Результаты проведенной экспериментальной проверки показали, что при использовании обучающей программы студенты продемонстрировали уровень знаний более высокий, чем студенты, которые изучали этот материал обычным образом, -практически все они справлялись с предлагавшейся в конце изучения комплексной задачей, причем наблюдался явный рост их творческого потенциала по сравнению с началом экспери-
мента. Задачи решались нестандартно, создавался оригинальный интерфейс для реализуемой программы. Это свидетельствует о том, что деятельность студентов при обучении с помощью экспериментальной программы приобрела поисковый характер (отыскивался наиболее рациональный путь решения поставленной задачи), что соответствует более высокому уровню развития познавательной самостоятельности.
Библиографический список
1. Абросимов, А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2005.
Bibliography
1. Abrosimov, A.G. Razvitie informacionno-obrazovateljnoyj sredih vihsshego uchebnogo zavedeniya na osnove informacionnihkh i telekommunikacionnihkh tekhnologiyj: avtoref. dis. d-ra ped. nauk. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 22.04.13
УДК 378
Gusenbekova N.A., Vezirov T.G. THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PROFESSIONALLY DIRECTED MATHEMATICAL PREPARATION OF ENGINEERS IN TECHNICAL COLLEGE. In article it is considered some components of the information educational environment which allow to organize professionally directed mathematical preparation of engineers in technical college.
Key words: mathematical preparation, information educational environment, electronic educational resources.
Н.А. Гусенбекова, преп. Дербенсткого филиала Дагестанского гос. технического университета, E-mail: [email protected]; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. ГОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический
университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается некоторые составляющие информационной образовательной среды, которые позволяют организовать профессионально направленную математическую подготовку инженеров в техническом вузе.
Ключевые слова: математическая подготовка, информационная образовательная среда, электронные образовательные ресурсы.
Информатизация рассматривается сейчас как инновационный процесс создания глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи различного вида информации. Этот процесс предполагает внедрение средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы человеческой деятельности, в том числе в системы общего образования. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс давно не вызывает сомнений. Однако применение информационных технологий в ходе профессионально направленной математической подготовки инженеров в техническом вузе имеет свои особенности.
Одним из новшеств Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования является понятие информационной образовательной среды. В настоящее время идет его осмысление, отражающее и задающее сегодняшнюю специфику образовательного процесса.
Из ФГОС ясно, что информационная образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др. Это совокупность средств может успешно функционировать при условии культурных и организационных форм информационного взаимодействия, наличия определенной компетентности участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ, а также при наличии служб поддержки применения ИКТ.
В образовательном процессе технического вуза создание информационной образовательной среды является актуальным на современном этапе развития педагогики. Анализ психологопедагогической и методической литературы, изучение ряда диссертационных работ позволяет сделать вывод о том, что приме-
нение компьютеров и информационных технологий в образовательном процессе помогают организации педагогического процесса, большие возможности для выявления и развития творческих способностей, способствуют информационной подготовке обучающихся. Формирование и развитие такой среды на основе применения информационных и коммуникационных технологий позволяет создавать оптимальные условия для развития и совершенствования педагогической деятельности, формирования информационной культуры участников образовательного процесса и обеспечивает развитие личности обучающихся.
В условиях информатизации образования технический вуз является тем учебным заведением, в котором могут быть созданы необходимые предпосылки к формированию у обучающихся потребности в самостоятельной познавательной деятельности, применения информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях, в частности, профессионально направленной математической подготовке будущих инженеров.
Обновлённая информационная образовательная среда создаёт принципиально новый всеобщий доступ к знаниям и их постоянному обновлению, позволяет учить и учиться с учётом индивидуальных потребностей и интересов обучающихся, способствует получению качественного образования, соответствующего новым требованиям времени, позволяет осуществлять подготовку выпускников к успешному участию в общественной и профессиональной жизни. В настоящее время главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека, поэтому необходимо подготовить будущих инженеров к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Студент должен обладать определенным уровнем знаний, позволяющим ему свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, т.е. владеть информационной культурой.
Осуществляемые преобразования определяют новые цели и результаты высшего профессионального образования. В ком-петентностном подходе профессиональная компетентность определяет качество профессионального образования и становится его целью. Достижение этой цели невозможно без совершенствования математической подготовки будущих специалистов в вузе. Изменение роли математики в современном мире, утверждение ее в качестве языка и важнейшего инструмента научного познания и решения практических задач должно найти отражение во всей системе образования, в том числе высшего технического образования. Математика в системе высшего технического образования «переросла» статус общеобразовательной дисциплины, и должна на основе межпредметных связей со специальными дисциплинами стать неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки. Как отмечал П.С. Александров: «В настоящее время в связи с возросшей ролью математики в современной науке и технике большое число будущих инженеров, экономистов, социологов и т.д. нуждается в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем, использовать теоретические достижения в практике» [1, с. 3].
Вопросы профессионально направленного обучения математике традиционно интересуют исследователей.
В работе [2] И.А. Байгушева предлагает концепцию профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе.
В качестве ведущей теоретической идеи направления реализации принципа профессиональной направленности математической подготовки нами выбрана идея Н.Ф. Талызиной: «...при разработке целей обучения конкретному предмету, прежде всего, необходимо выделить систему типовых задач, для решения которых готовится обучаемый» [3, с. 8].
Опираясь на эту идею, мы полагаем, что проблему реализации профессиональной направленности математической подготовки инженеров в условиях информационной образовательной среды технического вуза можно решить, если цель обучения - формирование математической компетентности специалиста представить в виде системы типовых профессиональных задач инженера и разработать обобщенные методы их решения.
Библиографический список
В монографии [4] авторы рассматривают вопросы теории и практики формирования математической компетентности студентов экономических специальностей с использованием компьютерных технологий.
Важную роль в формировании математической компетентности инженеров в условиях информационной образовательной среды технического вуза играют электронные образовательные ресурсы, которые позволяют организовать профессионально направленную математическую подготовку.
Такие электронные образовательные ресурсы нами используются на практических занятиях по математике на основе программных продуктов фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение».
Популярностью пользуются среди студентов образовательные сайты Интернет: http://www.edu.ru, http://school-
collection.edu.ru, http://www.it-m.ru, http://www.km-school.ru, http:/ /fcior.edu.ru.
Данные сайты содержат большую коллекцию электронных образовательных ресурсов по математике, которыми пользуются студенты в своей самостоятельной работе, а также при написании курсовых и выпускных квалифицированных работ.
Современное развитие информационных технологий, ориентированных на создание интегрированных пакетов мультимедиа-технологии, привело к появлению компьютерных математических систем, к которым относятся MathCad, MatLab, Maple, Mathematica и др.
В учебном процессе, особенно при преподавании математики, Дербентского филиала Дагестанского государственного технического университета используется компьютерная математическая система MathCad, которая позволяет решать профессионально направленные математические задачи.
Положительная отличительная особенность системы - максимальная приближенность входного языка к естественному математическому языку, что облегчает знакомство и работу с ней начинающим пользователям. Поддерживается работа с размерными техническими величинами.
Облегчая решение сложных математических задач, они снимают психологический барьер в изучении математики и делают этот процесс интересным и более простым. При грамотном применении их в учебном процессе пакеты обеспечивают повышение уровня фундаментальности математического образования.
1. Александров, П.С. Введение в теорию групп. - М., 1980.
2. Байгушева, И.А. Профессионально направленная математическая подготовка экономистов в вузе: монография. - Астрахань, 2013.
3. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский. - Саратов, 1987.
4. Габитова, Э.Г. Математическая компетентность студентов экономических специальностей с использованием компьютерных технологий. Теория и практика: монография / Э.Г. Габитова, Т.Г. Везиров. - Буйнакск, 2012.
Bibliography
1. Aleksandrov, P.S. Vvedenie v teoriyu grupp. - M., 1980.
2. Bayjgusheva, I.A. Professionaljno napravlennaya matematicheskaya podgotovka ehkonomistov v vuze: monografiya. - Astrakhanj, 2013.
3. Talihzina, N.F. Puti razrabotki profilya specialista / N.F. Talihzina, N.G. Pechenyuk, L.B. Khikhlovskiyj. - Saratov, 1987.
4. Gabitova, Eh.G. Matematicheskaya kompetentnostj studentov ehkonomicheskikh specialjnosteyj s ispoljzovaniem kompjyuternihkh tekhnologiyj. Teoriya i praktika: monografiya / Eh.G. Gabitova, T.G. Vezirov. - Buyjnaksk, 2012.
Статья поступила в редакцию 22.04.13
УДК 159.9:61
Zhikrivetsky Yu.V. INFLUENCE OF STRESS-FAKTOROV OF THE FIGHTING SITUATION ON MENTALITY OF EMPLOYEES OF SPECIAL GROUPS. In article the detailed analysis of the majority a stress factors is given, employees of special groups present at activity and consequences of their long impact on an organism.
Key words: stress, stress factor, employee of a special group.
Ю.В. Жикривецкая, канд. филос. наук, доц. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь,
E-mail: yunna_sorokopud@mail. ru
ВЛИЯНИЕ СТРЕСС-ФАКТОРОВ БОЕВОЙ ОБСТАНОВКИ НА ПСИХИКУ СОТРУДНИКОВ ОТРЯДОВ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В статье дан подробный анализ большинства стресс-факторов, присутствующих в деятельности сотрудников отрядов особого назначения и показаны последствия их длительного воздействия на организм.
Ключевые слова: стресс, стресс-фактор, сотрудник отряда особого назначения.