Научная статья на тему 'Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков'

Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ / ПРАВИЛА / ПОДРОСТОК / NORMATIVE SITUATION / CULTURAL CONGRUENCE / RULES / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баянова Л.Ф., Миняев О.Г.

Представлены результаты исследования влияния культурной конгруэнтности на личностные свойства подростка. В исследовании приняли участие 240 подростков (мальчики 60%, девочки 40%) в возрасте от 13 до 15 лет. Под культурной конгруэнтностью понимается атрибутивная характеристика личности, проявляющаяся в соответствии поведения подростка инвариантному спектру правил, свойственных исследуемому возрасту. Эмпирически выявлено, что факторы культурной конгруэнтности достоверно влияют на личностные свойства, представленные в шкалах B («интеллект»), E («уступчивость настойчивость»), G («недобросовестность высокая совестливость»), Q3 («самоконтроль»), F («озабоченность беспечность»), I («суровость мягкосердечность») личностного опросника Кеттелла (HSPQ). Результаты показывают, что личностные свойства подростка проявляется в зависимости от степени соответствия его поведения типичным правилам. Культурная конгруэнтность представлена шкалами «Учёба», «Менеджмент», «Безопасность» и «Социальное взаимодействие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL CONGRUENCE INFLUENCE ON THE PERSONAL PROPERTIES OF ADOLESCENTS

We present the results of the study cultural congruence influence on the personal properties of adolescents. The study involved 240 adolescents (boys 60%, girls 40%) at the age of 13 to 15 years old. Cultural congruence is an attributive characteristic of a person, manifested in accordance with the adolescent s behavior in an invariant spectrum of rules that are characteristic of adolescence. The article empirically proves that the factors of Сultural Сongruence affect the personal properties that are represented in the factors B ("IQ"), E ("Dominance"), G ("Conscience"), Q3 ("Self-control"), F ("Liveliness"), I ("Sensitivity") (on the basic the personal questionnaire of Raymond B. Cattell (HSPQ)). The results show that the personality characteristics of the adolescent appears depending on the degree to which his behavior corresponds to the typical rules. Cultural Congruence is represented by the factors of "Study", "Management", "Safety" and "Social interaction".

Текст научной работы на тему «Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков»

УДК 159.9.072.432

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОНГРУЭНТНОСТИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ПОДРОСТКОВ

Л.Ф. Баянова, О.Г. Миняев1

'Статья написана при финансовой поддержке РФФИ, проект №17-29-02092 офим

Аннотация. Представлены результаты исследования влияния культурной конгруэнтности на личностные свойства подростка. В исследовании приняли участие 240 подростков (мальчики - 60%, девочки - 40%) в возрасте от 13 до 15 лет. Под культурной конгруэнтностью понимается атрибутивная характеристика личности, проявляющаяся в соответствии поведения подростка инвариантному спектру правил, свойственных исследуемому возрасту. Эмпирически выявлено, что факторы культурной конгруэнтности достоверно влияют на личностные свойства, представленные в шкалах B («интеллект»), E («уступчивость - настойчивость»), G («недобросовестность - высокая совестливость»), Q3 («самоконтроль»), F («озабоченность - беспечность»), I («суровость - мягкосердечность») личностного опросника Кеттелла (HSPQ). Результаты показывают, что личностные свойства подростка проявляется в зависимости от степени соответствия его поведения типичным правилам. Культурная конгруэнтность представлена шкалами «Учёба», «Менеджмент», «Безопасность» и «Социальное взаимодействие».

Ключевые слова: нормативная ситуация, культурная конгруэнтность, правила, подросток.

CULTURAL CONGRUENCE INFLUENCE

ON THE PERSONAL PROPERTIES OF ADOLESCENTS

L. Bayanova, O. Minyaev

Abstract. We present the results of the study cultural congruence influence on the personal properties of adolescents. The study involved 240 adolescents (boys - 60%, girls - 40%) at the age of 13 - to 15 - years old. Cultural congruence is an attributive characteristic of a person, manifested in accordance with the adolescent s behavior in an invariant spectrum of rules that are characteristic of adolescence. The article empirically proves that the factors of Cultural Congruence affect the personal properties that are represented in the factors B ("IQ"), E ("Dominance"), G ("Conscience"), Q3 ("Self-control"), F ("Liveliness"), I ("Sensitivity") (on the basic the personal questionnaire of Raymond B. Cattell (HSPQ)). The results show that the personality characteristics of the adolescent appears depending on the degree to which his behavior corresponds to the typical rules. Cultural Congruence is represented by the factors of "Study", "Management", "Safety" and "Social interaction".

Keywords: normative situation, cultural congruence, rules, adolescents.

Решение проблем развития личности подростка на фоне культурных трансформаций требует уточнения как содержания понятия «культура», так и культурных предикторов, влияющих на личностные свойства. Согласно теории Л.С. Выготского, психика ребёнка во всех своих проявлениях - в процессах, свойствах, состояниях, формируется культурой - правилами, с которыми ребёнок, как субъект, вступает во взаимодействие [5]. В данной работе мы обращаемся к трактовке культуры, предложенной в концепции Н.Е. Вераксы, где культура понимается как система нормативных ситуаций [4]. Если в ситуации задается правило, обращенное к субъекту, то данная ситуация является культурной (не натуральной), поскольку такая ситуация регламентирована

общепринятыми нормами. Нормативная ситуация представляет собой «сочетание факторов,

условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия» [4, с.84].

В работах по изучению взаимодействия субъекта и культуры определен концепт «субъект культуры»; эмпирически установлен феномен «культурная конгруэнтность»; раскрыта структура данного феномена в дошкольном и младшем школьном возрасте [3]; выявлены закономерности взаимосвязей культурной конгруэнтности и мышления в детском возрасте [2], произведено конструирование

диагностических методик по определению культурной конгруэнтности в различные периоды онтогенеза.

Тема взаимодействия подростка и правила в социальном взаимодействии актуальна как в отечественной, так и зарубежной психологии развития. Однако при всем многообразии

подобных источников, не обнаружено описание экспериментальных исследований влияния культурной конгруэнтности на свойства личности подростков. При этом очевиден факт того, что в подростковом возрасте усвоение правил в нормативной ситуации происходит со сложностями, через сопротивление подростка, а порой и отвержение им социальных норм [1].

В работе применялся авторский опросник «Определение уровня культурной конгруэнтности» для подростков. Данная методика состоит из четырех факторов: «Учёба», «Менеджмент», «Безопасность» и «Социальное взаимодействие». Под культурной конгруэнтностью понимается личностная характеристика, проявляющаяся в степени соответствия поведения ребёнка культуре как системе типичных для данного возраста нормативных ситуаций. В процессе проведения

Как показывают результаты расчетов, культурная конгруэнтность влияет на многие личностные свойства подростков. Из них статистически значимым является влияние культурной конгруэнтности на шкалы В («интеллект»), О («недобросовестность - высокая совестливость») и Q3 («самоконтроль»). Культурная конгруэнтность оказывает влияние на развитие вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, формальную логику, легкость усвоения

методики респондентам предъявлялся список из 51 правила, которые требовалось оценить по 5-балльной шкале (от 1 («я не придерживаюсь этого правила никогда») до 5 («данное правило необходимо обязательно соблюдать»). Правила соотнесены с названными выше факторами, выявленными с помощью факторного анализа; они представляют собой инвариантные правила, регулирующие поведение подростков в российском культурном контексте. Методика позволяет выявить уровни (низкий, средний, высокий) соответствия поведения подростков типичным для социальной ситуации развития правилам.

Для выявления влияния факторов культурной конгруэнтности на личностные свойства нами произведены расчеты по однофакторному дисперсионному анализу. Результаты приведены в таблице, см. таблицу 1.

новых знаний. В наших исследованиях детей дошкольного возраста влияние культурной конгруэнтности на логику мышления ранее было установлено [2]. Влияние на шкалу О («недобросовестность - высокая совестливость») личностного опросника проявляется в том, что подростки с высокой культурной конгруэнтностью отличаются ответственностью, аккуратностью, целеустремленностью,

добросовестностью, что в комплексе указанных качеств образует совестливость.

Таблица 1. - Результаты однофакторного дисперсионного анализа влияния культурной конгруэнтности на свойства личности подростков

А (открытость) В (интеллект) С (эмоц.устойчивость) D (уравновешенность) Е (уступчивость-настойчивость) F (озабоченность-беспечность) G (совесть)

«Менеджмент» Б 1,00 1,27 1,30 0,90 1,17 0,76 1,58

Знч. 0,472 0,145 0,126 0,647 0,241 0,853 0,021

«Безопасность» Б 1,06 1,03 0,89 0,70 0,88 1,15 1,67

Знч. 0,380 0,436 0,658 0,907 0,678 0,260 0,012

«Учёба» Б 0,92 1,55 1,12 0,87 1,50 1,50 1,53

Знч. 0,596 0,034 0,305 0,679 0,047 0,046 0,039

«Социальное взаимодействие» Б 1,37 1,88 1,54 0,96 1,27 0,70 1,14

Знч. 0,146 0,019 0,079 0,502 0,206 0,813 0,312

Общий показатель культурной конгруэнтности Б 1,01 1,45 1,02 1,14 1,10 0,81 2,08

Знч. 0,464 0,022 0,462 0,233 0,299 0,858 0,000

Продолжение таблицы 1

Н (робость-смелость) I (суровость-мягкосердечность) J (общее дело-индивидуалист) Q1 (тревожность) Q2 (зависимость от группы-самостоятельность) Q3 (самоконтроль) Q4 (напряженность)

«Менеджмент» Б 1,05 1,33 0,62 1,24 0,72 1,4 0,96

Знч. 0,397 0,103 0,967 0,172 0,897 0,07 0,548

«Безопасность» Б 1,63 0,95 0,78 1,23 0,85 1,31 0,59

Знч. 0,015 0,56 0,824 0,18 0,717 0,12 0,976

«Учёба» Б 0,58 1,89 0,89 1,32 0,95 1,57 1,1

Знч. 0,971 0,004 0,645 0,126 0,553 0,031 0,331

«Социальное взаимодействие» Б 1,1 0,79 1,49 1,61 1,57 1,66 1,41

Знч. 0,35 0,708 0,094 0,06 0,069 0,049 0,129

Общая культурная конгруэнтность Б 1,07 1,17 1,12 1,17 1,06 1,42 1,07

Знч. 0,348 0,199 0,269 0,195 0,377 0,028 0,345

Рассмотрим более детально проявление влияния отдельных факторов, составляющих культурную конгруэнтность, на личностные свойства подростков. Наиболее интенсивно данное влияние отмечено по фактору «Учёба» на такие свойства личности, как Е («уступчивость - настойчивость»), Б («озабоченность-беспечность»), О

(«недобросовестность - высокая совестливость»). Соответствие поведения подростка правилам, связанным с учебной деятельностью, оказывает влияние на ряд его личностных свойств. Статистически значимо данное влияние по шкале «уступчивость», где культурная конгруэнтность является предиктором формирования склонности к самоутверждению, стремления к лидерству и доминированию, независимости. Культурная конгруэнтность, оказывая влияние на личностные свойства, включенные в шкалу Б («озабоченность - беспечность»), детерминирует формирование активности, отсутствия страха в ситуации повышенного риска, оптимизма, сопряженного с переоценкой своих возможностей, беспечное и легкое отношение к прогнозированию будущих событий.

Фактор «Безопасность» влияет на свойства, входящие в шкалы Н («робость-смелость») и О («недобросовестность - высокая совестливость»). Подростки, соблюдающие правила безопасности, непринужденны и смелы в общении, легко вступают в контакт со взрослыми, решительны, им свойственна тяга к риску и острым

ощущениям. Лица с высокими значениями по этой шкале не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами, о неудачах быстро забывают, не делают надлежащих выводов из пережитых наказаний.

Культурная конгруэнтность по фактору «Социальное взаимодействие» статистически значимо влияет на шкалы В («интеллект») и Q3 («импульсивность - контроль желаний»). Подростки, чье поведение в социальном взаимодействии соответствует правилам, имеют высокий вербальный интеллект, более организованы, умеют хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Подростки с высокой культурной конгруэнтностью по шкале «Социальное взаимодействие» действуют планомерно и упорядоченно, упорно доводят начатое дело до конца.

Фактор «Менеджмент» влияет на свойства, входящие в шкалы О («недобросовестность -высокая совестливость») и Q3 («импульсивность - контроль желаний»). Данный фактор культурной конгруэнтности отвечает за организацию времени и структурирование дня. Подростки с высокой культурной конгруэнтностью по шкале «Менеджмент» более совестливы и ответственны, показывают высокий контроль своих эмоций и желаний.

Важным для нашего концептуального анализа влияния культурной конгруэнтности на личностные свойства был факт данного влияния на шкалу О («недобросовестность - высокая

совестливость»), поскольку выполнение правил, типичных для данного возраста и соответственно - конгруэнтность подростка культуре, влияют на формирование ответственности,

целеустремленности, добросовестности,

аккуратности, образующих указанную шкалу личностного опросника. Данный результат объясняется с точки зрения концепции Л.С. Выготского следующим образом: паттерны поведения, соответствующие типичным правилам, становятся предиктором

формирования личностных свойств подростков. Показатели вербального интеллекта и высокой совестливости, встроенные в систему личностных свойств подростка, обусловлены его поведением [5]. Образуется особая детерминация, сущность которой выразил С.Л. Рубинштейн: «внешние причины действуют через внутренние условия (которые сами формируются в результате внешних воздействий)» [6, с.55].

Исследование позволило сформулировать ряд выводов:

Во-первых, общий показатель культурной конгруэнтности влияет на такие личностные качества, как B («интеллект»), G («недобросовестность - высокая совестливость») и Q3 («самоконтроль»). Данный результат позволяет утверждать, что соответствие поведения подростка типичным для его возраста правилам, оказывает воздействие на самоконтроль, совестливость и формирование логики.

Во-вторых, исследование обнаружило влияние отдельных факторов, входящих в шкалы культурной конгруэнтности, на ряд личностных

свойств. Например, фактор «Учёба» влияет на E («уступчивость - настойчивость»), F («озабоченность - беспечность») и I («суровость -мягкосердечность»). Конгруэнтность поведения подростка правилам в учебной деятельности, способствует влиянию на свойства личности, связанные с настойчивостью, озабоченностью (тревожностью) и суровостью. Эти свойства шкал личностного опросника Кеттелла отражают в целом организованность в деятельности, что не противоречит выявленным в исследовании фактам.

В третьих, выявлено, что все шкалы культурной конгруэнтности влияют на личностное свойство С («недобросовестность -высокая совестливость), что объясняет значимость внешнего контроля в поведении подростка в учебной деятельности, организации времени, в ситуациях, связанных с безопасностью. Однако влияния шкалы «Социальное взаимодействие», входящей в показатель культурной конгруэнтности, на качество совестливости подростков не выявлено. Это согласовано с теоретическими концепциями психологии подростка, где социальная ситуация рассматривается через призму взаимодействия подростка со сверстниками, через эмансипацию от влияния взрослых, стремление к взрослости.

Итак, личностные свойства подростка проявляется в зависимости от степени соответствия его поведения типичным правилам. Обнаруженные в эмпирическом исследовании факты вносят вклад в изучение возможностей диагностики личности подростка и закономерностей его психического развития.

Литература:

1. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии / Л.Ф. Баянова // Филология и культура. Philologie and Culture. - 2012. - №2 3. - C. 294-299.

2. Баянова Л.Ф. Формально-логическое мышление дошкольников при разном уровне культур-ной конгруэнтности: кн. 4 / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Учен. зап. Казан. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 157. - С. 176-182.

3. Баянова Л.Ф. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Современное

дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. -С. 70-75.

4. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте / Н.Е. Веракса, А.И. Булычева // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 17-31.

5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. Вступ. статья М.Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. - 2003. - 713 с.

Сведения об авторах:

Баянова Лариса Фаритовна (г. Казань, Россия), доктор психологический наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии Казанского Федерального университета института Психологии и образования, e-mail: balan7@yandex.ru

Миняев Олег Геннадиевич (г. Казань, Россия), аспирант Казанского Федерального университета института Психологии и образования, e-mail: minyaev1992@mail.ru

Data about the authors:

L. Bayanova (Kazan, Russia), doctor of psychology sciences, professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology of the Kazan Federal University of the Institute of Psychology and Education, e-mail: balan7@yandex.ru

O. Minyaev (Kazan, Russia), graduate student of the Kazan Federal University of the Institute of Psychology and Education, e-mail: minyaev1992@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.