Педагогика
УДК 37
РС! 10.21661/Г-529851 Феликсова В.В.
Влияние стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Автором изучено влияние стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности. В работе представлен анализ мнений исследователей на данную проблематику, описаны методики и результаты исследования.
I Ключевые слова: семейное воспитание, стиль семейного воспитания, развитие самостоятельности.
Feliksova V.V.
The Role of Family Upbringing Style in Development of Independence in Younger Preschool Children
Abstract
The article is focused on the topical issue of developing independence in younger preschool children. The author investigates the influence of family upbringing style on development of independence. The study includes an analysis of scientific research on this issue; the methods chosen for this study and its results are presented.
I Keywords: family upbringing, style of upbringing, development of independence.
Внимание к проблеме самостоятельности на современном этапе обусловлено усложняющимися условиями жизни, повышающими требования к умениям личности находить нестандартные решения, приспосабливаться к меняющемуся миру, самостоятельно разрешать возникающие затруднения, ставить цели. По мнению В.С. Мухиной [5], Я.Л. Коло-минского [4] и дрегих, формирование активной, самостоятельной, творческой личности необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Е.О. Смирнова [8], В.П. Дуброва [3] и другие утверждают, что этот период является благоприятным для формирования основ самостоятельности.
Исследования О.К. Осницкого [6], Г.С. Прыгина [7] и других показали, что семья является основным фактором, влияющим на развитие самостоятельности ребенка. Истоки развития самостоятельности относятся к периоду так называемого «кризиса социальных отношений» (Л.С. Выготский), симптомы которого связаны со становлением «Я» и окружающими людьми [2]. В этот период доминирующей потребностью является потребность в самостоятельности, реализации и утверждении собственного «Я». В младшем дошкольном возрасте самостоятельность может развиваться как бытовая, пове-
22 Интерактивная наука | 1 (47) • 2020
денческая, коммуникативная, познавательная. Каждый из видов самостоятельности имеет свои характерные особенности. Однако анализ особенностей семейного воспитания показывает, что родители уделяют внимание только бытовой самостоятельности. Между тем недостаточное развитие самостоятельности или ее отсутствие препятствует осознанию ребенком своих возможностей, негативно влияет на его социализацию.
Действия родителя по отношению к ребенку, степень контроля и опеки, характер руководства поведением ребенка - все эти характеристики отражаются на самостоятельности ребенка. Взаимосвязь между стилем воспитания и самостоятельностью детей косвенным образом уже прослежена, и неоднократно исследователями подчеркивалось, что при определенных стилях, таких как авторитарные и либеральный, условия для развития самостоятельности создаются неблагоприятные. В тоже время конкретные содержательные характеристики влияния стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности до сих пор не выявлены, в том числе в младшем дошкольном возрасте, который, на наш взгляд, является значимым в развитии самостоятельности, так как именно в этот период активизируется потребность в самостоятельности.
Pedagogy
В связи с этим тема нашей работы является актуальной.
Цель исследования: выявить влияние стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста и обосновать психолого - педагогические условия ее развития самостоятельности.
Изучив работы В.С. Чебровской [12], В.С. Шур-манова [13], Д.А. Циринг [11], мы пришли к выводу о том, что самостоятельность представляет собой обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность характеризуется такими критериями как независимость, ответственность, моральная правильность. По своей структуре самостоятельность многокомпонентное образование, которое включает в себя эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой компоненты.
В работах Л.И. Божович [1], Е.О. Смирновой [8], Д.Б. Эльконина [15] младший дошкольный возраст это период начала развития самостоятельности, важнейшей предпосылкой которой выступает содержание кризиса трех лет, включающее в себя осознания ребенком своего «Я», установление взаимосвязи между их потребностью в самостоятельности и возможностями осуществлять самостоятельные действия, построение отношений с взрослым как отдельным субъектом.
На развитие самостоятельно детей активно влияют родители, проявляя свое отношение к ребенку, осуществляя контроль и поддержку. Эти и другие характеристики объединяет в себе стиль семейного воспитания. Стиль семейного воспитания - это действия родителя по отношению к ребенку, степень контроля и опеки, характер руководства поведением ребенка, проявления эмоционального отношения.
По мнению А.С. Спиваковской, основными предпосылками формирования у ребенка самостоятельности является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери/отца на проявление самостоятельности [9].
Исследование влияния стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста осуществлялось нами на базе исследования «Детского сада п. Молодежный».
В исследовании принимали участие две группы детей младшего дошкольного возраста в возрасте от 3 до 4 лет - контрольная и экспериментальная, по 23 детей в каждой. Также в исследовании принимали участие родители детей младшего дошкольного возраста в количестве 46 человек, по 23 родителя от каждой группы, 10 педагогов.
Представим диагностические методики, используемые нами по направлению: «Исследование уровня развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Методика 1. Практические пробы (адаптированный вариант Т.В. Гуськовой).
Цель: выявить уровень сформированное™ компонентов самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Изучение самостоятельности детей младшего дошкольного возраста проходило по критериям: у детей сформирована самостоятельность в действиях, выполненных без помощи взрослого; они проявляют потребность в самостоятельных действиях, умеют выполнять некоторые действия сами и называют их, хотят научиться выполнять и другие действия самостоятельно, в процессе практической деятельности дети проявляют настойчивость и целеустремленность, принимают задачу, доводят выполнение задания до конца, при этом у них наблюдается положительное эмоциональное отношение к самостоятельным действиям. При выполнении культурно-гигиенических навыков дети полностью проявляют самостоятельность.
Методика 2. Опросник «Стили семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицких).
Цель: выявить особенности стиля семейного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста.
Процедура проведения: родителям предлагалось заполнить в письменном виде в рамках родительского собрания опросник, который включает в себя 130 утверждений о воспитании детей.
Методика 3. Опросник «Ваш стиль семейного воспитания» (автор Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова).
Цель опросника: определение ведущего типа стиля семейного воспитания.
Изучение самостоятельности детей младшего дошкольного возраста показало, что высокий уровень выявлен у 22% детей экспериментальной группы и 18% детей контрольной группы. Средний уровень выявлен у 35% детей экспериментальной группы и 43% детей контрольной группы. Низкий уровень отмечается у достаточно большого количества детей и составляет 43% детей в экспериментальной группе и 39% детей в контрольной группе.
Изучение стиля семейного воспитания по методике (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицких) показало, что наиболее распространенными нарушениями семейного воспитания являются нарушения по типу гипопро-текции и гиперпротекции, а также потворствования. Данные нарушения указывают на то, что родителям достаточно сложно установить определенную систему требований по отношению к ребенку, и родители часто склонны либо чрезмерно требовать от ребенка выполнения каких-то действий, либо, наоборот, стремятся все выполнять за ребёнка, с учётом того, что ребенок младшего дошкольного возраста ещё не может самостоятельно выполнять многие действия.
Для определения взаимосвязи мы провели корреляционный анализ, направленный на выявление связи между стилем семейного воспитания и самостоятельностью с использованием коэффициента корреляции Р. Спирмена с помощью статистического пакета SPSS.
Статистически значимые взаимосвязи выявлены между некоторыми параметрами стиля семейного воспитания и уровнем самостоятельности младших дошкольников. Все связи являются отрицательными. В частности уровень самостоятельности коррелирует с такими нарушениями стиля семейного воспитания как гиперпротекци-
Педагогика
i
ей (г= -0.68; р<0.01), гипопротекцией (г= -0.64; р<0.01), потворствованием (г= -0.58; р<0.01), игнорированием потребностей ребенка (г= -0.61; р<0.01), воспитательной неуверенностью родителей (г= -0.56; р<0.01).
Выявленные связи указывают на то, что чем более выражены в стиле семейного воспитания повышенная опека над ребенком, ограничение проявлений его самостоятельности, недостаточность внимания к ребенку, потворствование его желаниям, игнорирование его потребностей, тем менее развита самостоятельность.
Анализ опросника стиля семейного воспитания (авторы Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова) показал, что к демократическому стилю мы отнесли 13% экспериментальной группы и 25,8% контрольной группы. К авторитарному стилю мы отнесли 13% экспериментальной группы и 25,8% контрольной группы. Либеральный стиль был выявлен у 56,7% экспериментальной группы и 21,7% контрольной группы. Родители легко общаются с ребенком, они не склонны к запретам и ограничениям. Родители не обращают на проблемы ребенка, так как слишком много своих проблем, чтобы всерьез
принимать еще и его проблемы. Неустойчивый стиль был выявлен у меньшинства родителей. 8,6% экспериментальной группы и 35,3% контрольной группы были отнесены к этому стилю. Таким образом, мы установили, что у родителей преобладает неустойчивый стиль семейного воспитания.
Далее был соотнесен ведущий тип родительского воспитания и уровень развития самостоятельности каждого ребёнка по среднему показателю.
Так при авторитетном и попустительском стиле воспитания уровень самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста наблюдается преимущественно высокий, тогда как при авторитарном уровне самостоятельности у детей находится преимущественно на низком уровне, у родителей. При смешанном стиле наблюдается в основном средний уровень самостоятельности детей дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что чем эффективнее стиль семейного воспитания, тем выше уровень самостоятельности ребёнка дошкольника.
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2008. - 102 с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2015. - 418 с.
3. Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 2014. - 253 с.
4. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько - Минск, 1997.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 189 с.
6. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. - М.; Нальчик: ИЦ «Эльфа», 1996. - 205 с.
7. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: монография / Г.С. Прыгин. - Ижевск; Набережные Челны: Ин-т управления, 2009. - 408 с.
8. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр: Владос, 2013. - 368 с.
9. Спиваковская А.С. Как быть родителем / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2016. - 160 с.
10. Хитрина И.Ю. Особенности семейного взаимодействия и кризис трех лет / И.Ю. Хитрина // ОНВ. - 2007. -№6 (62). - С. 126-128.
11. Циринг Д.А. Психология личной беспомощности: исследование уровней субъектности / Д.А. Циринг. - М.: Академия, 2010. - 410 с.
12. Чебровская С.В. Структура самостоятельности личности / С.В. Чебровская, Р.И. Цветкова // Самостоятельность личности: история, теория, практика: монография. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Ам11 НУ 2007. - С. 103-111.
13. Шурманов В.С. Сущность и структура самостоятельности: философские, психологические и педагогические аспекты понимания / В.С. Шурманов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. -№2 (70). - С. 35-39.
14. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
15. Эльконин Э.Г. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
References
1. Bozhovich, L. I. (2008). Problemy formirovaniia lichnosti., 102. M.: Izd-vo "Institut prakticheskoi psikhologii".
2. Vygotskii, L. S. (2015). Voprosy detskoi psikhologii., 418. SPb.: Soiuz.
3. Dubrova, V. P. (2014). Vospitanie samostoiatel'nosti u doshkol'nika v sem'e., 253. M.: Prosveshchenie.
4. Kolominskii, Ia. L., & Pan'ko, E. A. (1997). Diagnostika i korrektsiia psikhologicheskogo razvitiia doshkol'nika. Minsk.
5. Mukhina, V. S. (2005). Vozrastnaia psikhologiia: fenomenologiia razvitiia, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlia stud. vuzov., 189. M.: Akademiia.
6. Osnitskii, A. K. (1996). Psikhologiia samostoiatel'nosti. Metody issledovaniia i diagnostiki., 205. M.;; Nal'chik: ITs "El'fa".
7. Prygin, G. S. (2009). Psikhologiia samostoiatel'nosti: monografiia., 408. Izhevsk;; Naberezhnye Chelny: In-t upravleniia.
24 Интерактивная наука | 1 (47) • 2020
_Pedagogy
8. Smirnova, E. O. (2013). Detskaia psikhologiia., 368. M.: Gumanit. izd. tsentr; M.: Vlados.
9. Spivakovskaia, A. S. (2016). Kak byt' roditelem., 160. M.: Pedagogika.
10. Khitrina, I. Iu. (2007). Osobennosti semeinogo vzaimodeistviia i krizis trekh let. ONV, 6 (62), 126-128.
11. Tsiring, D. A. (2010). Psikhologiia lichnoi bespomoshchnosti: issledovanie urovnei subektnosti., 410. M.: Akademiia.
12. Chebrovskaia, S. V., & Tsvetkova, R. I. (2007). Struktura samostoiatel'nosti lichnosti. Samostoiatel'nost' lichnosti: istoriia, teoriia, praktika, Komsomol'sk, , 103-111. Izd-vo AmGPGU.
13. Shurmanov, V S. (2016). Sushchnost' i struktura samostoiatel'nosti: filosofskie, psikhologicheskie i pedagogicheskie aspekty ponimaniia. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2 (70), 35-39.
14. Eidemiller, E. G., & Iustitskis, V. (2009). Psikhologiia i psikhoterapiia sem'i., 656. SPb.: Piter.
15. Elkonin, E. G., & El'konin, B. D. (2007). Detskaia psikhologiia: uchebnoe posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii., , 384. El'konin;; M.: Akademiia.