Научная статья на тему 'Начальный этап обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи в художественном вузе'

Начальный этап обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи в художественном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОПИСЬ / ТРАДИЦИЯ / НОВГОРОДСКАЯ И СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ / МСТЁРСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРНАЯ ЖИВОПИСЬ / "ПРОРИСЬ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Н.А.

В статье рассмотрен начальный этап обучения мастерству мстёрской лаковой миниатюрной живописи на I курсе в Высшей школе народных искусств (институт). Главной целью программы «Производственное обучение» на I курсе является изучение технологических приёмов лаковой миниатюрной живописи и освоение техники красно-чёрного рисунка («прорись») на основе иконописных традиций новгородского и строгановского письма. Овладение данной техникой послужит в дальнейшем основой для самостоятельного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальный этап обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи в художественном вузе»

Кротова Н.А.

Высшая школа народных искусств

Начальный этап обучения мстёрской лаковой миниатюрной

живописи в художественном вузе

Высшая школа народных искусств (институт) - единственное в России государственное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов по конкретным видам традиционного прикладного искусства - художественной вышивке, художественному кружевоплетению, косторезному искусству, лаковой миниатюрной живописи Палеха, Холуя, Мстёры и другим.

Обучение мастерству на кафедре «Лаковая миниатюрная живопись» начинается с изучения технологических приёмов мстёрской лаковой миниатюрной живописи на основе иконописных традиций новгородского и строгановского письма. Одновременно с производственным обучением студенты изучают дисциплины «Основы композиции» и «Проектирование», где приобретают навыки композиционных и колористических решений, а также расширяют общехудожественный кругозор.

Программа учебной дисциплины «Производственное обучение» для высшего профессионального образования ставит своей целью подготовку высококвалифицированного специалиста художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Строится она по принципу «от простого к сложному». На первом и втором курах студенты изучают и осваивают отдельные элементы древнерусской живописи и технику их рисунка. На третьем курсе процесс обучения строится на копировании работ основоположников и ведущих мастеров мстёрской лаковой миниатюрной живописи. На четвёртом и пятом курсах студенты выполняют работы по творческим проектам, выполненным на занятиях по проектированию. Шестой курс является заключительным, где они занимаются только разработкой проекта дипломной работы и выполнением изделия в материале.

В данной статье будет рассмотрен начальный этап обучения мастерству мстёрской лаковой миниатюрной живописи на первом курсе в Высшей школе народных искусств (институт). Программа первого курса включает в себя копирование орнаментов,

иконографических элементов пейзажа, ликов и фигур на основе новгородской и строгановской школ иконописи1.

На протяжении первого курса студенты изучают технику красно-чёрного рисунка («прорись»). Учебные работы выполняются на бумаге карандашом, с последующей тонкой прорисовкой острой кистью в два цвета - чёрной и красной краской (сажа и киноварь, также вместо сажи можно использовать умбру). Перед студентами ставится задача овладения тончайшим кистевым рисунком. Осваивая технические приёмы красно-чёрного рисунка, студенты закладывают ту базу знаний и умений, которые впоследствии они будут развивать, и совершенствовать, работая уже цветом. Технологический процесс исполнения состоит из нескольких этапов: подготовительный рисунок, чистовой рисунок, калькирование, выполнение копируемого элемента цветом в два тона - красным (условная передача света) и чёрным (передача тени). Образцами служат книги с репродукциями икон, а также оригиналы основоположников лаковой миниатюрной живописи, в которых чётко просматривается графическое исполнение рисунка2.

Выполнение первых заданий начинается с копирования орнаментов - от простых, состоящих из горизонтальных и вертикальных линий, к более сложным геометрическим, растительным и иконографическим. Также студенты копируют традиционный мстёрский орнамент с работ основоположников мстёрской лаковой миниатюрной живописи - Е.В. Юрина, М.А. Култышовой, В.С. Корсаковой.

Постепенно задания усложняются: студенты переходят к копированию традиционных элементов пейзажа - деревьев, гор, архитектуры, воды; затем изучают различные приёмы изображения животных, головы и фигуры человека в новгородском и строгановском стилях иконописи.

Горы в новгородском стиле обычно трактуются крупными уступами и лещадками, на которых располагаются кремешки разнообразных форм - прямоугольные, ромбовидные, треугольные. Верхушки гор в большинстве случаев заканчиваются условными завитками. Почти

1 Возможно использование не только новгородской иконографии 15-17 вв., но и других иконописных школ, соответствующих стилевой манере новгородской классической иконописи, например, ранней ростово-суздальской, псковской, тверской. Условно понимается и понятие «строгановского» стиля, которое может включать образцы иконописи как собственно строгановских мастерских, так и ярославской, ростовской, костромской, мастеров Оружейной палаты 17-18 вв. (прим. автора)

2 Основой в обучении мастерству мстёрской лаковой миниатюрной живописи служит книга-альбом Н.М. Зиновьева «Стилистические традиции искусства Палеха», в которой собраны и показаны отдельные элементы древнерусской живописи, а также раскрыты принципы и методы творчества старых мастеров. (прим. автора)

всегда в нижней части гор размещаются пещеры, часто по горам располагаются травы и деревья. Горы в строгановской живописи состоят из мелких уступов и лещадок, наружные контуры их как бы изрезаны на мелкие частицы. Пещеры встречаются редко, на лещадках нет резких, отдельно наложенных кремешков, нет и завитков на верхушках. Существенная разница с новгородскими горами и в условной передаче объёма, на теневых сторонах наносятся тени в несколько тонов, вливающихся друг в друга, которые достигают значительной силы. Лещадки гор не разбиваются на отдельные кремешки, а сохраняется их общая фактура. Горы обильно украшаются цветами и травами, отличаются от новгородских раздробленностью общих контуров.

При копировании рисунка «горки» студент должен чётко знать и понимать существенные особенности этих стилей, их различие, знать индивидуальные особенности иконографического исполнения «горки» того и другого стиля.

Растительность в строгановской иконописи занимает значительное место, если новгородские деревья имеют условную веерообразную и округлую форму, а также утолщение в стволе к корням, то строгановские - ближе к натуре, разнообразнее и детальнее разработаны. В своём построении они также декоративны, но в них чаще используются реалистические формы деревьев.

Изображение палат в новгородской живописи также отличается от строгановской. Они всегда просты, гармоничны в пропорциях, формы и силуэты красивы и разнообразны. Проста и красива вся палатная обстановка: столы, сиденья, подножья, подставки, перекидные занавеси и орнаментальные украшения, тогда как строгановские палаты отличаются сложностью, детальностью в исполнении и многоплановостью. Помимо основного здания обычно имеется ещё множество второстепенных построек разных форм, башен, беседок. Постройки украшены богатыми орнаментальными узорами.

В копировании изображения палат важной задачей является передача пропорциональных соотношений в архитектуре и точность в соблюдении характерных особенностей архитектурного декора того или иного иконописного стиля. Особенно важно соблюсти все вертикальные и горизонтальные линии с необходимой точностью и выразительностью без применения линейки или другого чертёжного инструмента. Работая цветом в технике «прорись» студенты должны уметь с помощью подставки кистью провести прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные).

Волна в новгородской иконописи изображается волнообразными параллельными линиями. В строгановской - она представляет собой сплошные спиралевидные завитки. Основная трудность в выполнении задания - изобразить закругляющуюся линию-завиток так, чтобы она была не рваная и «не мятая».

Изображение животных, а именно, коней в новгородской иконописи более лаконичное, в отличие от строгановской, где кони по формам одутловатые и полноватые, но вместе с этим их полнота очень красива, изящны повороты головы и тонкие ноги. Гривы и хвосты расписываются очень тонко и деликатно.

При выполнении рисунка коня студент должен точно передать его характерные черты и детали в соответствии с образцом, а также передать стилевые особенности.

В копировании рисунка иконографии головы и лика главной целью является соблюдение пропорций и «портретной» характеристики изображаемого персонажа, также важно правильное поэтапное ведение работы (от общего к частному: построение, пропорции, общие черты, детализация, прорисовка). В новгородской иконописи в изображении головы присутствует чёткость и простота контура монументального силуэта, строгость выражения, условность линий лица и волос. В изображении лика проста и точна опись глаз, бровей, носа, рта. С особой силой и мягкостью наносятся красным цветом пробелы, которые придают ощущение объёма и подчёркивают выражение лица.

Лики в строгановской иконописи менее условны, чем в новгородской. Для них характерна тонкая и изящная проработка деталей головы, мелкая пропись волос, а также богатые орнаментальные украшения головных уборов. Работая над иконографией головы и лика, студент должен овладеть приёмом «расчёсывания» волос, бороды и усов.

В изображении фигуры человека в новгородской живописи прослеживается строгий графический рисунок рук, ног и тела. Им свойственна удлиненность пропорций и стройность, монументальность и простота контуров силуэта, простая графическая роспись одежд прямыми линиями, приближающимися к параллельным, и прямолинейный пробел. Строгость выражения лица передаётся световыми движками (отметками). Изображение фигур наполнено глубоким внутренним содержанием: одни выражают смирение и благолепие, другие богатырское величие, третьи - одухотворённость, задумчивость, скорбь, радость, человеческое благородство.

Фигуры человека в строгановской живописи стройны, тонки и изящны. Имеют сильно удлиненные, против натуры, пропорции, сложный контур силуэта. Зачастую одеты в богатые одежды. Контуры и роспись фигур очень тонки, с множеством мельчайших складок.

При копировании главной целью задания является выполнение копии с изменением исходного размера, с точным соблюдением пропорций, ракурса и движения. При этом важно соблюдать анатомические пропорции фигуры человека и пропорции иконографической стилизованной фигуры на образце, а также не забывать о композиционном расположении рисунка на листе и соблюдении правильной поэтапности ведения работы (от общего к частному).

Этим заданием завершается курс изучения техники «прорись» (красно-чёрного рисунка) традиционных элементов древнерусской живописи на основе новгородской и строгановской

30

иконописных школ. Данный комплекс образцов является обязательным минимумом для студентов на первом курсе. Он даёт значительный объём знаний и навыков, которые необходимы для дальнейшего продолжения изучения технических приёмов письма мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

Таким образом, данные задания служат важной основой в приобретении мастерства мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Работы, выполненные в технике чёрно-красного рисунка, раскрывают преемственность иконописи от древнерусских традиций, показывают их органическую связь, как по внутреннему содержанию, так и по форме. Они свидетельствуют о том, что благодаря именно этой связи, в иконописи и появилась самостоятельность, рождающая развитие новых форм. Бережное отношение к традициям, их глубокое изучение необходимы для сохранения основного художественного строя лакового миниатюрного искусства Мстёры. Копирование данных образцов способствует уверенному овладению стилем, приёмами и техникой древнерусской живописи, послужит основой для самостоятельного творчества студентов.

Список литературы

1. Дмитриев Н.Г. Мстёра рукотворная. Л.: Художник РСФСР, 1986.- 440 с.

2. ЗиновьевН. М. Искусство Палеха. Л.: Искусство, 1981.- 244 с.

3. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. - Л: Художник РСФСР, 1981.

- 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.