Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ'

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3045
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ATTENTION / MEMORY / DEVELOPMENT / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / FORMING EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ансимова Нина Петровна, Смирнова Анастасия Викторовна

В статье представлены результаты формирующего эксперимента в начальной школе, осуществленного непосредственно в урочной деятельности. Целью эксперимента было обеспечение более эффективного развития памяти и мышления младших школьников в ходе освоения учебного материала по основным предметам и, как следствие, повышение их успеваемости. Эксперимент проводился с учащимися вторых классов (контрольного и экспериментального) одной из школ г. Рыбинска, обучающихся по системе «Начальная школа XXI века». Для развития внимания и памяти использовался широкий набор специальных упражнений, включенных в планы уроков по соответствующим темам учебных программ по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру (в статье даны примеры упражнений, соответствующие темы урока, содержание учебно-методического комплекта и даты проведения занятий). До начала эксперимента ученики обоих классов демонстрировали невысокий уровень развития внимания и памяти, поэтому в качестве экспериментального был выбран класс с более низкими показателями успеваемости по большинству учебных предметов. В результате проведенного эксперимента показатели развития памяти и внимания у учеников экспериментального класса существенно улучшились, в то время как в контрольном классе изменений не наблюдалось, а показатели концентрации внимания даже снизились. Успеваемость по всем предметам, как текущая, так и итоговая, в экспериментальном классе также стала выше. Таким образом, исследование показало, что эффективность развития внимания и памяти современных младших школьников может быть повышена за счет особой организации учебной деятельности, а именно - включения в учебный процесс специальных упражнений, не занимающих дополнительного времени на уроке, но повышающих мотивацию и успеваемость младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ансимова Нина Петровна, Смирнова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S ATTENTION AND MEMORY AT LESSONS

The article presents the results of the formative experiment in primary school, carried out directly in the training activity. The purpose of the experiment was to ensure a more effective development of the memory and thinking of junior schoolchildren during the development of educational material in basic subjects and, as a result, increasing their academic performance. The experiment was conducted with students of the second grades (control and experimental) of one of the schools in Rybinsk, studying according to the system «Elementary School of the XXI Century.» To develop attention and memory, a wide range of special exercises were used, included in the lesson plans on the relevant topics of the curriculum in Mathematics, the Russian Language, Literary Reading and the World Around Us (the article gives examples of exercises, the corresponding topics of the lesson, the content of the educational and methodological kit and the dates of classes). Before to start the experiment, students in both classes showed a low level of attention and memory development, so a class with lower performance indicators in most educational subjects was chosen as an experimental one. As a result of the experiment, the indicators of students’ memory development and attention in the experimental class improved significantly, while there were no changes in the control class, and the indicators of attention concentration even decreased. Performance in all subjects, both current and final, in the experimental class also became higher. Thus, the study showed that the effectiveness of the development of attention and memory of modern junior schoolchildren can be increased due to the special organization of educational activities, namely, the inclusion in the educational process of special exercises that do not take additional time in the lesson, but increase the motivation and performance of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159

Н. П. Ансимова https://orcid.org/0000-0003-0459-6502 А. В. Смирнова https://orcid.org/0000-0001-6429-1490

Развитие внимания и памяти младших школьников на уроках

Для цитирования: Ансимова Н. П., Смирнова А. В. Развитие внимания и памяти младших школьников на уроках // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 127-138. DOI 10.20323/1813-145X-2020-6-117-127-138

В статье представлены результаты формирующего эксперимента в начальной школе, осуществленного непосредственно в урочной деятельности. Целью эксперимента было обеспечение более эффективного развития памяти и мышления младших школьников в ходе освоения учебного материала по основным предметам и, как следствие, повышение их успеваемости.

Эксперимент проводился с учащимися вторых классов (контрольного и экспериментального) одной из школ г. Рыбинска, обучающихся по системе «Начальная школа XXI века». Для развития внимания и памяти использовался широкий набор специальных упражнений, включенных в планы уроков по соответствующим темам учебных программ по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру (в статье даны примеры упражнений, соответствующие темы урока, содержание учебно-методического комплекта и даты проведения занятий).

До начала эксперимента ученики обоих классов демонстрировали невысокий уровень развития внимания и памяти, поэтому в качестве экспериментального был выбран класс с более низкими показателями успеваемости по большинству учебных предметов. В результате проведенного эксперимента показатели развития памяти и внимания у учеников экспериментального класса существенно улучшились, в то время как в контрольном классе изменений не наблюдалось, а показатели концентрации внимания даже снизились. Успеваемость по всем предметам, как текущая, так и итоговая, в экспериментальном классе также стала выше.

Таким образом, исследование показало, что эффективность развития внимания и памяти современных младших школьников может быть повышена за счет особой организации учебной деятельности, а именно -включения в учебный процесс специальных упражнений, не занимающих дополнительного времени на уроке, но повышающих мотивацию и успеваемость младших школьников.

Ключевые слова: внимание, память, развитие, младший школьник, формирующий эксперимент.

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

N. P. Ansimova, A. V. Smirnova

Development of junior schoolchildren's attention and memory at lessons

The article presents the results of the formative experiment in primary school, carried out directly in the training activity. The purpose of the experiment was to ensure a more effective development of the memory and thinking of junior schoolchildren during the development of educational material in basic subjects and, as a result, increasing their academic performance.

The experiment was conducted with students of the second grades (control and experimental) of one of the schools in Rybinsk, studying according to the system «Elementary School of the XXI Century.» To develop attention and memory, a wide range of special exercises were used, included in the lesson plans on the relevant topics of the curriculum in Mathematics, the Russian Language, Literary Reading and the World Around Us (the article gives examples of exercises, the corresponding topics of the lesson, the content of the educational and methodological kit and the dates of classes).

Before to start the experiment, students in both classes showed a low level of attention and memory development, so a class with lower performance indicators in most educational subjects was chosen as an experimental one. As a result

© Ансимова Н. П., Смирнова А. В., 2020

of the experiment, the indicators of students' memory development and attention in the experimental class improved significantly, while there were no changes in the control class, and the indicators of attention concentration even decreased. Performance in all subjects, both current and final, in the experimental class also became higher.

Thus, the study showed that the effectiveness of the development of attention and memory of modern junior schoolchildren can be increased due to the special organization of educational activities, namely, the inclusion in the educational process of special exercises that do not take additional time in the lesson, but increase the motivation and performance of junior schoolchildren.

Keywords: attention, memory, development, junior schoolchildren, forming experiment.

Введение

Развитие младших школьников в современном мире значительно отличается от развития их сверстников прошлого века. Стремительная информатизация общества изменила отношение школьников к потокам информации, использованию средств ее получения, скорости и легкости ее усвоения, но и сформировала своего рода зависимость от источников информации. Современным младшим школьникам сложнее проявить самостоятельность и творчество в использовании полученной информации, сложно ее обобщить и систематизировать, например, придумывать собственные сюжеты для сочинений и других творческих работ. У них сформировалась готовность быстро и без усилий получать готовый результат, поэтому не возникает особой нужды запоминать большие объемы информации, концентрироваться на их анализе.

Вместе с тем именно развитие памяти и внимания в младшем школьном возрасте является важным условием эффективности любой деятельности как в процессе обучения в школе, так и вне ее. Как показывает практика, у многих детей в начальной школе возникают определенные трудности с запоминанием учебного материала. Неспособность концентрировать внимание на необходимом материале проявляется в чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания, трудности сосредоточения. Все это часто приводит к потере интереса младшего школьника к достаточно однообразным действиям на уроке и формированию нежелания учиться в целом.

В связи с этим проблема развития памяти и внимания младших школьников становится актуальной для современного образования. Существует достаточно большое число разработок, посвященных специально организованному развитию внимания и памяти детей, однако все они требуют специально выделенного времени, что представляет большую проблему при организации современного очень информационно насыщенного обучения. Поэтому наиболее эффективным подходом к решению данной проблеме, с нашей точки зрения, может стать включение приемов развития

памяти и внимания непосредственно в учебный процесс при организации урочной деятельности по всем учебным предметам первой ступени образования.

Обзор литературы

Изучению младших школьников посвящен достаточно большой объем литературных источников, в том числе и последних лет [Шадриков, 2011; Методические рекомендации ... , 2012; Нар-това-Бочавер, 2015; Абрамова, 2016; Апетян, 2017; Личностные результаты ... , 2017; Гонина, 2018; Кулагина, 2019; Психология младшего ... , 2019; Advances in Child ... , 2019; Психология детей ... , 2020; Сорокоумова, 2020 и др.].

Исследования психологов в последние годы показали, что современные младшие школьники стали значительно более информированными, раскрепощенными, чем их сверстники прошлых поколений, но вместе с тем их развитие стало отличаться и большей дисгармоничностью, в частности, на фоне достаточно развитого интеллекта дети отличаются большей инфантильностью и несамостоятельностью.

Во многом это связано с тем, что современные младшие школьники растут в более насыщенном информационном поле. Они легко и быстро воспринимают предоставляемую им информацию, но испытывают затруднения по ее переработке, особенно при выполнении творческих заданий. Им сложно обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, придумывать собственные сюжеты, делать выбор без поддержки взрослых.

Особенно острой стала проблема гиперактивности младших школьников, которые часто не могут сосредоточиться на каком-либо занятии, более рассеянны, находятся в постоянном, непрерывном движении, их тяжело удержать на одном месте, они не стремятся исполнять указания взрослых и часто просто отказываются выполнять просьбы и поручения, нередко проявляя при этом агрессию.

Чаще в этом возрасте стали возникать и проблемы во взаимодействии со сверстниками. Дети не умеют мириться, идти на компромиссы в случае возникновения конфликта, сотрудничать. При этом современные младшие школьники с готовно-Н. П. Ансимова, А. В. Смирнова

стью и интересом овладевают новыми знаниями и умениями. Им в целом интересен процесс обучения, они проявляют активность и старательность, если предмет представляет для них интерес.

Учебная успешность, как и в прошлые годы, имеет большое значение для младшего школьника. Успехи в учении способствуют формированию адекватной самооценки, а неудачи нередко приводит к формированию чувства неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости. При этом произвольное внимание, являющееся новообразованием младшего школьного возраста, не является гарантией успешности учебной деятельности, поскольку и среди слабоуспевающих учеников встречаются дети с достаточно высокими показателями развития внимания.

Одной из задач современного начального общего образования является реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [Федеральный государственный ... , 2016], предполагающего, в том числе и развитие когнитивных умений, связанных с работой памяти и внимания школьника, которые должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми.

Исследованием памяти детей младшего школьного возраста занимался весьма широкий круг психологов [Костромина, 2000; Черемошки-на, 2002; Истомина, 2006; Шадриков, 2013; Жит-никова, 2015; Berry, 2018; Bizzaro, 2018; Engle, 2018; Syssau, 2018; Vandenbroucke, 2018; Кулагина, 2018, 2019; Yang, 2019; Abswoude, 2020; Fastame, 2020; Hocking, 2020 и др.]. Их результаты показывают, что для успешного развития памяти в младшем школьном возрасте и эффективного ее использования на учебных занятиях процесс ее развития должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) почти не используют приемы смысловой обработки материала. И именно в этом возрасте целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является наиболее эффективной [Аткинсон, 2016].

Изучению внимания у детей и способам его организации на уроке также посвящено немало исследований [Заваденко, 2005; Леонтьева, 2016; Тупталова, 2016; Крутецкий, 2017; Старых. 2018; Борзенкова, 2019; Barutchu, 2019; King, 2020 и др.]. С каждым годом учителю становится все труднее организовать внимание учащихся начального уровня обучения. Дети быстро теряют инте-

рес к получаемой на уроке информации, не могут заставить себя сосредоточиться. Они привыкли больше смотреть, чем слушать, поскольку визуальная форма подачи информации для них стала еще со дошкольного возраста более привычной и менее затратной.

Современный ребенок не помнит, что ему задано: вместо бумажных дневников используются родительские чаты, группы, электронные дневники. В связи с перегрузкой (развивающие секции и студии, дополнительные занятия по интересам, занимающее много времени перемещение из одного образовательного учреждения в другое, а потом домой и пр.) у ребенка часто не остается ни сил, ни желания серьезно заниматься домашними заданиями.

Поэтому грамотное использование урочной деятельности для развития памяти и внимания школьников может не только обеспечить более высокий уровень эффективности его учебной деятельности, но и сделать этот процесс более привлекательным для ребенка.

Методы исследования

Основным методом нашего исследования стал формирующий эксперимент, проводившийся в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для диагностики уровня развития памяти и мышления использовались следующие методики: для изучения концентрации и устойчивости внимания применялась корректурная проба Бурдона, для исследования объема и концентрации внимания - методика Р. С. Немова «Запомни и расставь точки», избирательности и концентрации внимания - методика Г. Мюнстенберга; для изучения уровня развития кратковременной памяти - методика А. Лурия «Оперативная память», оперативной памяти - методика Р. С. Немова «Оценка оперативной зрительной памяти», логической и механической памяти - методика «Запомни пару». Все диагностические методики адаптированы к младшему школьному возрасту.

В качестве показателей успешности учебной деятельности использовались текущие и четвертные оценки по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру.

Для проведения математико-статистической обработки были применены ^критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона.

Результаты и дискуссия

В исследовании участвовали младшие школьники двух вторых классов: контрольная группа -

класс «Б», состоящий из 11 девочек и 17 мальчиков, и экспериментальная группа - класс «В», включающий 10 девочек и 18 мальчиков, МОУ СОШ № 36 г. Рыбинска. В обоих классах обучение проходит по системе «Начальная школа XXI века», используются единые формы, средства, методы и приемы организации учебного процесса.

Констатирующий этап эксперимента показал, что значимых различий по уровню развития внимания и памяти между классами нет, но, поскольку учащиеся класса «В» продемонстрировали более низкие показатели успеваемости по большинству учебных предметов, он и был выбран в качестве экспериментальной группы в расчете на то, что развитие внимания и памяти может обеспечить лучшее усвоение учебного материала.

В целом до начала эксперимента большинство детей обоих классов показали невысокий уровень развития отдельных сторон памяти и внимания -от низкого до среднего уровня выраженности.

Поскольку развитие памяти и внимания осуществлялось в процессе урочной деятельности, упражнения подбирались в соответствии с темами учебных программ по предметам и, учитывая неравномерность и гетерохронность психического

развития в младшем школьном возрасте, варьировались для мальчиков и девочек.

Формирующий эксперимент проводился в период с конца декабря 2019 до конца марта 2020 г.

Развивающие упражнения использовались как в групповой, так и в индивидуальной форме (как поощрение активности и самостоятельности школьников). Часть упражнений, особенно в начале урока, носили расслабляющий характер, что помогало учащимся снизить до минимума чувство тревожности, страх забыть то, что учили, позитивно настроить их на учебную деятельность. Эти упражнения улучшают концентрацию внимания современных младших школьников, устраняют беспокойство, которое, в свою очередь, может стать причиной проблем с памятью, поскольку негативные мысли можно вытеснить, переключившись на решение конструктивных задач. Одной из важных задач организации учебной деятельности младших школьников было использование игровых ситуаций на уроке, повышающих их мотивацию и познавательную активность.

Примеры используемых упражнений в соответствии с принятыми программами обучения приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Выдержки из рабочих программ с включенными упражнениями по развитию внимания и памяти младших школьников второго года обучения

№ Тема урока Содержание и цель упражнений Содержание УМК Дата проведения урока

Русский язык

77.2.

Различаем разделительные мягкий и твердый знаки. Отработка правописания слов с Ь и Ъ

Упражнение «Расшифруй слова» Цель: развитие концентрации внимания Доран, атябер, акчовед, щиравот, тадлос, цедолом

Упражнение «Письмо по памяти»

Цель: повышение уровня развития вербальной

памяти

Весна приходит постепенно: В полях неслышно тает снег; Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек_

Учить различать разделительные мягкий и твердый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с Ь и Ъ

09.01

110.1.

Сочиняем начало текста. Восстановление структуры текста

Упражнение «Ассоциации» Цель: повышение уровня развития памяти и внимания Ход: Учитель диктует словарные слова, дети записывают слово и к нему еще одно по какой-нибудь ассоциации. Надо (выучить), лимон (кислый), абрикос (сладкий), команда (победила). Задает вопросы:

Как называются слова, которые я вам продиктовала?

Были ли среди подобранных вами слов слова с приставками?

Упражнение «Исправь ошибки в тексте» Цель: развитие уровня устойчивости внимания

Отрабатывать умение создавать начало текста, учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру

27.02

Дата

№ Тема урока Содержание и цель упражнений Содержание УМК проведения урока

учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания Ход: «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки. Одуванчики. Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и по-плывт в воздухе легкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком. Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь. Обмениваются тетрадями и еще раз проверяют. Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях

126.2. Анализ диктанта, работа над ошибками. Закрепление алгоритма работы над ошибками Упражнение «Слова-невидимки» Цель: развитие концентрации внимания (на примере составления из отдельных букв слово) Ход: Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребенку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения). Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания) Закрепление алгоритма работы над ошибками. 21.03

Математика

66.22. Умножение числа 6 и деление на 6. Совершенствование навыка решения задач разными способами Упражнение «Счет с помехой» Цель: развитие переключения внимания Ход: Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т. д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитыва-ется число ошибок. Упражнение «Фигуры» Цель: повышение уровня развития образной памяти Ход: В парах с помощью счетных палочек (спичек) один ученик складывает фигуру, в течение 1-2 сек. показывает, затем прикрывает ее листом бумаги, другой из них должен повторить эту фигуру Отрабатывать понятия: умножение; сравнение чисел; решение задачи. Составить таблицу деления на 6; совершенствовать навыки решения задач разными способами; закреплять ранее изученные табличные случаи умножения и деления 13.01

88.44. Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа Упражнение «Цепочка слов» Цель: повышение уровня развития ассоциативной памяти Ход: Детям зачитывается по три слова, свя- Дать понятие: девятая часть числа. Ввести понятие «девятая часть числа»; учить 22.02

№ Тема урока Содержание и цель упражнений Содержание УМК Дата проведения урока

занных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т. д. Затем снова произносится первое слово, а второе и третье слова учащиеся называют по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче. Упражнение «Цифры 5,2,8» Цель: развитие концентрации внимания Ход: Найди и обведи только эти цифры 5, 2, 8 2 4 1 6 9 8 1 2 5 7 8 2 7 9 0 4 2 6 8 7 4 3 9 2 2 7 4 1 5 9 6 4 1 2 4 6 8 1 3 2 71 9 5 3 5 9 2 9 1 7 6 3 4 5 3 2 1 6 8 1 7 3 5 2 8 7 9 8 9 4 7 7 1 5 8 5 6 3 1 5 3 2 1 8 7 6 4 2 2 находить девятую часть числа действием «деление»; совершенствовать практические умения по построению геометрических фигур; закреплять знание табличных случаев умножения и деления

99.55. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Сравнение чисел Упражнение «Ряд чисел» Цель: повышение уровня развития распределения и переключения внимания Ход: Как можно быстрее подчеркни в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда. 5 7 3 2 5 9 0 5 15 10 8 5 3 12 15 30 15 5 23 713 29 27 10 11 12 3 4 17 513 2 610 18 30 Упражнение «Магический квадрат» Цель: повышение уровня развития оперативной памяти Ход: Показать ученикам магический квадрат на 9 чисел. Посмотрите на магический квадрат. Какое число спрятано в этом квадрате? Настройте свой «фотоаппарат» и сфотографируйте его. Зарисуйте квадрат в тетради Отрабатывать понятие: во сколько раз. Учить решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; совершенствовать вычислительные навыки 17.03

Литературное чтение

63.2. Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский. «Кот Васька». Произведения фольклора считалка, загадки). Е. Благинина. «Голоса леса». Дополнительное чтение (по хрестоматии). М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» (в сокращении). Пересказ по готовому плану Упражнение «Стихи» Цель: повышение уровня развития внимания Ход: Учитель читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно. 1. Мы собираем васильки; На головах у нас щенки (венки); На островок налетел ураган; На пальме остался последний баран (банан); У вратаря большой улов; Влетело в сетку пять волов (голов). Упражнение «Кто автор?» Цель: повышения уровня развития смысловой памяти Ход: Из какого произведения слова? Кто автор? «Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной». «Замяукали котята: «Надоело нам мяукать...!» «Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост» Различать сказки авторские и народные; пересказывать по готовому плану; сочинять небольшие сказки с героями животными; находить и самостоятельно читать книги о животных Разъяснить понятие: жульничество 11.01

№ Тема урока Содержание и цель упражнений Содержание УМК Дата проведения урока

75.2. Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение (по хрестоматии). Французская сказка «Волк, улитка и осы». Обучение подробному и сжатому пересказу Упражнение «Расстановка букв в определенном порядке (алфавитном)» Цель: повышения уровня развития внимания Ход: Расстановка букв в определенном (алфавитном) порядке С В А Я О К Б ЮГПЭМИР Ц Т Н Д 3 Е Л Упражнение «Антонимы» Цель: повышения уровня развития слуховой памяти Ход: Сейчас я прочитаю загадку: Я антоним к слову зной; Я в реке, в тени густой. Я в бутылках лимонада; А зовут меня........... В этом стихотворении есть антонимы: зной-прохлада. Антонимы - это слова, противоположные по значению. Думаю, что теперь вы без труда воспроизведете загадку. Я антоним к слову смех; Не от радости, утех Я бываю поневоле От печали и от боли; От обиды, неудач. Догадались, - это Найдите антонимы, повторите загадку: Я антоним к слову лето; В шубу снежную одета; Хоть люблю мороз сама; Потому что я......... Расширять читательский опыт учащихся; учить выделять национальные особенности сказок и их героев; учить подробному и сжатому пересказу. Отрабатывать понятия «авторская сказка», «литературное произведение» 01.02

93.7. Произведения о семье Л. Толстой «Отец и сыновья». Закреплять умение пересказывать рассказ по готовому плану. Дополнительное чтение по хрестоматии. И. Панькин «Легенда о матерях» Упражнение «Разведчики» Цель: повышения уровня развития внимания Ход: Данное упражнение можно проводить на этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Задача: кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Педагог задает вопрос. Учащиеся находят нужную строчку и зачитывают. Упражнение «Просмотр» Цель: повышения уровня развития памяти Ход: Предлагается алгоритм запоминания: 1. Бегло ознакомиться. 2. Задавать вопросы. 3. Делать отметки при чтении. 4. Пересказать своими словами. 5. Просмотреть повторно. Далее предлагается запомнить главное в тексте Формировать умение учить разыгрывать сценки из произведений. Уметь пересказывать рассказ по готовому плану. Понятия: легенда 07.03

Окружающий мир

31.9. О занятиях наших предков: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Знакомство с понятиями, связанными с названиями древних орудий труда Упражнение «Что изменилось?» Цель: повышения уровня развития зрительной памяти Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку (при необходимости обговорить вслух о том, где находятся разные предметы, кто изображен, какой, что делает и т. д.), затем картинка переворачивается (на обратной стороне та же сюжетная картинка с 5-10 изменениями) и ребенок находит измене- Дать понятия, связанные с названиями древних орудий труда. Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом 10.01

№ Тема урока Содержание и цель упражнений Содержание УМК Дата проведения урока

ния, сравнивая, как было и как стало. Усложнение: Когда дети хорошо справляются, картинки заменяем на определенный уголок комнаты (бытовая обстановка, сервированный стол, стеллаж с игрушками, уголок природы и т. д.) Упражнение «Представь себе» Цель: развитие слуховой и ассоциативной памяти Ход: Педагог произносит по очереди следующие фразы: Собака, виляющая хвостом; Молния в темноте; Капли, сверкающие на солнце; Лев, нападающий на антилопу; Пятно на твоей любимой юбке. После каждой фразы ребенку предлагается закрыть глаза и представить соответствующую картинку. Когда все фразы прозвучат, педагог предлагает воспроизвести их устно, записать или изобразить в рисунке. Количество фраз постепенно увеличивается

39.1. В некотором царстве. Царства живой природы. Знакомство с понятиями «царство», «грибы», «растения», «животные», «бактерии» Упражнение «Странный зоопарк» Цель: повышение уровня развития зрительной памяти и внимания Ход: Детям предлагают картинку и объясняют: «Перед вами несколько местами милых, местами - нет, но живых существ. У вас есть минута, чтобы их запомнить. Через минуту учитель предлагает закрыть или перевернуть картинку и записать название всех животных в алфавитном порядке $ м* Ч № Дать понятия «царство», «грибы», «растения», «животные», «бактерии». Знакомство с царствами живой природы. Работа с рисунком-схемой в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради 07.02

45.7. Лес и его обитатели. Знакомство с ярусами леса. Сравнение «жителей» разных этажей леса Упражнение «Кто живет в лесу?» Цель: повышение уровня развития внимания Ход: Детям предлагают посмотреть внимательно на картинку и найти всех, кто спрятался в лесу, а потом раскрасить их Дать понятия ярус, хвойные деревья, лиственные деревья, травы, кустарнички. Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея» 02.03

№ Тема урока Содержание и цель упражнений Содержание УМК Дата проведения урока

||

Контрольный срез, проведенный после окончания формирующей фазы эксперимента, показал, что показатели развития памяти и внимания в экспериментальной группе стали значимо выше (на уровне значимости р < 0,01 и р < 0,001), чем в контрольной, за исключением переключения и распределения внимания, что объясняется спецификой возрастного развития второклассников. При этом по всем изучаемым показателям в экспериментальном классе произошло существенное повышение (на уровне значимости р < 0,05, р < 0,01 и р < 0,001), в то время как в контрольном классе показатели не изменились, а по некоторым из них, в частности по концентрации внимания и кратковременной памяти, произошло значимое снижение уровня развития (на уровне значимости р < 0,05). Результаты учебной деятельности по всем учебным предметам в экспериментальной группе также повысились, а показатели как текущей, так и итоговой успеваемости экспериментального класса сравнялись с аналогичными показателями контрольного (напомним, что до начала эксперимента они были значимо ниже).

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проведенное исследование показало, что для эффективного развития внимания и памяти современных младших школьников необходима особая организация учебной деятельности, предполагающая включение непосредственно в учебный процесс специальных упражнений, направленных на развитие внимания и памяти, не занимающая дополнительного времени на уроке, но повышающая интерес к занятиям и в итоге успеваемость школьников, доступная каждому педагогу.

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Москва : Проект, 2016. 174 с.

2. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2017. № 14. С. 243-244.

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Москва : Прогресс. 2016. 182 с.

4. Борзенкова О. А. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект). Ким, 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-teoreticheskiy-aspekt (Дата обращения: 10.08.2020).

5. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие. Москва : Флинта, 2018. 272 с.

6. Житникова Л. М. Учите детей запоминать: книга для учителя, дополн. и переработ. Москва : Просвещение, 2015. 250 с.

7. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Москва : Академия, 2005. 256 с.

8. Завьялова Т. П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. Москва : Аркти, 2008. 56 с.

9. Истомина З. М. Развитие памяти : учебно-методическое пособие, доп. и перераб. Москва : Педагогика, 2006. 312 с.

10. Костромина Н. И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты / Н. И. Костромина, М. Э. Костромина // Начальная школа. 2000. № 4. С. 41-49.

11. Крутецкий В. А. Психология : учебник для учащихся пед. училищ. Москва : Просвещение, 2017. 69 с.

12. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва : Юрайт, 2019. 291 с.

13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Москва : ТЦ «Сфера», 2018. 176 с.

14. Леонтьева А. Н. Хрестоматия по вниманию. Москва : МГУ 2016. 81 с.

15. Личностные результаты образования в начальной и основной школе / Н. П. Ансимова, О. В. Большакова, О. Н. Кащеева, И. В. Кузнецова, Н. В. Петрова // Вестник образования. 2017. № 11. С. 43-47.

16. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» / под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. Москва : Цветной мир, 2012. 62 с.

17. Нартова-Бочавер С. К. Введение в психологию развития : учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер, А. В. Потапова. Москва : Флинта: МПСИ, 2015. 59 с.

18. Психология младшего школьника : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун -т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. Екатеринбург, 2018. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11652 (Дата обращения: 09.09.2020)

19. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / под общ. ред.

A. С. Обухова. Москва : Юрайт, 2020. 424 с.

20. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учебное пособие для среднего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2020. 216 с.

21. Старых А. И. Психологические особенности внимания младших школьников // Вопросы науки и образования, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (Дата обращения: 10.08.2020).

22. Тупталова А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 610-612. URL: https://moluch.ru/archive/130/36082/ (Дата обращения: 22.12.2019).

23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) : офиц. текст. Москва, 2016. 13 с.

24. Черемошкина Л. В. Психология памяти : учеб. пособие для вузов. Москва : Академия, 2002. 368 с.

25. Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты : учебное пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. Москва : Академический проект, 2013. 100 с.

26. Шадриков В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах /

B. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова. Москва : Логос, 2011. 232 с.

27. Abswoude F. D. The role of working memory capacity in implicit and explicit sequence learning of children: Differentiating movement speed and accuracy / F. D. Abswoude, T. Buszard, J. V. D. Kamp,

B. Steenbergen. 2020. URL: https ://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S01679 45719301332 (Дата обращения: 13.08.2020).

28. Advances in Child Development and Behavior / Edited by J. B. Benson // 2019. Vol. 56. PP. 2-289. URL: https://www.sciencedirect.com/bookseries/advances-in-child-development-and-behavior/vol/56/suppl/C (Дата обращения: 25.08.2020).

29. Barutchu A. Multisensory perception and attention in school-age children / A. Barutchu, S. Toohey, M. N. Shivdasani, J. M. Fifer. 2019. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00 22096518303321 (Дата обращения: 05.09.2020).

30. Berry E. D. J. The limits of visual working memory in children: Exploring prioritization and recency effects with sequential presentation / E. D. J. Berry, A. H. Waterman, A. D. Baddeley, G. J. Hitch, R. J. Allen // Developmental Psychology. 2018. № 54(2). PP. 240-253. URL: https://psycnet.apa.org/buy/2017-51814-001 (Дата обращения: 29.08.2020).

31. Bizzaro M. Arithmetic, working memory, and visuospatial imagery abilities in children with poor geometric learning / M. Bizzaro, D. Giofre, L. Girelli,

C. Cornoldi // Learning and Individual Differences. 2018. № 62. PP. 79-88. URL: https ://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S 10416 08018300207 (Дата обращения: 05.09.2020).

32. Engle R. W. Working memory and executive attention: A revisit / R. W. Engle // Perspectives on Psychological Science. 2018. № 13. PP. 190-193. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1745691617720 478 (Дата обращения: 17.08.2020).

33. Fastame M. C. Visual and spatial working memory skills implicated in copying and drawing from memory of the Rey-Osterrieth Complex Figure: What relationship in school-aged children? // Cognitive Development. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S08852 01419301595 (датаобращения: 15.08.2020)

34. Hocking D. R. Working memory is a core executive function supporting dual-task locomotor performance across childhood and adolescence / D. R. Hocking, S. Fritsche, H. Farhat, A. Atkinson, H. Bendak, J. Menant. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00 22096519302401 (Дата обращения: 25.08.2020).

35. King J. Individual differences in selective attention and scanning dynamics influence children's learning from relevant non-targets in a visual search task / J. King, J. Markant. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00 22096519302772 (датаобращения: 12.08.2020).

36. Syssau A. The influence of the emotional positive valence of words on children memory / A. Syssau,

C. Monnier // PsychologieFrangaise. 2018. № 57(4). PP. 237-250. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00 33298412000593 (Дата обращения: 19.08.2020).

37. Vandenbroucke L. Crossing the bridge to elementary school: The development of children's working memory components in relation to teacher-student relationships and academic achievement / L. Vandenbroucke, K. Verschueren, A. Desoete, P. Aunio, P. Ghesquiere,

D. Baeyens. 2018. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S08852 0061730234X (Дата обращения: 08.09.2020).

38. Yang Mo Y. The Role of Working Memory in Implicit Memory: A Developmental Perspective / Y. Yang Mo, C. Wei He, E. C. Merrill. 2019. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S08852 0142030083 (Дата обращения: 19.08.2020).

Reference list

1. Abramova G. S. Vozrastnaja psihologija = Age psychology. Moskva : Proekt, 2016. 174 s.

2. Apetjan M. K. Psihologicheskie i vozrastnye oso-bennosti mladshego shkol'nika = Psychological and age characteristics of a young student // Molodoj uchenyj. 2017. № 14. S. 243-244.

3. Atkinson R. Chelovecheskaja pamjat' i process obuchenija = Human memory and learning / per. s angl. Moskva : Progress. 2016. 182 c.

4. Borzenkova O. A. Osobennosti razvitija vnimanija v obrazovatel'noj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov (te-oreticheskij aspekt) = Features of the development of attention in the educational activities of younger schoolchildren (theoretical aspect). Kim, 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-teoreticheskiy-aspekt (Data obrashhenija: 10.08.2020).

5. Gonina O. O. Psihologija mladshego shkol'nogo vozrasta = Psychology of primary school age : uchebnoe posobie. Moskva : Flinta, 2018. 272 s.

6. Zhitnikova L. M. Uchite detej zapominat': kniga dlja uchitelja, dopoln. i pererabot = Teach children to remember. Moskva : Prosveshhenie, 2015. 250 s.

7. Zavadenko N. N. Giperaktivnost' i deficit vnimanija v detskom vozraste = Hyperactivity and attention deficit in childhood. Moskva : Akademija, 2005. 256 s.

8. Zav'jalova T. P. Sbornik igrovyh zanjatij po razviti-ju pamjati, vnimanija, myshlenija i voobrazhenija u mlad-shih shkol'nikov = A collection of game classes on the development of memory, attention, thinking and imagination among younger schoolchildren / T. P. Zav'jalova, I. V. Starodubceva. Moskva : Arkti, 2008. 56 s.

9. Istomina Z. M. Razvitie pamjati = Memory development : uchebno-metodicheskoe posobie, dop. i pererab. Moskva : Pedagogika, 2006. 312 s.

10. Kostromina N. I. Kak uvelichit' ob#em pamjati rebenka. Zritel'nye diktanty = How to increase the

memory of a child. Visual Dictation / N. I. Kostromina, M. Je. Kostromina // Nachal'naja shkola. 2000. № 4. S. 41-49.

11. Kruteckij V A. Psihologija = Psychology : uchebnik dlja uchashhihsja ped. uchilishh. Moskva : Prosveshhenie, 2017. 69 s.

12. Kulagina I. Ju. Psihologija detej mladshego shkol'nogo vozrasta = Psychology of primary school-age children: uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata. Moskva : Jurajt, 2019. 291 s.

13. Kulagina I. Ju. Vozrastnaja psihologija: Polnyj zhiznennyj cikl razvitija cheloveka = Age psychology: The full life cycle of human development / I. Ju. Kulagina, V. N. Koljuckij. Moskva : TC «Sfera», 2018. 176 s.

14. Leont'eva A. N. Hrestomatija po vnimaniju = Textbook on attention. Moskva : MGU, 2016. 81 s.

15. Lichnostnye rezul'taty obrazovanija v nachal'noj i osnovnoj shkole = Personal outcomes of primary and primary school education / N. P. Ansimova, O. V. Bol'shakova, O. N. Kashheeva, I. V Kuznecova, N. V. Petrova // Vestnik obrazovanija. 2017. № 11. S. 43-47.

16. Metodicheskie rekomendacii k primernoj osnov-noj obshheobrazovatel'noj programme doshkol'nogo obrazovanija «Mir otkrytij» = Methodological recommendations for the approximate basic general education program of preschool education «World of Discoveries» / pod obshhej redakciej L. G. Peterson, I. A. Lykovoj. Moskva : Cvetnoj mir, 2012. 62 s.

17. Nartova-Bochaver S. K. Vvedenie v psihologiju razvitija = Introduction to developmental psychology : uchebnoe posobie / S. K. Nartova-Bochaver, A. V. Potapova. Moskva : Flinta: MPSI, 2015. 59 s.

18. Psihologija mladshego shkol'nika = Psychology of a junior student : uchebno-metodicheskoe posobie / Ural. gos. ped. un-t; avt.-sost. Ju. E. Vodjaha, S. A. Vodjaha. Ekaterinburg, 2018. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11652 (Data obrashhenija: 09.09.2020)

19. Psihologija detej mladshego shkol'nogo vozrasta = Psychology of primary school-age children : uchebnik i praktikum dlja vuzov / pod obshh. red. A. S. Obuhova. Moskva : Jurajt, 2020. 424 s.

20. Sorokoumova E. A. Psihologija detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Samopoznanie v processe obuchenija = Psychology of primary school age children. Self-knowledge in the learning process : uchebnoe posobie dlja srednego professional'nogo obrazovanija. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva : Jurajt, 2020. 216 s.

21. Staryh A. I. Psihologicheskie osobennosti vnima-nija mladshih shkol'nikov = Psychological features of the attention of younger schoolchildren // Voprosy nauki i obrazovanija, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (Data obrashhenija: 10.08.2020).

22. Tuptalova A. S. Razvitie vnimanija mladshih shkol'nikov v uchebnoj dejatel'nosti = Developing the

attention of junior schoolchildren in educational activities // Molodoj uchenyj. 2016. № 26. S. 610-612. URL: https://moluch.ru/archive/130/36082/ (Data obrashhenija: 22.12.2019).

23. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija (1-4 kl.) = Federal State Educational Standard for Primary General Education (1-4) : ofic. tekst. Moskva, 2016. 13 s.

24. Cheremoshkina L. V. Psihologija pamjati = Memory psychology : ucheb. posobie dlja vuzov. Moskva : Akademija, 2002. 368 s.

25. Shadrikov V. D. Diagnostika poznavatel'nyh sposobnostej: Metodiki i testy = Diagnosis of cognitive abilities: Techniques and tests : uchebnoe posobie / pod red. V. D. Shadrikova. Moskva : Akademicheskij proekt, 2013. 100 s.

26. Shadrikov V. D. Razvitie mladshih shkol'nikov v razlichnyh obrazovatel'nyh sistemah = Development of junior schoolchildren in various educational systems / V D. Shadrikov, N. A. Zinov'eva, M. D. Kuznecova. Moskva : Logos, 2011. 232 s.

27. Abswoude F. D. The role of working memory capacity in implicit and explicit sequence learning of children: Differentiating movement speed and accuracy / F. D. Abswoude, T. Buszard, J. V D. Kamp, B. Steenbergen. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S01679 45719301332 (Data obrashhenija: 13.08.2020).

28. Advances in Child Development and Behavior / Edited by J. B. Benson // 2019. Vol. 56. PP. 2-289. URL: https://www.sciencedirect.com/bookseries/advances -in-child-development-and-behavior/vol/56/suppl/C (Data obrashhenija: 25.08.2020).

29. Barutchu A. Multisensory perception and attention in school-age children / A. Barutchu, S. Toohey, M. N. Shivdasani, J. M. Fifer. 2019. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00 22096518303321 (Data obrashhenija: 05.09.2020).

30. Berry E. D. J. The limits of visual working memory in children: Exploring prioritization and recency effects with sequential presentation / E. D. J. Berry, A. H. Waterman, A. D. Baddeley, G. J. Hitch, R. J. Allen // Developmental Psychology. 2018. № 54(2). PP. 240-253. URL: https://psycnet.apa.org/buy/2017-51814-001 (Data obrashhenija: 29.08.2020).

31. Bizzaro M. Arithmetic, working memory, and visuospatial imagery abilities in children with poor geometric learning / M. Bizzaro, D. Giofre, L. Girelli,

C. Cornoldi // Learning and Individual Differences. 2018. № 62. PP. 79-88. URL:

https ://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S 10416 08018300207 (Data obrashhenija: 05.09.2020).

32. Engle R. W. Working memory and executive attention: A revisit / R. W. Engle // Perspectives on Psychological Science. 2018. № 13. PP. 190-193. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1745691617720 478 (Data obrashhenija: 17.08.2020).

33. Fastame M. C. Visual and spatial working memory skills implicated in copying and drawing from memory of the Rey-Osterrieth Complex Figure: What relationship in school-aged children? // Cognitive Development. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S08852 01419301595 (dataobrashhenija: 15.08.2020)

34. Hocking D. R. Working memory is a core executive function supporting dual-task locomotor performance across childhood and adolescence / D. R. Hocking, S. Fritsche, H. Farhat, A. Atkinson, H. Bendak, J. Menant. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00 22096519302401 (Data obrashhenija: 25.08.2020).

35. King J. Individual differences in selective attention and scanning dynamics influence children's learning from relevant non-targets in a visual search task / J. King, J. Markant. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00 22096519302772 (dataobrashhenija: 12.08.2020).

36. Syssau A. The influence of the emotional positive valence of words on children memory / A. Syssau,

C. Monnier // PsychologieFrangaise. 2018. № 57(4). PP. 237-250. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00 33298412000593 (Data obrashhenija: 19.08.2020).

37. Vandenbroucke L. Crossing the bridge to elementary school: The development of children's working memory components in relation to teacher-student relationships and academic achievement / L. Vandenbroucke, K. Verschueren, A. Desoete, P. Aunio, P. Ghesquiere,

D. Baeyens. 2018. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S08852 0061730234X (Data obrashhenija: 08.09.2020).

38. Yang Mo Y. The Role of Working Memory in Implicit Memory: A Developmental Perspective / Y. Yang Mo, C. Wei He, E. C. Merrill. 2019. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S08852 0142030083 (Data obrashhenija: 19.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.