Раздел I. Научные статьи и исследования
УДК 27- 75
Протоиерей Алексий Куренков, ректор Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород [email protected]
Влияние святоотеческого опыта на проект возрождения русской культуры К. Н. Леонтьева
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные для современной философской мысли аспекты влияния святоотеческого опыта на становление и развитие культурологической концепции К.Н. Леонтьева. В качестве ведущих аспектов выделены связи взглядов мыслителя с первохристианским мировосприятием, афонским монашеством, в целом с разными направлениями святоотеческого наследия. Особое место в концепции К.Н. Леонтьева занимает тема самобытности российской культуры, которую он рассматривал именно в контексте фундаментальных оснований святоотеческого опыта. Леонтьев видел возможность укрепления России, русской культуры вне либерального Запада, по сути антихристианского. Если же Россия пойдет за Западом, то ни Православия, ни своей культуры она не сохранит, а ведь развитие культуры лежит в основе развития государства. В XIX веке Россия, согласно Леонтьеву, еще не достигла периода культурного расцвета, поэтому влияние западных идей может быть для нее гибельным еще до того, как русская культура оформится и достигнет пика своего развития.
Ключевые слова: К.Н. Леонтьев, православная теология, культура и православие, святые отцы и современность, святоотеческий опыт.
Archpriest Alexei Kurenkov, rector of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), PhD Russia, Belgorod [email protected]
Influence of patristic experience on the project of K. N. Leontyev on revival of
Russian culture
Abstract: The article deals with aspects of influence of patristic experience on formation and development of the cultural concept of K. N. Leontiev actual for
modern philosophical thought. The leading percularities of the thinker's views are connections with the early Christian world perception, Athos monasticism , as well as with different areas of patristic heritage. The theme of identity of Russian culture, which is examined by K.N. Leontiev in the context of fundamental bases of patristic experience has a special place in his concept. Leontiev saw possibility of strengthening Russia, Russian culture outside the liberal West, essentially antiChristian. If Russia follows the West, then neither Orthodoxy nor its culture will be preserved, in fact development of culture is the basis for the development of the state. In the nineteenth century, according to Leontiev, Russia has not yet reached the period of cultural prosperity, so influence of the Western ideas can be fatal for it before Russian culture takes shape and reaches its peak.
Key words: K. N. Leontiev, Orthodox theology, culture and Christianity, Holy fathers and modern times, the patristic experience.
К.Н. Леонтьева (1831-1891 гг.) можно назвать восстановителем традиции, его творчество имеет духовно-нравственный окрас и культурный характер. Это очень умный, проницательный и глубокий мыслитель, один из самых выдающихся и свободных умов России [1]. У Леонтьева много статей, написанных по темам, которые актуальны сегодня. Так, например, задачи укрепления русской культуры, Православия, формирования на его основе государственности он считал одними из ключевых задач в российской политике.
Леонтьев был учеником и последователем великих афонских и русских старцев. На Афоне произошло его подлинное духовное рождение: здесь он впервые опытно прикасается к миру православного монашества, обретает духовное руководство и опыт послушания духовнику, поста и молитвы, знакомится с «примерами высокого и даже страшного аскетизма», старцы Руссика научили его «понимать жития Святых; раскрыли истинный дух Церкви» [2], показали красоту церковного богослужения, а потому в его личности «идея православия выступает с редкой чистотой и ясностью» [3]. На Афоне, в духовной атмосфере древнего, византийского благочестия, Леонтьев прожил больше года под руководством духовника Русского Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), придерживаясь при этом всех монастырских правил, вместе с братией участвуя во внутренней монастырской жизни. Там он познал «церковную разнообразную всецелость» [4], «поэзию религии» [5], «научился веровать» [6], «любить Церковь, ее учение, уставы, обряды» [7] и испытал благотворную силу православных канонов и правил, страха греха, а также
силу христианского смирения. Дух, содержание и форма выражения в творчестве Леонтьева становятся ясны для нас лишь через постижение духа афонского монашества, тех «византийских», святоотеческих традиций, которые существовали в Пантелеимоновом монастыре при отце Иерониме.
В основе леонтьевской концепции возрождения русской культуры лежит вся сложность, все многообразие афонской жизни с различными видами подвижничества, с разноправием келлий, скитов, обителей, иерархии, с национальным равноправием, с беспрекословным подчинением святоотеческим заповедям и духовному руководству. Здесь мы видим единство во множестве при всем его разнообразии, «политику религиозных основ, благотворность прочной сословной организации» [8]. Гармония по Леонтьеву - это единство во множестве, в разнообразии со всеми противопоставлениями и борьбой.
Святоотеческие творения и богословские системы Православной Церкви перешли в Россию вместе с первым евангельским благовестием, под руководством Святых Отцов сложился и воспитывался русский ум и дух, «им обязана Русь своим прошлым, им же она должна быть обязана будущим» [9], а потому в своем творчестве Леонтьев исходил из евангельского учения и опирался при этом на святоотеческое наследие. Учитывая опыт Святых Отцов, мыслитель выявил фундаментальные принципы аскетической системы византизма, основанной на православных традициях древней Византии и повлиявшей на все стороны жизни общества: и социально-политическую, и культурную сферы. По Леонтьеву, византизм может послужить к направлению общества по спасительному пути, т.к. это -великая православная культура с постоянной памятью о Боге, о Творце, со страхом Божиим и стремлением исполнить Его волю. Византизм - это великая мощь православного государства, которая поможет возродить русскую культуру.
Книги и статьи этого мыслителя «озарены идеей Православия» [10]. Леонтьев смотрит на мир сквозь призму евангельского учения и святоотеческого опыта и в своих трудах использует привычные православным людям святоотеческие термины.
Леонтьев видел, куда движется Запад с его «эгалитарно-либеральным прогрессом», с его уравнительностью, торжеством «среднего человека», уничтожением самобытных национальных культур, воцарением серой и однообразной действительности, видел, как отрицательно Запад влияет на Россию, а потому он желал России иного пути и искал средства возрождения русской культуры. Запад, по мнению К. Леонтьева, опасен для русской
культуры навязыванием идеи всеобщего человеческого счастья, равенства и свободы, одинаковости, т.к. он лепит из человечества однообразную массу с низкопробными, стандартными запросами и невысокими духовными идеалами. В отношении Запада Леонтьев мыслит в духе прп. Паисия Величковского, который считал, что Запад откололся от Церкви и «пал... в бездну ересей и заблуждений ... и лежит в них без всякой надежды восстания» [11].
Для создания самобытной российской культуры, по мнению Леонтьева, необходимы охранение национального своеобразия и забота о всех народах страны при одновременном резком ограничении западного культурного, технического, идеологического влияния (при этом объединительным началом должен быть византизм с его православным и самодержавным началами). Только следуя своим традиционным историческим началам, евангельским истинам и святоотеческим традициям, Россия может предотвратить угрожающую ей цивилизационную гибель и возродить русскую культуру [12].
По мнению Леонтьева, все в мире зависит от Бога, а потому историю надо оценивать с этой позиции. Леонтьеву была близка идея страха Божия. Размышляя над историей и будущим России, он обращает наше внимание на творения Святых Отцов, основанные на страхе Божием, который есть начало премудрости (Пс.110:10). Мыслитель указывает на стремление к единой цели и одинаковым ценностям на христианской основе, как пути возрождения русской культуры.
К. Н. Леонтьев пишет: «Та любовь к людям, которая не сопровождается страхом перед Богом (или смирением перед церковным учением), не зиждется на нем, этим страхом иногда даже не отсекается... такая любовь не есть чисто христианская, несмотря на всю свою видимую привлекательность, на искренность порывов, несмотря даже на несомненную практическую пользу, истекающую для страдальцев земных от действий такой любви. Такая любовь, без смирения и страха пред положительным вероучением, горячая, искренняя, но в высшей степени своевольная, либо тихо и скрытно гордая, либо шумно тщеславная, исходит не прямо из учения Церкви... Любовь без страха и смирения есть лишь одно из проявлений (положим, даже наиболее симпатичное) того индивидуализма, того обожания прав и достоинства человека, которое воцарилось в Европе с конца XVII века, уничтожив в людях веру в нечто высшее, от них не зависящее, заставив людей забыть страх и стыдиться смирения...» [13].
Понимание страха Божия Леонтьевым находится в согласии со святоотеческой традицией. Так, например, преподобный Авва Дорофей приводит слова апостола Иоанна: «совершенна любы вон изгоняет страх» (1Ин. 4:18) и пророка Давида: «Бойтесь Господа вси святии Его» (Пс. 33, 10), а далее говорит: «Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх» [14]. То есть страх и любовь взаимосвязаны, они составляют как бы две стороны одной медали, это единый духовный узел настоящей, неподдельной веры. Ни страх не может быть без любви, ни любовь без страха. Об этом же говорит и прп. Игнатий (Брянчанинов): «Страх очищает человека, предуготовляет для любви» [15], по мнению преподобного, тот познал, что значит быть с Богом, кто «исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу, любя собственно волю Божию, исполняет ее, чтобы благоугодить Богу. ... Таковой имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенной. Эта любовь приводит его в совершенный страх: потому что таковой страшится и соблюдает верность воле Божией не из-за страха казней, не для того, чтобы избегнуть (вечной) муки, но потому что, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее» [16].
Также прп. Кассиан Римлянин говорит: «Начало нашего спасения -есть страх Господень» [17]. И прп. Исаак Сирин: «Как невозможно переплыть великое море без корабля: так никто не может достигнуть любви без страха. Смрадное море, находящееся между нами и мысленным раем, можем переплыть в корабле покаяния, имеющем гребцами - страх. Если эти гребцы - страх - не управляют кораблем покаяния, на котором переплываем море мира к Богу, то утопаем в смрадном море. Покаяние - корабль; страх -кормчий его; любовь - Божественная пристань. Страх вводит нас в корабль покаяния и перевозит через житейское смердящее море, направляя к Божественной пристани, к любви» [18].
В соответствии со святоотеческими традициями, К. Леонтьев, отвергая «розовое христианство» [19], основанное на человекоугодии, завуалированном красивыми словами о любви, понимает страх именно в таком святоотеческом смысле [20]. Мыслитель был убежден, что как каждого отдельного человека, так и все человечество в целом нужно воспитывать в страхе Божием, то есть боязни согрешить, при этом мыслитель настаивал на приоритете личного общения человека с Творцом, Которого можно познать через Церковь, которая в христианстве фактически означает принцип развития. «Христос познается не иначе, как через Церковь. Повинуясь святоотеческому учению, повинуюсь Христу» [21].
И хотя Православие - религия вселенская, но именно России, по мнению Леонтьева, выпало на долю быть главной опорой, хранителем Православия в мире. Только Россия смогла создать такое великое государство, причем благодаря православной вере [22]. Философ верил в такое великое, религиозное предназначение нашей страны. В своих трудах он писал, например: «для исполнения особого и великого религиозного призвания Россия должна все-таки значительно разниться от Запада и государственно-бытовым строем своим. Иначе она не главой религиозной станет над ним, а простодушно и по-хамски срастется с ним ягодицами демократического прогресса...» [23]. То есть Леонтьев видел возможность укрепления России, русской культуры вне западного либерального, по сути антихристианского. Если же Россия пойдет за Западом, то ни Православия, ни своей культуры она не сохранит, а ведь развитие культуры лежит в основе развития государства. В XIX веке Россия, согласно Леонтьеву, еще не достигла периода культурного расцвета, поэтому влияние западных идей может быть для нее гибельным еще до того, как русская культура оформится и достигнет пика своего развития. Возрождение России и ее преимущество перед Европой Леонтьев видел в возвращении к византизму (и как к источнику православия, и как к особому типу государственности и культуры): «Византизм в государстве значит самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов» [24]. То есть, как мы видим, призвание России, согласно концепции Леонтьева, в том, чтобы на основе византизма найти образ жизни, в соответствии с которым можно будет сохранить свою самобытность и развивать ее многоцветие, многообразие и инаковость. Для сохранения и укрепления самобытности России, ее духовности и культуры необходимо, по мнению Леонтьева, затормозить либерально-буржуазные влияния на русское общество и увеличить его социальное расслоение по сословному признаку. Только так можно обеспечить расцвет русской культуры и превращение ее в ведущую культуру мира. Этот глубокий мыслитель был убежден, что для того, «чтобы быть православным, необходимо Евангелие читать сквозь стекла святоотеческого учения» [25].
В основе леонтьевского проекта возрождения русской культуры лежат, как указывает М. Ю. Чернавский, православные принципы мировосприятия, которые обращают наше внимание на необходимость «устремления нашего сознания к спасению собственной души на путях смирения и страха перед Богом», который, по Леонтьеву (и в соответствии с духовно-православной
традицией Святых Отцов Церкви), является основанием любви и нравственного самосовершенствования человека [26]. Интересно, что тема исторических судеб России и человечества изначально рассматривается К.Н.Леонтьевым сквозь призму внутреннего аскетического устроения человека, в соответствии с которым и выверяется относительно своей обоснованности или беспочвенности. Причем человеческие усилия не являются источником духовного совершенства, а, в соответствии с учением таких Святых Отцов, как, например, преп. Марк Подвижник и св. Григорий Палама, только создают условия для восприятия благодати, даруемой Богом.
Итак, Леонтьев считал Православие (развитое греко-византийцами), «византизм» главным условием существования российского культурно-государственного организма и русской культуры, ее традиционным, формообразующим началом, отделяющим Россию от Запада. Православие имеет для России, по мнению Леонтьева, культурно-государственное значение (просветительное, обособляющее и утверждающее) [27]. Приоритетом для этого мыслителя были духовные, религиозные (православные) начала, в соответствии с которыми он считал, что «идеал наш... должен быть самый высший, самый широкий и смелый, самый идеальный, так сказать, из всех возможных идеалов» [28].
Таким образом, в своих рассуждениях о возрождении русской культуры, о будущем России К.Н. Леонтьев опирался на евангельские и святоотеческие принципы, его философские работы подкреплены личным аскетическим опытом, что позволило ему разработать определенные установки «сердечного, цельного знания, которое возможно достигнуть лишь нравственно преображенной личностью» [29]. Он старался донести до нас мысль о том, что наше наследие, которое мы получили от многовековой православной культуры, рядом, находится в нас самих, в нашей личной вере, в желании подвизаться на спасительном пути в Церкви Христовой, устраивать жизнь общества, исходя из Евангелия и наследия Святых Отцов. Леонтьев был убежден, что необходимо охранять святыню Церкви и самодержавие, развивать наш русский быт и направлять русскую культуру не по западному, либеральному, разлагающему пути, а по пути византизма, Православия, по пути страха Божия и любви [30]. В традиционных российских началах, в евангельском учении и святоотеческом опыте Константин Леонтьев видел те средства, которые способны обеспечить выживание России и укрепление ее культуры [31], которой угрожало слияние «со всеми другими народами Запада в виде жалкой части какой-нибудь рабочей, серой, безбожной и безудержной федеральной мерзости» [32].
Таким образом, большое влияние на мировоззрение К.Н. Леонтьева оказали жизнь на Афоне, Евангелие, святоотеческое наследие - труды свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника, прп. Исаака Сирина, прп. Аввы Дорофея и других Отцов Церкви, а также жития святых и переписка оптинских старцев. Развитие русской культуры, согласно Леонтьеву, осуществляется согласно духовно-нравственному восхождению каждой личности сообразно христианским нормам. При этом мыслитель делал акцент на то, что одной из основополагающих христианских заповедей является любовь к Богу и ближнему, которая неотделима от страха Божия [33]. Исследование проблемы возрождения русской культуры в творчестве К.Н. Леонтьева показывает, что сущность леонтьевской концепции возрождения заключается в религиозно-философском усвоении святоотеческих духовных практик, традиций и основных принципов святоотеческого опыта. Этот глубокий русский мыслитель и философ, который в 1891 году, незадолго до смерти, принял постриг с именем Климент, осознавал важность святоотеческого опыта и традиций для дальнейшего развития русской культуры на духовно-нравственных началах. Он искал не только своего личного спасения, но и спасения России в Православии, в Евангелии, в опыте Святых Отцов, в восточно-христианском богословии. Рассуждая об исторических перспективах России, Леонтьев пришёл к идее византизма, которая, по его мнению, должна стать воплощением русской идеи и культуры, он говорил об утверждении «святоотеческого», византийского христианства и отпоре «розовому христианству».
Итак, обращаясь к источникам русской православной культуры, к средствам ее возрождения и укрепления, К.Н. Леонтьев уделяет большое внимание Византии, ее государственности, культуре, аскетике и монашеству и считает, что Россию, как единый народ, скрепляло, прежде всего, Православие, а также развившаяся на его основе культура, а потому для того, чтобы возродить русскую культуру, необходимо хранить Православие, при этом для того, чтобы быть православным, необходимо читать Евангелие сквозь призму святоотеческого учения. «Для силы России необходим византизм», «нравится ли нам это или нет ... но византийское начало есть единственный надежный якорь нашего не только русского, но и всеславянского охранения» [34].
Таким образом, правильно понять и оценить мысли, проекты и концепции Константина Леонтьева можно, лишь твердо стоя на церковной почве, т.к. «основаны они на евангельском учении и выверены по святоотеческому наследию и церковным правилам» [35].
Библиография
1. Долгов, К.М. Наследие К.Н. Леонтьева должно стать достоянием всего народа [Электронный ресурс] / К.М. Долгов. - URL: https://pravoslavie.ru/31178.html (дата обращения: 31.03.2019).
2. Леонтьев, К.Н. Моя исповедь [Электронный ресурс] / К.Н. Леонтьев. - URL: http://sadsvt.narod.ru/leontev.html (дата обращения: 31.03.2019).
3. Тихомиров, Л. Славянофилы и западники в современных отголосках [Электронный ресурс] / Л. Тихомиров. - URL: http://www.naslednick.ru/articles/culture/culture_11798.html (дата обращения: 31.03.2019).
4. Леонтьев, К. Н. Избранные письма: 1854—1891 [Текст] / К.Н. Леонтьев. - СПб. : Пушкинский фонд, 1993. - С. 303.
5. Леонтьев, К. Н. Избранные письма: 1854—1891 [Текст] / К.Н. Леонтьев. - СПб. : Пушкинский фонд, 1993. - С. 318.
6. Леонтьев, К. Н. Избранные письма: 1854—1891 [Текст] / К.Н. Леонтьев. - СПб. : Пушкинский фонд, 1993. - С. 346.
7. Леонтьев, К.Н. О всемирной любви [Электронный ресурс] / К.Н. Леонтьев. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/books/original/15810-0-всемирной-любви.pdf (дата обращения: 31.03.2019).
8. Петр (Пиголь), игум. Влияние иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) на жизнь и учение Константина Леонтьева (монаха Климента) [Электронный ресурс] / игум. Петр (Пиголь). - URL: http://pereprava.org/jurnal-pereprava-article/1884-tayna-duhovnogo-rukovodstva.html (дата обращения: 31.03.2019).
9. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и славянство [Текст] / К.Н. Леонтьев // Сборник статей Леонтьева. - М.: Типо-Литография И.Н. Кушнерева, 1885. - С.85.
10. Леонтьев, К. Н. Четыре письма с Афона [Текст] / К.Н. Леонтьев. Моя литературная судьба. - СПб.: Пушкинский фонд, 1993. - С. 34.
11. Паисий Величковский, прп. Сочинения о знамении Честнаго и Животворящаго Креста [Текст] / прп. Паисий Величковский. Полемические произведения, поучения, письма // Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; Общ. ред. О. А. Родионова. - М.: Новый век, 2006. - С. 88.
12. Ширинянц, А.А., Мячин, А.Г. Жизнь и идеи К.Н. Леонтьева [Электронный ресурс] / А.А. Ширинянц, А.Г. Мячин. - URL: https://portal-slovo.ru/history/41255.php (дата обращения: 31.03.2019).
13. Леонтьев, К. Н. Славянофильство и грядущие судьбы России [Текст] / К.Н. Леонтьев // Сост., вступит. ст., указ. имен и коммент. А. В. Белова. Отв.ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации,2010. -С.352.
14. Авва Дорофей, прп. Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания [Текст] / прп. Авва Дорофей. - Почаев: Изд-во Почаевской Лавры, 1994. - С. 54.
15. Игнатий (Брянчанинов), прп. Аскетические опыты, Том.2 [Текст] / прп. Игнатий (Брянчанинов). - М. : Новое время, 1999. - С.61.
16. Игнатий (Брянчанинов), прп. Аскетические опыты, Том.2 [Текст] / прп. Игнатий (Брянчанинов). - М. : Новое время, 1999. - С.66.
17. Кассиан Римлянин, прп. Сочинения. Книга 4. Глава 39. В каком порядке надо восходить к совершенству [Текст] / прп. Кассиан Римлянин. -М.: Правило веры, 2016. - С.58..
18. Добротолюбие. Том 2.Подвижнические наставления Св. Исаака Сирианина [Текст] / Иждивением на Афоне русского Пантелеимонова монастыря. - М.: Новый век, 1999. - С.744.
19. Леонтьев, К. Н. Славянофильство и грядущие судьбы России [Текст] / К.Н.Леонтьев // Сост., вступит. ст., указ. имен и коммент. А. В. Белова. Отв.ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. -С.347.
20. Куренков, А.С., прот. Влияние Афона и Оптиной Пустыни на К. Н. Леонтьева [Электронный ресурс] / прот. А.С. Куренков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-afona-i-optinoy-pustyni-na-k-n-leontieva (дата обращения: 31.03.2019).
21. Леонтьев, К. Н. Избранные письма: 1854-1891 [Текст] / К.Н. Леонтьев. - СПб.: Пушкинский фонд, 1993. - С. 351.
22. Долгов, К.М. Наследие К.Н. Леонтьева должно стать достоянием всего народа [Электронный ресурс] / К.М. Долгов. - URL: https://pravoslavie.ru/31178.html (дата обращения: 31.03.2019).
23. Леонтьев, К. Н. Письмо И. Фуделю от 19 января -1февраля 1891 г. [Электронный ресурс] / К.Н. Леонтьев. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leontev/pismo-k-svjash-iosifu-fudelyu-ot-19-janvarja-1-fevralja-1891-g/ (дата обращения: 31.03.2019).
24. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и славянство [Текст] / К.Н. Леонтьев // Сборник статей Леонтьева. - М.: Типо-Литография И.Н. Кушнерева, 1885. - С. 81.
25. Леонтьев, К. Н. Славянофильство и грядущие судьбы России [Текст] / К.Н.Леонтьев // Сост., вступит. ст., указ. имен и коммент. А. В. Белова. Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - С.740.
26. Чернавский, М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева [Электронный ресурс] / М.Ю. Чернавский. -URL: http://www.dissercat.com/content/religiozno-filosofskie-osnovy-konservatizma-k-n-leonteva (дата обращения: 31.03.2019).
27. Леонтьев, К.Н.: pro et contra. Антология: В 2 кн. [Текст] / К.Н.Леонтьев. Кн. 2. - СПб.: Б.и., 1995. - С. 657.
28. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и славянство [Текст] / К.Н.Леонтьев // Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). - М.: Институт русской цивилизации, 1996. - С. 353.
29. Куренков, А.С., прот. Святоотеческий опыт в русской культуре и философии XIX века [Электронный ресурс] / А.С. Куренков. - URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/svjatootecheskij-opyt-v-msskoj-kulture-i-filosofii-xix-veka.html (дата обращения: 31.03.2019).
30. Леонтьев, К.Н. Собрание сочинений: В 9 т. [Текст] / К.Н.Леонтьев. Том 7. - М., СПб., 1912-1913. - С. 498-499.
31. Ширинянц, А.А., Мячин, А.Г. Жизнь и идеи К.Н. Леонтьева [Электронный ресурс] / А.А. Ширинянц, А.Г. Мячин. - URL: https://portal-slovo.ru/history/41255.php (дата обращения: 31.03.2019).
32. Леонтьев, К.Н. Собрание сочинений: В 9 т. [Текст] / К.Н.Леонтьев. Том 6. - М., СПб., 1912-1913. - С.104.
33. Положенкова, Е. Ю., Бурменская, Д. Н., Рязанская, О. Б. Осмысление экзистенциального опыта К. Н. Леонтьева в контексте проблемы духовной безопасности современной России [Электронный ресурс] / Е.Ю. Положенкова, Д.Н. Бурменская, О.Б. Рязанская. - URL: https://moluch.ru/archive/113/29120/ (дата обращения: 01.04.2019).
34. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и славянство. Византизм и славянство. Гл.Ш. Что такое славизм? [Текст] / К.Н.Леонтьев // Сборник статей Леонтьева. - М.: Типо-Литография И.Н. Кушнерева. 1885. - С.119.
35. Петр (Пиголь), игум. Афонский старец иеросхимонах Иероним (Соломенцов) и Константин Леонтьев [Электронный ресурс] / игум. Петр (Пиголь). - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afonskij-starets-ieroshimonah-ieronim-solomentsov-i-konstantin-leontev/ (дата обращения: 01.04.2019).