Сер. 6. 2007. Вып. 4
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В. А. Одинакова, В. Л. Спирина
ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ НА ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ, СВЯЗАННОЙ СО ЗДОРОВЬЕМ ЛЮДЕЙ
Существующая связь между здоровьем и поведением человека позволяет решать практические задачи по сохранению и укреплению здоровья посредством целевого воздействия на поведение людей. При этом воздействовать можно на культурные ценности и образ жизни людей, а средством такого воздействия может выступать социальная реклама.
Теоретические подходы в области изучения индивидуального здоровья в основном направлены на определение внутриличностных факторов воздействия на поведение людей, связанного с их здоровьем, таких как знания, установки, представления, мотивация, самооценка, опыт, навыки и т. д. Наиболее известны и применяются на практике теория убеждений/представлений о здоровье (I. Яозепзгоск, .Т. КтсЙ, 1974 г.), теория спланированного поведения или «разумного действия» (А]7еп, Р1зЬЬет, 1980 г.), модель «параллельных реакций» (Н. ЬеуеШа1,1980 г.)1, а также теория стадий изменения или транстеоретическая модель изменения поведения (7. О. РгосЬакка, С. С. БКЛетеЩе, 1982 г.)2.
На групповом уровне изучения поведения, связанного со здоровьем, многие исследования посвящены феномену, получившему название «нереалистического оптимизма» (оптимистического уклона). Его суть заключается в восприятии человеком себя как относительно неуязвимого для болезни. Этот феномен находит широкое теоретическое и практическое применение в области психологии здоровья, в частности, для изучения восприятия человеком риска для его здоровья и формирования самозащитного поведения. В эмпирических исследованиях3 данного феномена выявлено, что тенденция недооценки людьми вероятности того, что с ними могут произойти негативные события («это не случиться со мной»), может быть интерпретирована в терминах нереалистического оптимизма. Нереалистический оптимизм, или оптимистический уклон, проявляется и тогда, когда собственный риск заболевания рассматривается как менее вероятный по сравнению с заболеванием других людей. Здесь можно говорить об особом объяснительном стиле, присущем индивиду. Индивиды с оптимистическим объяснительным стилем, с одной стороны, склонны преуменьшать собственный риск в отношении здоровья, но с другой стороны, они способны более успешно действовать в направлении предотвращения проблем со здоровьем.
В исследованиях поведения, связанного с прохождением профилактических осмотров, проведенных в рамках теории убеждений о здоровье, выявлено, что наибольшая вероятность здорового профилактического поведения наблюдается тогда, когда имеются высокие показатели по степени воспринимаемой угрозы заболевания и низкие показатели - по барьерам обращения за профилактической помощью.
В исследованиях восприятия риска онкологических заболеваний показано, что риск своему здоровью люди оценивают ниже, чем риск других людей, но по сравнению с данными реального риска, рассчитанного по эпидемиологическим показателям, свой риск оценивается выше4.
© В. А. Одинокова, В. Л. Спирина, 2007
При разработке профилактических программ в сфере здоровья учитываются результаты исследований влияния социально-демографических характеристик людей (таких, как возраст, пол, образование, социальный статус, этническая принадлежность и прочих) на их поведение, мнения и установки, связанные с тем или иным аспектом здоровья.
Ключевыми периодами в изменении поведения, связанного со здоровьем, являются: подростковый возраст (когда формируется отношение человека к здоровью) и пожилой возраст (поскольку с годами происходит закономерное ухудшение здоровья). Возраст 10-13 лет, когда у детей формируются основные представления о здоровье, считается критическим для развития привычек в сфере здоровья.
Существуют возрастные изменения в представлениях, относящихся к здоровью. Так, например, отмечается изменение представлений об образе курящих и некурящих у школьников с 5 по 7 классы5. Согласно статистическим данным, 80 % - 90 % всех детей и подростков пробовали курить (по крайней мере, одну сигарету), а 20 % - 40 % подростков становятся курильщиками в возрасте до 18 лет6. Имеется высокая вероятность того, что те, кто в юности начинают курить, становятся регулярными курильщиками в период взрослости.
Формирование отношения к здоровью в позднем детстве и в ранней юности происходит под влиянием факторов первичной социализации, главным образом, семейного воспитания и влияния сверстников. В исследованиях формирования представлений о здоровье в процессе воспитания детей подчеркивается значение следующих факторов:
- риск жестокого обращения с ребенком7;
- общая мотивация поведения матерей по отношению к здоровью детей и их чувствительность к имеющемуся у ребенка заболеванию8;
уровень восприимчивости родителей к болезни ребенка, восприятие барьеров обращения за медицинской помощью, представления о том, что может помочь сохранить и укрепить здоровье ребенка9;
- эмоциональная дистанция между родителями и детьми в период ранней юности.
Среди подростков поведение с риском для здоровья - главная причина заболеваемости и смертности. Это передозировка при использовании психоактивных веществ, неупорядоченное сексуальное поведение, травматизм и т. д. Ранняя юность является временем экспериментирования с новыми моделями поведения, что, безусловно, повышает вероятность возникновения проблем со здоровьем. Например, раннее инициирование половых отношений связано с более высоким риском инфекционных заболеваний, раннее курение - с большой вероятностью постоянного курения в будущем и т. д. Учеными предложены следующие основные гипотезы, объясняющие, почему у подростков появляется поведение, опасное для их здоровья10:
- гормональные изменения в период полового взросления;
- вторичные физиологические изменения пубертатного периода и желание казаться взрослым;
среди социально-демографических факторов значимой является ситуация, когда ребенок является единственным в семье.
Приоритетными направлениями профилактической работы в зависимости от возраста считаются: в младших классах вопросы питания, физической активности, гигиены; в старших классах - проблемы наркомании, курения, алкоголизации11.
Значение физической активности в детстве для последующего физиологического и психологического развития подтверждено многими исследованиями. Физически
малоактивные дети с возрастом становятся физически еще менее активными. В дошкольном возрасте мальчики проявляют большую физическую активность по сравнению с девочками. На формирование физической активности в период детства и юности оказывают влияние и социальные факторы. Детерминантами детской физической активности являются моделирование родительского поведения и прямая социальная поддержка со стороны родителей, время игр на открытом воздухе, а также правила игр. Дети, живущие под давлением многочисленных правил поведения, показывают более низкий уровень физической активности12. Спортивные состязания не являются значимыми детерминантами физической деятельности дошкольников, хотя могут стать таковыми для более старших детей.
Тендерные особенности в поведении, связанном со здоровьем, исследовались в связи с разработкой программ обучения безопасному сексуальному поведению и профилактикой СПИДа13. Главным образом под такими тендерными особенностями подразумеваются следующие виды поведения:
- переговоры с партнером об использовании презерватива (только 26 % студентов колледжей, согласно опросам, обсуждают вопросы безопасности для здоровья перед сексуальным контактом);
- поведение при покупке презерватива (обучение этому является важной задачей профилактических мероприятий);
- социальная детерминация сексуального поведения (проблема идентичности пользователя презерватива: положительный ореол или отрицательное клеймо соответственно облегчают или затрудняют использование презерватива. Восприятие использования презерватива в структуре Я-образа и ожидаемом социальном впечатлении также являются детерминантами вероятности его использования);
- социально значимые представления о том, что такое «быть мужчиной» и «быть женщиной» - важные причины особенностей мужского и женского сексуального поведения (презерватив - способ контрацепции, управляемый мужчиной, и единственный вид контрацепции, защищающий от инфекций и нежелательной беременности).
Рассмотренный вид сексуального поведения сложен, многоаспектен и требует объяснения не только на основе внутрипсихологических моделей индивидуального принятия решений, но также и посредством социально-психологических детерминант социального поведения.
В менее образованных группах населения, среди людей молодого и среднего возраста жизненный стиль, представляющий риск для здоровья, встречается в два-три раза чаще, чем среди более образованного населения старшего возраста14. Если в процессе социализации индивид усваивает, что не следует придавать значения будущему и предпочтительнее решать насущные проблемы, у него в дальнейшем могут возникать трудности в мотивации отсрочки удовлетворения непосредственных потребностей, что необходимо для достижения долговременных жизненных целей. Именно с ними более всего связана превентивная ориентация в отношении здорового образа жизни.
Для низших социальных слоев характерно инструментальное отношение к собственному телу, когда оно рассматривается как машина, которая по мере использования подвержена износу, и повлиять на это невозможно. В более высоких социальных слоях тело, будучи носителем личной идентичности, обладает также и символической ценностью, а потому является предметом настойчивого внимания. Влияние социально-групповой принадлежности как на формирование вредного для здоровья жизненного стиля, так и на частоту возникновения «болезней цивилизации» - сердечно-сосудистых заболеваний и рака было
показано во многих работах. Однако объяснить вредным для здоровья поведением можно только небольшую часть вариации в распределении болезней по социальным слоям.
Наряду с некоторыми социально-демографическими различиями, такими как уровень образования, бедность и т. д., на профилактическое поведение влияют этнические различия в представлениях и верованиях относительно здоровья, что проявляется, например, в более высоких показателях заболеваемости СПИДом среди отдельных этнических групп.
Исследования межкультурных различий в объяснительных моделях причин болезни, распространенных среди женщин возраста 40-50 лет15, таких как: здоровье является результатом собственного поведения, здоровье зависит от силы докторов или здоровье - вопрос судьбы/удачи/шанса, - показали, что они отличаются у коренных жителей и представителей пришлого этноса.
Перцепции в сфере здоровья имеют корни и базисные дефиниции в культуре. При осознании индивидом угрозы он будет действовать на основе культурно обусловленных ценностей, аттитюдов и убеждений, которые сильнее влияют на поведение, чем любые «авторитетные» источники16.
Согласно Д. Мацумото17, культурно обусловленными факторами, которые оказывают влияние на здоровье, являются:
- стиль жизни и поведения: диета, физическая активность, употребление алкоголя, табака и прочее;
- представления и верования относительно здоровья: определение здоровья, восприятие тела, представления о причинах болезней, отношение к здоровью и болезни, согласие на лечение, поиск помощи, социальные связи и поддержка и т. д.
Отсюда следует, что образовательные и пропагандистские программы в области здоровья должны быть культурно релевантны, т. е. соответствовать существующим культурно обусловленным верованиям и представлениям. Исходя из этого, в России разрабатываются и внедряются отечественные профилактические программы для таких форм девиантного поведения подростков и молодежи, как курение, алкоголизация и наркотизация. Данные программы обычно включают в себя учебные циклы и некоторую рекламную продукцию - листовки, брошюры, плакаты.
Уменьшение риска для здоровья благодаря собственному поведению и ответственному отношению к своему телу зависит от социального научения в период первичной социализации и от динамических процессов в подростковой группе сверстников.
Отдельные виды поведения, повреждающие здоровье, такие как курение, алкоголизация и гиподинамия, являются составляющими общего жизненного стиля, поэтому их изолированное изменение вне изменений общего жизненного контекста удается с трудом.
Несмотря на известную ограниченность эффективности рекламы, популяризующей поведение, связанное со здоровьем, в целом социальные рекламные кампании имеют очевидные позитивные эффекты18. В частности, происходит изменение представлений аудитории, формируется более пристальное внимание к данной теме. Согласно результатам эмпирических исследований, кампании в средствах массовой информации, посвященные социальной проблематике, связанной со здоровьем, в целом могут повысить заботу представителей аудитории о своем здоровье.
Социальная реклама способствует большей восприимчивости аудитории к изложению тем здоровья в последующее время. Хотя отдельная социальная реклама не может повлиять на решение человека, например, немедленно обратиться к врачу, но в будущем человек может серьезней отнестись к следующему рекламному сообщению на ту
же тему. Конечное изменение поведения человека может быть следствием кумулятивного эффекта влияний нескольких рекламных сообщений. Поэтому довольно трудно говорить об эффективности какой-либо отдельной социальной кампании. Еще один эффект - стимуляция обсуждения данной темы в семье, с друзьями или врачом. Наконец, последний из известных эффектов социальной рекламы в области здоровья - пробуждение интереса к информации на тему здоровья и ее последующий целенаправленный поиск.
Целью проведенного нами исследования была оценка влияния структурных характеристик целевой аудитории на восприятие рекламных сообщений, осуществляемых посредством санитарно-просветительского плаката.
Исследовательская гипотеза формулировалась так: структурные параметры целевой аудитории обуславливают характеристики восприятия рекламного сообщения.
Релевантным для проверки гипотезы является экспериментальный метод, т. к. он позволяет контролировать существенные для восприятия целевой аудиторией характеристики рекламного сообщения.
На этапе подготовки к проведению исследования были отобраны плакаты с целью построения выборки стимульного материала. В качестве такого материала использовались санитарно-просветительские плакаты по следующим темам: алкоголизм, наркомания, курение, профилактика СПИДа, венерических, сердечно-сосудистых заболеваний, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, рациональное питание, гигиена труда и отдыха и другим темам. Общее количество плакатов составило 140.
Отбор испытуемых осуществлялся путем случайной выборки. Для проведения экспериментального исследования была сформирована гнездная выборка из двух естественнонаучных и двух гуманитарных факультетов СПбГУ в количестве 150 человек с использованием генератора случайных чисел. Фактический объем реализованной выборки составил 109 человек (возраст 19-24 года, 33 мужчины, 76 женщин).
Каждой из групп испытуемых демонстрировался стимульный материал - плакаты. Исследование проводилось в аудиториях различных факультетов. Каждой группе сначала предлагалось заполнить анкету, содержащую вопросы, фиксирующие социальные и демографические характеристики испытуемых. Затем испытуемым поочередно демонстрировался стимульный материал. Для демонстрации плакатов были использованы компьютер и проектор, с помощью которых изображение, соответствующее размеру плаката (в среднем 60x80 см) экспонировалось на экран. Время экспозиции составляло 5 секунд. Плакаты предъявлялись в случайном порядке. После просмотра каждого из плакатов испытуемые заполняли бланк методики семантического дифференциала, фиксирующей характеристики восприятия рекламного сообщения. Таким образом, по каждому плакату-стимулу были получены оценки всех групп испытуемых.
Для проведения исследования были разработаны следующие методики:
- анкета для фиксации социально-демографических характеристик целевой аудитории;
- методика по типу семантического дифференциала для оценки восприятия рекламного сообщения.
Для разработки методики семантического дифференциала предварительно был проведен опрос 48 студентов 3 курса социологического факультета (возраст 19-25 лет, мужчины - 14 человек, женщины - 34 человек), результатом которого стал первичный список высказываний, отражающих особенности восприятия стимульного материала. В результате осуществления всех методических процедур, необходимых для разработки
методики семантического дифференциала, была составлена шкала из 26 пар противоположных по значению прилагательных.
Затем в опросный лист с методикой семантического дифференциала была добавлена шкала с прямым вопросом об эффективности рекламного сообщения, направленная на измерение намерения к действию, содержащая пять градаций - от «определенно стал (а) бы» выполнять рекомендации, содержащиеся в плакате, до «определенно не стал (а) бы».
Математико-статистическая обработка результатов исследования была направлена на соотнесение социально-демографических характеристик целевой аудитории с характером воздействия на нее стимульного материала и заключалась в проведении:
- факторного анализа (метод главных компонент, R-техника, с ротацией по мини-макс-критерию), с целью выявления семантической структуры содержащегося в плакате сообщения;
регрессионного анализа, с целью выявления значимых связей между факторами, оказывающими влияние на восприятие сообщения, и социально-демографическими характеристиками целевой аудитории;
- корреляционного анализа на основе коэффициента корреляции V Крамера, с целью содержательного описания значимых связей между факторами, оказывающими влияние на восприятие рекламного сообщения, и социально-демографическими характеристиками целевой аудитории;
Для математико-статистической обработки данных был использован статистический пакет SPSS 13.0.
По результатам факторного анализа оценки плакатов с использованием методики семантического дифференциала были выделены следующие четыре фактора, названные в соответствии с характеристиками, вошедшими в них с наибольшим значением факторной нагрузки:
- первый фактор - характеристика «доброе - злое» (0,823);
- второй фактор - характеристика «понятное - неясное» (0,791);
- третий фактор - характеристика «волнующее - бесстрастное» (0,680);
- четвертый фактор - характеристика «символичное - реалистичное» (0,725).
В каждый из четырех факторов переменные вошли с положительными значениями факторного веса.
По результатам регрессионного анализа статистически значимую связь с социально-демографическими характеристиками целевой аудитории продемонстрировали все четыре выделенных фактора, а также потенциальная эффективность сообщения:
- с фактором «волнующее - бесстрастное» статистически значимо связаны пол (р< 0,01), факультет (р< 0,05) и курс (р< 0,05) обучения;
- с фактором «доброе - злое» статистически значимо связано место рождения (р< 0,001);
- с фактором «понятное - неясное» статистически значимо связаны факультет (р< 0,001) и курс (р< 0,05) обучения;
- с фактором «символичное - реалистичное» статистически значимо связаны факультет (р< 0,001) и курс (р< 0,05) обучения;
- с фактором «эффективность» статистически значимо связаны пол (р< 0,001), место рождения (р< 0,01) и факультет обучения (р< 0,001).
Рассмотрим влияние социально-демографических характеристик на те факторы восприятия рекламного сообщения, влияние которых наиболее статистически существенно.
Таблица 1
Матрица факторных нагрузок
характеристики факторы
I II III IV
привлекательное - отталкивающее 0,596 0,266 0,376 0,181
актуальное - несвоевременное -0,019 0,528 0,524 0,197
стильное - вульгарное 0,281 0,326 0,529 0,252
оригинальное - банальное 0,134 0,268 0,577 0,456
красочное - тусклое 0,442 0,202 0,363 0,375
символичное - реалистичное 0,126 -0,021 -0,014 0,725
понятное - неясное 0,133 0,791 0,058 -0,118
убедительное - спорное 0,069 0,717 0,332 - 0,084
полезное - бесполезное 0,010 0,677 0,472 -0,054
информативное - бессодержательное 0,004 0,560 0,384 -0,250
современное - устарелое 0,039 0,409 0,647 0,192
четкое - расплывчатое 0,141 0,724 0,181 0,045
лаконичное - длинное 0,103 0,573 -0,147 0,456
юмористичное - серьезное 0,573 - 0,020 0,177 0,421
ценное - ненужное 0,006 0,620 0,520 - 0,042
абстрактное - конкретное 0,084 -0,339 0,108 0,591
веселое - грустное 0,769 0,007 0,154 0,259
целенаправленное - массовое 0,124 -0,066 0,406 -0,011
доброе - злое 0,823 0,147 0,113 - 0,009
успокаивающее - пугающее 0,805 0,014 0,043 -0,032
сочувствующее - безучастное 0,178 0,131 0,505 -0,195
интересное - скучное 0,333 0,305 0,670 0,138
волнующее - бесстрастное 0,074 0,253 0,680 0,024
непринужденное - вымученное 0,518 0,247 0,456 0,098
нормативное - предостерегающее 0,697 -0,050 -0,052 0,035
светлое - темное 0,819 0,068 0,174 0,017
Испытуемые-мужчины воспринимают плакаты как более эффективные и волнующие (р< 0,001), по сравнению с испытуемыми-девушками.
Испытуемые-студенты, родившиеся в сельской местности, воспринимают плакаты как более «эффективные» и «добрые», по сравнению со студентами из столичных городов (р< 0,001), Опыт жизни в информационно перегруженном пространстве столичного города приводит к более низкому уровню восприятия «доброты» в оценках плакатов, а более высокие эстетические требования к плакату студентов-уроженцев столичных городов приводят к восприятию плакатов как менее эффективных, по сравнению со студентами - уроженцами сельской местности.
Испытуемые-студенты математико-механического факультета воспринимают плакаты как более эффективные (р< 0,001), по сравнению со студентами биологического и экономического факультетов. У студентов факультета журналистики, которые знакомы со стандартами и образцами в области рекламы, оценки по шкале эффективности неэффективности распределены более равномерно (р< 0,001).
Студенты всех четырех включенных в исследование факультетов воспринимают плакаты как понятные (р< 0,001).
Студенты биологического факультета воспринимают плакаты скорее как символичные (р< 0,001). Студенты факультетов математико-механического и журналистики
воспринимают плакаты либо скорее как символичные, либо скорее как реалистичные, т. е. их ответы более поляризованы (р< 0,001). «Средние» ответы по шкале символичности - реалистичности преобладают у студентов экономического факультета (р< 0,001). Однако поскольку студентам разных факультетов предъявлялись различные наборы плакатов, отмеченные различия в восприятии могут быть объяснены самим содержанием плакатов.
Испытуемые-студенты биологического и математико-механического факультетов воспринимают предъявленные плакаты скорее как волнующие, а студенты факультетов экономического и журналистики - скорее как бесстрастные или имеющие «средние» значения по шкале «волнующее - бесстрастное» (р< 0,001).
Испытуемые-студенты всех четырех включенных в исследование курсов обучения воспринимают плакаты скорее как понятные (р< 0,001).
Испытуемые-студенты первых курсов воспринимают плакаты скорее как реалистичные (р< 0,001). Студенты же второго, третьего и четвертого курсов воспринимают плакаты скорее как символичные (р< 0,001). Возможно, это различие связано с развитием абстрактного мышления в процессе обучения.
По шкале «волнующее - бесстрастное» у студентов всех четырех факультетов отмечаются «средние» оценки, несколько смещенные от волнующего на первом курсе к скорее бесстрастному на четвертом курсе (р< 0,001). Возможно, непосредственность первокурсников, обусловленная малым жизненным опытом, определяет эти отмеченные особенности их восприятия.
Выводы
1. Выявляются латентные характеристики рекламного сообщения, детерминирующие его личностно окрашенное восприятие.
2. Латентные характеристики рекламного сообщения обуславливают эффективность сообщения благодаря их релевантности личностным характеристикам представителей целевой аудитории, формирующимся в процессе первичной и вторичной, в частности, профессиональной социализации.
3. Эффективные рекламные сообщения в сфере здоровья характеризуются высоким уровнем социально-структурной специфичности - эффективность рекламных сообщений обусловлена соответствием их латентных семантических характеристик социально-статусным параметрам целевой аудитории19.
1Гурвич И, Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. 1023 с.
2Прохоров А. В., Велисер У. Ф., ПрочаскаДж. О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение//Вопросы психолологии, 1994. № 2. С. 113-122.
,MeKenna F. P. It won't happen tome: Unrealistic optimism or illusion of control? // British journal of Psychology. 1993. Vol. 84. 39-50; Peterson C., Avila M. de. Optimistic explanatory style and the perception of health problems // Jour, of Clin. Psychol. 1995. Vol. 51 (1). P. 128-132.
4 Clarke V. A., Lovegrove H., Williams A„ Machperson M. Unrealistic Optimism and the Health Belief Model // Journal of Behavioral Medicine. 2000. Vol. 23, № 4.
5 Dinh K. T., Sarason I. G.. Lynn A. V., Onstad E. Children's Perceptions of Smokers and Nonsmokers: A Longitudinal Study. 1995. Vol. 14. №1.
6 Camp D. E., KlesgesR. S., Relyea G. The Relationship Between Body Weight Concerns and Adolescent Smoking // Health Psychology. 1993. Vol. 12. № 1. P. 24-32.
7 Клиническая психология / Под ред. M. Перре, У. Баумана. СПб., 2003. 1312 с.
! ГурвичИ. H. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. 1023 с.
9 Roden J. Revisiting the Health Belief Model: Nurses applying it to young families and their health promotion needs //Nursing and Health Sciences. 2004. N 6. P. 1-10.
10 Turner R. A., Irwin С. E., Tschann J. M., Millstein S. G. Autonomy, Relatedness, and the Initiation of Health Risk Behaviors in Early Adolescence // Health Psychology. 1993. Vol. 12. № 3. P. 200-208.
11 Евстафьева Г. Ю., Лебедькова С. Е., Суменко В. В., Соловьева И. М., Чехонадская Н. И. Социальный маркетинг как система оценки потребностей в укреплении здоровья школьников // Здравоохранение P.O. 2004. № 2.
12 Sallis J. F., Nader P. R„ Broyles S. L„ Berry С. С., Elder J. P.. McKenzie T. L„ Nelson J. A. Correlates of Physical Activity at Home in Mexican-American and Anglo-American Preschool Children // Health Psychology. 1993. Vol. 12. № 5. P. 390-398.
" Helweg-Larsen M., Collins В. E. The UCLA Multidimensional Condom Attitudes Scale: Documenting the Complex Determinants of Condom Use in College Students // Health Psychology. 1994. Vol. 13. № 3. P. 224-237.
14 Клиническая психология.
15 McAllister G., and Farquhar M. Health beliefs: a cultural division? // Journal of Advanced Nursing. 1992.17. P. 1-447-1454.
16 Гурвич И. H. Указ. соч.
17 Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002. 416 с.
" Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., М.( 2003. 448 с.
" Исследование проведено по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Разработка научно обоснованных принципов и методов создания и реализации программ формирования здорового жизненного стиля, профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»; направление: № 2.2.3.3., «Научные основы охраны здоровья обучающихся».
Статья принята к печати 24 декабря 2006 г.