Научная статья на тему 'Современное обучение мастерству художественной вышивки в профессиональном образовании'

Современное обучение мастерству художественной вышивки в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫШИВКА / EMBROIDERY / МАСТЕРСТВО / CRAFTSMANSHIP / CONTINUOUS TRAINING / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / TECHNIQUE / SPECIFICS OF EMBROIDERY TRAINING / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИЁМ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ВЫШИВКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева А.А.

В статье рассматривается обучение мастерству художественной вышивки на современном этапе с учётом художественно-технологических, композиционных, колористических, эстетических, конструктивных особенностей, соотнесенных с конкретными регионально-историческими центрами её возникновения и развития. В соответствии с исторически сложившимися особенностями конкретных видов художественной вышивки проведён отбор содержания непрерывного обучения мастерству на уровне среднего профессионального и высшего образования; выделенные основная и специальная стадии практического художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования позволяют продвигаться студенту в обучении художественной вышивки с расширением знаний, умений и навыков в области конкретных видов вышивки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEARNING SKILLS OF EMBROIDERY IN VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses learning the skill of embroidery at the present stage. The work describes the state of the art technological, compositional, coloristic, aesthetic, constructional features correlated with specific regional historical centers of its origin and development. In accordance with the historically specific forms of the artistic embroidery the author conducts the selection of the contents of lifelong learning skills in secondary vocational and higher education. The author highlights the main and special stage of practical art of embroidery in the system of continuous professional education which would help students to develop in learning embroidery with the extension of knowledge and skills in the field of specific types of embroidery.

Текст научной работы на тему «Современное обучение мастерству художественной вышивки в профессиональном образовании»

3. Danilina E.A. Principy modul'nogo obucheniya i obuchayuschij modul' kak strukturnaya edinica organizacii uchebnogo processa. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2014; 3.

4. Federal'nyj zakon № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (ot 29.12.2012; red. ot 29.07.2017).

5. Nikitin Z.N. 'Etnopedagogika kak osnova soderzhaniya sistemy narodnogo hudozhestvennogo obrazovaniya specialistov Yakutii. Pedagogicheskijpraktikum: materialy IV Mezhdunarodnoj uchebno-metodicheskoj konferencii. 2017: 218 - 221.

Статья поступила в редакцию 01.02.18

УДК 378

Nikolaeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of the Kholuy branch of VSHNI (a), (Kholuy Village, Ivanovo Region,

Russia), E-mail: an221179@mail.ru

MODERN LEARNING SKILLS OF EMBROIDERY IN VOCATIONAL EDUCATION. The article discusses learning the skill of embroidery at the present stage. The work describes the state of the art technological, compositional, coloristic, aesthetic, constructional features correlated with specific regional historical centers of its origin and development. In accordance with the historically specific forms of the artistic embroidery the author conducts the selection of the contents of lifelong learning skills in secondary vocational and higher education. The author highlights the main and special stage of practical art of embroidery in the system of continuous professional education which would help students to develop in learning embroidery with the extension of knowledge and skills in the field of specific types of embroidery.

Key words: embroidery, craftsmanship, continuous training, education, tradition, technique, specifics of embroidery training.

А.А. Николаева, канд. пед. наук, директор Холуйского филиала Высшей школы народных искусств (институт),

Ивановская обл., с. Холуй, E-mail: an221179@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАСТЕРСТВУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается обучение мастерству художественной вышивки на современном этапе с учётом художественно-технологических, композиционных, колористических, эстетических, конструктивных особенностей, соотнесенных с конкретными регионально-историческими центрами её возникновения и развития. В соответствии с исторически сложившимися особенностями конкретных видов художественной вышивки проведён отбор содержания непрерывного обучения мастерству на уровне среднего профессионального и высшего образования; выделенные основная и специальная стадии практического художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования позволяют продвигаться студенту в обучении художественной вышивки с расширением знаний, умений и навыков в области конкретных видов вышивки.

Ключевые слова: вышивка, мастерство, непрерывное обучение, образование, традиция, приём, специфика обучения вышивке.

Художественная вышивка - один из уникальных видов народного искусства, имеющий завершённость и лаконичность отдельных элементов орнамента, отобранные и выверенные поколениями приёмы выполнения каждого вида вышивки, представляет собой целостную художественною систему, которая неразрывно связана с национальной культурой и региональными традициями.

Русская вышивка многообразна по характеру узоров и приёмам исполнения, имеет свои национальные особенности, присущие как старинным народным вышивкам, так и современным. Все это доказывает высочайшее мастерство художников, выполнивших художественные вышивки.

Художественная вышивка как одно из самых распространенных направлений традиционного прикладного искусства, включает более восьмидесяти видов, каждый из которых имеет свои художественно-технологические, композиционные, колористические, эстетические, конструктивные особенности, соотнесенные с конкретными регионально-историческими центрами её возникновения и развития. Именно с учётом этих особенностей и уникальности каждого вида художественной вышивки определяют содержание обучения этому виду традиционного прикладного искусства как в среднем профессиональном, так и высшем образовании [1].

Однако, как показал анализ, существующая профессиональная подготовка в области художественной вышивки создаёт ситуацию, когда выпускники среднего профессионального учебного заведения, владея исполнительским мастерством, не способны на создание (проектирование) собственных высокопрофессиональных художественно-творческих работ; поступившие в вуз после общеобразовательной школы и окончившие обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавры), напротив, владея вопросами проектирования художественной вышивки, недостаточно подготовлены для материализации собственного художественного проекта в высокохудожественное произведение.

В профессиональном образовании освоение мастерства осуществляется в условиях практического обучения. Согласно

требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам (художественная вышивка)», при изучении профессионального модуля «Производственно-технологическая деятельность» осваивается мастерство на исполнительском уровне (исполнительское мастерство) в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий с художественной вышивкой.

На основании научных исследований [2; 3] можно дать следующее определение: исполнительское мастерство - это фундаментальная база для выполнения уникальных работ по художественной вышивке и дальнейшего повышения мастерства в этой области. Изучая исполнительское мастерство, студенты среднего профессионального образования должны иметь: практический опыт копирования и варьирования исторических и современных образцов художественной вышивки; применять технологические и эстетические традиции при исполнении современных изделий; знать физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий и технологический процесс исполнения изделия; выполнять приемы изготовления изделий; знать специфику профессионального материального воплощения; выполнять изделия искусства художественной вышивки на высоком профессиональном уровне.

Уже на уровне среднего профессионального образования важно самостоятельно разрабатывать и воплощать несложные проекты изделий с художественной вышивкой.

На уровне высшего образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата)» студенты обучаются: не только копировать изделия с художественной вышивкой, но и варьировать изделия с новыми технологическими процессами; собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий художественной вышивки; синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проек-

та; разрабатывать проектные идеи, основанные на творческом подходе к поставленным задачам; создавать комплексные функциональные и композиционные решения; нести ответственность за качество продукции [4].

Обучению способствует практические занятия по профессиональному мастерству. Под профессиональным мастерством понимаем высокий уровень выполнения художественной вышивки, выражающийся в точности выполнения рисунка и отсутствии ошибок в технике вышивки, в авторских идеях, воплощенных в художественном изделии.

Понятие «профессиональное мастерство» неразрывно связано с понятием «качество обучения». Приведенные в учебнике «Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Баты-шева критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия «профессиональное мастерство» [5], доказывают, что качество производственного обучения зависит от профессиональной самостоятельности обучающихся, творческого потенциала, экономической целесообразности производственной деятельности, культуры труда.

В условиях среднего профессионального и высшего образования реализуется учебная дисциплина с одним и тем же названием «Совершенствование мастерства», которая имеет разные функции на разных уровнях профессионального образования. Так, на уровне среднего профессионального образования эта учебная дисциплина призвана обучать мастерству художественной вышивки, оттачивая исполнительское мастерство, а на уровне высшего образования у студентов на занятиях этой дисциплины совершенствуется выполнение учебно-поисковых, учебно-творческих и проектных работ повышенной сложности.

«Исполнительское мастерство», «Профессиональное мастерство» и «Совершенствование мастерства» представляют собой единый блок практических (практикоориентированных) дисциплин, обучение по которым обеспечивает мастерство выполнения художественной вышивки на конкретном уровне (среднего профессионального или высшего образования).

Существующий отдельный уровень высшего образования в области художественной вышивки не предназначен для гибкого реагирования на поступление на первый курс студентов с профильным профессиональным образованием. Эту проблему с успехом может решить непрерывное профессиональное образование в области художественной вышивки.

Под непрерывным профессиональным образованием в современной педагогической науке и практике понимают целостную систему, обеспечивающую получение, развитие, формирование и обновление профессиональных знаний, умений и навыков на протяжении всей жизни человека за счет внутренних потребностей при согласовании и координации деятельности всех типов учреждений на основе выбранной траектории индивидуального развития [6, с. 375 - 377]. Мы соглашаемся с данным определением и считаем, что непрерывное профессиональное образование в области художественной вышивки обязано обеспечить плавный переход от освоенного исполнительского мастерства к освоению профессионального мастерства, сопровождающийся отсутствием дублирования содержания и преемственностью методов, средств и среды обучения. Под непрерывным профессиональным образованием понимается целостный образовательный процесс по развитию потенциала будущего художника в области художественной вышивки при очень важном условии - гаранте развития конкретного вида искусства. Этот педагогический процесс обеспечивает поступательное развитие в ходе систематической и целенаправленной художественно-творческой, конструкторско-технологической и проектной деятельности по получению и совершенствованию знаний, умений, навыков в области традиционного прикладного искусства, а также посредством самообразования.

Как отмечает В.Ф. Максимович, понятие непрерывного профессионального образования и необходимость его внедрения стали особенно важными сегодня в системе народных художе-

Библиографический список

ственных промыслов [7]. Обучение мастерству в непрерывном профессиональном образовании для нас означает построение такого учебного процесса, когда все основные его функции тесно взаимосвязаны [8]. Это означает, что компенсаторная и адаптационная функции связаны между собой и представляют единое целое. В связи с этим особенности обучения мастерству художественной вышивки состоят из: 1) особенностей обучения ручному труду - художественной вышивки, 2) особенностей практического обучения, 3) особенностей непрерывного профессионального образования

Особенности обучения ручному труду - художественной вышивки истекает из того факта, что конкретный вид традиционного прикладного искусства требует только присущих ему методов, средств и форм организации труда, позволяющих формировать высокое мастерство у студентов.

Особенностями практического обучения мастерству художественной вышивки является следующее. Это практическое обучение в форме практических занятий по исполнительскому и профессиональному мастерству имеет единое целое. Оно выражается во взаимосвязи преподавателя и обучаемого, объекта труда - художественной вышивки.

Особенностями непрерывного профессионального образования является преемственность содержания образования, методов, средств, форм обучения и процедур оценивания между разными образовательными уровнями для обеспечения человека готовностью и способностью к высокопрофессиональной деятельности, к продолжению образования и к самоорганизации.

Система непрерывного профессионального образования в области художественной вышивки состоит из нескольких стадий практического обучения мастерству.

В среднем профессиональном образовании при первоначальном этапе освоения художественной вышивки (на исполнительском мастерстве) и приобретении специальности главной является основная стадия практического обучения, на этой стадии обучающиеся овладевают общепрофессиональными и профессиональными навыками и умениями, которые не подвержены быстрым изменениям.

Благодаря приобретению общепрофессиональных и профессиональных навыков и умений закладывается фундамент высокопрофессиональных знаний, навыков и умений, и от того, насколько качественно он будет заложен, зависит успех практического обучения художественной вышивке.

Обучение на основной стадии подготовки мастерства в области художественной вышивки в среднем профессиональном образовании заключается в установлении общих закономерностей практической деятельности обучающегося. Однако такое обучение не дает высокой квалификации специалиста, а только способствует её приобретению на специальной стадии обучения (высшее бакалаврское образование).

На специальной стадии практического обучения мастерству в системе высшего образования осуществляется дифференцированная специализация обучающегося с учётом избранного вида (видов) вышивки.

Однако, для того, чтобы обучающийся в непрерывной системе профессионального образования в области художественной вышивки мог свободно продвигаться в профессиональном образовательном пространстве по всем возможным направлениям движения, необходимы согласование, преемственность, объективность профессиональных образовательных программ от среднего профессионального образования до высшего образования (бакалавриат).

Таким образом, исследуемые нами идея и принципы непрерывности [9] и преемственности современного обучения в области профессионального образования по художественной вышивке убеждают в том, что именно логично и последовательно выстроенное содержание обучения мастерству художественной вышивки на разных уровнях образования является гарантом эффективности непрерывного образования.

1. Николаева А.А. Современное обучение мастерству художественной вышивки в профессиональном образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2017.

2. Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров. Диссертация. кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.

3. Сайфулина Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.

4. Николаева А.А. Современное обучение мастерству художественной вышивки в профессиональном образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.