Научная статья на тему 'Функциональная активность щитовидной железы и коры надпочечников у лактирующих коров с разным уровнем молочной продуктивности'

Функциональная активность щитовидной железы и коры надпочечников у лактирующих коров с разным уровнем молочной продуктивности Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
135
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАКТИРУЮЩИЕ КОРОВЫ / ТИРОКСИН / ТРИЙОДТИРОНИН / КОРТИЗОЛ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Карпенкова Кристина Владимировна, Ерёменко Виктор Иванович, Кибкало Леонид Ильич

Показана динамика изменения тиреоидных гормонов и кортизола в крови коров с разным уровнем молочной продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Карпенкова Кристина Владимировна, Ерёменко Виктор Иванович, Кибкало Леонид Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная активность щитовидной железы и коры надпочечников у лактирующих коров с разным уровнем молочной продуктивности»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И КОРЫ НАДПОЧЕЧНИКОВ У ЛАКТИРУЮЩИХ КОРОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ

К.В. Карпенкова, В.И. Ерёменко, Л.И. Кибкало

Аннотация. Показана динамика изменения тирео-идных гормонов и кортизола в крови коров с разным уровнем молочной продуктивности.

Ключевые слова: лактирующие коровы, тироксин, трийодтиронин, кортизол.

По функциональной значимости гормоны щитовидной железы и коры надпочечников занимают центральное место в эндокринной системе и тесно связаны с регуляцией метаболических процессов в организме животных. Тиреоидные гормоны активируют окислительные процессы в организме, повышают потребление кислорода тканями и усиливают энергетический обмен. Будет ли гормон щитовидной железы в первую очередь анаболическим или катаболическим зависит от его концентрации и метаболического состояния организма в данный момент. Уровень тиреоидных гормонов подвержен сильному влиянию сезона года, температуре окружающей среды, физиологического состояния организма, уровням молочной продуктивности [1]. Основным гормоном секретируемым корой надпочечников

Рисунок 1 - Концентрация тироксина в крови лактирующих коров

На первом месяце лактации концентрация тироксина в первой высокопродуктивной группе составляла 35,1±2,0 нмоль/л, а во второй менее продуктивной группе 37,7±1,6 нмоль/л. На пике лактации, который наблюдался на 3 месяце лактации, уровень тироксина в обеих группах снижался. В первой группе на 3 месяце лактации уровень гормона в этот период составлял 34,0±1,5 нмоль/л, а во второй группе - 35,7±2,1 нмоль/л. К четвертому месяцу лактации уровень тироксина в обеих группах резко увеличился и составил в 1 группе 45,0±2,2 нмоль/л, (Р<0,05 к 3 месяцу лактации), а во второй группе 45,4±1,5 нмоль/л (Р<0,05 к 3 месяцу лактации). Наибольших значений гормон в 1 группе коров достигал на 6 месяце лактации - 48,0±2,0 нмоль/л, а во второй группе на 8 месяце лактации - 51,1±2,1 нмоль/л. На 10 месяце концентрация тироксина в первой группе составляла 46,0±2,1 нмоль/л, а во второй группе этот показатель составлял 50,2±2,4 нмоль/л. На всем протяжении лактации более высокая концентрация тироксина была отмечена у лактирующих коров с меньшей молочной продуктивностью, но различия были статистически не достоверными (Р>0,05). Между уровнем тироксина в крови и суточными удоями установлена отрицательная коррелятивная связь, в первой группе г=-

является кортизол. Он усиливает процессы глюконео-генеза, является индуктором биосинтеза ключевых ферментов глюконеогенеза. Этот гормон участвует в биосинтезе белков печени и мышц. Участвует в регуляции лактации [2, 3].

В связи с этим была поставлена задача изучить уровень тироксина, трийодтиронина и кортизола в крови лактирующих коров с разным уровнем молочной продуктивности. Объектом исследования являлись лак-тирующие коровы черно-пестрой породы, которые были разделены на 2 группы. Первая группа коров с удоем 9062,6±79 кг, а вторая группа 4875,0±62 кг. Кровь у коров отбирали 1 раз в месяц в течение лактации до утреннего кормления. Отбор крови проводили из хвостовой вены. В образцах сыворотки крови имму-ноферментным методом определяли тироксин, трийод-тиронин и кортизол. Учет молочной продуктивности проводили методом контрольных доек. Уровень кормления животных соответствовал их уровню молочной продуктивности. Результаты исследований тироксина приведены на рисунке 1.

0,58, а во второй группе г= -0,45. Результаты исследования второго гормона щитовидной железы - трийодти-ронина приведены на рисунке 2.

Рисунок 2- Концентрация трийодтиронина в крови лактирующих коров

Из приведенных результатов следует, что изменения Т3 в основном были идентичны изменениям Т 4. Так на 1 месяце лактации в первой группе концентрация Т3 в крови составляла 1,1±0,07 нмоль/л, а во второй группе- 1,2±0,09 нмоль/л. На пике лактации уровень Т3 в обеих группах снижался. В первой группе на 3 месяце лактации значения Т3 в первой группе составляли 0,7±0,08 нмоль/л (Р<0,05 к 1 месяцу лактации), а во второй группе 0,8±0,08 нмоль/л (Р<0,05 к 1 месяцу лактации). В дальнейшем, при снижении суточных удоев уровень Т3 в обеих подопытных группах увеличился. В первой группе максимальные значения Т3 были отмечены на 8 месяце лактации и составили 1,4±0,1 нмоль/л, а во второй группе 1,5±0,1 нмоль/л. К 10 месяцу лактации концентрации в обеих группах коров снизилась. В первой группе до уровня 1,0±0,09 нмоль/л, а во второй группе 1,2±0,1 нмоль/л. Уровень Т 4 в течение лактации был выше у коров с меньшей молочной продуктивностью, а на 7 и 9 месяцах лактации различия между группами были отмечены как статистически достоверные (Р<0,05). Между величиной суточных удоев и концентрацией Т3 установлена отрицательная корреляция.

ВЕТЕРИНАРИЯ

В первой группе г= -0,59, а во второй группе г= -0,51. Результаты исследования концентрации кортизола в крови подопытных коров приведены на рисунке 3.

1 23456789 10 месяц лактации

Рисунок 3 - Концентрация кортизола в крови лактирующих коров

Из приведенных данных, видно, что концентрация кортизола в крови лактирующих коров в течение лактации была неоднозначной.

В первой группе коров на 1 месяце лактации уровень кортизола составлял 59,2±4,7нмоль/л, а во второй группе этот показатель был ниже, и составлял 52,4±4,1 нмоль/л. Ко 2 месяцу лактации концентрация кортизола в первой группе увеличилась до 80,6±5,6 нмоль/л, а во второй группе до 62,7±5,2 нмоль/л. Самая высокая концентрация этого гормона была отмечена в обеих группах на 3 месяце лактации и составляла в первой группе 85,7±6,1 нмоль/л, а во второй группе 64,4±5,7 нмоль/л. В дальнейшем, по ходу лактации уровень кортизола постепенно снижался. К 8 месяцу лактации концентрация кортизола в первой группе уменьшилась до 51,8±4,9 нмоль/л, а во второй группе до 47,7±3,8 нмоль/л. На 10 месяце лактации значения кортизола увеличились в первой группе до 73,2±5,7 нмоль/л, а во второй группе до 65,5±5,1 нмоль/л. Статистически достоверные различия между группами коров по уровню кортизола в крови установлены на 2, 3, 4 и 5 месяцах лактации (Р<0,05). Между суточными удоями и концентрацией кортизола в крови установлена положительная коррелятивная связь в первой группе г=0,59, а во второй группе г=0,44.

Таким образом, более высокие значения кортизола отмечены в крови коров с более высокой молочной продуктивностью, а уровень тиреоидных гормонов, наоборот, выше у менее продуктивных коров.

Список использованных источников

1 Эндокринная регуляция роста и продуктивности сельскохозяйственных животных / В.П. Радченков, В.А. Матвеев, Е.В. Бутров, Е.И. Буркова. - М.: Агропромиздат, 1991. - 159 с.

2 Ерёменко В.И. Функциональные резервы эндокринной системы в прогнозировании молочной продуктивности: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2010. - 194 с.

3 Еременко В.И. Функция щитовидной железы и коры надпочечников у коров разной продуктивности // Аграрная наука. - 2008. - №2. - С.31-33.

Информация об авторах

Карпенкова Кристина Владимировна, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Ерёменко Виктор Иванович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой эпизоотологии, радиобиологии и фармакологии ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА» (4712) 53-14-04.

Кибкало Леонид Ильич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры частной зоотехнии ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.