ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378:37.017
РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2011 г. П.А. Пономарев
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса South-Russian University of Economy and Service
ул. Шевченко 147, г. Шахты, 346500, Shevchenko St., 147, Shakty, 346500,
[email protected] [email protected]
Рассматривается проблема поликультурного образования в современном обществе, которая в последнее время приобретает все большую актуальность. Раскрываются значение и роль толерантности в современном глобализирующемся мире, формируются методологические основы поликультурного образования, а также подходы к определению его сущности как в зарубежной, так и в российской научной литературе.
Ключевые слова: толерантность, культура, диалог, сотрудничество, образование.
The article is devoted to the problem of multicultural education in the modern society which lately obtains more and more actuality. It scrutinizes the role of tolerance in a modern globalizing world, methodological bases of multicultural education and also main approaches to a definition of its essence both in foreign and Russian scientific literature.
Keywords: tolerance, culture, dialogue, cooperation, education.
Отношение людей к представителям различных конфессий, национальностей, политических учений и партий во многом определяет общественную ста- i бильность. В современном глобализирующемся мире, характеризующемся наличием многочисленных противоречий и конфликтов, любая попытка эскалации нетерпимости является чрезвычайно опасной, угрожающей мировой безопасности. Результатом осознания этой угрозы политиками, широкой общественностью стало принятие ряда международных документов, в которых важнейшей целью развития мирового сообщества объявлялось достижение всеобщей толерантности, а в качестве одной из главных была названа задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе. 1995 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом толе- : рантности, а 16 ноября - Международным днем толерантности. В этом же году была принята «Декларация принципов толерантности», в которой указывалось, что «...наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление их прав и укрепить стремление к защите прав других.оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [1, с. 91].
В современной отечественной научной литературе к трактовке понятия «толерантность» предлагаются различные подходы. Так, В. Лекторский выделяет четыре способа понимания толерантности. Первый,
«толерантность как безразличие» допускает существование мнений, истинность которых недоказуема (религиозные взгляды, этнические верования и убеждения и т.д.). Следующее понимание «толерантности как невозможности взаимопонимания» ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого понять невозможно. «Толерантность как снисхождение» подразумевает понимание элитности своей культуры, в сравнении с которой иные культуры рассматриваются как слаборазвитые, которые можно терпеть и при этом одновременно презирать.
Рассматриваемый автором в качестве наиболее адекватного для современной ситуации подход «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» дает возможность не только уважать чужую позицию, но и корректировать свою в процессе критического диалога [2].
Л.В. Скворцов рассматривает толерантность как неотъемлемую часть образа жизни человека. Он пишет: «толерантность должна быть осмыслена сегодня не только как ориентация сознания, но и как тип образа жизни, основанный на гармонической совместимости кодов бытия универсума, природы и кода ци-вилизационного развития человечества» [2].
Представители социокультурного подхода понимают толерантность в широком смысле как терпимость и уважение ко всему «инакому». Многообразные подходы к определению данного понятия получили отражение также и в других работах [3].
В структуре поликультурного образования толерантность как интегральная характеристика личности включает следующие компоненты: когнитивный (знания о культурах, традициях и обычаях других наро-
дов, осознание феномена взаимодействия различных культур как единства в многообразии); эмоционально-ценностный (толерантное и уважительное отношение к отличным от собственных культурным ценностям, восприятие культурного многообразия как источника социального и индивидуального прогресса); поведенческий (навыки общения с людьми, представляющими другие культурные системы, умение решать возникающие в процессе культурного взаимодействия конфликты мирными способами) [4, с.90 - 91].
Дальнейшее развитие идея толерантности получила в принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1999 г. «Декларации о культуре мира». Сотрудник Секретариата ЮНЕСКО С.А. Тангян дал следующее определение: «Под культурой мира понимается совокупность этических ценностей и норм, отношения к другому и окружающему, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находит выражение:
- уважение жизни, человеческой личности, ее достоинства и прав;
- отказ от насилия и его недопущение;
- признание равенства в правах мужчин и женщин;
- признание каждого на свободу слова, мнений, информации;
- приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, толерантности, плюрализма, понимания и принятия различий между людьми в культуре, нравах и обычаях, в убеждениях и верованиях, взаимопонимания как между народами, так и между этническими, религиозными и иными группами» [5, с. 221].
Овладение глобальной культурой мира позволит личности ощущать и осознавать себя частью не только своей семьи, нации, государства, но и всего человечества, превратить мирное сосуществование с другим в главный принцип своей жизни. Реализация положений глобальной культуры мира, культуры взаимной терпимости актуализирует проблему формирования личности с высокой культурой общения, обладающей качествами толерантности, эмпатии, способной к оптимальному взаимодействию с представителями различных культур на принципах диалога и взаимообогащения. Особую значимость эта проблема приобретает в российском обществе, для которого характерна полиэтничность, поликультурность, мно-гоконфессиональность.
В России проживает более 100 национальностей и этнических групп. Политические, экономические и социокультурные изменения, произошедшие в последние годы, сопровождались обострением межэтнических, межконфессиональных отношений, ростом сепаратизма и национального экстремизма. Особенно наглядное проявление этих процессов наблюдалось на Северном Кавказе. Это явилось следствием того, что в условиях традиционного образования проблеме воспитания толерантности уделялось недостаточное внимание. К тому же в образовательной практике прошлых лет мало учитывались национальные и ре-
гиональные условия, потребности национально-культурного развития этносов. Это привело к тому, что воспитательная работа по формированию толерантности не была хорошо скоординированной, систематической и последовательной. В результате не-сформированности у людей толерантного мышления возникали многочисленные кризисы и конфликты.
Поэтому в современных условиях особую актуальность приобретает проблема становления и развития поликультурного образования.
В зарубежной научной литературе можно проследить следующие подходы к определению сущности поликультурного образования:
1. Р.Л. Гарсиа, К.А. Грант, Ж. Гэй и их последователи считают, что поликультурное образование представляет собой концепцию, философию центральное место в которой занимает обоснование ценности этнического и культурного многообразия для членов общества, предлагаются пути удовлетворения образовательных потребностей для представителей различных этнических и культурных групп.
2. Г.П. Баптист, К.И. Беннет, П.К. Чинн и другие представители данного подхода рассматривают поликультурное образование как реформаторское движение, главной задачей которого является пересмотр содержания и ценностей образования.
3. Дж. Бэнскс, У.А. Хантер, Е. Шварц и другие ученые, придерживающиеся данной точки зрения, являются приверженцами идеи о непрерывном и всеобъемлющем характере поликультурного образования.
4. Имеет место в зарубежной научной литературе также такой подход, в котором поликультурное образование предстает как область научного исследования, изучаемая в международном масштабе [6, с. 41].
Большое внимание проблеме поликультурного образования уделяют российские ученые (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, Л.Л. Супрунова, Г.В. Палаткина и др.).
Отечественные ученые в целом понимают «поликультурное образование, как процесс овладения учащимися знаниями о различных культурах своей страны и мира, понимание общего и особенного в родной культуре и мировой с целью духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования умений и навыков для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности, как российского, так и мирового сообщества» [6, с. 42]. Безусловно, каждый ученый дает свое уточнение определению данного понятия.
Так, Л.Л. Супрунова поликультурное образование определяет как «процесс приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, а также развития планетарного сознания и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде» [6, с. 42]. Р.Х. Кузнецова - как «социокультурный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры своего и иного этноса, а также развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становления его
личности и индивидуальности как субъекта мульти-культурного общества».
Представляется интересной интерпретация поликультурного образования, данная Г.В. Палаткиной. Она полагает, что поликультурное образование является инновационным движением. По ее мнению, поликультурное образование - «это идея, процесс и инновационное движение в образовании, которое обеспечивает равные права и возможности в получении образования для всех расовых, этнических и социальных групп, функционирующих в обществе, путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала их интересы и потребности...» [6, с. 42].
Ряд ученых (Г.Д. Дмитриев, Е.П. Голобородько и др.) предлагают рассматривать поликультурность как важнейший дидактический принцип, имеющий такой же статус как и научность, систематичность, прочность и др. Исходя из этого, по их мнению, должны быть скорректированы учебные программы, учебники, учебно-методическая литература [7, с.25 - 26].
Базовым понятием, раскрывающим сущность поликультурного образования, является категория «культура». Методологическая база поликультурного образования - это диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина и В.С. Библера, согласно которой основой культурного бытия человека является диалог. По М.М. Бахтину человек предстает как уникальный мир культуры. В процессе взаимодействия с другими личностями - культурами актуализируется смысл, который принадлежит не одному (одинокому) смыслу, а только встретившимся и соприкоснувшимся смыслам. Диалог при этом понимается как сочетание неслиян-ных голосов [8]. Развивая идеи М.М. Бахтина, В.С. Библер рассматривает культуру как форму одновременного бытия и общения людей прошлых, настоящих и будущих культур, форму диалога и взаимопорождения этих культур. В процессе диалога культур происходит их взаимообогащение, взаиморазвитие, при этом своеобразие каждой культуры сохраняется [9, с. 61, 64, 296].
Функциями культуры являются человекотворче-ская, регулятивная, ценностная, знаковая. Культура выступает важнейшим фактором развития многонационального общества, наций и личностей.
Диалогичность как сущностная характеристика культуры является основой, обеспечивающей саморазвитие культуры, формирование личности, признающей культурный плюрализм, организующей свою жизнедеятельность на основе принципов взаимопонимания и толерантности, делающей свободный выбор своей культурной идентичности.
Поликультурное образование способствует освоению культурно-образовательных ценностей в условиях плюралистической культурной среды, развитию духовно-нравственных качеств личности, ее культурной идентичности. Оно предполагает:
- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;
- взаимодействие между людьми, воспитанными в культурах с разными традициями;
- ориентацию на диалог культур;
- отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов [10].
По нашему мнению, целью поликультурного образования является воспитание человека, способного к творческой, плодотворной деятельности в поликультурной среде на основе принципов диалога, уважительного отношения к представителям других культур, мирного сосуществования с представителями различных национальностей, ценностных ориентаций, конфессий.
В настоящее время роль университетов в поликультурном образовании возрастает. Университеты оказывают значительное влияние на социокультурное развитие региона и традиционно выполняют в нем роль культурных центров, вследствие этого именно в них имеются все предпосылки для организации оптимального поликультурного образования.
В современных условиях, характеризующихся обострением различных по уровню, содержанию и масштабу геополитических, межнациональных, этнических, экологических, религиозно-нравственных противоречий, актуализируется проблема поликультурного образования.
Новые подходы к поликультурному образованию в высшей школе требуют коренного обновления научно-методического обеспечения воспитательного процесса, его структуры и содержания, использования новых форм и технологий учебно-воспитательной деятельности. Необходимо, чтобы поликультурное образование было более тесно связано с национально-религиозными условиями, учитывало в полной мере народную духовную культуру, потребности национально-культурного развития. В то же время воспитание высокой культуры межнационального общения в настоящее время невозможно без формирования у молодых людей планетарного сознания, позволяющего чувствовать себя представителем не только своего народа, но и всего человечества. Идея поликультурности перспективна и приобрела международное значение. Из этого следует, что эффективное развитие поликультурного образования на современном этапе возможно лишь при условии целенаправленной и скоординированной политики государства, общества и мирового сообщества в целом.
Литература
1. Декларация принципов толерантности // Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
2. Агентство социальной информации «Толерантность в России: свои и чужие». URL: http: // www.tolerance.ru (дата обращения: 09.02.2010).
3. Пастернак Н.А. Психология воспитания. М., 2008. С. 91 - 92; Власова Т.В. Сущность и содержание воспитания толерантности личности студентов // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России:
материалы междунар. педагог. форума. Ч. 2. Ростов н/Д, 2008. С. 273.
4. Супрунова Л.Л. Толерантность в структуре поликультурного образования // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ч. 2. Ростов н/Д, 2001.
5. Тангян С.А. Общественные перемены и культура мира. М., 1998.
6. См: Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. К проблеме поликультурного образования в современном обществе // Вестн. высшей школы. 2008. № 6.
7. Голобородько Е.П. Методологические основы поликультурного образования // Педагогический альманах. 2002. № 3 - 4.
8. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 - 1985. М., 1986.
9. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.
10. Шадриков В.Д. Конфликтующие и сотрудничающие образовательные политики // Народное образование. 1991. № 3.
Поступила в редакцию 16 апреля 2010 г.