Научная статья на тему 'Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом'

Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1593
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МАТЬ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) / PERSONALITY / FAMILY / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / MOTHER / DISABLED CHILD / CEREBRAL PALSY (CP)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Вера Семеновна, Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович

Рассматривается проблема родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Известно, что семья, обладая высоким реабилитирующим потенциалом, может способствовать эффективной социокультурной интеграции данной категории детей. Особый акцент сделан на личностных особенностях матерей, воспитывающих больных детей. Определена связь отдельных личностных качеств со спецификой семейных взаимоотношений. Полученные результаты дополняют уже имеющиеся в литературе, кроме того, могут быть использованы специалистами при проведении мероприятий, направленных на оказание психологической, социальной, педагогической поддержки матерей, имеющих детей-инвалидов с ДЦП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Вера Семеновна, Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FEATURES OF MOTHERS AND PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN FAMILIES BRINING UP THE CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS

The article considers the problem of parent-child relationships in families with disabled children suffering from cerebral palsy. It is known that the family, having a high rehabilitative potential, can contribute to the effective socio-cultural integration of this category of children. Particular emphasis is placed on personal features of mothers with sick children. The relation of individual personality traits with the specifics of family relationships is determined. It is revealed that the more extroversion of his mother is expressed, the less attention, effort, time it pays the education of the child, which is indicative of a predisposition to the formation of deviant forms of maternal behavior. A less extraverted mother expresses undeveloped parental feelings, rarely manifests educational confrontation. Maternal extraversion leads to excessive demands in the field of education and causes concern in the relationship with the child. The study showed that maternal personality traits determine the specificity of the parentchild relationship that must be considered in psycho-pedagogical support of the families raising disabled children with cerebral palsy. Only with this approach it is possible at an early stage to correct the state of the mother, and build constructive parent-child relationships for the harmonious development of the child’s problem. These results complement the ones already available in literature, moreover, they can be used by specialists for the activities aimed at the provision of psychological, social, pedagogical support for mothers with disabled children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом»

УДК 159.922 + 159.9.:61 + 159.9:316.356.2; 159.9:64 йО! 10.23951/2307-6127-2017-2-48-53

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ И РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В. С. Иванова, Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается проблема родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Известно, что семья, обладая высоким реабилитирующим потенциалом, может способствовать эффективной социокультурной интеграции данной категории детей.

Особый акцент сделан на личностных особенностях матерей, воспитывающих больных детей. Определена связь отдельных личностных качеств со спецификой семейных взаимоотношений.

Полученные результаты дополняют уже имеющиеся в литературе, кроме того, могут быть использованы специалистами при проведении мероприятий, направленных на оказание психологической, социальной, педагогической поддержки матерей, имеющих детей-инвалидов с ДЦП.

Ключевые слова: личность, семья, родительско-детские отношения, мать, ребенок-инвалид, детский церебральный паралич (ДЦП).

Актуальность темы исследования. Одной из значимых проблем современности является социализация детей-инвалидов, в обеспечении которой ведущее место отводится семье проблемного ребенка как важнейшему институту первичной социализации. Показано, что особая семья, с одной стороны, способна стимулировать процесс включения в общество ребенка-инвалида, а с другой стороны, приводить к негативным последствиям: социальной инертности, изоляции, дезадаптации, погружению в болезнь [1-4].

Научная новизна: авторским коллективом сделана попытка выявить взаимносвязь отдельных личностных качеств матерей, воспитывающих больных детей со спецификой семейных взаимоотношений.

До настоящего времени остается дискуссионным вопрос: что определяет специфику родительско-детских отношений - особенности личности ребенка или индивидуально-личностные качества родителей?

По мнению В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, Д. Н. Исаева, А. В. Петровского, Л. Г. Сага-товской, Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса, в основе формирования личностных свойств ребенка лежат характерологические особенности родителей [5, 6].

Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына считают, что воспитательное воздействие родителей складывается как минимум из трех факторных переменных [7]:

1) родители принимают подростков - они эмоционально отвергаются;

2) родители психологически автономны - занимают директивную позицию;

3) родители последовательны в осуществлении воспитательных принципов - система воспитания отсутствует.

Под позитивным принятием понимается положительное отношение к ребенку вне зависимости от ожиданий родителей и объективных успехов ребенка. Принимающие ребенка

родители эмоционально понимают его, сочувствуют ему и реагируют на его потребности. Такие родители создают у ребенка бессознательную уверенность в нужности семье, значимости для социального окружения, наличии личностных ресурсов для достижения своих целей, ощущение эмоционального комфорта [8, 9].

При эмоциональном отвержении наблюдается отрицательное отношение к ребенку, дефицит или отсутствие положительных эмоций, уважения, ласки, в крайних случаях - проявление враждебности. Преобладание в родительско-детских отношениях игнорирования желаний, интересов, потребностей ребенка, проявление в отношениях с ребенком чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к возникновению у него чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе, формированию неадекватной самооценки и тревожности. По типологии П. Б. Ганнушкина (1998), данная категория детей образует группу «неустойчивых», для них характерна зависимость от окружающей среды, они легко попадают под дурное влияние, у них появляется пристрастие к алкоголю, наркотикам, стремление представить себя жертвой обстоятельств [10].

Фактор директивности родителей рассматривается как стремление к лидерству и власти над ребенком. Обозначенные тенденции могут выражаться как в доминантном поведении родителей, так и в их стремлении управлять поведением ребенка, в навязывании ему чувства вины, декларировании своей жертвенной позиции. Директивные родители заставляют ребенка подчиняться социальным нормам поведения. Именно в семьях с преобладающим директивным стилем взаимоотношений наиболее ярко выражены активные протест-но-агрессивные формы поведения ребенка: отрицание родительских ценностей, негативизм, чрезмерное стремление к независимости и самостоятельности, одновременно сочетающиеся с минимальной собственной ответственностью за происходящие события. О. Кер-нберг (2000) называет данное состояние плохо интегрированной диффузной Я-концепцией, при которой ребенок неясно представляет себя как личность, не умеет организовать свою личностную структуру, что неизбежно, по мнению А. В. Диденко (2010), отражается на качестве межличностных отношений между родителями и ребенком, проявляются параметры эмоционально-неустойчивого расстройства личности [11, 12].

Под фактором автономности родителей понимается погруженность в собственные дела и переживания, дефицит внимания к потребностям ребенка, отсутствие интереса и эмоционального контакта. Автономность может проявляться в формализованности и излишней беспристрастности общения. В отличие от директивного стиля взаимоотношений ребенку в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, часто основанная на равнодушном отношении. Дефицит родительской отзывчивости способствует формированию у ребенка чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. Переживание пустоты в противоречивых восприятиях себя, в противоречивом поведении, неумение свести в единое целое разрозненные части своего «Я», не дает возможности ребенку реально оценить себя как личность. Это может привести к формированию у ребенка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и жизни вообще, отсутствию полноценных механизмов психологической защиты. Высок риск частых размышлений о смерти, попыток суицида как способа решить все проблемы. Эмоциональная неустойчивость, отсутствие воспитательной стратегии и непоследовательность тактики родителей проявляются в резкой смене стиля отношений: от либерального до очень строгого; от психологического принятия ребенка к резкому эмоциональному отвержению. Отсутствие последовательности в роди-тельско-детских отношениях лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность, формирует ярко выраженную экстернальную позицию и психологический инфантилизм. Страх за себя, боязнь потерять опору в близких

людях вызывает у ребенка аффективные колебания, резкие перепады: рабское подчинение сменяется агрессией и аутоагрессией [12, 13]. Ребенок становится малопонятен родителям, вызывает отчуждение и ответную психологическую холодность.

Важно отметить, что при оценке родительско-детских отношений ряд исследователей определяющими указывают личностные особенности матерей. В связи с чем в рамках психологического сопровождения семей, имеющих проблемного ребенка, необходимо обратить внимание прежде всего на психологическое состояние матерей [8, 9, 14].

В рамках проведенного исследования изучены и определены:

1) личностные особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов с ДЦП;

2) взаимосвязь личностных особенностей матерей, воспитывающих детей-инвалидов с ДЦП, и специфики родительско-детских отношений.

Исследование проведено на базе двух образовательных учреждений г. Томска: ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида „Басандайская жемчужина"»; МОУ «СОШ № 41». Выборку исследования составили 390 человек, из них экспериментальная группа 184 человека: 92 обучающихся ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида „Басандайская жемчужина"» и их матери (п = 92). В контрольную группу вошли 206 человек: 103 обучающихся МОУ «СОШ № 41» и их матери (п = 103).

Наибольшая представленность в выборке детей-инвалидов интерната - это обучающиеся со спастической диплегией и спастической гемиплегией, что отражает общую пропорцию распространенности данных форм ДЦП в популяции больных детей.

Определение личностных особенной матерей проводили с помощью теста ММР1. Для операционализации стиля родительского отношения использовали опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера в сочетании с опросником «Взаимодействие родителя с ребенком (ВРР)», разработанным И. М. Марковской. Полученные данные по методики ММР1, с одной стороны, и опросникам АСВ и ВРР, с другой стороны, подверглись корреляционному анализу (программный пакет 81ай81;1са 12.6).

В ходе исследования выявлено, что чем сильнее выражена экстравертированность у матери, тем меньше внимания, сил, времени она уделяет воспитанию ребенка. У экстравер-тированной матери меньше выражена неразвитость родительских чувств, реже проявляется воспитательная конфронтация. Экстравертированность матери влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношения с ребенком.

Шкала спонтанности характеризует мать как человека, склонного к самоутверждению и лидерству. В воспитании ребенка такая мать предъявляет достаточно высокие требования, эмоционально принимая его. У такой матери меньше выражена неразвитость родительских чувств, при этом она реже испытывает страх за ребенка. Спонтанная мать максимально удовлетворяет любые потребности ребенка, критически не относясь к сложившейся ситуации.

Шкала агрессивности позволяет говорить о матери как о склонной к самоутверждению, активной самореализации, отстаиванию своих интересов. При этом самоутверждение матери часто происходит вопреки интересам окружающих. У агрессивной матери в воспитании наблюдается ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», но в то же время агрессивная мать потакает ребенку, удовлетворяя все его запросы. Такая мать непоследовательна, неустойчива в воспитательных приемах, с резкими переходами от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, к переходу от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В семье агрессивной матери часто отмечается воспитательная конфронтация и конфликт между супругами в отношении воспитания ребенка.

Шкала ригидности позволяет рассматривать мать как человека субъективного в своих оценках, с инертностью установок, склонного к педантизму и подозрительности. В воспитании мать излишне опекает ребенка. У матери наблюдается расширение родительских чувств, которое проявляется в неосознанном стремлении того, чтобы ребенок стал бы для нее чем-то большим, нежели просто ребенком, удовлетворял бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены - потребность во взаимной исключительной потребности. Ригидная мать в воспитании требовательна и настойчива в своих претензиях.

Шкала интровертированности свидетельствует о замкнутой, часто обращенной в свой внутренний мир матери. В воспитании такая мать предъявляет недостаточность требований, стремится к расширению родительских чувств, испытывает воспитательную неуверенность и страх потери ребенка. Интровертированная мать культивирует, независимо от пола, женские черты.

Шкала сензитивности отражает чувствительность, конформность, матери. В воспитании ребенка данная категория матерей будет культивировать женские черты (независимо от пола), мелочно опекать, контролировать, навязывать ребенку свои взгляды и действия, ограничивать его самостоятельность. Чем мать чувствительнее, тем меньше наблюдается сотрудничество во взаимоотношениях у нее с ребенком, тем чаще и больше в воспитании проявляется тревожность за ребенка.

Таким образом, проведенное исследование показало, что личностные особенности матерей определяют специфику родительско-детских отношений, что необходимо учитывать при психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих детей-инвалидов с ДЦП. Только при таком подходе возможно на ранних этапах скорректировать состояние матери и выстроить конструктивные родительско-детские отношения для гармоничного развития проблемного ребенка.

Список литературы

1. Бикметов Е. Ю., Сизоненко З. Л., Юлдашева О. Н. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы. Уфа: Аркаим, 2012. 171 с.

2. Гогузева Т. С. Особенности процесса социализации в современном российском обществе // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4. С. 91-96.

3. Grebennikova E. V., Shelehov I. L., Konovalova O. V. Famiglie socio-psicologici bambini disabili // Italian Science Review. 2014. № 12 (21). P. 119-125. Available at URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/december/Grebennikova.pdf.

4. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». Т. 7, № 2 (2015). URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/18PVN215.pdf.

5. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта. СПб.: КАРО, 2006. 295 с.

6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология семьи и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.

7. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика. СПб.: Речь, 2004. 160 с.

8. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты: монография. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2013. 366 с.

9. Шелехов И. Л., Уразаев А. М. Психологическая коррекция девиантных форм материнского поведения. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. 128 с.

10. Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 414 с.

11. Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психиатрии. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 464 с.

12. Диденко А. В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2010. 240 с.

13. Шелехов И. Л., Корнетов А. Н., Гребенникова Е. В. Суицидология: история и современные представления: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. 300 с.

14. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 79-87.

Иванова Вера Семёновна, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: ivanovaivs@sibmail.com

Гребенникова Елена Владимировна, кандидат биологических наук, декан факультета психологии, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: grebennikova971@mail.ru

Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук (МАПН), доцент кафедры психологии развития личности факультета психологии, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: brief@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 23.01.2017.

DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-48-53

PERSONAL FEATURES OF MOTHERS AND PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN FAMILIES BRINING UP THE CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS

V. S. Ivanova, E. V. Grebennikova, I. L. Shelekhov

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article considers the problem of parent-child relationships in families with disabled children suffering from cerebral palsy. It is known that the family, having a high rehabilitative potential, can contribute to the effective socio-cultural integration of this category of children.

Particular emphasis is placed on personal features of mothers with sick children. The relation of individual personality traits with the specifics of family relationships is determined.

It is revealed that the more extroversion of his mother is expressed, the less attention, effort, time it pays the education of the child, which is indicative of a predisposition to the formation of deviant forms of maternal behavior. A less extraverted mother expresses undeveloped parental feelings, rarely manifests educational confrontation. Maternal extraversion leads to excessive demands in the field of education and causes concern in the relationship with the child.

The study showed that maternal personality traits determine the specificity of the parent-child relationship that must be considered in psycho-pedagogical support of the families raising disabled children with cerebral palsy. Only with this approach it is possible at an early stage to correct the state of the mother, and build constructive parent-child relationships for the harmonious development of the child's problem.

These results complement the ones already available in literature, moreover, they can be used by specialists for the activities aimed at the provision of psychological, social, pedagogical support for mothers with disabled children with cerebral palsy.

Key words: personality, family, parent-child relationships, mother, disabled child, cerebral palsy (CP).

References

1. Bikmetov E. Yu., Sizonenko Z. L., Yuldasheva O. N. Sotsializatsiya v sem'e detey s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami: usloviya i faktory [Socialization in the family of children with disabilities: conditions and factors]. Ufa, Arkaim Publ., 2012. 171 p. (in Russian).

2. Goguzeva T. S. Osobennosti protsessa sotsializatsii v sovremennom rossiyskom obshchestve [Features of the process of socialization in a modern Russian society]. Vestnik VEGU- VEGU Bulletin, 2010, no. 4, рр. 91-96 (in Russian).

3. Grebennikova, E. V., Shelekhov, I. L., Konovalova, O. V. Famiglie socio-psicologici bambini disabili. Italian Science Review. 2014. № 12 (21). Pp. 119-125. URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/december/Grebennikova.pdf.

4. Grebennikova E. V., Shelekhov I. L., Berestneva O. G. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost' roditeley, vospityvayushchikh detey-invalidov [Psycho-pedagogical competence of parents bringing up children with disabilities]. Internet-zhurnal "Naukovedeniye" - Scientific open access journal "Naukovedeniye", vol. 7, no. 2 (2015) (in Russian). URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/18PVN215.pdf.

5. Garbuzov V. I. Vospitaniye rebenka vsem'e: sovetypsikhoterapevta [Raising a child in the family: therapist tips]. St. Petersburg, KARO Publ., 2006. 295 p. (in Russian).

6. Eydemiller E. G., Yustitskis V. V. Psikhologiya sem'i i psikhoterapiya sem'i [Family psychology and psychotherapy of family]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 656 p. (in Russian).

7. Vasserman L. I., Gor'kovaya I. A., Romitsyna E. E. Roditeli glazami podrostka: psikhologicheskaya diagnostika [Parents through the eyes of a teenager: psychological diagnosis]. St. Petersburg, Rech Publ., 2004. 160 p. (in Russian).

8. Shelekhov I. L., Berestneva O. G. Reproduktivnoye zdorov'ye zhenshchiny: psikhologicheskiye i sotsial'nye aspekty [Reproductive health of women: psychological and social aspects]. Tomsk, TPU Publ., 2013. 366 p. (in Rusian).

9. Shelekhov I. L., Urazaev A. M. Psikhologicheskaya korrektsiya deviantnykh form materinskogo povedeniya [Psychological correction of deviant forms of maternal behavior]. Tomsk, TSPU Publ., 2009. 128 p. (in Russian).

10. Gannushkin P. B. Izbrannye trudy po psikhiatrii [Selected papers on psychiatry]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1998. 414 p. (in Russian).

11. Kernberg O. F. Tyazhelye lichnostnye rasstroystva: Strategii psikhiatrii [Severe personality disorders: Mental health strategy]. Moscow, Nezavisimaya firma "Klass" Publ., 2000. 464 p. (in Russian).

12. Didenko A. V. Rasstroystva lichnosti u osuzhdennykh, otbyvayushchikh nakazaniye v mestakh lisheniya svobody: uchebnoye posobiye [Personality disorders of the convicts serving sentences in prison: a tutorial]. Tomsk, TPU Publ., 2010. 240 p. (in Russian).

13. Shelekhov I. L., Kornetov A. N., Grebennikova E. V. Suitsidologiya: istoriya isovremennye predstavleniya: uchebnoye posobiye [Suicidology: history and modern ideas: Textbook]. Tomsk, TSPU Publ., 2016. 300 p. (in Rusian).

14. Brutman V. I., Varga A. Ya., Khamitova I. Yu. Vliyaniye semeynykh faktorov na formirovaniye deviantnogo povedeniya materi [Influence of family factors on formation of deviant behavior mother]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2000, vol. 21, no. 2, pp. 79-87 (in Russian).

Ivanova V. S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: ivanovaivs@sibmail.com

Grebennikova E. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: grebennikova971@mail.ru

Shelekhov I. L., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: brief@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.