Научная жизнь
УДК 1/14
Б01: 10.21779/2500-1930-2019-34-1-98-102 З.Я. Умарова
Многогранное постижение истины и толерантности (Статья посвящается 70-летию доктора философских наук, профессора
Мустафы Исаевича Билалова)
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. Акад. М.Д. Миллионщикова; Россия, Чеченская Республика, 364061, г. Грозный, пр. Х. Исаева, 100; [email protected]
Любое чувство истины раскрывается лишь тогда в чистом виде, когда оно очищено в движении разума.
К. Ясперс
В статье рассматривается постижение истины и толерантности в философии доктора философских наук, профессора Билалова Мустафы Исаевича. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, требуют многогранного подхода и к истине, и к толерантному сознанию. Предмет исследования философа М.И. Билалова - постижимость истины в диалоге и полилоге культур и взаимоприемлемое толерантное сотрудничество всех народов мира. Философ учит любить самое ценное - человеческую жизнь, проявлять толерантность в человеческих взаимоотношениях, сохранять доброту сердца, трезвость ума и открытость души. Это и есть главные принципы жизни в быстро меняющемся многополярном мире.
Ключевые слова: истина, толерантность, философ, духовное богатство, ценности, человек, мир, противоречия жизнь, общество, труд, аналитический ум, гносеологические идеи.
В каждом этносе есть люди, которые составляют духовное ядро нации. Один из таких ярких представителей кавказских народов - замечательный философ Мустафа Исаевич Билалов, который популяризирует многовековые традиции и культуру народов России и исследует специфические особенности Кавказа. Его философская мысль направлена на постижение истины человеческого бытия, на выстраивание доверительных отношений, базирующихся на уважительном отношении и осмысленном понимании того, что это ведет к возможности самораскрытия и формирования межличностной межэтнической толерантности. Жизнь доктора философских наук, профессора М.И. Билалова отражает историю современной России. Его философия проникнута глубокой толерантностью. Он призывает к тому, что «толерантность должна быть результативной, способом прислушивания к позиции чужого, совер-
шенствования своего понимания и подхода. Результат диалога и полилога должен вылиться в гибель категоричных противоположностей, в снятие, трансформацию обслуживающих глобализированные сферы человеческого общежития ценностей, в первую очередь, фундаментальных идеалов - свободы, прав индивида и социума, целевой и ценностной рациональности, либеральной и консоциональной демократии и др.» [1, с. 343]. Важно и то, что М.И. Билалов свои гносеологические изыскания активно использует при решении общественно-политических задач общества, подбирая оптимальные концепции истины для осмысления цивилизационных перспектив России (см. [2]).
Философ чувствует неразрывную связь со своей малой родиной - Кавказом. Его беспокоит, что в последнее время на Кавказе насаждаются отнюдь не лучшие элементы западной культуры и образа жизни. Запад и Восток обладают разными ци-вилизационными спецификами, противоположными базовыми духовными ценностями, что нельзя не учитывать при построении гражданского общества. Ссылаясь на М. Билалова, на его идеи и выводы в ряде работ, сопоставим основные европейские ценности и восточные (северокавказские, православные, евразийские):
- рационализм - иррационализм;
- индивидуализм - коллективизм;
- приоритет прав человека - приоритет прав социума (тухума, рода, нации);
- равенство личности - уважение к старшим, особое положение женщин в обществе;
- активность личности - пассивность личности;
- плюрализм форм собственности с преобладанием частной - преобладание коллективной и государственной собственности;
- господство над природой - гармония с природой;
- приоритет материального - приоритет духовного;
- неограниченность потребностей - ограниченность потребностей, аскетизм;
- демократизм - авторитаризм, тоталитаризм;
- децентрализация - централизация;
- космополитизм - этноцентризм, национализм;
- глобализм - патриотизм;
- техногенная цивилизация - традиционная цивилизация.
Профессор М. Билалов предлагает «не абсолютизировать европейские ценности, не ломать наш менталитет и не пересаживать нам «культурные гены», а оценивать значимость и достоинства своих восточных, азиатских, российских, кавказских идеалов, тем более, что их не нужно формировать, они с нами и могут быть эффективными в цивилизационной перспективе» [3, с. 56].
С 1997 года М.И. Билалов - председатель Дагестанского отделения Российского философского общества, член Президиума РФО, заведующий кафедрой онтологии и теории познания в ДГУ. Следует отметить, что М.И. Билалов как философ, человек с открытой душой, гибким умом всегда стремится строить толерантные отношения. Он достойно представляет свой народ. М.И. Билалов считает, что необходимо учитывать взаимосвязь общечеловеческого, интернационального и национального в развитии человека и общества. Философ ищет пути и находит возможности
совместного решения кризисных явлений разными народами, если они признают равноправие религий и культур.
Жизнь каждого человека - длинная дорога, по которой он идет, преодолевая препятствия и оставляя след в памяти и сердцах людей. Жизненный путь удивительного человека, ученого, философа М. И. Билалова - достойный пример для подрастающего поколения. Философ учит любить самое ценное - человеческую жизнь, проявлять толерантность в человеческих взаимоотношениях, сохранять доброту сердца, трезвость ума и открытость души. Это и есть главные принципы жизни в быстро меняющемся многополярном мире.
Философия Билалова отражает не только его богатый внутренний мир, но и духовные искания творческого человека, который никогда не смирится с несправедливостью и бессмысленностью человеческого бытия. Монография, написанная философом в 2017 году, - «Постижимость истины: уловимость, объяснимость, выразимость» затрагивает актуальную и сложную проблему истины, культуру постижения истины в объективной реальности через определенные нормы и правила поведения, в вечном столкновении человека с ложью, лицемерием и несправедливостью. «Человек призван творить культуру, культура также есть его путь и судьба, он реализует себя через культуру. Обреченный на историческое существование, он тем самым обречен на созидание культуры» [4, с. 315]. Духовно-нравственную основу человека составляют, по мнению философа, культура и толерантность как ощущение ответственности. В своей гносеологии М.И. Билалов стремится к выяснению проблемы истины, связанной со смыслом философского постижения мира. Он приходит к мысли о необходимости выстраивания новой философии истины как полилога познавательных культур (см. [5]). Необходимость философского осмысления истины определяется особой структурой человеческой деятельности - трудовой деятельностью. Всякий труд представляет собой деятельность продуктивную, подчиненную результату, на достижение которого она направлена. Поэтому она требует, чтобы этот результат был в представлении человека в качестве субъективной цели, т. е. в такой форме, которая позволяет соотносить его с исходным материалом - предметом труда, этапом его преобразования и достигнутым результатом - продуктом труда. С другой стороны, это представление само должно активно видоизменяться субъектом в соответствии с меняющимися условиями и средствами труда и под влиянием накапливающегося опыта деятельности. Иначе говоря, человек должен сопоставлять свои представления с реальностью и вносить коррективы в свои планы. А это и значит, что они должны существовать как явление его сознания.
М. И. Билалов является творцом истины, его самоутверждение неразрывно связано со служением обществу, и это есть наивысшее проявление индивидуальной духовной культуры. Он стремится к постоянному обогащению своего духовного мира достижениями общечеловеческой культуры. Он исходит из того, что сам «процесс познания истины не столько одномерен, линеен, плоскостен, сколько осуществляется полилинейно, многослойно, многуровнево, интегрируя в себе всевозможные конкретные, в том числе архаичные, нерациональные, иррациональные и т. п. черты. Все это составляет типы, несущие более или менее значимый познавательный потенциал. Такая авторская позиция восходит к разрабатываемому Билаловым конструкту «совокупное познание», введенному в научный оборот в начале 90-х годов в
его докторской диссертации «Многообразие форм существования истины в совокупном познании». И это направление имеет важное научно-теоретическое значение, что нашло соответствующее признание в философском сообществе страны» [6, с. 135]. Билалов обладает редким аналитическим умом, выходит за пределы повседневности для её понимания, а его гносеологические идеи опираются на созерцательно-конструирующие действия. Это позволяет глубже понять смысл бытия мира и собственное бытие в нем. Его философские идеи устремлены в будущее. «Человек не может жить без веры. Решающий вопрос для нашего поколения, а также для будущих поколений заключается в том, что будет ли наша и их вера иррациональной верой в вождей, технику, успех или рациональной верой в человека, опирающейся на собственный опыт продуктивной деятельности» [7, с. 162]. Только через постижение истины человек становится человеком. В процессе развития человека и общества познание истины наполняется социальным и нравственным содержанием, становится новой моделью отношений между людьми. Создаваемая человеческим сознанием реальная действительность находится в состоянии непрерывного изменения, она хаотична, неопределенна и пассивна. Вместе с тем она представляет собой податливый, пластичный материал в руках субъекта, который разрывает исходный поток сознания на отдельные составные части, выделяет, образует, строит конкретно сформированные вещи. По мысли Джемса, «наличность действительности принадлежит ей, но содержание ее зависит от выбора, а выбор зависит от нас... Действительность нема, она ничего не говорит о себе. Мы говорим за нее» [8, с. 150].
Отличительными чертами истины в философии М.И. Билалова являются ее по-стижимость и полезность. Будучи весьма образованным для своего времени и глубоко мыслящим философом, он сумел стать прекрасным наставником для студентов, магистрантов и замечательным руководителем для аспирантов, которые гордятся его методикой преподавания философии, толерантностью и пытливостью ума. Научные изыскания он совмещает с интенсивным педагогическим трудом. Поистине, ученый, педагог, общественно-политический деятель Мустафа Исаевич Билалов известен своим современникам как человек, достойный быть образом [9, с. 150].
Литература
1. Билалов М.И. Постижимость истины: уловимость, объяснимость, выразимость. - Махачкала: ГАУ РД «Дагестанское книжное издательство», 2017. - 376 с.
2. Билалов М.И. Символическая модель толкования истины в поиске перспектив российской демократии // Вестник Дагестанского государственного университета.
Сер. 3: Общественные науки. - 2013. - № 5. - С. 237-241.
3. Билалов М.И. Региональные базовые ценности гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. - Махачкала, 2003. - С. 55-60.
4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994.
5. Билалов М.И. Философия истины в коммуникативном пространстве познавательных культур // Вестник Российского философского общества. - 2016. - № 1. -С. 10.
6. Акаев В.Х. Личностный гимн философии профессора Мустафы Исаевича Билалова // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. - 2018. - Т. 33. - Вып. 3.
7. Эрих Фромм. Психоанализ и этика. - М., 1993. - С. 162.
8. Джемс У. Прагматизм. - СПб., 1910.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
Поступила в редакцию 19 февраля 2019 г.
UDC 1/14
D0I:10.21779/2500-1930-2019-34-1-98-102
Multi-faceted comprehension of truth and tolerance
(The article is dedicated to 70th anniversary of the Doctor of Philosophy, Professor Mustafa Isaevich Bilalov)
Z.Ya. Umarova
Grozny State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikov; Russia, Republic of Chechnya, 364061, Grozny, Kh. Isaev av., 100; [email protected]
The article deals with the comprehension of truth and tolerance in philosophy of the Doctor of Philosophy, Professor Mustafa Bilalov. Socio-economic and political changes taking place in the modern world require a multifaceted approach to both truth and tolerant consciousness. The logical thought of the philosopher M.I. Bilalov is directed to the comprehensibility of the truth in the dialogue and the polylogue of cultures, on the mutually acceptable tolerant cooperation of all the peoples of the world. His philosophical thought teaches to love the most valuable - human life, revealing through tolerant consciousness the beauty of human relationships, kindness of thoughts, sobriety of mind, openness of the soul and the essence of life education with a rapidly changing psychology of people in a multipolar world
Keywords: truth, tolerance, philosopher, spiritual wealth, values, man, world, contradictions, life, society, work, analytical mind, epistemological ideas.
Received 19 February, 2019