УДК 796.011
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ С ДЕВУШКАМИ
15-17 ЛЕТ
Н.Н. Мугаллимова, Л.Т. Миннахметова
Сформулированы основные организационно-методические основы проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста. Приводятся экспериментальные данные обосновывающие эффективность разработанных организационно-методических основ проведения занятий с применением различных видов оздоровительной аэробики с девушками 15-17 лет.
Ключевые слова: оздоровительная аэробика, девушки старшего школьного возраста, организационно-методические основы.
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что отношение учащейся молодежи к систематическим занятиям физической культурой носит поверхностно-формальный характер. В спортивные секции по месту учебы вовлечены 30 % учащейся молодежи, в коммерческие группы - 45 %. Среди опрошенных девушек хотят заниматься физической культурой только 25 % [1, 5, 6].
Физическое воспитание школьников, во-первых, должно обеспечивать высокую степень развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной учебной деятельности, в целях повышения учебно-трудовой активности, сохранения и укрепления здоровья. Во-вторых, приобщать школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями. В-третьих, содействовать развитию социальной активности, оказывать влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности школьника. Одними из наиболее популярных и доступных средств физического воспитания школьниц, являются физические упражнения, применяемые на занятиях оздоровительной аэробикой [2, 3, 4].
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между низким уровнем здоровья девушек 15-17 лет и необходимостью их приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями, с одной стороны, и недостаточной разработанностью организационно-методических основ проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики, с другой.
Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом: каковы организационно-методические основы проведения занятий
различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста, позволяющие повысить уровень физической подготовленности и функциональных возможностей организма?
Цель исследования - совершенствование организационно-методических основ проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования последовательно решались три задачи:
1. Теоретически исследовать проблему организации и проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики.
2. Разработать организационно-методические основы проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанных организационно-методических основ проведения занятий с применением различных видов оздоровительной аэробики для девушек старшего школьного возраста.
Нами были сформулированы основные организационно-методические основы проведения занятия различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста:
1) построение программы занятий различными видами оздоровительной аэробики должно подчиняться определенному алгоритму действий. Этот алгоритм состоит из нескольких блоков: А - тестирование (физическая подготовленность, физическое развитие, функциональное и психоэмоциональное состояние); В - выбор стратегии занятия (учет медико-биологических, физиологических, анатомических особенностей занимающихся); С - выбор методики занятий (принципы, средства, методы, формы); Б - достижение условного оптимума физического состояния занимающихся;
2) безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения;
3) новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;
4) технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы;
5) использование урочной формы проведения занятия, состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей;
6) учитывать особенности построения подготовительной, основной и заключительной частей урока;
7) структура занятия по оздоровительной аэробике должна состоять из следующих разделов: разминка, аэробная часть, «заминка», партерные упражнения, заключительная заминка;
8) при проведении занятий использовать разнообразные методы: музыкальной интерпретации, усложнений, сходства, блоков и «калифорнийский стиль»;
9) используя программы аэробики на секционных занятиях для укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и работоспособности школьниц следует применять комплекс упражнений преимущественно умеренной мощности. ЧСС в аэробной зоне не должна превышать 160 уд/мин.;
10) организация тренировочного процесса, построенного на чередовании различных видов оздоровительной аэробики, характеризуется следующим:
- чередование занятий танцевальной аэробикой (фанк-, слим-шейп, джаз-, латина) и занятий степ- аэробикой;
- использованием упражнений из фитбола, слайда, калланетики, как дополнительных средств развития двигательных качеств;
11) в разных частях занятия решать задачи по развитию различных физических качеств (таблица);
Задачи, решаемые в ходе занятия оздоровительной аэробикой
Задачи Разделы занятия
Развитие гибкости Разминка, партер
Развитие силы Партер
Развитие выносливости Аэробная часть
Повышение функциональных
возможностей сердечно-сосудистой Аэробная часть
и дыхательной систем
Снижение жирового компонента Аэробная часть
Формирование хорошей осанки Аэробная часть, партер, разминка
Регуляция уровня стресса Аэробная часть, партер
12) для повышения работоспособности сердечно-сосудистой системы, должна использоваться концепция прогрессирующей перегрузки;
13) для регулирования нагрузки в аэробной части занятия для девушек 15-17 лет необходимо использовать методический прием -«продолжительный тренинг»;
14) при подборе средств и методов занятий оздоровительной аэробикой необходимо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма;
15) при организации и проведении занятий оздоровительной аэробикой применять различные способы управления нагрузкой в аэробной части занятия;
16) подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения, используемого для аккомпанемента;
17) для индивидуализации нагрузки необходимо определение: уровня физического развития и физической подготовленности, показателей функциональных возможностей организма и психоэмоционального состояния.
Положительное влияние методики проведения занятий оздоровительной аэробикой с учетом разработанных организационно-методических основ на физическое развитие, физическую подготовленность, функциональное и психоэмоциональное состояние девушек старшего школьного возраста подтверждается:
- более интенсивным уменьшением массы тела у девушек, занимающихся по комплексной программе на 9,5 %;
- снижением показателей частоты сердечных сокращений в покое с 64,3±6,8 до 57,9±4,4 уд/мин. Время восстановления ЧСС после нагрузки в ЭГ достигло средних значений и рассматривается как «хорошее», в КГ время восстановления после нагрузки находится на удовлетворительном уровне;
- по индексу Руфье-Диксона показатели скорости восстановительных процессов как характеристики общей физической работоспособности достигли среднего уровня;
- улучшилась работа дыхательной системы, что подтверждается повышением времени задержки дыхания на выдохе и вдохе;
- жизненная емкость легких к концу эксперимента достигла 3,1 л, что соответствует среднему уровню для данной возрастной категории;
- увеличилось время удержания ног на 50,5 %, количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа увеличилось на 33,54 %, Прирост результатов в тесте «Наклон туловища вперед», отражающего эластичность подколенных связок, составил 35,87 %, уровень общей выносливости по тесту К. Купера в конце эксперимента оценивался как «превосходный» [3];
- к концу эксперимента самочувствие и активность улучшились.
Список литературы
1. Бурцев В.А., Зорин С.Д. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2008. № 2. С.46-47.
2. Бурцев В. А., Бурцева Е.В. Мартынова А.С. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. Ч. 5. С. 1147—1151.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 25. С. 5655-5659.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 21. С. 4750-4754.
5. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Софронов Г.Л. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова «Педагогика и психология». 2012. С.79-87.
6. Зиновьева, Ю.А. Базовая оздоровительная аэробика: учеб. пособие / под ред. В.Н. Васильева. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2010. 140 с.
Мугаллимова Надежда Николаевна, канд. пед. наук, доц., nad_75@,mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Миннахметова Лариса Тагировна, канд. биол. наук, доц., [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL BASES OF CARRYING OUT OCCUPATIONS BY IMPROVING AEROBICS WITH GIRLS OF 15-17 YEARS
N.N. Mugallimova, L. T. Minnakhmetov
In article authors formulated the main organizational and methodical bases of carrying out occupations by different types of improving aerobics with girls of the advanced school age. The experimental data proving efficiency of the developed organizational and methodical bases of carrying out occupations with application of different types of improving aerobics with girls of 15-17 years are given.
Key words: improving aerobics, girls of the advanced school age, organizational and methodical bases.
Mugallimova Nadezhda Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, nad_75@,mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,
Minnakhmetova Larisa Tagirovna, candidate of biological Sciences,, associate professor, minnlarisa@,mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism