Научная статья на тему 'Влияние структуры рациона кормления на морфобиохимические показатели крови и уровень молочной продуктивности коров красной степной породы'

Влияние структуры рациона кормления на морфобиохимические показатели крови и уровень молочной продуктивности коров красной степной породы Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
335
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Афанасьева Антонина Ивановна, Огуй Виталий Григорьевич, Галдак Сергей Анатольевич

Включение в рацион сухостойных коров до 52% сена позволяет повысить их молочную продуктивность на 558,6 кг (13,3%) за счёт высокого уровня метаболизма, связанного с оптимальной активностью эндокринных желёз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Афанасьева Антонина Ивановна, Огуй Виталий Григорьевич, Галдак Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF FEEDING STRUCTURE ON BLOOD MORPHOBIOCHEMICAL INDICES AND MILK PRODUCTIVITY LEVEL OF THE RED STEPPE BREED COWS

Introduction of hey into the diet of dry cows in the amount up to 52% allows increasing their milk productivity by 558.6 kg (13.3%) due to high metabolic level related to optimum activity of endocrine glands.

Текст научной работы на тему «Влияние структуры рациона кормления на морфобиохимические показатели крови и уровень молочной продуктивности коров красной степной породы»

ЖИВОТНОВОДСТВО

УДК 636.22/.28.034:591.147:591.133.2 А.И. Афанасьева,

B.Г. Огуй,

C.А. Галдак

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ РАЦИОНА КОРМЛЕНИЯ НА МОРФОБИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ И УРОВЕНЬ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ КОРОВ КРАСНОЙ СТЕПНОЙ ПОРОДЫ

В настоящее время в вопросах кормления большое значение имеет оптимизация субстратного баланса в организме животных. Повышение продуктивности сельскохозяйственных животных при вариации энергопротеинового соотношения существенно зависит от набора всасывающихся субстратов, которые оказывают значительное влияние на функциональную активность эндокринных желёз, определяют морфологические и биохимические параметры крови.

Целью настоящих исследований явилось изучение влияния структуры рационов кормления сухостойных коров красной степной породы на концентрацию гормонов щитовидной железы и коры надпочечников, морфобиохимические параметры крови, уровень последующей молочной продуктивности.

Материал и методы исследований

Экспериментальная часть работы проведена на базе государственного племенного завода открытого акционерного общества «Степное» Алтайского края.

Формирование трёх групп сухостойных коров осуществлено по принципу пар — аналогов со средним удоем 4,0 тыс. кг молока в год, содержанием в нём 3,73-3,81% жира.

Основной рацион подопытных животных состоял из сена костреца безостого, силоса зернофуражного и концентратов. Для балансирования содержания

основных минеральных веществ использовали макро- и микроэлементы. Меж-групповые различия состояли в источниках количественных элементов питания за счёт включения в рацион I группы сена в пределах 52% и силоса — 30%, II группы — 39 и 43%, III группы — 26 и 56% соответственно. Доля концентрированных кормов во всех группах составила 18%, общая питательность рационов

— 10,36-10,46 к.ед. в сутки с содержанием в них 135,9-138,7 МДж обменной энергии. В расчёте на 1 к.ед. сухостойные коровы I группы получали больше сахара — на 6,4%, крахмала — на 10%. Сахаро-протеиновое отношение соответствовало 0,87-0,92.

Для определения особенностей функциональной активности эндокринных желёз, обеспечивающих адаптацию организма животных, в том числе и к алиментарным факторам, в крови коров устанавливали уровень гормонов щитовидной железы (Т4 — тироксина, Т3 — трийодтиронина) и кортизола с помощью иммуноферментного метода исследований.

О характере и уровне обмена веществ судили по морфологическим и биохимическим параметрам крови. Количество эритроцитов и лейкоцитов определяли в счётной камере Горяева; гемоглобин — геммиглобинцианидным методом, глюкозу — ортотолуидиновым методом Гультмана в модификации Хи-варинена-Никилла [1]. Количество обще-

го белка сыворотки крови устанавливали биуретовым методом, белковые фракции — нефелометрическим методом, неорганический фосфор — по методике восстановления фосфорномолибденовой кислоты [2].

Кровь для анализа брали утром до кормления в период беременности: перед запуском коров (7 месяцев), в сухостойный период — на 8-м и 9-м месяцах; после родов: на 2, 10 и 30-е сутки.

Учёт молочной продуктивности производился в течение первых десяти дней после отёла ежедневно, на протяжении ста дней лактации — один раз в декаду, в последующем — ежемесячно.

Результаты исследования

В настоящее время известно, что между факторами питания и эндокринной системой существует тесная взаимосвязь, поскольку гормоны участвуют в адаптации животных к различному уровню и характеру кормления, регулируют обмен питательных веществ, которые в свою очередь, служат необходимым субстратом для образования гормонов [3].

В наших исследованиях в качестве контрольных использованы показатели концентрации гормонов перед запуском (7-й месяц стельности) и сменой структуры рациона. Таким образом, количество тироксина составило в среднем 86,9±4,8 нмоль/л, трийодтиронина — 2,07±0,1, кортизола — 27,3±6,5

нмоль/л у всех трёх групп животных. Известно, что уровень и качество корма в известной мере специфично индуцируют секрецию соответствующих гормонов, которые посредством синтеза и активации специфических ферментов способствуют метаболизму питательных веществ. У коров, находящихся в эксперименте, уровень гормонов в крови оказался максимальным на 9-м месяце стельности и был выше у животных на силосно-сенном (II группа) и силосном (III группа) типе кормления: тироксина — на 29,4 (р < 0,001) и 42,9% (р < 0,001), трийодтиронина — на 3,4 и 26,2% (р < 0,001) соответственно, кортизола — в 1,4 раза (р < 0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о повышении функции щитовидной железы и коры надпочечников у животных, в рационе которых преобладают

сочные корма, в частности силос. При переваривании силоса в рубце жвачных образуются летучие жирные кислоты, которые используются беременными животными как энергетический и пластический субстрат. Гормоны щитовидной железы усиливают анаболические процессы, а при недостаточном белковом питании (силосный тип кормления) способствуют максимальному использованию аминокислот.

Снижение показателей Т4 и Т3 у коров

I группы (сенной тип кормления) отражает уменьшение энергомобилизующей функции тиреоидных гормонов. Повышение концентрации кортизола в крови коров II и III групп, в сравнении с первой группой животных, также физиологически закономерно, так как известно участие глюкокортикоидных гормонов в процессах глюконеогенеза при дефиците энергии в рационах жвачных животных.

В исследуемые сроки послеродового периода (лактации) кормление коров было практически одинаковым. Концентрация гормонов щитовидной железы в крови животных всех групп снижалась, что связано с формированием у животных лактационной доминанты, изменением соотношения стероидных гормонов и уменьшением количества транспортных форм глобулинов. Известно, что чрезмерно высокая активность щитовидной железы несовместима с последующей молочной продуктивностью [4]. Уровень кортизола в первые дни лактации в крови экспериментальных коров также снижается, но остаётся высоким (9,7-13,2 нмоль/л), способствуя освобождению свободных аминокислот и переносу их к молочной железе, где они используются для синтеза белков молока.

Через месяц после отёла (первый месяц лактации) нашими исследованиями отмечено повышение уровня тироксина в среднем до 83,0 нмоль/л, причём у животных I группы уровень гормонов щитовидной железы оказался максимально высоким, в сравнении с силосно-сенной (второй) и силосной (третьей) группами: тироксина — 85,8±2,89

нмоль/л, трийодтиронина — 2,26±0,13 нмоль/л. Концентрация кортизола к 30-му дню лактации, в сравнении с первыми днями, увеличилась в среднем до 17,3 нмоль/л и оказалась выше у коров первой (сенной) группы.

Более высокая концентрация гормонов щитовидной железы и коры надпочечников у коров I группы при становлении лактации обеспечивает их высокую молочную продуктивность, поскольку известно участие тироксина, трийодти-ронина и кортизола в регуляции процессов лактогенеза и лактопоэза.

Питание относится к числу наиболее древних связей между организмом и окружающей средой. Составные части корма трансформируются в энергию физиологических функций и структурные элементы организма. Поэтому, несомненно, на характер метаболических процессов оказывает влияние структура рациона животных.

В ходе исследований установлено, что по содержанию белка и его фракций в сыворотке крови сухостойных коров имеются существенные межгрупповые различия (табл. 1).

У коров I группы, в основу рациона которых входило кострецовое сено, содержание общего белка в сыворотке крови превышало этот показатель у животных силосной группы на 5,8% (р < 0,05). Содержание альбуминов преобладает над уровнем глобулинов. Общепризнанно, что альбумины, являясь наиболее подвижной мелкодисперсной фракцией, играют ведущую роль в синтетических процессах, в том числе в период беременности. Увеличение отложения белка в тканях может достигаться за счёт его повышенного синтеза. Высокое значение белкового коэффициента у коров при сенном типе кормления свидетельствует о преобладании в их организме процессов ассимиляции, что нашло своё отражение в их более высокой живой массе.

Фракция глобулинов была выше в третьей группе коров — 54,31%, при этом содержание у-глобулинов в крови первой группы животных выше на 13,4 (р < 0,05) и 16,5% (р < 0,01), чем у животных второй и третьей групп, а Р-глобулинов ниже на 16,4 (р < 0,05) и 27,3% (р < 0,01) соответственно. Увеличение уровня у-глобулинов в крови коров сенной группы следует рассматривать как благоприятный фактор на фоне усиления белкового обмена веществ, повышения защитных сил организма.

В наших исследованиях даже в условиях использования доброкачественного силоса показатели резервной щёлочности в силосной группе были значительно ниже, чем в I и II группах, соответственно, на 23,6 (р < 0,001) и 13,7% (р < 0,05).

Более низкое поступление сахара в организм животных при силосном типе кормления отразилось на его концентрации в крови. Адекватное обеспечение организма коров в глюкозе осуществляется определённым напряжением в функционировании регуляторных систем, что в наших исследованиях сопровождалось повышением концентрации гормонов щитовидной железы и кортизола у сухостойных животных при силосном типе кормления.

В то же время с увеличением в структуре рационов удельного веса сена содержание сахара увеличилось в крови животных сенной и силосно-сенной групп, соответственно, на 11,8 (р < 0,05) и 7,7% (р < 0,05), так как известно, что сено является богатым источником легкоусвояемых углеводов.

Повышенный расход глюкозы, а также щелочных элементов, в том числе кальция, при преобладании в рационе кислых кормов, способствовал снижению его концентрации в сыворотке крови у коров силосной группы. В частности, содержание кальция в I и II опытных группах было выше на 7,6 и 8,4% (р < 0,05), чем в III (силосной) группе коров.

Улучшение процессов пищеварения в рубце при использовании сенного и силосно-сенного рационов способствовало лучшему усвоению в организме сухостойных коров фосфора. Так, концентрация неорганического фосфора в сыворотке крови этих животных по сравнению с силосной группой была выше, соответственно на, 15,2 (р < 0,01) и 4,6%.

Несмотря на высокое содержание каротина в рационах коров III группы, е го усвоение из силосованных кормов оказалось немного ниже, чем при использовании силосно-сенных и сенных рационов, что следует из результатов исследований сыворотки крови. Так, концентрация каротина в сыворотке крови животных II группы на 4,0% превосходила аналогичный показатель у коров III группы, а в I подопытной группе — на 12,0% (р < 0,05).

Таблица 1

Биохимический состав сыворотки крови подопытных коров сухостойного периода

Показатель Группа

I II III

Общий белок, г/л 78,1 ±1,21 74,7 ±3,71 73,8±1,10

Альбумины: г/л 38,35±0,96 35,64± 1,71 33,72±0,87

% 49,10± 1,61 47,90±2,30 45,69±7,18

Глобулины: г/л 39,75±0,45 38,76±0,28 40,08±0,29

% 50,90±0,57 52,10±0,39 54,31±0,39

а-глобулины: г/л 9,43±0,13 9,21 ±0,11 10,81 ±0,65

% 12,08± 0,17 13,19±0,15 14,65±0,64

Р-глобулины: г/л 7,85±0,41 9,14±0,40 9,99±0,10

% 10,05±0,52 12,28±0,54 13,54± 0,14

у-глобулины: г/л 22,47 ±0,80 19,81±0,36 19,28±0,17

% 28,77±1,03 26,63±0,49 26,12±0,09

Альбумино-глобулиновое соотношение 0,96 0,89 0,84

Резервная щёлочность, ммоль/л 20,45±0,40 18,82±0,47 16,55±0,60

Сахар, г/л 511,1± 17,62 492,0±3,10 457,0±15,31

Кальций, ммоль/л 2,70±0,01 2,72±0,02 2,51 ±0,01

Фосфор неорганич., ммоль/л 1,74±0,03 1,58±0,02 1,51 ±0,01

Каротин, мкмоль/л 0,84±0,02 0,78±0,01 0,75±0,02

Для более объективной оценки уровня и состояния обмена веществ проведены морфологические исследования крови. Они свидетельствуют, что количество лейкоцитов в крови сухостойных коров у всех подопытных групп находится в пределах физиологической нормы (8,61-8,82- 109/л). Максимальное количество эритроцитов (5,87±0,041012/л) установлено в крови коров сенной группы. По этому показателю они на 6,9% (р < 0,001) превышали аналогов силосно-сенной группы и на 7,9% (р < 0,001)

— силосной группы. Подопытные животные I группы имели большую насыщенность эритроцитов гемоглобином (103,61±0,012/л) в сравнении с коровами III группы на 4,6% (р < 0,001).

Высокий уровень гемоглобина имеет важное физиологическое значение, связанное со снабжением организма ки-

слородом, обеспечивающим интенсивность окислительных процессов у коров сенного типа кормления, что отражается в послеродовой период проявлением хороших воспроизводительных качеств и высокой молочной продуктивностью.

После отёла в период раздоя и в течение всей лактации кормление коров было практически одинаковым. Оптимальное соотношение питательных веществ рационов в сухостойном периоде, высокая гормональная насыщенность крови способствовали более полному проявлению генетического потенциала коров по молочной продуктивности в последующую лактацию с превышением предыдущей в I группе на 19,0%, II группе — на 11,7 и в III группе — на 5,4% (табл. 2).

Таблица 2

Продуктивность коров за лактацию, в среднем на 1 голову

Показатель Группа

I II III

Продолжительность лактации, дн. 304,4± 4,92 292,8±2,34 287,9±3,56

Удой молока, кг 4758,5± 157,38 4456,1 ± 132,47 4199,9±114,32

Содержание жира в молоке, % 3,73±0,07 3,82±0,04 3,83±0,02

Количество молочного жира, кг 177,5±4,97 170,2± 3,01 160,9±3,15

Количество молока 4%-ной жирности, кг 4437,3± 107,14 4255,6±93,31 4021,4±108,16

Среднесуточный удой, кг: - фактической жирности - 4%-ной жирности 15,6±0,41 14,6±0,08 15,2±0,14 14,5±0,11 14,66±0,23 14,0±0,08

Анализ жирномолочности, проведённый за период опыта, не выявил достоверных различий между группами по этому показателю (3,73-3,83%). Однако в результате более высокой молочной продуктивности от животных сенной (на 13,3%) и силосно-сенной (на 6,1%) групп было получено большее количество молочного жира, соответственно, на 10,3 (16,6 кг, р < 0,01) и 5,8% (9,3 кг,

р < 0,05), чем от силосной. Среднесуточный удой фактической жирности при этом был выше, соответственно, на 6,8 (р < 0,05) и 4,1% (р < 0,05).

Выводы

Таким образом, содержание коров сухостойного периода на сенном типе кормления способствует функционированию эндокринных желёз на оптимальном уровне, обеспечивающем соответствующий характер метаболизма и про-

явление высоких продуктивных качеств при последующей лактации.

Библиографический список

1. Колб В.Г. Справочник по клинической химии / В.Г. Колб, В.С. Камышников. Минск, 1982. 365 с.

2. Малахов А.Г. Зоотехнический анализ с основами биологической химии / А.Г. Малахов, Р.Ф. Бессарабова, Л.А. Фролова. М.: Колос, 1994. 288 с.

3. Радченков В.П. Эндокринная ре-

гуляция роста и продуктивности сельскохозяйственных животных / В.П. Рад-ченков, Е.В. Бутров, Е.М. Буркова,

В.А. Матвеев. М.: Агропромиздат,

1991. 160 с.

4. Шамберёв Ю.Н. Взаимодействие гормонов и алиментарных факторов в регуляции обмена веществ и роста животных / Ю.Н. Шамберёв // Гормоны в животноводстве. 1977. 166 с.

+ + +

УДК 636.294:591.4 Ю.М. Малофеев,

Л.Ю. Майдорова, Н.И. Рядинская,

С.Н. Чебаков

АРТЕРИАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ БОЛЬШОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ У МАРАЛОВ

Значение кровеносной системы в организме трудно переоценить. Все функции животного требуют наличие полноценного кровоснабжения. Поэтому проблемы изучения закономерностей кровообращения всегда будут на переднем плане и нуждаются в разрешении.

Вопросам морфологии сосудистой системы и, в частности, крупных магистральных артерий у домашних животных посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов (Жеденов В.Н., 1958; Подковыров Я.Т., 1967; Лебедев М.И.,

1970; Удовин Г.М., 1972; Груздев П.В., 1969-1989; Шпыгова В.М., 1987-1992; и многие другие).

Однако начало изучения морфологии сосудистого русла у оленевых было по-

ложено на кафедре анатомии и гистологии Алтайского сельскохозяйственного института в 70-х годах прошлого века (Ю.М. Малофеев, В.П. Григорьев, И.С. Ржаницына).

Системой кровоснабжения различных органов у маралов в онтогенезе занимались сотрудники кафедры анатомии и гистологии ИВМ АГАУ Ю.М. Малофеев (сердце), Н.И. Рядинская (поджелудочная железа), О.С. Мишина (легкие),

С.Н. Чебаков (кишечник), Н.Т. Силантьева (печень), Е.Е. Требухова (слюнные железы), И.И. Гришина (магистрали у плодов), Л.Ю. Майдорова (артерии пальцев), А.В. Безматерных (артерии плеча), М.А. Банникова (селезенка), Ю.В. Кеммер (артерии головы),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э.А. Мануйлов (головной мозг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.