Научная статья на тему 'Роль поликультурного образования в современных условиях'

Роль поликультурного образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1092
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / культура / диалог / Сотрудничество / Образование / tolerance / Culture / Dialogue / Cooperation / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Петр Андреевич

Рассматривается проблема поликультурного образования в современном обществе, которая в последнее время приобретает все большую актуальность. Раскрываются значение и роль толерантности в современном глобализирующемся мире, формируются методологические основы поликультурного образования, а также подходы к определению его сущности как в зарубежной, так и в российской научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of multicultural education in the modern society which lately obtains more and more actuality. It scrutinizes the role of tolerance in a modern globalizing world, methodological bases of multicultural education and also main approaches to a definition of its essence both in foreign and Russian scientific literature.

Текст научной работы на тему «Роль поликультурного образования в современных условиях»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378:37.017

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2011 г. П.А. Пономарев

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса South-Russian University of Economy and Service

ул. Шевченко 147, г. Шахты, 346500, Shevchenko St., 147, Shakty, 346500,

mail@sssu.ru mail@sssu.ru

Рассматривается проблема поликультурного образования в современном обществе, которая в последнее время приобретает все большую актуальность. Раскрываются значение и роль толерантности в современном глобализирующемся мире, формируются методологические основы поликультурного образования, а также подходы к определению его сущности как в зарубежной, так и в российской научной литературе.

Ключевые слова: толерантность, культура, диалог, сотрудничество, образование.

The article is devoted to the problem of multicultural education in the modern society which lately obtains more and more actuality. It scrutinizes the role of tolerance in a modern globalizing world, methodological bases of multicultural education and also main approaches to a definition of its essence both in foreign and Russian scientific literature.

Keywords: tolerance, culture, dialogue, cooperation, education.

Отношение людей к представителям различных конфессий, национальностей, политических учений и партий во многом определяет общественную ста- i бильность. В современном глобализирующемся мире, характеризующемся наличием многочисленных противоречий и конфликтов, любая попытка эскалации нетерпимости является чрезвычайно опасной, угрожающей мировой безопасности. Результатом осознания этой угрозы политиками, широкой общественностью стало принятие ряда международных документов, в которых важнейшей целью развития мирового сообщества объявлялось достижение всеобщей толерантности, а в качестве одной из главных была названа задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе. 1995 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом толе- : рантности, а 16 ноября - Международным днем толерантности. В этом же году была принята «Декларация принципов толерантности», в которой указывалось, что «...наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление их прав и укрепить стремление к защите прав других.оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [1, с. 91].

В современной отечественной научной литературе к трактовке понятия «толерантность» предлагаются различные подходы. Так, В. Лекторский выделяет четыре способа понимания толерантности. Первый,

«толерантность как безразличие» допускает существование мнений, истинность которых недоказуема (религиозные взгляды, этнические верования и убеждения и т.д.). Следующее понимание «толерантности как невозможности взаимопонимания» ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого понять невозможно. «Толерантность как снисхождение» подразумевает понимание элитности своей культуры, в сравнении с которой иные культуры рассматриваются как слаборазвитые, которые можно терпеть и при этом одновременно презирать.

Рассматриваемый автором в качестве наиболее адекватного для современной ситуации подход «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» дает возможность не только уважать чужую позицию, но и корректировать свою в процессе критического диалога [2].

Л.В. Скворцов рассматривает толерантность как неотъемлемую часть образа жизни человека. Он пишет: «толерантность должна быть осмыслена сегодня не только как ориентация сознания, но и как тип образа жизни, основанный на гармонической совместимости кодов бытия универсума, природы и кода ци-вилизационного развития человечества» [2].

Представители социокультурного подхода понимают толерантность в широком смысле как терпимость и уважение ко всему «инакому». Многообразные подходы к определению данного понятия получили отражение также и в других работах [3].

В структуре поликультурного образования толерантность как интегральная характеристика личности включает следующие компоненты: когнитивный (знания о культурах, традициях и обычаях других наро-

дов, осознание феномена взаимодействия различных культур как единства в многообразии); эмоционально-ценностный (толерантное и уважительное отношение к отличным от собственных культурным ценностям, восприятие культурного многообразия как источника социального и индивидуального прогресса); поведенческий (навыки общения с людьми, представляющими другие культурные системы, умение решать возникающие в процессе культурного взаимодействия конфликты мирными способами) [4, с.90 - 91].

Дальнейшее развитие идея толерантности получила в принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1999 г. «Декларации о культуре мира». Сотрудник Секретариата ЮНЕСКО С.А. Тангян дал следующее определение: «Под культурой мира понимается совокупность этических ценностей и норм, отношения к другому и окружающему, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находит выражение:

- уважение жизни, человеческой личности, ее достоинства и прав;

- отказ от насилия и его недопущение;

- признание равенства в правах мужчин и женщин;

- признание каждого на свободу слова, мнений, информации;

- приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, толерантности, плюрализма, понимания и принятия различий между людьми в культуре, нравах и обычаях, в убеждениях и верованиях, взаимопонимания как между народами, так и между этническими, религиозными и иными группами» [5, с. 221].

Овладение глобальной культурой мира позволит личности ощущать и осознавать себя частью не только своей семьи, нации, государства, но и всего человечества, превратить мирное сосуществование с другим в главный принцип своей жизни. Реализация положений глобальной культуры мира, культуры взаимной терпимости актуализирует проблему формирования личности с высокой культурой общения, обладающей качествами толерантности, эмпатии, способной к оптимальному взаимодействию с представителями различных культур на принципах диалога и взаимообогащения. Особую значимость эта проблема приобретает в российском обществе, для которого характерна полиэтничность, поликультурность, мно-гоконфессиональность.

В России проживает более 100 национальностей и этнических групп. Политические, экономические и социокультурные изменения, произошедшие в последние годы, сопровождались обострением межэтнических, межконфессиональных отношений, ростом сепаратизма и национального экстремизма. Особенно наглядное проявление этих процессов наблюдалось на Северном Кавказе. Это явилось следствием того, что в условиях традиционного образования проблеме воспитания толерантности уделялось недостаточное внимание. К тому же в образовательной практике прошлых лет мало учитывались национальные и ре-

гиональные условия, потребности национально-культурного развития этносов. Это привело к тому, что воспитательная работа по формированию толерантности не была хорошо скоординированной, систематической и последовательной. В результате не-сформированности у людей толерантного мышления возникали многочисленные кризисы и конфликты.

Поэтому в современных условиях особую актуальность приобретает проблема становления и развития поликультурного образования.

В зарубежной научной литературе можно проследить следующие подходы к определению сущности поликультурного образования:

1. Р.Л. Гарсиа, К.А. Грант, Ж. Гэй и их последователи считают, что поликультурное образование представляет собой концепцию, философию центральное место в которой занимает обоснование ценности этнического и культурного многообразия для членов общества, предлагаются пути удовлетворения образовательных потребностей для представителей различных этнических и культурных групп.

2. Г.П. Баптист, К.И. Беннет, П.К. Чинн и другие представители данного подхода рассматривают поликультурное образование как реформаторское движение, главной задачей которого является пересмотр содержания и ценностей образования.

3. Дж. Бэнскс, У.А. Хантер, Е. Шварц и другие ученые, придерживающиеся данной точки зрения, являются приверженцами идеи о непрерывном и всеобъемлющем характере поликультурного образования.

4. Имеет место в зарубежной научной литературе также такой подход, в котором поликультурное образование предстает как область научного исследования, изучаемая в международном масштабе [6, с. 41].

Большое внимание проблеме поликультурного образования уделяют российские ученые (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, Л.Л. Супрунова, Г.В. Палаткина и др.).

Отечественные ученые в целом понимают «поликультурное образование, как процесс овладения учащимися знаниями о различных культурах своей страны и мира, понимание общего и особенного в родной культуре и мировой с целью духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования умений и навыков для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности, как российского, так и мирового сообщества» [6, с. 42]. Безусловно, каждый ученый дает свое уточнение определению данного понятия.

Так, Л.Л. Супрунова поликультурное образование определяет как «процесс приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, а также развития планетарного сознания и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде» [6, с. 42]. Р.Х. Кузнецова - как «социокультурный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры своего и иного этноса, а также развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становления его

личности и индивидуальности как субъекта мульти-культурного общества».

Представляется интересной интерпретация поликультурного образования, данная Г.В. Палаткиной. Она полагает, что поликультурное образование является инновационным движением. По ее мнению, поликультурное образование - «это идея, процесс и инновационное движение в образовании, которое обеспечивает равные права и возможности в получении образования для всех расовых, этнических и социальных групп, функционирующих в обществе, путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала их интересы и потребности...» [6, с. 42].

Ряд ученых (Г.Д. Дмитриев, Е.П. Голобородько и др.) предлагают рассматривать поликультурность как важнейший дидактический принцип, имеющий такой же статус как и научность, систематичность, прочность и др. Исходя из этого, по их мнению, должны быть скорректированы учебные программы, учебники, учебно-методическая литература [7, с.25 - 26].

Базовым понятием, раскрывающим сущность поликультурного образования, является категория «культура». Методологическая база поликультурного образования - это диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина и В.С. Библера, согласно которой основой культурного бытия человека является диалог. По М.М. Бахтину человек предстает как уникальный мир культуры. В процессе взаимодействия с другими личностями - культурами актуализируется смысл, который принадлежит не одному (одинокому) смыслу, а только встретившимся и соприкоснувшимся смыслам. Диалог при этом понимается как сочетание неслиян-ных голосов [8]. Развивая идеи М.М. Бахтина, В.С. Библер рассматривает культуру как форму одновременного бытия и общения людей прошлых, настоящих и будущих культур, форму диалога и взаимопорождения этих культур. В процессе диалога культур происходит их взаимообогащение, взаиморазвитие, при этом своеобразие каждой культуры сохраняется [9, с. 61, 64, 296].

Функциями культуры являются человекотворче-ская, регулятивная, ценностная, знаковая. Культура выступает важнейшим фактором развития многонационального общества, наций и личностей.

Диалогичность как сущностная характеристика культуры является основой, обеспечивающей саморазвитие культуры, формирование личности, признающей культурный плюрализм, организующей свою жизнедеятельность на основе принципов взаимопонимания и толерантности, делающей свободный выбор своей культурной идентичности.

Поликультурное образование способствует освоению культурно-образовательных ценностей в условиях плюралистической культурной среды, развитию духовно-нравственных качеств личности, ее культурной идентичности. Оно предполагает:

- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;

- взаимодействие между людьми, воспитанными в культурах с разными традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов [10].

По нашему мнению, целью поликультурного образования является воспитание человека, способного к творческой, плодотворной деятельности в поликультурной среде на основе принципов диалога, уважительного отношения к представителям других культур, мирного сосуществования с представителями различных национальностей, ценностных ориентаций, конфессий.

В настоящее время роль университетов в поликультурном образовании возрастает. Университеты оказывают значительное влияние на социокультурное развитие региона и традиционно выполняют в нем роль культурных центров, вследствие этого именно в них имеются все предпосылки для организации оптимального поликультурного образования.

В современных условиях, характеризующихся обострением различных по уровню, содержанию и масштабу геополитических, межнациональных, этнических, экологических, религиозно-нравственных противоречий, актуализируется проблема поликультурного образования.

Новые подходы к поликультурному образованию в высшей школе требуют коренного обновления научно-методического обеспечения воспитательного процесса, его структуры и содержания, использования новых форм и технологий учебно-воспитательной деятельности. Необходимо, чтобы поликультурное образование было более тесно связано с национально-религиозными условиями, учитывало в полной мере народную духовную культуру, потребности национально-культурного развития. В то же время воспитание высокой культуры межнационального общения в настоящее время невозможно без формирования у молодых людей планетарного сознания, позволяющего чувствовать себя представителем не только своего народа, но и всего человечества. Идея поликультурности перспективна и приобрела международное значение. Из этого следует, что эффективное развитие поликультурного образования на современном этапе возможно лишь при условии целенаправленной и скоординированной политики государства, общества и мирового сообщества в целом.

Литература

1. Декларация принципов толерантности // Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

2. Агентство социальной информации «Толерантность в России: свои и чужие». URL: http: // www.tolerance.ru (дата обращения: 09.02.2010).

3. Пастернак Н.А. Психология воспитания. М., 2008. С. 91 - 92; Власова Т.В. Сущность и содержание воспитания толерантности личности студентов // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России:

материалы междунар. педагог. форума. Ч. 2. Ростов н/Д, 2008. С. 273.

4. Супрунова Л.Л. Толерантность в структуре поликультурного образования // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ч. 2. Ростов н/Д, 2001.

5. Тангян С.А. Общественные перемены и культура мира. М., 1998.

6. См: Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. К проблеме поликультурного образования в современном обществе // Вестн. высшей школы. 2008. № 6.

7. Голобородько Е.П. Методологические основы поликультурного образования // Педагогический альманах. 2002. № 3 - 4.

8. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 - 1985. М., 1986.

9. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.

10. Шадриков В.Д. Конфликтующие и сотрудничающие образовательные политики // Народное образование. 1991. № 3.

Поступила в редакцию 16 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.