Научная статья на тему 'Проблема толерантного сознания в межнациональных отношениях'

Проблема толерантного сознания в межнациональных отношениях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
889
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / КОМПРОМИСС / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / TOLERANCE / CONTRADICTIONS / THE COMPROMISE / A CIVILISATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умарова Зара Ясуевна

В статье рассматривается толерантное сознание как основа духовного мира человека, которое является высшей ценностью общественного развития и межнациональных отношений. В современном обществе толерантное сознание должно стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Позиция терпимости и доверия это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of tolerant consciousness in international relations

In article it is reflected that a supreme value of social development and international relations is the tolerant consciousness, as a basis of an inner world of the person. In a modern society the tolerant consciousness should become meaningly formed model of mutual relations of people, the people, and the countries. The tolerance and trust position is a basis for realisation of a choice of the future generations towards peace, instead of wars, mankind peaceful coexistence, instead of conflicts.

Текст научной работы на тему «Проблема толерантного сознания в межнациональных отношениях»

УДК 304.2 У-52

Умарова Зара Ясуевна

кандидат философских наук, доцент,

Грозненский государственный нефтяной институт имени акад. М.Д. Миллионщикова Bara_aldi@mail.ru

Проблема толерантного сознания в межнациональных отношениях

Аннотация:

В статье рассматривается толерантное сознание как основа духовного мира человека, которое является высшей ценностью общественного развития и межнациональных отношений. В современном обществе толерантное сознание должно стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Ключевые слова: аксиологический критерий, толерантность, интоле-рантность, противоречия, компромисс, цивилизация.

Толерантное сознание - один из стержней культуры межнациональных отношений. Но в реальности народы пока еще далеки от него: к сожалению, мы часто еще сталкиваемся с явлениями интоле-рантности, национализма, взаимной ненависти. Как решить эту сложную задачу, изжить эти явления или хотя бы двинуться в сторону их изживания? Бесспорно, движение к толерантности - задача всего человечества; придти к ней можно только через человеческие практики. И надеяться на то, что человечество сразу, одновременно, дружно «раздоры позабыв, в семью единую соединится», было бы наивным. В этом движении есть авангард, зачинатели, есть и те, кто еще не освободился от пережитков интолерантности, а есть и те, кто упорно и активно их практикуют. Общечеловеческое толерантное сознание скрывает многоплановое и многозначное содержание. Оно проявляется в формах социального поведения и в итогах жизни. Исторически сложилась и многообразно дает о себе знать готовность народов к повседневным жертвам ради достижения вполне конкретной и реальной цели. Для традиционных обществ и наследников их психологии типичны позиции «отсроченного» вознаграждения; их диапазон - от согласия «затянуть пояса» на десятилетия до ожидания загробной компенсации ценой беспрерывных земных мук и страданий. Нередко встречается осознание безысходности положе-

57

ний обездоленных людей. Затишья перед разрушительными социальными взрывами - знаки пределов бесчисленных компромиссов долготерпеливых народов.

Такими понятиями, как «привычка», «готовность довольствоваться малым», «смирение» ученые достаточно обстоятельно описывают состояния, но они лишены оснований предложить обоснованные прогнозы среднесрочного и долгосрочного характера; да и краткосрочные прогнозы часто не схватывают грани «перелома» в появлении качественно новых состояний общества. В межнациональных отношениях толерантное сознание, как показывает жизнь, одна из практических добродетелей.

Уменьшения страдания - вот смысл развития толерантного сознания как в экстремальных ситуациях, так и на длительную историческую перспективу межнациональных отношений. Религиозная несправедливость очень сильно ущемляет чувства людей. Какие бы доводы ни приводились в пользу интеграции национальных культур на почве общечеловеческих ценностей, нельзя забывать, что интегрировать можно равноправные культуры. В противном случае мы будем иметь дело с поглощением одной культуры другой. Тем большую опасность для духовной жизни малочисленных народов представляет псевдокультура, внедряемая под видом общечеловеческих ценностей. Все люди планеты связаны в единую всемирную общность людей. Экономические, политические и культурные связи обуславливают растущие взаимодействия людей, народов, наций.

Религия в качестве нравственной, духовной силы получила возможность вступить в диалог с «миром», судьба которого оказалась зависимой от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. Ведь в основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат такие универсальные общечеловеческие понятия, как любовь, мир, справедливость, толерантное сознание. Толерантное общественное сознание предстает как идеальное преобразование мира, как всеобщая ценность в межнациональных отношениях. Это один из важнейших путей современного мира, который может обеспечить удовлетворение сложных и многообразных потребностей мира и одновременно выступить показателем степени духовного богатства и нравственного совершенствования. Внешняя среда детерминирует духовную реальность человека, но не выступает причиной. А точнее выступает причиной происходящих в нем изменений только тогда, когда осуществляется взаимодействие самого человека с обстоятельствами среды. А обстоятельства среды многообразны, разнона-правлены, противоречивы, избираемы, отчасти создаваемы. Избираемы в любом случае! Даже в самых неимоверных условиях. Поэтому с каким из них вступать во взаимодействие решает человек, а не

58

среда. Лишь только он наделен духовной реальностью. Это положение остается адекватным даже при агрессивной среде и слабых людях, снижается лишь его культурный уровень. В собственном значении внешняя среда - это источник, предлагающий и определяющий варианты возможностей выбора и пределы изменений. Она определяет, очерчивает то, чем духовный мир может стать, и в этом своем детерминирующем значении является бесконечно важной и необходимой. Но станет ли дух человека именно таким, это зависит не только от среды, а от самого человека, образовавшейся духовной реальности в нем. Непременным условием плодотворности их многоплановой работы остается проявление в разнообразных формах уважительного отношения к тем верованиям, которые разделяют их партнеры на международной арене.

При долгосрочном планировании внешнеполитической деятельности нельзя не учитывать одно из соображений О. Бисмарка. «Железный канцлер» кайзеровской Германии говорил, что политик в своих усилиях подобен лесоводу: в полной мере их результаты увидят лишь его политические наследники в третьем поколении. Правота этого суждения частично сохранилась и до наших дней, несмотря на стремительное ускорение темпов общественного развития и международной жизни. Так, к нашим дням из ялтинско-потсдамских соглашений выросли ООН с ее системой специализированных структур, Международный суд в Гааге и Международный уголовный суд, Европейский союз, Всемирная торговая организация.

Размышления о вечности, широко представленные в философской и религиозной сферах культуры, способствуют отбору и планированию мероприятий, способных, пусть в трансформированном виде, удержаться в потоке исторического времени и оказать свое воздействие на ход будущих событий. Как известно, такое воздействие не всегда однозначно.

Любовь к человечеству как любовь к живым людям — критерий состоятельности гуманистических убеждений и следования сущности вероучения мировых и сколько-нибудь развитых национальных религий. В противном случае мы имеем пример психологии одного из отрицательных героев солженицынского «Ракового корпуса»: «Он очень любил советский народ. Но не любил население». Вера в значимость общечеловеческих ценностей развивает совестливость у людей разных профессий, включая и дипломатическую. Чувство личной ответственности, осознание онтологического содержания собственной жизни, забота о посмертной судьбе прижизненных деяний являются теми предельно широкими ориентирами нравственного поведения человека.

Сегодня весь мир движется к признанию приоритета ценностей более важных, чем ценности материального благополучия -

59

устойчивому развитию, здоровому образу жизни, сохранению окружающей среды, развитию личности. В этой ситуации толерантное сознание в межнациональных отношениях становится одной из важнейших ценностей человеческого существования. Человечество, несмотря на остроту переживаемых внутренних противоречий и конфликтов, все более и более становиться единым. Его связывает теперь уже общая судьба, общее будущее. И это находит свое отражение в сознании человека. С точки рения философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь, среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Н. Бердяев рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира. Только личность с толерантным сознанием может обладать соответствующими умениями и способностями в решении современных проблем, стоящих перед человечеством. Для формирования толерантного сознания в межнациональных отношениях, организации солидарных действий большинства членов российского общества необходимо преодоление экономического и духовного кризиса. Недостаток духовности, демократии порождает новые противоречия и интолерантность.

После декабря 1991 г. Советский Союз вступил в полосу непрерывно обостряющихся противоречий между его распавшимися частями: проблемы вывода войск, дележа имущества и долгов, принадлежности территорий, внутренних трудностей и конфликтов -все становится источником разногласий. Россию обвиняют в разжигании межнациональных конфликтов. При этом каждое постсоветское государство стремится самостоятельно «войти в цивилизованный мир» [1, с. 19-21]. В начале к СНГ складывалось отношение как к сугубо временному явлению, призванному обеспечить процессу дезинтеграции республик СССР регулируемый характер. Определенный перелом произошел в начале 1993 г. Возникла потребность совместного решения вопросов, связанных с необходимостью реагировать на последствия социально-психологической травмы, полученной населением, которое еще совсем недавно ощущало себя единым многонациональным народом с общими историческими традициями и совместной жизнью. Все ощутимее дает себя знать устойчивая тенденция к реинтеграции постсоветского пространства, к разнообразным и устойчивым связям народов и республик бывшего СССР. Это обстоятельство стало одной из важных причин возникшей устойчивой тенденции к сплочению бывшего Союза в новое Содружество. Образование же на постсоветском пространстве суверенных государств, стало отражением общецивилизационных закономерностей.

60

Тенденция к интеграции народов - это одно из главных направлений в их отношениях. Интеграция является наиболее надежной гарантией поддержания межгосударственного, межнационального мира, регулирования споров и разногласий. При этом следует учитывать высокий уровень экономических, культурных, психологических связей республик бывшего Союза. Однако исключение идеологических противоречий из практики межнациональных отношений не приводит к исчезновению реально существующих противоречий между этническими и конфессиональными общностями. Пока существуют различия между нациями, будут и определенные противоречия между ними. Народы имеют свои специфические интересы, которые порой могут находиться в прямом противоречии друг с другом. Поэтому через конституционные нормы государства и международные механизмы важно достигать взаимоприемлемых решений. Противоречия, возникающие в этой или иной сфере, в том или ином аспекте развития духовной жизни Российского общества и, прежде всего, в области духовного потребления, могут иметь разностороннюю детерминацию. Можно указать в качестве примера на так называемую потребительскую психологию (именуемую в публицистике «вещизмом», «бездуховностью» и т.д.).

Каждый народ, независимо от его численности и места обитания, представляет собой неповторимую самоценность и уже этим заслуживает всяческого внимания. Поэтому люди разных национальностей хотят найти свою нишу в ложе человеческой цивилизации, делиться своим национальным опытом жизни, культурой, обычаями, традициями с близкими и дальними соседями по планете и постоянно обогащаться за счет опыта этих же соседей, ибо любая изоляция от развивающегося мира подобна смерти.

Проблема толерантного сознания на пути сохранения исторического и культурного наследия народов Кавказа имеет сложную нравственно-аксиологическую структуру. Важнейшим нравственно-аксиологичкским критерием является ответственность каждого народа. Сегодня в разрешении социальных, межнациональных и территориальных конфликтов нужно обратиться к народной дипломатии, с помощью которой веками народы разрешали конфликты. Необходимо учитывать предложения и рекомендации ученых, авторитетных общественно-политических деятелей, мудрых представителей старшего поколения при решении сложных проблем войны и мира на Кавказе. Не случайно в народе говорят: конфликты разжигают глупцы, а останавливают мудрецы. Кавказ своеобразен еще и в том, что здесь сошлись и тесно переплелись все крупнейшие мировые конфессии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Духовная культура кавказских народов представляет собой сложнейшее синкретическое явление. И очевидным является тот факт, что без учета всех особенно-

61

стей и своеобразия религиозных феноменов практически невозможны строительство диалога культур и воспитание культуры мира в целом. Когда каждый народ смотрит на другой народ и другую культуру как в зеркало, чтоб видеть в этой культуре, в этом народе не опасность, а новую возможность расширения сотрудничества, взаимного развития. Толерантное сознание - это понимание и осмысление культуры этноса как процесса эволюции мировой культуры.

В современных сложных условиях многополюсного социума (как российского, так и международного) толерантное сознание по необходимости сочетается с терпимостью (толерантностью) ко многим проявлениям инакомыслия и (инакодействия). В условиях длительного, эволюционного развертывающего общественного развития, когда в стране обнаружилась дефицитность современных информационных, организационных и психологических ресурсов, а также собственных технологий, соответствующих требованиям XXI в.

Толерантное сознание как высшая ценность присуща человечеству с момента возникновения цивилизаций. История свидетельствует о том, что человечество не добилось бы современных успехов, не будь в его деятельности таких толерантных черт, как выдержка, терпение, компромисс, солидарность и т.п. Межнациональное толерантное сознание выступает концентрированным выражением отношения носителя какой-либо национальности (этничности) к другим национальным языкам, культурам.

В то же время межнациональная толерантность представляет собой неразрывную составную часть национального самосознания в целом, так как, являясь формой проявления отношения какой-нибудь личности, она не может существовать абстрактно, без реального носителя - субъекта национальных и межнациональных отношений. Межнациональная толерантность не может быть сведена только к терпимому отношению. Она представляет собой постоянно развивающийся процесс, который включает в себя и собственно эмоциональнопсихические нормы, чувства по отношению к другим национальностям и широкий набор знаний, информационных представлений о других культурах, языках и, наконец, собственно-поведенческие установки, мировоззренческие взгляды применительно к инонациональному.

Формирование межнациональной толерантности начинается с самого рождения человека. Сначала семья является важнейшим источником и средством толерантности, затем - система образования, включающая все ее аспекты и структурные составляющие. Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования.

Целью современного человека, как справедливо отмечает Э. Фромм, является обладание. Человек убежден, что значит в об-

62

ществе больше, если больше имеет. Поэтому он всех считает конкурентами, завидует тем, кто больше имеет, боится тех, кто имеет меньше. Собственное счастье человек должен видеть не в том, чтобы обладать многим, а чтобы быть многим. Он должен стремиться не к превосходству над другими людьми, а к солидарности с ними. А это возможно с точки зрения философского подхода, когда любой народ собственным примером учит ценить и любить абсолютные общечеловеческие ценности.

Толерантное сознание как ценность и как инструмент разрешения конфликтов и предотвращения насилия определяется способностью народов определить ее действительное место и возможности, ее мирную конструктивную направленность и готовность к диалогу. Особенно такой диалог важен на Северном Кавказе для утверждения мира и добра, осуждения вражды и насилия, для развития межкультурного, межэтнического и межконфессионального диалога.

Толерантное сознание является ценностью фундаментальной и необходимой для реализации прав человека и достижения мира на Земле. Вместе с тем толерантное сознание - это новая ценность, отвергающая революционность, применение насилия, экстремизма. В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека и общества, включая эволюцию культуры мира и развития дружественных сообществ, которые ее принимают.

Толерантное сознание не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Народы мира должны осознать, что толерантное сознание сегодня больше, чем терпимость.

Что угрожает современному человеку? Этот вопрос ставился социальными мыслителями в связи с исследованием базовых форм социальных связей и определялся решением вопроса о том, что движет людьми в обществе - конфликт, «борьба против всех», классовая или социал-дарвинистская борьба за выживание или все-таки первичными являются отношения солидарности, взаимопомощи и взаимопонимания. Мыслители с глубокой древности нацеливает наше сознание на доброту, гуманность, уважение к другому человеку, другой стране, к другой культуре.

Толерантность не означает безразличие, индифферентность к любым взглядам и действиям. Так, аморально и преступно мириться с различными формами насилия или с ошибочными воззрениями, неверность которых достоверно или экспериментально доказана (например, посредством физических опытов или математических доказательств). Иное дело - сфера политических убеждений, этиче-

63

ских ценностей, социальных и культурных, в том числе, религиозных норм. Нельзя с точностью сказать, какая культура, религия, этическая система, социально-политическая доктрина истинна, лучше, оптимальна. Поэтому важно соблюдать толерантность и к иным подобным взглядам, оставаясь при своих убеждениях, но избегая насилия, столкновения. Признание права на различие в особенности, признание прав меньшинства - основа толерантности.

Весьма необходима толерантность в современной России, переживающей период радикальных трансформаций, разброда идейных ориентиров, кризисного состояния духа, преодолеть который можно лишь через отказ от жесткой конфронтации разных движений и социальных групп, их определенное сотрудничество в интересах утверждения пристойных условий жизни, модернизации страны.

Ссылки:

1. Ургалкин Ю.А. Российский федерализм в этносоциальном и региональном подходах // Регионология. 1995. № 2.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.