Осуществляемые преобразования определяют новые цели и результаты высшего профессионального образования. В ком-петентностном подходе профессиональная компетентность определяет качество профессионального образования и становится его целью. Достижение этой цели невозможно без совершенствования математической подготовки будущих специалистов в вузе. Изменение роли математики в современном мире, утверждение ее в качестве языка и важнейшего инструмента научного познания и решения практических задач должно найти отражение во всей системе образования, в том числе высшего технического образования. Математика в системе высшего технического образования «переросла» статус общеобразовательной дисциплины, и должна на основе межпредметных связей со специальными дисциплинами стать неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки. Как отмечал П.С. Александров: «В настоящее время в связи с возросшей ролью математики в современной науке и технике большое число будущих инженеров, экономистов, социологов и т.д. нуждается в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем, использовать теоретические достижения в практике» [1, с. 3].
Вопросы профессионально направленного обучения математике традиционно интересуют исследователей.
В работе [2] И.А. Байгушева предлагает концепцию профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе.
В качестве ведущей теоретической идеи направления реализации принципа профессиональной направленности математической подготовки нами выбрана идея Н.Ф. Талызиной: «...при разработке целей обучения конкретному предмету, прежде всего, необходимо выделить систему типовых задач, для решения которых готовится обучаемый» [3, с. 8].
Опираясь на эту идею, мы полагаем, что проблему реализации профессиональной направленности математической подготовки инженеров в условиях информационной образовательной среды технического вуза можно решить, если цель обучения - формирование математической компетентности специалиста представить в виде системы типовых профессиональных задач инженера и разработать обобщенные методы их решения.
Библиографический список
В монографии [4] авторы рассматривают вопросы теории и практики формирования математической компетентности студентов экономических специальностей с использованием компьютерных технологий.
Важную роль в формировании математической компетентности инженеров в условиях информационной образовательной среды технического вуза играют электронные образовательные ресурсы, которые позволяют организовать профессионально направленную математическую подготовку.
Такие электронные образовательные ресурсы нами используются на практических занятиях по математике на основе программных продуктов фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение».
Популярностью пользуются среди студентов образовательные сайты Интернет: http://www.edu.ru, http://school-
collection.edu.ru, http://www.it-m.ru, http://www.km-school.ru, http:/ /fcior.edu.ru.
Данные сайты содержат большую коллекцию электронных образовательных ресурсов по математике, которыми пользуются студенты в своей самостоятельной работе, а также при написании курсовых и выпускных квалифицированных работ.
Современное развитие информационных технологий, ориентированных на создание интегрированных пакетов мультимедиа-технологии, привело к появлению компьютерных математических систем, к которым относятся MathCad, MatLab, Maple, Mathematica и др.
В учебном процессе, особенно при преподавании математики, Дербентского филиала Дагестанского государственного технического университета используется компьютерная математическая система MathCad, которая позволяет решать профессионально направленные математические задачи.
Положительная отличительная особенность системы - максимальная приближенность входного языка к естественному математическому языку, что облегчает знакомство и работу с ней начинающим пользователям. Поддерживается работа с размерными техническими величинами.
Облегчая решение сложных математических задач, они снимают психологический барьер в изучении математики и делают этот процесс интересным и более простым. При грамотном применении их в учебном процессе пакеты обеспечивают повышение уровня фундаментальности математического образования.
1. Александров, П.С. Введение в теорию групп. - М., 1980.
2. Байгушева, И.А. Профессионально направленная математическая подготовка экономистов в вузе: монография. - Астрахань, 2013.
3. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский. - Саратов, 1987.
4. Габитова, Э.Г. Математическая компетентность студентов экономических специальностей с использованием компьютерных технологий. Теория и практика: монография / Э.Г. Габитова, Т.Г. Везиров. - Буйнакск, 2012.
Bibliography
1. Aleksandrov, P.S. Vvedenie v teoriyu grupp. - M., 1980.
2. Bayjgusheva, I.A. Professionaljno napravlennaya matematicheskaya podgotovka ehkonomistov v vuze: monografiya. - Astrakhanj, 2013.
3. Talihzina, N.F. Puti razrabotki profilya specialista / N.F. Talihzina, N.G. Pechenyuk, L.B. Khikhlovskiyj. - Saratov, 1987.
4. Gabitova, Eh.G. Matematicheskaya kompetentnostj studentov ehkonomicheskikh specialjnosteyj s ispoljzovaniem kompjyuternihkh tekhnologiyj. Teoriya i praktika: monografiya / Eh.G. Gabitova, T.G. Vezirov. - Buyjnaksk, 2012.
Статья поступила в редакцию 22.04.13
УДК 159.9:61
Zhikrivetsky Yu.V. INFLUENCE OF STRESS-FAKTOROV OF THE FIGHTING SITUATION ON MENTALITY OF EMPLOYEES OF SPECIAL GROUPS. In article the detailed analysis of the majority a stress factors is given, employees of special groups present at activity and consequences of their long impact on an organism.
Key words: stress, stress factor, employee of a special group.
Ю.В. Жикривецкая, канд. филос. наук, доц. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь,
E-mail: yunna_sorokopud@mail. ru
ВЛИЯНИЕ СТРЕСС-ФАКТОРОВ БОЕВОЙ ОБСТАНОВКИ НА ПСИХИКУ СОТРУДНИКОВ ОТРЯДОВ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В статье дан подробный анализ большинства стресс-факторов, присутствующих в деятельности сотрудников отрядов особого назначения и показаны последствия их длительного воздействия на организм.
Ключевые слова: стресс, стресс-фактор, сотрудник отряда особого назначения.
Рис. 1. Модель профессионального стресса (по J.B. Мс. Grath)
Всемирная организация здравоохранения относит профессию сотрудников отрядов особого назначения (ОСН) к числу десяти сложнейших профессий. Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается личный состав сотрудников ОСН с психологической точки зрения, характеризуется сильными психотравмирующими факторами. Стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное кратковременное или продолжительное воздействие окружающей среды (рис. 1).
Среди стрессовых факторов, существенно влияющих на психологическое состояние сотрудников в зоне конфликта, можно выделить следующие: использование спецподразделений в войсковых операциях; абсолютно реальная и почти постоянная угроза гибели, ранения, травмы, болезни - как в отношении себя, так и товарищей; слабая информированность личного состава о фактическом положении дел и оперативной обстановке в регионе; нахождение во враждебном окружении с чужим языком, культурой, традициями; двусмысленность взаимоотношений с местными жителями и представителями власти; постоянная идентификация окружающих: «свой-чужой» и как результат - постоянная настороженность, подозрительность, категоричность в суждениях, излишняя жесткость.
Стресс развивается по схеме: тревога-адаптация-исто-щение.
Воздействия, вызывающие стресс называются стрессорами или стресс-факторами. Стрессоры бывают разными: внешними (ветер, холод, жара) и внутренними (эмоции, голод, жажда, боль). Воздействие стрессора запускает цепочку стресс-реакции, то есть дает начало стрессу. Выделяются непосредственно психотравмирующие факторы экстремальной ситуации, которые вызывают негативные психические реакции, снижающие или же полностью ограничивающие работоспособность или боеспособность:
1. Факторы визуального (зрительного) ряда: разрушения зданий, техники, сооружений, ландшафта; огонь, возгорания, пожары, разрывы; вид трупов, раненых.
2. Факторы аудиального (слухового) ряда: грохот, рев, гул.
3. Факторы тактильного ряда (осязательного): вибрации, удары воздушной волны, сотрясения, падения.
4. Факторы интерактивного ряда: смерть близких, товарищей; контакт с большим количеством раненых [1].
Рассмотрим характерные стресс-факторы при выполнении сотрудниками правоохранительных органов профессионального долга.
Нарушение биологического ритма сна и бодрствования
при необходимости круглосуточного охранения (А. Борбели, С. Корен);
Постоянные бытовые лишения, ненормированный рабочий день (дефицит времени, физические и информационные перегрузки и др., отсутствие ритмичности в работе). Наличие этих стресс-факторов могут привести к появлению спешки и торопливости, неаккуратности и расхлябанности, недисциплинированности, волоките в расследовании уголовных дел. В период работы в этих условиях ухудшается самочувствие; появляются постоянные головные боли, головокружение, «круги» перед глазами, быстрая утомляемость, раздражительность, ухуд-
шении согласованности движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.
Работа в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Неожиданное изменение задачи становится нормой. Перечень ваших профессиональных обязанностей изменяется до бесконечности, нет четкого представления о порядке и сроках выполнения. В период работы в этих условиях исчезает уверенность в положительном результате, возникают демотивация и тревога;
Высокая температура окружающей среды. Это специфический стресс-фактор, который после кратковременного усиления возбудительного процесса вызывает угнетение коры головного мозга, нарушение равновесия между возбуждением и торможением, ослабление самого тормозного процесса, нарушение точности двигательных актов, дискоординацию. В период работы в этих условиях ухудшается самочувствие: появляются головная боль, головокружение, «круги» перед глазами.
Низкая температура окружающей среды. В нервной системе низкая температура вызывает повышение возбудимости. Снижаются отдельные показатели работоспособности, например такие, как качество управления в режиме слежения, способность к динамической и статической работе, выполнение тонких координированных движений. Появляется слабость, сонливость.
Новизна раздражителей. Новизна обстановки дислокации вызывает у сотрудников спецподразделений оборонительный и ориентировочный рефлексы и тем самым усиливает двигательные реакции. Тем самым, новая обстановка, даже тогда, когда нет прямой угрозы для жизни, нередко изменяет проявление воли, течение восприятия, мышления и памяти у личного состава сотрудников спецподразделений.
Действие ограниченного пространства. Известно, что выполнять боевые задачи личному составу спецподразделений приходится в ограниченном пространстве (тоннелях, подземных галереях, траншеях Ограниченное пространство вызывает у сотрудников ОСН трудности не только физического порядка, такие как изменение привычного способа действий, рабочей позы (продвижение ползком, работа лежа и т.д.), но и психического. В период боевой работы в этих условиях у сотрудников наблюдается личностная ориентация на свое собственное состояние, что приводит к значительному снижению работоспособности, а иногда и к отказу от выполнения боевой задачи.
Опасность смерти. Страх потерять здоровье, собственную жизнь или получить травму, предвидение страдания, против которого имеющаяся защита неэффективна: невозможность убежать или ослабить страдание является одним из сильнейших стресс-факторов в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Страх приводит к паническому отчаянию, утрате контроля, зажатости в теле. На фоне этих переживаний происходит уклонение или отказ от выполнения боевых задач.
Профессиональная ответственность. Неправильно принятое сотрудником правоохранительных органов решение может привести к развалу следственного процесса, запланированного мероприятия (освобождение заложников) или к летальному исходу. Необходимость принимать ответственные решения, часто в ситуациях цейтнота также рассматривается психологами как стрессогенный фактор. Действие данного фактора при-
водит к увеличению частоты аутоиммунных заболеваний, воспалений, сердечно-сосудистых заболеваний, диабету и др.
Стрессогенным фактором в работе сотрудников спецпод-разделений является сигнал тревоги. По данным Мягких Н.И., Каляева А.В. [2], более 70% сотрудников при получении сигнала тревоги испытывают дискомфорт, более 50% сдвигов частоты сердечных сокращений связаны с эмоциональным компонентом кардиальной реакции.
Работа с неприятными людьми. Постоянное общение с правонарушителями может привести к появлению и развитию подозрительности, огульного недоверия к этим лицам. Будучи антиподом такой важной профессиональной черты как бдительность, подозрительность (равно как и недоверие) является весьма опасным видом профессиональной деформации, поскольку неизбежно приводит к предвзятости, тенденциозности, необъективности. Натянутые отношения с коллегами вызывают чувство отверженности и разочарования.
Влияние состояния пострадавших людей на психику сотрудника ОВД. Большое количество людей страдает в результате массовых беспорядков, террористических актов, захвата заложников. Под катастрофой обычно понимаются всевозможные разрушения зданий, сооружений, подвижного состава с человеческими жертвами. Катастрофы сопровождаются огромными разрушениями и гибелью людей.
Влияние измененного состояния самих сотрудников ОВД. В малых группах людей, в частности отрядах специального назначения возникает своеобразная общность эмоций:
Библиографический список
• Бегство - игнорирование проблемы, нежелание признать ее существование, даже если все вокруг утверждают обратное.
• Самоедство - навязчивые размышления о возможных неприятностях и их последствиях, нежелание предпринимать действия, чтобы изменить ситуацию.
• Нерешительность - колебания перед принятием какого-либо решения, бесконечное промедление, отсутствие четкого плана действий.
• Проволочки - нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных препятствий.
• Поиски приключений - совершение безрассудных поступков, чтобы отвлечься от состояния подавленности.
• Эмоциональная несдержанность - неоправданное ожесточение, волнение и тревога, выливающиеся в гнев, язвительные замечания или слезы.
• Затворничество - нежелание принимать участие в мероприятиях, которые раньше вызывали интерес.
Подобное поведение не облегчает, а усугубляет стрессовое состояние. Бессознательно пытаясь избавиться от подавленности, человек лишь усиливает стресс. Таким образом, зная каким образом стресс влияет на работу сотрудников ОСН, можно вовремя диагностировать и провести коррекционную работу с сотрудником, не усугубляя проблему и не создавая предпосылки для того, что бы она была «загнана внутрь» и проявила себя в саамы неожиданных формах.
1. Новикова, Ю.А. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений, включенных в группу углубленного психологопедагогического наблюдения / Ю.А. Новикова, Ю.В. Жикривецкая. - Ставрополь, 2012.
2. Мягких, Н.И. Современные методические подходы к организации медико-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел / Н.И. Мягких, А.В. Каляев // Медицинский вестник МВД. - 2006. - № 6(25).
Bibliography
1. Novikova, Yu.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sotrudnikov specpodrazdeleniyj, vklyuchennihkh v gruppu uglublennogo psikhologo-pedagogicheskogo nablyudeniya / Yu.A. Novikova, Yu.V. Zhikriveckaya. - Stavropolj, 2012.
2. Myagkikh, N.I. Sovremennihe metodicheskie podkhodih k organizacii mediko-psikhologicheskogo obespecheniya deyateljnosti organov vnutrennikh del / N.I. Myagkikh, A.V. Kalyaev // Medicinskiyj vestnik MVD. - 2006. - № 6(25).
Статья поступила в редакцию 18.04.13
УДК 378
Mahmudova F.A., Aliphanova F.N. SPIRITUAL AND MORAL FEATURES OF THE YOUNG TEACHER'S PERSONALITY IN THE COURSE OF PROFESSIONAL ADAPTATION. In this article influence of spiritual and moral features of the identity of the young teacher on process of its professional adaptation is considered.
Key words: professional adaptation, adaptation, moral, moral principles, adaptive process, moral principles, young teacher.
Ф.А. Махмудова, ст. преп., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail:[email protected]; Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail:[email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В статье рассматривается влияние духовно-нравственных особенностей личности молодого педагога на процесс его профессиональной адаптации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, адаптация, нравственность, нравственные принципы, адаптивный процесс, нравственные принципы, молодой педагог.
Универсальность адаптивного процесса личности как субъекта и объекта профессиональной адаптации обеспечивается деятельностью индивидуальных и общественных информационных механизмов прямых и обратных связей. Любая функциональная (адаптивная) система при эффективном использовании отрицательной обратной связи становится самосовершенствующейся, развивается эволюционно и не нуждается в перестройках [1, с. 76]. Кроме того, «обратная связь посредством информационных процессов отличается большой гибкостью, универсальностью, относительным быстродействием и экономностью» [1, с. 20].
Сопоставляя описанные идеи, можно заключить, что адаптация - это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач самосохранения или развития. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные в «свои условия»; в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно. Нас интересует понятие «профессиональная адаптация»,