Научная статья на тему 'Личностные особенности подростков с агрессивным поведением'

Личностные особенности подростков с агрессивным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1181
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOUR / A LEVEL OF DISPLAY OF AGGRESSION / TEENAGE AGE / QUALITIES OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушанова Александра Алексеевна

В статье обосновывается актуальность исследования личностных особенностей подростков с агрессивным поведением. Представлена интерпретация результатов исследования и изучения особенностей свойств личности подростков 12-14 лет с разным уровнем проявления агрессии. Приведены данные некоторых исследований о характерологических особенностях агрессивных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Features of Teenagers with Aggressive Behaviour

In the article the urgency of research of personal features of teenagers is proved in the article with aggressive behaviour. Interpretation of results of research and studying of features of properties of the person of teenagers 12-14 years with a different level of display of aggression is presented. Data of some researches on features of character of aggressive children are cited.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности подростков с агрессивным поведением»

Личностные особенности подростков с агрессивным поведением

А. А. Ушанова

В статье обосновывается актуальность исследования личностных особенностей подростков с агрессивным поведением. Представлена интерпретация результатов исследования и изучения особенностей свойств личности подростков 12-14 лет с разным уровнем проявления агрессии. Приведены данные некоторых исследований о характерологических особенностях агрессивных детей.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, уровень проявления агрессии, подростковый возраст, качества личности.

Personal Features of Teenagers with Aggressive Behaviour A. A. Ushanova

In the article the urgency of research of personal features of teenagers is proved in the article with aggressive behaviour. Interpretation of results of research and studying of features of properties of the person of teenagers 12-14 years with a different level of display of aggression is presented. Data of some researches on features of character of aggressive children are cited.

Key words: aggression, aggressive behaviour, a level of display of aggression, teenage age, qualities of the person.

Можно с уверенностью сказать, что проблема агрессии, особенно в подростковой среде, является одной из самых злободневных как в нашей стране, так и за рубежом. Дети все больше времени проводят за просмотром телевизионных программ, фильмов и компьютерными играми, потребляя информацию, содержащую элементы насилия и агрессии. Постоянное потребление информации негативного характера нарушает эмоциональное развитие ребенка, что, в свою очередь, влияет (прямо или косвенно) на повышение роста преступности среди детей и подростков.

Проблемой агрессии занимались и занимаются многие исследователи: А. Бандура, Л. Берко-виц, А. Патерсон, Н. Д. Левитов, Ю. Б. Можгин-ский, К. С. Лебединская, М. М. Райская, О. И. Шляхтина, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Д. Кон-нор, А. А. Реан и др., проведено множество психологических экспериментов, описанных в монографиях. Однако в социально-психологических исследованиях агрессии традиционно уделялось внимание изучению природы ее возникновения, специфике ее проявления в разных возрастах, гендерных различий в агрессивном поведении, различий в проявлении агрессии в зависимости от ситуационных факторов, социальных условий, влияющих на возникновение агрессии. Данные относительно зависимости проявлений агрессии и специфики личности носят ограниченный характер. Существуют исследования, в которых выявлены характерологические особенности агрессивных людей, однако в литературе не описываются особенности свойств личности в зависи-

мости от уровня проявления агрессии. Данные относительно личностных особенностей агрессивных подростков носят противоречивый характер и требуют уточнения. Специальное изучение подросткового агрессивного поведения определяется его значительной возрастной спецификой, проявляющейся крайне многообразно. Так как личностные особенности (характеристики) оказываются важными для формирования агрессивных установок, мы считаем необходимым выявление и изучение свойств личности подростков, которые оказывают влияние на проявления агрессии.

Нами было проведено эмпирическое исследование с целью изучения свойств личности, определяющих проявления агрессии у подростков 1214 лет. Исследование проводилось среди учащихся 6-х и 7-х классов средних общеобразовательных школ г. Ярославля. В выборку вошли 244 подростка: 123 девочки и 121 мальчик.

По методике «Личностный опросник» Р. Кет-телла были получены следующие данные. Наблюдаются различия между девочками и мальчиками по таким факторам, как А (обособленность

- сердечность), В (низкий интеллект - высокий интеллект), С (эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость), Б (озабоченность

- беспечность), О (недобросовестность - высокая совестливость), Н (робость - смелость), I (суровость - мягкосердечность), I (интерес к участию в общих делах - осторожный индивидуализм), О (самоуверенность - склонность к чувству вины), Q2 (зависимость от группы - самостоятельность), Q4 (нефрустрированность -

фрустрированность). Это показывает, что девочки более открыты, доброжелательны, интеллектуально развиты, беспечны, склонны к риску, социально приспособлены, организованны, но в то же время чувствительны, сентиментальны, подвержены влияниям внешней среды. Мальчики же более уверены в себе, эмоционально устойчивы, ответственны, добросовестны, решительны, смелы, рассудительны, самостоятельны, замкнуты, обособленны, независимы, но раздражительны и фрустрированны.

Достоверно значимыми различиями по факторам данной методики между мальчиками и девочками в результате корреляционного анализа по критерию Манна - Уитни являются следующие: В (низкий интеллект - высокий интеллект), С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), О (недобросовестность -высокая совестливость), I (суровость - мягкосердечность), I (интерес к участию в общих делах -осторожный индивидуализм), Q2 (зависимость от группы - самостоятельность) - уровень значимости р < 0,001, Н (робость - смелость) - уровень значимости р < 0,01 и Q4 (нефрустрирован-ность - фрустированность) - уровень значимости р < 0,05.

Таким образом, у мальчиков прослеживаются следующие качества: уверенность в себе, ответственность, целеустремленность, рассудительность, упорство, жестокость и бескомпромиссность в отстаивании своей точки зрения, замкнутость, самостоятельность, независимость, решительность, а также раздражительность, фрустри-рованность, неусидчивость, нетерпеливость. У девочек - высокая степень сформированности интеллектуальных функций, легкость в усвоении новых знаний, чувствительность, «женственная» мягкость и зависимость, эстетические наклонности, энергичность, привязанность к группе, невозмутимость. По нашему мнению, в выявленных свойствах личности, характерных для мальчиков и девочек, нет ничего отклоняющегося. Данные личностные черты во многом обусловлены подростковым возрастом - периодом возникновения чувства и образа взрослости, тенденции к самостоятельности, избавления от детской зависимости. В подростковый период - особый период в развитии ребенка - происходят изменения во всех сферах. Мальчики становятся более самостоятельными и независимыми, чтобы показать свою значимость среди окружающих, чувст-

вуют себя более свободно, раскованно, уверенно, самостоятельно принимают решения, чтобы получить признание со стороны своих сверстников (они наиболее значимы в этот период). Девочки же эмоционально сензитивны, некритичны, особенно если это касается физиологических изменений (внешность, рост, вес и т. д.), стараются принадлежать к группе. Однако у мальчиков не прослеживаются такие важные качества, как интеллект, обеспечивающий успех в жизни, и терпеливость, сдержанность. У девочек наблюдаются новые черты, позволяющие быть на равных с мальчиками: интеллект, энергичность, невозмутимость. Возможно, указанные перемены связаны с изменениями, которые происходят в обществе в целом, дети усваивают то, что видят в семьях, на экране и в других местах (на улице, в школе и т. п.). Перемены в обществе обуславливают изменения, происходящие в усвоении половых ролей, которые становятся неопределенными.

Далее в работе мы анализируем личностные особенности подростков с разным уровнем проявления агрессии (нами было выделено пять уровней). На 1-м уровне (низкий) проявления агрессивных реакций выявились значимые различия по факторам методики Р. Кеттелла между девочками и мальчиками: I (суровость - мягкосердечность), I (интерес к участию в общих делах - осторожный индивидуализм) - уровень значимости р < 0,001.

На рисунке 1 представлены различия в свойствах личности между девочками и мальчиками с низким уровнем проявления агрессии.

Итак, мальчики-подростки с низким уровнем проявления агрессии имеют следующие характеристики: замкнутые, рассудительные, уделяют много внимания планированию своего поведения, задумываются над своими ошибками и способами их исправления. Девочки-подростки -доверчивые, сентиментальные, с богатым воображением, нуждающиеся в поддержке.

На 2-м уровне (ниже среднего) проявляются I (суровость - мягкосердечность), I (интерес к участию в общих делах - осторожный индивидуализм) - уровень значимости р < 0,001, С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) - уровень значимости р < 0,01, В (низкий - высокий интеллект), Н (робость -смелость) - уровень значимости р < 0,05. Эти данные отражены на рисунке 2.

Рис. 1. Выраженность личностных качеств у девочек и мальчиков с низким уровнем проявления агрессивных реакций

(3,1

1

5,6

02 ОЭ 04

п девочки |

мальчики

Рис. 2. Выраженность личностных качеств у девочек и мальчиков с уровнем проявления агрессивных реакций ниже среднего

Мальчики с уровнем проявления агрессивных реакций ниже среднего характеризуются как замкнутые, вдумчивые, разумные, эмоционально устойчивые, уверенные в себе, смелые и решительные. Девочки отличаются высокой степенью сформированности интеллектуальных функций, чувствительностью, доверчивостью, испытывают потребность в поддержке.

На 3-м (среднем) уровне отмечаются О (недобросовестность - высокая совестливость), I (суровость - мягкосердечность), I (интерес к участию в общих делах - осторожный индивидуализм), Q2 (зависимость от группы - самостоятельность) -уровень значимости р < 0,001, А (обособленность - сердечность), В (низкий - высокий интеллект) -уровень значимости р < 0,01 (см. рис. 3).

А

в

с

Е

==

3

н

л

о

Мальчики с уровнем проявления агрессивных реакций ниже среднего характеризуются как замкнутые, вдумчивые, разумные, эмоционально устойчивые, уверенные в себе, смелые и решительные. Девочки отличаются высокой степенью сформированности интеллектуальных функций, чувствительностью, доверчивостью, испытывают потребность в поддержке.

На 3-м (среднем) уровне отмечаются О (недобросовестность - высокая совестливость), I (суровость - мягкосердечность), I (интерес к участию в общих делах - осторожный индивидуализм), Q2 (зависимость от группы - самостоятельность) -уровень значимости р < 0,001, А (обособленность - сердечность), В (низкий - высокий интеллект) -уровень значимости р < 0,01 (см. рис. 3).

Рис. 3. Выраженность личностных качеств у девочек и мальчиков со средним уровнем проявления агрессивных реакций

Девочкам на данном уровне свойственны открытость, доброжелательность, высокая степень сформированности интеллектуальных функций, чувствительность, зависимость. Мальчики отли-

чаются целеустремленностью, ответственностью, рассудительностью, некоторой замкнутостью, самостоятельностью и независимостью. На 4-м уровне (выше среднего) проявляются I

(суровость - мягкосердечность), I (интерес к участию в общих делах - осторожный индивидуализм) - уровень значимости р < 0,001, С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), Q2 (зависимость от группы -

Девочек с уровнем проявления агрессии выше среднего можно описать следующим образом: эмоционально сенситивные, зависимые. Мальчики -упорные, рассудительные, замкнутые, эмоционально устойчивые, уверенные в себе, самостоятельные, независимые, смелые и решительные.

И на 5-м (высоком) уровне выявлены I (суро-

Девочкам-подросткам с высоким уровнем агрессии характерны такие качества, как эмоциональная сенситивность, впечатлительность, беспечность, энергичность, переоценка собственных возможностей. Мальчикам-подросткам свойственны замкнутость, рассудительность, самостоятельность, независимость, организованность и умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение.

Необходимо отметить, что такие качества мальчиков, как замкнутость, рассудительность,

самостоятельность) - уровень значимости р < 0,01, Н (робость - смелость) - уровень значимости р < 0,05. Данные различия в свойствах личности между девочками и мальчиками отражены на рисунке 4.

вость - мягкосердечность), I (интерес к участию в общих делах - осторожный индивидуализм) -уровень значимости р < 0,001, Q2 (зависимость от группы - самостоятельность) - уровень значимости р < 0,01, Б (озабоченность - беспечность), Q3 (импульсивность - контроль желаний) - уровень значимости р < 0,05 (см. рис. 5).

самостоятельность, независимость, а также эмоциональная сенситивность, впечатлительность, зависимость у девочек, мы выявили на каждом из пяти уровней. Также мы обнаружили качества, которые характерны только для одного уровня из 5 выделенных. Такие качества мы наблюдаем на 3 (среднем) уровне проявления агрессивных реакций (доброжелательность, целеустремленность), на 4-м (выше среднего) уровне (невозмутимость, эмоциональная неустойчивость) и 5 (высоком) уровне (беспечность, высокий само-

Рис. 4. Выраженность личностных качеств у девочек и мальчиков с уровнем проявления агрессивных реакций выше среднего

Рис. 5. Выраженность личностных качеств у девочек и мальчиков с высоким уровнем проявления агрессивных реакций

контроль). По нашему мнению, эти качества оказывают влияние на проявление агрессии.

Согласно данным некоторых исследований, крайне агрессивные люди недружелюбны, подозрительны, враждебно настроены, а также эмоционально неустойчивы и остро реагируют на любое раздражение [4]. Американский психолог М. Алворд (1998) выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей: слабо развитый контроль над своими эмоциями, склонность не отвечать за собственные поступки и т. д. [3]. Г. Э. Бреслав говорит о том, что у агрессивного ребенка плохо развит самоконтроль.

С целью определения черт личности подростков, которые оказывают влияние на уровень агрессии, мы провели множественный регрессионный анализ.

Низкий уровень = 0,323А + 0,312Б. Таким образом, на данном уровне проявления агрессии определяющее влияние оказывают такие черты личности подростков, как сердечность и беспечность.

На уровне ниже среднего множественный регрессионный анализ не дал значимых результатов, на уровне тенденции - робость и самоуверенность: уровень ниже среднего = (-0,295)Н + (-0,182)0.

Средний уровень = (-0,4590) + 0,4481 + 0,431В + (-0,430Е) + (-0,299Q4) + 0,271С). На

данном уровне присутствуют качества, имеющие обратное влияние на средний уровень проявления агрессии (чем более выражены качества «добросовестность», «настойчивость» и «фруст-рированность», тем ниже уровень проявления агрессии, соответственно, чем менее выражены данные личностные качества, тем выше уровень проявления агрессии). Определяющее влияние оказывают следующие черты: высокая совестливость, осторожный индивидуализм, высокий интеллект, настойчивость, фрустрированность, эмоциональная устойчивость.

Уровень выше среднего = -0,419С. Определяющее влияние на 4 уровне проявления агрессии оказывает личностная черта «эмоциональная неустойчивость».

На высоком уровне проявления агрессивных реакций множественный регрессионный анализ показал, что на данный уровень проявления агрессии определяющее влияние оказывает «беспокойство»: высокий уровень = 0,315Б.

Анализ результатов по методике «Рисунок несуществующего животного» позволил нам уточнить и дополнить личностные особенности подростков с разным уровнем проявления агрессии.

В таблице 1 представлены некоторые личностные качества подростков, выявленные при анализе изображений «несуществующего животного».

Таблица 1

Психологические особенности личности

Уровни проявления агрессии Личностные качества

1. Низкий уровень Оригинальность, инфантильность, уверенность в себе, основательность, самостоятельность

2. Уровень ниже среднего Инфантильность, тревожность, подозрительность

3. Средний уровень Инфантильность, повышенный самоконтроль

4. Уровень выше среднего Подозрительность, низкая выраженность творческого потенциала, повышенный самоконтроль, тревожность, инфантильность

5. Высокий уровень Астенизированность, невротизация, импульсивность. Низкая выраженность творческого потенциала. Конформность, повышенный самоконтроль, тревожность. Подавленность, подозрительность, инфантильность

Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу, что для подростков с разным уровнем проявления агрессивных реакций характерны определенные качества личности, которые оказывают влияние на уровень проявления агрессии. В структуре качеств личности подростков с разным уровнем проявления агрессии есть как общие личностные свойства, так и специфические. Общие свойства: мягкосердечность, осторожный индивидуализм, инфантилизм. Специфические: у подростков на 3-м (средним) уровне проявления

агрессивных реакций - доброжелательность, целеустремленность; на 4-м (выше среднего) уровне - невозмутимость, эмоциональная неустойчивость и на 5-м (высоком) уровне проявления агрессии - беспечность, высокий самоконтроль, астенизированность, невротизация, низкая выраженность творческого потенциала, конформность.

Библиографический список

1. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

2. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - СПб.: Лань; Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. - 128 с.

3. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция аг-

рессивного поведения детей [Текст] / Т. П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 160 с.

4. Социальная психология: ключевые идеи [Текст] / под ред. Р. Бэрон, Д. Бирн, Д. Джонсон. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

5. Buss A. H. The psychology of aggression / А. Н. Bass. - Associate Professor of Psychology, University of Pittsburgh John Wiley and Sons, Inc., New York and London, 1961. - p. 307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.