Научная статья на тему 'Особенности физического развития, здоровья и успешности обучения младших школьников с общим недоразвитием речи'

Особенности физического развития, здоровья и успешности обучения младших школьников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
630
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПАТОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ / PHYSICAL DEVELOPMENT / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / LEVEL OF HEALTH / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL SPEECH PATHOLOGY / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ACADEMIC SUCCESS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / JUNIOR SCHOOL STUDENTS / PECULIARITY / DEVIATION IN HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дудкина С. Г.

Всё чаще дети поступают в начальную школу с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР). Причины этого отклонения многочисленны. Оно оказывает негативное влияние на специфику физического развития, состояние здоровья и успешность обучения детей в младшем школьном возрасте. в статье проведён анализ физического развития, здоровья и успешности обучения третьеклассников с ОНР по основным учебным предметам. Цель работы изучение состояния здоровья, физического развития, определение меры успешности обучения младших школьников, имеющих ОНР. в исследовании участвовало 25 учащихся с ОНР, III и IV уровня речевого развития. Для определения ОНР у обучающихся использовалось тестирование уровня речевого развития в соответствии с рекомендациями Е.В. Мазановой. Физическое развитие, здоровье и успешность обучения изучались с применением анализа научнометодической литературы и документальных материалов, тестирования, экспертного оценивания, опроса (беседы, анкетирования), плантографии, методов математической статистики. в результате было установлено, что: для младших школьников с ОНР характерно отклонение показателей физического развития от средних возрастных норм. Показатели роста и веса у младших школьников, имеющих ОНР, находятся на низком уровне развития (64 %); обучающиеся помимо ОНР имеют целый «букет» сопутствующих заболеваний; медицинские работники занижают количество детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья на 72 %; успеваемость по основным предметам варьируется от низкой (3,17) до вполне достаточной (4,93). Полученные данные отражают наметившуюся тенденцию снижения показателей физического развития, уровня здоровья детей в Белгородской области. Низкие показатели физического развития, уровня здоровья и успешности обучения младших школьников с ОНР серьёзная проблема, требующая пристального внимания педагогов, медиков и работников в сфере физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дудкина С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarity of physical development, health and academic success of junior school students with general speech pathology

More often children enter the primary school with the diagnosis «the general speech pathology» (GSP). It renders a substantial negative influence on a specific character of physical development, health condition and academic success of junior school students. Twenty-five junior school students with GSP of level III and IV participated in the study. To detect students' GSP, testing of speech development level according to E.V. Mazanova's recommendations was used. Physical development, health and academic success were studied using the analysis of scientific and methodological sources and documentary materials, testing, expert evaluation, surveys (conversations, questionnaires), plantography and methods of mathematical statistics. The findings of the study are the following: for junior school students with GSP, the indices deviation of physical development from average age norms is characteristically. Indices of growth and weight among junior school students, having GSP, are on a low development level of 64 %; students have numerous concomitant diseases besides GSP; medical people underestimate the number of children having deviations in health on 72 %; progress on the compulsory subjects varies from a low (3.17) up to quite a sufficient (4.93) level. The findings reflect an emerging trend of decreasing physical development indices and a level of children health in Belgorod region. Low indices of physical development, the level of health and academic success of the junior school students with GSP is a grand problem requiring close attention of educators, physicians and specialists in the area of physical education.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития, здоровья и успешности обучения младших школьников с общим недоразвитием речи»

УДК 796.011.2:373.3

особенности физического развития, здоровья и успешности обучения младших школьников

с общим недоразвитием речи

Аспирант кафедры теории и методики физической культуры С. Г. Дудкина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород. Контактная информация для переписки: 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, e-mail: [email protected]

Всё чаще дети поступают в начальную школу с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР). Причины этого отклонения многочисленны. Оно оказывает негативное влияние на специфику физического развития, состояние здоровья и успешность обучения детей в младшем школьном возрасте. в статье проведён анализ физического развития, здоровья и успешности обучения третьеклассников с ОНР по основным учебным предметам. Цель работы - изучение состояния здоровья, физического развития, определение меры успешности обучения младших школьников, имеющих ОНР. в исследовании участвовало 25 учащихся с ОНР, III и IV уровня речевого развития. Для определения ОНР у обучающихся использовалось тестирование уровня речевого развития в соответствии с рекомендациями Е. В. Мазановой. Физическое развитие, здоровье и успешность обучения изучались с применением анализа научно-методической литературы и документальных материалов, тестирования, экспертного оценивания, опроса (беседы, анкетирования), плантографии, методов математической статистики. В результате было установлено, что:

- для младших школьников с ОНР характерно отклонение показателей физического развития от средних возрастных норм. Показатели роста и веса у младших школьников, имеющих ОНР, находятся на низком уровне развития (64 %);

- обучающиеся помимо ОНР имеют целый «букет» сопутствующих заболеваний;

- медицинские работники занижают количество детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья на 72 %;

- успеваемость по основным предметам варьи-

руется от низкой (3,17) до вполне достаточной (4,93).

Полученные данные отражают наметившуюся тенденцию снижения показателей физического развития, уровня здоровья детей в Белгородской области. Низкие показатели физического развития, уровня здоровья и успешности обучения младших школьников с ОНР - серьёзная проблема, требующая пристального внимания педагогов, медиков и работников в сфере физической культуры.

Ключевые слова: специфичность; физическое развитие; уровень здоровья; патология в развитии; успешность обучения; младшие школьники; общее недоразвитие речи; начальная школа.

Введение. В последнее время активно внедряются новые требования системы общего образования к обучающимся. Данные изменения продиктованы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими документами, определяющими методы и формы достижения успешности обучения: Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373, Письмом Минобрнауки РФ «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. № 03-255.

Успеваемость школьников зависит от многих факторов, среди которых важную роль играют состояние здоровья и уровень физического развития учащихся. Особое значение они имеют для успешности обучения в младших классах.

Всё чаще дети поступают в начальную школу с диагнозом «общее недоразвитие речи». Причины этого отклонения многочисленны. Оно оказывает негатив-

ное влияние на специфику физического развития, состояние здоровья и успешность обучения детей в младшем школьном возрасте. В связи с этим изучение поставленной проблемы представляет интерес, потому что качество образования в младших классах во многом определяет успеваемость в средних и старших классах.

Методики. С целью изучения состояния здоровья, физического развития, определения меры успешности обучения младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) были обследованы третьеклассники МБОУ «СОШ» № 43 г. Белгорода.

Для этого применялись анализ научно-методической литературы и документальных материалов, тестирование, экспертное оценивание, опрос (беседа, анкетирование), плантография, методы математической статистики.

Тестирование уровня речевого развития у обучающихся проводилось в соответствии с рекомендациями Е. В. Мазановой [9, с. 49]. С его помощью были выявлены испытуемые с ОНР для проведения обследования.

Экспериментальная часть. Анализ состояния здоровья, показателей физического развития и успешности обучения детей младшего школьного возраста осуществлялся при участии 25 учащихся, имеющих ОНР, III и IV уровень речевого развития. Фиксация и обработка полученных данных велась с помощью программ Word и Excel [1, с. 63-197; 7, с. 141].

Для того чтобы определить уровень физического развития, были изучены медкарты, находящиеся в образовательном учреждении. Выявленные показатели физического развития оценивали с опорой на сводную таблицу определения антропометрического статуса ребёнка от 6 до 16 лет с учётом его пола Ю. В. Высочина, В. И. Шапошниковой (1999) [6; 13, с. 172].

Изучение состояния здоровья проводилось с использованием опроса и анализа медицинских карт, а также других документов на обучающихся общеобразовательного учреждения (заключений узких специалистов о состоянии здоровья, выписок из истории болезни, детдома, справок о состоянии здоровья, медицинских и психолого-педагогических характеристик из специализированной группы ДОУ и лечебно-оздоровительных учреждений). Оно осуществлялось в период с 30.06.2014 г. по 4.07.2014 г.

Опрос проходил в виде анкетирования родителей обучающихся, бесед с педагогами начальных классов, заместителями директора по учебно-воспитательной работе (УВР), медработником, учителем физической культуры. Он применялся как дополнительный метод сбора необходимой информации и разъяснения обстоятельств, которые были отчасти непонятны при анализе медицинских карт. Беседа проводилась по заранее намеченному плану с определением вопросов для пояснения.

Дети относились к категории часто и длительно болеющих (ЧДБ) на основании таблицы критериев включения детей в группу ЧДБ В. Ю. Альбицкого и А. А.

Баранова (1986), а также согласно рекомендациям медицинской литературы [5; 8, с. 1-2; 12, с. 5; 13, с. 172]. С целью выявления плоскостопия, не указанного в медицинских заключениях, и определения степени уже диагностированного уплощения стоп были изучены отпечатки стоп и проведена оценка их сводов [3].

Успешность обучения оценивалась с помощью анализа классных журналов с 10.09.2014 г. по 10.10.2014 г. На основе полученных результатов третьеклассники были распределены по группам успешности в соответствии с полученными ими отметками по основным учебным предметам в течение учебного года.

Результаты и их обсуждение. Физическое развитие большинства испытуемых (80 %) не соответствует возрастной норме. Росто-весовые показатели у младших школьников, имеющих ОНР, находятся на низком уровне развития - 64 %, 16 % третьеклассников имеют избыточный вес. Нормально развитыми оказались 20 % обучающихся (таблица 1).

Таблица 1

Показатели физического развития обучающихся 3-х классов с ОНР МБОУ «СОШ № 43» г. Белгорода (п = 25)

Уровень физического развития высокий Средний Низкий

Число учащихся 4 5 16

% детей 16 20 64

Анализ документов выявил, что у всех 25 учащихся 3-х классов, имеющих ОНР, отмечается патология в развитии - 100 % (рисунок 1).

- 3 ребёнка являются ЧДБ, что составляет - 12,0 % всех обследованных;

- 8 обучающихся пропускают занятия по болезни 2-3 раза в год по 1-2 нед. - 32,0 %.

Тубинфицирование зарегистрировано у 7 третьеклассников - 28,0 %.

Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) у 17 (68,0 %) (переломы конечностей, плоскостопие, деформация грудной клетки, нарушение осанки, сколиоз грудного отдела, кривошея, асимметрия головы, несимметрия шага, синдром округлой спины, крыловидных лопаток, гипотрофия мышц спины).

Хирургические болезни отмечаются у 6 школьников - 24,0 % (грыжи, водянка).

Глазные болезни выявлены у 10 обучающихся -40,0 % (снижение остроты зрения, спазм аккомодации, амиопатия сетчатки, астигматизм, миопия, гиперме-тропия, увеличение сосудов глазного яблока, ячмень, конъюнктивит, гемамиопия).

Заболевания ЛОР-органов, в том числе хронических, наблюдаются у 10 детей - 40,0 % (бронхит, трахеит, гайморит, ринит, фаринготрахеит, ринофарингит, фарингомикоз, катаральный ларингит, искривление носовой перегородки с нарушением функции дыхания, серные пробки).

Двое детей страдают кожными болезнями - 8,0 % (дерматит).

Неврологическая патология регистрируется у 44,0 % испытуемых - 11 детей. Отмечается резидуальная энцефалопатия (РЭП), синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (СПНРВ), минимальная мозговая дисфункция (ММД), перинатальная энцефалопатия (ПЭП), расстройство вегетативной (автономной) нервной системы, не уточнённое, постгипоксическое состояние, задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР) 1 степени. Выявлено трудное пробуждение по утрам, повышенная потливость, навязчивые движения, посттравматическое состояние после закрытой черепно-мозговой травмы (ЗЧМТ), сотрясение головного мозга (ГМ), астеновегетативный синдром, цервикалгия, миатонический синдром как следствие перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС), синдром тонусных нарушений (СТН), гипотония диффузная. Кроме того, диагностируются нарушение координации движений, стойкий дермографизм широкий, гипотрофия, асимметрия плечевого пояса, тремор век, цереброастенический синдром с невротическими проявлениями, как следствие, ЗЧМТ (сотрясение головного мозга), мигрень с аурой (классическая мигрень), гипотония.

В анамнезе речевые нарушения наблюдаются у 9 детей - 36,0 % (функциональная дислалия, физиологическая дислалия, стёртая дизартрия, фасцикулярные подёргивания языка, дизартрия, ограничения подвижности языка вверх, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), задержка речевого развития, ОНР, II и IV уровня речевого развития).

Отклонения психического развития обнаружены у 3 детей - 12,0 % (поведенческие нарушения, страхи).

Зубо-челюстные аномалии (зубные болезни) - кариес встречаются у 10 третьеклассников - 40,0 %.

Аллергией страдают 3 школьника - 12,0 % (аллергический ринит, аллергический гиперкератоз кожных покровов головы, лекарственная аллергия).

Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) выявлены у 3 учащихся - 12,0 % (функциональное расстройство питания, энтеробиоз, дисбактериоз кишечника, диспепсия).

Новообразования регистрируются у 4 третьеклассников - 16,0 % (кисты, медулиобластома, опухоли).

Кардиологические нарушения отмечаются у 4 -16,0% (синусовая аритмия, неопределённая позиция сердца, синдром ранней реполяризации, функциональный шум в сердце, функциональная кардиопатия, открытое овальное окно (ООО), врождённый порок сердца (ВПС), дефект межпредсердной перегородки (ДМПП) недостаточность кровообращения 0 степени (отсутсутвует) (НКо)).

Задержка физического развития диагностируется эндокринологом у 1 мальчика - 4 %.

У 1 ученицы обнаружен вульвит - 4 %. Также выявлен хламидиоз - 4 %.

Полученные результаты говорят о высокой частоте заболеваний ОДА, неврологических и глазных патологий, болезней ЛОР-органов и зубов (рисунок).

Для оценки успеваемости младших школьников с ОНР детей распределили по группам успешности в соответствии с отметками, полученными ими по основным учебным предметам в течение учебного года (таблица 2).

1 группа наиболее успешные 5-4,5 (преимущественно отметки 5).

2 группа 4,4-4,0 вполне успешные (отметки 5 и 4).

3 группа 3,9-3,5 менее успешные (преимущественно отметки 4).

4 группа 3,4-3,0 и < наименее успешные (преимущественно отметки 3).

Рисунок. Патологии, выявленные у учащихся 3 классов с ОНР из МБОУ «СОШ № 43» г. Белгорода (п = 25)

Таблица 2

Сводная успешность обучения по основным учебным предметам учащихся 3-х классов МБОУ «СОШ № 43» г. Белгорода (п = 25)

Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся 5 14 3 3

Можно отметить, что в целом дети с ОНР, обучающиеся в 3-х классах, кажутся вполне успешными. Такая картина складывается только потому, что есть предметы, при изучении которых школьники могут проявить себя, и ОНР не препятствует изучению материала. Но по другим предметам такие ученики сталкиваются с серьёзными трудностями, вызванными, прежде всего, спецификой дефекта ОНР (таблица 3).

Так, большую сложность для учащихся представляет русский язык, поскольку он предполагает изучение таких разделов, как лексика, грамматика, фонетика, которые нарушены при ОНР.

Успеваемость по литературному чтению невелика. Это объясняется тем, что нарушения чтения часто диагностируются у младших школьников, имеющих ОНР.

Английский язык также оказался в ряду трудно дающихся предметов, так как если неусвоена одна речевая система, изучение второй не будет протекать благополучно.

Больше половины третьеклассников (15 детей) показали низкий уровень математических знаний. Данное обстоятельство вызвано нарушениями высших психических функций (словесно-логического мышле-

ния, восприятия, памяти, внимания), составляющими вторичные отклонения в структуре ОНР.

Кроме того, в большинстве случаев (14 детей) сведения об окружающем мире у школьников с ОНР оказываются недостаточными. Это также обусловлено тем, что речевые отклонения мешают познанию окружающего. У обучающихся отмечаются нечёткие, зачастую ошибочные представления вместо верного значения и образа слова.

Обучение музыке у испытуемых не вызвало серьёзных проблем, однако у части детей (8) всё же замечены некоторые трудности в изучении данного предмета, что обусловлено нарушением ритма, имеющего место в симптоматике ОНР.

У значительного числа обследованных (14) обнаружены трудности в обучении изобразительному искусству, различающиеся по степени выраженности от лёгких до значительных. Причина этого - нарушение графомоторных функций, нередко регистрирующееся при ОНР и препятствующее рисованию.

Технология вызывает значительные трудности лишь у 3 детей, потому что мелкая моторика в младшем школьном возрасте относительно развита по сравнению с более тонкими движениями кисти, участвующими в процессе рисования.

Успеваемость по физической культуре оказывается высокой из-за согласования требований педагога к обучающимся с уровнем их физического развития. Детям предлагались задания, ориентированные на низкий уровень физического развития.

Выводы.

1. Для младших школьников с ОНР характерно отклонение показателей физического развития от сред-

Таблица 3

Успешность обучения по каждому учебному предмету учащихся 3-х классов МБОУ «СОШ № 43» г. Белгорода (п = 25)

Русский язык Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 1, 4 % 5,20 % 8,32 % 11, 4 %

Литературное чтение Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 8,32 % 8,32 % 7,28 % 2,8 %

Английский язык Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 2,8 % 5,20 % 9,36 % 9,36 %

Математика Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 2,8 % 8,32 % 5,20 % 10,40 %

Окружающий мир Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 5,20 % 7,28 % 8,32 % 5,20 %

Музыка Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 17,68 % 8,32 % 0,0 % 0,0 %

Изобразительное искусство (ИЗО) Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 11, 44 % 5,20 % 6,24 % 3,12 %

Технология Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 16,64 % 6,24 % 3,12 % 0,0 %

Физическая культура Группа успешности Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Число обучающихся, % 19,76 % 4,16 % 1, 4 % 1, 4 %

них возрастных норм. Показатели роста и веса у младших школьников, имеющих ОНР, находятся на низком уровне развития - 64 %. У 16 % детей вес избыточен. Нормальное развитие регистрируется у 20 % третьеклассников.

2. Обучающиеся помимо ОНР имеют целый «букет» сопутствующих заболеваний, главным образом ортопедических, неврологических, лор-органов, глазных и зубных болезней.

3. Медицинские работники занижают количество детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Опрос родителей, педагогов и медработника показал, что состояние здоровья школьников не соответствует данным, отражённым в медицинских картах. По нашим данным, это несоответствие достигает 72 %.

4. Успеваемость по основным предметам варьируется от низкой (3,17) до вполне достаточной (4,93). Значительные трудности представляют русский язык, английский язык, математика, окружающий мир. Нередко наблюдаются проблемы с литературным чтением, поскольку при ОНР могут возникать нарушения техники чтения и понимания прочитанного. При обучении изобразительному искусству отмечаются трудности от существенных до незначительных. Это объясняется спецификой общего недоразвития речи: отклонениями в лексике, грамматике, фонетической и фонематической сторонах речи и чтении, нечёткими, зачастую ошибочными представлениями вместо верного значения и образа слова, то есть неусвоением речевой системы родного языка; нарушением графомоторных функций и мелкой моторики в целом, недостаточностью высших психических функций (словесно-логического мышления, восприятия, памяти, внимания) и ритма, составляющими вторичные отклонения в структуре ОНР.

Более успешны младшие школьники оказались в музыке, технологии и физической культуре.

Полученные данные отражают наметившуюся тенденцию снижения показателей физического развития, уровня здоровья детей в Белгородской области [2, 3, 4, 10; 11, с. 74]. Данная ситуация вызвана рядом причин, немалую роль в этом играет и рост числа детей, имеющих ОНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкие показатели физического развития, уровня здоровья и успешности обучения младших школьников с ОНР - серьёзная проблема, требующая пристального внимания педагогов, медиков и работников сферы физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических ис-

следований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

2. Банченко, Т. С. Использование здоровьесберегающих

технологий в условиях ГПД / Т. С. Банченко // Педаго-

гические и психофизиологические проблемы адаптации детей и молодежи: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции (18-22 марта 2013 г.). - Белгород, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://veseloe.gvarono.ru/metod/razr-ucit/banchenko-tsZstatia.pdf (дата обращения: 09.09.2015)

3. Бусловская, Л. К. Здоровьесберегающие технологии в

начальном образовании: учеб.-метод. пособие для бакалавров и магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» / Л. К. Бусловская, А. Ю. Ковтуненко, Ю. П. Рыжкова. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. - 136 с.

4. Бусловская, Л. К. Физиологические аспекты адаптации

младших школьников к учебным нагрузкам / Л. К. Бус-ловская // Педагогические и психофизиологические проблемы адаптации детей и молодежи: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции (18-22 марта 2013 г.). - Белгород, 2013 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://hdl.handle.net/123456789/7285

5. Василевский, И. В. Часто болеющие дети: практические

подходы к иммунокорригирующей терапии / И. В. Василевский // Медицина [Электронный ресурс]. -2008. - № 2. Режим доступа: http://medicine.belmapo. by/download/2008/magazine_08_2.pdf. Дата обращения 9 сентября 2015.

6. Высочин, Ю. В. Физическое развитие и здоровье детей

/ Ю. В. Высочин, В. И. Шапошникова // Физическая культура в школе. - 1999. - № 1. - С. 69-72.

7. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической дея-

тельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для вузов/ Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - М.: Академия, 2002. - 264 с.

8. Коровина, Н. А. Иммунокорригирующая терапия часто

и длительно болеющих детей: руководство для врачей / Н. А. Коровина, А. В. Чебуркин, А. Л. Заплатни-ков, И. Н. Захарова. - М., 1998. - 44 с.

9. Мазанова, Е. В. Школьный логопункт. Документация,

планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов / Е. В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 125 с.

10. Павлюк, О. С. Мониторинг физического и психического здоровья детей и подростков в г. Белгород и Белгородской области / О. С. Павлюк, Г.В. Калмыкова, Ж. Ю. Чефранова // Педагогические и психофизиологические проблемы адаптации детей и молодежи: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции (18-22 марта 2013 г.). - Белгород, 2013 1т: Ь^:/^!. handle.net/123456789/7309

11. Образование Белгородской области. Статистический

ежегодник. 2011-2012 учебный год / под общей редакцией Ю.В. Коврижных. - Белгород, 2012. - 176 с.

12. Рубан, А. П. Иммунореабилитация часто и длительно

болеющих детей: учеб-метод. пособие; БелМАПО: Минск, 2013. - 28 с.

13. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. -М.: Академия, 2012. - 480 с.

peculiarity of physical development, health and academic success of junior school students with general speech pathology

S. Dudkina, Post-graduate student, Department of Theory and Methods of Physical Education Belgorod State National Research University

Contact information for correspondence: 308015, Belgorod, 85 Pobedy street, e-mail: [email protected]

More often children enter the primary school with the diagnosis «the general speech pathology» (GSP). It renders a substantial negative influence on a specific character of physical development, health condition and academic success of junior school students. Twenty-five junior school students with GSP of level III and IV participated in the study. To detect students' GSP, testing of speech development level according to E.V. Ma-zanova's recommendations was used. Physical development, health and academic success were studied using the analysis of scientific and methodological sources and documentary materials, testing, expert evaluation, surveys (conversations, questionnaires), plantography and methods of mathematical statistics. The findings of the study are the following:

- for junior school students with GSP, the indices deviation of physical development from average age norms is characteristically. Indices of growth and weight among junior school students, having GSP, are on a low development level of 64 %;

- students have numerous concomitant diseases besides GSP;

- medical people underestimate the number of children having deviations in health on 72 %;

- progress on the compulsory subjects varies from a low (3.17) up to quite a sufficient (4.93) level.

The findings reflect an emerging trend of decreasing physical development indices and a level of children health in Belgorod region. Low indices of physical development, the level of health and academic success of the junior school students with GSP is a grand problem requiring close attention of educators, physicians and specialists in the area of physical education.

Keywords: peculiarity, physical development, level of health, deviation in health, academic success, junior school students, general speech pathology, primary school.

References:

1. Ashmarin B.A. Teoriia i metodika pedagogicheskikh issle-dovanii v fizicheskom vospitanii [The theory and a technique of pedagogical researches in physical training: a grant for students, graduate students and the teacher. in-t physical. cultures]. Moscow, «Fizkul'tura i sport», 1978, 223 p.

2. Banchenko T.S. Use of health saving technologies in the conditions of GPD. Pedagogicheskie i psikhofizio-

logicheskie problemy adaptatsii detei i molodezhi: Mate-rialy Vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauch-no-prakticheskoi Internet-konferentsii, 18 - 22 marta, Belgorod, 2013 g. [Pedagogical and psychophysiological problems of adaptation of children and youth: Materials of the scientific and practical Internet conference, All-Russian with the international participation, on March 18 - 22, Belgorod, 2013], Available at: http://veseloe. gvarono.ru/metod/razr-ucit/banchenko-ts/statia.pdf. (Accessed 09 september 2015) (in Russian)

3. Buslovskaia L.K., Kovtunenko A.Iu., Ryzhkova Iu.P. Zdorov'esberegaiushchie tekhnologii v nachal'nom obra-zovanii [Health saving technologies in primary education]. Belgorod, IPK NIU "BelGU", 2011, 136 p.

4. Buslovskaia L.K. Physiological aspects of adaptation ofju-nior school students to academic loads. Pedagogicheskie i psikhofiziologicheskie problemy adaptatsii detei i molo-dezhi: Materialy Vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchas-tiem nauchno-prakticheskoi Internet-konferentsii, 18 - 22 marta, Belgorod, 2013 g. [Pedagogical and psychophysiological problems of adaptation of children and youth: Materials of the scientific and practical Internet conference, All-Russian with the international participation, on March 18 - 22, Belgorod, 2013], Available at: http://hdl. handle.net/123456789/7285. (Accessed 09 september 2015) (in Russian)

5. Vasilevskii I.V. Frequent the ill children: practical approaches to immunocorrective therapy. Meditsina [Medicine], 2008, vol. 2. Available at: http://medicine.belma-po.by/download/2008/magazine_08_2.pdf. (Accessed 09 september 2015) (in Russian)

6. Vysochin Iu.V., Shaposhnikova V.I. Physical development and health of children. Fizicheskaia kul'tura v shkole [Physical culture at school], 1999, no 1, pp. 69-72 (in Russian).

7. Zhelezniak Iu. D., Petrov P. K. Osnovy nauchno-metod-icheskoideiatel'nosti v fizicheskoikul'ture isporte [Bases of scientific and methodical activity in physical culture and sport]. Moscow, Akademiia, 2002, 264 p.

8. Korovina N.A., Cheburkin A.V., Zaplatnikov A.L., Zakharo-va I.N. Immunokorrigiruiushchaia terapiia chasto i dlitel'no boleiushchikh detei. Rukovodstvo dlia vrachei [Immunocorrective therapy of frequent and long the ill children. The management for doctors]. Moscow, 1998, 44 p.

9. Mazanova E.V. Shkol'nyi logopunkt. Dokumentatsiia, planirovanie i organizatsiia korrektsionnoi raboty: metod-icheskoe posobie dlia uchitelei-logopedov [School logopunkt. Documentation, planning and organization of correctional work: a methodical grant for teachers-log-opedists]. Moscow, Izdatel'stvo GNOM i D, 2009, 125 p.

10. Pavliuk O.S., Kalmykova G.V., Chefranova Zh.Iu. Monitoring of physical and mental health of children and teenagers to Belgorod and in Belgorod region. Peda-gogicheskie i psikhofiziologicheskie problemy adaptatsii detei i molodezhi: Materialy Vserossiiskoi s mezhdunarod-nym uchastiem nauchno-prakticheskoi Internet-konfer-entsii, 18 - 22 marta, Belgorod, 2013 g. [Pedagogical and psychophysiological problems of adaptation of children and youth: Materials of the scientific and practical Internet conference, All-Russian with the international participation, on March 18 - 22, Belgorod, 2013], Available at: http://hdl.handle.net/123456789/7309. (Accessed 09 september 2015) (in Russian)

11. Obrazovanie Belgorodskoi oblasti. Statisticheskii ezhegod-nik. 2011-2012 uchebnyigod [Education of the Belgorod region. Statistical year-book. 2011-2012 academic year] / Pod obshchei redaktsiei lu.V. Kovrizhnykh. Belgorod, 2012, 176 p.

12. Ruban A.P. Immunoreabilitatsiia chasto i dlitel'no bolei-ushchikh detei [Immunorehabilitation of frequent and long-term ill children]. Minsk, BelMAPO, 2013, 28 p.

13. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriiaimetodika fiziches-koi kul'tury i sporta [Theory and technique of physical culture and sport]. Moscow, Akademiia, 2012, 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.