нивается как благоприятный, уровень групповой сплочённости -выше среднего, а в группе «Б» - неустойчивый психологический климат с уровнем групповой сплочённости ниже среднего. При этом тренеры обеих групп оценивают уровень групповой сплочённости как высокий. При помощи и-критерия Манна-Уитни мы выяснили, что различия в показателях психологического климата и уровнях групповой сплочённости в этих группах являются статистически значимыми, на основании чего мы констатировали, что гипотеза о том, что социально-психологический климат выступает показателем формирования групповой сплочённости, т. е. чем выше уровень групповой сплочённости, тем благоприятнее социально-психологический климат в группе, подтверждена.
В рамках формирующего этапа эксперимента был разработан и реализован социально-психологический тренинг, направленный на повышение уровня групповой сплочённости и улучшения социально-психологического климата в спортивных группах. Цель тренинга: повышение сплочённости команды, развитие коллектива как целостного группового субъекта. Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения: доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать члену команды; сотрудничать и действовать сообща; согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; разрешать конфликтные ситуации, что способствует сближению членов команды и развитию чувства «Мы» в коллективе. В основе содержания программы тренинга «Развитие сплочённости команды» лежит решение проблем, которые близки и понятны участникам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность членов команды, а на её основе динамично развивается групповая сплочённость, проявляется психологическая устойчивость
На контрольном этапе мы оценили эффективность данного социально-психологического тренинга, для чего провели диагностику по методикам, использованным на констатирующем этапе эксперимента. По методике Л.Н. Лутошкина результаты следующие: 2 человека (13,3%) в «Б» охарактеризовали психологический климат в группе как неблагоприятный; по 3 человека (по 40%) в обеих группах оценили психологический климат как неустойчивый; 12 испытуемых (80%) группы «А» и 10 (66,7%) группы «Б» считают психологический климат благоприятным.
В ходе повторного тестирования испытуемых по методике «Определение индекса групповой сплочённости Сишора» нами
Библиографический список
были получены результаты. Индекс групповой сплочённости: в группе «А» - 15,4 балла (высокий); в группе «Б» - 13,1 балла (выше среднего). Интенсивность сдвигов в сторону увеличения показателя уровня групповой сплочённости в обеих группах превышает показатель интенсивности сдвигов в сторону снижения показателя (р=0,01).Итак, на данном этапе эмпирического исследования мы можем сделать вывод о том, что различия в уровнях групповой сплочённости на констатирующем и контрольном этапах эксперимента имеются в обеих группах.
Результаты, полученные на контрольном этапе. В число пяти качеств, чаще других упоминавшихся испытуемыми группы «А», попали такие качества, необходимые для успешной работы в команде, как «дружелюбие», «общительность», «обаяние», «отзывчивость», «приветливость». Что касается качеств, которые реже всего упоминались испытуемыми, то это: «трудолюбие», «принципиальность», «аккуратность», «исполнительность», «деловитость». Затем мы вычислили уровень групповой сплочённости группы «А» - 71%. Уровень групповой сплочённости в группе «А» повысился после проведения тренинга. В число пяти качеств, чаще других упоминавшихся испытуемыми группы «А», попали такие качества, необходимые для успешной работы в команде, как «дружелюбие», «общительность», «веселость», «отзывчивость», «приветливость». Что касается качеств, которые реже всего упоминались испытуемыми, то это: «справедливость», «принципиальность», «аккуратность», «исполнительность», «деловитость». Уровень групповой сплочённости группы «Б» - 60%:
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента уровень групповой сплочённости в группе «Б» стал высоким. Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, свидетельствует об улучшении психологического климата и о повышении уровня сплочённости в обеих группах после проведения социально-психологического тренинга, направленного на повышение уровня групповой сплочённости и улучшения социально-психологического климата в спортивных группах.
Необходимо отметить, что положительное влияние тренинг оказал как на группу испытуемых, занимающихся индивидуальными видами спорта, так и на группу тех испытуемых, которые занимаются командными видами спорта. На наш взгляд, это объясняется тем, что программа тренинга нацелена на то, чтобы создать команду единомышленников, выработать чувство ответственности за общий результат, способность быстро реагировать и принимать решение сообща, что способствует психологической устойчивости спортсменов.
1. Психология спорта. Хрестоматия. Составитель А.Е. Тарасов. Минск, 2005.
2. Клещев И. Г. Спортивная направленность личности: личность и спорт. Москва, 1995.
3. Новиков Б.И. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям: сборник статей. Москва, 1968.
4. Кричевский Р.Л. Проблема сплочённости малых групп в зарубежной социальной психологии. Вопросы психологии. 1973; 3.
5. Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности: психология и современный спорт Москва, 1973.
6. Пуни А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки соревнований в спорте. Ленинград, 1978.
7. Попов А.Л. Спортивная психология. Москва, 2000.
References
1. Psihologiya sporta. Hrestomatiya. Sostavitel' A.E. Tarasov. Minsk, 2005.
2. Kleschev I. G. Sportivnaya napravlennost' lichnosti: lichnost' i sport. Moskva, 1995.
3. Novikov B.I. Psihologicheskaya podgotovka sportsmenov razlichnyh vidov sporta k sorevnovaniyam: sbornik statej. Moskva, 1968.
4. Krichevskij R.L. Problema splochennosti malyh grupp v zarubezhnoj social'noj psihologii. Voprosy psihologii. 1973; 3.
5. Goshek V., Vanek M., Svoboda B. Uspeh kak motivacionnyj faktor sportivnoj deyatel'nosti: psihologiya i sovremennyj sport Moskva, 1973.
6. Puni A.C. Process i sistema zven'ev psihologicheskoj podgotovki sorevnovanij v sporte. Leningrad, 1978.
7. Popov A.L. Sportivnaya psihologiya. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 13.03.15
УДК 159.9: 37.015.3
Kholodkova O.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Ped. University
(Barnaul, Russia), E-mail: holodkova.fnk@mail.ru
TYPES OF THE VALUABLE ATTITUDE TOWARDS PEOPLE AT TEENAGERS. In the work the concepts of "relations", "values", "valuable relation" are analyzed. The author studies the types of the valuable attitude towards people and their contents. The research also studies the specifics of the valuable attitude towards people among teenagers with different lines of the personality come to light. The problem of formation of the valuable relation to the subjects and objects of reality are considered, including its many
aspects. It is shown that the formation of the valuable relation to the subjects and objects of reality seen today is multidimensional, as referred to the sensitive age groups from preschool, through adolescence and even older school, but the purpose of our study was to analyze the features of the valuable relation to other people in adolescents with different personality traits .
Key words: values, valuable relations, attitude towards people, types of attitude towards people, lines of the personality, teenage age.
О.Г. Холодкова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Алтайского государственного педагогического
университета, г. Барнаул, E-mail: holodkova.fnk@mail.ru
ТИПЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ У ПОДРОСТКОВ
В работе анализируются понятия «отношения», «ценности», «ценностное отношение». Рассматриваются типы ценностного отношения к людям, выявляется специфика ценностного отношения к людям у подростков с разными чертами личности. Проблема формирования ценностного отношения к субъектам и объектам действительности рассматривается многоаспектно. Показано, что формирование ценностного отношения к субъектам и объектам действительности рассматривается сегодня многоаспектно, в качестве сензитивного называются возраста, начиная от старшего дошкольного, заканчивая подростковым и даже старшим школьным, однако целью нашего исследования явился анализ особенностей ценностного отношения к окружающим людям у подростков с различными чертами личности.
Ключевые слова: ценности, ценностные отношения, отношение к людям, типы отношения к людям, черты личности, подростковый возраст.
Проблема ценностного отношения к людям является предметом исследования во многих областях знаний, и каждая наука подходит к её изучению со своих позиций, что обуславливает многообразие представлений о сущности этого процесса.
Система общественных отношений, в которую человек включен на протяжении всей своей жизни, так или иначе оказывает влияние на то, как сам человек строит свои отношения с окружающими. Это связано с тем, что по мере развития общества изменяются экономические, политические, социальные факторы и темп жизни в целом, а вместе с этим человеческие отношения продолжают оставаться между людьми.
С самого рождения каждый из нас начинает проходить этапы построения отношений, которые усложняются по мере развития человека, становления и социализации его в обществе. Связано это с тем, что на человека влияют определённые факторы, которые могут быть как внешними (ближайшее окружение), так и личностными особенностями (темперамент, характер). Поэтому, изучая личностные факторы и учитывая внешние, можно проследить о взаимоотношениях между людьми, выделить те отношения, которые имеют для человека важное значение, воспринимаются как особая ценность.
В современной философской, психологической, педагогической литературе специфика категории «ценность» представлена субъектно-объектным отношением и поэтому, по мнению профессора Г.П. Выжлецова, «в подобной трактовке ценность понимается лишь как значимость объекта для субъекта, т.е. как средство удовлетворения его потребности на уровне «полезности» как положительной значимости» [1, с. 4]. Тем не менее, основные гуманистические ценности (любовь, добро, справедливость, свобода и т.д.) выражают суть духовно-ценностных отношений между такими самоценными субъектами как личность, социальная общность и общество в целом.
«Именно отношением духовно-ценностного уровня к обществу, природе, другим людям, к самому себе и определяется специфика культуры, очерчивается её собственное поле действия и сфера влияния» [1, с. 4].
В этом контексте нам сегодня представляется интересным исследование понятия «ценностное отношение», которое мы будем определять как психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-либо субъекта действительности во время встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим субъектом. В концепции профессора Г.П. Выжлецова выделяются следующие свойства ценностей и ценностных отношений: они включают в себя желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением; ценностные отношения объединяют, собирают людей в общности любого уровня (семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом); ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными; подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо так же, как власть или богатство [1].
Ценностное отношение является отношением общественным, отношением между людьми. Психологически категория ценности относится к широкому классу мотивационных явлений. В психике людей ценность возникает вместе с появлением позитивной или негативной эмоции, соединенной с конкретным знанием, которое позволяет сделать выбор вариантов поведения или деятельности. Поэтому в ассоциативном плане понятие «ценностное отношение» представляется как отношение человека к миру, взятое не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны [2].
Тем не менее, анализ феномена «ценностное отношение» дает нам возможность понять его трехаспектную структуру, представленную когнитивным (совокупность понятий и представлений личности о различных субъектах отношений); эмоционально-оценочным (совокупность переживаний личности по отношению к субъекту); поведенческим (проявления практической готовности человека к определенным действиям и поступкам в отношении субъекта) компонентами [3].
Конечно, эмоциональность природы ценностного отношения определяет его динамичность, подвижность и, на первый взгляд, наибольшую возможность в плане воспитания. В этом случае механизмом формирования ценностного отношения является воздействие на эмоциональную сферу ребенка через обогащение опыта моральных переживаний. Однако формирование когнитивного компонента, определяющего адекватное представление о мире людей, а также поведенческого, позволяющего включать ребенка в позитивную социальную практику, дает возможность формирования полноценного ценностного отношения к субъектам действительности.
Проблема формирования ценностного отношения к субъектам и объектам действительности рассматривается сегодня многоаспектно, в качестве сензитивного называются возраста начиная от старшего дошкольного, заканчивая подростковым и даже старшим школьным, однако целью нашего исследования явился анализ особенностей ценностного отношения к окружающим людям у подростков с различными чертами личности.
Подростковый возраст представляет особый психологический интерес с точки зрения кризисного личностного развития. Именно на этот период, как отмечает Д.И. Фельдштейн [4], приходится большая социальная активность, направленная на усвоение определенных социально-культурных образцов поведения и ценностей, на построение отношений с окружающими.
В исследовании приняли участие 69 подростков (10 класс) общеобразовательной школы. Для определения типа отношения к людям была использована «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири» [5]. Целью методики является исследование представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке. В процессе анализа результатов тестирования выделяются авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный и альтруистический тип отношения к людям. В контексте данного исследования мы определим данные типы от-
ношений как типы ценностного отношения к людям, так как они определены и когнитивным и эмоциональным и поведенчески м содержанием.
Для определения личностных факторов, которые могут влиять на тип ценностного отношения к людям, была проведена методика Р. Кеттела «16-факторный личностный опросник» [6]. Выбор обусловлен тем, что этот тест охватывает большой спектр личностных характеристик, что позволяет сделать на м эксперимент глубже и детальнее. Тест включает в себя 16 шкал, соответствующих определённым чертам личности человека. Каждая черта может быть как положительной, так и отрицательной. Каждый из 16 различных факторов имеет двойное название, характеризующее степень развитости - сильную и слабую:
- аффектотимия (сердечность, доброта) - сизотимия (обособленность, отчуждённость);
- высокий интеллект (умный) - низкий интеллект (глупый);
- сила «Я» (эмоциональная устойчивость) - слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость);
- доминантность (настойчивость, напористость) - конформность (покорность, зависимость);
- сургенсия (беспечность) - десургенсия (рассудительность);
- сила «сверх - Я» (высокая совестливость) - слабость «сверх - Я» (недобросовестность);
- пармия (смелость) - тректия (робость);
- протенсия (подозрительность) - алаксия (доверчивость);
- аутия (мечтательность) - праксерния (практичность);
- искусственность (проницательность, расчётливость) - безыскусственность (наивность);
- гипотемия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность);
- радикализм (гибкость) - консерватизм (ригидность);
- самодостаточность (самостоятельность) - социабель-ность(зависимость от группы);
- контроль желаний(высокий самоконтроль поведения) -импульсивность (низкий самоконтроль поведения);
-фруст°ированность (напряжённость) - нефрустрирован-ность (уасслоблсрносто)-
Меордкыеа дилесоотоыимежытоыностныхопооызвыийТ.Лври поквтлиыа ллтвить с состытитт дисктоламмс оа таждоголод-роптто. Пурллфаврстиы даткоа^мс были выяоьеныы^рл^а-доющиeчртыpe°ичтoптноlткpoфилп воlpaжeнсoсои цeнеостно-гоотношетия к людым: Ы0% подрыпокоос атотритарнь 1М пипoм; 29%лодрылтков с aгpыыcианымтттo°;OЛ% тыыростков ы пыдьы-нясoымтилoм и 41% иодуастковсдрлжллюбиый типомытношы-неяо окружлющимлкэдям.
Акьлрсирутдантые ыт ыртьпе пoдыocтдевопрвoбтaдоФщим астьритетныоот^ом осиошыьия к людом,былт иысолово, ыпо яроь ьь^тжеф0кт0p0флявляугт00; нoдoауи-тельнытыь^), высокий воыуллеот (иЕ, тамocтoяуыльтocоы (02), иыпулысивность (ОЫ),тбоыобленность(Аы жесткость(l(,пpыатич-востьыМ), самоуве,енность (О) (рисунок 1).
10 9 8 -7
6 -5 -4 -3 -2 -1 0
O Q1 Q2 Q3 Q4
^0.1° ГрафИЧерКОс ОЗОбрсЖеНые ВЫрсаЖеННОВрЬ ыианостиыь тавторитарным типом отношения к людям ^ = 7).
Эуифaкрopпlxapaкроpезyют датитю -ьуппрпoдoпcтаовкoк c00бpaзнл0ллны0|cл0lытким0 облоимиумстльнныык скосоОою-стями.Оое ст°тмятрп етучтыьдтугих, ыаплиеимают ьрш^хсы-веты, стараются полагаться на своё мнение. Так как подростки Pеаa,отк^т тиком тольнтй чаще вceгooдиимeюадик-
таторский, властный деспотичный характер. Такие подростки являются лидерами очень энергичными, компетентными, авторитарными, собранными. Они самостоятельны и независимы, могут контролировать свои эмоции и поведение, очень уверены в себе. Им также присуща подозрительность, завистливость, большое самомнение, раздражительность, ревнивость. От окружающих требуют нестиответственностьза своиошибки.
Низкие показатели по фактору А (отчужденность) указывают на бедность эмоциональных проявлений, обособленность, отчужденность. Таким людям не свойственна мягкосердечность и нежность, мечтательность и склонность к чувству вины.
Рассматривая профиль учащихся с доминированием агрессивного типа отношения к людям, видно, что преобладающими личностными факторами этой группы являются: доминантность (Е), подозрительность фрустрированность ^4), низкий интеллект (В), суровость(1),практичность (М) (рисунок 2).
E F G H
L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
Рис. 2. Графическое изображение выраженности личностных факторовподростковс агрессивнымтипомотношения клюдям ^ = 20)
Ведущие личностные факторы характеризуют данную группу подростков следующим образом: подростки склонны к доминированию, властности, самоуверенности, напористости, неуступчивости, их упрямство может доходить до агрессивности, а агрессивность до асоциального поведения. Такие подростки конфликтны и очень своенравны, а так же грубы и враждебны, им свойственна подозрительность, большое самомнение, эгоцентризм, жёсткость, резкость. Они очень прямолинейны, откровенны, строги в оценке других, они требуют от окружающих нести ответственность за свои ошибки. Их интересы обычно направлены на себя. Так же им свойственна фрустрированность, что проявляется в таких особенностях поведения как напряженность, возбуждённость, беспокойство. Исходя из личностных факторов, можно говорить о том, что таким подросткам характерен низкий интеллект, им не свойственна мягкосердечность, нежность и мечтательность.
Подросткам с доминирующимподчиняемым типом присущи такие личностные черты как: сердечность, доброта (А), высокая совестливость склонность к чувству вины (О), фрустрированность ^4), робость (Н), доверчивость наивность, просто-та(^,зависимостьотгруппы ^2) (рисунок 3).
10
Q4 9
8 7 6 5
O Q1 Q2 Q3 Q4
Рис.З.Графическоеизображениевыраженностиличностных факторовподростков сподчиняемым типом отношения к людям ^ = 14)
0
A B
C
A B
C
E F
G H
L
M
N
4
3
2
0
A
B
C
E
-
G
H
L
M
N
Как правило, такие подростки общительны, непринуждённые, добрые, готовые к сотрудничеству, внимательные к другим людям, для них характерно чувство долга, соблюдение моральных стандартов и правил. Так же они склонны к чувству вины, самобичеванию, обеспокоенности. Они полны страха, тревоги, впечатлительности, неуверенности в себе, склонны уступать всем и во всём, всегда ставят себя на последнее место, осуждают себя, приписывают себе вину, поэтому они стремятся найти опору в ком-либо более сильном. В поведении им свойственно напряжение, возбуждённость, беспокойство, что говорит о фру-стрированности. Зависимость от группы говорит о недостаточной самостоятельности, привязанности к группе. Таким подросткам характерна наивность, простота в общении, они очень робки и доверчивы, застенчивы, кротки, скромны, уступчивы, легко смущаются. Часто не имеют собственного мнения. Всегда послушно ичестновыполняютсвои обязанности.
Анализируя дружелюбный тип отношения к людям, выяснилось, что преобладающими личностными характеристиками являются такие, как: высокий интеллект (В), мягкосердечность, нежность (I), высокая совестливость покорность, зависи-мость(Е),доверчивость^),наивность^) (рисунок 4).
ABCEFGH I LMNOQ1Q2Q3Q4
Рис.4.Графическоеизображение выраженностиличностных факторовподростковсдружелюбным типом отношения к людям (N = 28)
Личностные факторы дружелюбного тип отношения к людям, характеризуют подростков как умных мягкосердечных, нежных, стремящихся к покровительству, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех «быть хорошим» для всех без учёта ситуаций. Им свойственна высокая нормативность, сильный характер, эмоциональная дисциплинированность, чувство долга, соблюдение моральных стандартов и правил, настойчивость в достижении целей. Подростки стремятся быть в согласии с мнением окружающих, стремятся помогать и чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь. Исходя из личностных факторов, можно говорить о том, что таким подросткам не характерна настойчивость, напористость, подозрительность и расчётливость.
Таким образом, рассматривая данные профили, можно увидеть доминирование некоторых личностных черт у подростков с разным типом ценностного отношения к людям. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:
Обнаружено преобладание дружелюбного типа отношения к людям (в 41% случаев) у испытуемых подростков. Достаточно большое количество (29%) подростков проявляют агрессивное отношение к людям, авторитарное (20%) отношение к людям. Следовательно, можно отметить несформированность ценностного отношения к людям испытуемых подростков, что, с одной стороны, обусловлено их возрастными особенностями, а с другой говорит о низкой степени развитости ценностно-смысловой сферы личности.
Выявлены характерные отличия в проявлении личностных черт подростков в зависимости от их отношения к людям. Так для подростков с дружелюбным типом отношения к людям типичны мягкосердечность, нежность, настойчивость в достижении целей, склонность к сотрудничеству, любезность, инициативность. Подростки с агрессивным типом проявляют самоуверенность, напористость, враждебность, подозрительность, жёсткость, возбуждённость, беспокойство в отношении к людям. Для подростков с авторитарным типом отношения к людям характерно проявление таких качеств как ум, властность, энергичность, самостоятельность, подозрительность, уверенность в себе. Подчиняемый тип отношения к людям обусловлен общительностью, непринуждённостью, добротой, внимательностью к другим, обеспокоенностью, напряжённостью, возбуждённостью подростков в отношениях с людьми.
Библиографический список
1. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры в системе культурфилософского знания. Вестник Новгородского государственного универси-тета.2000;16.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. Вступ. статья А.А. Бодалёв. Москва: Институт практической психологии;Воронеж, 1998.
3. Холодкова О.Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте. Вестник Южно-Уральскогогосударственногоуниверситета. Серия «Психология». 2012; 6; Выпуск 16.
4. ФельдштейнД.И. Психология воспитанияподростков.Москва: Педагогика, 1978.
5. Психологические тесты: в 2 томах. Под редакцией А.А. Карелина. Москва: ВЛАДОС, 2005; Т. 2.
6. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела. Практическое руководство. Москва, 2002.
References
1. Vyzhlecov G.P. Aksiologiya kul'tury v sisteme kul'turfilosofskogo znaniya. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2000; 16.
2. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij: Izbrannye psihologicheskie trudy. Vstup. stat'ya A.A. Bodalev. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh, 1998.
3. Holodkova O.G. Dinamika 'emocional'nogo komponenta cennostnyh otnoshenij v mladshem shkol'nom vozraste. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Psihologiya». 2012; 6; Vypusk 16.
4. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya vospitaniya podrostkov. Moskva: Pedagogika, 1978.
5. Psihologicheskie testy: v 2 tomah. Pod redakciej A.A. Karelina. Moskva: VLADOS, 2005; T. 2.
6. Mnogofaktornyjlichnostnyj oprosnik R. Kettela. Prakticheskoe rukovodstvo. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 16.03.15
УДК 612
Timonina I.V. Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University (Stavropol, Russia), E-mail: chimonina-i-v@yandex.ru
Zhukavina A.A., student, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University (Stavropol, Russia), E-mail: chimonina-i-v@yandex.ru
ANALYSIS OF THE SAFETY OF PALM OIL IN THE FOOD INDUSTRY. In this article the question of safety of use of palm-oil in food branch is raised. The subject of the article is proved to be topical, for today the market of food is largely presented by goods, which incorporate palm-oil. The authors believe that in spite of the negative qualities of palm oil, yet not fully explored its properties