водит к увеличению частоты аутоиммунных заболеваний, воспалений, сердечно-сосудистых заболеваний, диабету и др.
Стрессогенным фактором в работе сотрудников спецпод-разделений является сигнал тревоги. По данным Мягких Н.И., Каляева А.В. [2], более 70% сотрудников при получении сигнала тревоги испытывают дискомфорт, более 50% сдвигов частоты сердечных сокращений связаны с эмоциональным компонентом кардиальной реакции.
Работа с неприятными людьми. Постоянное общение с правонарушителями может привести к появлению и развитию подозрительности, огульного недоверия к этим лицам. Будучи антиподом такой важной профессиональной черты как бдительность, подозрительность (равно как и недоверие) является весьма опасным видом профессиональной деформации, поскольку неизбежно приводит к предвзятости, тенденциозности, необъективности. Натянутые отношения с коллегами вызывают чувство отверженности и разочарования.
Влияние состояния пострадавших людей на психику сотрудника ОВД. Большое количество людей страдает в результате массовых беспорядков, террористических актов, захвата заложников. Под катастрофой обычно понимаются всевозможные разрушения зданий, сооружений, подвижного состава с человеческими жертвами. Катастрофы сопровождаются огромными разрушениями и гибелью людей.
Влияние измененного состояния самих сотрудников ОВД. В малых группах людей, в частности отрядах специального назначения возникает своеобразная общность эмоций:
Библиографический список
• Бегство - игнорирование проблемы, нежелание признать ее существование, даже если все вокруг утверждают обратное.
• Самоедство - навязчивые размышления о возможных неприятностях и их последствиях, нежелание предпринимать действия, чтобы изменить ситуацию.
• Нерешительность - колебания перед принятием какого-либо решения, бесконечное промедление, отсутствие четкого плана действий.
• Проволочки - нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных препятствий.
• Поиски приключений - совершение безрассудных поступков, чтобы отвлечься от состояния подавленности.
• Эмоциональная несдержанность - неоправданное ожесточение, волнение и тревога, выливающиеся в гнев, язвительные замечания или слезы.
• Затворничество - нежелание принимать участие в мероприятиях, которые раньше вызывали интерес.
Подобное поведение не облегчает, а усугубляет стрессовое состояние. Бессознательно пытаясь избавиться от подавленности, человек лишь усиливает стресс. Таким образом, зная каким образом стресс влияет на работу сотрудников ОСН, можно вовремя диагностировать и провести коррекционную работу с сотрудником, не усугубляя проблему и не создавая предпосылки для того, что бы она была «загнана внутрь» и проявила себя в саамы неожиданных формах.
1. Новикова, Ю.А. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений, включенных в группу углубленного психологопедагогического наблюдения / Ю.А. Новикова, Ю.В. Жикривецкая. - Ставрополь, 2012.
2. Мягких, Н.И. Современные методические подходы к организации медико-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел / Н.И. Мягких, А.В. Каляев // Медицинский вестник МВД. - 2006. - № 6(25).
Bibliography
1. Novikova, Yu.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sotrudnikov specpodrazdeleniyj, vklyuchennihkh v gruppu uglublennogo psikhologo-pedagogicheskogo nablyudeniya / Yu.A. Novikova, Yu.V. Zhikriveckaya. - Stavropolj, 2012.
2. Myagkikh, N.I. Sovremennihe metodicheskie podkhodih k organizacii mediko-psikhologicheskogo obespecheniya deyateljnosti organov vnutrennikh del / N.I. Myagkikh, A.V. Kalyaev // Medicinskiyj vestnik MVD. - 2006. - № 6(25).
Статья поступила в редакцию 18.04.13
УДК 378
Mahmudova F.A., Aliphanova F.N. SPIRITUAL AND MORAL FEATURES OF THE YOUNG TEACHER'S PERSONALITY IN THE COURSE OF PROFESSIONAL ADAPTATION. In this article influence of spiritual and moral features of the identity of the young teacher on process of its professional adaptation is considered.
Key words: professional adaptation, adaptation, moral, moral principles, adaptive process, moral principles, young teacher.
Ф.А. Махмудова, ст. преп., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail:[email protected]; Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail:[email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В статье рассматривается влияние духовно-нравственных особенностей личности молодого педагога на процесс его профессиональной адаптации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, адаптация, нравственность, нравственные принципы, адаптивный процесс, нравственные принципы, молодой педагог.
Универсальность адаптивного процесса личности как субъекта и объекта профессиональной адаптации обеспечивается деятельностью индивидуальных и общественных информационных механизмов прямых и обратных связей. Любая функциональная (адаптивная) система при эффективном использовании отрицательной обратной связи становится самосовершенствующейся, развивается эволюционно и не нуждается в перестройках [1, с. 76]. Кроме того, «обратная связь посредством информационных процессов отличается большой гибкостью, универсальностью, относительным быстродействием и экономностью» [1, с. 20].
Сопоставляя описанные идеи, можно заключить, что адаптация - это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач самосохранения или развития. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные в «свои условия»; в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно. Нас интересует понятие «профессиональная адаптация»,
так как, вслед за М. Семенским мы не склонны проводить четкой грани взаимовлияний биологической, психологической, социальной и профессиональной адаптаций.
В отечественной науке наработан большой и противоречивый массив экспериментальных данных и сегодня существуют различные определения «профессиональной адаптации». Мы остановимся на одном из них. Профессиональная адаптация -это активное приспособление к профессии и социально-психологическим требованиям, традициям нового коллектива, в процессе которого осуществляется освоение новым работником в оптимальные сроки профессиональных навыков и умений, развитие и укрепление отношений сотрудничества в коллективе, активное его включение в творческую деятельность, повышения уровня знаний по специальности, углубление удовлетворенности трудом [2, с. 87]. Официальных социальных ролей и профессий в обществе огромное множество, поэтому возникла необходимость создания многих частных концепций профессиональной адаптации. Первым этапом профессиональной адаптации можно считать профориентацию как своеобразную пре-дадаптацию, в которой важную роль играет положительная установка к профессии [3, с. 54]. Начинается этот процесс в школе и продолжается в высшем учебном заведении при получении профессии.
Особенно ярко проявляются сбои или успехи адаптивного процесса у молодых, начинающих профессиональную деятельность людей. Наши наблюдения показали, что не всегда адаптация является условием, необходимым для нормальной трудовой деятельности личности. Так, на первый взгляд «дружный и сплоченный» коллектив может объединять людей не свободных в проявлении своей самостоятельности, творческой индивидуальности. Такой коллектив пропитан духом конформизма, он не способен к широкому дифференцированию производственной, нравственной, духовной жизни. В таких коллективах существует сложный, противоречивый комплекс устойчивых негативных диссонансов, настроений и переживаний, адаптация к которым социально принижает личность, служит предпосылкой ее нравственного разрушения, ибо безнравственны не только действия, направленные против других людей, но и безразличие индивида к способу существования, поскольку оно может иметь и отрицательные для других последствия. Решающий ориентир для оценивания уровня профессиональной адаптации должен находиться в поле поведения человека, свободно принимающего ролевые формы.
Значит, при определении уровня и закономерностей протекания адаптивного процесса необходимо учитывать специфические, этноспециальные, духовно-нравственные особенности, как субъекта, так и группы к которой адаптируется личность. Личность молодого педагога, например, должна адаптироваться к разноречивым и разновекторным условиям: профессии, личности обучаемого, педагогическому сообществу образовательного учреждения, своему новому статусу и т.д. Подтверждает нашу мысль Б.М. Петров, который указывает на неправомерность попыток оценить условия и напряженность труда учителя только психологическими методами, путем изучения эмоционально-волевых характеристик, функций внимания, памяти и т.д., так как они не учитывают того, что высокая работоспособность часто поддерживается за счет сильного психологического и соматического функционального перенапряжения и это пагубно сказывается на внешней и внутренней, кажущейся и подлинной адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности [4, с. 37]. Образовательная система высшей школы органично связана с национальными и социальными идеалами. С психологической же точки зрения это дает ей большое преимущество как воспитательному учреждению. С точки зрения психологии основная цель воспитания состоит в социальной адаптации.
Отправной точкой в наших рассуждениях будет то поле, к которому приложится адаптивный процесс - педагогическая деятельность и тот субъект, который выполнит его - личность
Библиографический список
учителя. Конечным результатом педагогической адаптации по логике диалектических законов должно стать педагогическое мастерство, мы должны ответить на вопрос как повысить уровень квалификации, укрепить в себе профессионально важные качества, что обеспечивает устойчивое положительное отношение к профессии, удовлетворенность трудом, что способствует закреплению молодых специалистов в системе просвещения. Современная же система образования функционирует в режиме колоссальных интеллектуальных, физических и нравственных перегрузок.
Основным условием формирования профессиональной адаптации молодых учителей, по нашему мнению, выступает нравственность. Данный вид адаптации является процессом продуктивного приобщения к деятельности, условиям труда, новому коллективу и соответствием их личностных качеств к требованиям педагогической деятельности определенного учебного заведения.
Рассматривая педагога как субъекта и объекта этих преобразований, мы вслед за Б.Г. Ананьевым отличаем три сферы его деятельности: труд, общение, познание [5, с. 40].
Широко изучается нравственная надежность работника -показатель нравственного развития работника, характеризующий его способность строить свою трудовую деятельность в соответствии с социально одобренными нормами и требованиями профессиональной этики. Нравственные принципы - ценностная основа социальных связей и культуры межличностных отношений. Нравственные принципы: имеют универсальное значение; фиксируют то изначальное и общее, что определяет специфические требования к человеку в каждой из сфер деятельности; поддерживают и санкционируют общественные устои, строй жизни и формы общения посредством духовного воздействия через общественное мнение, одобрение или осуждение; находят более конкретное выражение в моральных нормах. Нравственный ориентир - представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению. Обычно нравственные ориентиры облекаются в совершенно осязаемые свойства: патриотизм и гражданственность, трудолюбие и профессиональную честность, скромность и ответственное исполнение обязанностей, великодушие и др. [6, с. 169].
В теории познания выделяется Этический релятивизм -отрицание обязательных нравственных норм и объективного социального критерия нравственности. Существует классическое понимание нравственного воспитания как обучения нравственности, что является не вполне корректным: обучить нравственности нельзя; нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс формирования личности, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.
Современная педагогическая теория и практика ставит своей целью способствовать к умственному, нравственному, эмоциональному и физическому саморазвитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать все условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных, этнических и гендерных особенностей.
Личность молодого учителя должна в логике профессиональной адаптированности усвоить новые требования к постоянно меняющейся программе обучения, быть на «острие момента», в русле инновационной деятельности, которая требуется и уже часто практикуется в школе. Из этого следует, что общеобразовательные программы в высшей педагогической школе должны быть подчинены целям формирования культуры личности, социальной и профессиональной адаптивности и предназначены для: трансляции и интериоризации культурных образцов, норм, ценностей (содержание образования и социализация); овладения различными культурными способами деятельности в социальной и экономической сфере; осознания связи собственного развития с развитием культуры и общества; формирования отношения к себе как существу культурному.
1. Кучинская, Г.М. Способности, одаренность и талант учителя. - М., 1985.
2. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений. - М., 1987.
3. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация. - М., 2010.
4. Основы педагогического мастерства. Педагогический практикум: учеб. программа / сост. А.Н. Нюдюрмагомедов [и др.]. - Махачкала, 2001.
5. Ананьев, Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. - М., 1980. - Т. 2.
6. Мирзоев, Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала, 1986.
Bibliography
1. Kuchinskaya, G.M. Sposobnosti, odarennostj i talant uchitelya. - M., 1985.
2. Usova, A.V. Formirovanie u uchathikhsya uchebnihkh umeniyj. - M., 1987.
3. Nalchadzhyan, A.A. Psikhologicheskaya adaptaciya. - M., 2010.
4. Osnovih pedagogicheskogo masterstva. Pedagogicheskiyj praktikum: ucheb. programma / sost. A.N. Nyudyurmagomedov [i dr.]. - Makhachkala, 2001.
5. Ananjev, B.G. Struktura individualjnogo razvitiya kak problema sovremennoyj pedagogicheskoyj antropologii. - M., 1980. - T. 2.
6. Mirzoev, Sh.A. Narodnaya pedagogika Dagestana. - Makhachkala, 1986.
Статья поступила в редакцию 22.04.13
УДК 378.147.88
Saifulina E.V. FORMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PROCESS WORKING OUT AND PERFORMANCE OF THE QUALIFYING WORK. In article necessity is proved and main principles of formation of innovative activity of students in the course of degree designing of products with application of an art embroidery are stated.
Key words: an innovation, traditional applied art, art embroidery, the qualifying thesis, graduate work.
Е.В. Сайфулина, аспирант, зав. каф. художественной вышивки, ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных
искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
В статье обоснована необходимость формирования инновационной деятельности студентов в процессе дипломного проектирования изделий в области традиционного прикладного искусства на примере художественной вышивки.
Ключевые слова: инновация, традиционное прикладное искусство, художественная вышивка, квалификационная дипломная работа.
Повышение качества образования в области традиционного прикладного искусства возможно только при условии развития в нем инновационных процессов. В настоящее время в профессиональной педагогике дается широкое определение понятию инновации.
Инновации - существенный элемент развития образования. Выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные смыслы и ценности реального (существующего) и идеального (мысленно конструируемого и идеализируемого) образовательного пространства. Инновации, по мнению ряда ученых, - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультур-ного пространства [1, с. 370].
Осмысление данного нами понятия продиктовано необходимостью найти своё понимание инновации относительно к рассматриваемой теме нашего исследования. Выбранная нами тема не случайна, поскольку, выполнение квалификационной выпускной работы включает в себя разработку новшеств в процессе самостоятельной работы. Взаимодействие студента и преподавателя в процессе разработки и выполнения дипломной работы включает в себя инновационные аспекты, результатом которых являются изделия, имеющие новые технологические и художественные решения.
Формирование инновационной деятельности студентов является одним из важнейших процессов подготовки специалиста в области традиционно прикладного искусства, готового к твор-
ческой профессиональной деятельности. Нельзя отрицать, что огромное влияние на художественную вышивку, которая при нашем обучении ориентирована только на уникальный ручной труд, как и на другие виды прикладного искусства, оказывает разнообразие стилей в одежде и обилие машинной вышивки в изделиях мировой высокой моды.
Как отмечает, в своей статье А.А. Николаева, важна грамотная и заинтересованная популяризация художественной вышивки [2]. На сегодняшний день Высшая школа народных искусств (институт) ставит своим приоритетом развитие непрерывного профессионального образования в области традиционно-прикладного искусства. На создание инновационных высокохудожественных изделий ориентированно дипломное проектирование, в разработке которого участвуют студенты и их научный руководитель. Немало важную роль в дипломном проектировании играет экспертная комиссия, которая включает в себя художников, модельеров, конструкторов и технологов. Научный руководитель и студенты учитывают их рекомендации, сделанные на просмотрах распределённые по этапам ведения работы: утверждения темы дипломной работы, чистового графического проекта, на начальном процессе выполнения дипломного изделия в материале. Только тесное взаимодействие специалистов позволит создавать новые высокохудожественные изделия, декорированные художественной вышивкой, с перспективами продвижения их на более высокий качественный уровень.
При этом новшества дипломной работы становится инновационной разработкой только после всего процесса выполнения. Она имеет научно-практическую и художественную ценность, несет в себе связь с традицией.
Выполнение дипломной работы в области художественной вышивки, по мнению Н.П. Божьевой, является результатом осмысления окружающего мира, в котором возникла потребность в создании новых своеобразных решений, построенных на основе творчества предыдущих поколений. Умение изучить и переосмыслить этот материал и найти такое решение, в котором традиционное получает совершенно новое, на сегодняшний день является главной задачей художника традиционно-прикладного искусства [3, с. 147].
Работа над дипломным проектом требует готовности обучаемых к творческой реализации полученных знаний, умений