В качестве основных традиций русских армянами отмечался обычай встречать гостей караваем, что, по их мнению, свидетельствует о русском гостеприимстве. В любом доме и семье русские радушно принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Интересно отметить, что к числу основных традиций русских армяне очень часто относили также охоту и рыбалку.
Армяне считают, что основными чертами характера русского этноса являются дружелюбие, жизнерадостность, коммуникабельность, раскрепощенность, что дает возможность легко находить общий язык с окружающими. Также им присущи такие качества, как простота души, трудолюбие, выносливость. Русские тоже считают, что для них характерно простодушие и жизнерадостность.
По отношению к другим национальностям русские терпимы, доброжелательны, готовы прийти на помощь. Напомним, что русские, оценивая себя, выделили те же самые характеристики.
При описании типичных черт внешности русских армяне отмечают славянскую
красоту, белую кожу, голубые глаза, русые волосы. Эти характеристики также полностью совпадают с автостереотипными представлениями русских.
Таким образом, осуществленное нами исследование межэтнических авто- и гетеростереотипов позволило сформулировать следующие выводы:
Автостереотипы армян и русских характеризуются своей спецификой, которая выражается в различных приоритетных ценностях, в своеобразии типичных качеств, проявляющихся в отношениях с другими людьми и в деятельности, в чертах национального характера, в особенностях внешности.
Отдельные компоненты гетеростереотипов и русских, и армян достаточно сходны с компонентами автостереотипов воспринимаемой этнической группы, при этом гетеростереотипы представителей армянской этнической группы характеризуются большей степенью соответствия автостереотипам русских.
В целом межэтнические стереотипы восприятия армян и русских характеризуются общей позитивностью и толерантностью.
Библиографический список
1. Бодалев, А.А. Познание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - СПб.: Речь, 2005.
2. Зотова, О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения [Текст] / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
3. Лебедева, Н.М. Введение в этническую кросскультурную психологию [Текст] / Н.М. Лебедева. - М.: Ключ, 1999.
4. Платонов, Ю. П. Основы этнической психологии [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Платонов. - СПб., 2003.
5. Социологическая психология [Текст] // Новый мир. - 1966. - № 6. - С. 187-205.
А.А. Ушанова СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ
В статье обосновывается актуальность исследования проблемы агрессии в подростковой среде. Приведены некоторые источники знаний подростков о моделях агрессивного поведения. Представлена интерпретация результатов исследования и изучения степени выраженности агрессии и различных компонентов агрессивного поведения. Рассматриваются структуры качеств личности подростков в зависимости от уровней проявления агрессивных реакций.
А.А. Ushanova STRUCTURES OF THE TEENAGER PERSON WITH DIFFERENT LEVELS OF DISPLAY OF AGGRESSIVE REACTIONS
In the article the urgency of research of a problem of aggression is proved in the teenage environment.
Some sources of teenagers knowledge about models of aggressive behaviour are resulted. Interpretation of research results and investigation of a degree of expressiveness of aggression and various components of aggressive behaviour is presented. Structures of qualities of the person of teenagers depending on levels of display of aggressive reactions are considered.
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [1].
Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковой среде, как на индивидуальном уровне, так и на уровне группы. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, в другой, - вызывает беспокойство и тревогу у педагогов, родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема агрессии в подростковой среде является одной из самых злободневных во всем мире.
Как указано в книге Р. Бэрона и Д. Ричардсона «Агрессия», дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников - это семья, сверстники и массмедиа. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых массмедиа [2].
Важное изменение в характере агрессивного поведения, происходящее в детско-юношеском возрасте, заключается в том, что агрессия и насилие приобретают тенденцию к большей социальной организации. В подростковые группировки входят те несовершеннолетние, которые встречают социальное отвержение со стороны своих менее агрессивных сверстников. Они привлекательны для крайне агрессивных индивидов, и на них приходится немалая доля подростковой агрессии, в том числе драки между соперничающими группировками.
В то время как групповое насилие продолжает считаться явлением, главным обра-
зом характерным для мальчиков, учащаются сообщения о группировках девочек, демонстрирующих высокий уровень агрессии. Однако гендерные различия, по-видимому, существуют, поскольку агрессивное поведение девочек в большей степени замещается неагрессивными стратегиями разрешения конфликта, тогда как у мальчиков склонность использовать для разрешения социальных конфликтов агрессию в подростковом и юношеском возрасте сохраняется [3].
На сегодняшний день существует большое количество исследований по проблемам агрессивного поведения и агрессивности детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью изучения степени выраженности агрессии и различных компонентов агрессивного поведения и личностных особенностей у подростков 12-14 лет. Диагностика состояния агрессии у подростков изучалась с помощью опросника Басса-Дарки, а личностные особенности - с помощью личностного теста Р. Кеттела. Исследование проводилось на базе двух общеобразовательных школ г. Ярославля, в нем участвовало 244 подростка.
Анализ полученных по методике Басса-Дарки результатов показал, что у девочек более выражена склонность к вербальной агрессии, чувству вины и обиде, а у мальчиков - к физической и косвенной агрессии. Негативизм, раздражительность и подозрительность, по данным методики, в равной мере свойственны и мальчикам, и девочкам. Таким образом, для мальчиков характерно не только проявление прямой открытой физической агрессии, но и косвенное ее выражение, например, в сплетнях, злобных шутках или во взрывах ярости, крике и т.п. Для девочек же характерно предпочтение вербальной агрессии и обиды, последнее возможно в ответ на негатив и физическую агрессию со стороны сверстников и/или непонимание со стороны взрослых. Однако статистический анализ экспериментальных данных показал, что значимые различия наблюдаются только по показателю «физическая агрессия» (р < 0,001) - использование физической силы против другого лица.
На рис. 1 отражены средние значения по шкалам методики Басса-Дарки для девочек и мальчиков.
■девочки
■мальчики
Рис. 1
Исследования в области гендерной психологии показывают, что в результате усвоения социокультурного опыта мужчины и женщины имеют различные модели агрессивного поведения. Так, мужчины отдают предпочтение использованию физической агрессии, а женщины - косвенной. Вербальная агрессия достаточно часто применяется как мужчинами, так и женщинами.
Однако, по данным нашего исследования, прослеживается тенденция к более частому использованию косвенной агрессии мальчиками. Склонность к проявлениям вербальной, косвенной агрессии и различным компонентам агрессивного поведения между мальчиками и девочками нивелируется. В процессе социализации агрессивное поведение уже не расценивается как приобретение одной из составляющих мужской гендерной роли. Возможно, в некоторой степени происходит смещение ролей, то есть то или иное поведение уже не рассматривается как женское или мужское.
Подсчитав индекс агрессивных реакций (шкалы 1, 2, 3, 7), мы с помощью метода про-центиля разделили его на 5 стандартных уровней (1 - низкий, 2 - ниже среднего, 3 -средний, 4 - выше среднего и 5 - высокий), предположив, что на каждом из них существуют определенные связи между компонентами личности у подростков. Результаты исследования демонстрируют существенные различия между структурами качеств личности подростков по уровням проявления агрессивных реакций.
На первом уровне (низком) для подростков характерно наличие положительных связей между такими компонентами личности, как «Общительность (А)» — «Смелость (Н)», «Эмоциональная устойчивость (С)» — «Смелость (Н)», «Высокая совестливость
(О)» — «Высокий самоконтроль (03)» и «Склонность к чувству вины (О)» — «Фруст-рированность (04)» (значимость на уровне р < 0,001); «Высокий интеллект (В) — «Эмоциональная устойчивость (С)», «Эмоцио-
нальная устойчивость (С)» — «Высокий самоконтроль (03)» и «Склонность к чувству вины (О)» — «Самостоятельность (02)» (значимость на уровне р < 0,01).
На рис. 2 видно, что ведущими факторами в структуре личности подростков, находящихся на превом уровне, являются С (эмоциональная устойчивость), Н (социальная смелость), О (склонность к чувству вины), 03 (высокий самоконтроль). Мы предполагаем, что подростки с низким уровнем проявления агрессивных реакций открытые, доброжелательные, участливые, социально смелые, уверенные в себе, спокойные, ответственные, организованные, умеют контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов.
На втором уровне (ниже среднего) для подростков характерно наличие положительных связей между такими компонентами личности, как «Эмоциональная устойчивость
(С)» - «Смелость (Н)» (значимость на уровне р < 0,001); «Общительность (А)» - «Настойчивость (Е)», «Общительность (А)» - «Беспечность (Б)», «Беспечность (Б)» - «Смелость
(Н)», «Осторожный индивидуализм (I)» -«Самостоятельность (02)» и «Склонность к чувству вины (О)» - «Фрустрированность (04)» (значимость на уровне р < 0,01).
Рис. 2. Корреляция между личностными факторами по методике Р. Кеттела у подростков с низким уровнем проявления агрессивных реакций
На рис. 3 видно, что ведущими факторами в структуре личности подростков, находящихся на втором уровне, являются А (сердечность), Б (беспечность), Н (социальная смелость).
Подростки с уровнем проявления агрессивных реакций ниже среднего эмоционально устойчивые, смелые, уверенные в себе, общительные, настойчивые, стремящиеся к лидерству и доминированию, склонные к риску, беспечности, но в тоже время рассуди-
тельные, самостоятельные, впечатлительные, тревожные, раздражительные и беспокойные.
На 3 уровне (среднем) для подростков характерно наличие положительных связей между такими компонентами личности, как «Беспокойство (Б)» - «Фрустрированность (04)» (значимость на уровне р < 0,001); «Настойчивость (Е) - «Беспечность (¥), «Высокая совестливость (О)» - «Осторожный индивидуализм (3)» (значимость на уровне р < 0,01).
Рис. 3. Корреляция между личностными факторами по методике Р. Кеттела у подростков с уровнем проявления агрессивных реакций ниже среднего
На рис. 4 видно, что ведущих факторов в структуре личности подростков, находящихся на третьем уровне, нет. Но при наличии связей между факторами мы можем предположить, что подростки со средним
уровнем проявления агрессивных реакций беспокойные, раздражительные, их поведение зависит от текущего состояния, но они также настойчивые, беспечные, ответственные,
вдумчивые.
03
02
О
Рис. 4. Корреляция между личностными факторами по методике Р. Кеттела у подростков со средним уровнем проявления агрессивных реакций
На 4 уровне (выше среднего) для подростков характерно наличие положительных связей между такими компонентами личности, как «Эмоциональная устойчивость (С)» — «Смелость (Н)», «Беспокойство (Б)» - «Фру-стрированность (04)» (значимость на уровне р < 0,001); «Общительность (А)» - «Беспечность (Б)», «Общительность (А)» - «Смелость (Н)», «Беспокойство (Б)» - «Склонность к чувству вины (О)», «Осторожный ин-
дивидуализм (І)» - «Самостоятельность
(02)», «Склонность к чувству вины (О)» -«Фрустрированность (04)» (значимость на уровне р < 0,01).
На рис. 5 видно, что ведущими факторами в структуре личности подростков, находящихся на четвертом уровне, являются А (общительность), Б (беспокойство), Н (социальная смелость), О (склонность к чувству вины), 04 (фрустрированность).
Рис. 5. Корреляция между личностными факторами по методике Р. Кеттела у подростков с уровнем проявления агрессивных реакций выше среднего
Подростки с уровнем проявления агрессивных реакций выше среднего уверенные в себе, социально смелые, самостоятельные, но в то же время беспокойные, тревожные, беспечные, раздражительные, впечатлительные, напряженные, нетерпеливые
На пятом (высоком) уровне для подростков характерно наличие положительных связей между такими компонентами личности, как «Общительность (А)» — «Беспечность (¥)», «Высокий интеллект (В)» — «Беспечность (¥)», «Эмоциональная устойчи-
вость (С)» — «Смелость (Н), «Осторожный индивидуализм (3)» — «Фрустрированность @4)» (значимость на уровне р < 0,01).
На рис. 6 видно, что в структуре личности подростков, находящихся на 5-ом уровне, только один ведущий фактор — Б (беспечность).
Подростки с высоким уровнем проявления агрессивных реакций общительные, эмоционально устойчивые, уверенные в себе, смелые, решительные, беспечные, раздражительные и стремящиеся к независимости, последнее, по Басу, имеет отношение к стремлению к самоуважению и защите от группового давления. Поэтому для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию.
Итак, подростки с низким уровнем проявления агрессивных реакций отличаются высоким самоконтролем, эмоциональной зрелостью, благодаря чему они легко адаптируются к условиям совместной деятельности, а взаимодействие с окружающими не вызывает у них затруднений и агрессивных реакций.
Рис. 6. Корреляция между личностными факторами по методике Р. Кеттела у подростков с высоким уровнем проявления агрессивных реакций
Таким образом, как видно из корреляционных матриц, изображенных на рис. 2-6, структура личности подростков отличается большей организованностью, факторы личности образуют целостную структуру, если ни-
же уровень проявления агрессивных реакций, и наоборот, структура личности подростков является менее организованной, если выше уровень проявления агрессивных реакций.
2.
3.
Библиографический список
Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии [Текст] / Б. Крэйхи. - СПб.: Питер, 2003. - 336 с.
1.