Научная статья на тему 'Регионально-исторический подход к профессиональной подготовке студентов в сфере художественной вышивки'

Регионально-исторический подход к профессиональной подготовке студентов в сфере художественной вышивки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА / ТРАДИЦИЯ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева А.А.

В статье раскрываются позиции, которые позволяют нам рассматривать регионально-исторический подход к профессиональной подготовке как перспективный путь решения вопросов образовательной политики на местах. Акцент в статье ставится на формы и методы учебно-воспитательного процесса, связанные с историей, традициями многонациональной культуры. Дается анализ современного состояния художественного образования в связи с повышением роли традиционного искусства в современном художественном творчестве. Рассматривается структура регионально-исторического подхода к профессиональной подготовке студентов в сфере художественной вышивки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регионально-исторический подход к профессиональной подготовке студентов в сфере художественной вышивки»

А.А. Николаева,

Холуйский филиал Высшей школы народных искусств (института)

Регионально-исторический подход к профессиональной подготовке студентов в сфере художественной вышивки

Сегодня высшее образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциалов, но и важнейшим фактором подготовки его к жизни в новых условиях, решению нестандартных задач. На современном этапе своего развития Россия переживает период значительных преобразований как в политической, экономической сферах, так и в социальной и культурной жизни. Перед профессиональной педагогикой остро стоит проблема создания педагогических условий, способствующих максимальной самоактуализации и самореализации выпускников вузов в новом социокультурном пространстве.

Одной из характерных тенденций, в развитии современного образования на наш взгляд является его регионализация. В этой связи перед образовательными учреждениями особенно остро встала проблема педагогического управления развитием двух объективных процессов: этнической социализации учащихся, формирования у них здорового этнического самосознания и достоинства, чувства привязанности к своему народу, уважения к своей истории и культуре, привычек позитивного общения, культивирования у студентов уважительного отношения к культуре других народов. Поэтому инновационная технология моделирования региональной системы этнокультурного образования должна опираться на комплексное методологическое обоснование регионализации как социально-педагогического феномена, и, в том числе, уточнение и спецификацию применительно к сфере этнохудожественного образования и воспитания такого

понятия, как «региональный образовательный компонент». За годы учебы студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, поэтому необходимо менять содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями многонациональной культуры. Таким образом, обеспечение подготовки специалистов высокого уровня является одной ведущих задач современного художественного образования. Мы думаем, что ее решение возможно в процессе адаптации существующих программ через их многовариативность, многообразие и многопрофильность, что позволяет обеспечивать адекватность художественно-педагогического процесса динамике и эволюции преобразований, происходящих в сфере культуры и искусства.

В настоящее время появляется объективная необходимость в профессиональной подготовке студентов в сфере художественной вышивки, способных эффективно осуществлять этнохудожественное образование с учетом региональных особенностей культуры своей малой Родины. Масштабность и глубину приобрели в последнее время работы, посвященные отельным промыслам, например, как художественной вышивке. В этой связи важна грамотная и заинтересованная популяризация этого ремесла, к сожалению, нередко имеющая сейчас поверхностный характер.

«Сохранение и развитие традиций отечественной художественной культуры

лежат в основе воспитания и образования современного художника традиционного

прикладного искусства. Исторически одним из самих распространенных видов

традиционного прикладного искусства является художественная вышивка (до 77

%), которая представляет собой целостную систему, объединяющую более

восьмидесяти видов технологий исполнительского мастерства в этом виде

искусства в различных регионах России. В основе каждого вида лежит технология

ее выполнения, соотнесённая с конкретными региональными особенностями.

Понимание профессионального обучения технологии художественной вышивки

как регионально-исторической и художественно-технологической сущности и

целостности этого искусства позволяют подойти к формированию содержания

38

обучения через развитие профессионального интереса к этому искусству, а на этом основании - профессиональной культуры обучающегося» [16].

Искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками, созданный и сохраненный народом эстетический идеал. Непреходящую ценность для современного человека имеет умение народных мастеров вносить поэтичность и красоту в повседневность быта, органично сочетать утилитарные и декоративные качества предметов. Искусство народных промыслов является частью национального достояния, и степень их сохранения говорит об общей культуре народа.

Известно положение Гегеля Г.В. о том, что без знания прошлого нельзя понять настоящего и разглядеть будущее [6].

"Только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, - писал в начале 20 века русский историк педагогики М.И. Демков, - мы можем вполне понять и оценить значение и роль современной теории воспитания, дидактики и методики, и те ценные приобретения, какие они сделали в течение веков" [8, 84].

Вышивка продолжает исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионах России. Своеобразна вышивка Нижегородской (Горьковской), Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. В русской народной вышивке, как старинной, так и современной, можно выделить счетные и свободные виды шитья, с которыми связаны своеобразные орнаментальные решения и колорит. По характеру узоров и приемов русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.

По нашему мнению, именно ради сохранения национальной художественной традиции в современной культуры, необходимо заботиться о творческом развитии народных промыслов.

«Понятно, что сберечь - не значит «законсервировать», вырвать из естественного развития, остановить на повторении и копировании прошлого. Это положение, на первый взгляд простое и бесспорное, составляет сущность непрерывных споров, борений в теории и практике народных промыслов» [15].

В этом вопросе необходимо отметить два важнейших момента. Во-первых, художественные промыслы, развиваясь в эпоху научно-технической революции, не могут остаться в стороне от современности, не могут не испытывать ее влияния; во-вторых, сама традиция, дошедшая до нас не однозначна: она является результатом многих художественных напластований, в своем развитие традиция вбирала в себя и перерабатывала различные, нередко разнородные элементы. Таким образом, специфика самого существования традиции состоит именно в том, что традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя все лучшее в практике, учитывая регионально-исторические особенности художественного наследия.

С древних времен на Руси, будучи, одним из наиболее развитых видов декоративного прикладного искусства, вышивка отличалась многообразием узоров и богатством технических приемов. Ей присущи ярчайшие страницы в мировой истории искусств и глубоко национальный характер. Духовная наполненность и художественное совершенство, высочайший уровень мастерства этих произведений красноречиво демонстрирует богатство народных традиций, их художественную уникальность. Они несут в себе источник вдохновения, помогающий рождаться новым произведениям.

Искусство художественной вышивки прошло долгий и сложный путь, как традиционный народный художественный промысел, поэтому подготовка специалистов по художественной вышивке актуальна и в наши дни. Сегодня в художественно образовательных учреждениях ведется подготовка специалистов разного уровня (специалитет, бакалавриат, магистратура).

В развитии способностей и творческих задатков, учащихся значение имеет

все: содержание образования, условия подготовки, личность преподавателя и т. д.

Подготовка специалистов высшего звена по художественной вышивке ведется в

40

Высшей Школе Народных Искусств (институте) и филиалах.

При подготовке художника- мастера и художника декоративно -прикладного искусства по специальности «художественная вышивка» в задачи образования кроме развития профессиональной компетенции входит и формирования общей культуры. Художник в декоративно - прикладном искусстве является носителем той культуры, которую необходимо сохранять. Поэтому обучение включает в себя не только курс мастерства художественной вышивки и композиции, но и такие дисциплины, как «Материаловедение», «Технология», «Проектирование и моделирование», «Технический рисунок», «Живопись», «Рисунок», «Историю орнамента и стилей», « Историю народных художественных промыслов», «Историю декоративно-прикладного искусства», «Этику и эстетику в народном искусстве», «Моделирование и художественное конструирование».

На наш взгляд программа обучения и методика преподавания, позволяет методически правильно заинтересовать и приобщить студентов к изучению и анализу обширного наследия традиционного и современного декоративно -прикладного искусства.

Таким образом, обучить профессиональному мастерству значит дать навыки выполнения разнообразных вышивальных технологий, применения в практической деятельности, приобретенных теоретических знаний и решить комплекс теоретических и практических задач: эстетических, экономических, функциональных, социальных и пр. Следует отметить, что для развития творческих способностей и задатков у студентов, большое значение имеет включение в учебный процесс решения таких задач, которые будут побуждать к прочному усвоению изучаемого материала. По нашему мнению, важное место в структуре обучения при подготовке специалистов по художественной вышивке занимает такой элемент познания как практическое применение уже ранее полученных знаний, умений и навыков (на первой ступени обучения), в последующих своих работах (на второй ступени обучения), где они уже могут воплощать свои авторские задумки в материале с высочайшим мастерством и профессионализмом.

В этой связи с расширением сферы художественного образования и

41

повышением роли традиционного искусства в современном художественном творчестве необходимо обобщение педагогического опыта преподавателей в области народных художественных промыслов, в частности, глубокое исследование традиций исполнительского мастерства художественной вышивки. Весьма актуально становится проблема введения курса традиционной народной вышивки в учебные планы профессиональных учебных заведений и содержание всех звеньев этнохудожественной образовательной системы, охватывающей дошкольное, школьное, дополнительное, среднее и высшее профессиональное и поствузовское образование в России.

Декоративно-прикладное искусство существует как исторически сложившееся разноуровневая система образования, обладающая своими формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни - этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле художественная традиция обретает сверхиндивидуальный характер, существуя, вместе с тем, как глубокий личный опыт индивида. Но следует заметить, что декоративно-прикладное искусство не может жить одной традицией, оно постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях.

На наш взгляд регионально-исторический подход к профессиональной

подготовке студентов в сфере художественной вышивки обязателен и обусловлен

существенными изменениями, произошедшими в последние годы в системе

художественного образования, трансформацией его идеологического содержания,

все более тесным взаимодействием национально-этнических, педагогических и

социологических факторов в подготовке студентов художественно профиля. В

содержании и организации учебно-воспитательного процесса учитывается

существующая в регионе межэтническая ситуация, необходимость формирования

у будущих специалистов умений и навыков межнационального общения. Таким

образом, современная профессиональная школа уходит от господствовавшего в

течение многих лет тотального, стандартного, унифицированного образования и

42

переходит на образование вариативное, образование по выбору, которое не может не опираться на исторические, духовные и социально-культурные истоки, традиции и новации народной педагогики и культуры, составляющие основу жизнедеятельности населения того или иного региона. Эта особенность социально-исторического и педагогического процесса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Следует отметить, что преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь, образованность общества.

Главным, на наш взгляд, для профессиональной подготовки студентов в сфере художественной вышивки, конечно, является регионально-исторический подход, который в учебной работе превращает студента в активного субъекта ценностных отношений к окружающему миру, обогащает эффективными способами ценностного осмысления прошлого и настоящего.

Образование есть создание нового опыта новой культуры как необходимого условия формирования человека своего времени, но с опорой на фундамент предшествующего опыта, истории и культуры [17].

Представленные в статье позиции позволяют нам рассматривать регионально-исторический подход к профессиональной подготовке, как перспективный путь решения вопросов образовательной политики на местах.

Список литературы:

1. Антонов В. П. Народные художественные промыслы России. - М., Интербук-бизнес, 1998. -247с.

2. Беренс К. Г. Вышивальный промысел в России. // Кустарная промышленность в России: Женские промыслы. СПб., 1913. -419с.

3. Богуславская И. Я., «Русская народная вышивка», Москва, 1972 г.г. -170с

4. Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952 г. -71с.

5. Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954г. -50с.

6. Гегель В.Г. Энциклопедия философских наук. - М.: Наука, 1966. -501с.

7. Гумилевская М. Н. Строчка и вышивка. М., 1953 г. -106с.

8. Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. - М., 1909. - С. 84-85.

9. Доброва Е. В. Филейное вышивание. Ажурные мотивы. - Москва, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г. -64с.

10.Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. -Москва: "Изобразительное искусство", 1982 г. -121с.

11.Калмыкова Л. Э., «Народная вышивка Тверской земли», изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1981г. -211с.

12.Кашкарова 3. Д., Бегушина Л. Г., Кораблева А. А., Работнова И. П. Альбом -каталог «Русская вышивка и кружева», Москва: Всесоюзное кооперативное издательство. -178с.

13.Королева Н. С, «Вышивка народов Поволжья и Прикамья», Москва, 1958 г.

14.Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. -345с.

15.Некрасова - М.: Изобраз. искусство, 1983. - 345 с.

16.Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников - мастеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Т.М. Носань. - СПб, 2012. -151с.

17.Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. М., 1999. -119с.

18.Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1993. - С. 242.

19. Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. - Москва: "КОИЗ", 1957 г. -160с.

20. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160с.

21.Ушинский К.Д. Собр. соч., т.2. М.- Л., 1948. -С 63-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.