Научная статья на тему 'Психологические особенности семей детей с личностной беспомощностью'

Психологические особенности семей детей с личностной беспомощностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / FAMILY / SYSTEM APPROACH / PERSONAL HELPLESSNESS / PSYCHOLOGICAL FEATURES / FAMILY RELATIONSHIP / STYLE OF FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесова Наталья Александровна

В статье на основе современных психолого-педагогических исследований рассматривается феномен личностной беспомощности, обоснована взаимосвязь психологических особенностей обоих родителей и стилей семейного воспитания с возникновением у детей личностной беспомощности или самостоятельности в части накопления ребенком жизненного опыта по преодолению травмирующих ситуации.Автор рассматривает ряд психологических особенностей обоих родителей, которые в большей степени влияют на формирование беспомощности у детей, и раскрывает ряд особенностей, влияние которых на данный феномен находится на стадии изучения. Семья рассмотрена с точки зрения реализации ей функции воспитания самостоятельного ребенка, как члена общества, ответственного за собственный выборы и собственную жизнь в дальнейшем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колесова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILIES OF CHILDREN WITH PERSONAL HELPLESSNESS

In article on the basis of modern psychology and pedagogical researches the phenomenon of personal helplessness is considered, the interrelation of psychological features of both parents and styles of family education with emergence in children of personal helpless-ness or independence regarding accumulation by the child of life experience on overcoming injuring situations is proved.The author considers a number of psychological features of both parents which more influence formation of helplessness in children, and reveals a number of features which influence on this phenomenon is at a studying stage. The family is considered in terms of realization of function of education of the independent child by it as member of the society responsible for own elections and own life further.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности семей детей с личностной беспомощностью»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Психологические особенности семей детей с личностной беспомощностью

Колесова Наталья Александровна,

преподаватель кафедры развития дошкольного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: Tata.174@mail.ru

В статье на основе современных психолого-педагогических исследований рассматривается феномен личностной беспомощности, обоснована взаимосвязь психологических особенностей обоих родителей и стилей семейного воспитания с возникновением у детей личностной беспомощности или самостоятельности в части накопления ребенком жизненного опыта по преодолению травмирующих ситуации.

Автор рассматривает ряд психологических особенностей обоих родителей, которые в большей степени влияют на формирование беспомощности у детей, и раскрывает ряд особенностей, влияние которых на данный феномен находится на стадии изучения. Семья рассмотрена с точки зрения реализации ей функции воспитания самостоятельного ребенка, как члена общества, ответственного за собственный выборы и собственную жизнь в дальнейшем.

Ключевые слова: семья, системный подход, личностная беспомощность, психологические особенности, семейные взаимоотношения, стиль семейного воспитания.

о с

U

сэ см о см

03

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года определены основные направления в работе с семьей, одно из которых это создание условий для обеспечения семейного благополучия и поддержания социальной устойчивости семьи. Семья реализует множество функций, важнейшей является функция воспитания самостоятельного ребенка, как члена общества, ответственного за собственный выбор и собственную жизнь в дальнейшем [1 с.3].

В связи с этим особую актуальность приобретают такие вопросы семейного воспитания как: взаимоотношения между родителями и детьми, между супругами, вопросы преодоления семьей сложных социально-экономических условий, стрессовых ситуаций и негативных воздействий разного рода [2].

Качество и уровень преодоление трудных жизненных ситуаций и стратегия поведения в них определяется тем насколько семья успешно реализует свои основные функции. Семьи имеющие прочный фундамент, высокий уровень адаптивности и стойкости по преодолению сложных жизненным ситуациям продолжают нормально функционировать, соответственно есть семьи с противоположным вариантом развития событий. Выбор стратегии поведения семьи в преодолении тяжёлой жизненной ситуации играет важную роль в становлении личности ребёнка, и формировании личностных особенностей. Негативный опыт преодоления жизненных трудностей, с которыми сталкивается семья, способствует формированию у детей личностной беспомощности, которая характеризуется низким уровнем способности ребенка противостоять трудностям, травмирующим ситуациям, а также способностью изменять действительность [1, с. 3-4].

В современной науке и семейной психотерапии для изучения роли семьи в формировании личностной беспомощности у детей используется системный подход, разработанный Мюрреем Бо-уэном, который является частью теории семейных систем. Согласно данному подходу, личность и межличностные отношения в семье имеют замкнутый цикл, в котором: стиль общения, характер взаимодействия и воспитания всех членов семьи напрямую связан с личностными особенностями каждого в отдельности и на оборот. В свою очередь индивидуальные особенности человека, по своей сути, являются производной систе-

мы взаимоотношений в семье [3]. Под системой в данном случае подразумевается семья личностная беспомощность у детей - это результат взаимодействия всех членов семьи.

В основе системного подхода лежит принцип «детерминизма» С.Л. Рубинштейна. Данный принцип предполагает, что среда, окружающая человека, опосредованно влияет на характерные ему черты личности, а субъект, в свою очередь, преломляет внешнее влияние среды через личностные свойства. Чтобы понять, как внешние факторы влияют на личность субъекта необходимо понимать, какими личностными характеристиками, может обладать человек с личностной беспомощностью. Такой человек по натуре может быть пессимистом, винит себя во всем, что с ним происходит, ища причины своих неудач в себе или во внешнем окружении, имеет высокий уровень тревожности и низкую самооценку. Наличие таких личностных характеристик определяется в различных исследованиях как личностная беспомощность. Перечисленные характеристики формируются на протяжении всей жизни человека под воздействием его опыта контактов с внешним миром, а закладка данных характеристик происходит на более раннем этапе во взаимодействии с семьей и ее членами, а также в процессе накопления опыта в решении и преодолении сложных жизненных ситуаций.

Исходя из данного принципа, семья выступает как система, характеризующаяся воспроизведением уровня дифференциации в последующих поколениях. То есть в семьях, где родители используют гармоничный стиль воспитания, дети вырастают более самостоятельными. В тех семьях, где родители прибегают к не гармоничному стилю воспитания детей, чаще вырастают беспомощными, поэтому личностная беспомощность является одним из возможных проявлений личности ребенка [4, с. 17].

В исследованиях Циринг Д.А. выделяются определенные стили воспитания используемые, как матерью, так и отцом, которые в большей или меньшей степени влияют на формирование у ребенка феномена личностной беспомощности. К таким стилям воспитания автор относит: попустительское и противоречивое воспитание, потворствующая и доминирующая гиперопека, повышенная моральная ответственность ребенка, жестокое обращение (психологическое и физическое насилие), эмоциональное отвержение ребенка обоими родителями или одним.

Выбор стиля воспитания ребенка обусловлен личностными особенностями родителей. Например, если матери беспомощных детей больше склонны к потворствованию, они стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, желание ребенка становится для них законом, они аргументируют, что такое их поведение вызвано исключительностью ребенка, его «слабостью», они стремятся компенсировать ребенку то, чего были лишены сами или отсутствие отца в семье. Матери самостоятельных

детей ведут себя противоположным образом. Отцы же беспомощных детей наоборот менее склонны к некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, чем отцы самостоятельных детей. Исходя из особенностей такого поведения следует отметить, что отцовское потворствование воспринимается ребенком как поощрение самостоятельности, тогда как материнское - как ее подавление [4, с. 282].

Еще одной психологической особенностью семей детей с личностной беспомощностью, выделенной в исследовании Циринг Д.А., является гиперопека со стороны матери и чрезмерная жестокость со стороны отца по отношению к ребенку [4, с. 283]. Поведению матери, в этой ситуации, свойственно уделять ребенку чрезмерно много времени, сил и внимания, воспитание такого ребенка становится для них смыслом жизни, но при этом они могут быть чрезмерно требовательны, постоянно доминируют и многое запрещают [4, с. 283]. Отцы же ведут себя следующим образом, если мать требует с ребенка выполнения каких-либо обязанностей, то отец наоборот недостаточно требователен, а если мать гиперопекает ребенка и стремится все за него сделать, то отец ведет себя очень жестко и наказывает ребенка за малейшее неповиновение. Такие особенности поведения отца и матери встречаются в том случае если оба родителя используют противоречивый стиль воспитания, который в большей степени отвечает за формирование у ребенка личностной беспомощности.

К особенностям семьи можно также отнести ситуацию, когда родители беспомощного ребенка проецируют на него собственные нежелательные личностные качества, это значит, что родители видят в своем ребенке определенные черты характера, которые свойственны самим родителям, они активно борются с этими качествами у ребенка, так как не признают их в себе. Некоторые качества действительно свойственны родителям, но они их стыдятся, а некоторые качества придуманы родителями, так они их используют для характеристики поведения своего ребенка чтобы он соответствовал той негативной роли, которую они ему приписывают, утверждая, что их ребенок неисправим. Родители используют данную ситуацию дабы оправдать свое поведение по отношению к ребенку. Родители «навешивают» на своего ребенка ярмо препятствуя ему и окружающим доказать, что их ребенок не такой плохой, каким они его считают. В последствии ребенок перестает сопротивляться и становится заложником сложившейся ситуации. Родители своим отношением, порой сопряженным с психологическим и физическим насилием по отношению к ребенку, формируют у него личностную беспомощность.

Что касается отцов беспомощных детей, то они имею ряд психологических особенностей, которое свойственны только им, отцы беспомощных детей предпочитают видеть в своем ребенке маленькую эмоционально не зрелую личность, постоянно

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

нуждающуюся в уходе и заботе о ней, что снижает уровень требований к ребенку. Ребенок не получает от отца необходимой помощи в приобретении опыта по преодолению травмирующих и сложных жизненных ситуаций. Такое поведение отца препятствует формированию у ребенка таких качеств в его характере как ответственность, уверенность в собственных сила необходимых ребенку для принятия решений в происходящих с ним ситуаций, соответственно такой ребенок становится зависимым от своих родителей, а значит беспомощным.

Некоторые отцы формирую личностную беспомощность у своих детей через неразвитость родительских чувств, что проявляется в эмоциональном отвержении и жестоком обращении по отношению к ребенку. Причиной такого поведение отцов как обращают внимание Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстиц-кис чаще всего вызвано тем, что сам отец в детстве не дополучил тепла, заботы и внимания, то есть был, отвергнут своими родителями. Соответственно родители отца, сформировав у него данную модель поведения, запустили механизм формирования личностной беспомощности, передающийся из поколения в поколение [4, с. 290].

Существует еще одна группа отцов беспомощных детей, которая характеризуются выраженным предпочтением мужских качеств у своих детей, это может быть связано с отрицательным (негативным) отношением к матери ребенка или всем женщинам в целом. Соответственно такой отец, если у него девочка он ее не принимает и эмоционально холоден с ней, возможно даже игнорирует либо воспитывает дочку как мальчика. По отношению к сыну наоборот чрезмерно поощряет все его действия и выполняет любое желание сына.

В целом проанализировав представленные стили воспитания и психологические особенности обоих родителей можно сделать вывод, что отцы в большей мере чем матери влияют на формирование беспомощности у детей. Несмотря на то, что на первый взгляд мать проводит больше времени с ребенком, особенно на начальных этапах его жизни сопровождает своего ребенка повсеместно, но нужно отметить, что воспитательная функция отца является приоритетной, и в большей мере отвечает за формирование личностной беспомощности у ребенка или самостоятельности в дальнейшем.

Описанное влияние представленных стилей семейного воспитания и психологических особенностей семей детей с личностной беспомощностью не дает полной картины к пониманию феномена личностной беспомощности. Необходимо также изучить такие особенности семьи, как: привязанность, соперничество между детьми в семье, степень отверженности ребенка, а также влияние на ребенка старшего поколения семьи и супру-5 жеских взаимоотношений родителей. Несмотря § на то, что влияние представленных психологических особенностей находятся на стадии изучения ° и не имеет пока подтвержденных данных в со-ав временных исследованиях феномена личностной

беспомощности у детей, нивелировать их значимости не стоит.

На стадии первичного изучения такой психологической особенности как отверженность или привязанность в семьях, где два и более ребенка, мы столкнулись с интересной особенностью и сделали ряд предположений. Например, в семьях где два ребенка, которые были рождены матерью после 30 лет с интервалом в пять лет у первого ребенка сформировалась личностная беспомощность. Так как в первые годы ребенок воспитывался по стилю потворствующей гиперопеки, а после рождения матерью второго ребенка, стиль воспитания первого ребенка поменялся на стиль повышенной моральной ответственности, что увеличило вероятность формирования личностной беспомощности у старшего ребенка. Но есть еще одна интересная закономерность в семьях из двух детей, где разница в возрасте между детьми восемь и более лет, вероятности формирования личностной беспомощности в таких семьях в большей степени подвержен младший ребенок.

При изучении супружеских взаимоотношений в семьях детей с личностной беспомощностью рассматривалась доминирующая функция отца или матери в рамках семейного функционирования, мы предположили. В случае, когда доминирующую функцию занимает мать в семьях где дети одной и той же половой принадлежности, что и мать при высоком уровне дифференциации воспитании вырастают самостоятельными, при низком уровне дифференциации беспомощными. Сыновья в семье, где мать занимает доминирующую, практически всегда обладают таким личностным качеством как беспомощность. В семьях, где доминирующая функция у отца семейства, дети обоих полов вырастаю более самостоятельные, с большей вероятностью, если отец придерживается высокого уровня дифференциации при воспитании своих детей, если же нет, дети вырастают беспомощные. Сыновья в семье, где у отца доминирующая функция, но низкий уровень дифференциации, становятся «носителями», то есть своих детей они воспитают также.

Что касается внутрипоколенческих и межпо-коленчиских связей, в семьях также встречается ряд психологических особенностей, способствующих формированию личностной беспомощности у младшего поколения семьи. Как уже было представлено ранее, личностная беспомощность может передаваться от родителей к детям через определенный стиль воспитания и отдельные личностные особенности членов семьи. Но может и быть ситуация, когда не один из родителей не обладает уровнем низкой дифференциации, а дети вырастают беспомощными. Это происходит в тех случаях, когда родители делегируют полномочия по уходу и присмотру за ребенком, а в мести с ними и воспитательные функции своим родителям. Бабушки и дедушки как правило выбирают стили воспитания внуков, которые в большей степени отвечают за формирование у ребенка личностной

беспомощности. Такие как потворствующая и доминирующая гиперопека, в первом случае бабушки позволяют все своим внукам и мало в чем отказывают, а во втором случае пытаясь качественно исполнить возложенные на них функции и ответственность за ребенка-внука. Через авторитарный подход вложить в ребенка все чего по разным причинам не сделали или не смогли сделать в воспитании своих детей - родителей внука.

Таким образом, особенности семейного функционирования напрямую влияют на формирование личностной беспомощности или самостоятельности у детей. Способность ребенка в дальнейшем противостоять факторам, нарушающим его внутреннее равновесие, является важной характеристикой его жизнедеятельности [6, с. 4]. Особенно остро вопрос преодоления проблемных и травмирующих ситуаций актуален для детей на этапе второго детства и подросткового возраста - периодах, когда закладываются и формируются физиологические и психологические изменения. Развитие социально и личностно-ценностных навыков необходимо ребенку не только для формирования способностей преодолевать трудные жизненные задачи, но и в целом для дальнейшего благополучия в старшем возрасте [2, с. 4].

Литература

1. Сизова, Я.Н. Особенности совладающего поведения в семьях подростков с личностной беспомощностью: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.13 / Сизова Я. Н; [Место защиты: ФГБУН Институт психологии Российской академии наук]. - Челябинск, 2019. - 31 с.

2. Пелихова А.В. Педагогическое сопровождение семьи как фактор обеспечения социальной безопасности ребенка / А.В. Пелихова -Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал № 4 2010 г., 181-189 с.

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга - СПб.: Речь, 2001. - 114 с.

4. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: диссертация доктора психологических наук / Д.А. Циринг - М. 2010. - 410с. https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/semya-kak-faktor-formirovaniya-lichnostnoy-15619.html (дата обращения 03.06.2020)

5. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эдемиллер, В. Юстицкис. -4-е изд., расшир. и доп. - СПб.: Питер, 2008. -656 с.

6. Сизова Я.Н. Особенности совладающего поведения в семьях подростков с личностной беспомощностью: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.13 / Я.Н. Сизова [Место защиты: Институт психологии Российской академии наук]. - М., 2019. - 179 с.: ил. Психология развития, акмеология OD61 1919/125

psychological features of families of children with personal helplessness

Kolesova N.A.

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Education Workers

In article on the basis of modern psychology and pedagogical researches the phenomenon of personal helplessness is considered, the interrelation of psychological features of both parents and styles of family education with emergence in children of personal helplessness or independence regarding accumulation by the child of life experience on overcoming injuring situations is proved. The author considers a number of psychological features of both parents which more influence formation of helplessness in children, and reveals a number of features which influence on this phenomenon is at a studying stage. The family is considered in terms of realization of function of education of the independent child by it as member of the society responsible for own elections and own life further.

Keywords: family, system approach, personal helplessness, psychological features, family relationship, style of family education.

References

1. Sizova, Ya.N. Features of sovladayushchy behavior in families of teenagers with personal helplessness: abstract yew. candidate of psychological sciences: 19.00.13 / Sizova Ya. N; [Place of protection: FGBUN Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences]. - Chelyabinsk, 2019. - 31 p.

2. Pelikhova A.V. Pedagogical escort of family as a factor of ensuring social safety of the child / A.V. Pelikhova is the Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical university. Scientific magazine No. 4 of 2010, 181-189 p.

3. Varga A. Ya. System family psychotherapy: a short lecture course / A. Ya. Varga - SPb.: Speech, 2001. - 114 p.

4. D.A. Psikhologiya's Tsiring of personal helplessness: thesis of the doctor of psychological sciences/. A. Tsiring - M. 2010. - 410 p. https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/ semya-kak-faktor-formirovaniya-lichnostnoy-15619.html (date of the address 03.06.2020)

5. Eydemiller E.G. Psychology and psychotherapy of family / E.G. Edemiller, V. Yustitskis. - 4 prod., расшир. and additional - SPb.: St. Petersburg, 2008. - 656 p.

6. Sizova Ya.N. Features of sovladayushchy behavior in families of teenagers with personal helplessness: thesis of the candidate of psychological sciences: 19.00.13 / Ya.N. Sizova [Place of protection: Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences]. - M, 2019. - 179 p.: silt. Development psychology, akmeology of OD61 19-19/125

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.