Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / БЕСКОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанкова Елена Николаевна

Рассматриваются особенности использования педагогических технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Раскрывается сущность понятия «педагогическая технология». Подчеркивается необходимость применения информационных и коммуникационных технологий в техническом вузе в процессе преподавания иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE USE OF THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN NONLINGUISTIC UNIVERSITIES

The article deals with the peculiarities of the use of the pedagogical technologies in the process of foreign language teaching in nonlinguistic university. There is revealed the essence of the concept “pedagogical technology”. There is emphasized the necessity of the use of the information and communication technologies in the technical university in the process of foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

известия вгпу

8. Orlova E.R., Koshkina E.N. Problemy razvitiya distancionnogo obucheniya v Rossii // Nacional'nye in-teresy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 23. S. 12-20.

9. Puzejkina L.N., Boyarkina A.V. Rasshirennye vozmozhnosti prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze s ispol'zovaniem sistem distancionnogo obuche-niya (na primere kursov setevogo soprovozhdeniya auditornyh zanyatij po nemeckomu yazyku) [Elektron-nyj resurs] // Vestn. Sev.-Vost. fed. un-ta im. M.K. Am-mosova. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. 2018. № 4(12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rasshirennye-vozmozhnosti-prepodavaniya-inostranno go-yazyka-v-vuze-s-ispolzovaniem-sistem-distantsion nogo-obucheniya-na-primere-kursov (data obrashche-niya: 15.03.2021).

10. Sabel'nikova E.V., Hmeleva N.L. Infantilizm: teoreticheskij konstrukt i operacionalizaciya // Obra-zovanie i nauka. 2016. № 3. S. 89-105.

11. Soltogulova M.U. Aktual'nye problemy ob-ucheniya v sisteme distancionnogo obrazovaniya // Izvestiya vuzov Kyrgyzstana. 2016. № 5. S. 69-70.

12. Chvanova M.S., Kiseleva I.A. Problemy distancionnogo obucheniya v seti Internet [Elektronnyj resurs] // Vestn. Tamb. un-ta. Ser.: Estestvennye i tek-hnicheskie nauki. 2017. № 5-2. URL: https://cyberle ninka.ru/article/n/problemy-distantsionnogo-obucheni ya-v-seti-internet (data obrashcheniya: 15.03.2021).

13. Fomichev R.S. Ispol'zovanie sovremennyh in-formacionnyh tekhnologij v processe distancionnogo obucheniya shkol'nikov // Vestn. Kemer. gos. un-ta, 2013. № 2(542). T. 1. S 125-128.

Influence of the technical factors on the quality of foreign language teaching in the distance format

The article deals with the analysis of the issue of the technical factors on the quality of foreign language teaching at online lessons. There are considered the technical disorders, the students can face, and their influence on the students' motivation and the efficiency of the perception of the learning information. There are given the results of the students' questionnaire on the correlation between the technical difficulties and the education's results. The author suggests the possible ways of the optimization of the online work directed to the study of the foreign language.

Key words: foreign language teaching, distance education, technical aspect of distance education, learning efficiency.

(Статья поступила в редакцию 09.04.2021)

е.н. кабанкова

(Севастополь)

особенности использования педагогических технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Рассматриваются особенности использования педагогических технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Раскрывается сущность понятия «педагогическая технология». Подчеркивается необходимость применения информационных и коммуникационных технологий в техническом вузе в процессе преподавания иностранного языка.

Ключевые слова: педагогическая технология, иностранный язык, неязыковой вуз, бескомпьютерные технологии усвоения знаний, информационно-коммуникационные технологии.

Стремительный технологический прогресс современного общества предопределяет внедрение технологического подхода в образовательную сферу и технологизацию всех звеньев образовательного процесса в высших учебных заведениях. Технологизация учебно-воспитательного процесса в современной педагогике связана с поиском таких педагогических подходов, которые могли бы превратить обучение и воспитание в своеобразный производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

Сегодня модернизация и инновации в образовательном процессе затрагивают всю педагогическую систему, включая «ценности, цели, содержание, методы, средства, формы контроля и обучения, способы деятельности обучающих и обучающихся» [2]. Владение иностранным языком становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов технического вуза. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов. Будущий специалист должен владеть умениями работать в команде в многокультурной среде и иметь достаточно высокий уровень сформиро-ванности иноязычной коммуникативной компетенции.

Использование новых образовательных технологий предполагает не столько пополне-

О Кабанкова Е.Н., 2021

ние теоретико-методологических знаний студентов технического университета, сколько формирование профессиональных и познавательных умений проектировать, конструировать процесс обучения, самостоятельно анализировать его результаты на иностранном языке. В частности, при использовании педагогических технологий на занятиях по иностранному языку решается ряд разноуровневых дидактических задач: развиваются познавательные навыки студентов, критическое мышление, формируется умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве и т. п.

Таким образом, решение проблемы исследования требует выяснения сути педагогической технологии и рассмотрения современных педагогических технологий, используемых в неязыковом вузе, в том числе при обучении иностранному языку.

Стоит отметить, что понятие «технология» стало использоваться в педагогической и психологической литературе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. Слово технология произошло от смешения двух греческих слов -techne и logos - и дословно означает «наука о мастерстве». Содержание понятия «технология» заключается в научном понимании законов и закономерностей искусства и умений человека как истинного преобразователя мира и самого себя как хозяина своей судьбы.

В образовательном процессе понятие «педагогическая технология» изучали В.П. Бес-палько, П.Я. Гальперин, Б.Т. Лихачёв, П. Мит-чел, В.М. Монахов, П.И. Пидкасистый и др., идеи которых стали основой процесса формирования качественно новых умений и навыков в процессе обучения.

Обобщая различные подходы, мы определяем педагогическую технологию как научно обоснованную систему педагогических действий, операций и процедур, которая при оптимальности ресурсов и усилий всех участников педагогического процесса гарантированно обеспечивает эффективную реализацию прогнозируемого результата, направленного на личностное и профессиональное развитие и саморазвитие участника образования.

В педагогической литературе существуют различные классификации современных педагогических технологий. В контексте нашего исследования классификация Г.К. Селевко выступает наиболее оптимальной, ведь каждая группа указанных технологий позволяет

жие науки -

решать различные дидактические цели и задачи профессионального обучения. Таким образом, по целевой ориентации ученый выделяет следующие технологии:

- информационные (формирование знаний, умений, навыков обучающегося);

- операционные (овладение учащимися способами умственных действий);

- эмоционально-нравственные (формирование ценностей, системы нравственных отношений к различным объектам окружающей действительности);

- технологии саморазвития (формирование у личности механизмов самоменджмента);

- эвристические (развитие творческих способностей личности);

- практические (формирование действенно-практической сферы человека) [6, с. 42].

В зависимости от ведущей роли участников процесса обучения (преподавателя и студентов) педагогические технологии можно разделить на две группы: педагогические технологии преподавания и педагогические технологии обучения. Для нашего исследования большую значимость имеет первая из определенных групп, включающая кредитно-модуль-ные (модульные) технологии; технологии креативного обучения; интерактивные технологии; рефлексивные технологии; инструментальные технологии. В данной статье мы остановимся подробнее на рассмотрении инструментальных технологий, используемых в обучении иностранного языка в неязыковом вузе. К ним относятся бескомпьютерные технологии усвоения знаний и информационно-коммуникационные технологии с использованием компьютера.

Следует подчеркнуть, что современные информационные технологии не просто позволяют мотивировать обучающихся технического вуза изучать иностранный язык, а выступают дидактическим средством, дающим возможность изменять формы и стиль взаимодействия студента и преподавателя, чтобы эффективно добиваться основных результатов обучения.

Бескомпьютерные технологии усвоения знаний предусматривают специальное структурирование, организацию восприятия и усвоения учебной информации с использованием дидактических средств с целью создания условий для усвоения базовых знаний учащимися и их развития. к таким технологиям относятся технология глоссарного обучения, кейс-технологии и др.

известия вгпу

Особое внимание в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе уделяется внедрению информационно-коммуникационных технологий. Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» подчеркивается необходимость применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов [5].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) часто понимают как информационные технологии, хотя ИКТ является более общим термином, подчеркивающим роль унифицированных технологий и интеграцию телекоммуникаций (телефонных линий и беспроводных соединений), компьютеров, программного обеспечения, аудиовизуальных и накопительных систем, которые дают возможность пользователям создавать, получать доступ, хранить, передавать и изменять информацию. Иными словами, ИКТ состоит из информационных технологий, телекоммуникаций, медиатрансляций, а также всех видов аудио-и видеообработки, которые выполняют функции передачи, сетевые функции управления и мониторинга.

Важно отметить, что ИКТ вносят элементы новизны в учебный процесс будущих специалистов, а именно: повышают учебную мотивацию, побуждают студентов к поиску новой информации, предоставляя им доступ к различным аутентичным материалам, делают общающихся более организованными, самостоятельными и дисциплинированными. Использование ИКТ дает возможность повысить интенсивность и эффективность процесса профессионального обучения иностранному языку студентов технического вуза; создает условия для самообразования и дистанционного образования; в сочетании с телекоммуникационными технологиями способствует решению проблемы доступа к новым источникам разнообразной информации.

С.С. Кизим подчеркивает, что преподаватель в условиях жесткой конкуренции благодаря ИКТ получает возможность полноценно реализовать новые идеи, получая доступ к информации, ее определению (идентификации), организации, обработке, оценке, а также передаче информации, способствующей оптимизации процесса обучения [4].

Наиболее известными и распространенными в практике высшей школы являются следующие ИКТ:

- мультимедийные технологии (в том числе веб-технологии);

- сетевые технологии;

- облачные технологии;

- телекоммуникационные технологии.

Раскроем значение, сущность и средства

реализации указанных технологий.

Мультимедийные технологии (ММ-тех-нологии) рассматриваются как технологии интегрированного представления всех видов информации (зрительной, текстовой, графической, видео, звуковой и даже тактильной) на электронных носителях в цифровом формате в виде электронного мультимедийного документа и воспроизведения его на отдельном компьютере или на экране с помощью мультимедийного проектора и соответствующих компьютерных устройств. Итак, ММ-технологии предусматривают преобразование всех видов информации в цифровой формат, интеграцию этой информации в один документ и воспроизведение его на компьютере.

ММ-технологии превратили компьютер в полноценного собеседника, они дают возможность учащимся, не выходя из учебной аудитории, дома, офиса, участвовать в конференциях, диалогах, вести корреспонденцию на иностранном языке. При этом важно подчеркнуть способность ММ-технологий не только облегчить и сделать интересным процесс передачи и получения знаний, но и стимулировать творческую активность и познавательную самостоятельную деятельность студентов технического вуза при обучении иностранному языку.

Разновидностью ММ-технологий являются веб-технологии - технологии создания и применения веб-ресурсов для обучения. Технологическими моделями таких технологий являются сайт, веб-сайт преподавателя, виртуальная модель, гипертекст, виртуальная реальность, виртуальная игра, Moodle, Dropbox.

ММ-технологии при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза предусматривают также использование таких форм и методов, как подкастинг, видеофайлы, веб-конференции, веб-квест, ММ-презентации и т. п.

Подкастинг - способ публикации медиа-потоков (как правило, звуковых или видеопередач) во Всемирной сети (обычно в формате МР3), которые анонсируются особым образом, что позволяет автоматизировать загрузку новых выпусков на устройство загрузки. С по-

мощью видеофайлов студенты лучше усваивают учебный материал, чем тогда, когда они его просто прочитают или услышат.

Веб-квест предусматривает определение заранее ресурсов, в которых есть информация, необходимая для решения проблемы; порядок действий, которые должен выполнить студент для получения необходимого результата; наличие знаний, умений и навыков, приобретенных студентами неязыковых вузов в процессе выполнения веб-квеста; критерии оценки выполняемых заданий, что дает возможность осуществлять мониторинг качества приобретенных знаний.

Материалы к учебным занятиям по иностранному языку с использованием ММ-тех-нологий целесообразно интегрировать в компьютерную презентацию, используя для этого MSWord, MSPowerPoint или другие приложения.

Таким образом, использование ММ-тех-нологий требует специального программного обеспечения, которое связано с созданием мультимедиа-продуктов: электронных книг, энциклопедий, фильмов, баз данных и т. п. Наиболее перспективными типами программного обеспечения для использования на занятии по иностранному языку являются электронные энциклопедии и профессиональные пакеты для соответствующих предметных областей.

Новым видом ИКТ, применяемым при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, является сетевая коммуникация. Интернет и другие новейшие технологии до недавнего времени рассматривались в коммуникативной схеме только как источник получения и передачи информации. Требования времени обусловливают необходимость создания и использования электронных информационных ресурсов и сетевых сервисов, которые помогают будущим специалистам решать задачи профессионального обучения, участвовать в реализации научных проектов, проводить и выполнять собственные научные исследования, демонстрировать и обсуждать их результаты.

Сетевые технологии предназначены для телекоммуникационного общения учащихся с преподавателями, сотрудниками, работниками библиотек, учреждений образования и т. п. Телекоммуникационный доступ к базам данных осуществляется через всемирную сеть Интернет.

Интернет-технологии - разного рода технологии и сервисы, которые позволяют осу-

кие науки -

ществлять учебную деятельность в сети Интернет. Целью таких педагогических технологий является обеспечение самостоятельной учебной деятельности студентов, развития их учебной автономии.

К наиболее распространенным формам сетевых коммуникационных технологий относятся:

- электронная почта (предназначается для обмена информацией онлайн между обучающимися, консультирования, организации дистанционного обучения);

- телеконференция (дает возможность преподавателю и студентам, находясь на значительном расстоянии друг от друга, осуществлять специальное обучение, обсуждать учебные проблемы, участвовать в деловых играх, практикумах и т. п. в условиях так называемой виртуальной аудитории).

В последнее время повысился интерес ученых (А.П. Багаева [1], А.Г. Ерохин [3], М.В. Щербакова [7] и др.) к построению электронного обучения в учебных заведениях разного уровня с использованием облачных технологий. К последним относят технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как интернет-сервис, а именно: графические изображения, текстовые документы, электронные таблицы, электронные презентации, а также тренажеры, тестовые и обучающие системы; технологии облачного хранилища электронных учебных материалов (РгорВох, GoogleDrive, GoogleDisk, Облако@таП.т, SlideShare и т. п.); технологии управления обучением (GoogleOpenClass, Moodle, конструкторы образовательных интернет-порталов).

К основным преимуществам использования облачных технологий в вузовском обучении следует отнести следующие:

- снижение потребности в специализированных помещениях;

- экономия средств на приобретение программного обеспечения (использование технологии OfficeWebApps);

- различные способы организации учебного процесса, в том числе контроля и оценки онлайн;

- экономия дискового пространства;

- информационная безопасность;

- открытость образовательной среды для преподавателей и обучающихся.

Преподавателю иностранного языка практическое применение облачных технологий дает возможность реализовать в процессе профессионального совершенствования принцип

обучения на протяжении жизни и повышать профессионально-педагогическую компетентность.

Телекоммуникационные технологии - технологии организации обучения на основе многофункциональных сетевых мультимедийных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем. Технологическими моделями таких ИКТ, используемых в обучении иностранного языка, являются телеконференция, чат, 1Р-телефония, переписка, видеоконференция. К основным возможностям телекоммуникационных технологий относятся:

- гибкость (обучающийся имеет возможность не посещать занятия, а работать в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе);

- массовость и удаленность (количество обучающихся не является критическим параметром для эффективного образовательного процесса - при условии качественной работы связи);

- асинхронность (обучение возможно осуществлять в удобное для каждого участника образовательного процесса время и в удобном темпе);

- широкие информационные возможности (доступ ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, базы данных), общение друг с другом и с преподавателем через средства связи или с помощью других средств, предоставление инструментов для разработки авторских дистанционных курсов);

- инновационность (внедрение преимущественно новых ИКТ, таких как компьютеры, аудио-, видеотехника, системы телекоммуникации и др.).

Итак, содержание обучения иностранному языку в техническом вузе - это комплекс того, что студентам необходимо освоить в процессе обучения для достижения поставленных образовательных целей. Использование педагогических технологий в технических вузах, в частности в области преподавания иностранных языков, должно обеспечивать глубокое и осознанное овладение учебным материалом, способствовать расширению сфер общения, а также отражать научные достижения в профессиональной сфере, предоставляя возможность для профессионального и личностного роста, и, таким образом, способствовать разностороннему и целостному формированию способности и готовности студента к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

i вгпу -

Список литературы

1. Багаева A.^ Облачные технологии в образовании // Решетневские чтения. 2015. M 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oblachnye-tehnologii-v-obrazovanii-2 (дата обращения: 20.03.2021).

2. Вербицкий A.A., Григоренко ОА. Контекстное обучение иностранному языку специальности: учеб.-метод. пособие. M., 2015. С. 8-204.

3. Ерохин A.R Использование облачных технологий в обучении студентов // Труды конференции «Телекоммуникационные и вычислительные системы» Mеждународного форума информатизации MФИ-2015. M., 2015.

4. Кизим С.С. Применение средств мультимедиа в профессиональной подготовке: автореф. дис. ... канд. нед. наук. СПб., 2011.

5. О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. M 203. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102431687 (дата обращения: 15.03.2021).

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. M., 2006. Т. 2.

7. Щербакова M^., Чайка Е.Ю. Электронное обучение как инструмент развития содержания профессиональной подготовки в вузе // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования. 2016. M 4. С. 89-93.

* * *

1. Bagaeva A.P. Oblachnye tekhnologii v obra-zovanii // Reshetnevskie chteniya. 2015. M 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oblachnye-tehnologii-v-obrazovanii-2 (data obrashcheniya: 20.03.2021).

2. Verbickij A.A., Grigorenko O.A. Kontekstnoe obuchenie inostrannomu yazyku special'nosti: ucheb.-metod. posobie. M., 2015. S. 8-204.

3. Erohin A.G. Ispol'zovanie oblachnyh tekhno-logij v obuchenii studentov // Trudy konferencii «Tele-kommunikacionnye i vychislitel'nye sistemy» Mezhdu-narodnogo foruma informatizacii MFI-2015. M., 2015.

4. Kizim S.S. Primenenie sredstv mul'timedia v professional'noj podgotovke: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. SPb., 2011.

5. O strategii razvitiya informacionnogo obshche-stva v RF na 2017-2030 gody [Elektronnyj resurs]: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 maya 2017 g. M 203. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102431687 (data obrashcheniya: 15.03.2021).

6. Selevko G.K. Enciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij. M., 2006. T. 2.

7. Shcherbakova M.V., Chajka E.Yu. Elektronnoe obuchenie kak instrument razvitiya soderzhaniya professional'noj podgotovki v vuze // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya. 2016. M 4. S. 89-93.

педагогические науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Peculiarities of the use of the pedagogical technologies in the process of foreign language teaching in nonlinguistic universities

The article deals with the peculiarities of the use of the pedagogical technologies in the process of foreign language teaching in nonlinguistic university. There is revealed the essence of the concept "pedagogical technology". There is emphasized the necessity of the use of the information and communication technologies in the technical university in the process of foreign language teaching.

Key words: pedagogical technology, foreign language, nonlinguistic university, technology of knowledge acquisition without computer, information and communicative technologies.

(Статья поступила в редакцию 12.04.2021)

д.П. мокшев

(шадринск)

логико-эмоциональная ритмика как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам

Рассматриваются педагогические возможности логико-эмоциональной ритмики в процессе формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Показано, каким образом можно использовать указанное средство при формировании различных компонентов искомого интегративного качества личности.

Ключевые слова: логико-эмоциональная ритмика, ценностное отношение, старшеклассник, правовые нормы, стихотворение, песня.

На современном историческом этапе, когда перед нашей страной стоят масштабные внешние вызовы, особое значение приобретает внутренняя социальная консолидация. Одним из факторов данной консолидации, вне всяких сомнений, является уважение подрас-

О Мокшев д.П., 2021

тающего поколения к национальной правовой системе. особое внимание здесь необходимо уделять учащимся старшей школы, поскольку именно они в самой ближайшей перспективе займутся строительством гражданского общества в России. В данной статье мы сосредоточим свое внимание на таком средстве формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам, как логико-эмоциональная ритмика.

Вопросы использования ритмики в образовательном процессе рассматривались такими исследователями, как И.Б. Ничипоров [2], С.Ю. Соловьёва [3], Т.С. Супрун [4], Е.И. Эн-гель [5] и др. Однако в качестве средства формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам логико-эмоциональная ритмика предметно рассматривается впервые.

В одной из наших предыдущих публикаций мы выделили и теоретически обосновали 5 компонентов ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: потреб-ностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятель-ностный и рефлексивно-оценочный [1, с. 5657]. Исходя из выделенных компонентов, мы разработали программу дополнительного образования «Ценности права», большую часть занятий по которой мы разбили на 5 взаимосвязанных блоков. Каждое занятие посвящено одному праву или обязанности, и для формирования каждого из компонентов ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам нами был подобран отдельный формирующий инструментарий. При этом логико-эмоциональная ритмика используется нами сразу на нескольких этапах занятий. Контекст ее применения зависит от темы занятия, целей педагога и прогнозируемого результата конкретного занятия.

Мы понимаем под логико-эмоциональной ритмикой особым образом структурированные элементы учебного занятия, сочетающие в себе речевые и музыкальные составляющие, общей основой которых служит ритм. Мы определяем ритмику, которая используется на занятиях, как логико-эмоциональную, потому что она:

1) органично интегрирована в структуру каждого занятия, логически дополняя информационно-содержательную часть;

2) оказывает воздействие прежде всего на эмоциональную сферу учащегося, побуждая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.