Влияние интеллекта на культурную конгруэнтность
Баянова Лариса Фаритовна, Шишова Евгения Олеговна, Резазадех Зара
Казанский (приволжский) Федеральный университет
Ключевые слова:
культурная конгруэнтность, интеллект, младший школьный возраст.
Аннотация. Цель исследования заключается в выявлении влияния интеллекта на культурную конгруэнтность детей младшего возраста. В исследовании обнаружило, что интеллект влияет на уровень культурной конгруэнтности.
Введение
В психологии развития актуально изучение поведения детей в контексте культурных правил. Ситуацию взаимодействия ребёнка и правила называют нормативной ситуацией. Веракса Н.Е. указывает, что такая ситуация есть «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия» (Веракса Н.Е., Булычева А.И., 2003).
Правила могут быть различными. Психологи изучают поведение детей, регулируемое обычными правилами, моральными правилами, а также правилами, связанными с выполнением какой-либо деятельности, направленными на регулирование взаимоотношений и т.д. (Мулленс Д., Тизак М.С., 2006)
Мы рассматриваем культурные правила, принятые в повседневной жизни детей младшего школьного возраста. Эти правила авторы Ван Фэй, Лики Чжу, Кан Ши называют контекстуально-обычными. (Ванг Ф., Зу Л., Ши К., 2011).
Константный диапазон правил определяется социальной ситуацией развития. Для каждого возрастного периода, особенно на ранних стадиях развития, правила задаются во взаимодействии со взрослым, который является транслятором культурных правил. Одни дети в своем поведении соответствуют большинству правил, другие не соответствуют. Степень соответствия типичным для возраста правилам культуры определяет культурную конгруэнтность ребенка (Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р., 2016) . К примеру, в дошкольном возрасте культурная конгруэнтность определяется соответствием правилам гигиены, безопасности, предписанным взрослыми, а также правилам самообслуживания. В младшем школьном возрасте факторы, определяющие культурную конгруэнтность следующие: социальное взаимодействие, учебная компетентность, самоконтроль, послушность, самообслуживание, регламентированость.
Цель нашего исследования заключается в выявлении влияния интеллекта на культурную конгруэнтность детей младшего возраста в диапазоне 8-10 лет.
Методы диагностики, использованные в нашем исследовании следующие:
Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Culture Fair Intelligence Test, CFIT), предназначенный для оценки преимущественно биологически детерминированного компонента интеллектуального потенциала, не зависящего от последующих влияний культурной среды (воспитания, образования и целенаправленного обучения)
Методика на определение культурной конгруэнтности, состоящая из шести факторов: социальное взаимодействие, учебная компетентность, самоконтроль, послушность,
самообслуживание, регламентированость (Баянова Л.Ф., Цивильская Е.А., Байрамян Р.М., Чулюкин К.С., 2016).
Результаты: При расчёте влияния интеллекта на культурную конгруэнтность ребенка мы использовали однофакторный дисперсионный анализ. Получили следующий результат: F (эмп.) = 43,94 (при p = 0, 05) Данное статистически значимое влияние подтверждается на результатах по отдельным факторам.
Вывод. Культурная конгруэнтность младших школьников взаимосвязана с их интеллектуальным потенциалом. Так, с повышением интеллектуального потенциала, повышается уровень культурной конгруэнтности. Этот результат подтверждает тот факт, что поведение ребёнка в нормативной ситуации предполагает интеллектуальный анализ, поэтому уровень интеллекта влияет на уровень соответствия поведения ребёнка правилам в нормативной ситуации.
Список литературы:
1.Веракса, Н. Е., Булычева, А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. - 2003. № 6. - С. 17-31.
2.Bayanova, L., & Mustafin, T. (2016). Cultural congruence of a child in a standard situation and the possibility of its research. European Early Childhood Education Research Journal, 5. (unpublished).
3.L.F. Bayanova, E.A. Tsivilskaya, R.M. Bayramyan, K.S. Chulyukin (2016) Cultural congruence test for primary school students. Psychology in Russia: State of the Art. (unpublished).
4.Millins D., Tisak M.S. (2006). Moral, conventional, and personal rules: The perspective of foster youth. Journal of Applied Developmental Psychology, volume 27, issue 4, 310-325. doi:10.1016/j.appdev.2006.04.003
5. Wang, F., Zhu, L., & Shi K. (2011). How do children coordinate information about mental states with social norms? Cognitive Development, 26(1), 1067- 1076. doi: 10.1016/j.cogdev.2010.09.002