Научная статья на тему 'Взаимосвязь креативного мышления и культурной конгруэнтности в младшем возрасте'

Взаимосвязь креативного мышления и культурной конгруэнтности в младшем возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ / ПРАВИЛО / НОРМАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чулюкин Кирилл Сергеевич

Целью статьи является установление взаимосвязи креативного мышления и культурной конгруэнтности в младшем школьном возрасте. Наиболее актуально рассмотрение креативного мышления через призму соответствия типичным правилам в нормативной ситуации младшего школьного возраста, так как в данном возрастном периоде детям свойственно стремление к нестандартным решениям поставленных задач, оригинальности и творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чулюкин Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь креативного мышления и культурной конгруэнтности в младшем возрасте»

Взаимосвязь креативного мышления и культурной конгруэнтности в младшем

возрасте

Чулюкин Кирилл Сергеевич

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Институт Психологии и Образования, г.Казань

Ключевые слова:

креативное мышление, культурная конгруэнтность, правило, нормативная ситуация, младший возраст

Аннотация: целью статьи является установление взаимосвязи креативного мышления и культурной конгруэнтности в младшем школьном возрасте. Наиболее актуально рассмотрение креативного мышления через призму соответствия типичным правилам в нормативной ситуации младшего школьного возраста, так как в данном возрастном периоде детям свойственно стремление к нестандартным решениям поставленных задач, оригинальности и творческой активности.

Введение

Младший школьный возраст является вершиной вхождения в культурное пространство, приобретение нравственных ценностей, принципов, мировоззрения в целом. Вхождение в учебную деятельность, формирование психологических новообразований, новая социальная ситуация развития меняют интересы, ценности ребенка, изменяется восприятие своего места, своих отношений [5].

По мере накопления норм, правил, представлений в сознании младшего школьника, приобретаются навыки социально значимых действий. Постепенно ребенок научается совершенствовать свое поведение на основе требований и установленных правил. Подтверждением тому А.Н. Леонтьев полагал, что личность тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности [3]. Тем самым младший школьник является активным субъектом культуры.

С одной стороны, младший школьник хочет соответствовать тем правилам и требованиям, которые предъявляются ему со стороны учителей, родителей, близкого окружения. С другой стороны, младший школьник не всегда может соответствовать нормированному графику, организованности, ответственности, дисциплинированности, новым правилам, что сказывается на эмоциональных переживаниях ребенка, противоборство мотивов между «хочу» и «надо»

Младший школьник как субъект культуры обнаруживается в культурной ситуации, когда к его природному началу обращено правило как общепринятая норма культуры. Именно правило требует сознательного акта отражения, рефлексии и отношения как проявлений активности субъекта в нормативной ситуации [4]. Исходя из данного положения, можно предположить, что активность субъекта в нормативной ситуации будет варьироваться от показателей креативного мышления.

По теоретическим и экспериментальным исследованиям Торранса, были обнаружены сензитивные периоды формирования креативного мышления - «пик креативности» детей в возрасте в возрасте от 3,5 до 4,5 лет. Также было установлено, что показатели креативного мышления возрастают в первые три года обучения в школе, а затем несколько уменьшаются в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития [6].

В исследовании Л.Ф. Баяновой были выявлены значимые показатели взаимосвязи культурной конгруэнтности, то есть соблюдения правил, общепринятых в культуре и соответствующих

уровней творчества детей дошкольного возраста [1].

Ключевым звеном является рассмотрение креативного мышления детей младшего школьного возраста в нормативной ситуации, в которую включены правила и нормы поведения.

Цель исследования

Целью данного исследования явилось определить взаимосвязь креативного мышления и культурной конгруэнтности детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы

В соответствии с логикой исследования для определения взаимосвязи креативного мышления и культурной конгруэнтности, использовались следующие методы:

1. Психодиагностические:

• Батарея тестов «Творческого мышление» (Е.Е. Туник), модификация тестов Гилфорда, Торранса для детей младшего школьного возраста;

• Методика определения культурной конгруэнтности младшего школьника (Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская, Р.М. Байрамян, К.С. Чулюкин) [2].

2. Методы математической обработки эмпирических данных:

• Корреляционный анализ Пирсона в программе СПСС 22.0. Результаты

В качестве результатов исследования предлагаются количественные и качественные результаты по проведенным методикам, а также был проведен расчет коэффициентов корреляции Пирсона между двумя методиками.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33» Авиастроительного района города Казани. В исследовании приняло участие 123 респондента, учащиеся 2 «в», 3 «а», 4 «а», 4 «г» класса, а также учителя соответствующих классов в количестве 4 респондентов.

По результатам методики Батарея тестов «Творческое мышление» (Е.Е. Туник) были выявлены суммарные показатели по каждому из семи субтестов. Незначительное количество респондентов соответствует высоким показателям креативного мышления. Большинство детей младшего школьного возраста на поставленные вербальные и проективные задания не давали редких и оригинальных ответов.

По результатам методики определения культурной конгруэнтности (Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская, Р.М. Байрамян, К.С. Чулюкин) были рассчитаны суммарные показатели по каждому из шести субтестов, которые характеризуют высокую культурную конгруэнтность у значительного большинства респондентов.

Результаты корреляционного анализа Пирсона определили значимые обратные связи между показателями проведенных методик на креативное мышление и культурную конгруэнтность. То есть, чем выше креативное мышление, тем ниже культурная конгруэнтность, и наоборот, чем ниже креативное мышление, тем выше культурная конгруэнтность детей младшего школьного возраста.

Заключение и выводы

Исходя из результатов проведенного исследования, можно заключить, что все полученные коэффициенты значимы, то есть существует значимая обратная связь креативного мышления и культурной конгруэнтности младшего школьника. Данный вывод подтверждает тот факт, что дети младшего школьного возраста в силу ведущей деятельности - учебной, стремятся соответствовать всем требованиям, нормам и правилам в нормативной ситуации развития, тем самым утрачивают спонтанность, гибкость мышления, оригинальность, становясь окультуренными, что и характеризует низкие показатели креативного мышления.

Список литературы:

1. Bayanova, L. 2014. Compliance with Cultural Rules of Children Having Different Level of Creativity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 146, pp. 192-195. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.08.109

2. Bayanova, L. F., Tsivilskaya, E. A., Bayramyan, R. M. Chulyukin, K. S. 2016. Cultural congruence test for primary school students // Psychology in Russia: State of the Art. [Unpublished]

3. Аверин, В. А. 1999. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. Санкт-Петербург. С. 89.

4. Баянова, Л. Ф. 2012. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. №3 (29), С. 294 - 299.

5. Кулагина, И. Ю. 1999. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. 5-е изд. Москва. С. 91.

6. Туник, Е. Е. 2002. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Под ред. Е. Е. Туник. Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс». С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.