Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ / ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова В. И., Кондратьева О. А., Зайкина Т. Е.

Введение. Задатки и способности играют свою роль в процессе образования, но особенно важную роль в адаптации и продуктивности обучения играет внимание и то, как выстроен сам образовательный процесс. Существует большое количество исследований по проблеме развития внимания разных возрастов, но недостаточно работ, которые исследуют влияние внимания на успеваемость в условиях цифровой образовательной среды. Цель работы - провести теоретическое и эмпирическое исследование характера взаимосвязей свойств внимания и успеваемости обучающихся. Материалы и методы. Исследование проведено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 99 г. Челябинска» с помощью «Колец Е. Ландольта», «Корректурной пробы (Теста Б. Бурдона)», «Запомни и расставь точки» В. Богомолова, метода ранговой корреляции rs-Спирмена. Результаты. Выявлены низкие уровни устойчивости внимания (40 %), концентрации внимания (26 %), переключаемости (27 %), распределения (26 %), объёма (34 %). Показатели успеваемости изучены по русскому языку, математике, литературному чтению, иностранному языку, окружающему миру. Выявлена статистически достоверная, прямая связь между показателями свойств внимания и успеваемостью младших школьников. Обсуждение. Проведенное исследование подтверждает значение профессионально выстроенных коррекционно-развивающих занятий, которые позволяют наблюдать, как хорошо ребенок способен контролировать себя в процессе выполнения заданий, что приводит к тому, что каждое коррекционно-развивающее занятие - это индивидуализированная деятельность, которая соответствует темпераменту ребенка, темпу работы, его способностям и уровню развития внимания. Заключение. Проведенное исследование установило корреляционные связи между вниманием и успеваемостью, этому способствует учет возрастных особенностей и приводит к тому, что игровые элементы во время занятия, продуктивные виды деятельности, эмоциональная вовлеченность обучающего и обучающегося, регулярная смена деятельности дают возможность успешного развития внимания детей за счёт того, что внимание всё время поддерживается на высоком уровне. На то, как успешно проявляет ребёнок себя в образовательном процессе, влияет характер взаимосвязей между отдельными свойствами внимания, теснота этих связей и то, какое именно свойство занимает ведущее положение в корреляционной структуре свойств внимания. Развитие цифровой образовательной среды требует создания системы целевых психолого-педагогических программ, отражающих специфику коррекции всех свойств внимания. Основные положения: - cуществуют взаимосвязи между вниманием и успеваемостью младших школьников; - характер взаимосвязей свойств внимания и успеваемости зависит от индивидуальных особенностей обучающихся; - развитие цифровой образовательной среды требует создания системы целевых психолого-педагогических программ, отражающих специфику коррекции всех свойств внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова В. И., Кондратьева О. А., Зайкина Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ATTENTION PROPERTIES ON THE PERFORMANCE OF SUBJECTS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction. Inclinations and abilities play a role in the educational process, but attention and how the educational process itself is built play a particularly important role in the adaptation and productivity of learning. There are a large number of studies on the problem of the development of attention of different ages, but there are not enough works that explore the effects of attention on academic performance in a digital educational environment. The purpose of the work is to conduct a theoretical and empirical study of the nature of the relationship between the properties of attention and student achievement. Materials and Methods. The study was carried out on the basis of Municipal Budget Educational Institution “Secondary School No. 99 of Chelyabinsk” using “Landolt Rings”, “Correction Test (B. Bourdon Test)”, “Remember and Dot” by V. Bogomolov, rank correlation method rs-Spearman. Results. Low levels of attention stability (40 %), attention concentration (26 %), switchability (27 %), distribution (26 %), and volume (34 %) were revealed. Performance indicators were studied in the Russian language, mathematics, literary reading, a foreign language, the world around. A statistically significant, direct relationship between indicators of the properties of attention and academic performance of younger schoolchildren was revealed. Discussion . The conducted research confirms the importance of professionally built correctional and developmental classes, which allow you to observe how well the child is able to control himself in the process of completing tasks, which leads to the fact that each correctional and developmental lesson is an individualized activity that corresponds to the child's temperament, the pace of work, his abilities and level of development of attention. Conclusion. The conducted research has established correlations between attention and academic performance, this is facilitated by taking into account age characteristics and leads to the fact that game elements during the lesson, productive activities, emotional involvement of the teacher and the student, regular change of activities will enable the successful development of children's attention due to the fact that that attention is maintained at a high level all the time. The way a child successfully manifests himself in the educational process is influenced by the nature of the relationship between the individual properties of attention - the closeness of these connections and which property occupies a leading position in the correlation structure of the properties of attention. The development of a digital educational environment requires the creation of a system of targeted psychological and pedagogical programs that reflect the specifics of correcting all the properties of attention. Highlights: There are relationships between the attention and academic performance of younger students. The nature of the relationship between the properties of attention and performance depends on the individual characteristics of students. The development of a digital educational environment requires the creation of a system of targeted psychological and pedagogical programs that reflect the specifics of the correction of all properties of attention.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

а

ж §

»a

hq

«О 50

а ж

О

«О

О

го

4

¡S3 и;

Научная статья УДК 159.9.072 ББК 88.9

DOI 10.25588/CSPU.2023.174.2.016

В. И. Долгова1, О. А. Кондратьева2, Т. Е. Зайкина3

1ORCID № 0000-0001-9059-5682 Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: dolgovavi@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-9204-2827 Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: sobolevaoa@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-5377-7188 Магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: evagrinbeiz@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

Введение. Задатки и способности играют свою роль в процессе образования, но особенно важную роль в адаптации и продуктивности обучения играет внимание и то, как выстроен сам образовательный процесс. Существует большое количество исследований по проблеме развития внимания разных возрастов, но недостаточно работ, которые исследуют влияние внимания на успеваемость в условиях цифровой образовательной среды. Цель работы — провести теоретическое и эмпирическое исследование

© Долгова В. И., Кондратьева О. А., Зайкина Т. Е., 2023

характера взаимосвязей свойств внимания и успеваемости обучающихся.

Материалы и методы. Исследование проведено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 99 г Челябинска» с помощью «Колец Е. Ландольта», «Корректурной пробы (Теста Б. Бурдона)», «Запомни и расставь точки» В. Богомолова, метода ранговой корреляции ге-Спирмена.

Результаты. Выявлены низкие уровни устойчивости вни- Лл мания (40 %), концентрации внимания (26 %), переключаемости и

л

(27 %), распределения (26 %), объёма (34 %). Показатели успева- §

Й О

емости изучены по русскому языку, математике, литературному |

чтению, иностранному языку, окружающему миру. Выявлена ста- и тистически достоверная, прямая связь между показателями

ответствует темпераменту ребенка, темпу работы, его способно-

а

№ и

свойств внимания и успеваемостью младших школьников. у

§

е № а

Обсуждение. Проведенное исследование подтверждает значение профессионально выстроенных коррекционно-развива-ющих занятий, которые позволяют наблюдать, как хорошо ребенок способен контролировать себя в процессе выполнения зада- ^ ний, что приводит к тому, что каждое коррекционно-развивающее

о

л

занятие — это индивидуализированная деятельность, которая со- и

о № о Й

стям и уровню развития внимания. о

Заключение. Проведенное исследование установило корреляционные связи между вниманием и успеваемостью, этому способствует учет возрастных особенностей и приводит к тому, что § игровые элементы во время занятия, продуктивные виды деятельности, эмоциональная вовлеченность обучающего и обучающегося,

регулярная смена деятельности дают возможность успешного развития внимания детей за счёт того, что внимание всё время поддерживается на высоком уровне. На то, как успешно проявляет ребёнок себя в образовательном процессе, влияет характер взаимосвязей между отдельными свойствами внимания, теснота этих связей и то, какое именно свойство занимает ведущее положение в корреляционной структуре свойств внимания. Развитие цифровой образовательной среды требует создания системы целевых психолого-педагогических программ, отражающих специфику коррекции всех свойств внимания.

Ключевые слова: внимание; устойчивость внимания; объем внимания; концентрация внимания; успеваемость; цифровая образовательная среда.

Основные положения:

- существуют взаимосвязи между вниманием и успеваемостью младших школьников;

- характер взаимосвязей свойств внимания и успеваемости « зависит от индивидуальных особенностей обучающихся;

ни

« - развитие цифровой образовательной среды требует со-

ь^ здания системы целевых психолого-педагогических программ, отражающих специфику коррекции всех свойств внимания.

1 Введение (Introduction)

Образовательная среда состоит из совокупности информа-

а н

^ ционных ресурсов учебников, учебных пособий, игр, обучающих

О

а" тренажеров и симуляторов, виртуальной среды, электронных и

о

г

4

цифровых образовательных ресурсов (С. С. Пичугин, Л. А. Гро-^ мова, В. Ф. Красноперова, 2021) [1].

Преимущества и риски цифровизации образования обсуж-

даются повсеместно (И. Г. Алмазова, Е. В. Долгошеева, Е. В. Игонина, Г А. Корякина, С. Н. Числова, 2020); систематизированы факторы, которые могут негативно сказаться на физическом и психологическом состоянии учащихся, способствовать утрате педагогами мотивации к профессиональной деятельности, вызвать снижение качества образовательного процесса, в том числе проявление когнитивных, соматических, эмоциональных и социальных расстройств (О. Н. Шаповалова, 2022) [2; 3].

Наше исследование посвящено выявлению влияния внима- Л ния на успеваемость младших школьников в условиях цифровой |

л о № О Й о

образовательной среды. Внимание как базовая психическая функция способствует тому, что учащийся способен освоить все мета-предметные и предметные планируемые результаты (О. А. Борзен-

желания для того, чтобы получить награду в отсроченной перспективе (О. М. Разумникова, Е. И. Николаева, 2019). Такое постепен-

кова, Е. П. Ким, 2019). Внимание — это способность выделять К

объекты или события, наиболее значимые в конкретных ситуациях а

0

(Б. М. Бегиева, А. А. Кабжихов, 2020; Г. В. Колисниченко, 2020; №

1

С. С. Петрова, А. С. Кривоносова, 2020). Умение и желание учиться, ощущение уверенности в себе, развитие личности и интеллекта — всё это формируется в важный период для ребёнка, а именно: в младшем школьном возрасте (А. Д. Шугарова, 2021) [4-8].

Дошкольный возраст характеризуется тем, что дети уже в какой-то степени могут сосредоточиться и переключать внимание,

3

II

I

о л -к

к 3

О № О Й

могут следовать инструкции, могут сдерживать свои спонтанные о

3

8 О

№ а

I

ное развитие дошкольника подводит его к тому, что он становится О

й

готов к обучению в школе. Степень развития внимания влияет на I

&

о*

то, как быстро ребенок сможет сменить вид деятельности на другой, как долго сможет уделить время одному и тому же материалу, получится ли у него верно определить объект и изучить его за достаточное для этого время (Е. В. Петрова, 2020). Именно в этом возрасте проявляется отрицательное отношение к новой учебной деятельности без игрового компонента. Ребенок может испытывать большие трудности из-за того, что будет пропускать определенные уроки, не будет выполнять домашние задания, может также появиться сильное желание не ходить в школу (Ш. И. Булуева, А. А. Цамаева, 2020). Нежелание учиться или неспособность к учебной деятельности может свидетельствовать о том, что у ребенка не в полной мере развиты восприятие, память или внимание. И в этих случаях учебная деятельность должна способствовать тому, чтобы развивать произвольное внимание (Н. А. Шагаева, А. Г. Гильджи-рова, Е. В. Лиджиева, А. В. Муджикова, 2020) и его концентрацию (В. В. Цвирбут, 2021) [9-13].

Существуют некоторые гендерные различия, которые необходимо учитывать в образовательном процессе (Т. О. Горде-ева, О. А. Сычев, М. В. Лункина, 2019) [14], так как у мальчиков отношение к учебе и школе выражено меньше, чем у девочек, то мальчики будут меньше вовлечены в обучение, что будет негативно влиять на развитие психических функций. § Многие авторы отмечают (Г. У Солдатова, А. Е. Вишнева,

О а"

«о

о

г

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а н

ник

»а а"

«о

е

СЦ

2019; М. П. Редько, 2019), что информационные технологии и информационное потребление в настоящее время являются сильными факторами формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, но, как показывает исследование, даже цифровые технологии могут быть полезны для развития

когнитивных функций: только нужно знать, какое оптимальное время соответствует определенным возрастным группам. Определение специфики, при которой формируется произвольное внимание в возрасте 6-10 лет, позволяет предвосхитить возможные трудности в освоении предметов и в освоении школьной программы (Н. Ю. Верхотурова, А. Г. Литвинова, Г. К. Антошечкина, 2019) [15-17].

Несоответствие внимания возрастным особенностям приводит к отставанию умений, знаний и навыков, которые необхо- Лл

g

димы ребенку для продуктивной жизнедеятельности в его возрасте, |

л

поэтому такое отставание будет проявляться в инфантильном по- §

с

ведении. Цель работы — провести теоретическое и эмпирическое |

исследование характера взаимосвязей свойств внимания и успе- | ваемости обучающихся. |

2 Материалы и методы (Materials and Methods) §

а

л № а

Этапы исследования: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. Определение этапов и выбор инструментария проведен на основе классических подходов методологии и критериев применения диагностических, графических, статистических методов психолого-педагогического

1991) [18-20]: по1сково-подготов1телъный (проанализированы

§ ее

е

о

о

в

исследования (В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2015; С. Б. Перевоз- | кин, Ю. М. Перевозкина, 2017; Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина,

о

в

о о

а

психолого-педагогические исследования по теме, произведен о

в а

подбор методов и методик, которые соответствуют цели работы); опытно-экспериментальный (с помощью трех методик прове- О

к

дена диагностика свойств внимания («Кольца Е. Ландольта», I «Корректурная проба (Тест Б. Бурдона)», «Запомни и расставь

точки» (В. Богомолов); проведены анализ успеваемости, сравнение результатов диагностики); контрольно-обобщающий (анализ результатов исследования, математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы, формулировка выводов).

Базой исследования являлась сердняя общеобразовательная школа г. Челябинск, 3-й класс (К = 15). Исследование проведено в середине учебного года, когда дети смогли адаптироваться к образовательному процессу. В выборке нет детей, которые перевелись в школу недавно. Классный руководитель сообщил, что все дети учатся друг с другом с первого класса, они хорошо знают друг друга, также ни один учитель не сменился за время их обучения. Психолог предоставил данные: дети интеллектуально развиты, у них хорошо развита речь, память, внимание. В классе девять девочек, большинство из них малоактивны на уроках, но старательно выполняют домашние задания, а также стараются по мере возможностей участвовать в общественной жизни класса.

на Также в классе есть несколько учеников с низким уровнем мотива-

ик

ции — они не проявляют самостоятельности при выполнении за-

С-0

"а в

е

даний, ленивы, а также почти не проявляют активности на уроках. Коллектив в целом дружелюбный, дети в нём чаще всего легко находят общий язык. Если случаются ссоры или конфликты, их

ар

нд удаётся легко разрешить. Дети спортивные, среди них есть участ-^ ники как командных соревнований, так и индивидуальных. ^ 11 Больше всего из предметов дети любят изобразительное искусство

а в о

г

4

сц

и физическую культуру, в коллективе много различных увлечений, таких как танцы, плавание, баскетбол, футбол. У всех детей дома есть компьютер, общим интересом является работа в поле

цифровых технологий, все успешно адаптировались к дистанционному обучению.

3 Результаты (Results)

По результатам первичного исследования с помощью Корректурной пробы (тест Б. Бурдона)», выявлено, что у 47 % испытуемых (7 человек) средний уровень; у 40 % (6 человек) — низкий уровень; 13 % (2 человека) — высокий уровень устойчивости внимания (рисунок 1).

Рисунок 1 — Распределение показателя устойчивости внимания по методике «Корректурная проба (тест Б. Бурдона)» Figure 1 — Distribution of the indicator of stability of attention according to the method of "Correction test (B. Bourdon's test)"

Результаты, полученные по этой методике, демонстрируют у половины детей средние показатели обсуждаемой характеристики, что свидетельствует о том, что эти дети способны долгое время сосредоточиться на интересных, эмоционально окрашенных

U I

ж s № о № О Kl о

ж g

ö ж

S

So ж

ö Ж

Ж

№ № ö

3

О

О № -К S

а О

№ О

K О

ö

8 О

ö s IS

о-ж

О

K

№ д

о-

а

ä

§

»s

hq ^

а

«О 50

а

ä

^

а !» О

ГО

4

¡sä

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И5

и важных для них заданиях и упражнениях, также они способны, не отвлекаясь, довести до конца начатые дела.

По этой же методике были исследованы концентрация и переключаемость внимания: у 67 % детей (10 человек) имеется средняя концентрация внимания, у 26 % обследуемых (4 человека) низкая, а 7 % исследуемых детей (1 человек) имеют высокую концентрацию внимания (рисунок 2).

100 80

67

60 40

26

20 0 -20

J L

Вью »кий Средний Низкий

% Уровень показателя концентрации внимания

Рисунок 2 — Распределение показателя концентрации внимания по методике «Корректурная проба (тест Б. Бурдона)» Figure 2 — Distribution of the indicator of concentration of attention according to the method "Correction test (B. Bourdon's test)"

В результате диагностики выявлен один ребенок, который имеет высокий уровень концентрации внимания, что дает возможность сосредоточить свое внимание на различных занятиях, не отвлекаясь на раздражители. Наличие высокого уровня концентрации внимания способствует более легкому обучению младших

школьников. Испытуемые в количестве 10 человек (67 %), обладающие средним уровнем концентрации внимания, способны заниматься интересной либо важно для них деятельностью длительное время без отвлечения, также сильный раздражитель может ненадолго отвлечь их внимание, что не помешает им вернуться к продолжению деятельности без напоминания инструкции.

Показатели переключаемости внимания следующие: 53 % детей — средняя, 27 % детей — низкая, 20 % детей — высокая. Исследования показали, что 20 % детей имеют высокий показа- Л»

т-> ^

тель этого свойства внимания. В свою очередь это говорит о том, |

л

что эти дети не отвлекаются от выполнения задания. У 53 % ис- §

Й О

пытуемых выявлена средняя переключаемость внимания, это го- | ворит о том, что дети переключают свое внимания без ущерба для выполнения задания, но у них всё равно возникают трудности при этом. 27 % школьников, по нашим результатам, имеют низкую пе- § реключаемость. Это значит, что эти дети с большим трудом переключаются на другие виды деятельности. Также это указывает и на то, что во время переключения своего внимания они могут слишком отвлечься от цели, что её забудут (рисунок 3).

3

ее

л

о л -к к

а

о № о Й

о §

о

№ §

§

о*

ж о

й

е ^

о*

а

ж

§

»a

hq

«О 50

а

ж

^

О

«О

О

го

4

и;

Рисунок 3 —Распределение показателя переключаемости внимания по методике «Корректурная проба (тест Б. Бурдона)» Figure 3 — Distribution of the index of attention switching according to the method of "Correction test (B. Bourdon's test)"

Абсолютное большинство детей имеет средний уровень распределения внимания (67 %), у 7 % — высокий, а у 26 % — низкий. Более половины испытуемых (67 %) имели среднее значение этого показателя, из чего следует, что они могут распределять своё внимание на несколько целей, при этом не теряя производительности, либо теряя незначительно. Но 26 % обладали показателем своего внимания ниже среднего, то есть такие дети с большим трудом распределяют своё внимание и им свойственна потеря работоспособности (рисунок 4).

Рисунок 4 — Распределение показателя распределения внимания по методике «Кольца Е. Ландольта»

Figure 4 — Distribution of the indicator of the distribution Of attention according to the method of "E. Landolt Rings"

Данные, полученные по методике «Запомни и расставь точки», дают следующие результаты: большинство учащихся обладают средним уровнем объёма внимания (53 %), 13 % — высоким, 34 % — низким. В результате первичной диагностики выявлено 13 % испытуемых (2 человека) с объемом внимания выше среднего уровня, что характеризуется количеством удерживаемых объектов, более высоким уровнем работоспособности, быстрым выполнением заданий. Также был выявлен у 53 % испытуемых (8 человек) средний уровень объема внимания. На выполнение задания у таких детей уходит немного больше времени, чем у детей с высоким объемом внимания. 34 % испытуемых (5 человек) обладают низким уровнем объема внимания. Такие дети могут удерживать свое внимание на 1-2 объектах одновременно (рисунок 5).

U I

ж s № о № О Kl о

ж g

Ö

ж и

So ж ö

Ж

ж

№ № ö

3

О

О № -К

s 3

О

№ О

K О

8 О

ö

s §

о-ж

О

K 3

№ д

о-

а

ä

§

»s

hq ^

а

«О 50

а

ä

^

а !» О

ГО

4

¡sä

И5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5 — Распределение показателя объёма внимания по методике «Запомни и расставь точки» В. Богомолова Figure 5 — The distribution of the indicator of the volume of attention according to the method "Remember and dot" V. Bogomolova

Нами был использован метод ранговой корреляции Ч. Спир-мена показателей, полученных по всем трем методикам, и показателей средней оценки по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение, иностранный язык, окружающий мир).

Составим гипотезы.

Ho — корреляция между показателями свойства внимания и успеваемости не отличается от нуля.

Hi — корреляция между показателями свойства внимания и успеваемости достоверно отличается от нуля.

Ранговый коэффициент корреляции Спирмена подсчитан по формуле (1):

пэмп = 1

I сЛ'111 - Л. , -

л п(п2-1)

(1)

где d — разность рангов двух переменных; п — число сопоставляемых пар.

Согласно проведенным расчетам, корреляция между:

- устойчивостью внимания и успеваемостью статистически значима (0,01), так как ^ = 0,88, подтверждается гипотеза Н1;

- концентрацией внимания и успеваемостью статистиче- Лл ски значима (0,01), так как ^ = 0,93, подтверждается гипотеза Н1; и

л

- переключаемостью внимания и успеваемостью статисти- §

К!

чески значима (0,01), так как г = 0,88, подтверждается гипотеза Н1; з

- распределением внимания и успеваемостью статистиче- и

к

ски значима (0,01), так как ^ = 0,92, подтверждается гипотеза Н1; §

а

ж а

Ж

чима (0,01), так как ^ = 0,955, подтверждается гипотеза Н1. Л

а

- объемом внимания и успеваемостью статистически зна-

Если N = 15, связи будут достоверными при показателях > 0,52 (уровень статистической значимости 0,05), и тем более достоверными при показателях > 0,66 (уровень статистической значимости 0,01). Вся система обсуждаемых показателей > 0,66, поэтому принимается Н1: исследуемая корреляция достигает уровня статистической значимости. Все значения близки к единице, что

Таким образом, свойства внимания тесно связаны с успеваемостью младших школьников и находятся в прямой зависимости,

3

Л

л §

о

§

№ О

говорит о сильном выражении связей. §

§

№ а

т. е. чем выше свойства внимания обучающихся, тем выше их уро- §

вень успеваемости подтвердилась. ^

е

о*

а

ж §

»a

hq ^

а

«о 50

а

4 Обсуждение (Discussion)

Наши обобщения не противоречат исследованиям, названным в разделе «Введение» как в части осознания последствий цифровизации (Г. В. Акопов, Л. С Акопян., В. И Долгова, 2021), так и в части развития субъектов образовательной среды (В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Кондратьева, 2021) [21; 22].

Общее умозаключение демонстрирует, что развитие внимания у старших дошкольников и младших школьников может происходить довольно интенсивно, если этот процесс выстроен правильно. Во время перехода ребёнка из дошкольного возраста его внимание начинает приобретать всё большую устойчивость и эффективность. Наиболее сильно это наблюдается в формировании произвольного внимания. Для этого следует развивать целенаправленность в работе, но так как у ребенка всё ещё преобладает непроизвольное внимание, ему нельзя дать задание и не принимать никакого участия, наоборот, родители, педагоги, психологи, воспитатели должны принимать непосредственное участие в развитии произвольного внимания, так как ребёнок ещё не способен сознательно концентрироваться на одной цели, они быстро отвлекаются, быстро меняют вид деятельности. Это приводит тому, что детям в этом возрасте нужно давать понятные и простые задания, которые будут способствовать развитию воле и

Задания на развитие внимания должны постепенно усложняться; инструкции — удерживаться вниманием ребенка на протя-

§ тем самым развитию произвольного внимания.

О а

50 О

^ жении всего упражнения; упражнение — развивать самоконтроль.

сц

Получается, что одной из задач развития произвольного внимания является контрольная функция, то есть ребёнок учится концентри-

ровать своё внимание через контроль своих действий и поступков, через проверку результатов своих действий.

В занятия такого типа включается обучающая игра, которая характеризуется тем, что в ней есть задача, правила, она требует определенных действий, вынуждает использовать произвольное внимание. Такие игры используются для своевременного развития определенных аспектов внимания: устойчивость, целенаправленность, сосредоточенность, и побуждают детей управлять данными качествами внимания, потому что одни игры и упражнения Лл

нацелены на то, чтобы дети учитывали разные условия задач, дру- и

е

гие — на способность запомнить цель и держать её в памяти, в- §

О с

третьих — научить переключать внимание между задачами. По- 3 этому профессионально выстроенные коррекционно-развиваю-

тие — это индивидуализированная деятельность, которая соответствует темпераменту ребенка, темпу работы, его способностям и уровню развития.

5 Заключение (Conclusion)

У старших дошкольников и младших школьников происходит развитие произвольного внимания, но непроизвольное внимание всё ещё преобладает: детям будет сложно заниматься однооб-

№ н

а

щие занятия позволяют как раз следить за тем, как хорошо ребенок ни

способен контролировать себя в процессе выполнения заданий, а

с

что приводит к тому, что каждое коррекционно-развивающее заня- 3

а

3

Л

л

3

о № -К

S 3

№ 3

Ki

О

а

разной и неинтересной для них деятельностью, поэтому правильным §

№ а

и грамотным решением будет учесть данные возрастные особенности и выбрать игровую деятельность или предложить им реше- §

ние эмоционально окрашенных продуктивных задач, так как это е

&

позволит детям быть долго вовлеченными в деятельность, что

способствует развитию произвольного внимания. Это приводит к

а

ж §

»а а

50

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а а

О «

50 О

ГО

4

сц

тому, что игровые элементы во время занятия, продуктивные виды деятельности, эмоциональная вовлеченность обучающего и обучающегося, регулярная смена деятельности дадут возможность успешного развития внимания детей за счёт того, что внимание всё время поддерживается на высоком уровне. И именно эта особенность коррекционно-развивающего занятия реализует её эффективность.

На то, как успешно проявляет себя ребёнок в образовательном процессе, влияет характер взаимосвязей между отдельными свойствами внимания — тесноты этих связей и того, какое именно свойство занимает ведущее положение в корреляционной структуре свойств внимания.

Развитие цифровой образовательной среды требует создания системы целевых психолого-педагогических программ, отражающих специфику коррекции всех свойств внимания.

Библиографический список

1. Пичугин С. С., Громова Л. А., Красноперова В. Ф. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании, 2021. № 6 (78). С. 75-80.

2. Алмазова И. Г., Долгошеева Е. В., Игонина Е. В., Корякина Г. А., Числова С. Н. WIKI-ПЛОЩАДКА как средство развития цифровой грамотности и умений самостоятельной работы млдших школьников // Казанский педагогический журнал, 2020. № 3 (140). С. 127-135.

3. Шаповалова О. Н. Преимущества и риски цифровизации школьного образования глазами педагогов и родителей: аналитический обзор // Научное обозрение. Педагогические науки, 2022. № 1. С. 49-54.

4. Борзенкова О. А., Ким Е. П. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект) // Гуманитарные балканские исследования, 2019. № 1(3). С. 8-11.

5. Бегиева Б. М., Кабжихов А. А. Психологические особенности внимания младших школьников // Вопросы науки и образования, 2020. № 26 (110). С. 36-39.

6. Колисниченко Г. В. Развитие внимания младших школьников // Аллея науки, 2020. № 5 (44). С. 816-819.

7. Петрова С. С., Кривоносова А. С. Влияние игры на развитие внимания младших школьников // Вопросы педагогики, 2020. № 11-2. С. 246-249.

8. Шугарова А. Д. Развитие внимания младшего школьника в период адаптации к школе // Вестник научных конференций, 2021. № 6-3 (70). С. 105-107.

9. Разумникова О. М., Николаева Е. И. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности // Успехи физиологических наук, 2019. № 50 (1). С. 75-89. Б01 10.1134/80301179819010090.

10. Петрова Е. В. Развитие внимания как один из основных факторов успешного обучения младших школьников // Постулат, 2020. № 9 (59). С. 38.

11. Булуева Ш. И., Цамаева А. А. Особенности развития памяти и внимания младших школьников в условиях информационно-коммуникационной среды // Известия Чеченского государственного университета, 2020. № 2 (18). С. 92-98.

12. Шагаева Н. А., Гильджирова А. Г., Лиджиева Е. В., Муджикова А. В. Особенности развития внимания у младших школьников на уроках техно-

g I

логии // Педагогический журнал, 2020. № 6-1. С. 134-141. g

л о № О Kl о

13. Цвирбут В. В. Содержательные и динамические характеристики концентрации внимания младших школьников // Современное образование Витебщины, 2021. № 3 (33). С. 69-71.

14. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополу- § чие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // | Психологическая наука и образование, 2019. № 3. С. 32-42. §

15. Солдатова Г. У., Вишнева А. Е. Особенности развития когнитив- § ной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // ®

19. Перевозкин С. Б, Перевозкина Ю. М. Методы математической ста-

Консультативная психология и психотерапия, 2019. № 3(105). С. 97-118. а

§

16. Редько М. П. Особенности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, 2019. № 1(24). С. 80-85.

17. Верхотурова Н. Ю., Литвинова А. Г., Антошечкина Г. К. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры | и современные исследования, 2019. Т. 8, № 5-1. С. 203-213. §

18. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психо- g лого-педагогического исследования. Москва : Академия, 2015. - 208 с. ISBN ^

3

5-7695-2I46-5. О

к о

тистики в научно-исследовательской работе психолога. Новосибирск : Ново- а

сибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», °

es

2017. - 162 c. ISBN 978-5-7014-0797-6. "

20. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психоло- §

ж

О

к

а

гической диагностике. Москва : Дидакт, 1991. - 256 с. ISBN 5-86776-017-0.

21. Акопов Г. В., Акопян Л. С., Долгова В. И. Осознание последствий цифровизации в представлениях о возможном // Актуальные проблемы пси- ^ хологического знания. 2012. № 4 (57). С. 14-21.

о*

22. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Кондратьева О. А. Развитие мнеми-ческих процессов субъектов образовательной среды. М.: Перо, 2021. - 146 с. ISBN 978-5-00189-820-7.

V. I. Dolgova1, O. A. Kondratieva2, T. Ye. Zaykina3

1ORCID No. 0000-0001-9059-5682 Professor, Doctor of Psychological Sciences, Dean of the Faculty of Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: dolgovavi@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-9204-2827 Docent, Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: sobolevaoa@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-5377-7188 Master's student of the Faculty of Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: evagrinbeiz@mail.ru

THE INFLUENCE OF ATTENTION PROPERTIES ON THE PERFORMANCE OF SUBJECTS ina OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

t £

a к

о

a

J*

о

Q ^

Abstract

Introduction. Inclinations and abilities play a role in the educational process, but attention and how the educational process itself is built play a particularly important role in the adaptation and productivity of learning. There are a large number of studies on the problem of the development of attention of different ages, but there are not enough works that explore the effects of attention on academic performance in a digital educational environment. The purpose of the work is to conduct a theoretical and empirical study of the nature of the relationship between the properties of attention and student achievement.

Materials and Methods. The study was carried out on the basis of Municipal Budget Educational Institution "Secondary School No. 99 of Chelyabinsk" using "Landolt Rings", "Correction Test (B. Bourdon Test)", "Remember and Dot" by V. Bo-gomolov, rank correlation method rs-Spearman.

Results. Low levels of attention stability (40 %), attention concentration (26 %), switchability (27 %), distribution (26 %), and volume (34 %) were revealed. Performance indicators were £ studied in the Russian language, mathematics, literary reading,

a foreign language, the world around. A statistically significant, §

£

s ^

o' s

5

direct relationship between indicators of the properties of attention and academic performance of younger schoolchildren was revealed.

Discussion. The conducted research confirms the importance of professionally built correctional and developmental № classes, which allow you to observe how well the child is able №

S

to control himself in the process of completing tasks, which § leads to the fact that each correctional and developmental lesson ee is an individualized activity that corresponds to the child's tem- $ perament, the pace of work, his abilities and level of development of attention.

Conclusion. The conducted research has established correlations between attention and academic performance, this is facilitated by taking into account age characteristics and leads to the fact that game elements during the lesson, productive activities, emotional involvement of the teacher and the student, regular e change of activities will enable the successful development of chil- g dren's attention due to the fact that that attention is maintained at

hw

a high level all the time. The way a child successfully manifests ! himself in the educational process is influenced by the nature of |

the relationship between the individual properties of attention — |

the closeness of these connections and which property occupies a § leading position in the correlation structure of the properties of attention. The development of a digital educational environment

requires the creation of a system of targeted psychological and I

^

s |

s №

C6

pedagogical programs that reflect the specifics of correcting all the properties of attention.

Keywords: Attention; Attention span; Attention span; Attention concentration; Performance; Digital educational environment.

Highlights:

There are relationships between the attention and academic performance of younger students.

The nature of the relationship between the properties of attention and performance depends on the individual characteristics of students.

The development of a digital educational environment requires the creation of a system of targeted psychological and pedagogical programs that reflect the specifics of the correction of all properties of attention.

References

1. Pichugin S.S., Gromova L.A. & Krasnoperova V.F. (2021), Rol' i mesto tsifrovizatsii v formirovanii obrazovatel'noy sredy v nachal'noy shkole [The role and place of digitalization in the formation of the educational environment in elementary school], Innovatsionnyye proyekty i pro-grammy v obrazovanii, 6 (78), 75-80. (In Russian).

2. Almazova I.G., Dolgosheyeva Ye.V., Igonina Ye.V., Koryakina Q G.A. & Chislova S.N. (2020), WIKI-PLOSHCHADKA kak sredstvo J$ razvitiya tsifrovoy gramotnosti i umeniy samostoyatel'noy raboty mldshikh

shkol'nikov [WIKI-PLACE as a means of developing digital literacy and

cj independent work skills of junior schoolchildren], Kazanskiy pedagogic

^ icheskiy zhurnal, 3 (140), 127-135. (In Russian).

a 3. Shapovalova O.N. (2022), Preimushchestva i riski tsifrovizatsii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

shkol'nogo obrazovaniya glazamipedagogov i roditeley: analiticheskiy ob-^s zor [Advantages and risks of digitalization of school education through the ^ eyes of teachers and parents: an analytical review], Nauchnoye obozreniye. ^ Pedagogicheskiye nauki, 1, 49-54. (In Russian).

O 4. Borzenkova O.A. & Kim Ye.P. (2019), Osobennosti razvitiya

Sf vnimaniya v obrazovatel'noy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov (teoret-§) icheskiy aspekt) [Features of the development of attention in the educate tional activities of younger students (theoretical aspect)], Gumanitarnyye balkanskiye issledovaniya, 1 (3), 8-11. (In Russian).

5. Begiyeva B.M. & Kabzhikhov A.A. (2020), Psikhologicheskiye

osobennosti vnimaniya mladshikh shkol'nikov [Psychological features of the attention of younger schoolchildren], Voprosy nauki i obrazovaniya, 26 (110), 36-39. (In Russian).

6. Kolisnichenko G.V. (2020), Razvitiye vnimaniya mladshikh shkol'nikov [The influence of the game on the development of the attention of younger schoolchildren], Alleya nauki, 5 (44), 816-819. (In Russian).

7. Petrova S.S. & Krivonosova A.S. (2020), Vliyaniye igry na razvitiye vnimaniya mladshikh shkol'nikov [The influence of the game on

the development of the attention of younger schoolchildren], Voprosy ped- h agogiki, 11-2, 246-249. (In Russian). S

8. Shugarova A.D. (2021), Razvitiye vnimaniya mladshego UU

shkol'nika v period adaptatsii k shkole [Development of the attention of a §

younger student during the period of adaptation to school], Vestnik nauch- £

nykh konferentsiy, 6-3 (70), 105-107. (In Russian). £

t

9. Razumnikova O.M. & Nikolayeva Ye.I. (2019), Tormoznyye S

funktsii mozga i vozrastnyye osobennosti organizatsii kognitivnoy °

n

deyatel'nosti [Inhibitory functions of the brain and age-related features of p

the organization of cognitive activity], Uspekhi fiziologicheskikh nauk, 50 p

(1), 75-89. DOI 10.1134/S0301179819010090. (In Russian). |

10. Petrova Ye.V. (2020), Razvitiye vnimaniya kak odin iz osnov-nykh faktorov uspeshnogo obucheniya mladshikh shkol'nikov [The devel- n opment of attention as one of the main factors in the successful education £ of younger students], Postulat, 9(59), 38. (In Russian). r

11. Buluyeva Sh.I., Tsamayeva A.A. (2020), Osobennosti razvitiya r pamyati i vnimaniya mladshikh shkol'nikov v usloviyakh informatsionno- | kommunikatsionnoy sredy [Features of the development of memory and at- e tention of younger schoolchildren in the information and communication environment], Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta, u 2(18), 92-98. (In Russian).

12. Shagayeva N.A., Gil'dzhirova A.G., Lidzhiyeva Ye.V. &

o

o-

o

Mudzhikova A.V. (2020), Osobennosti razvitiya vnimaniya u mladshikh tt shkol'nikov na urokakh tekhnologii [Features of the development of attention in younger students in technology lessons], Pedagogicheskiy zhurnal, g 6-1, 134-141. (In Russian). ~ 13. Tsvirbut V.V. (2021), Soderzhatel'nyye i dinamicheskiye kharak- d teristiki kontsentratsii vnimaniya mladshikh shkol'nikov [Content and dynamic a characteristics of the concentration of attention of younger schoolchildren], ö-Sovremennoye obrazovaniye Vitebshchiny, 3 (33), 69-71. (In Russian). l

R>

14. Gordeyeva T.O., Sychev O.A., Lunkina M.V. (2019), v Shkol'noye blagopoluchiye mladshikh shkol'nikov: motivatsionnyye i obra-

zovatel'nyye prediktory [School well-being of younger students: motivational and educational predictors], Psikhologicheskaya nauka i obra- S zovaniye, 3, 32-42. (In Russian).

s

15. Soldatova G.U. & Vishneva A.Ye. (2019), Osobennosti razvitiya kognitivnoy sfery u detey s raznoy onlayn-aktivnost'yu: yest' li zolotaya seredina? [Features of the development of the cognitive sphere in children with different online activities: is there a golden mean?], Kon-sul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 3(105), 97-118. (In Russian).

16. Red'ko M.P. (2019), Osobennosti proizvol'nogo vnimaniya u mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Features of voluntary attention in younger schoolchildren with mental retardation] , Vestnik Luganskogo natsional'nogo universiteta imeni Tarasa Shevchenko, 1(24), 80-85. (In Russian).

17. Verkhoturova N.Yu., Litvinova A.G. & Antoshechkina G.K. (2019), Osobennosti proizvol'nogo vnimaniya uchashchikhsya mladshego shkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Features of voluntary attention of primary school students with mental retardation], Psikhologiya. Istoriko-kriticheskiye obzory i sovremennyye issledovaniya, 8, 5-1, 203-213. (In Russian).

18. Zagvyazinskiy V.I. & Atakhanov R. (2015), Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. Akademiya, Moscow, 208 p. (In Russian).

19. Perevozkin S.B. & Perevozkina Yu.M. (2017), Metody ma-tematicheskoy statistiki v nauchno-issledovatel'skoy rabote psikhologa [Methods of mathematical statistics in the research work of a psychologist], Novosibirskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i upravleniya, Novosibirsk, 162 p. (In Russian).

20. Romanova Ye.S. & Potemkina O.F. (1991), Graficheskiye metody v psikhologicheskoy diagnostike [Graphic methods in psychologies cal diagnostics], Didakt, Moscow, 256 p. (In Russian). "I 21. Akopov G.V., Akopyan L.S. & Dolgova V.I. (2021), Osoz-^ naniye posledstviy tsifrovizatsii v predstavleniyakh o vozmozhnom [Aware-^ ness of the consequences of digitalization in ideas about the possible], Ak-

tual'nyyeproblemypsikhologicheskogo znaniya, 4 (57), 14-21. (In Russian). g 22. Dolgova V.I., Kapitanets Ye.G. & Kondrat'yeva O.A. (2021),

a Razvitiye mnemicheskikh protsessov sub"yektov obrazovatel'noy sredy

dn [Development of mnemonic processes of subjects of the educational envi

о

^ ronment], Pero, Moscow, 146 p. (In Russian).

О Статья поступила в редакцию 13.04.2023; одобрена после ре-

| цензирования 16.04.2023; принята к публикации 24.04.2023.

о

Q The article was submitted 13.04.2023; approved after reviewing

^ 16.04.2023; accepted for publication 24.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.