Научная статья на тему 'Формирование инновационной деятельности студентов в процессе разработки и выполнения квалификационной дипломной работы'

Формирование инновационной деятельности студентов в процессе разработки и выполнения квалификационной дипломной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА / AN INNOVATION / TRADITIONAL APPLIED ART / ART EMBROIDERY / THE QUALIFYING THESIS / GRADUATE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфулина Е. В.

В статье обоснована необходимость формирования инновационной деятельности студентов в процессе дипломного проектирования изделий в области традиционного прикладного искусства на примере художественной вышивки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PROCESS WORKING OUT AND PERFORMANCE OF THE QUALIFYING WORK

In article necessity is proved and main principles of formation of innovative activity of students in the course of degree designing of products with application of an art embroidery are stated.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной деятельности студентов в процессе разработки и выполнения квалификационной дипломной работы»

Bibliography

1. Kuchinskaya, G.M. Sposobnosti, odarennostj i talant uchitelya. - M., 1985.

2. Usova, A.V. Formirovanie u uchathikhsya uchebnihkh umeniyj. - M., 1987.

3. Nalchadzhyan, A.A. Psikhologicheskaya adaptaciya. - M., 2010.

4. Osnovih pedagogicheskogo masterstva. Pedagogicheskiyj praktikum: ucheb. programma / sost. A.N. Nyudyurmagomedov [i dr.]. - Makhachkala, 2001.

5. Ananjev, B.G. Struktura individualjnogo razvitiya kak problema sovremennoyj pedagogicheskoyj antropologii. - M., 1980. - T. 2.

6. Mirzoev, Sh.A. Narodnaya pedagogika Dagestana. - Makhachkala, 1986.

Статья поступила в редакцию 22.04.13

УДК 378.147.88

Saifulina E.V. FORMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PROCESS WORKING OUT AND PERFORMANCE OF THE QUALIFYING WORK. In article necessity is proved and main principles of formation of innovative activity of students in the course of degree designing of products with application of an art embroidery are stated.

Key words: an innovation, traditional applied art, art embroidery, the qualifying thesis, graduate work.

Е.В. Сайфулина, аспирант, зав. каф. художественной вышивки, ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных

искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: saifulinaelena@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

В статье обоснована необходимость формирования инновационной деятельности студентов в процессе дипломного проектирования изделий в области традиционного прикладного искусства на примере художественной вышивки.

Ключевые слова: инновация, традиционное прикладное искусство, художественная вышивка, квалификационная дипломная работа.

Повышение качества образования в области традиционного прикладного искусства возможно только при условии развития в нем инновационных процессов. В настоящее время в профессиональной педагогике дается широкое определение понятию инновации.

Инновации - существенный элемент развития образования. Выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные смыслы и ценности реального (существующего) и идеального (мысленно конструируемого и идеализируемого) образовательного пространства. Инновации, по мнению ряда ученых, - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультур-ного пространства [1, с. 370].

Осмысление данного нами понятия продиктовано необходимостью найти своё понимание инновации относительно к рассматриваемой теме нашего исследования. Выбранная нами тема не случайна, поскольку, выполнение квалификационной выпускной работы включает в себя разработку новшеств в процессе самостоятельной работы. Взаимодействие студента и преподавателя в процессе разработки и выполнения дипломной работы включает в себя инновационные аспекты, результатом которых являются изделия, имеющие новые технологические и художественные решения.

Формирование инновационной деятельности студентов является одним из важнейших процессов подготовки специалиста в области традиционно прикладного искусства, готового к твор-

ческой профессиональной деятельности. Нельзя отрицать, что огромное влияние на художественную вышивку, которая при нашем обучении ориентирована только на уникальный ручной труд, как и на другие виды прикладного искусства, оказывает разнообразие стилей в одежде и обилие машинной вышивки в изделиях мировой высокой моды.

Как отмечает, в своей статье А.А. Николаева, важна грамотная и заинтересованная популяризация художественной вышивки [2]. На сегодняшний день Высшая школа народных искусств (институт) ставит своим приоритетом развитие непрерывного профессионального образования в области традиционно-прикладного искусства. На создание инновационных высокохудожественных изделий ориентированно дипломное проектирование, в разработке которого участвуют студенты и их научный руководитель. Немало важную роль в дипломном проектировании играет экспертная комиссия, которая включает в себя художников, модельеров, конструкторов и технологов. Научный руководитель и студенты учитывают их рекомендации, сделанные на просмотрах распределённые по этапам ведения работы: утверждения темы дипломной работы, чистового графического проекта, на начальном процессе выполнения дипломного изделия в материале. Только тесное взаимодействие специалистов позволит создавать новые высокохудожественные изделия, декорированные художественной вышивкой, с перспективами продвижения их на более высокий качественный уровень.

При этом новшества дипломной работы становится инновационной разработкой только после всего процесса выполнения. Она имеет научно-практическую и художественную ценность, несет в себе связь с традицией.

Выполнение дипломной работы в области художественной вышивки, по мнению Н.П. Божьевой, является результатом осмысления окружающего мира, в котором возникла потребность в создании новых своеобразных решений, построенных на основе творчества предыдущих поколений. Умение изучить и переосмыслить этот материал и найти такое решение, в котором традиционное получает совершенно новое, на сегодняшний день является главной задачей художника традиционно-прикладного искусства [3, с. 147].

Работа над дипломным проектом требует готовности обучаемых к творческой реализации полученных знаний, умений

и навыков, а также помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

Одной из главных задач педагога является подготовка студентов к самостоятельной творческой деятельности.

В процессе исследования нами были выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие такую подготовку:

• мотивация студентов к инновационно-профессиональной деятельности;

• развитие творческого потенциала и инновационных способностей;

• развитие рефлексивного потенциала обучающихся.

Проблема мотивации деятельности студента рассматривается через создание идеи будущего дипломного изделия.

При отсутствии идейного смысла профессиональный труд будет лишен элементов креативности и инновационности. Следовательно, чтобы профессиональная направленность обучаемого была ориентирована на новшества, существенное значение имеет развитие мотивационного компонента в его учебной деятельности.

Мотивацию к творчеству и инновационной работе необходимо рассматривать с точки зрения потребности в новшествах, их восприятия, что определяет содержательную сторону направленности профессиональной деятельности.

Разработка новых колористических, технологических, композиционных решений для определённого вида вышивки в современных условиях ведётся на базе новых технологий проектирования. Они формируют в студенте: креативное мышление, способность к поиску новых идей и использованию возможностей их оптимальной реализации, способность к системному, прогностическому подходу к отбору и организации нововведений; способность быстро ориентироваться и определять допустимую степень риска; готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий; развитую способность к рефлексии, самоанализу.

Поиск инновационных идей включает в себя:

• анализ тенденций современной высокой моды;

• анализ литературы;

• анализ ранее разработанных проектов;

• сбор материала о технологических возможностях техники вышивки в отношении разрабатываемого изделия и его орнаментального решения;

Отбор идей происходит с учётом:

• оценки возможности практической реализации идеи;

• оценки степени технологической общности разработки без потери связи с традицией.

На данной стадии обязательно нужно обязательно рассчитать посильность будущей работы.

Реализация новшества состоит в следующем:

• разработка графического проекта;

• выполнение технологической зашивки;

• выполнение изделия в материале.

Библиографический список

Исходя из выше изложенного, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что организации инновационной деятельности студента должна основываться на логике научного познания студента. В процессе выполнения квалификационной дипломной работы студент должен, используя свой практический опыт, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

В процессе исследования нами было установлено, что реализация инновационной деятельности была отражена в дипломных работах студентов. Например, в работе Оленевой Т. для пальто, выполненного в технике «Владимирские верхошвы», была разработана уникальная фурнитура - пуговицы, расписанные в Мстёрской технике лаковой миниатюры. Хочется отметить, что выбор именно Мстёрской лаковой миниатюры был не случаен, поскольку это традиционный вид искусства для Владимирской области. Студенткой был проведён тщательный анализ характеристики данного письма, с учётом которой разработан чистовой графический проект композиции вышивки изделия и пуговиц, содержащих в себе основные элементы орнамента вышивки. При этом была сохранена традиционная стилистика письма Мстёры. В дальнейшем проводилась оценка практической реализации идеи, обеспеченной поддержкой специалистом лаковой миниатюры в лице заведующей кафедрой лаковой миниатюрной живописи. В результате получилось уникальное инновационное изделие, которое гармонично объединило в себе два вида декоративно-прикладного искусства.

Вторая дипломная работа Трифоновой Д. - пончо из черного шифона, вышитое по краю цветными шелковыми нитями в технике «Русская гладь», также представляет собой высокохудожественное инновационное изделие. Композиция вышивки разработана в стиле русского модерна и построена на основе растительного орнамента с использованием разнообразных элементов растений - цветов мака и василька, колосьев пшеницы. Студенткой был выполнен сбор материала о традиционной технологии выполнения русской глади, проведен анализ тенденций высокой моды и используемых в ней современных материалах. Выполнена технологическая зашивка элемента орнамента вышивки шелком по шифону. Разработан и выполнен чистовой графический проект.

Следует подчеркнуть, что использование современных материалов, составление сложного орнаментального и колористического решения в изделии, позволило расширить художественные возможности данной техники вышивки, которая традиционно выполняется на льне нитями мулине в тон ткани, с крупными растительными формами орнамента.

Итак, мы считаем, что формирование специалиста нового типа: исследователя, проектировщика, разработчика новых идей и технологий невозможно без внедрения инновации. Решение данной задачи требует разработки новых педагогических технологий в условиях высшего профессионального образования, которые способствуют формированию инновационного потенци-алаи профессиональному становлению будущих специалистов в области художественной вышивки.

1. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. I под ред. С.Я. Батышева. - М., 1998. - Т. 1.

2. Николаева, А.А. Дипломное проектирование как завершающий этап профессиональной подготовки художника традиционного при-

кладного искусства II Традиционное прикладное искусство и образование: материалы XII Международной научно-практичю. конф. I род ред. М.Ю. Спириной. - СПб., 2007.

3. Божьева, Н.П. Русский орнамент в вышивке. Традиция и современность: учеб. пособие. - М., 2008.

Bibliography

1. Ehnciklopediya professionaljnogo obrazovaniya: v 3 t. I pod red. S.Ya. Batihsheva. - M., 1998. - T. 1.

2. Nikolaeva, A.A. Diplomnoe proektirovanie kak zavershayuthiyj ehtap professionaljnoyj podgotovki khudozhnika tradicionnogo prikladnogo

iskusstva II Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: materialih XII Mezhdunarodnoyj nauchno-praktichyu. konf. I rod red. M.Yu. Spirinoyj. - SPb., 2007.

3. Bozhjeva, N.P. Russkiyj ornament v vihshivke. Tradiciya i sovremennostj: ucheb. posobie. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 23.04.13

УДК 378

Solomin VI. MENTAL BURNING OUT AS AN ELEMENT OF SYSTEM РROFESSIONAL PROGRESS OF THE PERSON. In given article mental burning out as the system formation representing an element of system of professional development of the person is considered. As result of the certain stage of professional development, it bears in itself all signs describing given stage and system of professional development as a whole.

Key words: a syndrome of mental burning out, the person, a trade, professional progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.