Научная статья на тему 'Проблема воспитания толерантной культуры подростков в учреждениях социально-культурной сферы'

Проблема воспитания толерантной культуры подростков в учреждениях социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА / ПРИЗНАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / TOLERANCE / TOLERANT CULTURE / RECOGNITION / UNDERSTANDING / ACCEPTANCE ANOTHER / WELFARE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ересько В. А.

Статья посвящена проблеме воспитания толерантной культуры подростков в учреждениях социально-культурной сферы. Проблема культуры общения одна из самых острых в современном мире, а восприятие другого человека таким, какой он есть, далеко не всегда корректно и адекватно. В статье подчеркивается, что путь к толерантности это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of education of tolerant culture of teenagers in establishments of social-cultural sphere

The article is devoted to a problem of education of tolerant culture of the teenagers in establishments of social-cultural sphere. A problem of culture of dialogue is one of sharpest in the modern world and perception of other person as the one what he is, is not always correct and adequate. In the article it is emphasized that the way towards the tolerance is a serious emotional, intellectual work and mental pressure, as it is possible only on the basis of selfchanging, self stereotypes, self consciousness.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания толерантной культуры подростков в учреждениях социально-культурной сферы»

УДК 374

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

© В.А. Ересько

Статья посвящена проблеме воспитания толерантной культуры подростков в учреждениях социально-культурной сферы. Проблема культуры общения - одна из самых острых в современном мире, а восприятие другого человека таким, какой он есть, далеко не всегда корректно и адекватно. В статье подчеркивается, что путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Ключевые слова: толерантность; толерантная культура; признание; понимание; принятие другого; социально-культурная сфера.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т. п.).

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 г.

Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

В то же время толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2003 г. был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профи-

лактики национального экстремизма, в т. ч. антисемитизма, в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к актуальной воспитательной проблеме.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в современном мире. При понимании разности людей, восприятие другого человека таким, какой он есть, далеко не всегда корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном обществе.

Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности ИКЕ8СО, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, т. к. эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность

взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность - это формирование у подрастающего поколения культуры достоинства, самовыражения личности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с младшего возраста.

Среди многих социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания толерантности, немалую роль могут сыграть учреждения социально-культурной сферы.

Здесь необходимо решить следующие задачи: помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация); максимальное вовлечение ребенка в социум; формирование и удовлетворение культурных запросов детей; оказание эмоциональной и психологической поддержки каждому ребенку, активизация его жизненных сил; помощь в определении возможностей и способностей ребенка; информационная помощь; изменение негативных установок по отношению к детям, имеющим особенности развития.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в детском коллективе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение педагогом-организатором определенных демократических механизмов в организации педагогического процесса и в общении с детьми. Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны, критически относиться к своим собственным взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно

только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе деятельности педагога должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эм-патическому) - М.М. Бахтин, к пониманию через сомышление - В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.

Он выступает по отношению к детям в роли наставника.

Можно выделить две группы методов понимания.

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, эмпа-тийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1) знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

2) понимание того, что каждый человек -уникальная личность, и уважение различий между людьми;

3) понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга эле-

менты, как подарок каждого из них группе в целом;

4) понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество;

5) и, как результат, приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты: ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.

Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности: у младших школьников: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания. У учащихся средних классов: обучение пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейной педагогики, педагогики поддержки. У старшеклассников: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание прав другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы подростков.

При воспитании толерантности рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Интерактивное обучение -обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии детей с учащимися и педагогами,

педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики: развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей; воспитание терпимости к инакомыслию; развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых: снимается страх перед самостоятельным высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру; формируется умение ценить свою и чужую работу; закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т. д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.

Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга - информация - взаимодействие - восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое об окружающих, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

В задачи игр этого блока входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.

Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели.

Предложения по воспитанию толерантности вполне применимы в воспитательном процессе и, на наш взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскры-

вающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.

Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Поступила в редакцию 4.09.2009 г.

Eresko V.A. Problem of education of tolerant culture of teenagers in establishments of social-cultural sphere. The article is devoted to a problem of education of tolerant culture of the teenagers in establishments of social-cultural sphere. A problem of culture of dialogue - is one of sharpest in the modern world and perception of other person as the one what he is, is not always correct and adequate. In the article it is emphasized that the way towards the tolerance is a serious emotional, intellectual work and mental pressure, as it is possible only on the basis of selfchanging, self stereotypes, self consciousness.

Key words: tolerance; tolerant culture; recognition; understanding; acceptance another; welfare sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.