Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА ДИСТАНЦИОННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильичева Наталья Васильевна, Махонина Анна Александровна

Анализируется проблема влияния технических факторов на качество обучения иностранным языкам на онлайн-занятиях. Рассматриваются технические неполадки, с которыми могут столкнуться студенты, и их влияние на мотивацию обучающихся, а также на эффективность восприятия учебной информации. Приводятся итоги опроса студентов о корреляции между техническими сложностями и результатами обучения. Предлагаются возможные пути оптимизации онлайн-работы по изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильичева Наталья Васильевна, Махонина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE TECHNICAL FACTORS ON THE QUALITY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE DISTANCE FORMAT

The article deals with the analysis of the issue of the technical factors on the quality of foreign language teaching at online lessons. There are considered the technical disorders, the students can face, and their influence on the students’ motivation and the efficiency of the perception of the learning information. There are given the results of the students’ questionnaire on the correlation between the technical difficulties and the education’s results. The author suggests the possible ways of the optimization of the online work directed to the study of the foreign language.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

известия вгпу

3. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. Киев, 2002.

4. Bonney K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains // Journal of Microbiology & Biology Education. 2015. № 16(1). P. 21-28.

5. Council of Europe, 2018. Common European Framework of Reference for Languages - Learning, teaching, assessment: Companion volume with new descriptors. Strasbourg, 2018. P. 87-88.

6. Ellis R. Task-based language learning and teaching. Oxford, 2003.

7. In Company - Worksheets // Macmillan Business [Electronic resource]. URL: http://www.businessen glishonline.net/resources/in-company-second-edition-

resources/worksheets (дата обращения: 12.03.2021). * * *

1. Gejhman L.K. Distancionnoe obrazovanie v svete interaktivnogo podhoda // Inostrannye yazyki v distancionnom obuchenii: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Perm' 6-8 fevr. 2007 g.). Perm', 2006. S. 25-32.

2. Kalashnikova N.A. Metod case study kak sposob razvitiya akademicheskih navykov i kommunikativnoj kompetencii studentov ekonomicheskogo vuza // So-vremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017. T. 8. № 1. S. 134-147.

3. Surmin Yu.P. Situacionnyj analiz, ili Anato-miya kejs-metoda. Kiev, 2002.

Use of the method of case study at the lessons of foreign language in university

The article deals with the basic characteristics of the method "case study" as one of the innovative ways of the organization offoreign language teaching in university. There are given some methodological recommendations directed to including case study in teaching process and the example of the use of the method as a model that can be adapted to the specific learning situations.

Key words: pedagogical innovations, communicative approach, method "case study", linguistic and non-linguistic competencies, vocational guidance.

(Статья поступила в редакцию 10.03.2021)

Н.в. ильичевА, A.A. МАхоНиНА (воронеж)

влияние технических факторов на качество обучения иностранным языкам в дистанционном формате

Анализируется проблема влияния технических факторов на качество обучения иностранным языкам на онлайн-занятиях. Рассматриваются технические неполадки, с которыми могут столкнуться студенты, и их влияние на мотивацию обучающихся, а также на эффективность восприятия учебной информации. Приводятся итоги опроса студентов о корреляции между техническими сложностями и результатами обучения. Предлагаются возможные пути оптимизации онлайн-работы по изучению иностранного языка.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, дистанционное обучение, техническая сторона дистанционного процесса обучения, эффективность обучения.

Дистанционное обучение в эпоху тотальной изоляции стало повседневной реальностью, показав свой огромный потенциал и обозначив целый ряд проблем, горячо обсуждаемых педагогическим сообществом. Уникальная практика проведения занятий на удаленной основе дала основание для анализа полученного опыта, подведения определенных итогов и обсуждения целого ряда вопросов, связанных с различными аспектами дистанционного обучения. Ученых волнуют возникшие методические, организационные, психологические трудности, связанные с профессиональной подготовкой преподавателей и учителей, применением единого подхода к вопросу организации дистанционного обучения, ограниченным объемом возможностей внедрения информационных технологий в образовательные учреждения, увеличением нагрузки преподавателей и т. д. [5; 8; 11; 12]. Предметом обсуждения многих исследователей становятся важные проблемы, сопряженные с ограничением контакта студентов с преподавателем, отсутствием рычагов воздействия на пассивных учащихся, невозможностью определения степени вовлеченности и заинтересованности студентов в образовательный процесс и понимание материала, снижением важности и зна-

О Ильичева Н.В., Махонина А.А., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

чения традиционных форм контроля знаний вследствие использования студентами запрещенных способов сдачи экзаменов и зачетов (например, использование справочных материалов, учебников и конспектов) [1; 4; 6; 13]. Вызывают обеспокоенность потенциальные и уже существующие проблемы с физическим и психологическим здоровьем как обучающихся, так и самих преподавателей, вызванные гиподинамией и эмоциональным напряжением [2; 3].

Без внимания не остаются и технические трудности, обусловленные несовершенством технологий и телекоммуникационной системы. Так, В.Н. Малыш, Е.А Ситников выделяют следующие технические проблемы: «отсутствие единого информационно-образовательного пространства, включающего электронные источники информации (электронные библиотеки, базы данных, электронные учебные пособия и т. д.); отсутствие необходимой сетевой инфраструктуры для организации обучения (в некоторых регионах страны отсутствие широкополосного доступа в интернет); использование сложных средств управления средой ДО. Средства управления средой до должны быть просты в использовании и понятны для всех пользователей системы до вне зависимости от уровня их компьютерной грамотности; проблема выбора оптимальных технических средств с точки зрения соотношения "цена/качество"» [7, с. 311].

Все вышеуказанные технические проблемы, как и целый ряд менее существенных с технической точки зрения, но при этом не менее важных для образовательного процесса, влияют не только на объем получаемых студентами знаний, но и на их качество. Проблемы с веб-камерами у студентов, приводящие к обезличенному общению с аватарками обучающихся или вообще черным экраном, трудности со звуком из-за плохого качества Интернета и другие технические неполадки и их последствия вызывают серьезную озабоченность среди профессорско-преподавательского состава вузов, поскольку они напрямую влияют на качество обучения и мотивацию студентов к учебе. Отметим, что «все виды дистанционного обучения, в том числе открытые курсы, требуют от студентов развитой самостоятельности, организованности и способности мотивировать себя на ритмическую работу» [9], а зачастую подобная обязательность не характерна для некоторых представителей молодого поколения, которому присуща определенная доля «незрелости эмоционально-волевой сферы, несамостоятельность, неспособность принимать на себя новые социальные роли,

подразумевающие определенную ответственность» [10, с. 101]. В этой связи актуальным вопросом сегодня является определение роли дистанционного обучения в вовлечении студентов в образовательную деятельность и его влияния на эффективность учебного процесса.

Цель данной работы - проанализировать влияние технических проблем на практических онлайн-занятиях по иностранному языку в высшей школе на качество обучения и мотивацию студентов, чтобы обеспечить совершенствование дальнейшей работы в дистанционном формате. В связи с этой целью возникают следующие исследовательские задачи:

1) выявить наиболее распространенные проблемы, возникающие в процессе проведения дистанционных занятий;

2) описать опыт проведения опроса о влиянии технических проблем на успеваемость на онлайн-занятиях по иностранным языкам;

3) проанализировать полученные результаты в процентном соотношении;

4) рассмотреть возможные пути совершенствования обучения иностранным языкам в дистанционном формате.

Для решения данных задач в рамках исследования было проведено раздаточное анкетирование, которое позволило получить объективную информацию о влиянии технических проблем во время проведения практических занятий по иностранному языку в удаленном формате на мотивацию студентов и их отношение к учебе. В анкетировании приняли участие студенты Воронежского государственного университета факультетов романо-герман-ской филологии и международных отношений 1-2-х курсов в количестве 82 человек. Анкетирование носило анонимный характер и состояло из 14 содержательных вопросов, касающихся особенностей изучения практического курса иностранного языка в дистанционном формате. В данной статье мы хотели бы осветить ответы студентов младших курсов только на вопросы анкеты, посвященные проблеме технических трудностей, и сконцентрироваться на анализе полученных результатов. Мнения и комментарии респондентов, продемонстрированные в статье, приведены в оригинале с сохранением особенностей синтаксиса и пунктуации авторов.

Первым вопросом анкеты о влиянии технических проблем на результативность обучения был следующий: Влияют ли технические проблемы во время проведения практических занятий по иностранному языку (например, плохой звук, низкое качество связи, неработающие камера или микрофон и т. д.) на вашу

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

посещаемость? 21% студентов считают, что технические проблемы влияют на их посещаемость занятий. Эта группа студентов дала следующие комментарии: «Потому что невозможно работать, когда не слышно преподавателя или же преподаватель не может услышать меня»; «Проблемы с оборудованием заставляют разбираться с ними, а не идти на занятия». 50% студентов технические проблемы не мешают посещать занятия, эти студенты так пояснили свои ответы: «На своем опыте не помню каких-либо крупных технических проблем за время дистанционного обучения», «Надежда на "идеальный звук" никогда не пройдет))», «Нужно относиться с пониманием к другим людям. У всех разные возможности и оборудование тоже», «Посещаемость зависит от желания самого студента учиться», «Потому что перед каждым следующим уроком я надеюсь, что все неполадки будут устранены». 29% студентов выбрали вариант «частично» при ответе на предложенный вопрос. Приведем некоторые комментарии к ответам на данный вопрос: «Если мы рассматриваем проблему с камерой, то это не мешает присутствовать на занятии; проблема со звуком и низкое качество связи заставляет во время пары решать проблему подключения, а значит, студент пропускает занятие (он тратит время на решение проблемы, а не на усвоение материала)», «Зачастую даже мощный компьютер не выдерживает большого количества включенных камер и микрофонов. На мой взгляд, здесь все зависит от качества работы образовательной платформы, на которой проводится дистанционное занятие».

Взаимосвязь технических проблем и отношения студентов к занятиям была освещена в ответах студентов на вопрос Влияют ли технические проблемы во время проведения практических занятий по иностранному языку (например, плохой звук, низкое качество связи, неработающие камера или микрофон и т. д.) на ваше отношение к занятиям? 17% студентов полагают, что технические проблемы во время проведения практических занятий по иностранному языку влияют на их отношение к занятиям. Эти респонденты давали следующие ответы: «Отношение становится несерьезным», «Несмотря на то, что отношение к занятиям такое же серьезное и ответственное, зачастую пропадает чувство энтузиазма, вовлеченности в процесс, чего не случается при очных занятиях», «Периодические технические неполадки порождают негативные эмоции и нежелание посещать некоторые занятия», «Порой бывает очень непонятен мате-

риал из-за плохой связи или звука, это сильно раздражает». Наряду с изменением отношения в отрицательную сторону студенты также говорили и об увеличившейся ответственности, например: «Перед занятиями не только делаешь домашнее задание, но и проверяешь технику, чтобы не было сбоев. Отношение становится более серьезным и ответственным». При этом 59% опрошенных студентов заявили, что их отношение к занятиям не зависит от технических проблем, с которыми они могут столкнуться во время онлайн-занятий. Аргументы, приводимые респондентами, таковы: «По моему мнению, в изучении языка это мелочи», «Я больше занимаюсь самостоятельно», «Я очень ответственный (и скромный) студент, поэтому мое отношение к занятиям всегда остается предельно бережным», «Потому что связь рано или поздно наладится, а упущенный материал тяжело нагонять». 24% из общего количества опрошенных студентов говорят о частичной корреляции между возникающими техническими проблемами и отношением студентов к занятиям, например: «технические проблемы могут нервировать и отвлекать от занятия», «Постоянные неполадки заставляют нервничать во время занятий, и постепенно занятия превращаются в стрессовые испытания», «Когда проблемы со звуком или скоростью интернета ты тратишь время впустую, потому что ты ничего не слышишь и начинаешь задумываться: "А что я тут делаю, я же ничего не слышу и не понимаю..."».

Следующим вопросом анкеты был такой: Влияют ли технические проблемы во время проведения практических занятий по иностранному языку на вашу успеваемость? При ответе 10% респондентов посчитали, что технические проблемы ухудшают успеваемость. типичным объяснением было такое: «Потому что труднее воспринимать процесс обучения. Восприятие новой информации становится невозможным, появляется раздражительность и желание прекратить». 63% опрошенных студентов полагают, что технические проблемы не влияют на успеваемость. Приводятся такие объяснения отрицательного ответа на данный вопрос: «Пары проводились в полном объеме, без технических проблем, на успеваемости это не сказывалось», «технические проблемы здесь ни при чем», «На мою успеваемость влияет только мое желание учиться», «зачастую преподаватель проявляет понимание в данных ситуациях». 27% студентов ответили, что технические проблемы лишь частич-

но влияют на их академическую успешность. Объясняя, о каком именно влиянии идет речь, студенты давали такие ответы: «Из-за возможных технических проблем можно упустить важную информацию, например не усвоить правильную постановку звуков или вовсе из-за низкого качества связи не суметь подключиться к занятию и пропустить его, из-за чего будет упущен материал занятия», «Невозможно полностью усвоить материал, очень тяжело практиковать некоторые аспекты изучения (аудирование, когда надо слушать монологи/ диалоги)» и др.

На практических занятиях по иностранному языку преподаватели столкнулись со сложностью создания виртуальной учебной аудитории в силу отсутствия видеосвязи. Именно поэтому студентам был задан вопрос о влиянии видеосвязи на практических занятиях по иностранному языку на эффективность обучения. 40% студентов ответили, что наличие видеосвязи на практических занятиях по языку повышает эффективность обучения и дали подобные комментарии: «Наличие видеосвязи приравнивается к очному формату», «Контактирование путем видеосвязи, на мой взгляд, необходимо при проведение практических занятий для большего контроля», «В обучении языку важно общения. Приятнее и удобнее видеть лица говорящих, их эмоции по отношению к теме обсуждения. Так занятия становятся более "живыми" и появляется больше мотивации включаться в процесс полноценно». При этом 60% опрошенных не связывают наличие видеосвязи с эффективностью обучения и объясняют свою точку зрения следующим образом: «Конечно, при развернутых устных ответах наличие видеосвязи необходимо, но в целом для работы на занятиях вполне возможно обойтись без нее. Я считаю, что так студенты чувствуют себя более комфортно и сосредоточенно, ведь в таком случае нас не заботит, как мы выглядим в кадре, кроме того, есть преимущество в том, что можно занять любое удобное положение и не заботиться о таких вещах, нормально ли падает свет и хорошо ли нас видно, не мешают ли в кадре остальные члены семьи и т. д.», «Во-первых, включенная камера замедляет работу компьютера и расходует большое кол-во интернета, что вызывает проблемы со связью и различные "глюки". Работа без камеры - это очень удобный и комфортный способ проведения занятия как для ученика, так и для преподавателя. Качество образования не зависит от включенной камеры».

кие науки -

В соответствии с правилами анкеты, студенты, которые были уверены, что наличие видеосвязи не влияет на эффективность обучения, должны были ответить на вопрос, по каким причинам они не включают камеры на занятиях по иностранному языку. Студентам было предложено несколько вариантов ответов, основанных на ответах студентов на схожие вопросы, полученных во время рабочего процесса в течение семестра.

35% опрошенных согласились с предложенным вариантом «отключенная камера дает возможность чувствовать себя свободным в домашней обстановке». 9% выбрали ответ «отключенная камера дает возможность заниматься несколькими делами одновременно». Половина респондентов (50%) констатировали, что «отключенная камера - это возможность сосредоточиться, когда на меня не смотрят». Всего лишь 2 студента из 82 опрошенных заявили, что «отключенная камера - это возможность создания имитации присутствия на занятии». Среди других вариантов, предложенных студентами, количество которых составило 8%, обратили на себя внимание следующие: «Желание не быть стесненным своими соседями в общежитии, а также не стеснять их может заставить меня отключить камеру», «Свалка в комнате, окружающая обстановка, выгляжу ужасно - факторы, которые могут заставить меня отключить камеру», «Я могу отключить камеру, если возникают семейные проблемы», «Мне лень покупать камеру».

одной из существенных проблем дистанционного обучения на занятиях по иностранному языку, с нашей точки зрения, является задержка звука. С целью изучить мнение студентов об этом был задан вопрос: Мешает ли вам задержка звука в ходе практического занятия по иностранному языку? 67% студентов согласились, что задержка звука на занятиях по иностранному языку мешает эффективному обучению и пояснили свою точку зрения таким образом: «Зачастую бывает сложно воспринимать преподавателя и одногруппников с помехами звука. На языковых парах нужно вслушиваться в слова, пытаться уловить новые, а с задержкой звука это становится очень сложно», «Невозможно разобрать, что одно-группник или преподаватель имел в виду, когда говорил с звуковой задержкой», «задержка не мешает, прерывания звука - да». однако 33% опрошенных говорят либо об отсутствии задержки звука, либо о том, что она не мешает на занятиях по иностранному языку.

известия вгпу

таким образом, анализ ответов респондентов позволил сделать ряд выводов и наметить перспективы улучшения и оптимизации дальнейшей работы по изучению иностранного языка в дистанционном формате. Во-первых, стало очевидно, что онлайн-занятия по иностранному языку усиливают ответственное отношение студентов к обучению, повышают их мотивацию к качественному получению знаний. При наличии осознанного подхода к обучению технические проблемы, препятствующие эффективному погружению в иностранный язык, становятся для обучающихся нерелевантными. Помимо этого толерантное отношение студентов к экстренному переносу обучения в дистанционный формат в условиях пандемии и к возникающим стрессовым ситуациям, признание онлайн-обучения как вынужденной альтернативы традиционному обучению способствуют готовности к усвоению материала в новых условиях и максимальной открытости новому опыту, соответственно, более продуктивному обучению и быстрому прогрессу. ответы респондентов на вопросы анкеты показали, что специфика обучения в удаленном формате развивает у студентов способность быстро оценить изменение внешних условий, адаптироваться к новым обстоятельствам и перестроить свою программу действий, повышая, таким образом, уровень самоконтроля и гибкость в академической деятельности, что положительно сказывается на моти-вационной составляющей обучения.

Как показывают результаты опроса студентов, наряду с повышением мотивации и осознанности при онлайн-обучении, имеет место и обратный процесс, вызываемый сложностями технического характера. так, отсроченная обратная связь может привести к возникновению у обучающихся затруднения понимания происходящего и ощущения изолированности и неуспешности. Именно поэтому психолого-педагогическая модель, применяемая на онлайн-занятиях, должна учитывать возможность резкого снижения мотивационной составляющей в обучении из-за влияния постоянно возникающих технических сложностей.

опрос студентов также наглядно показал существующую устойчивую тенденцию к нивелированию личностного общения и предпочтению «обезличенного» общения с выключенной камерой, которое отмечается студентами как более комфортное и рассматривается ими как удовлетворение потребности в автономии и свободе. При этом спецификой из-

учения иностранных языков является развитие профессиональных коммуникативных навыков во всей палитре их применения в межличностном общении в реальной жизни. Навык преодоления языковых барьеров при общении на иностранном языке и устранения потенциальных коммуникативных неудач может быть в полной мере сформирован только при визуальном контакте участников речевого акта, поскольку невербальная составляющая часто способствует эффективности речевого воздействия. Сознательный подход студентов к формированию своих профессиональных навыков и осмысленное видение перспективы их применения в будущей профессиональной деятельности способствуют повышению активной роли студентов и выбору деятельностной позиции в процессе обучения.

Кроме того, по мнению значительного количества студентов, технические проблемы не понижали эффективность учебного процесса во время онлайн-обучения благодаря ведущей роли преподавателей в организации дистанционной работы. традиционная роль наставника и тьютора в организации познавательной деятельности позволила снизить сложность усвоения материала в дистанционных условиях. Толерантное отношение к проблемам технического характера, с которыми студенты сталкивались во время онлайн-занятий, и готовность преподавателей к совместному решению возникающих проблем ради высоких результатов в учебной деятельности позволили поддерживать достойный уровень качества обучения.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что полученные результаты анкетирования еще раз доказали, что дистанционное обучение не явилось чем-то революционным для студенческого сообщества и оказалось приемлемым и подходящим для него. Однако при всей готовности молодых людей к участию в интерактивном цифровом обучении технические трудности могут снижать мотивацию и самоконтроль обучающихся, поэтому перед преподавателями стоит сложная задача стимулировать инициативность и самостоятельность студентов, их активность и творческий потенциал, что в конечном счете положительно скажется на качественных характеристиках получаемых знаний.

список литературы

1. Бушуев И.В., Нектаревская Ю.Б. , Толстокора О.Н. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в современной российской высшей школе [Электронный ресурс] // Вестн. Юж.-

педагогические науки

Рос. гос. техн. ун-та (НПИ). 2020. № 4. URL: https:// vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/vi ew/457/456 (дата обращения: 15.03.2021).

2. Городецкая Н.И. Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект [Электронныйресурс] // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 2. URL: https://cy berleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-zdorovi esberegayuschiy-aspekt (дата обращения: 15.03.2021).

3. Димова А.Л. Предотвращение возможных не-гативныхпоследствий, обусловленных использованием информационных и коммуникационных технологий для здоровья обучающихся [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 1(25). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-suschnosti-ponya tiya-predotvraschenie-vozmozhnyh-negativnyh-posle dstviy-obuslovlennyh-ispolzovaniem (дата обращения: 15.03.2021).

4. Корба O.A. Дистанционное обучение в условиях пандемии: проблемы и перспективы // образование и педагогика: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2020 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.]. Чебоксары, 2020. С. 37-40.

5. Кретова М.В. К вопросу организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Вестн. Донец. пед. ин-та. 2018. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-organizatsii-ucheb-nogo-protsessa-s-primeneniem-distantsionnyh-obrazova-telnyh-tehnologiy (дата обращения: 15.03.2021).

6. Малиновская Г.М. Дистанционное обучение: современные проблемы // Педагогическое образование на Алтае. 2015. № 1. С. 158-161.

7. Малыш В.Н., Ситников Е.А. Технические проблемы организации дистанционного обучения // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2013. № 1. С. 311-314.

8. Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23. С. 12-20.

9. Пузейкина Л.Н., Бояркина А.В. Расширенные возможности преподавания иностранного языка в вузе с использованием систем дистанционного обучения (на примере курсов сетевого сопровождения аудиторных занятий по немецкому языку) [Электронный ресурс] // Вестн. Сев.-Вост. фед. ун-та им. М. К. Аммосова. Сер.: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4(12). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rasshirennye-vozmozhnosti-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-v-vuze-s-ispolzo vaniem-sistem-distantsionnogo-obucheniya-na-prime re-kursov (дата обращения: 15.03.2021).

10. Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализа-ция // Образование и наука. 2016. № 3. С. 89-105.

11. Солтогулова M.y. Aктуальные проблемы обучения в системе дистанционного образования // Известия вузов Кыргызстана. 2016. № 5. С. 69-70.

12. Чванова M.C, Киселева KA. Проблемы дистанционного обучения в сети Интернет [Электронный ресурс] // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Eсте-ственные и технические науки. 2017. № 5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-distan-tsion nogo-obucheniya-v-seti-internet (дата обращения: 15.03.2021).

13.Фомичев Р.С. Использование современных информационных технологий в процессе дистанционного обучения школьников // Вестн. Кемер. гос.

ун-та, 2013. № 2(542). Т. 1. С 125-128.

* * *

1. Bushuev I.V., Nektarevskaya Yu.B. , Tolstoko-ra O.N. Problemy i perspektivy razvitiya distancionno-go obucheniya v sovremennoj rossijskoj vysshej shkole [Elektronnyj resurs] // Vestn. Yuzh.-Ros. gos. tekhn. un-ta (NPl). 2020. № 4. URL: https://vestnik.npi-tu.ru/ index.php/vestnikSRSTU/article/view/457/456 (data obrashcheniya: 15.03.2021).

2. Gorodeckaya N.I. Distancionnoe obuchenie: zdorov'esberegayushchij aspekt [Elektronnyj resurs] // Vestn. Kostrom. gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psiholo-giya. Sociokinetika. 2008. № 2. URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-zdoroviesbe regayuschiy-aspekt (data obrashcheniya: 15.03.2021).

3. Dimova A.L. Predotvrashchenie vozmozhnyh negativnyhposledstvij, obuslovlennyh ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij dlya zdorov'ya obuchayushchihsya [Elektronnyj resurs] // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2017. № 1(25). URL: https://cyberlemnka.ru/article/ni/k-vopro-su-ob-opredelenii-suschnosti-ponyatiya-predotvrasche nie-vozmozhnyh-negativnyh-posledstviy-obuslovlennyh-ispolzovaniem (data obrashcheniya: 15.03.2021).

4. Korba O.A. Distancionnoe obuchenie v uslovi-yah pandemii: problemy i perspektivy // Obrazova-nie i pedagogika: teoriya i praktika: materialy Vse-ros. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 4 dek. 2020 g.) / redkol.: Zh.V. Murzina [i dr.]. Cheboksary, 2020. S. 37-40.

5. Kretova M.V. K voprosu organizacii uchebno-go processa s primeneniem distancionnyh obrazova-tel'nyh tekhnologij [Elektronnyj resurs] // Vestn. Do-nec. ped. in-ta. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-organizatsii-uchebnogo-protses sa-s-primeneniem-distantsionnyh-obrazovatelnyh-teh nologiy (data obrashcheniya: 15.03.2021).

6. Malinovskaya G.M. Distancionnoe obuchenie: sovremennye problemy // Pedagogicheskoe obrazova-nie na Altae. 2015. № 1. S. 158-161.

7. Malysh V.N., Sitnikov E.A. Tekhnicheskie problemy organizacii distancionnogo obucheniya // Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma «Nadezhnost' i kachestvo». 2013. № 1. S. 311-314.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

8. Orlova E.R., Koshkina E.N. Problemy razvitiya distancionnogo obucheniya v Rossii // Nacional'nye in-teresy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 23. S. 12-20.

9. Puzejkina L.N., Boyarkina A.V. Rasshirennye vozmozhnosti prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze s ispol'zovaniem sistem distancionnogo obuche-niya (na primere kursov setevogo soprovozhdeniya auditornyh zanyatij po nemeckomu yazyku) [Elektron-nyj resurs] // Vestn. Sev.-Vost. fed. un-ta im. M.K. Am-mosova. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. 2018. № 4(12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rasshirennye-vozmozhnosti-prepodavaniya-inostranno go-yazyka-v-vuze-s-ispolzovaniem-sistem-distantsion nogo-obucheniya-na-primere-kursov (data obrashche-niya: 15.03.2021).

10. Sabel'nikova E.V., Hmeleva N.L. Infantilizm: teoreticheskij konstrukt i operacionalizaciya // Obra-zovanie i nauka. 2016. № 3. S. 89-105.

11. Soltogulova M.U. Aktual'nye problemy ob-ucheniya v sisteme distancionnogo obrazovaniya // Izvestiya vuzov Kyrgyzstana. 2016. № 5. S. 69-70.

12. Chvanova M.S., Kiseleva I.A. Problemy distancionnogo obucheniya v seti Internet [Elektronnyj resurs] // Vestn. Tamb. un-ta. Ser.: Estestvennye i tek-hnicheskie nauki. 2017. № 5-2. URL: https://cyberle ninka.ru/article/n/problemy-distantsionnogo-obucheni ya-v-seti-internet (data obrashcheniya: 15.03.2021).

13. Fomichev R.S. Ispol'zovanie sovremennyh in-formacionnyh tekhnologij v processe distancionnogo obucheniya shkol'nikov // Vestn. Kemer. gos. un-ta, 2013. № 2(542). T. 1. S 125-128.

Influence of the technical factors on the quality of foreign language teaching in the distance format

The article deals with the analysis of the issue of the technical factors on the quality of foreign language teaching at online lessons. There are considered the technical disorders, the students can face, and their influence on the students' motivation and the efficiency of the perception of the learning information. There are given the results of the students' questionnaire on the correlation between the technical difficulties and the education's results. The author suggests the possible ways of the optimization of the online work directed to the study of the foreign language.

Key words: foreign language teaching, distance education, technical aspect of distance education, learning efficiency.

(Статья поступила в редакцию 09.04.2021)

е.н. кабанкова

(Севастополь)

особенности использования педагогических технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Рассматриваются особенности использования педагогических технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Раскрывается сущность понятия «педагогическая технология». Подчеркивается необходимость применения информационных и коммуникационных технологий в техническом вузе в процессе преподавания иностранного языка.

Ключевые слова: педагогическая технология, иностранный язык, неязыковой вуз, бескомпьютерные технологии усвоения знаний, информационно-коммуникационные технологии.

Стремительный технологический прогресс современного общества предопределяет внедрение технологического подхода в образовательную сферу и технологизацию всех звеньев образовательного процесса в высших учебных заведениях. Технологизация учебно-воспитательного процесса в современной педагогике связана с поиском таких педагогических подходов, которые могли бы превратить обучение и воспитание в своеобразный производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

Сегодня модернизация и инновации в образовательном процессе затрагивают всю педагогическую систему, включая «ценности, цели, содержание, методы, средства, формы контроля и обучения, способы деятельности обучающих и обучающихся» [2]. Владение иностранным языком становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов технического вуза. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов. Будущий специалист должен владеть умениями работать в команде в многокультурной среде и иметь достаточно высокий уровень сформиро-ванности иноязычной коммуникативной компетенции.

Использование новых образовательных технологий предполагает не столько пополне-

О Кабанкова Е.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.