УДК 316.6
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ1
© Елена Ивановна Григорьева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: grigorev-tmb@list.ru © Андрей Алексеевич Перегудов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: Peregud0v@rambler.ru
В статье анализируются результаты анкетирования, направленного на выявление уровня сфор-мированности толерантного сознания.
Ключевые слова: толерантность; толерантное сознание; интолерантность; опрос; молодежь.
В современных условиях многополярного мира проблемы формирования толерантного сознания, воспитания миролюбия и взаимной терпимости выходят на первый план, особенно когда речь заходит о воспитании подрастающего поколения. На территории России проживают более 200 национальностей и этнических групп. В условиях такого многообразия бесконфликтное взаимодействие этнических групп, взаимная терпимость на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, являются залогом государственности и целостности нашей страны.
Толерантное сознание, как комплексное качество личности, подразумевает под собой особый взгляд и мировоззрение, предусматривающее понимание взаимосвязанности
1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 11-36-00235а1 «Формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений».
мира, многообразия культур, идеологий и убеждений.
Подростковый и юношеский возраст -это период активного поиска и новых открытий, выработки собственного мнения и поиска собственных ценностей. Именно поэтому молодежь является той социальной группой, которая требует к себе наибольшего внимания. Это связано со статусной неопределенно -стью и поиском социальных ролей молодых людей, а также трудностями их освоения.
Все это позволяет говорить о необходимости разработки комплексной стратегии формирования толерантного сознания, которая должна быть направлена, в первую очередь, на молодежь и предусматривать создание системы социально-педагогических условий, способствующих утверждению у молодых людей толерантных установок и навыков толерантного поведения во всех сферах жизни. От микроуровня, связанного с реализацией неотъемлемых прав и свобод человека, - к макроуровню, т. е. сохранению
и умножению материальных и духовных ценностей социума и мегауровню, который выходит на национальную безопасность государства [1].
Толерантность - явление социально-психологическое. Сегодня выделяют четыре основных компонента толерантности: признание, понимание, уважение и принятие. Этими признаками и характеризуется высокий уровень сформированности толерантного сознания.
На основе проведенного анализа научной литературы мы отметили, что понятие «толерантность» более полно раскрывается на основе рассмотрения его противоположного значения «интолерантность». Интоле-рантность понимается как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам.
Конкретизируя понятие интолерантно-сти, можно выделить особо тяжелые формы нетерпимости: расизм, агрессивный национализм, этноцентризм, ксенофобия, религиозный фанатизм, эксплуатация, тоталитаризм.
На основании изученной литературы и анализа событий, происходящих в последнее время, нам потребовалась экспериментальная проверка сделанных выводов на практике.
На начальном этапе реализации опытноэкспериментальной работы нами было проведено социологическое исследование, целью которого было определение уровня сформированности толерантного сознания молодежи (98 испытуемых). Из числа респондентов юноши составили 20 % от общего числа опрошенных, 80% составили девушки. Все испытуемые являются студентами очной и заочной форм обучения Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Необходимо отметить, что 65,7 % составила молодежь в возрасте от 18 до 24 лет и 34,3 % - в возрасте 25-45 лет. Из них 76 % -городские жители.
Для достижения поставленной цели нами была разработана анкета, состоящая из 16 вопросов, на каждый из которых испытуемым предлагалось ответить или отметить предложенный вариант ответа.
В первом вопросе респондентам было предложено охарактеризовать положение, складывающееся в развитии межнациональ-
ных отношений в нашей стране. Из 98 респондентов 69 % опрошенных отметили состояние межнациональных отношений как «кризисное», 31 % считают, что положение, складывающееся в межнациональных отношениях, стабильное, а проблемы, возникающие в этой сфере, незначительны в масштабах государства.
Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости должны выступать одними из приоритетных задач нашего общества.
Следующий вопрос имел более локальный характер и был направлен на то, чтобы выяснить «Как можно охарактеризовать положение, складывающееся в межнациональных отношениях на уровне региона?». Примечательно, что 75 % опрошенных дали ответ «стабильное», оставшиеся 25 % посчитали его «кризисным». Однако ни один из респондентов не дал ответ, что в Тамбовской области отсутствуют проблемы межнациональных отношений.
Один из вопросов был открытым, испытуемым было предложено ответить, что же именно каждый из них понимает под толерантностью как комплексным качеством личности. Чаще всего молодые люди отвечали, что толерантность - это «уважение», «взаимоуважение», «терпимость», и даже давали такие ответы, как: «я тебя не трогаю, и ты меня не трогай» и т. д.
Также мы отметили некоторые различия в представлениях о толерантности у юношей и девушек. Юноши чаще предпочитают вариант определения толерантности как позиции нейтралитета или терпения к чему-либо негативному. Девушки же чаще давали ответы типа «толерантность - это терпимое отношение (уважение) к другим национальностям и народам».
Необходимо отметить, что межнациональная толерантность не может быть сведена только к терпимому отношению. Она представляет собой постоянно развивающийся процесс, который включает в себя и эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим национальностям, и широкий набор знаний, информационных представлений о других культурах, языках, и, наконец, поведенческие установки, миро-
воззренческие взгляды применительно к инонациональному.
Таким образом, мы можем говорить о поверхностном и одновременно верном понимании такого качества личности, как толерантность.
При ответе на вопрос: «Как Вы оцениваете потребность современного общества в личности, обладающей сформированным толерантным сознанием?» - свыше 60 % опрошенных сошлись во мнении, что современный человек «должен быть носителем идеалов толерантности, нравственности и духовности», а 31 % дали неутешительный ответ, по их мнению, «в современных условиях отсутствуют предпосылки для формирования толерантного сознания».
Стоить заметить, что ни один из респондентов не выбрал вариант ответа, который говорил о том, что в обществе отсутствует потребность в личности, обладающей сформированным толерантным сознанием.
Далее респондентам было предложено самостоятельно оценить свой уровень толерантного сознания по 15-балльной шкале, где -5 было присвоено значение интолерантной личности, а +10 толерантной соответственно.
При обработке полученных данных мы заметили, что большинство опрошенных выбирали положительные значения, т. е. относили себя к личности, обладающей сформированным толерантным сознанием. Так, 7 % опрошенных отнесли себя к интолерантному типу личности, более 50 % респондентов выбрали значения от 0 до +6 и ни один не решился показать на предложенной шкале мак-
симальное значение +10. Порядка 10 % респондентов вообще проигнорировали этот вопрос (рис. 1).
На вопрос: «Кто, по вашему мнению, должен заниматься вопросами формирования толерантного сознания?», - мы получили следующие ответы:
- 6,5 % опрошенных ответили, что учреждения культуры;
- 13 % опрошенных дали ответ, что учреждения образования;
- 38 % опрошенных ответили, что семья, а также религиозные, национальные общественные объединения, СМИ;
- 42 % респондентов считают, что «все вышеперечисленное».
Здесь следует отметить, что, несмотря на преимущественно положительные оценки собственного уровня толерантного сознания, респонденты показали достаточно неопределенные представления о действующих субъектах формирования толерантного сознания. Неслучайно большинство испытуемых выбрали вариант «все вышеперечисленное». Семья и различные национальные общественные объединения, по мнению опрошенных, занимают вторую позицию, образовательные учреждения и учреждения культуры - третью и четвертую, что, по существу, является признанием недостаточной результативности роли указанных учреждений в разрешении проблемы формирования толерантного сознания молодежи. К сожалению, приходиться констатировать, что накопившиеся проблемы в сфере культуры в предшествующие годы значительно превышают возможности госу-
Рис. 1. Шкала определения сформированное™ толерантного сознания
дарства по их решению. Недостаточные объемы бюджетного финансирования отрицательно сказались на состоянии материальнотехнической базы учреждений культуры [2].
Далее испытуемым предлагалось выразить свое мнение по поводу того, что: «Следует ли вводить в образовательный процесс педагогические программы, направленные на формирование толерантного сознания?». Мы получили следующие ответы: «да, считаю необходимым» ответили 20 % респондентов, «нет» ответили 28 % опрошенных, «считаю возможным, но не обязательным» ответили 35 % участников анкетирования.
Такая позиция свидетельствует о недо-оценивании со стороны респондентов значимости роли сферы образования в формировании толерантного сознания. Между тем перед педагогической общественностью стоит комплексная проблема разработки и реализации системы мер по формированию толерантного сознания, также идет поиск новых способов и технологических приемов воздействия на аудиторию в учреждениях социально-культурной сферы, результатом использования которых должно явиться преодоление существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде.
Следующий блок вопросов имел личностный характер, а именно, вопросы были построены таким образом, чтобы получить конкретные данные о толерантной или инто-лерантной позиции испытуемых.
На вопрос: «Что вызывают у вас представители другой культуры, национальности, вероисповедания?» - более 60 % опрошенных ответили «ничего не вызывают», 17 % дали ответ, что «симпатию», 21 % - «антипатию» (рис. 2).
Как видно из диаграммы, большинство опрошенных при ответе на вопрос: «Что вызывают у вас представители другой культуры, национальности, вероисповедания?» -выбрали вариант «ничего не вызывают». Такое «пограничное» состояние представляется нам тревожным. Поскольку к группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности и т. д. К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость для других, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций,
осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, вплоть до права совершения ими заблуждений и ошибок, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, а также уважение к другим [3].
«Испытывали ли Вы сложности при общении с представителями другой культуры, национальности, вероисповедания?» - так звучал наш следующий вопрос. На него мы получили следующие ответы:
- да - ответили 18,7 % опрошенных;
- нет - ответили 68,5 % опрошенных;
- нет, я стараюсь держаться подальше от «чужих» - 12 %.
0%
10°/с
17% ш'Хи лпатию
21% Антмпатйю'
20%
30%
40%
50%
62^
н«ы:
'Ничего
зывают'
60%
70%
Рис. 2. Чувства, которые вызывают у респондентов представители другой культуры, национальности, вероисповедания
В ходе дальнейшего исследования мы получили данные о том, что более половины респондентов имеют в кругу своих друзей представителей другой культуры, национальности, вероисповедания и т. д. 6 % выразили уверенность, что представителей другой культуры, национальности, вероисповедания и т. д. в кругу их друзей не будет никогда.
На вопрос: «Какую модель поведения вы предпочитаете при возникновении конфликтных ситуаций?» - 25 % ответили, что придерживаются принципа «лучшая защита - это нападение», 60 % дали ответ, что в случае возникновения конфликтных ситуаций стараются выйти с собеседником на конструктивный диалог.
На вопрос: «Как часто в Вашей жизни возникают конфликтные ситуации?» -
мнения испытуемых разделились поровну: 50 % - да и 50 % - нет.
Достаточно интересными так же оказались данные, полученные от респондентов по вопросу: «Бывает ли так, что Вам трудно скрыть негативное отношение к человеку?». В результате мы получили информацию о том, что 40 % опрошенных испытывают подобные чувства, 45 % - «иногда испытыва-
ют» и лишь менее 15 % ответили, что с ними такого не бывает (рис. 3).
Таким образом, анализируя данные этого исследования, мы приходим к выводу, что в современных условиях проблемы формирования толерантного сознания, межкультур-ного и межконфессионального взаимопонимания остро нуждаются не только в научном осмыслении, но и в пристальном внимании со стороны всех институтов гражданского общества.
1. Кузнецова Р.Х. Реализация педагогических возможностей этнокультуры в мультикуль-турном воспитании учащейся молодежи: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2005. С. 23.
2. Григорьева Е.И. Современное состояние и перспективы развития региональных центров народной художественной культуры Центральной России // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: материалы Общероссийской научной конференции. Февр. 2011 г. Тамбов, 2011. С. 169.
3. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974.
Поступила в редакцию 24.03.2011 г.
UDC 316.6
THE ANALYSIS OF RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH ON REVEALING OF LEVEL OF TOLERANT CONSCIOUSNESS AT STUDENT'S YOUTH
Elena Ivanovna Grigoryeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Culturology, Professor of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigorev-tmb@list.ru
Andrey Alekseyevich Peregudov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: Peregud0v@ rambler.ru
In the article the results of the questioning directed on revealing of level of tolerant consciousness are analyzed.
Key words: tolerance; tolerant consciousness; intolerance; questionnaire; youth.