Научная статья на тему 'Исторические особенности профессионального обучения художественной вышивке в школе народного искусства'

Исторические особенности профессионального обучения художественной вышивке в школе народного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА / МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Носань Т. М.

В статье анализируется сущность и специфика подготовки инструкторов преподавателей художественной вышивки, определены основные направления образовательной деятельности в Школе народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические особенности профессионального обучения художественной вышивке в школе народного искусства»

Профессиональное образование в области традиционных художественных промыслов

История профессионального образования в области традиционного прикладного искусства

Носань Т.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной вышивки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», [email protected]

Nosan' Т.М., candidate of pedagogical sciences, Higher school of folk arts (Academy), Associate Professor of art embroidery department, [email protected]

Исторические особенности профессионального обучения художественной вышивке в Школе Народного искусства The historical features of vocational training of artistic embroidery in Higher

school of folk arts (academy)

Аннотация. В статье определены основные направления образовательной деятельности в Школе народного искусства императрицы Александры Федоровны в начале XX в., проанализирована сущность и специфика подготовки инструкторов - преподавателей художественной вышивки. Особое значение уделено характеристике методики подготовки обучающихся, роли практических и теоретических занятий.

Ключевые слова: Традиционное прикладное искусство, Школа народного искусства императрицы Александры Федоровны, профессиональное мастерство, художественная вышивка, музейные практики.

Abstract. The article defines the main directions of educational activities at the school of folk art of Empress Alexandra Feodorovna in the early XX century, analyzes the nature and specificity of training instructors - teachers of artistic embroidery. Particular importance is given to the characteristics of the method of training students, the role of practical and theoretical studies.

Key words: Traditional applied art, school of folk art of Empress Alexandra Feodorovna, professional skills, artistic embroidery, museum practices.

Результаты историко-педагогического изучения архивных документов и научных источников показали, что в начале XIX века народное искусство, как и народная педагогика, давали ценностную установку на развитие традиционной художественной культуры и обучение в этой области.

Изучение истории обучения мастерству художественной вышивки началось еще в середине XIX века одновременно с изучением истории становления общеобразовательной школы. Одним из примеров организованного учебного заведения, школой традиционного декоративно-прикладного искусства являлась Школа народного искусства, основанная в

1912 году по воле императрицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге, где в течение трёх лет обучали художественной вышивке.

Первыми ученицами были девушки-крестьянки, позднее крестяники составляли более учениц, остальные - мещанки, монастырские послушницы, члены семей духовного сословия и дворян. Возраст учениц колебался от пятнадцати до двадцати пяти лет.

Согласно отчётным данным за 1915 год в школе обучалось 116 учениц с различной базовой подготовкой (после сельских, церковно-приходских, монастырских и епархиальных школ, домашнего образованиям) из двадцати пяти губерний России: Архангельской, Воронежской, Вятской, Гродненской, Калужской, Киевской, Костромской, Курской, Минской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Петербургской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Ярославской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Уфимской и Черниговской губерний» [3, с. 25].

Учебный процесс школы был направлен на овладение профессиональным мастерством, на художественно-техническое образование. Полный курс обучения в Школе составлял три года. На первом курсе изучались грамота, арифметика, объяснительное чтение, русская литература, общее рисование, акварельное письмо, составление рисунков (композиция), профессиональное мастерство -художественная вышивка, а также отечествоведение.

На втором - народоведение, грамота и арифметика, русская литература, история орнамента, общее рисование и акварельное письмо, профессиональное мастерство: художественная вышивка с введением вопросов технологии, материаловедения и методики преподавания. На последнем году обучения изучались грамматика и арифметика, история русского искусства, история России, русская литература, общее рисование, композиция, профессиональное обучение художественной вышивке.

Занятия по специальным предметам проводилось в этнографическом музее Петра I, где ученицы выполняли зарисовки орнаментов, необходимых для их будущей профессии. Обучение рисунку на всех курсах велось по учебным программам, составленным на основе выполнения простейших работ, а затем с переходом к более сложным, с учётом специфики обучения профессии.

На первом курсе вышивального отделения «ученицы вышивали простейшие полотенца, а на втором и последнем курсе выполняли сложную строчевую вышивку по сетке и «вологодские стекла». В летнее время ученицы разъезжались в «командировки», на практики в Полтаву, Суздаль, Владимир, Новгород, где передавали полученные знания по художественной вышивке, выполняли зарисовки. Рисунки и выполненные художественные изделия в зависимости от качества выполнения: лучшие работы (оригиналы), поступали в методический фонд школы; часть работ отсылали в провинциальные школы и учебные мастерские в качестве образцов для копирования и изучения; работы, возвращаемые ученицам в собственность для дальнейшего использования в будущей преподавательской работе.

Школа имела статус инструкторской, что давало выпускницам право преподавать профессиональное мастерство. В связи с этим было введено изучение курса «Методика обучения», а также педагогическая практика Задачами обучения, согласно Уставу Школы, было «приобретение ученицами полных и отчетливых познаний в области отечественного народного художественного творчества, главным образом великороссийского». Анализируя систему обучения и воспитания в Школе народного искусства, находившейся под прямым покровительством императрицы, можно констатировать, что это было

У н

и

к

а

л Помимо музейных образцов использовались предметы, временно предоставленные частными лицами. Небольшой Музей Школы являлся самым нервым и необходимым пособием для исполнения работ и рисунков-схем. В ообрании музея находились: старинная и народная вышивка, кружева, еолотошвейные работы, ткани различного типа XVI - XIX столетий. Собранный материал использовался в школьных мастерских и в классах уехнического рисования, где он копировался на бумагу, обрабатывался и становился пригодным для исполнения в вышивальной мастерской, е В разделе программы «Вышивальное производство» ученицы изучали, Зарисовывали и копировали мережки, сложное шитье по сетке каждой нубернии России. Они выполняли практическое шитье нитками по холсту: вшитье-вырезы» 3 часа в неделю, «тачание кожи» и вышивание по ней - 3,5 а аса, шитье шелком, гладью, русским швом и т.п. - 3 часа, изучение и практическое шитье золотом - 5,5 часа, изучение и практическое шитье »Вологодские стекла» - 4,5 часа. В мастерских преподавание велось с аоблюдением постепенной градации технических трудностей. В первый год вбучения ученицами исполнялись строчки-мережки, затем вышивание шелком, а затем золотом, бисером [4, с. 1-5.]. В Школе практически изучалось множество разнообразных швов, встречающихся в старинных русских вышивках».

н «Здесь же изучали технику вышивания икон и выполняли их на материале по разработанным техническим рисункам. Образцы каждого вида работ выдавали ученицам с собой в ту местность, куда она уедет по окончанию курса обучения» [4, с. 1-5]. Каждая из учениц выбирала себе для исполнения, имеющиеся в школьном Музее материал, составляла личный альбом образцов, которым она начинала пользоваться, приступая к первой экзаменационной работе [5, с. 12].

ы Школа Народного Искусства ее величества государыни императрицы Александры Федоровны в 1912-1918 гг. готовила опытных инструкторш, владеющих технологией художественной вышивки и достаточно развитых в кудожественном смысле, чтобы поставить основательно данное дело на и м

У г>

местах и руководить им в дальнейшем.

Учебный год в школе заканчивался экзаменами и выставкой работ учащихся. Выпускники в течение года после окончания работали по направлению школы и только после представления свидетельств от учреждения или частного лица о добросовестной и качественной работе, профессиональном знании получали аттестаты на звание инструктора-художника. Таким образом, учебный план Школы Народного искусства предполагал достаточно высокую общехудожественную и общеобразовательную подготовку в области обучения художественной вышивки.

Образцы художественной вышивки учениц Школы народного искусства

Подзор. Конец XVIII века Тверская губерния. Вышивка строчкой по перевити; по краю плетеное кружево 212 х57 (левая часть). В - 16

яКонец полотенца. Первая половина XIX Рязанская губерния. Вышивка льняными и шелковыми нитями по перевити. 18 X 84 ГРМ, В-3875

Полотенце. Вторая половина XIX века Бежецкий уезд, Тверская губерния Вышивка шерстяными нитями по «перевити» 39 х 230 ГРМ, В - 3875

Конец полотенца - образец вышивки Школы народного искусства

Литература

1. Богуславская И.Я. Из истории коллекции народного искусства Русского музея // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Сб. науч. тр. Л., 1991. С. 4-13; Богуславская И. Я. Коллекция Школы народного искусства // Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (Х1Х-ХХ вв.). Сб. науч. тр. - СПб. 1992. С. 160-172.

2. Основанная Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александрой Федоровной женская «Школа народного искусства» - СПб, 1912. С. 10-13.

3. Отчет Школы народного искусства Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны за 1913 год. - СПб, 1914. С. 25, 32.

4. Программа занятий в школе. Школа народного искусства Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны за 1914 год. - СПб, 1914. С. 1-5.

5. Отчет Школы народного искусства Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны за 1914 год. -Пг., 1915. С. 12, 49.

6. ОНИ ГРМ, В-774 / о ШНИ 2858 /; Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. -М., 1972. С. 23. Рис. 25.

7. Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка ХУП - начало XX века. Из собрания Эрмитажа-Л., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.