Научная статья на тему 'Влияние танцевальной аэробики на физический компонент здоровья и функциональное состояния организма школьниц'

Влияние танцевальной аэробики на физический компонент здоровья и функциональное состояния организма школьниц Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЭРОБИКА / ШКОЛЬНИЦЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / DANCE AEROBICS / SCHOOLGIRLS / HEALTH / FUNCTIONAL STATE OF THE BODY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинина И.Н., Камшилова К.А.

В статье представлены результаты теоретического обоснования и практической апробации влияния танцевальной аэробики на физический компонент здоровья и функциональное состояние организма школьниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DANCE AEROBICS ON THE PHYSICAL COMPONENT OF HEALTH AND FUNCTIONAL STATE OF SCHOOLGIRLS

The article presents the results of theoretical substantiation and practical approbation of the influence of dance aerobics on the physical component of health and functional state of the organism of Schoolgirls.

Текст научной работы на тему «Влияние танцевальной аэробики на физический компонент здоровья и функциональное состояния организма школьниц»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020

Список использованной литературы:

1. Бондаренко А.С., Жигунов А.В., Шабунин Д.А. Перспективы применения биотехнологий в лесном хозяйстве // Биотехнологии и вызовы времени: сб. материалов выставки-конференции. СПб.: Ленэкспо, 2011. С. 77.

2. Петров А. П. Лесной комплекс (Вопросы теории и практики)/А. П. Петров Н. А. Бурдин, Н. И. Кожухов. -М.: Лесная промышленность,1986. -296 с

© Кабашова А.Н., 2020

УДК 766/799

И.Н. Калинина

Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии и спортивной медицины ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Краснодар, РФ Е-mail: kalininirina@yandex.ru К.А. Камшилова, магистрант

ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА ФИЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИЦ

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического обоснования и практической апробации влияния танцевальной аэробики на физический компонент здоровья и функциональное состояние организма школьниц.

Ключевые слова

Танцевальная аэробика, школьницы, здоровье, функциональное состояние организма.

I. N. Kalinina

Doctor of biological Sciences, Professor, head of the Department of anatomy and sports medicine Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Krasnodar, Russia E-mail: kalininirina@yandex.ru K. A. Kamshilova, undergraduate

THE INFLUENCE OF DANCE AEROBICS ON THE PHYSICAL COMPONENT OF HEALTH AND

FUNCTIONAL STATE OF SCHOOLGIRLS

Abstracts

The article presents the results of theoretical substantiation and practical approbation of the influence of dance aerobics on the physical component of health and functional state of the organism of Schoolgirls.

Keyword

Dance aerobics, Schoolgirls, health, functional state of the body.

-( » )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020

На современном этапе развития ФОТ значительное место отводится внедрению новых методик тренировки с преимущественным использованием таких средств как спортивный фитнес, спортивные танцы, аэробика, бодибилдинг и т.п. В то же время, несмотря на широкую популярность занятий этими оздоровительными тренировками, имеющиеся в наличии методические разработки для значительного числа занимающихся, например, для детей школьного возраста, остаются на сегодняшний день недостаточно разработанными. Поэтому данная проблема нуждается в дальнейшем обосновании и исследовании адаптационных возможностей организма, уровня здоровья, функционального состояния сердечно-сосудистой девочек школьного возраста, занимающихся танцевальной аэробикой.

Целью исследования - теоретическое обоснование и практическая апробация влияния танцевальной аэробики на физический компонент здоровья и функциональное состояния организма школьниц.

Были обследованы 38 школьниц 10-12 лет, которые были разделены на 2 группы: экспериментальную (28 человек) и контрольную (10 человек). Первая занималась 3 раза в неделю на уроке физической культуры по программе оздоровительной физической культуры с элементами танцевальной аэробики, а вторая - по традиционной программе физического воспитания школы. Все школьницы 10-12 лет в ходе медицинского обследования по заключению ВФД были отнесены к I группе здоровья. Все изучаемые показатели фиксировались вначале и в конце исследования, таковыми являлись:

- уровень физического развития;

- уровень функционального состояния организма («уровень здоровья») по показателям физического развития, функционирования системы кровообращения;

- уровень физической работоспособности;

- уровень эмоционального благополучия.

В ходе эксперимента были использованы следующие методики:

- оценка физического развития по методике, утвержденной Приказом № 81 МИНЗДРАВА РФ от 15.03.2002 г;

- тест PWC170 по методике И.А. Корниенко, Л.А. Абросимовой;

- скрининг-диагностика адаптационного потенциала;

- диагностика эмоционального благополучия по Т.В Воробьевой; - проективный тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена [1, 2, 3].

Показатель физического развития, рассчитанный по индексу тучности (ИТ) в группе танцевальной аэробики составил 17,3 усл.ед., а в ОФП - 15,3 усл.ед. Различия в ИТ между этими двумя группами школьниц составляет 13,1%. Однако, несмотря на это данный показатель соответствовал возрастным нормам во всех случаях (различия недостоверны при Р>0,05).

Анализ результатов показал следующие данные по выявленным показателям: в группе девочек, занимающихся танцевальной аэробикой из 28 девочек- 7 (25%) испытывают дефицит массы тела, - 4 (14%) детей имеют избыток массы тела. В группе, занимающихся по стандартной программе ФВ из 10 девочек-2 (20%) испытывают дефицит массы тела, - 3 (30%) детей имеют избыток массы тела. При согласовании с данными длины тела выявлено, что у девочек ЭГ нормальное физическое развитие имеют 60%, по 20% девочек имеют высокий и низкий уровень физического развития. В группе контроля нормальное физическое развитие наблюдается у 68% исследуемых, 18% имеют низкий уровень, 24% - высокий.

«Уровень здоровья» у школьниц, а также функциональное состояние его организма оценивался с помощью метода скрининг-диагностика адаптационного потенциала, ориентированного на интегральный анализ кардио-гемодинамических и антропометрических данных. То есть в процессе проведения методики измеряется частота пульса, длина и масса тела ребенка, его артериальное давление и все это соотносится с половыми и возрастными данными. Полученные нами данные в отношении гемодинамических показателей у школьниц различных групп свидетельствуют о том, что среднегрупповые показатели ЧСС в покое были в пределах физиологической нормы, и достоверно значимых различий не выявлено. Известно, что артериальное давление тесно коррелируют с физическим развитием. В норме с возрастом растет преимущественно САД, а ДАД имеет только склонность к повышению.

Результаты наших исследований также показали, что среднегрупповые значения адаптационного

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020

потенциала сердечно-сосудистой системы школьниц из группы танцевальной аэробики и ОФП не превышают порогового показателя 2,1 балла, что по шкале оценки характеризует состояние удовлетворительной адаптации. При этом по 2 человека в обеих группах имели 2 «уровень» здоровья. Так, в группе школьниц 10-12 лет занимающихся танцевальной аэробики значения адаптационного потенциала системы кровообращения ниже уровней школьниц из группы ОФП и составляет 1,72±0,05 балла, при этом достоверных различий не выявлено. В группе ОФП наблюдается тенденция к увеличению данного показателя до 1,88±0,06 балла.

Для определения уровня физической работоспособности был использован Тест PWC170 по методике И.А. Корниенко, Л.А. Абросимовой. Сравнительный анализ показал, что среди девочек, занимающихся танцевальной аэробикой 60% (17 человек) имеют средний уровень работоспособности, у 5 школьниц (18%)

- наблюдается низкий уровень, у 6 (22%) - высокий уровень. В контрольной группе средний уровень физической работоспособности выявлен у 6 человек (60%), у 3-х наблюдается низкий уровень, у 1 школьницы - высокий уровень (рисунок 3).

Диагностику эмоционального благополучия осуществляли по адаптированной методике Т.В. Воробьевой. Анализ результатов показал следующие данные по выявленным показателям: у 6 девочек, занимающихся танцевальной аэробикой (22%) детей состояние оценено как эмоционально-благополучное;

- у 20 (71%) детей психо-эмоциональное состояние оценено как эмоционально-нейтральное; - у 2 (7%) -состояние оценено как эмоционально-неблагополучное. В контрольной группе, занимающихся ОФП у 8 девочек, занимающихся танцевальной аэробикой (80%) состояние оценено, как эмоционально нейтральное; и по одной школьнице имели эмоционально-благополучное и эмоционально-неблагополучное состояние (рисунок 4).

Занятия по физвоспитанию школьниц 10-12 лет осуществлялись согласно общеразвивающей программе (автор Е.В. Фролова) физкультурно-спортивному направлению «Танцевальная аэробика»

Основной формой деятельности является работа со всем составом и групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

-фронтальная

- работа в парах, тройках, малых группах

- индивидуальная

Продолжительность стандартного урока с использованием танцевальной аэробики - 40 мин. Как правило, занятие состоит из разминки, аэробной части, заминки, партерной части и заключительной заминки. Длительность каждой части урока оздоровительной хип-хоп-аэробики обычно составляет:

• • разминка - 8 мин;

• • аэробная часть - 16 мин;

• • заминка - 3 мин;

• • партерная часть - 10 мин;

• • заключительная заминка - 3 мин.

При выполнении разминки традиционно используются базовые аэробные шаги: марш и его разновидности с мало- и средне - амплитудными движениями рук с постепенным увеличением интенсивности. Аэробная часть занятия посвящена разучиванию и выполнению комбинации с использованием упражнений танцевального стиля хип-хоп. Для снижения нагрузки, понижения ЧСС при переходе к следующей части занятия необходимо провести заминку, включающую выполнение движений с низкой амплитудой и в более медленном темпе. Партерная часть посвящена танцевальным элементам, выполняемым на полу в различных упорах, из разнообразных исходных положений. Заключительная заминка проводится в виде аэробных упражнений низкой интенсивности и упражнений стретчинга с целью снятия напряжения с мышц и суставов.

Сравнительный анализ исходных весоростовых показателей, морфофункциональных характеристик у девочек 10-12 классов, занимающихся в группе танцевальной аэробики и ОФП, после формирующего эксперимента позволил выявить следующее: все изменения, вызываемые занятиями оздоровительной

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020

физической культурой появлялись постепенно, но уже к концу эксперимента можно наблюдать отчетливо выраженные изменения. Однако необходимо отметить, что общее количество школьниц и в КГ и в ЭГ имеющих низкий уровень физического развития снизился, причем в группе девочек, занимающихся танцевальной аэробикой произошли достоверно значимые изменения. Показатели нормального физического развития, также стали встречаться чаще в экспериментальной группе, нежели в контрольной.

Занятия в группе танцевальной аэробики привели к повышению по сравнению с группой ОФП адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы девочек. Очевидно, можно предположить, что функциональная напряженность ССС у школьниц из группы танцевальной аэробики выше, чем у школьниц из группы ОФП. Это связано не только с тем, что на занятиях танцевальной аэробикой школьницам необходимо выполнять нагрузки как аэробного, так и скоростно-силового характера, но и в целом адаптироваться к более высоким объемам физических нагрузок, чем это имеет место в группе ОФП.

В экспериментальной группе возросло количество школьниц, занимающихся танцевальной аэробикой улучшили свой уровень здоровья, тогда как в контрольной группе достоверных изменений показателя адаптационного потенциала не произошло.

Возможно, предположить, что занятия в группе танцевальной аэробики привели к повышению по сравнению с группой ОФП адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы девочек. Очевидно, можно предположить, что функциональная напряженность ССС у школьниц из группы танцевальной аэробики выше, чем у школьниц из группы ОФП. Это связано не только с тем, что на занятиях танцевальной аэробикой школьницам необходимо выполнять нагрузки как аэробного, так и скоростно-силового характера, но и в целом адаптироваться к более высоким объемам физических нагрузок, чем это имеет место в группе ОФП.

Уровень физической работоспособности повысился более значительно у девочек, занимающихся классической аэробикой, так гораздо чаще в тесте PWC170 стали встречаться результаты, указывающие на средний и высокий уровень.

Уровень психоэмоционального состояния также претерпел гораздо более значимые изменения у школьниц экспериментальной группы. Так эмоциональное благополучие теперь отмечалось у 25% исследуемых, эмоционально-нейтральное у 73%, а количество школьниц с эмоционально-неблагополучным состоянием уменьшилось до 2%.

Таким образом, наши исследования показали, что занятия танцевальной аэробикой для школьниц 1012 лет является существенной альтернативой традиционным средствам физического воспитания в общеобразовательной школе. Дети, занимаясь этим видом оздоровительной физической культурой, учитывая её эмоциональную и музыкальную составляющею, с большим интересом выполняют двигательную деятельность с большим объемом и интенсивностью, чем при занятиях ОФП.

Кроме того, включение танцевальной аэробики в учебную программу школьного физкультурного образования в качестве одного из базового вида физкультурно-спортивной подготовки продиктовано её широкой популярностью среди детей младшего, среднего и старшего возраста, молодежи и взрослого населения.

Список использованной литературы:

1. Карпман, В.А. Тестирование в спортивной медицине / В.А. Карпман, З.Б. Белоцерковский, М.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

2. Лебедев, А.В. Методы оценки физической работоспособности при профессиональных занятиях спортом / А.В. Лебедев. - Ярославль: ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского». - 2008. - 25 с.

3. Сонькин В.Д. Проблема оценки физической работоспособности детей и подростков /Сонькин В.Д., Маслова Г.М.// Новые исследования. 2008. - №3 (16). - С. 43-51.

© Калинина И.Н.,Камшилова К.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.