Научная статья на тему 'Самооценка младшего школьника как субъекта культуры в нормативной ситуации развития'

Самооценка младшего школьника как субъекта культуры в нормативной ситуации развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
851
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ / НОРМАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРАВИЛО / КУЛЬТУРНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Байрамян Роксана Мамиконовна

Целью статьи является установить взаимосвязь самооценки и культурной конгруэнтности детей младшего школьного возраста как субъекта культуры, посредством взаимодействия ребенка и правила в нормативной ситуации развития. Вся социальная ситуация ребёнка связана с учебной деятельностью, что ведёт к трансформации контекста развития детей всего культурного пространства, в которое погружен субъект учебной деятельности в начальной школе. Культура в данном случае предъявляет новый спектр норм и правил, на основе которых формируется самооценка в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Байрамян Роксана Мамиконовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самооценка младшего школьника как субъекта культуры в нормативной ситуации развития»

Самооценка младшего школьника как субъекта культуры в нормативной ситуации

развития

Байрамян Роксана Мамиконовна

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Институт Психологии и Образования, г. Казань

Ключевые слова:

самооценка, субъект культуры, нормативная ситуация, правило, культурная конгруэнтность

Аннотация

Целью статьи является установить взаимосвязь самооценки и культурной конгруэнтности детей младшего школьного возраста как субъекта культуры, посредством взаимодействия ребенка и правила в нормативной ситуации развития. Вся социальная ситуация ребёнка связана с учебной деятельностью, что ведёт к трансформации контекста развития детей - всего культурного пространства, в которое погружен субъект учебной деятельности в начальной школе. Культура в данном случае предъявляет новый спектр норм и правил, на основе которых формируется самооценка в младшем школьном возрасте.

Введение

Культурное пространство психического развития ребенка сводится к субъективному освоению социальных норм и правил.

Ребенок, находясь в нормативной ситуации, окружен многими требованиями, регламентом, предписаниями поведения. Следование требуемым нормам и правилам ребенком социально одобряется. Но большинству детей становится сложным соответствовать социальным предписаниям в ситуации социокультурного взаимодействия. Это может привести к трансформации контекста культурного развития ребенка, в данном случае ребенок сам является субъектом создания новых норм и правил.

Н. Е. Веракса понимает нормативную ситуацию как стандартную ситуацию социального взаимодействия, в которой наиболее точно определены правила поведения в социуме (Н.Е. Веракса, 2000).Как субъект культуры ребенок должен быть конгруэнтен тем правилам в нормативной ситуации, в которой он оказывается.

Субъект культуры определяется как человек, взаимодействующий с культурой как с системой нормативных ситуаций, сознательно отражающий их и проявляющий соответствие культурным нормам в своем поведении, общении, деятельности (Л.Ф. Баянова, 2012).

Младший школьник входит в новую социальную ситуацию развития, в новые отношения с действительностью, отличные от предыдущего - дошкольного возраста. Эта социальная ситуация развития требует от младшего школьника особой деятельности - учебной. Учебная деятельность направлена на усвоение определенных знаний, умений, навыков, а также культурных норм и правил, аккумулированных человечеством. Всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Отметка на уроках для младшего школьника является своеобразной формой оценки. Через оценку учителем учащегося младших классов происходит выделение младшим школьником себя как предмета изменений в учебной

деятельности (Л.Ф. Обухова, 1996).

Л. С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка - обобщенное, то есть устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить целостное поведение в соответствии с социальными нормами (Л.С. Выготский, 1984).

Исходя из теоретических положений, можно полагать, что самооценка младшего школьника формируется под влиянием оценки и соответствия ей в нормативной ситуации развития. Важным моментом является рассмотрение взаимосвязи самооценки и культурной конгруэнтности, то есть соответствия типичным правилам, предъявляемым младшему школьнику в нормативной ситуации развития.

Цель исследования

Целью данного исследования явилось установить взаимосвязь самооценки и культурной конгруэнтности детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы:

1. Психодиагностические:

• Методика «Дорожки», предложенная Е. Фокиной на основе аналога социально-символических заданий, разработанных Б. Лонгом, Р. Циллером, Р. Хендерсоном и направленных на определение уровней самооценки, на измерение самоотношения и самоидентичности детей старше трех лет;

• Проективная методика «Рисование кругов» (Б. Лонг, Р. Циллер и Р. Хендерсон) на выявление социального «Я», на определение самооценки детей школьного возраста; •Методика определения культурной конгруэнтности младшего школьника (Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская, Р.М. Байрамян, К.С. Чулюкин).

2. Методы математической обработки эмпирических данных:

• Корреляционный анализ Пирсона в программе СПСС 17.0. Результаты

Для определения взаимосвязи самооценки и культурной конгруэнтности было проведено исследование детей младшего школьного возраста в количестве 55 респондентов, а также 2 учителей на базе МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 136» Приволжского района города Казани.

Детям 2 и 3 классов школы № 136 предоставлялся стимульный материал с соответствующей

оглашаемой инструкцией по выполнению заданий методик «Дорожки» (Е. Фокина) и «Рисование кругов» (Б. Лонг, Р. Циллер и Р. Хендерсон).

Учителям данных классов предоставлялась методика определения культурной конгруэнтности младшего школьника (Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская, Р.М. Байрамян, К.С. Чулюкин), где учителю предлагалось оценить соответствие каждого ребенка в классе типичным правилам для данного возраста, предъявляемых социальным окружением в нормативной ситуации развития (Bayanova L.F., Tsivilskaya Е.А., Ваугатуап R.M., Chulyukin K.S., 2016).

По методикам на определение самооценки младшего школьника «Дорожки» (Е. Фокина) и «Рисование кругов» (Б. Лонг, Р. Циллер и Р. Хендерсон) у большинства 42% испытуемых высокий уровень самооценки, что обусловливает положительное восприятие себя ребенком в данном возрастном периоде. 27% испытуемых по результатам диагностики имеют средний уровень самооценки, характеризующих самооценку ребенка как не-достаточно определенную. Низкий уровень самооценки отмечается у 31% учащихся. Данный уровень самооценки указывает на свойственный ему негативно окрашенный образ «Я».

По результатам диагностики методики определения культурной конгруэнтности младшего школьника (Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская, Р.М. Байрамян, К.С. Чулюкин) было установлено, что показатели практически по всем факторам данной методики являются высокими: 1 фактор «Социальное взаимодействие» - 71%, 2 фактор «Учебная компетентность» - 73%, 3 фактор «Послушность» - 81%, 4 фактор «Самоконтроль» - 72%, 5 фактор «Самообслуживание» - 72%, 6 фактор «Регламентированность» - 76%. Данные показатели характеризуют соответствие младших школьников типичным правилам в нормативной ситуации.

На этапе выявления взаимосвязи самооценки с культурной конгруэнтностью младшего школьника, были сопоставлены результаты, полученные по трем методикам, был вычислен коэффициент корреляции Пирсона, определивший наличие взаимосвязи между переменными на одной и той же выборке.

По результатам корреляционного анализа, были обнаружены значимые прямые связи между самооценкой и культурной конгруэнтностью, то есть, чем выше самооценка, тем выше культурная конгруэнтность, а чем ниже самооценка, тем, соответственно, ниже культурная конгруэнтность младшего школьника.

Заключение и выводы

На основе проведенного эмпирического исследования, были выявлены достоверные прямые связи между самооценкой и такими показателями культурной конгруэнтности, как социальное взаимодействие, учебная компетентность, послушность, самоконтроль, самообслуживание, регламентированность. Так как самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания, то преобладающее количество младших школьников, имеющих высокую самооценку, определяются высокими показателями культурной конгруэнтности, что обусловливает желание и фактическое соответствие младшими школьниками следовать правилам, нормам поведения, представленными в нормативной ситуации развития в данном возрастном периоде.

Следую данным правилам и нормам, младший школьник социально одобряем, получая хорошие оценки, похвалу со стороны учителя и родителей, что сказывается на его высокой самооценке.

На основании полученных данных можно заключить, что достоверно существует взаимосвязь самооценки с культурной конгруэнтностью младшего школьника как субъекта культуры.

Список литературы:

1. Bayanova, L. F., Tsivilskaya, E. A., Bayramyan, R. M. Chulyukin, K. S. 2016. Cultural congruence test for primary school students // Psychology in Russia: State of the Art. [Unpublished]

2. Баянова, Л. Ф. 2012. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. №3 (29), С. 294 - 299.

3. Веракса, Н. Е. 2000. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены». №1. С. 81-107.

4. Выготский, JI. C. 1984. Кризис семи лет // Собрание соч.: В 6 тт. Т. 4. Москва. С. 376-385.

5. Обухова, Л. Ф. 1996. Детская (возрастная) психология // Учебник. Российское педагогическое агентство. Москва. С. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.