Научная статья на тему 'Психическое выгорание как элемент системы профессионального развития личности'

Психическое выгорание как элемент системы профессионального развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
320
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / A SYNDROME OF MENTAL BURNING OUT / THE PERSON / A TRADE / PROFESSIONAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соломин В. И.

В статье рассматривается психическое выгорание как системное образование, представляющее собой элемент системы профессионального становления личности. Как результат определенного этапа профессионального становления, оно несет в себе все признаки характеризующий данный этап и систему профессионального становления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL BURNING OUT AS AN ELEMENT OF SYSTEM PROFESSIONAL PROGRESS OF THE PERSON

In given article mental burning out as the system formation representing an element of system of professional development of the person is considered. As result of the certain stage of professional development, it bears in itself all signs describing given stage and system of professional development as a whole.

Текст научной работы на тему «Психическое выгорание как элемент системы профессионального развития личности»

и навыков, а также помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

Одной из главных задач педагога является подготовка студентов к самостоятельной творческой деятельности.

В процессе исследования нами были выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие такую подготовку:

• мотивация студентов к инновационно-профессиональной деятельности;

• развитие творческого потенциала и инновационных способностей;

• развитие рефлексивного потенциала обучающихся.

Проблема мотивации деятельности студента рассматривается через создание идеи будущего дипломного изделия.

При отсутствии идейного смысла профессиональный труд будет лишен элементов креативности и инновационности. Следовательно, чтобы профессиональная направленность обучаемого была ориентирована на новшества, существенное значение имеет развитие мотивационного компонента в его учебной деятельности.

Мотивацию к творчеству и инновационной работе необходимо рассматривать с точки зрения потребности в новшествах, их восприятия, что определяет содержательную сторону направленности профессиональной деятельности.

Разработка новых колористических, технологических, композиционных решений для определённого вида вышивки в современных условиях ведётся на базе новых технологий проектирования. Они формируют в студенте: креативное мышление, способность к поиску новых идей и использованию возможностей их оптимальной реализации, способность к системному, прогностическому подходу к отбору и организации нововведений; способность быстро ориентироваться и определять допустимую степень риска; готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий; развитую способность к рефлексии, самоанализу.

Поиск инновационных идей включает в себя:

• анализ тенденций современной высокой моды;

• анализ литературы;

• анализ ранее разработанных проектов;

• сбор материала о технологических возможностях техники вышивки в отношении разрабатываемого изделия и его орнаментального решения;

Отбор идей происходит с учётом:

• оценки возможности практической реализации идеи;

• оценки степени технологической общности разработки без потери связи с традицией.

На данной стадии обязательно нужно обязательно рассчитать посильность будущей работы.

Реализация новшества состоит в следующем:

• разработка графического проекта;

• выполнение технологической зашивки;

• выполнение изделия в материале.

Библиографический список

Исходя из выше изложенного, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что организации инновационной деятельности студента должна основываться на логике научного познания студента. В процессе выполнения квалификационной дипломной работы студент должен, используя свой практический опыт, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

В процессе исследования нами было установлено, что реализация инновационной деятельности была отражена в дипломных работах студентов. Например, в работе Оленевой Т. для пальто, выполненного в технике «Владимирские верхошвы», была разработана уникальная фурнитура - пуговицы, расписанные в Мстёрской технике лаковой миниатюры. Хочется отметить, что выбор именно Мстёрской лаковой миниатюры был не случаен, поскольку это традиционный вид искусства для Владимирской области. Студенткой был проведён тщательный анализ характеристики данного письма, с учётом которой разработан чистовой графический проект композиции вышивки изделия и пуговиц, содержащих в себе основные элементы орнамента вышивки. При этом была сохранена традиционная стилистика письма Мстёры. В дальнейшем проводилась оценка практической реализации идеи, обеспеченной поддержкой специалистом лаковой миниатюры в лице заведующей кафедрой лаковой миниатюрной живописи. В результате получилось уникальное инновационное изделие, которое гармонично объединило в себе два вида декоративно-прикладного искусства.

Вторая дипломная работа Трифоновой Д. - пончо из черного шифона, вышитое по краю цветными шелковыми нитями в технике «Русская гладь», также представляет собой высокохудожественное инновационное изделие. Композиция вышивки разработана в стиле русского модерна и построена на основе растительного орнамента с использованием разнообразных элементов растений - цветов мака и василька, колосьев пшеницы. Студенткой был выполнен сбор материала о традиционной технологии выполнения русской глади, проведен анализ тенденций высокой моды и используемых в ней современных материалах. Выполнена технологическая зашивка элемента орнамента вышивки шелком по шифону. Разработан и выполнен чистовой графический проект.

Следует подчеркнуть, что использование современных материалов, составление сложного орнаментального и колористического решения в изделии, позволило расширить художественные возможности данной техники вышивки, которая традиционно выполняется на льне нитями мулине в тон ткани, с крупными растительными формами орнамента.

Итак, мы считаем, что формирование специалиста нового типа: исследователя, проектировщика, разработчика новых идей и технологий невозможно без внедрения инновации. Решение данной задачи требует разработки новых педагогических технологий в условиях высшего профессионального образования, которые способствуют формированию инновационного потенци-алаи профессиональному становлению будущих специалистов в области художественной вышивки.

1. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. - М., 1998. - Т. 1.

2. Николаева, А.А. Дипломное проектирование как завершающий этап профессиональной подготовки художника традиционного при-

кладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование: материалы XII Международной научно-практичю. конф. / род ред. М.Ю. Спириной. - СПб., 2007.

3. Божьева, Н.П. Русский орнамент в вышивке. Традиция и современность: учеб. пособие. - М., 2008.

Bibliography

1. Ehnciklopediya professionaljnogo obrazovaniya: v 3 t. / pod red. S.Ya. Batihsheva. - M., 1998. - T. 1.

2. Nikolaeva, A.A. Diplomnoe proektirovanie kak zavershayuthiyj ehtap professionaljnoyj podgotovki khudozhnika tradicionnogo prikladnogo

iskusstva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: materialih XII Mezhdunarodnoyj nauchno-praktichyu. konf. / rod red. M.Yu. Spirinoyj. - SPb., 2007.

3. Bozhjeva, N.P. Russkiyj ornament v vihshivke. Tradiciya i sovremennostj: ucheb. posobie. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 23.04.13

УДК 378

Solomin VI MENTAL BURNING OUT AS AN ELEMENT OF SYSTEM РROFESSЮNAL PROGRESS OF THE PERSON. In given article mental burning out as the system formation representing an element of system of professional development of the person is considered. As result of the certain stage of professional development, it bears in itself all signs describing given stage and system of professional development as a whole.

Key words: a syndrome of mental burning out, the person, a trade, professional progress.

В.И. Соломин, аспирант каф. психологии труда и клинической психологии ФГБОУ ВПО «Тверской гос. университет», г. Тверь, E-mail: [email protected]

ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается психическое выгорание как системное образование, представляющее собой элемент системы профессионального становления личности. Как результат определенного этапа профессионального становления, оно несет в себе все признаки характеризующий данный этап и систему профессионального становления в целом.

Ключевые слова: синдром психического выгорания, личность, профессия, профессиональное развитие.

Анализ выгорания как элемента системы профессионального развития предполагает рассмотрение роли и места выгорания в структуре указанного процесса, выявления функций выгорания, а также общих особенностей и специфики этого феномена в ряду родственных явлений. Проведение такого анализа невозможно без рассмотрения самого процесса профессионального развития личности, его структуры, этапов и механизмов развертывания. Проблема профессионального становления личности, как целостного процесса, так и отдельных его этапов, широко представлена в трудах отечественных и зарубежных ученых (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Т.В. Кудрявцев, Н.Н. Пряжников, D. Holland, F. Parsons, D. Super). При рассмотрении этой проблемы отчетливо просматривается две парадигмы ее решения.

Первая парадигма заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии, тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

Другая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной психологии. Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и ее изменении в ходе профессионального развития. Анализ отечественных и зарубежных подходов к проблеме профессионального развития личности в рамках второй парадигмы позволил нам сформировать системное представление об этом процессе. Опираясь на основные принципы системного подхода, мы рассматриваем профессиональное становление личности как систему, складывающуюся и отдельных компонентов, образующих некоторую динамическую структурно-уровневую композицию, которая сама является подсистемой более крупной системы - системы жизнедеятельности. В процессе жизнедеятельности личность решает большое количество общественных задач в различных сферах своей жизни - общественной, семейной, профессиональной и т.д. Профессиональное становление личности выступает как принятие для себя и решение общественной задачи. При этом существует разная степень отождествления себя с ролью профессионала - от полного совпадения до полного непринятия профессионального труда как социально одобряемого способа существования (нищие, уголовные элементы, бомжи) [1].

Профессиональное становление, таким образом, можно рассматривать как часть жизненного пути человека. Между жизненным путем человека и его профессиональным становлением могут существовать двусторонние взаимоотношения. С одной стороны профессиональное развитие детерминируется динамикой жизненных циклов, и формирование тех или иных подструктур профессионала тесно связано с возрастными периодами общего развития. С другой стороны, изменения, происходящие в ходе профессионального становления, могут перестраивать индивидуальный стиль жизни человека. Характер этих отношений может быть различный от оптимального их соотношения до отношений компенсации, которые проявляются в смещении активности субъекта на другие сферы жизнедеятельности в случае неуспеха в самореализации себя как профессионала.

Анализ работ по становлению личности профессионала позволяет рассматривать этот процесс на трех уровнях: личностном, индивидуальном и уровне субъекта деятельности.

Первый уровень предполагает рассмотрение формирования системы профессионально-важных качеств личности [2].

Индивидуально-психологический уровень предполагает конкретизацию предыдущего и проявляется в определении комплекса индивидуально-психологических характеристик человека, которые могут выступать как ПВК. Выделяют несколько подструктур индивидуальных качеств человека в этом плане: профессиональную мотивацию, профессиональную компетентность, профессиональные способности и профессиональное самосознание.

Таким образом, профессиональное становление охватывает все стороны личности, а также формы ее профессионального поведения, что наиболее отчетливо проявляется в стилевых особенностях деятельности.

Наконец, уровень профессионала как субъекта деятельности предполагает формирование в процессе профессионализации основных структурных компонентов деятельности - мотивации, цели, операционального состава, информационной основы и принятия решения [3, с. 52].

Процесс профессионального становления предполагает не только трансформацию внутренних характеристик самой личности под влиянием профессии, но и приспособление к факторам профессиональной среды. Следовательно, профессиональное становление личности, так или иначе, предполагает профессиональную адаптацию субъекта, которая включает в себя приспособление к требованиям и содержанию профессиональной деятельности (собственно профессиональная адаптация) и социально-психологическую адаптацию (приспособление к социальному контексту профессии) и психофизиологическую адаптацию (приспособление к условиям материальной среды). Профессиональная адаптация предполагает активный характер взаимоотношений между личностью и профессиональной средой. Это означает, что человек не только приспосабливается к профессии путем овладения нормативно-одобренным способом деятельности и принятием на себя ценностей, норм и других компонентов профессиональной деятельности, но и приспосабливает профессию к себе за счет творческого преобразования своего опыта. С этих позиций можно говорить о пассивной (собственно адаптивной) модели профессионального становления и активной (творческой). Реализация первой модели характерна для начальных этапов профессионального становления вплоть до полного овладения профессиональными требованиями. После этого возможен переход ко второй модели, когда субъект начинает вмешиваться в создание ситуации профессионального становления, изменяя ее требования и подчиняя себе. Обобщая можно сделать следующие выводы.

Во-первых, этапы профессионального становления тесно связаны с общим онтогенетическим развитием личности.

Во-вторых, механизмом, обуславливающим специфику профессионального развития и перехода из одной стадии в другую, являются профессиональные кризисы. Кризисный характер профессионального развития и его корреляция с общим развитием личности имеет большое значение в контексте решаемой нами проблемы. Профессиональное развитие, являясь частью общего развития личности, представляет собой довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Это означает, что на своем пути человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие профессиональной среды, которое приводит к появлению разного рода деформа-

ций и состояний, не только снижающих его профессиональные успехи, но негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадии профессионального развития [4].

Таким образом, становление личности профессионала как система компонентов, этапов и критериев может быть описана в контексте двух подсистем, отражающих разную степень полярности взаимоотношений профессии и личности. Первая подсистема, связанная с положительным взаимодействием личности и профессии, составляет стадию профессионализации. Вторая подсистема, характеризующая негативными последствиями профессионального развития личности, составляет стадию профессиональных деструкций. Данная стадия может иметь частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то его элемент при прогрессивном, в целом, развитии системы и ее эффективном функционировании. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Психическое выгорание представляет собой элемент подсистемы профессиональных деструкций, благодаря своему отрицательному влиянию на личность профессионала и показатели профессиональной деятельности. Вместе с тем, включение выгорания в состав данной подсистемы требует выявления общих особенностей, характерных для всех ее составляющих, с одной стороны, и определение отличительных признаков выгорания - с другой.

С нашей точки зрения, основное внимание необходимо уделить выяснению соотношений выгорания и профессиональной деформации личности. Основная причина обращения к взаимосвязи данных феноменов кроется в отсутствии единой точки зрения на понимание соотношения понятий «профессиональная деформация» и «психическое выгорание». Ряд исследователей склонны отождествлять эти понятия, рассматривая выгорание как частный случай проявления профессиональной деформации личности [5, с. 34]. В работах других авторов подчеркивается мысль о том, что это, хотя и сходные феномены, но имеющие разную природу.

Исследование профессиональной деформации личности как самостоятельного феномена представлено в отечественной психологии достаточно широко. Слово «деформация» происходит от латинского <^е^гта^о» и означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. По отношению к профессии, под деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. С этой точки зрения дефор-

Библиографический список

мация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Традиционное понимание профессиональной деформации связано с отрицательным влиянием профессии на психологические характеристики человека, затрудняющим его поведение в повседневной жизни и, в конечном итоге, способном снизить эффективность труда.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально, возникшие неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности и поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее, на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

При повторении ситуаций негативные состояния закрепляются и вытесняют позитивные качества, удельный вес которых уменьшается. Наступает устойчивое искажение конфигурации личностного профиля работника, что и является деформацией.

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.

Подводя итог, можно отметить, что психическое выгорание рассматривается нами как системное образование, представляющее собой элемент системы профессионального становления личности. Как результат определенного этапа профессионального становления, оно несет в себе все признаки характеризующий данный этап и систему профессионального становления в целом. По отношению к внутреннему содержанию системы профессионального становления, психическое выгорание является компонентом подсистемы профессиональной деструкции, отражающей негативное влияние профессиональной деятельности на личность. Как элемент указанной подсистемы, психическое выгорание имеет некоторое сходство с родственными феноменами, такими как профессиональная деформация, выражающееся во взаимосвязи их структурных составляющих и общей функциональной направленности. Вместе с тем, выгорание представляется относительно самостоятельным и независимым компонентом подсистемы профессиональной деструкции, имеющей свою специфику и отличительные особенности.

1. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М., 2009.

2. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж, 2006.

3. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений. - М., 2005.

4. Карпов, А.В. Методологические основы психологии принятия решений. - Ярославль, 2009.

5. Принцип развития в психологии / отв. ред. Л.И. Анцыферова. - М., 2008.

Bibliography

1. Povarenkov, Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professionaljnogo stanovleniya cheloveka. - M., 2009.

2. Klimov, E.A. Psikhologiya professionala. - M.; Voronezh, 2006.

3. Karpov, A.V. Psikhologiya prinyatiya upravlencheskikh resheniyj. - M., 2005.

4. Karpov, A.V. Metodologicheskie osnovih psikhologii prinyatiya resheniyj. - Yaroslavlj, 2009.

5. Princip razvitiya v psikhologii / otv. red. L.I. Ancihferova. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 22.04.13

УДК 378

Filimonyuk L.A., Shahnazarian A.G. THE FORMATION OF STUDENTS' PROJECT CULTURE THROUGH THE REALIZATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROJECTS. The given article is devoted to the process of formation of students' project culture through the realization of social and pedagogical projects. The content, stages, conditions and levels of the formation of project culture are defined.

Key words: project culture, social and pedagogical projection, pedagogical technology of the formation of students' project culture.

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук проф., Северо-Кавказский федеральный университет, Невинномысский гос. гуманитарно-технический институт, г. Ставрополь; А.Г. Шахназарян, аспирант каф. педагогики и психологии высшей школы Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.