УДК 159.9
Шогенов Б.Ю. аспирант 1 курса направление: «паразитология» Кабардино-Балкарский Государственный Аграрный Университет научный руководитель: Кумахова Д.Б., к.филол.н.
доцент
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЧЕЛОВЕКА
Аннотация: В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть, переезд и смена работы...
Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали - он заработал в два раза больше, другого обокрали - он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, стресс,
дистресс, напряжение, тревожность.
Shogenov B. Yu. postgradua
1 course, direction: "Parasitology» Kabardino-Balkarian state agrarian University Scientific Director: Kumakhova D.B.
Candidate of philological Sciences, associate Professor THE EFFECT OF STRESS ON A PERSON
Abstract: in psychology, stress is understood as a state of mental stress that occurs in a person in the process of activity in the most difficult conditions, both in everyday life and in special extreme States. Stress is caused by all serious life events: wedding and divorce, birth and death, moving and changing jobs...
The impact of the same stressful situation on different people can be quite different. One was robbed - he earned twice as much, the other was robbed - he drank with grief and also committed a crime. Thus, stress can have both positive and negative effects on human activity, including even complete disorganization.
Keywords: stress resistance, stress, distress, tension, anxiety.
Введение
Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль
здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса.
Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.
Цель работы - рассмотреть феномен стресса, изучить его психологические и биологические особенности проявления у человека; более детально исследовать это явление на примере экзаменационного стресса.
Объект исследования - анализ таких психических стрессовых состояний личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации учебы и экзамена.
Предмет исследования - готовность студентов вузов к действиям в экстремальной ситуации экзамена.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня стресса студентов в экстремальной ситуации экзамена.
2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику студентов.
3) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в ходе экзаменов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретической и экспериментально литературы по психологии, педагогике.
2. Проведение анкетирования и наблюдений.
3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала и его графическое обобщение в виде таблиц.
Базой исследования стал КБГАУ, 16 студентов которого 3 курса приняли участие в эксперименте.
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать .
Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.
Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания .
Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.
В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие
угрозу самоубийства.
Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.
Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».
Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.
Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».
На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».
Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.
Итак, стресс - это психофизиологическая реакция, которая является
неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по -разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.
1.2. Влияние стресса на человека — физиологический и психологический аспект
В обществе всякое нервное расстройство принято считать стрессом, а крайние его проявления - истерией. С точки зрения медицины, истерия и неврастения относятся к расстройствам психики и подлежат коррекции специалистами психиатрии. Однако влияние стресса на человека вовсе не ограничивается неврологическими расстройствами.
Термин «стресс» появился в медицине из физики, где он обозначает напряжение системы за счёт силы, приложенной извне.
Организм человека как единая система ежедневно находится под давлением внешних факторов. Стрессорами могут быть экологические причины:
— Загрязнение воздуха,
— Скачки атмосферного давления;
— Магнитные бури;
— Резкие перепады температуры воздуха.
Медицинские стрессоры - это любые заболевания (от травматических повреждений до инфекционных), социальные - конфликтные ситуации в коллективе, социуме. Влияние стресса на человека велико - оно негативно отображается на физическом и психологическом здоровье.
Медицинские аспекты стресса
В 1926 году основоположник учения о стрессе Ганс Селье опубликовал свои наблюдения за больными, страдающими разными заболеваниями. Результаты оказались поразительными: независимо от болезни у каждого отмечалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата стремлений и желаний.
Ганс Селье назвал стрессом одинаковые реакции организма на любое воздействие извне.
Самым сильным стрессором, считал Ганс Селье, является отсутствие цели. Также в состоянии физиологической неподвижности организм человека сильнее подвержен развитию болезней: язвы желудка, инфаркта, гипертонии.
Влияние стресса на человека изменяет условия жизнедеятельности. Например, при сильных положительных эмоциях жизненный тонус организма резко возрастает, это обеспечивается повышенным артериальным давлением. Человек, осуществив свою мечту, ощущает потерю аппетита и мышечную слабость - при воздействии отрицательных эмоций аналогичный
упадок сил воспринимается очень болезненно.
Таким образом, стресс, по сути, врождённая реакция организма, дающая возможность человеку приспособиться к жизни в новых условиях. Поэтому в медицине он называется адаптационным синдромом.
Влияние стресса на здоровье человека
Развитие стресса у всякого человека происходит по единому механизму. Соприкасаясь со стрессовым фактором, центральная нервная система объявляет тревогу. Дальнейшая реакция организма не управляется волей человека, а осуществляется вегетативной, независимой нервной системой. Начинается мобилизация жизненно важных органов и систем, гарантирующих выживание в экстремальных обстоятельствах. За счёт возбуждения симпатической нервной системы учащается дыхание и сердцебиение, увеличивается артериальное давление. Физиологическое влияние стресса на здоровье человека обеспечивает централизацию кровообращения: лёгкие-сердце-головной мозг. Выделяются гормоны «бегства и борьбы»: адреналин и норадреналин. Люди ощущают сухость во рту и расширение зрачков. Тонус мышц повышается до такой степени, что часто проявляется дрожанием ног или рук, подёргиванием век, уголков рта.
При дальнейшем развитии адаптационного синдрома влияние стресса на здоровье человека выражается в реакции организма приспособления к новым условиям жизнедеятельности.
Влияние стресса на организм человека
В активной стадии появляются гормоны «второй линии защиты» -глюкокортикоиды. Их действие направлено на экстренное выживание за счёт внутренних резервов организма: используются все запасы глюкозы печени, распадаются собственные белки и жиры.
Если реакция продолжается при истощении жизненных сил, влияние стресса на человека продолжается. Вновь включается механизм «тревоги», но внутренних резервов уже нет. Эта стадия стресса конечная.
Все силы организма при стрессе направлены на работу центральных органов: сердца, лёгких и мозга, поэтому остальные жизненно важные органы в это время страдают от недостатка кислорода. В таких условиях могут развиваться: язва желудка, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, мигренеподобные боли, опухоли периферических органов (рак).
При затяжном течении влияние стресса на организм человека проявляется не только развитием заболеваний, но и истощением нервной системы. Такое состояние в медицине называется неврастенией. У неврастеников болят все органы, но более всего, голова. Человек понимает, что нервные силы его истощены и считает подобное состояние синдромом хронической усталости. С точки зрения патологической физиологии, это не что иное, как затяжная реакция адаптации.
Влияние стресса на состояние человека
Общий тонус, то есть, настроение людей зависит от гормонального фона. Поставив перед собой определенную цель, человек просыпается,
чувствуя себя полным сил к любым свершениям. Психологический настрой задает кортизол - главный противострессовый гормон. Его содержание в крови поутру сильно различается в зависимости от настроя на предстоящий день. В нормальных условиях в преддверии рабочего дня содержание антистрессового гормона намного выше, чем в выходной день.
Когда влияние стресса на состояние человека достигает критической отметки, утро не предвещает ничего приятного. Следовательно, считается весь день «испорченным».
Человек лишается чувства правильной оценки происходящего. Окружающие события и воздействия воспринимаются несоответственно их силе. Завышенные требования к окружающим, например, как к самому себе, часто не оправдываются. Зачастую влияние стресса на человека усугубляет течение хронических заболеваний. Они начинают обостряться, что называется, «вне графика». Не осенью и весной, в периоды плановых терапевтических мероприятий, но зимой и летом.
Влияние стресса на поведение человека
В неустойчивом состоянии стремления и цели избираются человеком, без учета собственных возможностей. Всякое желание чего -то достичь, по сути, отрицательная эмоция, становится положительной при достижении желаемого результата. Если цель остается недостижимой - эмоция переходит в разряд сильных стрессоров.
Пагубное влияние стресса на организм человекаВ экстремальных условиях особенно заметно влияние стресса на поведение человека, в зависимости от исходного состояния здоровья и темперамента, как свойства характера. В одних и тех же условиях люди с различным отношением к окружающей действительности ведут себя совершенно по-разному. Согласно классификации Павлова, разделяют четыре типа высшей нервной деятельности, слабый (меланхолик) и три сильных, но с некоторыми особенностями:
— Неуравновешенный, реагирующий на любое воздействие бурной реакцией - холерик;
— Уравновешенный, инертный - флегматик;
— Подвижный и уравновешенный - сангвиник.
Влияние стресса на человека разного типа высшей нервной деятельности неодинаково. Как это не показалось бы странным, но легче всего переносят стресс люди неуравновешенные. Действие стрессовых факторов на такую личность заканчивается уровнем первичного ответа организма. Тогда как у людей уравновешенных стресс переходит во вторую фазу адаптации, а затем приводит к истощению.
Глава 2. Экспериментальное исследование учебной тревожности
2.1 Рассмотрение экзаменационного стресса
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим
фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечнососудистую и иммунную систему студентов.
В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные изменения вегетативной регуляции сердечнососудистой системы. Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечнососудистой системы на эмоциональный стресс.
К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:
■ Интенсивную умственную деятельность;
■ Повышенную статическую нагрузку;
■ Крайнее ограничение двигательной активности;
■ Нарушение режима сна;
■ Эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов.
Все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастают артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме, и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам. Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны.
Но в то же время следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Потому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса, т. е. снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно
лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами - при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. В этом случае перед школьным психологом встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей. При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Пока же субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса. Опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Селье, можно выделить три «классические» стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов.
2.2 Проведение исследования учебного стресса и уровня личностной тревожности
Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов группы КБГАУ. Возраст участников - 18-20 лет, пол - мужской. Всего участвовало 16 студентов. Исследование проводилось в виде анкетирования. Бланки с ответами участников в Приложении 1.
Для исследования мы выбрали 2 методики:
1) Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.
Результаты для удобства представлены в таблицах п. 3.3 и отсортированы по популярности. Также в таблицах приведены для сравнения результаты теста, который автор проводил среди студентов 1 -3 курсов.
2) Второй тест - «Шкала ситуативной тревожности (Спилберга). Этот тест позволяет определить степень тревоги, которую испытывает человек (в нашем случае это студент) в какой-то конкретной ситуации. Студентам было предложено две ситуации: обычный учебный день и время сессии.
Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций и напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 - отсутствие тревожности).
Средний уровень ситуативной тревожности у людей в возрастном диапазоне 20-45 лет в обычных условиях составляет 39±0,7 балла. В состоянии выраженного психологического стресса он может возрастать на 50-100%. Так, перед экзаменом в медицинском вузе это показатель у
студентов младших курсов в среднем составлял 56-5 8 балла.
2.3 Результаты исследования _Таблица 2 - Причины стресса_
№ Причина стресса Наше исследование Авторское исследование
1 Проблемы в личной жизни 5,0 5,3
2 Страх перед будущим 4,6 3,6
3 Нерегулярное питание 3,4 3,6
4 Отсутствие учебников 4,6 4,1
5 Большая учебная нагрузка 4,1 3,4
6 Неумение правильно организовать свой режим дня 3,4 3,6
7 Нежелание учится или разочарование в профессии 3,6 2,5
8 Строгие преподаватели 4,1 4,8
9 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами 3,3 3,4
11 Стеснительность, застенчивость 4,0 3,3
11 Излишнее серьезное отношение к учебе 3,9 3,8
12 Конфликт в группе 3,1 3,1
13 Непонятные, скучные учебники 4,1 5,0
14 Проблемы совместного проживания с другими студентами 1,6 2,7
15 Жизнь вдали от родителей 1,3
Итак, основной причинами возникновения стресса являются проблемы в личной жизни, страх перед будущим, нерегулярное питание. Меньше всего студентов волнует жизнь вдали от родителей, жизнь в общежитие (связано с тем, что группа преимущественно состоит из минских жителей), конфликт в группе (можно сделать вывод о том, что группа дружная).
Средний показатель экзаменационного волнения в группе (п.5) - 6,8; в исследовании автора он составляет 6,0±0,35. Студенты волнуются немного больше нормы, возможно это связано с одной из популярных причин стресса «страх перед будущим».
Таблица 3 - Проявление стресса
№ Проявление стресса Наше исследование Авторское исследование
1 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени 4,9 4,5
2 Плохой сон 5,3 3,9
3 Невозможность избавиться от посторонних мыслей 4,7 4,7
Повышенная
4 отвлекаемость, плохая концентрация внимания 4,4 3,8
5 Раздражительность, обидчивость 4,4 3,5
6 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость 4,4 5,0
7 Плохое настроение, депрессия 4,0 4,4
8 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами 4,1 4,0
9 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении 3,9 2,6
10 Страх, тревога 3,8 3,8
11 Потеря уверенности, снижение самооценки 3,4 2,9
12 Учащенное сердцебиение, боли в сердце 2,8 2,6
13 Головные боли 2,7 4,9
14 Напряжение или дрожание мышц 1,9 2,8
15 Проблемы с желудочно-кишечным трактом 1,5 3,2
16 Затрудненное дыхание 1,3 2,1
Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологических признаков проявления стресса у большинства студентов не выявлено, или они присутствуют, но в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем здоровье студентов в группе.
Таблица 4 - Приемы снятия стресса:
Способ снятия стресса Количество студентов
общение с друзьями или любимым 15
человеком
сон 13
перерыв в работе или учебе 11
прогулки на свежем воздухе 7
физическая активность 9
вкусная еда 6
телевизор 4
секс 6
хобби 5
сигареты 3
алкоголь 3
иное 2
поддержка родителей 1
наркотики 0
Основным способом снятия стресса является общение с друзьями (использую 100% опрошенных). Радует то, что наркотики, алкоголь, сигареты в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются.
Таблица 5 - признаки проявления стресса:
Признак проявления стресса Количество студентов
Учащенное сердцебиение 10
Скованность, дрожание мышц 6
Иное 5
Головные или иные боли 3
Сухость во рту 4
Затрудненное дыхание 3
Из биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения. Остальные признаки присутствуют лишь у небольшой части студентов.
При проведении теста, определяющего уровень ситуативной тревожности, у студентов КБГСХУ показатель тревожности в обычной ситуации составил 40,9, что соответствует норме. Во время сессии он возрос не намного и составил 48,3 балла, что говорит о приемлемой стрессоустойчивости студентов.
Заключение
Стресс всегда присутствует в жизни человека, хотим мы этого или нет. Это понятие уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении, оказалось, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Ведь именно под воздействием стресса организм приспосабливается к различным факторам окружающей среды. Любая деятельность не может быть осуществлена без какого-то уровня стресса. Как утверждает Г. Селье, полное отсутствие стресса может означать только смерть.
Мы выяснили, что стресс бывает двух видов: полезный (эустресс) и вредоносный (дистресс). Исследовав эти явления, можно сказать, что избегать не следует эустресс, так как он вызван положительными эмоциями и именно он не приносит вреда человеку, а наоборот, стимулирует его. Поэтому, в любой критической ситуации лучше всегда сосредоточиться на положительных эмоциях.
Из всех проводимых исследований видно, что для плодотворной работы, для гармоничной, полноценной жизни определённый уровень стресса просто необходим, уровень, который не изматывает человека, а задаёт тонус его деятельности. Такой стресс называют конструктивным (эустрессом).
Важнейшее качество, придающее стрессу конструктивность, - умение анализировать тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С этим качеством тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.
Стресс становится конструктивным, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она на экзамене или в реальной жизни - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Эустресс, в отличие от дистресса, то есть мешающего, разрушающего деятельность и организм, всегда направлен на преодоление чётко обозначенного препятствия.
Рассмотрев в качестве примера учебный и экзаменационный стресс, можно сказать, что факты показывают, что учащиеся, обладающие хорошо развитыми навыками саморегуляции, при наличии тревожности выполняют сложные экзаменационные задания не только не хуже, но даже лучше, нежели когда тревога или тревожность отсутствует.
Чувство тревожности из препятствия может превратиться в источник успеха. Однако это возможно, во-первых, только при наличии какой-то прочной, надёжной основы - глубинной уверенности в себе, а во-вторых, при владении определёнными знаниями, навыками и умениями в саморегуляции.
Использованные источники:
1. Головин С.Ю. Под ред. Тарас А.Е. Словарь психолога практика. 2-е изд. Минск 2003.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПБ.2002
3. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса», Москва, издательство «Наука», 1983. 368 с.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПБ: Питер, 2006. - 256 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
5. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
6. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с. — (Образовательный стандарт XXI).
7. Психофизиология: Учебник для ВУЗов под ред. Ю.И. Александрова СПБ, 2006, 326. С
8. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М. 1992
9. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М. 1960Селье Г.
10. Стресс без дистресса. Москва, 1993. - 151с.
11. Элиот Р.С. Мы побеждаем стресс. Москва. 1996