Исследование особенностей теоретического мышления у интеллектуально одаренных учеников с высоким уровнем культурной конгруэнтности
Цивильская Екатерина Анасовна,
аспирант, ассистент кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected]
Баянова Лариса Фаритовна,
доктор психологических наук, доцент, завкафедрой педагогической психологии Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected]
В статье приводятся качественные и количественные результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей теоретического мышления интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста с высоким уровнем культурной конгруэнтности (соответствия нормативной ситуации). Экспериментальным путем выявлено три уровня культурной конгруэнтности в зависимости от соответствия поведения младшего школьника правилам в нормативной ситуации. Проведен сравнительный анализ показателей интеллектуального потенциала младших школьников с разным уровнем культурной конгруэнтности. Установлены достоверные различия по показателям Ю и теоретического мышления во всех группах испытуемых. Обнаружены и описаны достоверные связи между возрастом и культурной конгруэнтностью интеллектуально одаренных школьников, а также показателями теоретического мышления и успеваемостью детей. Результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам с целью повышения эффективности решения ими реально возникающих в образовательном учреждении задач возрастно-психологического характера.
Ключевые слова: социальная ситуация развития, культурная конгруэнтность, нормативная ситуация, норма, правило, культура, субъект культуры, дети младшего школьного возраста, теоретическое мышление, интеллектуальный потенциал, одаренность, интеллект.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ Про-ект№ 15-06-10954а
В рамках концепции Н.Е. Вераксы «нормативная ситуация» определяется как «стандартная ситуация социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения» [4].
Д. Кантер выделяет следующие ситуации, где протекает повседневная жизнь [10], а, следовательно, там реализуются нормы и правила поведения человека: дом, рабочее место (школа), общественные ассоциации (кружки, секции), публичные места (музеи, кафе, парк).
Психология при исследовании ребенка в нормативной ситуации призвана выявить то, каким образом ребенок дифференцирует правило в ситуации, как он выстраивает свое отношение к нему, насколько у ребенка сформирована внутренняя установка (диспозиция) по отношению к предъявляемой норме [3]. Понятие «культурная конгруэнтность» определяет степень соответствия ребенка нормативной ситуации. Оценку культурной конгруэнтности младшего школьника способен произвести взрослый, транслирующий заданные культурой правила [12].
В младшем школьном возрасте происходят глубокие изменения в психологическом облике ребенка, развиваются различные сферы его психики. Одним из основных психологических новообразований в младшем школьном возрасте, формируемых в учебной деятельности, считается теоретическое мышление [5], [6]. Нами была предпринята попытка исследовать особенности теоретического мышления интеллектуально одаренных младших школьников с высоким уровнем культурной конгруэнтности.
В исследовании приняли участие учащиеся вторых, третьих и четвертых классов общеобразовательных школ г.Казани и г.Чистополя [11], [15], [16]. Общий объем выборки составил 251 человек в возрасте от 8 до 11 лет с нормой интеллектуального развития. Необходимо отметить, что общая выборка характеризуется нормальностью (коэффициент Колмогорова-Смирнова = 0,691, при р = 0,727). В диагностических целях были применены следующие методики:
1. «Методика определения культурной конгруэнтности младшего школьника» Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская, Р.М. Байрамян, К.С. Чулю-кин. Методика направлена на исследование особенностей соответствия поведения младшего школьника типичному спектру правил, характерных возрасту субъекта и принятых в данной культуре [13].
со ^
0
сч
со
01
Рис.1. График нормального распределения выборки
2. «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелл, направленный на измерение «свободного» интеллекта, не связанным с усвоением каких-либо специфических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т. п.). Интеллектуальные способности оцениваются с помощью перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через способности восприятия;
3. «Новый метод диагностики сформиро-ванности действий планирования» И.Н. Феде-кин. Исследуется операциональная сторона теоретического мышления (мыслительные действия и операции), необходимые для развития рефлексивных умений [9];
4. Методика «Шаги петуха-2» А.З. Зак. Методика направлена на диагностику теоретического мышления, являющегося одним из основных психологических новообразований в младшем школьном возрасте, формируемых в учебной деятельности [7].
Рис.2. Гистограмма распределения испытуемых по уровням их культурной конгруэнтности
По результатам проведения методики 1. было выявлено, что интерактивный (высокий) уровень
культурной конгруэнтности наблюдается у 16,33% детей младшего школьного возраста (41 человек). Поведение данной группы детей соответствует правилам нормативной ситуации, на своем примере они транслируют норму поведения для сверстников. Рефлексивный (средний) уровень характерен для 68,13% испытуемых (171 человек). Данная группа детей знает и понимает требуемые от них правила поведения и может им соответствовать, однако менее успешна в регулярном выполнении требуемых правил. 15,54% испытуемых имеют перцептивный (низкий) уровень культурной конгруэнтности (39 человек). Групповые нормы являются незначимыми для данной категории детей либо не могут выполняться регулярно.
После изучения результатов диагностики культурной конгруэнтности с помощью F-критерия Фишера были установлены достоверные различия по показателям интеллектуального потенциала (Ю) исследуемых групп младших школьников (Табл. 1).
Таблица 1
Результаты статистической достоверности различий средних арифметических по показателям интеллектуального потенциала
Показате- Средние Средние Средние Р- Р
ли теоре- значения в значения в значения в крите- (уро-
тического группе с группе с группе с рий вень
мышления интерак- рефлек- перцеп- Фишера зна-
тивным сивным тивным чимо-
уровнем уровнем уровнем сти)
культурной культурной культурной
конгруэнт- конгруэнт- конгруэнт-
ности ности ности
Ю 116,66 107,49 92,15 27,289 0,000
(Р. Кет-
телл)
Рис. 3. Гистограмма показателей интеллектуального потенциала у детей с разным уровнем культурной конгруэнтности
Однофакторный анализ показал, что в группе детей со средним уровнем культурной конгруэнтности показатели Ю находятся в пределах 90-110 баллов, что является средним значением интеллектуального потенциала (107,49 баллов). Дети с низким уровнем культурной конгруэнтности также имеют средние значения Ю (92,15 баллов). Дети с высоким уровнем культурной конгруэнтности имеют высокие показатели Ю (116,66), что может свидетельствовать об их интеллектуальной одаренности. Данные достоверно различаются ^ = 27,289
при р=0,000) и свидетельствуют о том, что с повышением уровня культурной конгруэнтности повышается уровень интеллектуального потенциала.
Результаты методики диагностики сформиро-ванности действий планирования показали, что дети с высоким уровнем культурной конгруэнтности имеют анализирующий тип планирования (2,41). Результаты достоверно различаются ^=8,334 при р = 0, 000) (Таблица 2).
Таблица 2
Результаты статистической достоверности различий средних арифметических по показателям теоретического мышления
Показате- Средние Средние Средние Р- Р
ли теоре- значения в значения в значения в крите- (уро-
тического группе с группе с группе с рий вень
мышления интерак- рефлек- перцеп- Фише- зна-
тивным сивным тивным ра чимо-
уровнем уровнем уровнем сти)
культурной культурной культурной
конгруэнт- конгруэнт- конгруэнт-
ности ности ности
Тип 2,41 1,99 1,90 8,334 0,000
плани-
рования
(И.Н.Фе
декин)
Теоре- 2,05 1,83 1,44 5,035 0,007
тиче-
ское
мышле-
ние
(А.З.
Зак)
Результаты методики диагностики сформиро-ванности действий планирования свидетельствуют о том, что дети с высоким уровнем культурной конгруэнтности значительно опережают своих сверстников. Обнаружено, что с повышением уровня культурной конгруэнтности уровень внутреннего плана действия повышается, дети в уме продумывают ход задачи, что позволяет им быстро решать аналогичные по условиям задачи. Дети с интерактивным уровнем культурной конгруэнтности имеют анализирующий тип планирования (2,41). Они легко указывает на ошибки в решении задачи, так как ошибки противоречат ее условиям. Предлагают осуществлять многочисленные попытки до тех пор, пока задача не будет решена. Однако сами попытки не систематизированы, случайны. Они соблюдают те правила, которые обговорены в условиях или ограничиваются повторением тех условий задачи, которые нарушать нельзя, т.е. повторяют, объясняют задачу еще раз. Просят повторить задание еще раз, до тех пор, пока все условия не будут поняты.
Диагностика теоретического мышления показала средние значения в группе с интерактивным уровнем культурной конгруэнтности (2,05 балла); в группе с рефлексивным уровнем (1,83 балла); в группе с перцептивным уровнем (1,44 баллов). Данные достоверно различаются (Р = 5,035 при р=0,007). Результаты диагностики свидетельствуют о том, что с повышением уровня культурной конгруэнтности повышается уровень развития
теоретического мышления. Дети с более высокими показателями теоретического мышления выполняли задание сосредоточенно, с интересом, увлеченно, не отвлекаясь; внимательно слушали, быстро, четко и легко выполняли инструкцию; дети были уверенными и спокойными. После чувствовали радость от выполненного задания.
Корреляционный анализ:
Далее мы предприняли попытку определить связи между возрастом, успеваемостью детей, их показателями теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей.
Рис.6. Коррелограмма по уровню статистической значимости Выс.ур. (41 чел.)
Анализ корреляций между результатами используемых нами методик показал, что в группе детей с высоким уровнем культурной конгруэнтности наблюдается обратная связь культурной конгруэнтности с возрастом детей (-0,414' при р<0,01). То есть, чем младше ребенок, тем более он культурно конгруэнтен, выполняет правила, заданные нормативной ситуацией. Данные правила посвящены учебной деятельности, послушанию, самоконтролю, социальному взаимодействию. Мы можем выдвинуть предположение, чем старше становится ребенок, тем меньше он хочет исполнять требуемые учителями и родителями правила. Это может быть связано с меняющейся социальной ситуацией развития, которая направлена на межличностные отношения. В группе детей с высоким уровнем культурной конгруэнтности наблюдается обратная связь теоретического мышления с успеваемостью (4,414 баллов) детей (-0,393 при р<0,05). То есть, в данной группе высокий показатель успеваемости не определяет высокий уровень развития теоретического мышления. Это может быть следствием возраста испытуемых (8-9 лет).
Выводы
Интеллектуальный потенциал способствует развитию теоретического мышления. Имея высокий уровень интеллектуального потенциала, ребенок не всегда будет иметь развитое теоретическое мышление, которое формируется в процессе
00 ^
0
сч
со
01
успешного развивающего обучения и с учетом возраста ребенка.
В дальнейшем нам предстоит выяснить, по каким индивидуально-психологическим показателям интеллектуально одаренные дети с высоким уровнем культурной конгруэнтности отличаются от других групп испытуемых. Дети с высоким уровнем культурной конгруэнтности интеллектуально одарены, но их теоретическое мышление находится в стадии развития. Они имеют средний уровень развития действий планирования, чаще действуя эмпирически. Это в большей степени учащиеся второго класса (35 человек из 41; 85,37%). Результаты в данной группе детей доказывают, что в случае успешного решения задач на теоретическое мышление ученик также покажет высокий уровень и по интеллектуальной методике.
Заключение
Исследование осуществлено с ориентацией на методологию культурной детерминации становления психики в онтогенезе. Полученные результаты доказывают теорию Л.С.Выготского о влиянии социальной ситуации развития на формирование психических новообразований младших школьников [2], [13].
Доказано существование особенностей развития мышления и интеллектуальных способностей младших школьников, связанных с уровнем культурной конгруэнтности детей.
Практические рекомендации на основе результатов проведенного исследования направлены на их использование в целях оптимизации социализации младших школьников в нормативной ситуации.
Результаты нашего исследования могут помочь психологам в построении системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения; педагогам и родителям в построении эффективного образовательного процесса и воспитательного процессов детей с учетом возрастных и поведенческих особенностей младших школьников [14].
По результатам полученных данных, мы считаем, что методика определения культурной конгруэнтности младшего школьника» Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская, Р.М. Байрамян, К.С. Чулю-кин может быть использована специалистами (психологами, педагогами) и родителями для определения уровня готовности ребенка к школе. А также комиссией по приему в гимназию для определения уровня интеллектуального потенциала, уровня соответствия поведения ребенка культурным требованиям и, как следствие, вероятностного прогнозирования особенностей его обучения в стенах гимназии и возможности отклоняющегося (девиантного) поведения.
Работа выполнена при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0».
Литература
1. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии.// Филология и культура. Philologie and Culture. - 2012- №3.-C.294-299.
2. Баянова Л.Ф., Байрамян P.M. О взаимодействии ребенка и правила в зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №2. - С.14-21.
3. Баянова Л.Ф., Цивильская Е.А. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников // Научный педагогический и психологический журнал «Образование и саморазвитие». ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», №3 (41) 2014. - с.73-78 ISSN 1991-7740 (из перечня ВАК)
4. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно - диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. - 2000. - № 1. - С. 81 - 107.
5. Ермаков С.С. Диагностика уровня развития теоретического способа мышления у интеллектуально одаренных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С.116-128. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/3892.phtml (дата обращения: 20.10.2017)
6. Зак А.З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. Оценка готовности к начальной и средней школе. Контроль развития в период 6 - 10 лет. М.: Генезис, 2007. 160 с.
7. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. C. 36-41// Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» ISSN: 2074-5885 [E-journal «Psychological Science and Education psyedu.ru» 2014, № 2 ].
8. Пащенко А. К. Развитие нормативного поведения младших школьников: дис. ... канд.психол.н.: 19.00.05.— М., 2010. — 201 с.
9. Федекин И.Н. Новый метод диагностики сформированности действий планирования [Электронный текст] // Вестник № 7, 2000. URL: http://experiment.lv/rus/biblio/vestnik_7/v7_fedekin_ne wmetod.htm.
10. Цивильская Е.А. Индивидуально-психологические особенности младших школьников при разном уровне соответствия нормативной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб.статей: -Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып.54. - Ч. 4. - с. 233 -241. - ISSN 2311-1305 (из перечня ВАК)
11. Цивильская Е.А. Нормативное пространство младших школьников общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений в России // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб.статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып.50. - Ч. 3. - с. 299 - 305. - ISSN 2311-1305 (из перечня ВАК)
12. Bayanova L. F., Mustafin T. R. Factors of compliance of a child with rules in a Russian cultural context // European Early Childhood Education Research Journal. 24:3, 2016. - P. 357-364.
13. Bayanova L.F., Tsivilskaya E.A., Bayramyan R. M., Chulyukin K.S. A cultural congruence test for primary school students // Psychology in Russia: State of the Art. Volume 9, Issue 4, 2016. - P. 94-105.
14.Tsivilskaya E.A. Communicative Properties of the Personality and Cultural Congruence at Younger school age // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. Volume 20, Special Issue 3, 2016. - P. 65-71.
15. Tsivilskaya E.A. Study of Cultural Congruence in Graders. The Social Sciences, 10, 2015. - P. 813-816.
16.Tsivilskaya E.A. Cultural congruence criterion evaluation among junior schoolchildren // QUID. Special Issue N°1, 2017. - pp. 833-838. ISSN: 1692-343X, Medellin-Colombia.
Theoretical Thinking Features Study for Intelligently Gifted
Students with High Cultural Congruence Level Tsivilskaya E.A., Bayanova L.F
Institute of Psychology and Education of Kazan (Volga) Federal University
Qualitative and quantitative results of the empirical research directed to identification of theoretical thinking features for intelligently exceptional primary school students with the high level of cultural congruence are given in article (standard compliance). Three levels of congruence depending on the rules compliance behavior in a standard situation are experimentally discovered for the primary school students. The comparative analysis of intellectual potential indicators of primary school students with different level of cultural congruence is carried out. Reliable differences by indicators of IQ and theoretical thinking in all groups of examinees are established. Reliable coherence between age and cultural congruence of intelligently gifted school students as well as indicators of theoretical thinking and progress of children are discovered and described. Research results can be useful for teachers and psychologists helping increase the decision efficiency concerning the problems of age and psychology arising in educational institution. Keywords: social development situation, cultural congruence, standard situation, norm, rule, culture, subject of culture, primary school students, theoretical thinking, intellectual potential, endowments, intelligence. References
1. Bayanova LF To the formulation of the problem of the subject of
culture in psychology. / / Philology and Culture. Philologie and Culture. - 2012-? 3. C.294-299.
2. Bayanova LF, Bayramyan R.M. On the interaction of the child and
the rule in foreign development psychology // Modern preschool education. Theory and practice. - 2016. - №2. - P.14-21.
3. Bayanova LF, Tsivilskaya E.A. Features of the rules in the normative
situation of junior schoolchildren // Scientific pedagogical and psychological journal "Education and self-development." FGAOU HPE "Kazan (Privolzhsky) Federal University", No. 3 (41) 2014. -p.73-78 ISSN 1991-7740 (from the list of VAK)
4. Veraksa N.E. Personality and culture: structural - dialectical approach // Changes. Pedagogical Journal. - 2000. - No. 1. - P. 81 - 107.
5. Ermakov S.S. Diagnostics of the level of development of the theoretical way of thinking in intellectually gifted younger schoolchildren [Electronic resource] // Psychological science and education psyedu.ru. 2014. T.6. №2. P.116-128. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/3892.phtml (date of circulation: 20.10.2017)
6. Zack A.Z. Diagnosis of differences in thinking of younger schoolchildren. Assessment of readiness for primary and secondary school. Control of development in the period of 6 -10 years. Moscow: Genesis, 2007. 160 p.
7. Zack A.Z. Diagnostics of theoretical thinking in younger schoolchildren // Psychological Science and Education. 1997. № 2. C. 36-41 // Electronic Journal "Psychological Science and Education psyedu. ru »ISSN: 2074-5885 [E-journal« Psychological Science and Education psyedu.ru »2014, № 2].
8. Pashchenko AK Development of normative behavior of younger
schoolchildren: dis. ... candidate.psihol.n .: 19.00.05 .- M., 2010. - 201 with.
9. Federin I.N. A new method for diagnosing the formation of planning actions [Electronic text] // Bulletin No. 7, 2000. URL: http://experiment.lv/eng/biblio/vestnik_7/v7_fedekin_newmetod. htm.
10. Tsivilskaya E.A. Individual and psychological characteristics of younger schoolchildren at different levels of compliance with the normative situation // Problems of Modern Pedagogical Education. Ser .: Pedagogy and psychology. Articles: - Yalta: RIO GPA, 2017. - Issue 54. - Part 4. - p. 233 - 241. - ISSN 2311-1305 (from the list of VAK)
11. Tsivilskaya E.A. Normative space of junior schoolchildren of general education and special (correctional) institutions in Russia // Problems of Modern Pedagogical Education. Ser .: Pedagogy and psychology. Articles: - Yalta: RIO GPA, 2016. -Issue 50. - Part 3. - p. 299 - 305. - ISSN 2311-1305 (from the list of VAK)
12. Bayanova L. F., Mustafin T. R. Factors of compliance with a child with rules in the Russian cultural context // European Early Childhood Education Research Journal. 24: 3, 2016.-P. 357364.
13. Bayanova L.F., Tsivilskaya E.A., Bayramyan R. M., Chulyukin K.S. A cultural congruence test for primary school students // Psychology in Russia: State of the Art. Volume 9, Issue 4, 2016. - P. 94-105.
14. Tsivilskaya E.A. Communicative Properties of the Personality and Cultural Congruence at Younger school age // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. Volume 20, Special Issue 3, 2016. - P. 65-71.
15. Tsivilskaya E.A. Study of Cultural Congruence in Graders. The Social Sciences, 10, 2015. - P. 813-816.
16. Tsivilskaya E.A. Cultural congruence criterion evaluation among junior schoolchildren // QUID. Special Issue No. 1, 2017. - pp. 833-838. ISSN: 1692-343X, Medellin-Colombia.