педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
УДК 159 . 9 . 07
DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-76-85
исследование связи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников
Булаев Д. Ю, Сахарова Т. Н.
Московский педагогический государственный университет
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Российская Федерация
Аннотация
Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников.
Процедура и методы. Первым этапом стало определение среднего балла успеваемости школьников. Вторым этапом - изучение самоконтроля младших школьников с помощью методики «Продолжи узор» Т. А. Буяновой в модификации Г. Ф. Кумариной. Далее нами была осуществлена статистическая обработка - был проведён корреляционный анализ связи уровня самоконтроля школьников с их школьной успеваемостью. Результаты. Значимая положительная связь была найдена между уровнем самоконтроля младших школьников и школьной успеваемостью. Чем выше уровень выраженности самоконтроля, тем выше успеваемость учащегося.
Теоретическая и/или практическая значимость. На основании полученных данных могут быть разработаны рекомендации по повышению самоконтроля младших школьников, а значит, и уровня их успеваемости.
Ключевые слова: самоконтроль, субъективный контроль, когнитивное развитие, школьная успеваемость, младшие школьники
STuDY OF THE RELATiONSHiP BETWEEN ACADEMiC PERFORMANCE AND SELF-CONTROL ABÍLÍTY iN PRÍMARY SCHOOLCHÍLDREN
D. Bulaev, T. Sakharova
Moscow State Pedagogical University
1 Malaya Pirogovskaya ul, building 1,119991 Moscow, Russian Federation
© CC BY Булаев Д. Ю . , Сахарова Т. Н . , 2021.
Abstract
Aim of the study was to investigate the relationship between academic performance and the self-control ability of primary schoolchildren.
Methodology. The first step was to determine the average grade of schoolchildren. The second stage was the study of self-control of primary schoolchildren using the method "Continue the pattern" by T. A. Buyanova modified by G. F. Kumarina. Further, we carried out statistical processing - the correlation analysis of the relationship between the level of self-control of primary schoolchildren and their academic performance.
Results. A significant positive relationship was found between the level of self-control of primary schoolchildren and their academic performance. The higher self-control primary schoolchildren have, the higher academic performance they are characterized by.
Research implications. Based on the data obtained, recommendations can be developed to improve primary schoolchildren's self-control, and the level of their academic performance. Keywords: self-control, subjective control, self-control ability, cognitive development, school performance, primary schoolchildren
Введение
В современном динамичном мире с постоянно меняющимися условиями существования человеку необходимо обладать набором определённых личностных характеристик, которые смогут обеспечить эффективную адаптацию и продуктивное функционирование . Одной из таких характеристик является самоконтроль [14, p. 1079]. Существуют разные подходы к определению рассматриваемого понятия . В целом можно выделить следующие виды самоконтроля: самоконтроль как часть структуры деятельности (Д . Б . Эльконин, Л . С. Выготский, П . Я . Гальперин, Г. С . Никифоров), самоконтроль
как двойная система (W. Hofmann, M . Friese, F. Strack), самоконтроль над импульсами, эмоциями и поведением (B . Emmons, L. Moore, I . Toner, P. Maszk, N . G . Eisenberg, I . K. Guthrie), самоконтроль и когнитивный контроль (S . Scherbaum, S . Frisch, A . Holfert, D . O'Hora, M . Dshemuchadse), самоконтроль в социально-когнитивной теории (А . Бандура), самоконтроль
в когнитивной теории (Ф . Н . Кафнер, Д . Мейхенбаум), самоконтроль в теории «истощения эго» (Р. Ф . Баумейстер) .
Если рассматривать самоконтроль в широком смысле, «...данный конструкт представляет собой способность человека к контролю собственного поведения, мыслей и эмоций» [18, р . 325]. Д . Б . Эльконин в рамках отечественной теории деятельности предлагает следующее определение самоконтроля: «.самоконтроль представляет собой действие, которое заключается в сопоставлении воспроизводимого действия и его результата с образцом через предварительный образ» [10, с . 117]. Отечественный психолог П . Я . Гальперин придерживался мнения о том, что «. самоконтроль представляет собой сознательное регулирование и планирование деятельности, базирующееся на анализе изменений, происходящих в предмете труда и позволяющих достичь поставленной цели» [4, с . 89]. Учёный предлагал рассматривать три компонента в структуре самоконтроля: 1) волевой компонент - возможность осуществления
волевого усилия для достижения цели, 2) процессуальный компонент - совершение деятельности разными способами, 3) мотивационный компонент - желание и готовность овладевать новыми умениями [4].
В данной работе мы рассматриваем способность к самоконтролю как часть эмоционального интеллекта. Так, Д . Гоулман в своей теории эмоционального интеллекта предлагает определять самоконтроль как «... способность человека управлять собственными эмоциональными реакциями через осознание своих эмоций, чтобы остаться позитивным и гибким» [5, с . 379]. Основоположник теории отложенного удовольствия как составляющей самоконтроля У. Мишел придерживается мнения о том, что самоконтроль представляет собой когнитивный навык, и человек, владеющий им, сам выбирает, в каких ситуациях применять его, а в каких - нет
Способность к самоконтролю развивается у личности поэтапно, начиная с момента рождения ребёнка [3]. В течение жизни на развитие самоконтроля человека оказывают влияние различного рода факторы, в число которых входят когнитивные, личностные, физиологические, средовые и социальные факторы [7; 16]. Особенно важным для развития самоконтроля периодом выступает младший школьный возраст, поскольку «. именно в этом возрасте начинается процесс школьного обучения ребёнка» [2, с . 70]. Чтобы добиться успехов в обучении, ученику нужно научиться контролировать свои действия, соотнося их с требованиями школы Внешний контроль со стороны взрослого, который определяет рамки поведения
младшего школьника, постепенно усваивается ребёнком в виде самоконтроля как компонента учебной деятельности [6, с . 8].
Можно говорить о том, что самоконтроль не только позволяет обеспечить эффективное протекание всей внешней деятельности, но и определяет внутреннюю согласованность всех психических процессов человека [11, р . 715].
Существует значительное количество исследований в области психологии и педагогики, которые раскрывают психологические особенности формирования самоконтроля в младшем школьном возрасте в контексте осуществления учебной деятельности [1; 8; 9]
Поскольку ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, известный отечественный психолог Д . Б . Эльконин придерживался мнения о том, что для такого ребёнка крайне важным становится развитие способности к произвольной саморегуляции для того, чтобы усваивать школьные знания и строить взаимоотношения с учителями и сверстниками. Значительное количество детей при поступлении в школу испытывает существенные трудности с самоконтролем, связанные с поддержанием дисциплины в классе и взаимодействием со сверстниками
Стоит отметить, что самоконтроль позволяет человеку обеспечить эффективное осуществление различных видов деятельности [17]. Связь самоконтроля и успешности осуществления деятельности активно изучалась У. Мишелом, лонгитюдные исследования которого являются самыми известными в данной проблемной об-
ласти . В ходе этого эксперимента, названного экспертами «зефирным тестом», детям предлагали выбрать между сиюминутным и отложенным вознаграждением - они могли съесть одну сладость сразу или же получить две сладости через 15 минут. Судьбу участников эксперимента отслеживали в течение 40 лет, и было выявлено, что дети, показавшие высокий самоконтроль, добились больших успехов в учёбе в школе, они также получали более высокие оценки в университете [15]. С. К . Фельдман, М . Мартинес-Понс, Д . Шахам обнаружили, что дети, характеризующиеся как обладатели высокого уровня самоконтроля, получают более высокие оценки при обучении на компьютерных курсах [17]. Т. М . Флинн смог показать, что улучшение самоконтроля приводит к улучшению школьной успеваемости [13].
В данной статье мы поставили цель изучить взаимосвязь школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников
и провести исследование на российской выборке В качестве показателя академической успешности в настоящей работе мы рассматриваем среднюю оценку школьной успеваемости В процессе разработки теоретических основ проблемы самоконтроля и развития когнитивной сферы у младших школьников нами была сформулирована гипотеза исследования - уровень самоконтроля младших школьников положительно коррелирует со школьной успеваемостью
Процедура, методы и методики исследования
Первым этапом исследования стало вычисление средней оценки школьной успеваемости детей В данном исследовании средний балл рассматривается в качестве показателя когнитивных способностей учащегося
Вторым этапом исследования стало изучение самоконтроля младших школьников с помощью методики «Продолжи узор» Т. А . Буяновой
Таблица 1 / Table 1
Четыре уровня самоконтроля «Продолжи узор» / Four levels of self-control in the "Continue the pattern"
Уровень Характеристика самоконтроля
4-й уровень а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно .
3-й уровень при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки .
2-й уровень а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок .
1-й уровень при наличии ошибок к заданию не возвращается .
Источник: Кумарина Г. Ф . Диагностика готовности детей к обучению в школе .
Основные этапы и критерии отбора детей в коррекционные классы .
М. : НИИ теории истории педагогики АПН СССР, 1990.
в модификации Г. Ф . Кумариной . Рассматриваемая методика предоставляет возможность оценить общий уровень выполнения задания, уровень самоконтроля, а также уровень развития графических навыков . В настоящем исследовании нами были использованы только данные, касающиеся сферы самоконтроля учащихся
Навыки самоконтроля младших школьников оценивались по четырём уровням (табл . 1) .
Третьим этапом исследования стала статистическая обработка результатов с помощью программы IBM SPSS Statistics. Нами был проведён корреляционный анализ связи уровня самоконтроля школьников с их школьной успеваемостью
Заключительным этапом исследования стали формирование выводов по гипотезе и обсуждение результатов
Характеристика выборки
В исследовании приняли участие 28 учеников 1-х классов в возрасте от 6 до 7 лет (14 мальчиков и 14 девочек) . Исследование было проведено на локализованной базе ГБОУ Школа 1908.
Результаты
Средний балл является средней оценкой школьной успеваемости ребёнка . Средние баллы младших школьников, принимавших участие в исследовании, размещены в таблице для наглядности представления результатов (табл 2)
Далее нами были проанализированы полученные в методике «Продолжи узор» данные: 46,4% учащихся справились с заданием на максимальном уровне и характеризуются высоким
Таблица 2 / Table 2
Показатели успеваемости по выборке / Performance indicators for a sample
№ Пол Средний балл
1 Ж 4,3
2 Ж 4,7
3 Ж 3,4
4 Ж 4,3
5 Ж 4,6
6 Ж 4,1
7 Ж 4,8
8 Ж 4,5
9 Ж 4
10 Ж 4,7
11 Ж 4,3
12 Ж 3,2
13 Ж 4,3
14 Ж 4,8
15 М 4,6
16 М 4,2
17 М 4,4
18 М 3,7
19 М 4,1
20 М 4
21 М 3,4
22 М 4,4
23 М 4,2
24 М 4,5
25 М 4,5
25 М 4,4
27 М 4,6
28 М 4
Источник: данные авторов .
уровнем самоконтроля; 28,6% учеников частично справились с заданием, однако имеют высокий уровень самоконтроля; 10,7% - имеют второй уровень самоконтроля, и 14,3% - низкий, первый уровень самоконтроля (рис. 1) .
Последним этапом стал подсчёт уровня связи между средним баллом, отражающим школьную успеваемость
Рис. 1 / Fig. 1. Оценка самоконтроля младших школьников по методике «Продолжи узор» / Assessment of self-control of primary schoolchildren using the "Continue the pattern" method
Источник: данные авторов .
учащихся, и уровнем самоконтроля по методике «Продолжи узор» .
Коэффициент ранговой корреляции Пирсона в данном случае составил г=0,48 при подсчёте для всей выборки, что является статистически значимой связью - таким образом, мы можем заключить, что, чем выше уровень самоконтроля, тем выше успеваемость учащегося При подсчёте отдельно для выборки девочек и для выборки мальчиков (г=0,49 и г=0,49 соответственно), не было найдено статистически значимых связей . Это может свидетельствовать о том, что хорошо развитый самоконтроль обеспечивает высокий средний балл вне зависимости от гендерных различий
Обсуждение
Значимая положительная связь была найдена между уровнем самоконтроля младших школьников, измеренного стандартизированной шкалой, и таким показателем когни-
тивной развитости психики ребёнка, как школьная успеваемость . Таким образом, чем выше уровень выраженности самоконтроля, тем выше успеваемость учащегося . Вполне вероятно, что дети с более высоким уровнем самоконтроля способны лучше фокусироваться на задании и прохождении школьной программы . Это в очередной раз подтверждает высокое значение развития самоконтроля как навыка для дальнейшей успешной учебной деятельности
Заключение
Мы можем заключить, что цель исследования была достигнута - нами была изучена взаимосвязь школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников С помощью корреляционного анализа нам удалось показать, что, чем выше уровень выраженности самоконтроля у младшего школьника, тем выше успеваемость учащегося
Таким образом, если уже на этапе младшего школьного возраста успешно развивать самоконтроль у ребёнка, то это позволит ему на последующих этапах своего развития и взросления развивать свой потенциал с максимальным успехом, добиваться высокой академической успешности
Исходя из этого, одним из перспективных направлений в развитии младших школьников могут стать создание и апробация техник и программ, нацеленных на развитие их способности к самоконтролю
Особенно важным рассматриваемое направление дальнейшего исследования данной темы кажется в связи
с возросшим количеством новых работ о когнитивных особенностях детей, рождённых в эпоху цифровых технологий . В частности, у них выделяют такие особенности когнитивной сферы, как низкая способность к концентрации внимания, общее снижение способности к длительному восприятию информации, импульсивность Возможно, что подобные особенности, которые напрямую связаны с успешным освоением образовательных программ, можно хотя бы частично сгладить за счёт развития их способности к самоконтролю
Статья поступила в редакцию 30.06.2021
ЛИТЕРАТУРА
I. Бормотова М. М. Управление качеством педагогического образования средствами самоконтроля // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2. С. 88-94.
2 . Буланова О . Е . , Воронкова И . В . , Костерина Л. А . Связь внимания и самоконтроля третьеклассников с использованием ими информационных технологий [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 8 (6). URL: https://mir-nauki. com (дата обращения: 22.06.2021).
3. Габеева Л. Н . , Содномова Н . Б . Модель развития самоконтроля у младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 3. С. 68-71.
4. Гальперин П. Я. , Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М. : Издательство Московского университета, 1974. 150 с.
5 . Гоулман Д . Эмоциональный интеллект. М. : АСТ, 2008. 478 с.
6 . Дементий Л. И . Возрастные особенности самоконтроля, импульсивности и агрессив-
ности школьников // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2017. № 2. С.4-9 .
7. Жданова Н . М. , Мальцева Е . С. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 26-29.
8 . Зак А. З . , Сорокова М. Г. Диагностика сформированности метапредметных компе-
тенций у пятиклассников / Психологическая наука и образование . 2019 . Т. 11. № 2. С. 11-21. DOI: https://doi.org/10,17759/psyedu.2019110202
9 Зак А З , Сорокова М Г Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) // Психологическая наука и образование . 2017. Т. 9 . № 1. С. 1-14. DOI: 10,17759/psyedu.2017090101.
10 Эльконин Д Б Психология обучения младшего школьника М : Знание, 1974 315 c
II. Duckworth A . L. , Seligman M . E . The science and practice of self-control // Perspectives on Psychological Science. 2017. No. 12 (5). P. 715-718 .
12. Feldman S . C. , Martinez-Pons M. , Shaham D. The relationship of self-efficacy, self-regulation, and collaborative verbal behavior with grades: Preliminary findings // Psychological Reports. 1995. Vol. 77. P. 971-978.
13. Flynn T. M . Development of self-concept, delay of gratification and self-control and disadvantaged preschool children's achievement gain // Early Child Development & Care. 1985. Vol. 22. P. 65-72.
14 . Does self-control training improve self-control? A meta-analysis / M . Friese, J. Frankenbach,
V. Job, D. D. Loschelder // Perspectives on Psychological Science . 2017. No. 12 (6). P. 1077-1099.
15 . Mischel H . N. , Mischel W. The Development of Children's Knowledge of Self-Control
Strategies // Child Development 1983 Vol 54 No 3 P 603-619
16 . Partido B. B. , Stafford R. Association between emotional intelligence and academic per-
formance among dental hygiene students // Journal of dental education. 2018 . No. 82 (9). P. 974-979.
17. Self-control and academic achievement / A. L. Duckworth, J. L. Taxer, L. Eskreis-Winkler,
B. M. Galla, J. J. Gross // Annual Review of Psychology. 2019 . № 70 . P. 373-399. 18 . The heritability of self-control: A meta-analysis / Y. E. Willems, N. Boesen, J. Li, C Finkenauer, M Bartels // Neuroscience & Biobehavioral Reviews 2014 No 100 P. 324-334.
1. Bormotova M. M. [Quality management of pedagogical education by means of self-control], In: Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2011, no. 2, pp. 88-94.
2. Bulanova O. E . , Voronkova I. V. , Kosterina L. A. [Connection of attention and self-control of third-graders with their use of information technology] In: Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [World of Science . Pedagogy and psychology], 2020, no . 8 (6). Available at: https://mir-nauki com (accessed: 22 06 2021)
3. Gabeeva L. N. , Sodnomova N. B. [A model for the development of self-control in junior schoolchildren]. In: Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2017, no. 3, pp. 68 -71.
4 . Galperin P. Ya. , Kabylnitskaya S . L . Eksperimental'noe formirovanie vnimaniya [Experimental
formation of attention], Moscow, Moscow University Press Publ. , 1974. 150 p.
5 . Goleman D. Emocional'nyj intellekt [Emotional intelligence], Moscow, AST Publ. , 2008. 478 p.
6 . Dementy L. I . [Age characteristics of self-control, impulsivity and aggressiveness of
schoolchildren]. In: Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psihologiya [Bulletin of Omsk University. Series: Psychology], 2017, no. 2, pp. 4-9 . 7. Zhdanova N. M. , Maltseva E . S . [Self-control in the structure of educational activities of primary schoolchildren]. In: Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University], 2017, no . 3 (35), pp 26-29
8 . Zak A . Z . , Sorokova M . G. [Diagnostics of the formation of meta-subject competences
among fifth-graders]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2019, vol. 11, no. 2, pp. 11-21.DOI: https://doi. org/10,17759/psyedu.2019110202
9 . Zak A . Z . , Sorokova M . G . [Assessment of the formation of cognitive and regulatory meta-
subject competences of primary school graduates (when solving plot-logical problems)]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2017, vol . 9, no. 1, pp. 1-14. DOI: 10.17759 / psyedu. 2017090101
REFERENCES
10 . Elkonin D. B . Psihologiya obucheniya mladshego shkol'nika [Psychology of teaching a younger schoolboy] Moscow, Knowledge Publ. , 1974. 315 p.
11. Duckworth A . L. , Seligman M . E . The science and practice of self-control . In: Perspectives on Psychological Science, 2017, no. 12 (5), pp. 715-718 .
12. Feldman S . C. , Martinez-Pons M. , Shaham D. The relationship of self-efficacy, self-regulation, and collaborative verbal behavior with grades: Preliminary findings. In: Psychological Reports, 1995, vol. 77, pp. 971-978.
13. Flynn T. M. Development of self-concept, delay of gratification and self-control and disadvantaged preschool children's achievement gain. In: Early Child Development & Care, 1985, vol. 22, pp. 65-72.
14. Friese M. , Frankenbach J. , Job V. , Loschelder D. D. Does self-control training improve self-control? A meta-analysis. In: Perspectives on Psychological Science, 2017, no. 12 (6), pp. 1077-1099.
15 . Mischel H . N. , Mischel W. The Development of Children's Knowledge of Self-Control
Strategies In: Child Development, 1983, vol 54, no 3, pp 603-619
16 . Partido B. B. , Stafford R. Association between emotional intelligence and academic
performance among dental hygiene students. In: Journal of dental education, 2018, no. 82 (9), pp 974-979
17. Duckworth A. L. , Taxer J. L. , Eskreis-Winkler L. , Galla B. M. , Gross J. J. Self-control and
academic achievement. In: Annual Review of Psychology, 2019, no. 70, pp. 373-399. 18 . Willems Y. E . , Boesen N. , Li J. , Finkenauer C. , Bartels M. The heritability of self-control: A meta-analysis . In: Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2014, no. 100, pp. 324-334.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Булаев Дмитрий Юрьевич - аспирант психологии Московского педагогического государственного университета; e-mail: bulaevd@yandex. ru
Сахарова Татьяна Николаевна - кандидат психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета;
e-mail: sakharova@mail. ru; ORCID: 0000-0002-1380-4812
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Dmitry Yu. Bulaev -Postgraduate student, Department of Psychology; Moscow State Pedagogical University;
e-mail: bulaevd@yandex. ru
Tatiana N. Sakharova - Dr. Sci. (Psychology), Prof, and Dean, Department of Psychology ,
Moscow State Pedagogical University;
e-mail: sakharova@mail. ru; ORCID: 0000-0002-1380-4812
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Булаев Д . Ю . , Сахарова Т. Н . Исследование связи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2021. № 3. С. 76-85. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-76-85
FOR CITATION
Bulaev D. Yu . , Sakharova T. N . Study of the relationship between academic performance and self-control ability in primary schoolchildren . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological sciences, 2021, no. 3, рp. 76-85. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-76-85