С.Ю. Камнева,
Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)
Исторические предпосылки становления высшего профессионального
образования будущих художников в области художественной вышивки
Народные художественные промыслы России, возникшие в доисторические времена как крестьянское искусство, сегодня превратились в мощный пласт народной прикладной художественной культуры, который необходимо рассматривать как самоценное искусство, являющееся не просто средством воспитания, что также очень важно, но и базой развития личности, ее образования, в том числе и профессионального. «Художественно-стилистические традиции могут, а в большинстве видов народного декоративно-прикладного искусства должны развиваться во времени, эволюционировать в соответствии с требованиями рынка и, естественно, общественного вкуса, современной моды» [6, с. 4].
По мнению В.Ф. Максимович, судьба каждого центра ценнейшей отрасли национальной художественной промышленности - народных художественных промыслов - сегодня полностью зависит от молодых профессиональных художников - выпускников профессиональных учебных заведений (начальных и средних) народного декоративно-прикладного искусства, которых в свою очередь ещё в школьном возрасте необходимо профессионально ориентировать на их будущую профессию. [6, с. 9].
«Создание непрерывной многоуровневой системы профессионального образования в традиционно-прикладном искусстве является главным направлением учебного заведения нового типа - «Высшей школы народных искусств (института)». Необходимым условием является разработка содержания обучения на каждом этапе непрерывной системы образования.
Многоуровневая образовательная система базируется на историческом опыте отечественной художественной педагогики, развитии традиций
прикладного искусства, изучении истории отдельных конкретных направлений в традиционном прикладном искусстве, коллективности художественно -творческой деятельности, преемственности поколений, применении ручного труда в работе исключительно с природными (натуральными) материалами» [9, с.23].
Это важное рассуждение В.Ф.Максимович об обновлении содержания профессионального обучения в традиционном прикладном искусстве требует внимательного анализа.
Таким образом, в этих постулатах говорится:
- во-первых, о том, что решение современных проблем профессионального образования в традиционном прикладном искусстве, в частности, в области художественной вышивки, невозможно без исторической реконструкции художественно-творческой деятельности, без изучения художественной культуры ручного труда;
- во-вторых, необходимой составляющей творческого образовательного пространства в системе непрерывного профессионального образования должна являться мотивационно-личностная заинтересованность обучающихся;
- в-третьих, разработка содержания обучения на каждом этапе непрерывной системы образования должна осуществляться с учетом анализа исследования по теории и методике профессионального образования.
Научный подход, предложенный И. Кантом, - историческая реконструкция, представляет собой историко - систематическое изложение материала. [5]. Таким образом, решение современных проблем высшего профессионального образования в области художественной вышивки невозможно без исторического анализа основных направлений художественной культуры ручного труда.
Следует отметить, что в ходе изучения трудов Академии художеств было установлено, что до периода правления Петра I в России не было четкого разделения между художественным творчеством и ремеслом, искусство было и прикладным, и декоративным как по назначению, так и по его роли в жизни общества и человека [17].
В своих работах о русской академической школе декоративно-прикладного
25
искусства в конце XVIII - первой половине XIX века И.А. Пронина пишет, что в истории развития русской школы декоративно-прикладного искусства можно отметить два принципиально отличающихся друг от друга способа обучения художников: традиционный - индивидуальное ученичество у мастеров, что было типично для народного искусства, и профессиональную академическую систему, основы которой в России закладывались с начала XVIII века [15].
В Академии художеств происходило становление профессиональной школы декоративно-прикладного искусства, которое предполагало обучение по определенным программам и методике [15].
«Итак, четко разработанное соотношение теории и практики в педагогической системе Академии художеств XVIII века обеспечило подготовку художников, которые умели не только проектировать, но и практически выполнять вещи, учитывая при этом специфические законы декоративно-прикладного искусства. Методические требования, предъявляемые в Академии к ученикам, - знание специфики того или иного вида декоративно-прикладного мастерства, свойств материала, требование чистоты и тщательности отделки при воплощении замысла» [15, с. 21].
Изучение архивных документов Академии художеств СССР показало, что теоретический курс общеобразовательных наук - грамматика, чистописание, арифметика, рисование - преподавался совместно с ежедневными двухчасовыми «практическими занятиями по мастерствам» [17, с. 201]. В специальных мастерских господствовал метод наглядного практического обучения.
Согласно мнению В.С. Воронова, вышивка, относящаяся к проявлениям живописной и графической культуры крестьянского искусства, представляет непревзойденные образцы гениальных композиций и что «... все удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и совершенствовалось, случайное, бесталанное и надуманное - отпадало и исчезало. Народный стиль слагается из разнообразных близких по общим художественным принципам, по различному достигнутому формальному художественному выражению особенностей,
присущих месту, времени, материалу, вкусу» [2, с. 5].
26
Следует отметить, что художественной вышивке были посвящены труды известного общественного деятеля, художественного критика и историка искусства В.В. Стасова. В 1872 году ученый возглавил создание и издание альбома образцов народной вышивки, кружева и ткачества. Альбом явился прекрасным источником для изучения русской вышивки, что стало первым исследованием в истории отечественной науки. Стасов заложил основу понимания художественных образов, региональных стилистических особенностей, исторической и художественной ценности вышивки.
Так, В.В. Стасов полагал, что: «Осваивая истоки национальной культуры, передовая общественность того времени предприняла значительные усилия по сбору, изучению и осмыслению большого количества памятников, среди которых вышивка привлекала и своей уникальной художественной выразительностью, и загадочной символикой» [3, с. 179].
В процессе исторического анализа состояния художественной вышивки было установлено, что, во-первых, многочисленные способы вышивки придавали ткани узорное строение и фактуру, ткань превращалась в узорчатую поверхность, а искусство вышивки требовало внимания и усидчивости, терпения и трудолюбия. Так, вышивки разных районов отличались по приемам выполнения, выбору материала, по характеру орнамента, по стилистическим композиционным особенностям. Во-вторых, они были специально превращены в некий орнаментальный знак, что придавало лаконичную выразительность и особый смысл. Таким образом, существовали особенные темы орнамента, где любая тема превращалась в орнаментальный мотив, видоизменяя изображение и стилизуя в соответствии с техникой вышивки.
Изучение архивных документов Академии художеств показало, что в
обособленных друг от друга частных и государственных школах первой половины
XIX столетия стали складываться рожденные новыми потребностями времени
свои особенности специального ученичества. Все это способствовало
формированию новой профессиональной системы обучения декоративному
мастерству и оказывало влияние на специфику развития декоративного
искусства. Благодаря влиянию русской профессиональной школы на творчество
27
народных мастеров в местных центрах уже в XVIII веке стал формироваться своеобразный слой народной культуры, заметно приобретавший специфичность, особенно по мере распространения воздействия академической школы. Так, уже в первой половине XIX столетия в русском декоративном искусстве отчетливо появился особый художественный слой народной культуры, отразивший сложный процесс взаимовлияния приемов и принципов профессиональной школы и канонов народного творчества [7].
В своей статье «Макрокосм в микрокосме народного искусства» академик Б.А. Рыбаков подчеркивал, что народное искусство несет в себе отголоски тысячелетней истории народа, что народная культура, «создавая новое, редко забывает старое» [16].
Труды И.Я. Богуславской внесли значительный вклад в изучение орнамента русской вышивки. Проанализировав многообразие вариантов мотивов древних вышивок, она выделила стилистическое и художественное различие и выявила группы произведений, в которых формы древнего изображения сохраняются, видоизменяются или «содержат элементы бытового характера»[1, с. 182].
Работы Г.С. Масловой явились результатом обобщений, накопленных за многие годы, и стали в этой сфере фундаментальными. Она изучила традиционные орнаменты, рассмотрела великое множество их видов и типов, придавая большое значение этого искусства в жизни народа [7].
Следует подчеркнуть, что академик Российской Академии художеств М.А. Некрасова посвятила свои исследования проблемам и вопросам существования народного искусства и вышивке, как «части духовной культуры народа», осмысливая «его место в культуре не только прошлого, но и настоящего, как части целостного гуманитарного мира» [8, с.183]. «Русская крестьянская вышивка очень многообразна. Каждое произведение неповторимо оригинально. В нем запечатлено искусство создателя и художественный опыт многих поколений» [3, с. 137].
М.А. Некрасова считает: «Культура народного художественного промысла
генетически восходит к местной традиции края. Ее сохраняет и развивает
коллектив на основе творческого метода варьирования и художественных
28
принципов народного искусства, импровизациях на их основе» [8, с. 61].
Решение современных проблем высшего профессионального образования в традиционном прикладном искусстве невозможно без исторического анализа. В истории российской педагогики особое место всегда занимали идеи трудового и профессионального обучения, передача опыта от одного поколения к другому.
Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании, предложенный Э.Ф. Зеером, предполагает: создание для всех участников профессионально-образовательного процесса; внедрение современных педагогических и психологических технологий развития личности; обеспечение мониторинга и оперативной диагностики; организацию учебной
пространственной среды, предусматривающей создание учебно-производственных мастерских, лабораторий и др.; коррекцию профессионального самоопределения личности [4].
Профессиональное образование представляет собой прогрессивную линию движения человека, процесс развития талантов и способностей личности, стремление к совершенствованию интеллекта через реализацию собственных умений и навыков, способность приобретать и систематизировать знания и, как результат, адаптацию к социальным и технологическим изменениям. Парадигма современного образования характеризуется изменением содержания профессионального обучения будущих художников, расширением рамок их подготовки и общекультурного кругозора, развитием профессиональной культуры [18].
Некоторые ученые считают, что в настоящее время профессиональная
деятельность людей практически во всех областях насыщается над-
профессиональными компонентами - умениями интерпретации и анализа
результатов, владением иностранными языками, пользованием базами данных
компьютером и т. д., что относится к общеобразовательной подготовке.
Так, А.В. Коржуев, В.А. Попков считают, что профессиональная школа будет все
больше, очевидно, нести на себе функции продолжения общего образования
молодежи. В своих исследованиях они рассматривали исторические,
29
методологические и содержательные проблемы в высшей школе, в том числе пытались ответить на вопрос, является ли общее и профессиональное образование альтернативной друг другу в современных условиях. Ученые отмечают, что в научной литературе все чаще звучат мнения о целесообразности «общего высшего образования», «общего профессионального образования» и эта тенденция может сильно изменить требования к образованию молодежи и взрослого населения. Мы согласны с позицией авторов, что «.задача образовательных учреждений не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию на том или ином уровне, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки у постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых и новых специальностей и квалификаций» [14, с. 137]
Личностно-ориентированное образование, предложенное Э.Ф. Зеером, которое является важным фактором обновления высшего профессионального образования, «основывается на взаимодействии обучающихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности, самореализации себя, ядром этой системы образования провозглашается личность обучающегося» [4, с. 129].
На данный момент профессиональная подготовка претерпевает ряд сложностей и затруднений: не всегда учитывается специфика организации образовательного процесса при коррекции образовательных программ; отсутствуют учебники и учебно-методическая литература в области художественной вышивки; цель развития проектной культуры студентов практически не ставится, а учебная деятельность по форме и содержанию не создает условия для этого.
Особое место в изучении теории и практики образовательных систем принадлежит В.И. Панову [13]. Научный подход автора к непрерывному образованию заключается в том, что, по его мнению, необходимо смещение акцента с парадигмы традиционного обучения на образовательные парадигмы, которые должны быть ориентированы:
- во-первых, на конструирование способов получения новых знаний, то есть,
30
тех знаний, которых нет в субъективном опыте обучающегося, но которые необходимы ему для решения поставленной перед ним задачи и/или преодоления вставшей перед ним проблемной ситуации, причем не только учебной, но и социальной. Поэтому в последние десятилетия в России (как, впрочем, и в других развитых странах) происходит переход от традиционных технологий обучения репродуктивного типа к образовательным технологиям развивающего типа, для которых характерно использование предметных знаний и умений в качестве средства развития познавательных и социальных способностей обучающихся посредством актуализации творческого потенциала педагога и обучающегося;
- во-вторых, на формирование способностей не только познавательных, но и коммуникативных, с одной стороны, а с другой - на развитие в ходе обучения не только интеллектуальной, но и других сфер сознания обучающегося: эмоциональной, личностной, духовно-нравственной и, конечно же, телесной (соматопсихической), выражающей состояние здоровья обучающегося. Поэтому во всем мире, и в России в том числе, наблюдается акцентированное внимание к личностно-ориентированным технологиям обучения и воспитания подрастающего поколения, а также к тенденции перехода от развивающего обучения к развивающему образованию;
- в-третьих, на развитие потребности в непрерывном образовании и самообразовании, основу которых составляют экономные образовательные технологии, «сквозные» для разных ступеней и этапов обучения и потому экономящие время и силы обучающихся на освоение учебных предметов. Принципиально важно, что экономия в данном случае должна осуществляться не за счет сокращения объема знаний и умений, а за счет применения образовательных технологий развивающего типа и указанных «сквозных» учебных программ;
- в-четвертых, на развитие рефлексивной сферы сознания и мышления
обучающихся, без развития которой невозможно профессиональное, личностное
и социальное самоопределение обучающегося в условиях изменяющегося
общества и сосуществования в нем различных социальных общностей людей.
Поэтому особое значение приобретают коммуникативно-развивающие
31
технологии, построенные на совместно-распределенных формах учебной и проектно-исследовательской деятельности [13].
Далее, приведем анализ профессионального обучения художественной вышивке в хронологическом порядке:
- процесс трудового обучения искусству художественной вышивки Школы народного искусства ее величества государыни императрицы Александры Федоровны с 1913 по 1915 гг.;
- процесс профессионального обучения в области художественной вышивки Московской школы художественных ремесел с 1943 по 2003 гг.;
- процесс профессионального образования в области художественной вышивки в Высшей школе народных искусств (институте) с 2003 - по 2013 гг.
Таким образом, изучение архивных документов и исторической литературы, отчетов Школы народного искусства ее величества государыни императрицы Александры Федоровны за 1913-1915 гг. показало, что первые подходы к разработке теоретических основ трудового и профессионального обучения в области народных искусств были заложены в 1913 году в г. Санкт-Петербурге с созданием Школы народного искусства.
Так, общеобразовательный класс В.П. Шнейдер под руководством А.О. Гауш служил для развития художественного опыта и вкуса учениц при передаче орнамента с натуры. В младшем отделении проводились те же принципы, лишь в более общей, менее детальной форме, доступной пониманию еще недостаточно опытных, лишь осенью поступивших, учениц.
«В классах технического рисования В.С. Степанова ученицы зарисовывали орнаменты с обозначением швом и передачей техники, в которой исполнен данный орнамент, с такой точностью, чтобы можно было технически восстановить узор, не имея перед собой оригинала, словом, достижение полного факсимиле данного узора составляло цель этого класса» [12, с. 30].
В первый год поступления в Школу главным материалом для ученических работ служат бумага и лен, на второй и третий годы пребывания в Школе ученицы знакомятся с шерстяными и шелковыми тканями.
«Одной из задач Школы является: собрать, по возможности, все
32
способы работы, практикуемые кустарями в различных местностях России. Чтобы достичь этой цели, Школа приглашает из соответствующих кустарных районов опытных мастеров, с тем, чтобы они в течение некоторого времени работали в Школе и передавали свои способы преподавателям и ученицам» [12, с.31].
В этот период Школа ставит себе целью разработку рисунков и образцов для распространения их на местах, «...принимается во внимание особенность местного народного творчества и рисунки для каждой местности составляются сообразно с ее особенностями» [12, с. 32]. Материалом для составления рисунков и образцов служило имеющееся в Школе собрание вышитых изделий, «главным же образом пользуются для этого образцами художественного народного творчества из Этнографического отдела Русского Музея Императора Александра Ш-го» [12, с.33].
В результате анализ теории и практики организации учебного процесса профессионального обучения в области художественной вышивки Московской школы художественных ремесел с 1943 по 2003 гг. позволил выявить ряд различных подходов к профессиональному обучению художественной вышивке.
С 1975 года школа готовила художников-мастеров по вышивке. Так, преподаватели Т.П. Бурмистрова, Л.П. Фёдорова, разработали новые принципы обучения, систематизировали и классифицировали техники и технологии вышивки, на их основе были созданы программы по предметам «Мастерство», «Технический рисунок», «Материаловедение и технология», «Композиция», которые предназначались для обучения будущих художников-мастеров по художественной вышивке в системе среднего профессионального образования.
Возрождение и развитие искусства художественной вышивки, как одного из самых распространенных видов народного традиционного прикладного искусства, в ХХ веке началось с создания Высшей школы народных искусств (института). Школа создана в г. Санкт-Петербурге по распоряжению Правительства Российской Федерации и является первым и единственным в истории мировой художественной педагогики государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства.
В 2011 году постановлением Правительства Российской Федерации в Высшей школе народных искусств (институте) создана система многоуровневой непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров в области традиционного прикладного искусства, которая структурно представляет собой сетевой вуз. В состав Школы входит 9 филиалов в различных регионах страны и в Финляндии. Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи, Сергиев-Посадский филиал, Богородский филиал, Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова, Омский филиал, Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи имени. Н.Н. Харламова, Рязанский и Московский филиалы.
Профессиональная подготовка будущих художников в области художественной вышивки осуществляется в головном вузе в Санкт-Петербурге, Московском и Рязанском филиалах, с учетом регионально-исторических и художественно- технологических традиций по освоению таких старинных видов и техник художественной вышивки, как вологодский шов по письму, русская гладь, кадомский вениз, ивановская строчка, нижегородский гипюр, крестецкая строчка, мстёрская белая гладь, владимирские верхошвы и др.
Первое научное исследование в области профессионального обучения художественной вышивке в традиционном прикладном искусстве было предпринято Т.М. Носань. Автором определены содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров, систематизирован исторический опыт обучения художественной вышивке, научно обоснованы пути овладения художественно-технологическими приёмами художественной вышивки через формирование профессионального интереса к искусству вышивки [11].
На основе изучения и анализа искусствоведческих трудов в области
художественной вышивки, отображающих народную, художественную культуру
в этнографическом, философском, историческом, эстетическом,
искусствоведческом и педагогическом аспектах (И.Я. Богуславская, Н.П.
Божьева, Г.С. Маслова, И. П. Работнова, В. А. Фалеева и др.), было выявлено,
что до сих пор практически не обобщен опыт обучения художественной вышивке
34
по специальным дисциплинам.
Высшее профессиональное образование, как отмечает в своих научных работах А.М. Новиков, это такое образование, которое дается человеку на уровне высших достижений науки, техники и культуры, основной задачей является создание благоприятных условий для проявления личных интересов, потребностей и устремлений студентов [ 10 ].
Согласно теории В.Ф. Максимович о важности взаимосвязи специальных дисциплин, был определен ряд профилирующих дисциплин (комплекс), особенно значимых для профессионального образования в сфере художественной вышивки [6]. Одним из фундаментально значимых предметов является «Проектирование», как основа формирования проектной культуры студентов и сохранения традиций.
Непрерывный учебный процесс дает возможность студентам уже с первого курса изучать технологию проектирования, начиная с простых проектов (проектирование плоскостных изделий) и заканчивая сложными проектами ансамблей и коллекций современной одежды.
Студенты, выполняющие художественные, проектные и пропедевтические задания в процессе обучения и занимающиеся творческой деятельностью, умеют применять полученные художественные и проектные знания в жизнь и оценивать художественные достоинства окружающих предметов.
Проектно-творческая деятельность будущего художника нацелена на интеграцию исторической сущности и особенностей искусства художественной вышивки и современных требований высокой моды в этой области.
Список литературы:
1. Богуславская И.Я. Коллекция Школы народных искусств / И.Я. Богуславская // Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (XIX - XX вв.): Сб. науч. тр. / Гос. музей этнографии. - СПб., 1992. С. 163 - 170.
2. Воронов В. С. Источники народного творчества / В. С. Воронов // Воронов В.С. и советские художественные промыслы в период
становления: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В. А. Гуляева; Всерос. музей декоратив.-прикл. и нар. иск-ства. - М., 1991. С. 66-71.
3. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М.: 1990. - 311с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессии. - М.: Академический проект; Фонд Мир, 2005. - 336 с
5. Кант И. Сочинения В 6 т. - Т. 1-6. / Под ред. В.Ф. Асмуса.- Т.1-6. - М.: Мысль, 1963-1966.
6. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис. д-ра пед. наук: 13.00.01/В.Ф. Максимович; РАО ин-т худож. образования - М., 2000. -293 с.
7. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 206 с.
8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры /М.А. Некрасова -М.: Изобраз. искусство, 1983. - 345 с.
9. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
10.Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
11.Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников - мастеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.М. Носань.- СПб, 2012. -151с.
12. Отчет Школы народного искусства ее величества государыни императрицы Александры Федоровны за 1913 год. - СПб., 1913 -1915.
13. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. -СПб.: Питер, 2007. - 352 с.: ил.- (Серия «Практическая психология»).
14. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 192 с.
15.Пронина И.А. Русская академическая школа декоративно-прикладного искусства в конце ХУШ - первой половине XIX века.: автореф. канд. пед. искусств. / И.А.Пронина - М., 1968. - 31с.
16.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1988. -781 с.
17.Труды Академии художеств СССР. Вып. 3: Сб. статей /ордена Ленина Акад. Художеств СССР. - М.: Изобраз. искусство, 1985. С. 201, 288.
18.Шамрай Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям труда в процессе технологического образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 /Н.Н. Шамрай; Рос. Академия образования; Ин-т общего среднего образования. - М., 2000. -338 с.