ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ
УДК 266; 130.2
ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА
А.С. Куренков
Белгородская Православная Духовная семинария с миссионерской направленностью
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается важный в творчестве К.Н. Леонтьева эстетический элемент, который является скорее не эстетикой как философской теорией, но глобальной метафизикой прекрасного, объемлющего и жизнь отдельного человека, и жизнь народов, культур и всей человеческой истории. В отличие от западной философии, где эстетизм скорее означал десантирование от религиозных начал культуры, в лице К.Н. Леонтьева эстетизм был своеобразной попыткой возвращения к религиозной святоотеческой традиции.
Ключевые слова: православие, святоотеческое наследие, русская религиозная философия, К.Н. Леонтьев, византизм.
Есть неочевидная связь между консервативным проектом К.Н. Леонтьева и его религиозными симпатиями. Обыкновенно консерватизм и православие идут рука об руку, однако связь между ними почти никогда не рассматривалась сущностно. На примере творчества К.Н. Леонтьева, в котором органично сочетаются теория византизма, православие и консерватизм, можно рассмотреть эту связь во всех её особенностях. Главный наш тезис состоит в том, что органичность этой связки (византизм - православие - консерватизм, т.е. историософский, религиозный и политический аспекты мировоззрения К.Н. Леонтьева) обеспечивается прежде всего философским мировоззрением автора, которое как раз позволило связать воедино различные области бытия и культуры. Однако учение Леонтьева не может быть описано ни в только в рамках религиозной, ни в рамках культурологической, ни тем более в рамках политической концепции. Об этом справедливо замечал Ф.Ф. Куклярский: «Учение К. Леонтьева - явление, не вмещающееся ни на какой узкой политической платформе, а имеющее гораздо более глубинные корни»1.
1 Куклярский Ф.Ф. Леонтьев и Фр. Ницше как предатели человека [электронный ресурс]: URL: http ://az. lib. ru/k/kuklj arskij _f_f/text_ 1912_leontiev. shtml.
Обыкновенно отмечают эстетический пафос мировоззрения Леонтьева, и это сложно оспаривать2, и это сложно оспаривать: связь между эстетикой и консерватизмом у него не меньшая, чем связь между консерватизмом и религиозными представлениями. Г.Д. Гачев говорит о Леонтьеве следующее: «И вот в этом гений и уникальность леонтьевского миропонимания: консерватор - эстет!»3. Эстетика для философа - это не отвлеченное, романтическое любование красотой, но форма сохранения устойчивости жизненных начал. Это, можно сказать, форма религиозного сознания, в которой сказывается большое влияние святоотеческого наследия и патристического философско-богословского и литературного синтеза.
Но, если следовать школьному понимаю, то эстетика - это выражение внутреннего через внешнее. Любой философский концепт обладает своей эстетикой. И если Леонтьева тянуло к самодержавию и мрачному византизму эстетически, значит, в этой его тяге были и внутренние обоснования. Эстетизм определяет и религиозное, и политическое мировоззрение К.Н. Леонтьева, поскольку содержит в себе сильное этические и метафизическое начало. Хотя, например, Ф.Ф. Куклярский, например, гораздо более осторожно утверждает, что эстетизм Леонтьева «сыграл огромную роль в его религиозном кризисе»4. Не умаляя, и не преувеличивая роли эстетизма Леонтьева, необходимо исходить из того, что он сыграл огромную, однако далеко не решающую роль в мировоззренческом выборе философа. И поэтому не правомерна трактовка воззрений Леонтьева в терминах «эстетического аморализма». Это своего рода этический или духовный эстетизм, отличающийся от понимания этого феномена в традициях западноевропейской эстетической теории.
Н.А. Бердяев писал: «Цветущую сложность», разнообразие культуры, красоту, силу и индивидуальность Леонтьев любил как язычник, как эллин, а темные стихии его природы тянули к мрачному византизму, к монашескому аскетизму, самодержавию и православию». Бердяев здесь описывает мировоззрение и личность К.Н. Леонтьева при помощи концепта «Апологическое - диониссическое», или, использую терминологию самого Бердяева, «классицистическое - романтическое». Классицистическое начало в Леонтьеве стремилось к оконченным формам, оно влекло его к античным образцам, к целостным личностям, способным на подвиг и власть, а романтическое начало стремилось к новым горизонтам, неизведанному, а потому ему был более симпатичен «мрачный византизм», темное православие, в котором отношения человека и Бога таинственны и странны. Однако Бердяев для того, чтобы описывать мировоззрение и личность Леонтьева как эстетические при помощи этого концепта, сам должен был иметь личную эстетическую симпатию к этому концепту. Получается своего рода герменевтический круг. Разорвать этот круг возможно только рассмотрением того, что расположено за эстетикой, поскольку ссылка на эстетическое мировоззрение едва ли объясняет саму загадку этого мировоззрения.
2 Близкие к нашему исследованию эстетические аспекты творчества Леонтьева затрагиваются в следующих работах: Горохов А.А., Убирия И.Ф. «Эстетика жизни» и проблема эгалитарного прогресса в творчестве К.Н. Леонтьева // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 4; Кузнецов Н.В., Соколов А.М. Константин Леонтьев: эстетика религиозного вдохновения и таинство национального духа // Дискурс. 2017. № 1; Фролова Н.А. К вопросу об эстетической детерминированности историософских воззрений К.Н. Леонтьева. Иваново, 2015 и др.
3 Гачев Г.Д. Русская Дума. С. 51.
4 Куклярский Ф.Ф. Леонтьев и Фр. Ницше как предатели человека [электронный ресурс]: URL: http ://az. lib. ru/k/kuklj arskij _f_f/text_ 1912_leontiev. shtml
Важной работой для понимания своеобразие эстетических воззрений К.Н. Леонтьева является текст С.Н. Дурылина «Эстетическое мировоззрение Леонтьева», который был опубликован исследовательницей Т.Н. Резвых в «Христианском чтении» в 2016 году. Эта работа помогает многое прояснить во взглядах Леонтьева. Давая общую оценку этому тексту, она отмечает: «Дурылина, безусловно, можно считать одним из немногих мыслителей Серебряного века, не только изучавшим философские и литературные произведения Леонтьева, но стремившимся буквально пропагандировать его наследие и идеи»5. Это важно, поскольку в данном случае имеет место не сухое академическое исследование, но эмпатийное личностное участие в идеях Леонтьева, что говорит об их актуальности и востребованности. Тем более, если принять во внимание, холодно-настороженное, да и откровенно враждебное отношение ко взглядам «русского Ницше».
Коснемся некоторых идей работы С.Н. Дурылина. Прежде всего, он отмечает слабый интерес Леонтьева к философии, занятия которой он считает симптомом упадка культуры. В этом смысле, нельзя говорить об эстетике Леонтьева в философско-дисциплинарном смысле. ««Эстетика», - ж пишет С.Н. Дурылин, -как особая философская дисциплина, не изъемлется Леонтьевым из всей философии: он также, - и даже еще больше, - почтительно равнодушен к ней, как вообще к философии, - еще больше потому, что, как ему кажется, тонкая, стройная и прекрасная паутинка эстетики ткется не из тех нитей, из каких ему желалось бы: эстетика, как философская дисциплина, строится по-преимущ<еству> на материале
искусства, тогда как, по Леонтьеву, он должна была бы построяться на материале,
- 6
даваемом жизнью и историей» .
Если и можно говорить об эстетике Леонтьева, то в совершенно особенном
смысле, не в смысле теории и искусства, но в смысле эстетики самой жизни. Дурылин
продолжает: «Прекрасное - не в мыслительном преломлении философской эстетики,
прекрасное - даже не в творческом запечатлении в искусстве, «прекрасное» -
в живом цветении жизни и в великом оказательстве истории: вот тема Леонтьева, -
в сущности, его единственная тема. Поскольку он - в ней, он - без места в истории
философии, даже без малейшего права на это место. Эстетика всемирной истории
еще никем не написана; самая проблема такой эстетики - еще не поставлена.
«Эстетика жизни», как учение об эстетических формах живой жизни,
и об эстетических оценках текущего процесса жизни, - также еще никем
не написана»7. Здесь ключ к тайне леонтьевской эстетики, которая, если принять во
внимание глубинный замысел, является скорее не эстетикой как философской
теорией, но глобальной метафизикой прекрасного, объемлющего и жизнь отдельного
человека, и жизнь народов, культур и всей человеческой истории.
Здесь же, Дурылин показывает сущностную связь с эстетическими
воззрениями Ницше, которые также не относились к области чистой теоретической
эстетики, так как связано со страданием, то есть с началом из области нравственно-
религиозной. Именно здесь, в этой связанность красоты со страданьем, как считает
Дурылин, «весь Леонтьев с его эстетикой, с его теорией мировой красоты и мирового
8 0
страдания, на которых основано эстетическое долголетие мiра и человечества» . В этом контексте С.Н. Дурылин выявляет два главных духовных опыта Леонтьева, которые являет его история мысли и жизни, это - проблему религиозного опыта
5 Резвых Т.Н. Сергей Дурылин об эстетике К.Н. Леонтьева // Христианское чтение. 2016. № 1. С. 64-65.
6 Дурылин С.Н. Эстетическое мировоззрение Леонтьева // Христианское чтение. 2016. №1. С. 77-78.
7 Там же, с. 78.
8 Там же, с. 79.
и проблему эстетического опыта. Они оказываются взаимосвязанными, что и составляет своеобразие леонтьевской эстетики и религии. Это своего рода эстетическая религия и религиозный эстетизм. В заключении своей работы Дурылин пишет: «Леонтьев говорил - всестороннее, всеобъемлющее - Да! жизни. Он нес утверждение жизни - священный трепет перед прекрасно-шумящим «древом жизни», и оттого его эстетика есть утверждение жизни, и оттого - это - эстетика
9
жизни, а не эстетика отраженной жизни - в искусстве и познании» .
Такой гимн эстетике очевидно вступает в противоречие с религиозным пониманием жизни, которому никогда не свойствен чрезмерный оптимизм по поводу земной скоропреходящей реальности с ее невечной и греховной красотой. И, прежде всего, это противоречит установкам самого Леонтьева, который всегда выражал предельные эсхатологические воззрения. «Хорошо известны его слова из работы «Наши новые христиане»: «Верно только одно», - говорит с каким-то торжеством Леонтьев, - одно, одно только несомненно, - это то, что все здешнее должно погибнуть! И поэтому и поэтому на что эта лихорадочная забота о земном благе грядущих поколений?»10 .
Прослеживая становление феномена религиозной эстетики в России, А.Я. Кожурин отмечает: «...если на Западе эстетизм принимал форму отказа от религиозных установок (что особенно ярко проявилось в случае Ницше) или радикальной смены религиозных приоритетов (романтики, переходившие из протестантизма в католицизм), то на русской почве эстетизм был своеобразной попыткой возвращения к традиции»11. Именно такое понимание помогает более основательно уяснить смысл леонтьевского «эстетизма», увидеть в нем религиозную подпочву.
В этом контексте необходимо указать на несхожесть эстетических позиций Леонтьева и Ницше, с которым его часто сравнивают. Немецкий философ смотрит на искусство как на «высшую задачу» и «собственно метафизическую деятельность в этой жизни». Свое эстетическое кредо с достаточной полнотой и однозначностью выражено в словах, которые рефреном проходят через его книгу «Рождение трагедии из духа музыки», и которые он повторил в «Опыте самокритики» в 1886 году, то есть через пятнадцать лет после выхода этой книги. Ницше пишет, что «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен»12.
Соответственно, исходя из такого эстетизма, Ницше выражал такое отношение к христианству, которое в корне противоречило пониманию христианства Леонтьевым. Вот, что пишет далее Ницше: «Христианство с самого начала, по существу и в основе, было отвращением к жизни и пресыщением к жизни, которое только маскировалось, только пряталось, только наряжалось верою в «другую» и «лучшею» жизнь. Ненависть к «миру», проклятие аффектов, страх перед красотой и чувственностью, потусторонний мир.все это всегда казалось мне. признаком глубочайшей болезни, усталости, угрюмости, истощения, оскудения жизни.»13. У Леонтьева как раз был не «страх перед красотой», а восторг перед ней, истоки которого он находит в византийской эстетике.
9 Дурылин С.Н. Эстетическое мировоззрение Леонтьева // Христианское чтение. 2016. №1. С. 125.
10 Леонтьев К.Н. Наши новые христиане. С. 200.
11 Кожурин А.Я. К типологии религиозного эстетизма (К. Н. Леонтьев и П. А. Флоренский) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 2. С. 128.
12 Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч. в 2х-т. Т. 1. М., 1990. С. 52.
13 Там же, с. 53.
Эстетизм Ницше был самодовлеющим феноменом, исключавшим все остальное. Об этом очень точно сказал В. Виндельбанд, характеризуя эстетическую позицию Ницше: «Никакая традиция, никакой авторитет не должен угнетать эту художественную культуру - эстетическую свободу не должно стеснять ни знание, ни жизнь». Это своеобразный эстетический гедонизм: «...свежесть жизнерадостного мирящегося с миром чистого знания (Шоепа), что образует эстетическое и в то же
14
время и теоретическое наслаждение» .
Такая позиция, очевидно, не соответствует религиозной, аскетически-подвижнической точки зрения Леонтьева. И поэтому, можно заключить, что на глубинном уровне у русского философа все же нет противоречия между эстетикой и религией, которые связаны феноменом византизма. При этом, исследователи, как правило, трактуют византизм в политико-культурном смысле. Д.С. Кунильская полагает, что «византизм Леонтьева стал еще одной темой в споре о путях развития русского государства»15. «Леонтьев глубоко убежден, - отмечает Н.М. Северикова, -что сила государства и его устои, история просвещения, поэзия, художественное творчество, «великорусская» жизнь - «словом, все живое у нас» органически сопряжено с православием и влиянием византистских идей и византийской культуры, и ослабление авторитета византизма приведет к ослаблению Русского государства»16. Или вот такое мнение: «Идея Леонтьева о влиянии византийских начал в какой-то мере объясняет традиционное стремление русского народа на протяжении длительного исторического периода к политической централизации, доминированию в политическом сознании веры в эффективность авторитарных форм политического
17
поведения» .
Однако византизм в своей сущности представляет собой этико-эстетический идеал, имеющий внешнюю политическую проекцию. Духовная суть византизма, раскрывающая его этическую сущность, выражена Леонтьевым в его словах: «В нравственном мipe мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне пре увеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что Византизм (как и вообще Христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства»18.
Здесь выражено пессимистические мироощущение, пронизанное разочарованием во всем земном. Именно такое мироощущение Леонтьев связывает с Византией, с ее духовной сутью. В «Моей исповеди» есть важнейшие признания Леонтьева о влиянии аскетического православного строя на эсхатологическое мирочувствие. Он пишет: «Ужасно то, что нынешний год в первый раз мне начала приходить мысль, что именно с тех пор как я обратился (с 1871 года) все м1рские дела мои пришли в упадок. - С тех пор как я стал Православным, я нигде себе места
14 Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998. С. 464-465.
15Кунильская Д.С. Концепт и идеологема «византизм» в публицистике К.Н. Леонтьева // Проблемы исторической поэтики. 2016. Т. 14. С. 269.
16 Северикова Н.М. Константин Леонтьев и византизм // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 89.
17 Пишун С.В. Византизм в церковно-политической концепции К.Н. Леонтьева // Религиоведение. 2012. № 3. С. 103.
18 Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. С. 300-301.
не найду. - С отчаянием во всем земном и с духовным восторгом я, будучи Консулом в Салониках (в Солуне), поехал на Афон и умолял О. Иеронима постричь меня тотчас же»19.
Вот эти два диаметрально противоположных чувства - «отчаяние во всем земном» и «духовный восторг» встретились в душе одного человека, образовав в ней неповторимое и несоединимое сочетание религиозных, эстетических, этических и политических идей, исток которых уходит вглубь византизма, за котором прослеживается святоотеческая традиция. Такая, достаточно оригинальная традиционалистическая линия обнаруживается у этого одного из ярчайших русских мыслителей.
Список литературы
1. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. - М., 1998.
2. Гачев Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. - М., 1991.
3. Горохов А.А., Убирия И.Ф. «Эстетика жизни» и проблема эгалитарного прогресса в творчестве К.Н. Леонтьева // Вестник Московского государственного областного университета. - 2015. - № 4.
4. Дурылин С.Н. Эстетическое мировоззрение Леонтьева // Христианское чтение. - 2016. - №1.
5. Кожурин А.Я. К типологии религиозного эстетизма (К.Н. Леонтьев и П.А. Флоренский) // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2014. - № 2.
6. Кузнецов Н.В., Соколов А.М. Константин Леонтьев: эстетика религиозного вдохновения и таинство национального духа // Дискурс. - 2017. - № 1.
7. Куклярский Ф.Ф. Леонтьев и Фр. Ницше как предатели человека [электронный ресурс] : URL : http://az.lib. ru/k/kuklj arskij_f_f/text_ 1912_leontiev. shtml.
8. Кунильская Д.С. Концепт и идеологема «византизм» в публицистике К.Н. Леонтьева // Проблемы исторической поэтики. - 2016. - Т. 14.
9. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений и писем в 12 т.
- Т. 7. Кн. 1. - СПб., 2005. - С. 300-444.
10. Леонтьев К.Н. Моя исповедь // Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинение и писем в 12 т. - Том 6. Книга первая. Воспоминания, очерки, автобиографические произведения 1869-1891 годов. - СПб., 2003. - С. 228-252.
11. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане // Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений и писем в 12 т.
- Т. 9. - СПб., 2005.- С. 165-226.
12. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч. в 2 томах. Т. 1. - М., 1990.
13. Пишун С.В. Византизм в церковно-политической концепции К.Н. Леонтьева // Религиоведение. -2012. - № 3.
14. Резвых Т.Н. Сергей Дурылин об эстетике К.Н. Леонтьева // Христианское чтение. - 2016. - № 1.
15. Северикова Н.М. Константин Леонтьев и византизм // Вопросы философии. - 2012. - № 6.
16. Фролова Н.А. К вопросу об эстетической детерминированности историософских воззрений К.Н. Леонтьева. - Иваново, 2015.
19 Леонтьев К.Н. Моя исповедь. С. 228.
AESTHETIC AND PHILOSOPHICAL OUTLOOK BY K.N. LEONTIEV
A.S. Kurenkov
Belgorod Orthodox theological Seminary with missionary orientation
e-mail: [email protected]
The article deals with Important in the work of K.N. Leontief aesthetic element, which is rather not an aesthetics as a philosophical theory, but a global metaphysics of beauty, voluminous and the life of an individual, and the life of peoples, cultures and all human history. In contrast to the Western philosophy, where aesthetics rather meant landing from the religious principles of culture, in The face of K.N. Leontiefs aesthetics was a kind of attempt to return to the religious patristic tradition.
Keywords: Orthodoxy, patristic legacy of Russian religious philosophy, K.N. Leontiev, Byzantium.