Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ АДАПТАЦИИ И СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ АДАПТАЦИИ И СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булаев Д. Ю., Сахарова Т. Н.

Цель исследования заключается в изучении связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников. Различные исследования в области психологии и педагогики подтверждают тот факт, что для младшего школьника особую значимость приобретает развитие способности к самоконтролю. Школьники с высоким самоконтролем способны поддерживать эффективную учебную деятельность, дисциплину и налаживать отношения с учителями и сверстниками. Особенно актуальным представляется исследование связи уровня самоконтроля с уровнем адаптации школьника к учебной деятельности. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что субъективная оценка самоконтроля младших школьников будет положительно связана с уровнем их адаптации. Первым этапом исследования стало определение уровня адаптации младших школьников с помощью цвето-ассоциативного эксперимента «Домики» О.А. Ореховой. Вторым этапом стало изучение субъективных оценок самоконтроля младших школьников самими учащимися, их родителями и учителями с помощью трех разработанных для настоящего исследования анкет. Нами был проведен корреляционный анализ связи субъективных оценок самоконтроля школьников с их адаптацией. Гипотеза исследования была частично подтверждена. Была обнаружена связь между уровнем адаптации младших школьников и субъективной оценки самоконтроля учащихся их родителями. Интересно, что уровень адаптации ребенка к школе имеет отрицательную связь с оценкой родителя сформированности самоконтроля у данного школьника. Высокая оценка самоконтроля ребенка родителем соответствует низкому показателю его адаптации. Данная особенность может быть связана с тем, что дети, родители которых оценивают их как обладателей высокого уровня самоконтроля, оказываются менее гибкими, реже нарушают правила, установленные педагогами. Можно заключить, что уровень школьной адаптации и способность к самоконтролю у младших школьников имеют достаточно сложные отношения и требуют дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Булаев Д. Ю., Сахарова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE CONNECTION BETWEEN ADAPTATION AND SUBJECTIVE ASSESSMENT OF SELF-CONTROL OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

The aim of the research is to study the connection between adaptation and the subjective assessment of self-control of primary schoolchildren. Various studies in the field of psychology and pedagogy confirm the fact that the development of the ability to self-control is of particular importance for a younger student. Students with high self-control are able to maintain effective learning performance, discipline, and build relationships with teachers and peers. Especially relevant is the study of the relationship between the level of self-control and the level of adaptation of a student to learning activities. As a hypothesis of the study, we assumed that the subjective assessment of self-control of primary schoolchildren would be positively related to the level of their adaptation. The first stage of the study was to determine the level of adaptation of primary schoolchildren using the color-associative experiment “Houses” by O.A. Orekhova. The second stage was the study of the subjective assessments of self-control of primary schoolchildren by the students themselves, their parents and teachers using three questionnaires developed for this study. We carried out a correlation analysis of the relationship between the subjective assessments of self-control of schoolchildren and their adaptation. The research hypothesis was partially confirmed. A connection was found between the level of adaptation of primary schoolchildren and the subjective assessment of students' self-control by their parents. It is interesting that the level of adaptation of a child to school has a negative relationship with the parent's assessment of the level of self-control in this student. A high assessment of a child's self-control by a parent corresponds to a low indicator of his adaptation. This feature may be due to the fact that children whose parents evaluate them as possessing a high level of self-control are less flexible, less likely to violate the rules established by teachers. It can be concluded that the level of school adaptation and the ability to self-control in younger students have a rather complex relationship and require further research.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ АДАПТАЦИИ И СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9.07

Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников

Study of the connection between adaptation and subjective assessment of self-control of primary schoolchildren

Булаев Д.ЮЮ., Московский педагогический государственный университет, bulaevd@yandex.ru Сахарова Т.Н., Московский педагогический государственный университет, sakharova@mail. ru

Bulaev D., Moscow State Pedagogical University, bulaevd@yandex.ru Sakharova T., Moscow State Pedagogical University, sakharova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.031

Ключевые слова: самоконтроль, субъективный контроль, адаптация, адаптация к учебной деятельности, младшие школьники.

Keywords: self-control, subjective control, adaptation, adaptation to educational activities, primary schoolchildren.

Аннотация. Цель исследования заключается в изучении связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников. Различные исследования в области психологии и педагогики подтверждают тот факт, что для младшего школьника особую значимость приобретает развитие способности к самоконтролю. Школьники с высоким самоконтролем способны поддерживать эффективную учебную деятельность, дисциплину и налаживать отношения с учителями и сверстниками. Особенно актуальным представляется исследование связи уровня самоконтроля с уровнем адаптации школьника к учебной деятельности. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что субъективная оценка самоконтроля младших школьников будет положительно связана с уровнем их адаптации. Первым этапом исследования стало определение уровня адаптации младших школьников с помощью цвето-ассоциативного эксперимента «Домики» О.А. Ореховой. Вторым этапом стало изучение субъективных оценок самоконтроля младших школьников самими учащимися, их родителями и учителями с помощью трех разработанных для настоящего исследования анкет. Нами был проведен корреляционный анализ связи субъективных оценок самоконтроля школьников с их адаптацией. Гипотеза исследования была частично подтверждена. Была обнаружена связь между уровнем адаптации младших школьников и субъективной оценки самоконтроля учащихся их родителями. Интересно, что уровень адаптации ребенка к школе имеет отрицательную связь с оценкой родителя сформированности самоконтроля у данного школьника. Высокая оценка самоконтроля ребенка родителем соответствует низкому показателю его адаптации. Данная особенность может быть связана с тем, что дети, родители которых оценивают их как обладателей высокого уровня самоконтроля, оказываются менее гибкими, реже нарушают правила, установленные педагогами. Можно заключить, что уровень школьной адаптации и способность к самоконтролю у младших школьников имеют достаточно сложные отношения и требуют дальнейших исследований.

Abstract. The aim of the research is to study the connection between adaptation and the subjective assessment of self-control of primary schoolchildren. Various studies in the field of psychology and pedagogy confirm the fact that the development of the ability to self-control is ofparticular importance for a younger student. Students with high self-control are able to maintain effective learning performance, discipline, and build relationships with teachers and peers. Especially relevant is the study of the relationship between the level of self-control and the level of adaptation of a student to learning activities. As a hypothesis of the study, we assumed that the subjective assessment of self-control ofprimary schoolchildren would be positively related to the level of their adaptation. The first stage of the study was to determine the level of adaptation of primary schoolchildren using the color-associative experiment "Houses" by O.A. Orekhova. The second stage was the study of the subjective assessments of self-control ofprimary schoolchildren by the students themselves, their parents and teachers using three questionnaires developed for this study. We carried out a correlation analysis of the relationship between the subjective assessments of self-control of schoolchildren and their adaptation. The research hypothesis was partially confirmed. A connection was found between the level of adaptation of primary

224

schoolchildren and the subjective assessment of students' self-control by their parents. It is interesting that the level of adaptation of a child to school has a negative relationship with the parent's assessment of the level of self-control in this student. A high assessment of a child's self-control by a parent corresponds to a low indicator of his adaptation. This feature may be due to the fact that children whose parents evaluate them as possessing a high level of self-control are less flexible, less likely to violate the rules established by teachers. It can be concluded that the level of school adaptation and the ability to self-control in younger students have a rather complex relationship and require further research.

Введение. В широком смысле самоконтроль представляет собой способность человека к контролю собственного поведения, мыслей и эмоций [1]. Способность к самоконтролю - эта та характеристика, без которой личности в современном динамичном мире с постоянно меняющимися условиями существования просто не обойтись. Самоконтроль позволяет человеку обеспечить эффективную адаптацию и продуктивное функционирование [2].

Существуют разные подходы к определению рассматриваемого понятия. В целом можно выделить следующие виды самоконтроля: самоконтроль как часть структуры деятельности (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Г.С. Никифоров), самоконтроль как двойная система (W. Hofmann, M. Friese, F. Strack), самоконтроль над импульсами, эмоциями и поведением (B. Emmons, L. Moore, I. Toner, P. Maszk, N.G. Eisenberg, I.K. Guthrie), самоконтроль и когнитивный контроль (S. Scherbaum, S. Frisch, A. Holfert, D. O'Hora, M. Dshemuchadse), самоконтроль в социально - когнитивной теории (А. Бандура), самоконтроль в когнитивной теории (F.H. Kanfer, D. Meihenbaum), самоконтроль в теории «истощения эго» (Roy F. Baumeister).

Известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин придерживался мнения о том, что в целом самоконтроль представляет собой действие, которое заключается в сопоставлении воспроизводимого действия и его результата с образцом через предварительный образ [3].

В основе самоконтроля лежит воля. Е.П. Ильин пишет, что воля как функция психики человека позволяет преодолевать препятствия на пути к поставленной цели, самоконтроль в структуре воли позволяет человеку применять дополнительные силы и четко следовать намеченному пути, чем более рационально будет распределена энергия при помощи акта самоконтроля, тем более высоких результатов сможет добиться человек [4].

Способность к самоконтролю развивается у человека, начиная практически с самого рождения [5]. Стоит заметить, что особенно значимым для формирования и развития самоконтроля периодом является младший школьный возраст, т.к. именно в данный возрастной период у ребенка происходит адаптация к учебной деятельности, вхождение в новую жизнь, где ему необходимо поддерживать

дисциплину, концентрироваться на учебе и уметь взаимодействовать со сверстниками и учителями [6]. Чтобы добиться успехов в обучении, ребенку нужно научиться контролировать собственные действия, соотнося их с требованиями школы [7].

В области педагогики и психологии существует значительное количество исследований, которые позволяют раскрыть психологическую составляющую развития самоконтроля в младшем школьном возрасте в контексте осуществления учебной деятельности

[8;9].

Д.Б. Эльконин говорил о том, что поскольку ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте для ребенка становится учебная деятельность, для него крайне важным становится развитие способности к произвольной саморегуляции для того, чтобы усваивать школьные знания и строить взаимоотношения с учителями и сверстниками. Значительное количество детей при поступлении в школу испытывают существенные трудности с самоконтролем, связанные с поддержанием дисциплины в классе и взаимодействием со сверстниками.

Самоконтроль способствует эффективности осуществления различных видов деятельности [10]. У. Мишел проводил длительное лонгитюдное исследование, которое началось с изучения способности детей к самоконтролю и отложенному удовольствию с помощью «зефирного теста». Судьбу участников эксперимента отслеживали в течение 40 лет, и было выявлено, что дети, показавшие высокий самоконтроль, добились больших успехов в учебе в школе и получали более высокие оценки в университете [11]. Различные авторы в своих исследованиях также показали наличие связи между высоким самоконтролем школьников и академической успеваемостью [12; 13].

В данной статье мы поставили цель изучить взаимосвязь адаптации младших школьников и субъективной оценки самоконтроля учащихся ими самими, их родителями и учителями. В процессе разработки теоретических основ проблемы самоконтроля и развития когнитивной сферы младших школьников нами была сформулирована гипотеза исследования - субъективная оценка самоконтроля младших школьников будет положительно связана с уровнем их адаптации.

Материалы и методы. Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 28 учеников 1-х классов в возрасте от 6 до 7 лет (14 мальчиков и 14 девочек). Исследование было проведено на локализованной базе ГБОУ Школа 1908.

Процедура исследования. Первым этапом исследования стало определение уровня адаптации младших школьников с помощью цвето-ассоциативного эксперимента «Домики» О.А. Ореховой. Вторым этапом стало изучение субъективных оценок самоконтроля младших школьников самими учащимися, их родителями и учителями с помощью трех разработанных для настоящего исследования анкет. Анкеты структурированные, состоят из введения, основной части и классификационного отдела опросного листа. Количество вопросов в каждой анкете: от 11 до 13. Данное число вопросов было выбрано с учетом рекомендаций по составлению анкет. Третьим этапом исследования стала статистическая обработка результатов с помощью программы IBM SPSS Statistics. Нами был проведен корреляционный анализ связи субъективных оценок самоконтроля школьников с их адаптацией. Далее нами были сделаны выводы по гипотезам и подведены итоги исследования.

Методики. Цвето-ассоциативный

эксперимент «Домики» О.А. Ореховой для определения уровня адаптации, анкета для оценки субъективного самоконтроля младшими школьниками, анкета для оценки субъективного самоконтроля младших школьников учителями, анкета для оценки субъективного самоконтроля младших школьников родителями.

Анализ данных. Данные были проанализированы с помощью корреляционного анализа Пирсона в программе IBM SPSS Statistics.

Результаты. Оценка уровня адаптации младших школьников. Изучение уровня адаптации к школе происходило на основе цвето-ассоциативного эксперимента «Домики» О.А. Ореховой. На данном этапе исследования стояла задача изучить уровень адаптации учащихся первых классов и сформировать выборку для проведения дальнейшего исследования связи адаптации младших школьников с субъективной оценкой самоконтроля младших школьников самими учащимися, их родителями и учителями.

В результате были получены значения уровня адаптации, на основе которых было отобрано 28 испытуемых. На основе данной методики нами было решено оставить только два значения уровня адаптации, низкий и нормальный, см. таблицу 1.

Таблица 1. -Значения уровня адаптации по результатам цвето-ассоциативного эксперимента «Домики»

№ Пол Значение СО Уровень адаптации (2 - нормальный уровень адаптации; 1 - низкий уровень адаптации)

1 Ж 24 1

2 Ж 7 2

3 Ж 24 1

4 Ж 4 2

5 Ж 22 1

6 Ж 6 2

7 Ж 2 2

8 Ж 22 1

9 Ж 22 1

10 Ж 20 2

11 Ж 8 2

12 Ж 22 1

13 Ж 22 1

14 Ж 8 2

15 М 4 2

16 М 24 1

17 М 22 1

18 М 6 2

19 М 22 1

20 М 14 2

Продолжение таблицы 1

№ Пол Значение СО Уровень адаптации (2 - нормальный уровень адаптации; 1 - низкий уровень адаптации)

21 М 6 2

22 М 14 2

23 М 22 1

24 М 26 1

25 М 22 1

25 М 4 2

27 М 6 2

28 М 22 1

По итогам данного среза было отобрано 14 мальчиков и 14 девочек, 7 в каждой группе из которых с нормальным уровнем адаптации, а 7 с низким.

Оценка младших школьников собственной способности к самоконтролю.

Для получения субъективной оценки уровня самоконтроля была создана анкета для младших

школьников. Было подсчитано процентное соотношение в выборке детей, оценивающих свой уровень самоконтроля как низкий, средний и высокий. Примерно равное количество учащихся оценивает свой уровень самоконтроля как высокий (42,9%) и как низкий (39,3%). Средний уровень оценки самоконтроля показали 17,9% опрошенных, см. рисунок 1.

Субъективная оценка самоконтроля младшими школьниками

17,90%

■ Низкий уровень самоконтроля И Средний уровень самоконтроля Н Высокий уровень самоконтроля

Рисунок 1. -Субъективная оценка самоконтроля младшими школьниками

По данным, проанализированным отдельно по выборке девочек и по выборке мальчиков, можно сделать следующие выводы. Подавляющее большинство девочек склонны оценивать себя как обладающих высоким уровнем самоконтроля (71,4%). Оценивают себя как обладатели низкого уровня самоконтроля 21,4% девочек, как

обладателей низкого - 7,1%, см. рисунок 2А. Среди мальчиков большинство испытуемых оценивает себя как обладающих низким и средним уровнем самоконтроля (57,1% и 28,6% соответственно). Высокий уровень самоконтроля у себя отмечают 14,3% испытуемых, см. рисунок 2Б.

Субъективная оценка самоконтроля младшими школьниками (девочки)

21,40%

71,40%

7,10%

Субъективная оценка самоконтроля младшими школьниками (мальчики)

14,30%

28,60%

57,10%

■ Низкий уровень самоконтроля □ Средний уровень самоконтроля 0 Высокий уровень самоконтроля

■ Низкий уровень самоконтроля Ш Средний уровень самоконтроля Н Высокий уровень самоконтроля

Рисунок 2. -А. Субъективная оценка самоконтроля младшими школьниками (девочки). Б. Субъективная оценка самоконтроля младшими школьниками (мальчики)

Оценка самоконтроля младших школьников со стороны родителей и учителей. Далее было проведено анкетирование учителей и родителей с целью получения дополнительной оценки способности к самоконтролю младших школьников. Практически половина испытуемых

оценена учителем как имеющая высокий уровень самоконтроля (46,4%). Средний уровень самоконтроля имеет всего лишь 14% процентов, тогда как оставшиеся учащиеся (чуть меньше половины - 39,3%) были оценены учителем как имеющие низкий самоконтроль, см. рисунок 3.

Субъективная оценка самоконтроля младших школьников учителем

■ Низкий уровень самоконтроля Ы Средний уровень самоконтроля □ Высокий уровень самоконтроля

Рисунок 3. - Субъективная оценка самоконтроля младших школьников учителем

Среди девочек основная масса испытуемых получила высокую оценку уровня субъективного самоконтроля (71,4%). Средний показатель у 7,1% испытуемых; низкий показатель у 21,4% испытуемых, см. рисунок 4А. У мальчиков результаты оценки распределены иначе. Более

половины испытуемых получили низкую субъективную оценку самоконтроля (57,1%). Среди оставшихся испытуемых средние и низкие значения распределились практически одинаково (21,4%), см. рисунок 4Б.

Субъективная оценка самоконтроля младших школьников учителем (девочки)

71,40%

21,40%

7,10%

Субъективная оценка самоконтроля младших школьников учителем (мальчики)

21,40%

21,40%

57,10%

■ Низкий уровень самоконтроля И Средний уровень самоконтроля Н Высокий уровень самоконтроля

■ Низкий уровень самоконтроля П Средний уровень самоконтроля И Высокий уровень самоконтроля

Рисунок 4. -А. Субъективная оценка самоконтроля младших школьников учителем (девочки). Б. Субъективная оценка самоконтроля младших школьников учителем (мальчики)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из первичного описания, можно предположить две возможных причины такого распределения данных: наличие зависимости между полом и уровнем самоконтроля учащихся, либо влияние гендерного стереотипа (мальчики менее послушны, чем девочки) на субъективное восприятие ребенка учителем.

По результатам субъективной оценки самоконтроля младших школьников родителями

были получены следующие результаты. Основная масса испытуемых имеет средний уровень самоконтроля (почти 68%). Оставшаяся часть испытуемых в основном была описана как имеющая высокий уровень самоконтроля (28,6%) и минимальная часть - низкий (3,8%), см. рисунок 5.

Субъективная оценка самоконтроля младших школьников родителями

3,80%

28,60%

67,90%

■ Низкий уровень самоконтроля Н Средний уровень самоконтроля □ Высокий уровень самоконтроля

Рисунок 5. - Субъективная оценка самоконтроля младших школьников родителями

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что и у девочек, и у мальчиков, основная часть испытуемых оценена как имеющие средний самоконтроль (57,1% и 78,6% соответственно), см. рисунок 6. Среди девочек высоким самоконтролем обладает 35,5% учащихся, среди мальчиков -

21,4%. Это может говорить как о гендерной тенденции девочек к более высокому уровню самоконтроля, так и о влиянии родительских гендерных установок в воспитании. По шкале низкий самоконтроль только среди девочек 7,1% испытуемых получили оценку.

Субъективная оценка самоконтроля младших школьников родителями (девочки)

7,10%

35,70%

57,10%

Субъективная оценка самоконтроля младших школьников родителями (мальчики) 0,00%

21,40%

78,60%

■ Низкий уровень самоконтроля ¡3 Средний уровень самоконтроля □ Высокий уровень самоконтроля

■ Низкий уровень самоконтроля ЕЭ Средний уровень самоконтроля П Высокий уровень самоконтроля

Рисунок 6. -А. Субъективная оценка самоконтроля младших школьников родителями (девочки). Б. Субъективная оценка самоконтроля младших школьников родителями (мальчики)

Соотнесение показателя адаптации с субъективными оценками самоконтроля.

Для изучения уровня связи межу показателем адаптации и субъективными оценками самоконтроля младших школьников был использован коэффициент корреляции Пирсона. Данные были рассчитаны в программе IBM SPSS Statistics.

Уровень связи между показателем адаптации и оценкой собственного навыка самоконтроля учащимися составил -0,23, что не является статистически значимой величиной (критические значения для выборки n=28 на уровне значимости 0,05 = 0,36; на уровне значимости 0,01 = 0,46). Отдельные показатели для выборки девочек и для выборки мальчиков составили 0,2 и 0,33 соответственно, что не является статистически значимыми величинами (критические значения для выборки n=14 составляют 0, 53 на уровне значимости 0,05 и 0,66 на уровне значимости 0,01).

Уровень связи между уровнем адаптации ребенка и субъективной оценкой его уровня самоконтроля учителем составил 0, 02, что не является статистически значимой величиной (критические значения для выборки n=28 на уровне значимости 0,05 = 0,36; на уровне значимости 0,01 = 0,46). Дополнительно были рассчитаны данные отдельно по выборке девочек и по выборке мальчиков (-0,12 и -0,38 соответственно). Значимые значения корреляции в данном случае составляют 0, 53 на уровне значимости 0,05 и 0,66 на уровне значимости 0,01. Это означает, что нет статистически значимой связи между оценкой самоконтроля учителем и уровнем адаптации ребенка.

Далее был рассчитан коэффициент связи между адаптацией ребенка и субъективной оценкой уровня его самоконтроля родителем. Полученный коэффициент равен -0,36, что является статистически значимой величиной на уровне значимости 0,05. Таким образом, высокая оценка самоконтроля ребенка со стороны родителя соответствует низкому показателю адаптации ребенка. Так же, как и в предыдущем случае, были дополнительно рассчитаны значения для выборок девочек и мальчиков (-0,34 и - 0,44). При этих подсчетах не было найдено значимой связи, что может говорить о том, что данная характеристика не связана с половыми различиями.

Заключение. Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем психологии -проблеме взаимосвязи адаптации младшего школьника и субъективной оценки самоконтроля.

Самооценки детей обусловлены гендерно. Девочки чаще оценивают себя как обладательниц высокого уровня самоконтроля. Мальчики оценивают себя наоборот, как обладателей низкого уровня самоконтроля. Это вероятно связано с гендерными стереотипами в отношении детей (хорошая девочка - послушная девочка, мальчишки - непослушные, и др.). Такие гендерные оценки могут влиять и на восприятие самими детьми собственного поведения.

Для родителей оказалось характерным оценивать своего ребенка как обладателя среднего уровня самоконтроля. Учителя оценивают детей в основном полярно: половина детей с низким, а половина с высоким уровнем самоконтроля. Вероятно, что такое распределение оценок со

стороны учителя связано с данными по самооценкам, полученным со стороны школьников. Учитель в данном случае является значимой личностью для ребенка, и его оценка оказывает прямое влияние на формирование Я-концепции учащегося. Таким образом, если учитель оценивает ребенка как обладающего высоким контролем, умного, вероятно, что и сам ребенок будет себя оценивать именно так.

Интересно, что уровень адаптации ребенка к школе имеет отрицательную связь с оценкой родителя сформированности самоконтроля у данного школьника. Высокая оценка самоконтроля ребенка родителем соответствует низкому показателю его адаптации. Данная особенность может быть связана с тем, что дети, родители которых оценивают их как обладателей высокого уровня самоконтроля, оказываются менее гибкими, реже нарушают правила,

установленные педагогами. Сам по себе высокий уровень сформированности самоконтроля является залогом успешной деятельности, но может мешать таким проявлениям, как спонтанность в игровой и учебной среде. Это, в свою очередь, может негативно сказываться на способности к адаптации в целом.

Таким образом, гипотеза исследования была частично подтверждена. Можно заключить, что уровень школьной адаптации и способность к самоконтролю у младших школьников имеют достаточно сложные отношения. Сложность во взаимосвязи адаптации и способности к самоконтролю, вероятно, обусловлена физическим, психическим и эмоциональным состоянием ребенка. Его эмоциональная вовлеченность в процесс даже при низком уровне школьной адаптации может определять результат прохождения пробы.

Литература:

1. Willems Y.E., Boesen N., Li J., Finkenauer C., Bartels M. The heritability of self-control: A meta-analysis // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. - 2014. - № 100. -P. 324-334.

2. Duckworth A.L., Seligman M.E. The science and practice of self-control // Perspectives on Psychological Science. - 2017. - № 12(5). - P. 715-718.

3. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1974. - 315 с.

4. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

5. Duckworth A.L., Taxer J.L., Eskreis-Winkler L., Galla B.M., Gross J.J. Self-control and academic achievement // Annual Review of Psychology. - 2019. - № 70. - P. 373-399.

6. Габеева Л.Н., Содномова Н.Б. Модель развития самоконтроля у младших школьников / Л.Н. Габеева, Н.Б. Содномова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 3. - С. 68-71.

7. Дементий Л.И. Возрастные особенности самоконтроля, импульсивности и агрессивности школьников / Л.И. Дементий // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2017. - № 2. - С. 49.

8. Жданова Н.М., Мальцева Е.С. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников / Н.М. Жданова, Е.С. Мальцева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2017. - № 3(35). - С. 26-29.

9. Буланова О.Е., Воронкова И.В., Костерина Л.А. Связь внимания и самоконтроля третьеклассников с использованием ими информационных технологий / О.Е. Буланова, И.В. Воронкова, Л.А. Костерина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 8(6). - С. 70.

10. Friese M., Frankenbach J., Job V., Loschelder D.D. Does self-control training improve self-control? A metaanalysis // Perspectives on Psychological Science. - 2017. -№ 12(6). - P. 1077-1099.

11. Mischel H.N., Mischel W. The Development of Children's Knowledge of Self-Control Strategies // Child Development. - 1983. - V. 54. - № 3. - P. 603-619.

12. Feldman S.C., Martinez-Pons M., Shaham D. The relationship of self-efficacy, self-regulation, and collaborative verbal behavior with grades: Preliminary findings // Psychological Reports. - 1995. - V. 77. - P. 971978.

13. Flynn T.M. Development of self-concept, delay of gratification and self-control and disadvantaged preschool children's achievement gain // Early Child Development & Care. - 1985. - V. 22. - P. 65-72.

References:

1. Willems Y.E., Boesen N., Li J., Finkenauer C., Bartels M. The heritability of self-control: A meta-analysis // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. - 2014. - № 100. -P. 324-334.

2. Duckworth A.L., Seligman M.E. The science and practice of self-control // Perspectives on Psychological Science. - 2017. - № 12 (5). - P. 715-718.

3. Elkonin DB Psychology of teaching of a younger schoolboy / D.B. Elkonin. - M.: Knowledge, 1974. - 315 p.

4. Ilyin E.P. Psychology of will / E.P. Ilyin. - SPb.: Peter, 2009. - 368 p.

5. Duckworth A.L., Taxer J.L., Eskreis-Winkler L., Galla B.M., Gross J.J. Self-control and academic achievement // Annual Review of Psychology. - 2019. - № 70. - P. 373-399.

6. Gabeeva L.N., Sodnomova N.B. Model of development of self-control in younger schoolchildren / L.N.

Gabeeva, N.B. Sodnomova // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2017. - № 3. - S. 68-71.

7. Dementy L.I. Age features of self-control, impulsiveness and aggressiveness of schoolchildren / L.I. Dementy // Bulletin of Omsk University. Series "Psychology". - 2017. - № 2. - P. 4-9.

8. Zhdanova N.M., Maltseva E.S. Self-control in the structure of educational activity of younger students / N.M. Zhdanova, E.S. Maltseva // Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University. - 2017. - № 3(35). - S. 26-29.

9. Bulanova O.E., Voronkova I.V., Kosterina L.A. Communication of attention and self-control of third-graders with their use of information technologies / O.E. Bulanova, I.V. Voronkova, L.A. Kosterina // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - № 8(6). - S. 70.

10. Friese M., Frankenbach J., Job V., Loschelder D. D. Does self-control training improve self-control? A metaanalysis // Perspectives on Psychological Science. - 2017. -№ 12 (6). - P. 1077-1099.

11. Mischel H.N., Mischel W. The Development of Children's Knowledge of Self-Control Strategies // Child Development. - 1983. - V. 54. - № 3. - P. 603-619.

12. Feldman S.C., Martinez-Pons M., Shaham D. The relationship of self-efficacy, self-regulation, and collaborative verbal behavior with grades: Preliminary findings // Psychological Reports. - 1995. - V. 77. - P. 971978.

13. Flynn T.M. Development of self-concept, delay of gratification and self-control and disadvantaged preschool children's achievement gain // Early Child Development & Care. - 1985. - V. 22. - P. 65-72.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Булаев Дмитрий Юрьевич (г. Москва, Россия), магистр психологии (Московский педагогический государственный университет), соискатель аспирантуры, e-mail: bulaevd@yandex.ru

Сахарова Татьяна Николаевна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, e-mail: sakharova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.