Научная статья на тему 'Организационные формы занятий вариативных моделей уроков школьниц 10-11 классов'

Организационные формы занятий вариативных моделей уроков школьниц 10-11 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куценко И. П., Медведева Л. Е.

В данной статье рассматриваются организация и методика проведения уроков физической культуры с девушками 10-11 классов, позволяющие учитывать интересы самих учащихся. Основное внимание уделено организационным формам занятий на основе сочетания базовой и вариативной моделей уроков с использованием средств аэробики с направленным развитием двигательных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of lessons in variational models for schoolgirls of 10-11 classes

The organization and a method of teaching physical culture lessons for schoolgirls of 10-11 classes are considered in this article. The method gives opportunity to take into consideration the interests of the learners. The attention is paid to a combination of basic and variational models in a lesson using aerobics with movement support elements.

Текст научной работы на тему «Организационные формы занятий вариативных моделей уроков школьниц 10-11 классов»

спортивного результата и соответствующие календарю соревнований.

Применение на этапе довузовского обучения ознакомительной и судейской практики, на наш взгляд, улучшает уровень спортивной подготовленности и способствует профессиональному определению занимающихся.

Практические рекомендации. Полученные результаты следует использовать в качестве ориентиров при разработке рабочих учебных программ по специализации, для подготовки специалистов по восточным видам единоборств, формирования календарных планов по предметам ФСД, ФСС и разработки программ практик.

Библиографический список

1. Алексеев A.B. Применение нечеткой математики в задачах принятия решений / А.В.Алексеев //Методы и системы принятия решений /Риж. пед. ин-т,- Рига, 1983 - С38-42.

2. Дзюдо: учеб. программа для учреждений дополнительного образования / авт.-сост. И.Д. Свищев и др. - М.: Сов. спорт, 2003.- 112с.

3. Заде Л.А. Размытые множества и их применение в распознавании образов и кластер-анализе / Л.А.Заде // Классификация и кластер. М„ 1980.-С. 208-247.

4. Литманович A.B. К вопросу подготовки специалистов

по восточным единоборствам в системе непрерывного многоуровневого образования /A.B. Литманович, В.И. Разумов, А.Л. Агафонов // Современный олимпийский и массовый спорт в контексте "Восток-запад": материалы III междунар. науч.-практ. конф. г. Улан-Удэ, 7-10 сентября 2005 г.- Улан-Удэ, 2005. - С.92-94.

5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / отв. ред. С.И. Самыгин. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 544с.

6. Чесноков H.H. Довузовская подготовка в системе непрерывного физкультурного образования: Дис... .д-ра пед. наук / Н.Н.Чесноков. - М., 1997 . - 262с.

ЛИТМАНОВИЧ Аркадий Владимирович, к.п.н., доц., Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, заведующий кафедрой теории и методики восточных единоборств. РАЗУМОВ Владимир Ильич, д.ф.н., проф., Омский государственный университет, заведующий кафедрой философии.

АГАФОНОВ Александр Леонидович, к.т.н., доцент кафедры программного обеспечения ЭВМ, Омский государственный университет.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.05.2006 г. © Литманович A.B., Разумов В.И.. Агафонов А.Л.

УДК 372.8 И.П. КУЦЕНКО,

Л.Е. МЕДВЕДЕВА

МОУ СОШ№ 145 Сибирский государственный умверситет физической культуры и спорта

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ УРОКОВ ШКОЛЬНИЦ 10-11 КЛАССОВ

В датой статье рассматриваются организация и методика проведения уроков физической культуры с девушками 10-11 классов, позволяющие учитывать интересы самих учащихся. Основное внимание уделено организационным формам занятий на основе сочетания базовой и вариативной моделей уроков с использованием средств аэробики с направленным развитием двигательных качеств.

Актуальность. В литературных источниках отмечается, что недостаточно внимания уделено организации занятий с девушками 10-11 классов, не разработана и не обоснована система занятий, позволяющая учитывать интересы самих учащихся, а также профессионально-специализированную подготовленность педагогических кадров школы [7]. Однако комплексное изучение данной проблемы у учащихся старшего школьного возраста не получило должного освещения в существующих программах с вариативным компонентом, направленных на совершенствование процесса физического воспитания. Содержание программ, на наш взгляд, не в полной мере соответствует целям и задачам физи-

ческого воспитания данного периода (1985-2004 гг.). Требуется совершенствование программ по физической культуре. Особое значение приобретает применение рациональных двигательных режимов и тех физических упражнений и их видов, которые бы удовлетворяли не только требованиям и закономерностям развития и совершенствования физических качеств учеников, но и отвечали бы их мотива-ционным потребностям.

Среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности и средств физического воспитания различных социально-демографических групп населения особо выделяется аэробика. Существует множество различных систем аэробики, ко-

торые объединяет возможность эффективного воздействия в целом на физическое развитие и отдельные мышечные группы занимающихся [3]. Именно разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных и научно-обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий, благодаря музыкальному сопровождению и танцевальному стилю, позволяет аэробике на протяжении уже двух десятилетий удерживать высокий рейтинг среди других видов физкультурной деятельности [1,2].

С целью изменения средств школьной программы, а также с целью формирования интереса к уроку физической культуры у старшеклассниц мы включили в программу новый вид физических упражнений - оздоровительную аэробику. Аэробика как разновидность гимнастики является средством физической культуры. В ней используются средства и методы спортивной тренировки, то есть система подготовки к спортивной деятельности, а также возможность оценки уровня физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Данный виддвигательной активности способствует расширению диапазона выбора средств физической культуры и представляет новые формы физических упражнений в условиях общеобразовательных учреждений.

Модернизация Российского образования на современном этапе ставит вопрос о необходимости ежедневных занятий школьников физической культурой. Одно из условий повышения качества образования в сфере модернизации - обеспечение государственных образовательных стандартов, на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.

Ряд авторов [4, 5, 6, 9, 10] рассматривает базово-вариативный, комплексный, тренировочный, региональный, национальный, образовательный и оздоровительный подходы, которые объединены в стройную систему взаимосвязанных занятий физическими упражнениями и подчинены целям и задачам физического воспитания.

Поддержание интереса и целеустремлённости у школьниц во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроках физической культуры и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.

Проблема состояния физического воспитания в школе заключается в том, что низкий уровень здоровья именно девушек, их интересов и мотивов к занятиям физической культурой, заставляют искать новые нетрадиционные средства и подходы для занятии.

Объектом исследования является процесс физического воспитания школьниц 10-11 классов.

Предметом исследования является использование средств аэробики в вариативных моделях уроков по физической культуре в 10-11 классах.

Гипотезой исследования явилось предположение, что совершенствование организационных форм занятий с использованием средств аэробики в вариативной части школьной программы, будет способствовать увеличению эффективности урока, а также повышению уровня физической подготовленности и функционального состояния девушек старших классов. Это позволит повысить активность и заинтересованность учащихся на фоне повышения эмоциональности занятий и координационной доступности

упражнений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что экспериментальное изучение организации учебного процесса с использованием средств

аэробики в школьной программе (вариативной части) существенно дополнит раздел теории и методики физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная нами организация и изменение содержания уроков физической культуры, с использованием средств аэробики в вариативных моделях уроков, может применяться в общеобразовательных учреждениях как средство оптимизации двигательного режима и улучшения физического состояния старших школьников, в частности девушек 10-11 классов.

Цель исследования - совершенствование организационных форм занятий физической культурой и видов двигательной активности (средствами аэробики) для укрепления здоровья старших школьниц в общеобразовательном учреждении.

Задачи исследования:

1. Изучить мотивацию старшеклассниц к различным видам двигательной активности на уроках физической культуры.

2. Выявить оптимальную структуру вариативных моделей уроков физической культуры с применением средств аэробики.

3. Разработать и теоретически обосновать методику организационных форм занятий вариативных моделей уроков физической культуры для девушек 10-11 классов с использованием средств аэробики

4. Экспериментально определить эффективность разработанных организационных форм занятий вариативных моделей уроков.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ научной и методической литературы.

2. Педагогические наблюдения.

3. Анкетный опрос.

4. Тестирование.

5. Педагогический эксперимент.

6. Методы математической статистики.

7. Анализ медицинских карт.

Организация исследования:

Исследование проводилось в период 1996-2004 учебных годов и включало три этапа.

На первом этапе на основе изученных литературных источников были выявлены противоречия между теорией физкультурного образования и сложившейся практикой школьной физической культуры, между эффективностью использования методики занятий аэробикой и отсутствием разработанных программ с вариативным компонентом для старшеклассниц 10-11 классов.

В ходе второго этапа осуществлялась разработка и обоснование программно-нормативного содержания учебного процесса с использованием элементов аэробики для девушек 10-11 классов, проводился педагогический эксперимент.

До начала эксперимента было проведено тестирование учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ № 34, № 42, № 145 Кировского административного округа г. Омска. На начальной стадии эксперимента формировались группы из числа учащихся 10-11 классов, желающие заниматься предложенным видом физических упражнений. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами программе с использованием средств аэробики в вариативной части, а контрольная по программе физического воспитания для учащихся 111 классов. К заключительной части второго этапа и на протяжении всего третьего этапа (практически

го) ежегодно в течение 1999-2004 года формировались аналогичные группы. Всего в эксперименте приняло участие 239 девушки.

На третьем этапе осуществлялась обработка результатов эксперимента и проводился анализ полученных данных отдельно по экспериментальным и контрольным группам.

Так, анкетный опрос в предварительном эксперименте показал, что в тех классах, где девушки уже практически ознакомились с аэробикой, их желание заниматься двигательной деятельностью намного превышает желание сверстниц, которые только слышали об аэробике или теоретически представляют, что это такое (71 % против 48%),

Предварительный эксперимент при проведении занятий по шестнадцатичасовой программе показал, что в старших классах у девушек вариативную часть программы, с преимущественным использованием средств аэробики можно увеличить до 34 часов за счёт сокращения других разделов программы, что составляет 50% всех средств школьной физической культуры для учащихся 10-11 классов урочной формы организации занятий.

При разработке методики организации учебного процесса на уроках физической культуры для девушек 10-11 классов мы использовали модели построения уроков с образовательной, оздоровительной и смешанной направленностью. При занятиях физической культурой нами использовались разновидности моделей уроков в зависимости от решения задач. Мы выделили три направленности уроков: с оздоровительно-образовательной, с образовательной направленностью и по признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

1.Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются по типу дидактических задач.

Отличительной особенностью уроков с образовательной направленностью в экспериментальной группе было то, что в уроках с 1 по 14, при составлении и разучивании комплексов моторная плотность уроков была снижена в связи с обучением базовых шагов и их разновидностей в низкой и средней нагрузке. На таких уроках девушкам предлагались упражнения после аэробной серии по методу круговой тренировки (комплекс, состоящий из 8 упражнений, с дозировкой до 16 раз) на развитие двигательных качеств (выносливости, силовых, скоростно-сило-вых, гибкости, быстроты, ловкости).

После серии уроков (15-24), темп увеличивался, паузы для отдыха делались по необходимости. На таких уроках совершенствовалась техника базовых элементов и их разновидностей, комплексов ранее изученных упражнений (дозировка в таких комплексах, увеличивалась до 32 раз, а комплекс состоял из 24упражнений), разучивание зачётной комбинации, подготовки к соревнованиям. В течение 17 недель нагрузка постепенно увеличивалась за счёт интенсивности и продолжительности аэробной части.

2. Смешанные уроки (25-34) преимущественно с образовательно-оздоровительной направленностью.

Для достижения определённых оздоровительных результатов мы регулярно внедряли в комплексы аэробики на каждом третьем уроке оздоровительные упражнения (оздоровительное дыхание, глазодвигательная гимнастика, элементы самомассажа, аутотренинг, упражнения для профилактики и коррекции осанки). Основными средствами практического раздела методики являлись наиболее простые специальные ды-

хательные упражнения, упражнения направленные на формирование правильной осанки, коррекции её нарушений, которые мы использовали на уроках с целью расширения функциональных возможностей дыхательной системы у девушек.

3 Уроки оздоровительной направленности. В данных уроках был введён теоретический раздел для девушек, обучающихся по программе с использованием в вариативной части средств аэробики. В уроки были включены комплексы упражнений, чередующиеся с комплексами оздоровительной физической культуры.

Мы изменили традиционную структуру урока тем, что подготовительную часть разделили на две (разминка, «заминка») в зависимости от задач, предшествующих работе в основной части. Основная часть поделена на 3 (аэробная, «заминка», партер) с учётом задач и модели построения урока физической культуры. Из учебного процесса убрали схоластику, прежде всего из подготовительной части, определяющей настрой на последующую работу, и на данном этапе исключили поверхностное оценивание и сравнение, которое способно снизить желание девушек быть включёнными в учебный процесс. Мы использовали благоприятное время в начале учебного занятия для самого главного — активного включения в предстоящую познавательную деятельность.

При построении учебного процесса мы опирались наобщепедагошческие, [6,11] методологические принципы и на специфические закономерности физического воспитания (строго регламентированного, слитного, интервального, соревновательного упражнения), а также входящие в них методы и средства воспитания собственно силовых способностей, используемых в аэробике, используя при этом структурный (хореографический) тип конструирования комплекса.

В структурном методе конструирование комплексов осуществляется заранее, при этом используются специально подготовленные музыкальные фонограммы и разработанные комбинации с заданной частотой, количеством движений и в точном соответствии с музыкальным сопровождением.

В сериях при разучивании базовых шагов нами отмечено урежение пульса в конце занятий на 3 уд/ мин. Занятия, когда учащиеся занимались с субмаксимальной ЧСС 160-200 уд/мин, а паузы для отдыха выполнялись чаще, нами было отмечено урежение пульса после занятий, которое составило на 5 уд/мин. от начального.

О переносимости аэробной нагрузки мы судили по реакции восстановления пульса. Если в первую минуту после нагрузки ЧСС уменьшается на 30%, через 2 на 50%, а через 3 на 80-85% от наивысшего показателя, значит, реакция на нагрузку хорошая |5].

При обучении двигательным действиям (согласно поставленным задачам урока) нами подбирались оптимальная по характеру, объёму и интенсивности физическая нагрузка, которая была адекватна физическому и функциональному состоянию учащихся (по ЧСС) на тот момент, когда они приходили на занятия. Девушкам предлагались именно те физические упражнения, которые они должны были выполнить, следуя правилам трёх «П», правильно, постепенно, постоянно.

Изменения по ряду характеристик исследуемых показателей представлены в таблице 1. В ходе проведения эксперимента характеристика физического развития испытуемых основывалась на 10 показателях, при анализе которых были определены существенные положительные преобразования в организме девушек в процессе занятий аэробикой.

Сравнение изучаемых показателей испытуемых экспериментальной шупп»

I |лг/ - __ ^--I _

Таблица 1

Показатели

Прыжок в длину с места (см)_

Поднимание туловища (кол-во раз)

Наклон туловища(см)

Бег 30 м (с)

Бег 2000м (с)

До эксперимента После эксперимента

До эксперимента После эксперимента

До эксперимента После эксперимента

До эксперимента После эксперимента

До эксперимента После эксперимента

ЭГп= 135

1704^13,3 178 + 13,9

21 4^2,53 25 + 4,02

12.+6,5 17^6,5

5,8±0,4 5,4^0,32

678 + 51 637+.51,7

КГп= 104

167^20,9 169.+20,5

20^2,7 21^2,52

8^5,5 11+5,3

5,8^0,32 5,6_+0,3

695_+55 644 + 46,8

Достоверность различий_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р>0,05 Р<0,005

Р>0,005 Р<0,005

Р>0,05 Р<0,05

Р<0,005 Р<0,05

Р>0,05 Р<0,05

Среди показателей физического развития экспериментальной группы достоверный прирост относительно начала экспериментальных исследований выявлен (Р < 0,05) в прыжках в длину с места, наклоне туловища из положения стоя на гимнастической скамейке, поднимании туловища из положения лежа на спине, в беге на 30 и 2000 метров.

Наибольшее значение для оценки уровня здоровья детей и подростков, планирования профилактических мероприятий и оценки их эффективности имеет общая заболеваемость. Основным источником информации при её изучении являются медицинские карты. Нами отмечено, что количество пропусков по болезни в период эксперимента имеет положи-тельнуютенденцию (рис. 1).

Выявлено, что увеличился переход девушек в группы, где занятия проводятся по предложенной программе.

Таким образом, построение учебного процесса с учётом вариативной части программы, отражающей интересы детей в двигательной активности, способствуют тому, что при большом тренировочном воздействии урока он не воспринимается учащимися как несущий большие нагрузки.

Учебная программа по аэробике (её вариативная часть) для девушек 10-11 классов основана на прежних принципах сложившейся системы физического воспитания и учитывает современные требования, интересы и возможности учителей и учащихся, однако, данная методика предусматривает преимущественное использование аэробики как средства и метода решения комплекса педагогических (особенно образовательных) задач, формирования основных навыков и умений, сдачи контрольных нормативов, предложенных типовой программой.

Таким образом, средства аэробики могут быть включены в вариативную часть школьной программы в качестве эффективного средства повышения физической активности школьника.

Результаты исследования показали, что эффективностью в решении задач повышения уровня функциональной и физической подготовленности старших школьников обладает программа с использованием в вариативной части средств аэробики.

Выводы

1. Изучение мотивации старшеклассниц к различным видам двигательной активности на уроках физической культуры позволило выявить, что мотивация является ключевым компонентом эффективности обучения. Анализ интересов школьниц к различным видам спорта показывает перемещение на первое место у девушек разновидностей гимнастических упражнений, выполняемых под музыку, - аэробики, шейпинга и др.

2. Промежуточный анкетный опрос старшеклассниц экспериментальной группы показал увеличение заинтересованности учениц в занятиях с включением средств аэробики (83%), так и удовлетворённости, получаемой физической нагрузкой (81%). Для девушек 10-11 классов ведущими становятся мотивы, связанные с развитием необходимых физических качеств, скоростно-силовой выносливости, гибкости, функциональных возможностей, коррекции фигуры.

3. В программе по физической культуре для школьниц 10-11 классов мы предлагали вариативные модели уроков, которые различались по целям и задачам в уроке с использованием средств аэробики. На данную программу было отведено 34 часа во второй и третьей четвертях, за счёт сокращения программы (лёгкая атлетика 4 часа, гимнастика 10 часов, лыжная подготовка 16 часов, спортивные игры 4 часа). Нами было выделено три направленности уроков: с образовательно-оздоровительной, образовательной направленностью и по признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

4. Нами была разработана методика организационных: форм занятий вариативных моделей уроков физической культуры для девушек 10-11 классов с использованием средств аэробики. Проведение занятий в процессе обучения двигательным действиям включают в себя три этапа.

При построении уроков подготовительная Часть поделена на две (разминка, «заминка»), в зависимости от задач предшествующих работе в основной части,

Основная часть поделена на три (аэробная, «заминка», партер) с учётом задач и моделей построения уроков физической культуры.

В заключительной части выделялись по целевому назначению серии, состоящие из цепочек дыхательных упражнений и движений на расслабление, упражнений психорегулирующего воздействия, включая аутотренинг.

5. В результате проведённого эксперимента был выявлен достоверный прирост показателей физической подготовленности и функциональных возможностей школьниц 10-11 классов в экспериментальной группе.

Практические рекомендации

1. С целью повышения эффективности уроков физической культуры мы рекомендуем использовать разработанную методику и организацию уроков физической культуры для девушек 10-11 классов для сочетания базовой и вариативной части программы по физической культуре, выработать у учащихся потребность к накоплению новых теоретических знаний, последних разработок в области здорового образа жизни и оздоровления.

1997-1998 1998-1999 1999-2000

[й коли чество дней В количество часов!

Рис. 1. Динамика пропущенных дней по болезни учащихся экспериментальной группы

2. Для девушек 10-11 классов рекомендуем использовать вариант применения средств аэробики на уроках физической культуры, который строится на основе распределения 34 часов, отведённых на вариативную часть программы физической культуры во 2 — 3 четверти.

3. В комплексы занятий с использованием средств аэробики рекомендуем включать вспомогательные упражнения из различных видов спорта, предусмотренных учебной программой по физической культуре (подводящие, имитационные, специальные, ритмические упражнения на согласование движений с музыкой), в сочетании с комбинациями танцевальных движений, выполняемые по 16 — 32 раза, в зависимости от сложности и интенсивности выполнения упражнений, особенностей пространственных и временных характеристик движений.

4. При проведении уроков силовой направленности отводить 15 минут в каждом уроке в основной части из различных исходных положений (сидя, лёжа, на боку, спине, животе, стоя на коленях).

5. При проведении контрольных уроков рекомендуем применять комплексы аэробики в конце курса обучения в 10, 11 классе в парах, тройках, группе, на соревнованиях по аэробике, согласно школьного положения о соревнованиях.

6. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса рекомендуем применять комплексы аэробики в подготовительной, основной и заключительной части урока в течение двух четвертей (34 часа), отведённых на вариативную часть программы по физическому воспитанию) и на освоение двигательных навыков базовой части (34 часов), объединённых в единую сетку часов.

7. Для объективного и эффективного контроля за музыкально-двигательной подготовленностью занимающихся, следует использовать контрольный комплекс упражнений по аэробике, оцениваемый по пятибалльной шкале с учётом критериев: техники исполнений, музыкальности, координации движений, перемещений по площадке.

8. На протяжении всего периода обучения аэробикой рекомендовать учащимся систему оздоровительной тренировки (оздоровительное дыхание, глазодвигательная гимнастика, элементы самомассажа, аутотренинг, упражнения для профилактики и коррекции осанки) с обязательным ведением дневника самоконтроля.

Библиографический список

1. Воробьёва Т А. Авторская программа физического воспитания как одно из направлений совершенствования системы физкультурного образования / Т.А. Воробьёва, О.П Саулина / / Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Крайнего Севера: - сб. науч. ст. — Омск, 1995. - С. 61-65.

2. Купер К. Новая аэробика: система оздоровительных физ. упр. для всех возрастов: Пер. с англ. / К. Купер. — 2-е изд. -М.: Физкультура и спорт, 1979 - 128с.

3. Лисицкая Т.С. Аэробика. В 2 т. Т. 1. Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М: Федерация аэробики России, 2002. - 229с.

4. Лубышева Л.И. Эффективность массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузах с преимущественно женским контингентом: дис.... канд, пед. наук -Омск, 1984. - 215с.

5. Аюбомирский Л.Е. Оценка реакции школьников на физические нагрузки. / Л.Е. Любомирский, Д.П. Букреева, Е.В. Громова, P.M. Васильева // Физическая культура в школе.-1988 -№7,-С. 61-64.

6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп и перераб. - М: Просвещение, 1988.480с.

7 Сиднева Л.В.: учеб. пособие по базовой аэробике. Трова-ит лтд/Л.В.Сиднева, Е.П_Алексеева.-Троицк. 1997,- 48с.

8. Смолевский, В.М. Ритмическая гимнастика в школе: доступно, эффективно, эмоционально / В.М. Смолевский // Физическая культура в школе,-1985. - № 3. - С. 46-48.

9. Субботкина A.A. Профессиональная подготовка студентов факультета физической культуры по реализации вариативного компонента школьной программы физического воспитания 1-4 классов (на примере региона Республики Мордовия): Автореф. дис.... канд. пед. наук /Л.А. Субботкина,-М„ 1998,-22 с.

10. Сулейманов И . И. Содержание и технология дифференцированного физкультурного образования учащихся / И.И. Сулейманов, Н С. Ниясова, E.H. Короткова // Теория и практика физической культуры. 1995 - №9.- С. 52-55.

11. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физкультуры / Ж.К.Холодов. B.C. Кузнецов,- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Academia, 2001.- 479с.

КУЦЕНКО И.П., соискатель, учитель высшей категории МОУ «СОШ № 145» г. Омска. МЕДВЕДЕВА Л.Е., к.п.н., доцент, декан факультета ТиМВС СибГУФК.

Дата поступления статьи в редакцию: 01.04.2006 г. © Куценко И.П., Медведева Л.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.