаться установить подлинно цивилизованные отношения между людьми и народами.

Всем на земле сегодня необходима единая концепция выживания. Мы жители одной планеты, и все мы должны понимать, что ответственность за жизнь на земле несет каждый из нас. Многое зависит от того, насколько мы образованны, востребованы в обществе и готовы приобщиться к новым социально-экономическим трансформациям. Спонтанно доминируют в общественных отношениях желания обладать многими материальными богатствами и спастись в одиночку, что приводит к большому разрыву между богатыми и бедными. Э. Фромм пишет: «Алчность и зависть столь живучи вовсе не из-за своей врожденной силы, а потому, что человеку трудно противостоять давлению со стороны общества, трудно не стать волком среди волков. Стоит изменить систему ценностей - как хороших, так и плохих, и переход от эгоизма к альтруизму будет не так уж труден» [6, с. 203]. Следует идти к межнациональному межконфессиональному конструктивному диалогу, который сможет объединить народы. К. Ясперс отмечает: «Человек как предмет исследования и человек как свобода познаются нами из радикально отличающихся друг от друга источников. Первый становится содержанием знания, второй - основной чертой нашей веры» [7, с. 451]. Знания вселяют в нас уверенность, а вера - надежду, с которой мы движемся к познанию мира информационного общества, виртуального бытия, той беспристрастной действительности, в которой мы живем. «Информационное общество можно определить как такое общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования и рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний» [8, р. 42].

Многие проблемы в современном мире появляются из-за нестабильности, стрессов, неопределенности, которые влияют на психику и сознание людей. Попытка насильственным способом решить политические, религиозные проблемы порождает новые противоречия, которые приводят к заблуждению. Такие методы в своем большинстве имеют своим итогом непонимание,

новую агрессию, конфликты, носящие болезненный, затяжной характер. Толерантность как безграничная ценность направлена на преодоление противоречий и признание другого как носителя другой культуры и религии, обычаев и традиций.

Каждый период истории человечества имеет свою особенность. Эпоха постмодерна характеризуется увеличением случаев неопределенности, которые соединены случайностью и альтернативностью. Понятие «постмодерн» впервые было употреблено А. Тойнби в 1947 г. для обозначения нового периода в развитии западной цивилизации. Подход постмодернистов к изменениям, происходящим в современном обществе, разный. С точки зрения одних постмодернистов, мы живем в обществе, которое изменилось, когда другие считают, что постмодерн и модерн бытуют одновременно. Жить и ценить то, что есть сейчас, думать о счастливом завтрашнем дне, толерантно подойти к пониманию себя и своего места в этом многополярном мире, прийти к мудрому взвешенному решению, чтобы не повторять ошибки прошлого, - очень сложная задача. Прийти к верному решению возможно через гармонизацию социальных и духовных начал, реальные действия, направленные на обмен культурным и образовательным опытом, который сближает людей. Это новый мировоззренческий взгляд в гармонизации отношений между людьми, способный формировать у подрастающего поколения убеждения в необходимости уважать культуры других народов, направленность на распознание общечеловеческих ценностей, лежащих в основе диалога и единения культур. Каждый отдельно взятый человек как носитель культуры отдельного народа заинтересован показать отличие и сходство, находить общее для понимания незнакомой культуры. «Для того чтобы взаимодействовать эффективно с другой культурой, необходимо адаптировать себя к этой культуре» [9, р. 240].

Культура взаимодействует с бытием и сознанием, в результате такого взаимодействия происходит качественное совершенствование жизни. Главное - проявлять любовь во взаимоотношениях к близким, детям, семье, человеку вообще, к жизни и через это чувство любви и толерантное сознание, культуру открывать новые познавательные возможности своего пытливого ума к постижению истины и безграничной ответственности за свое будущее. Здесь, по всей видимости, с новой силой откроются возможности человека, позволяющие ему не потерять себя и свою связь с другими людьми, другой культурой и религией, его стремления находить точки соприкосновения в самой повседневной реальной жизни, а не за ее пределами. Такой высший дар, как человеческая жизнь, требует к себе бережного и терпеливого отношения. Человек еще не научился терпимости к инакомыслию, широкомасштабному мышлению и сохранению в себе того человеческого, что накоплено годами, сознательно оберегать и любить самое дорогое и ценное, что есть у него, - жизнь. Экзистенциалист Г. Марсель считает, любовь - это «сердце человеческого мира, которое теперь перестало биться» [10, с. 27]. Толерантное сознание человека отражает его бытие, регулирует действия, укрепляет тот хрупкий мир в человеческих взаимоотношениях, стремясь сохранить его между людьми, народами, государствами. «Техника, сущностью которой является само бытие, не может позволить людям преодолеть ее. Это в конечном счете означает, что именно человек является господином бытия» [11, р. 38].

Как сохранить в себе равновесие в постоянно меняющемся противоречивом мире? Сегодня востребованы образованные, высоконравственные, воспитанные люди, гуманно подходящие к иным взглядам, оставаясь при своих убеждениях, но избегая насилия, столкновения. К основным принципам толерантности относится признание права на отличие, признание прав меньшинства. В общественной жизни мы сталкиваемся с различными трудностями, так как общество как самостоятельная сфера бытия обладает специфическими чертами, отличными от существования природы человека. В таких сферах жизни общества, как идеологическая, политическая, экономическая, духовная, социальная, в которых осуществляется совместная деятельность людей, толерантное сознание выступает связующим звеном в цепи различных элементов. Эта связь может быть настолько прочной и целостной, насколько каждая из сфер сможет выражать свою особенность, обдуманность своих действий. Если какая-то сфера сосредоточена на своей исключительности, возможно, появится болезнь общества, которая, как и болезнь отдельного человека, если вовремя не поставить диагноз и не лечить, может перейти в хроническую стадию и не оставить веры на излечение.

Равнодушие, озлобленность, зависть, которые в последнее время распространились в обществе, еще раз свидетельствуют об остром дефиците толерантного сознания, что тормозит развитие самого человека и общества в целом. Человеку не следует ограничивать общение с другими людьми, он должен постоянно стараться расширять свои возможности общения и сближения с другими. Строить человеческие взаимоотношения довольно сложно, но именно они самые прочные, их практически невозможно разрушить, так как в этом процессе задействованы человеческое сердце и душа, которые объединились в толерантном сознании в поиске истины бытия самого человека. Сегодня наше общество нуждается в сознательно формируемой модели человеческих взаимоотно-

шений. Они ведут к познанию многообразных слоев бытия и толерантного сознания. С. Франк пишет: «Начало непостижимого мы пытаемся проследить в трех слоях бытия: 1) в окружающем нас мире или - шире говоря - что предстоит нам как предметное бытие и что нам надлежит проследить в самих его корнях и основах; 2) в нашем естественном бытии - как оно, с одной стороны, обнаруживается как "внутренняя жизнь" каждого из нас и как оно, с другой стороны, проявляется в отношении к внутренней жизни других людей и к более глубоко лежащей "духовной" основе нашей душевной жизни, и 3) в том слое реальности, который в качестве первоосновы и всеединства как-то объединяет и обосновывает оба эти различные и разнородные миры» [12, с. 189].

Народы России должны понимать, что новую модель человеческих взаимоотношений, ведущих к гармонии мира и человека и познаваемости Вселенной, можно создать с помощью качественного образования и благородного воспитания. От этого зависит многое, и прежде всего налаживание экономических, политических и социальных связей, которые улучшат бытие человека. Жизнь ставит каждого человека перед сложным, противоречивым выбором. Что такое жить? Как жить в единстве с миром? Отвечая на эти непростые вопросы, человек, его сознание сближается с лучшими умами планеты, не по религиозному и этническому признаку, а стремлением понять природу человеческого бытия на рациональном уровне. Глобальные проблемы предъявляют новые требования к бытию человека, и от правильного анализа опасности, грозящей миру, зависит очень многое. Человеку как природному социальному и духовному существу в процессе всей своей жизни следует исходить из того, что развитие его не имеет завершения. Мир несовершенен так же, как и человек. Человек как единственное разумное существо может изменить свое отношение к миру.

Ссылки:

1. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. 320 с.

2. Коренькова И. «Прекрасное есть жизнь» // Учительская газета. 2007. № 21. 22 мая.

3. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. 490 с.

4. Dewey J. Experience and Nature. Chicago ; L., 1925. P. 43.

5. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1999. С. 167.

6. Фромм Э. Указ. соч. С. 203.

7. Ясперс К. Смысл и назначение человека. М., 1991. С. 451.

8. Martin W. The Information Society. L., 1988.

9. Sitaram K.S., Cogdell R.T. Foundations of Intercultural Communication. Columbus (Ohio), 1976. P. 240.

10. Marcel G. Le Mystère de l'Être. P., 1951. Vol. 1. P. 27.

11. Heidegger M. The Turning // The Question Concerning Technology and Other Essays. N. Y. ; L., 1977. P. 36-49.

12. Франк С. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии. М., 1990. С. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.