Научная статья на тему 'Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы'

Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2621
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH (ONR) / ATTENTION / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению развития внимания младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы. В ходе исследования у младших школьников с ОНР IV уровня выявлены быстрая истощаемость внимания и невозможность длительного сосредоточения. Для данной категории детей характерны снижение общей работоспособности и выраженная утомляемость к концу выполнения задания. Кроме того, у младших школьников с ОНР IV уровня отдельные трудности возникали при переключении с одного задания на другое. Рассматривая средние групповые показатели концентрации и устойчивости внимания во времени, регистрировали их снижение к середине и концу выполнения предлагаемых заданий. Цикличность в колебаниях внимания заметна по нарастанию или падению количества обработанных знаков и по динамике ошибок.Полученные результаты исследования раскрывают характерные для младших школьников с ОНР IV уровня особенности внимания, которые, в свою очередь, являются причиной неуспеваемости в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULIARITIES OF ATTENTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF IV LEVEL ENROLLED IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

The article presents the results of an empirical study on the development of attention of younger schoolchildren with the general underdevelopment of speech (ONR) of IV level enrolled in a comprehensive school. In the course of the study primary school children with ONR of IV level revealed fast exhaustion of attention and inability of prolonged concentration. This category of children is characterized by the reduction of the overall health and severe fatigue at the end of the assignment. In addition, younger students with ONR of IV level had individual difficulties when switching from one job to another. The author considered the average group indices of concentration and stability of attention in the time, recorded their decline by the middle and the end of the implementation of the proposed tasks. Cyclical fluctuations in attention is noticeable from the increase or drop in the number of processed characters and dynamics errors. These findings reveal younger students’ with ONR of IV level peculiarities of attention, which, in turn, are the cause of underperformance in educational activity.

Текст научной работы на тему «Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы»

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 6 (159)

УДК 159.92 + 159.9:37.015.3 + 159.9:61

Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению развития внимания младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы. В ходе исследования у младших школьников с ОНР IV уровня выявлены быстрая истощаемость внимания и невозможность длительного сосредоточения. Для данной категории детей характерны снижение общей работоспособности и выраженная утомляемость к концу выполнения задания. Кроме того, у младших школьников с ОНР IV уровня отдельные трудности возникали при переключении с одного задания на другое. Рассматривая средние групповые показатели концентрации и устойчивости внимания во времени, регистрировали их снижение к середине и концу выполнения предлагаемых заданий. Цикличность в колебаниях внимания заметна по нарастанию или падению количества обработанных знаков и по динамике ошибок.

Полученные результаты исследования раскрывают характерные для младших школьников с ОНР IV уровня особенности внимания, которые, в свою очередь, являются причиной неуспеваемости в учебной деятельности.

Ключевые слова: внимание, общее недоразвитие речи, младшие школьники.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с речевой патологией. Дети с нарушениями речи представляют собой весьма неоднородную группу, в которой значительную долю составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). При данной патологии речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фо-нетико-фонематического, лексико-грамматическо-го, связной речи [1].

По клиническому составу категория детей с ОНР подразделяется на три группы [2]:

- неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифферен-цировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.);

- осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: цере-брастеническим, гипертензионно-гидроцефаличе-ским, судорожным, гипердинамическим и др.);

- грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют четыре уровня речевого развития:

1-й уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует;

2-й уровень речевого развития - начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма;

3-й уровень речевого развития - появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон;

4-й уровень речевого развития - остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Пробелы, возникающие при ОНР, более отчетливо проявляются у детей младшего школьного возраста, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом. В свою очередь, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование и развитие психической сферы ребенка.

Отличительными особенностями развития познавательных процессов младших школьников с ОНР являются: снижение вербальной память при относительно сохранной логической, смысловой памяти; нарушение слухового и зрительного восприятия; отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом, синтезом, сравнением и обобщением; сложности в создании воображаемых ситуаций.

Особую роль в психическом развитии младших школьников с ОНР играет внимание. С одной стороны, внимание обслуживает процесс рождения речи, а с другой - речь является средством направления внимания и контроля [3].

Проблема внимания как основы успешной познавательной деятельности детей с ОНР рассматривалась в специальной литературе многими учеными (Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, А. В. Ястребовой, Т. А. Фотековой, О. Н. Усановой, А. Н. Корнев и другими). Большинство современных исследований в рамках логопсихологии описывают особенности развития внимания дошкольников с системными нарушениями речи и в меньшей степени касаются детей младшего школьного возраста.

Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием.

Целью проведенного исследования являлось изучение особенностей внимания младших школьников с ОНР IV уровня. Для проведения диагностики было отобрано 20 детей в возрасте 7-11 лет с IV уровнем речевого недоразвития. Младшие школьники были отобраны по результатам логопедического обследования, изучения анамнеза и тетрадей по русскому языку. Все дети, согласно медицинской документации, имели сохранный физический слух, интеллект и нормальное зрение. Для обследования внимания младших школьников с IV уровнем ОНР были использованы четыре методики: тест Тулуз-Пьерона, корректурная проба (тест Бурдона), «Кольца Ландольта», «Перепутанные линии».

С помощью теста Тулуз-Пьерона выявлено, что из 20 младших школьников с ОНР IV уровня нет ни одного ребенка с высоким уровнем скорости переработки информации или концентрации внимания. Рассматривая каждый показатель отдельно (скорость и концентрацию), получили следующие значения:

- скорость выполнения теста: на уровне патологии - 5 % детей с IV уровнем ОНР, слабая -45 %, средняя - 45 %, хорошая - 5 %;

- концентрация внимания: на уровне патологии - 25 % детей с IV уровнем ОНР, слабая - 30 %, средняя - 40 %, хорошая - 5 %.

Результаты обследования свойств внимания по методике Бурдона показали значительное количество ошибок у детей с IV уровнем ОНР (в среднем 11 ошибок, К = 0,89) и небольшое число обработанных букв (в среднем 384 знака), что говорит о недостаточном объеме внимания и низкой концентрации. Внимание большинства обследуемых отличается неустойчивостью, что отражает кривая продуктивности во времени, которая представляет собой ломаную линию с перепадами. Наиболее заметный спад работоспособности школьников наблюдается на кривой к концу выполнения пробы, что говорит об истощаемости внимания.

Обследование по методике «Кольца Ландольта» помогло определить не только наличие недостаточной устойчивости внимания и продуктивности у детей с IV уровнем ОНР, что отразилось на успеш-

ности выполнения задания (уровень - ниже среднего). У большинства младших школьников с IV уровнем ОНР оказалось нарушено переключение внимания, что наблюдалось при смене задания на второй минуте. Испытуемые обработали меньшее количество элементов, чем на первой минуте; допустили больше ошибок: неверно отметили заданные элементы или пропустили их.

Результаты, полученные с помощью методики «Переплетенные линии», показывают, что дети с IV уровнем ОНР имеют низкую концентрацию произвольного внимания. Показатель «дефицит концентрации» (Дк) составил 135,5, притом что в норме он стремится к нулю (из исследования Л. Ф. Чупрова в 1988 г. средний результат Дк обучающихся 1-2-х классов в норме составил 26,3). Затрачивая большое количество времени на выполнение задания (542 с при норме из исследования Л. Ф. Чупрова - 420 с), продуктивность работы от этого у испытуемых не улучшилась [4]. В связи с этим школьники с IV уровнем ОНР прослеживают ход линий некачественно, допуская ошибки (в среднем 4 ошибки).

Общий анализ результатов исследования указал на быструю истощаемость внимания младших школьников с IV уровнем ОНР, невозможность длительного сосредоточения. У большинства испытуемых наблюдается снижение общей работоспособности и утомляемость к концу выполнения задания. Отдельные трудности возникают при переключении с одного задания на другое, что выражается в персеверации внимания. Рассматривая средние групповые показатели концентрации и устойчивости внимания во времени, наблюдается их снижение к середине и концу выполнения предлагаемых заданий. Цикличность в колебаниях внимания заметна по нарастанию или падению количества обработанных знаков и по динамике ошибок [5].

Таким образом, благодаря проведенному исследованию, подтверждается наличие у младших школьников с ОНР IV уровня особенностей развития внимания, которые затрудняют развитие познавательной сферы и препятствуют овладению учебным материалом.

Список литературы

1. Логопедия: учебник / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с.

2. Шелехов И. Л., Толстолес Е. С., Гребенникова Е. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Речевые нарушения: учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2012. 196 с.

3. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 320 с.

4. Чупров Л. Ф. Тест переплетенных линий А. Рея: методика исследования концентрации произвольного внимания младших школьников // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 2.

5. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: метод. руководство. СПб., 2001.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 6 (159)

Гребенникова Е. В., кандидат биологических наук, декан. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: grebennikova971@mail.ru

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент МАПН, доцент. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: brief@sibmail.com, Schelechov@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 21.05.2015.

E. V Grebennikova, I. L. Shelekhov

PARTICULIARITIES OF ATTENTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF IV LEVEL ENROLLED IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

The article presents the results of an empirical study on the development of attention of younger schoolchildren with the general underdevelopment of speech (ONR) of IV level enrolled in a comprehensive school. In the course of the study primary school children with ONR of IV level revealed fast exhaustion of attention and inability of prolonged concentration. This category of children is characterized by the reduction of the overall health and severe fatigue at the end of the assignment. In addition, younger students with ONR of IV level had individual difficulties when switching from one job to another. The author considered the average group indices of concentration and stability of attention in the time, recorded their decline by the middle and the end of the implementation of the proposed tasks. Cyclical fluctuations in attention is noticeable from the increase or drop in the number of processed characters and dynamics errors.

These findings reveal younger students' with ONR of IV level peculiarities of attention, which, in turn, are the cause of underperformance in educational activity.

Key words: attention, general underdevelopment of speech (ONR), junior high school students.

References

1. Logopediya: uchebnik [Speech Therapy: Textbook]. Ed. L. S. Volkova, S. N. Shakhovskoy. Moscow, Gumanit. izd. tsentr VLADOS Publ., 1998. 680 p. (in Russian).

2. Shelekhov I. L., Tolstoles E. S., Grebennikova E. V. Korrektsionnaya pedagogika s osnovami spetsial'noy psikhologii. Rechevye narusheniya: uchebnoye posobiye [Corrective Pedagogy with the basics of special psychology. Speech disorders: a tutorial]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2012. 196 p. (in Russian).

3. Kalyagin V. A. Logopsikhologiya: uchebnoye posobiye [Logopsihologiya: Textbook]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 320 p. (in Russian).

4. Chuprov L. F. Test perepletennykh liniy A. Reya: metodika issledovaniya kontsentratsii proizvol'nogo vnimaniya mladshikh shkol'nikov [A. Rey's Test of interlaced lines: methods of investigation of concentration of voluntary attention of younger schoolchildren]. Vestnik po pedagogike I psikhologii Yuzhnoy Sibiri - Herald on Pedagogy and Ppsychology of Southern Siberia, 2012, no. 2 (in Russian).

5. Yasyukova L. A. Optimizatsiya obucheniya i razvitiya detey s MMD. Diagnostica i kompensatsiya minimal'nykh mozgovykh disfunktsiy. Metodicheskoye rukovodstvo [Optimization of training and development of children with MMD. Diagnosis and compensation of minimal brain dysfunction. Methodological Guide]. St. Petersburg, 2001 (in Russian).

Grebennikova E. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: grebennikova971@mail.ru

Shelekhov I. L.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: brief@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.