Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СО СПОСОБНОСТЬЮ К САМОКОНТРОЛЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СО СПОСОБНОСТЬЮ К САМОКОНТРОЛЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаев Дмитрий Юрьевич, Сахарова Татьяна Николаевна

Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников. Процедура и методы. Первым этапом стало определение среднего балла успеваемости школьников. Вторым этапом - изучение самоконтроля младших школьников с помощью методики «Продолжи узор» Т. А. Буяновой в модификации Г. Ф. Кумариной. Далее нами была осуществлена статистическая обработка - был проведён корреляционный анализ связи уровня самоконтроля школьников с их школьной успеваемостью. Результаты. Значимая положительная связь была найдена между уровнем самоконтроля младших школьников и школьной успеваемостью. Чем выше уровень выраженности самоконтроля, тем выше успеваемость учащегося. Теоретическая и/или практическая значимость. На основании полученных данных могут быть разработаны рекомендации по повышению самоконтроля младших школьников, а значит, и уровня их успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаев Дмитрий Юрьевич, Сахарова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN ACADEMIC PERFORMANCE AND SELF-CONTROL ABILITY IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Aim of the study was to investigate the relationship between academic performance and the self-control ability of primary schoolchildren. Methodology. The first step was to determine the average grade of schoolchildren. The second stage was the study of self-control of primary schoolchildren using the method “Continue the pattern” by T. A. Buyanova modified by G. F. Kumarina. Further, we carried out statistical processing - the correlation analysis of the relationship between the level of self-control of primary schoolchildren and their academic performance. Results. A significant positive relationship was found between the level of self-control of primary schoolchildren and their academic performance. The higher self-control primary schoolchildren have, the higher academic performance they are characterized by. Research implications. Based on the data obtained, recommendations can be developed to improve primary schoolchildren’s self-control, and the level of their academic performance.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СО СПОСОБНОСТЬЮ К САМОКОНТРОЛЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

УДК 159 . 9 . 07

DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-76-85

исследование связи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников

Булаев Д. Ю, Сахарова Т. Н.

Московский педагогический государственный университет

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Российская Федерация

Аннотация

Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников.

Процедура и методы. Первым этапом стало определение среднего балла успеваемости школьников. Вторым этапом - изучение самоконтроля младших школьников с помощью методики «Продолжи узор» Т. А. Буяновой в модификации Г. Ф. Кумариной. Далее нами была осуществлена статистическая обработка - был проведён корреляционный анализ связи уровня самоконтроля школьников с их школьной успеваемостью. Результаты. Значимая положительная связь была найдена между уровнем самоконтроля младших школьников и школьной успеваемостью. Чем выше уровень выраженности самоконтроля, тем выше успеваемость учащегося.

Теоретическая и/или практическая значимость. На основании полученных данных могут быть разработаны рекомендации по повышению самоконтроля младших школьников, а значит, и уровня их успеваемости.

Ключевые слова: самоконтроль, субъективный контроль, когнитивное развитие, школьная успеваемость, младшие школьники

STuDY OF THE RELATiONSHiP BETWEEN ACADEMiC PERFORMANCE AND SELF-CONTROL ABÍLÍTY iN PRÍMARY SCHOOLCHÍLDREN

D. Bulaev, T. Sakharova

Moscow State Pedagogical University

1 Malaya Pirogovskaya ul, building 1,119991 Moscow, Russian Federation

© CC BY Булаев Д. Ю . , Сахарова Т. Н . , 2021.

Abstract

Aim of the study was to investigate the relationship between academic performance and the self-control ability of primary schoolchildren.

Methodology. The first step was to determine the average grade of schoolchildren. The second stage was the study of self-control of primary schoolchildren using the method "Continue the pattern" by T. A. Buyanova modified by G. F. Kumarina. Further, we carried out statistical processing - the correlation analysis of the relationship between the level of self-control of primary schoolchildren and their academic performance.

Results. A significant positive relationship was found between the level of self-control of primary schoolchildren and their academic performance. The higher self-control primary schoolchildren have, the higher academic performance they are characterized by.

Research implications. Based on the data obtained, recommendations can be developed to improve primary schoolchildren's self-control, and the level of their academic performance. Keywords: self-control, subjective control, self-control ability, cognitive development, school performance, primary schoolchildren

Введение

В современном динамичном мире с постоянно меняющимися условиями существования человеку необходимо обладать набором определённых личностных характеристик, которые смогут обеспечить эффективную адаптацию и продуктивное функционирование . Одной из таких характеристик является самоконтроль [14, p. 1079]. Существуют разные подходы к определению рассматриваемого понятия . В целом можно выделить следующие виды самоконтроля: самоконтроль как часть структуры деятельности (Д . Б . Эльконин, Л . С. Выготский, П . Я . Гальперин, Г. С . Никифоров), самоконтроль

как двойная система (W. Hofmann, M . Friese, F. Strack), самоконтроль над импульсами, эмоциями и поведением (B . Emmons, L. Moore, I . Toner, P. Maszk, N . G . Eisenberg, I . K. Guthrie), самоконтроль и когнитивный контроль (S . Scherbaum, S . Frisch, A . Holfert, D . O'Hora, M . Dshemuchadse), самоконтроль в социально-когнитивной теории (А . Бандура), самоконтроль

в когнитивной теории (Ф . Н . Кафнер, Д . Мейхенбаум), самоконтроль в теории «истощения эго» (Р. Ф . Баумейстер) .

Если рассматривать самоконтроль в широком смысле, «...данный конструкт представляет собой способность человека к контролю собственного поведения, мыслей и эмоций» [18, р . 325]. Д . Б . Эльконин в рамках отечественной теории деятельности предлагает следующее определение самоконтроля: «.самоконтроль представляет собой действие, которое заключается в сопоставлении воспроизводимого действия и его результата с образцом через предварительный образ» [10, с . 117]. Отечественный психолог П . Я . Гальперин придерживался мнения о том, что «. самоконтроль представляет собой сознательное регулирование и планирование деятельности, базирующееся на анализе изменений, происходящих в предмете труда и позволяющих достичь поставленной цели» [4, с . 89]. Учёный предлагал рассматривать три компонента в структуре самоконтроля: 1) волевой компонент - возможность осуществления

волевого усилия для достижения цели, 2) процессуальный компонент - совершение деятельности разными способами, 3) мотивационный компонент - желание и готовность овладевать новыми умениями [4].

В данной работе мы рассматриваем способность к самоконтролю как часть эмоционального интеллекта. Так, Д . Гоулман в своей теории эмоционального интеллекта предлагает определять самоконтроль как «... способность человека управлять собственными эмоциональными реакциями через осознание своих эмоций, чтобы остаться позитивным и гибким» [5, с . 379]. Основоположник теории отложенного удовольствия как составляющей самоконтроля У. Мишел придерживается мнения о том, что самоконтроль представляет собой когнитивный навык, и человек, владеющий им, сам выбирает, в каких ситуациях применять его, а в каких - нет

Способность к самоконтролю развивается у личности поэтапно, начиная с момента рождения ребёнка [3]. В течение жизни на развитие самоконтроля человека оказывают влияние различного рода факторы, в число которых входят когнитивные, личностные, физиологические, средовые и социальные факторы [7; 16]. Особенно важным для развития самоконтроля периодом выступает младший школьный возраст, поскольку «. именно в этом возрасте начинается процесс школьного обучения ребёнка» [2, с . 70]. Чтобы добиться успехов в обучении, ученику нужно научиться контролировать свои действия, соотнося их с требованиями школы Внешний контроль со стороны взрослого, который определяет рамки поведения

младшего школьника, постепенно усваивается ребёнком в виде самоконтроля как компонента учебной деятельности [6, с . 8].

Можно говорить о том, что самоконтроль не только позволяет обеспечить эффективное протекание всей внешней деятельности, но и определяет внутреннюю согласованность всех психических процессов человека [11, р . 715].

Существует значительное количество исследований в области психологии и педагогики, которые раскрывают психологические особенности формирования самоконтроля в младшем школьном возрасте в контексте осуществления учебной деятельности [1; 8; 9]

Поскольку ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, известный отечественный психолог Д . Б . Эльконин придерживался мнения о том, что для такого ребёнка крайне важным становится развитие способности к произвольной саморегуляции для того, чтобы усваивать школьные знания и строить взаимоотношения с учителями и сверстниками. Значительное количество детей при поступлении в школу испытывает существенные трудности с самоконтролем, связанные с поддержанием дисциплины в классе и взаимодействием со сверстниками

Стоит отметить, что самоконтроль позволяет человеку обеспечить эффективное осуществление различных видов деятельности [17]. Связь самоконтроля и успешности осуществления деятельности активно изучалась У. Мишелом, лонгитюдные исследования которого являются самыми известными в данной проблемной об-

ласти . В ходе этого эксперимента, названного экспертами «зефирным тестом», детям предлагали выбрать между сиюминутным и отложенным вознаграждением - они могли съесть одну сладость сразу или же получить две сладости через 15 минут. Судьбу участников эксперимента отслеживали в течение 40 лет, и было выявлено, что дети, показавшие высокий самоконтроль, добились больших успехов в учёбе в школе, они также получали более высокие оценки в университете [15]. С. К . Фельдман, М . Мартинес-Понс, Д . Шахам обнаружили, что дети, характеризующиеся как обладатели высокого уровня самоконтроля, получают более высокие оценки при обучении на компьютерных курсах [17]. Т. М . Флинн смог показать, что улучшение самоконтроля приводит к улучшению школьной успеваемости [13].

В данной статье мы поставили цель изучить взаимосвязь школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников

и провести исследование на российской выборке В качестве показателя академической успешности в настоящей работе мы рассматриваем среднюю оценку школьной успеваемости В процессе разработки теоретических основ проблемы самоконтроля и развития когнитивной сферы у младших школьников нами была сформулирована гипотеза исследования - уровень самоконтроля младших школьников положительно коррелирует со школьной успеваемостью

Процедура, методы и методики исследования

Первым этапом исследования стало вычисление средней оценки школьной успеваемости детей В данном исследовании средний балл рассматривается в качестве показателя когнитивных способностей учащегося

Вторым этапом исследования стало изучение самоконтроля младших школьников с помощью методики «Продолжи узор» Т. А . Буяновой

Таблица 1 / Table 1

Четыре уровня самоконтроля «Продолжи узор» / Four levels of self-control in the "Continue the pattern"

Уровень Характеристика самоконтроля

4-й уровень а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно .

3-й уровень при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки .

2-й уровень а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок .

1-й уровень при наличии ошибок к заданию не возвращается .

Источник: Кумарина Г. Ф . Диагностика готовности детей к обучению в школе .

Основные этапы и критерии отбора детей в коррекционные классы .

М. : НИИ теории истории педагогики АПН СССР, 1990.

в модификации Г. Ф . Кумариной . Рассматриваемая методика предоставляет возможность оценить общий уровень выполнения задания, уровень самоконтроля, а также уровень развития графических навыков . В настоящем исследовании нами были использованы только данные, касающиеся сферы самоконтроля учащихся

Навыки самоконтроля младших школьников оценивались по четырём уровням (табл . 1) .

Третьим этапом исследования стала статистическая обработка результатов с помощью программы IBM SPSS Statistics. Нами был проведён корреляционный анализ связи уровня самоконтроля школьников с их школьной успеваемостью

Заключительным этапом исследования стали формирование выводов по гипотезе и обсуждение результатов

Характеристика выборки

В исследовании приняли участие 28 учеников 1-х классов в возрасте от 6 до 7 лет (14 мальчиков и 14 девочек) . Исследование было проведено на локализованной базе ГБОУ Школа 1908.

Результаты

Средний балл является средней оценкой школьной успеваемости ребёнка . Средние баллы младших школьников, принимавших участие в исследовании, размещены в таблице для наглядности представления результатов (табл 2)

Далее нами были проанализированы полученные в методике «Продолжи узор» данные: 46,4% учащихся справились с заданием на максимальном уровне и характеризуются высоким

Таблица 2 / Table 2

Показатели успеваемости по выборке / Performance indicators for a sample

№ Пол Средний балл

1 Ж 4,3

2 Ж 4,7

3 Ж 3,4

4 Ж 4,3

5 Ж 4,6

6 Ж 4,1

7 Ж 4,8

8 Ж 4,5

9 Ж 4

10 Ж 4,7

11 Ж 4,3

12 Ж 3,2

13 Ж 4,3

14 Ж 4,8

15 М 4,6

16 М 4,2

17 М 4,4

18 М 3,7

19 М 4,1

20 М 4

21 М 3,4

22 М 4,4

23 М 4,2

24 М 4,5

25 М 4,5

25 М 4,4

27 М 4,6

28 М 4

Источник: данные авторов .

уровнем самоконтроля; 28,6% учеников частично справились с заданием, однако имеют высокий уровень самоконтроля; 10,7% - имеют второй уровень самоконтроля, и 14,3% - низкий, первый уровень самоконтроля (рис. 1) .

Последним этапом стал подсчёт уровня связи между средним баллом, отражающим школьную успеваемость

Рис. 1 / Fig. 1. Оценка самоконтроля младших школьников по методике «Продолжи узор» / Assessment of self-control of primary schoolchildren using the "Continue the pattern" method

Источник: данные авторов .

учащихся, и уровнем самоконтроля по методике «Продолжи узор» .

Коэффициент ранговой корреляции Пирсона в данном случае составил г=0,48 при подсчёте для всей выборки, что является статистически значимой связью - таким образом, мы можем заключить, что, чем выше уровень самоконтроля, тем выше успеваемость учащегося При подсчёте отдельно для выборки девочек и для выборки мальчиков (г=0,49 и г=0,49 соответственно), не было найдено статистически значимых связей . Это может свидетельствовать о том, что хорошо развитый самоконтроль обеспечивает высокий средний балл вне зависимости от гендерных различий

Обсуждение

Значимая положительная связь была найдена между уровнем самоконтроля младших школьников, измеренного стандартизированной шкалой, и таким показателем когни-

тивной развитости психики ребёнка, как школьная успеваемость . Таким образом, чем выше уровень выраженности самоконтроля, тем выше успеваемость учащегося . Вполне вероятно, что дети с более высоким уровнем самоконтроля способны лучше фокусироваться на задании и прохождении школьной программы . Это в очередной раз подтверждает высокое значение развития самоконтроля как навыка для дальнейшей успешной учебной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Мы можем заключить, что цель исследования была достигнута - нами была изучена взаимосвязь школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников С помощью корреляционного анализа нам удалось показать, что, чем выше уровень выраженности самоконтроля у младшего школьника, тем выше успеваемость учащегося

Таким образом, если уже на этапе младшего школьного возраста успешно развивать самоконтроль у ребёнка, то это позволит ему на последующих этапах своего развития и взросления развивать свой потенциал с максимальным успехом, добиваться высокой академической успешности

Исходя из этого, одним из перспективных направлений в развитии младших школьников могут стать создание и апробация техник и программ, нацеленных на развитие их способности к самоконтролю

Особенно важным рассматриваемое направление дальнейшего исследования данной темы кажется в связи

с возросшим количеством новых работ о когнитивных особенностях детей, рождённых в эпоху цифровых технологий . В частности, у них выделяют такие особенности когнитивной сферы, как низкая способность к концентрации внимания, общее снижение способности к длительному восприятию информации, импульсивность Возможно, что подобные особенности, которые напрямую связаны с успешным освоением образовательных программ, можно хотя бы частично сгладить за счёт развития их способности к самоконтролю

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

ЛИТЕРАТУРА

I. Бормотова М. М. Управление качеством педагогического образования средствами самоконтроля // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2. С. 88-94.

2 . Буланова О . Е . , Воронкова И . В . , Костерина Л. А . Связь внимания и самоконтроля третьеклассников с использованием ими информационных технологий [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 8 (6). URL: https://mir-nauki. com (дата обращения: 22.06.2021).

3. Габеева Л. Н . , Содномова Н . Б . Модель развития самоконтроля у младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 3. С. 68-71.

4. Гальперин П. Я. , Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М. : Издательство Московского университета, 1974. 150 с.

5 . Гоулман Д . Эмоциональный интеллект. М. : АСТ, 2008. 478 с.

6 . Дементий Л. И . Возрастные особенности самоконтроля, импульсивности и агрессив-

ности школьников // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2017. № 2. С.4-9 .

7. Жданова Н . М. , Мальцева Е . С. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 26-29.

8 . Зак А. З . , Сорокова М. Г. Диагностика сформированности метапредметных компе-

тенций у пятиклассников / Психологическая наука и образование . 2019 . Т. 11. № 2. С. 11-21. DOI: https://doi.org/10,17759/psyedu.2019110202

9 Зак А З , Сорокова М Г Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) // Психологическая наука и образование . 2017. Т. 9 . № 1. С. 1-14. DOI: 10,17759/psyedu.2017090101.

10 Эльконин Д Б Психология обучения младшего школьника М : Знание, 1974 315 c

II. Duckworth A . L. , Seligman M . E . The science and practice of self-control // Perspectives on Psychological Science. 2017. No. 12 (5). P. 715-718 .

12. Feldman S . C. , Martinez-Pons M. , Shaham D. The relationship of self-efficacy, self-regulation, and collaborative verbal behavior with grades: Preliminary findings // Psychological Reports. 1995. Vol. 77. P. 971-978.

13. Flynn T. M . Development of self-concept, delay of gratification and self-control and disadvantaged preschool children's achievement gain // Early Child Development & Care. 1985. Vol. 22. P. 65-72.

14 . Does self-control training improve self-control? A meta-analysis / M . Friese, J. Frankenbach,

V. Job, D. D. Loschelder // Perspectives on Psychological Science . 2017. No. 12 (6). P. 1077-1099.

15 . Mischel H . N. , Mischel W. The Development of Children's Knowledge of Self-Control

Strategies // Child Development 1983 Vol 54 No 3 P 603-619

16 . Partido B. B. , Stafford R. Association between emotional intelligence and academic per-

formance among dental hygiene students // Journal of dental education. 2018 . No. 82 (9). P. 974-979.

17. Self-control and academic achievement / A. L. Duckworth, J. L. Taxer, L. Eskreis-Winkler,

B. M. Galla, J. J. Gross // Annual Review of Psychology. 2019 . № 70 . P. 373-399. 18 . The heritability of self-control: A meta-analysis / Y. E. Willems, N. Boesen, J. Li, C Finkenauer, M Bartels // Neuroscience & Biobehavioral Reviews 2014 No 100 P. 324-334.

1. Bormotova M. M. [Quality management of pedagogical education by means of self-control], In: Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2011, no. 2, pp. 88-94.

2. Bulanova O. E . , Voronkova I. V. , Kosterina L. A. [Connection of attention and self-control of third-graders with their use of information technology] In: Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [World of Science . Pedagogy and psychology], 2020, no . 8 (6). Available at: https://mir-nauki com (accessed: 22 06 2021)

3. Gabeeva L. N. , Sodnomova N. B. [A model for the development of self-control in junior schoolchildren]. In: Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2017, no. 3, pp. 68 -71.

4 . Galperin P. Ya. , Kabylnitskaya S . L . Eksperimental'noe formirovanie vnimaniya [Experimental

formation of attention], Moscow, Moscow University Press Publ. , 1974. 150 p.

5 . Goleman D. Emocional'nyj intellekt [Emotional intelligence], Moscow, AST Publ. , 2008. 478 p.

6 . Dementy L. I . [Age characteristics of self-control, impulsivity and aggressiveness of

schoolchildren]. In: Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psihologiya [Bulletin of Omsk University. Series: Psychology], 2017, no. 2, pp. 4-9 . 7. Zhdanova N. M. , Maltseva E . S . [Self-control in the structure of educational activities of primary schoolchildren]. In: Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University], 2017, no . 3 (35), pp 26-29

8 . Zak A . Z . , Sorokova M . G. [Diagnostics of the formation of meta-subject competences

among fifth-graders]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2019, vol. 11, no. 2, pp. 11-21.DOI: https://doi. org/10,17759/psyedu.2019110202

9 . Zak A . Z . , Sorokova M . G . [Assessment of the formation of cognitive and regulatory meta-

subject competences of primary school graduates (when solving plot-logical problems)]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2017, vol . 9, no. 1, pp. 1-14. DOI: 10.17759 / psyedu. 2017090101

REFERENCES

10 . Elkonin D. B . Psihologiya obucheniya mladshego shkol'nika [Psychology of teaching a younger schoolboy] Moscow, Knowledge Publ. , 1974. 315 p.

11. Duckworth A . L. , Seligman M . E . The science and practice of self-control . In: Perspectives on Psychological Science, 2017, no. 12 (5), pp. 715-718 .

12. Feldman S . C. , Martinez-Pons M. , Shaham D. The relationship of self-efficacy, self-regulation, and collaborative verbal behavior with grades: Preliminary findings. In: Psychological Reports, 1995, vol. 77, pp. 971-978.

13. Flynn T. M. Development of self-concept, delay of gratification and self-control and disadvantaged preschool children's achievement gain. In: Early Child Development & Care, 1985, vol. 22, pp. 65-72.

14. Friese M. , Frankenbach J. , Job V. , Loschelder D. D. Does self-control training improve self-control? A meta-analysis. In: Perspectives on Psychological Science, 2017, no. 12 (6), pp. 1077-1099.

15 . Mischel H . N. , Mischel W. The Development of Children's Knowledge of Self-Control

Strategies In: Child Development, 1983, vol 54, no 3, pp 603-619

16 . Partido B. B. , Stafford R. Association between emotional intelligence and academic

performance among dental hygiene students. In: Journal of dental education, 2018, no. 82 (9), pp 974-979

17. Duckworth A. L. , Taxer J. L. , Eskreis-Winkler L. , Galla B. M. , Gross J. J. Self-control and

academic achievement. In: Annual Review of Psychology, 2019, no. 70, pp. 373-399. 18 . Willems Y. E . , Boesen N. , Li J. , Finkenauer C. , Bartels M. The heritability of self-control: A meta-analysis . In: Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2014, no. 100, pp. 324-334.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Булаев Дмитрий Юрьевич - аспирант психологии Московского педагогического государственного университета; e-mail: bulaevd@yandex. ru

Сахарова Татьяна Николаевна - кандидат психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета;

e-mail: sakharova@mail. ru; ORCID: 0000-0002-1380-4812

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Dmitry Yu. Bulaev -Postgraduate student, Department of Psychology; Moscow State Pedagogical University;

e-mail: bulaevd@yandex. ru

Tatiana N. Sakharova - Dr. Sci. (Psychology), Prof, and Dean, Department of Psychology ,

Moscow State Pedagogical University;

e-mail: sakharova@mail. ru; ORCID: 0000-0002-1380-4812

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Булаев Д . Ю . , Сахарова Т. Н . Исследование связи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2021. № 3. С. 76-85. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-76-85

FOR CITATION

Bulaev D. Yu . , Sakharova T. N . Study of the relationship between academic performance and self-control ability in primary schoolchildren . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological sciences, 2021, no. 3, рp. 76-85. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-76-85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.