Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ УВЕРЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ УВЕРЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
395
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молостова Н.Ю.

В статье рассматривается детско-родительские отношения как условие формирования социальной уверенности младших школьников. Особое внимание авторами уделено компонентам социальной уверенности как субъектно-личностного образования, совокупности возможностей стилей детско-родительские отношения для успешного освоения социального опыта младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ УВЕРЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Studies. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

УДК: 159.947.5-057.87:378

ВВК: 88 32 2 74 48 Психологические науки

Влияние стиля детско-родительских отношений 51 на социальную уверенность младших школьников

© Молостова Н.Ю.

Н.Ю. Молостова - доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Нижегородский

государственный архитектурно-строительный университет», к.психол.н.

E-mail: nat.molostova@yandex.ru

Адрес: 603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65

РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается детско-родительские отношения как условие формирования социальной уверенности младших школьников. Особое внимание авторами уделено компонентам социальной уверенности как субъектно-личностного образования, совокупности возможностей стилей детско-родительские отношения для успешного освоения социального опыта младшего школьника.

№1(1) 2016. Ключевые слова: шциальная уверенность, личность, субъект.

www.j-chr.com

52

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Проблема детско-родительских отношений рассматривалась как отечественными, так и зарубежными исследователями: (А.Я. Варга, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Запорожец, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, К. Хорни, Э. Эриксон и др.)

По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, родительские отношения это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

В психолого-педагогической

литературе существует достаточно обширная классификация стилей семейного воспитания: гиперопека, демократичность, авторитарность,

отвержение, симбиоз, попустительство, гиперсоциализация и др. При анализе исследований можно констатировать, что тип родительского отношения «гипоопека» способствует тому, что ребенок не имеет собственного мнения, не умеет сопереживать; попустительский стиль способствует формированию

таких

качеств,

как

хвастовство,

равнодушие; авторитарный стиль агрессивность и неуправляемость, либо пассивность и зависимость от взрослых; демократические отношения способствуют активности, общительности ребенка, доверия к людям.

Следует заметить, что большинство исследований посвящены изучению детей дошкольного и подросткового возраста. Младший же школьный возраст в данной области исследования изучается мало. Однако именно в младшем школьном возрасте у детей закладывается специфика общения со взрослыми и со

сверстниками.

Стратегия воспитания

подрастающего поколения определяется представлениями родителей в каждой конкретной семье о целях воспитания. В семейной педагогике происходит смешение постоянно появляющихся инноваций в сфере образования на сохранившиеся традиционные подходы, методы народной педагогики. Соотнося требования общества, школы, модернизируется содержание основных компонентов образовательной среды. Деятельностный компонент образует пространство (совокупность) различных видов деятельности, реализуемых в условиях семьи и изменяющихся на протяжении семейного цикла жизни. Компетенции, сформировавшиеся в процессе познавательной деятельности, обеспечивают развитие личностных качеств человека. «Семья обеспечивает условия для эффективности личностного саморазвития, развивает способность быть субъектом учебной деятельности. Семья создает условия для реализации социального компонента, благодаря которому образуется пространство межличностного взаимодействия в непосредственной форме, при которой родительское воздействие и родительско-детское взаимодействие имеют направленность на создание системы безопасности ребёнка и его благополучие»

[4].

В настоящее время остро стоит проблема социальной уверенности младших школьников. Опираясь на определение социальной

уверенности о том, что она является « многокомпонентным, комплексным социально обусловленным личностным образованием, формирующимся во взаимодействии с окружающими людьми и собственной деятельности в процессе усвоения индивидом представлений о себе, критериев, форм, видов оценок, способов социального поведения, обеспечивающим самореализацию личности (познания и самоутверждения своих возможностей)

и успешную социальную адаптацию в обществе с оптимальным достижением персональных и коллективных целей.» [2;3], мы выделяем следующие компоненты: когнитивный, включающий в себя представления о себе (развитие самосознания) и, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; регулятивно-оценочный, состоящий из из адекватной самооценки и саморегуляции; коммуникативно-операционный, формирующийся в процессе освоения индивидом социального опыта и коммуникативных умений и навыков.

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии признается особое значение семейной среды на процесс социализации детей (А. Адлер, А.Я. Варга, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Э. Эйдемиллер, Э. Эриксон и др.). Как справедливо подчеркивала Л.И.Божович, «психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации» [1], Важным компонентом когнитивного компонента представляется образ себя и процессы самооценки эффективности собственных действий в процессе построения взаимоотношений и взаимодействии с окружающими, дополняемые представлениями о своих способностях, достижениях, базирующихся на оценке значимых для младшего школьника в этом возрасте родителей [5,7],

Так при доминировании в родительских отношениях таких параметров как эмоциональное принятие, теплота способствуют становлению у ребенка таких качеств как активность, формирование позитивных представлений о себе, уверенность в своих силах. А подавление интересов ребенка, враждебное отношение к нему, эмоциональное непринятие формируют у ребенка такие качества, как замкнутость, неуверенность в себе, что отрицательно сказывается на развитии личностных характеристик ребенка.

Недостаточность изученности

проблемы влияния стиля детско-родительских отношений на социальную уверенность младших школьников свидетельствуют о том, что данная проблема актуальна на сегодняшний день.

В ходе ознакомления с проблематикой исследования была сформулирована гипотеза: на особенности формирования социальной уверенности детей младшего школьного возраста оказывает влияние стиль детско-родительского отношения в семье.

Цель проводимого исследования была определена следующим образом: изучение влияния детско-родительских отношений в семье на коммуникативную успешность детей младшего школьного возраста.

Задачами экспериментального исследования являлись:

1. Изучение индивидуальных особенностей, уровня развития социальной уверенности детей младшего школьного возраста.

2. Определение возможных стилей родительского отношения к ребенку, их выраженность.

3. Проведение сравнительного анализа полученных данных, с целью выявления взаимосвязи между стилем детско-родительских отношений в семье и особенностями формирования социальной уверенности у детей младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальной базой исследования было МБОУ г. Нижнего Новгорода. В исследование приняло участие 50 детей младшего школьного возраста 9-10 лет и 86 родителей.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

для изучения особенностей стиля детско-родительских отношений: методика родительского отношения к детям - авторы А.Я. Варга, В.В. Столин; анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой.

- для изучения социальной

53

54

уверенности у детей младшего школьного возраста: методика С. Хартер на изучение представлений о себе и оценку себя в ситуациях общения; методика А.М. Прихожан на исследование особенностей эмоциональной сферы; методика Е.М. Круговой исследование взаимоотношений в группе;

социометрическая методика Дж. Морено, методика Кетелла (детский вариант).

В ходе экспериментального исследования детско-родительских

отношений было установлено, что по шкале «принятие» среди семей младших школьников преобладают средний (52,2%) и низкий (36,9%) уровни принятия, по шкале «кооперация» - высокий (52,2%) и средний (34,8%) уровни кооперации, по шкале «симбиоз» преобладают средний (52,2%) и низкий (30,4%) уровни созависимости, по шкале «авторитарная гиперсоциализация» преобладают низкий (45,6%) и средний (41,3%) уровни контроля за ребенком и по шкале «маленький неудачник» - средний (52,2%) и низкий (43,5%) уровни.

Было выявлено, что большинство родителей принимают себя в качестве родителей, испытывают теплые чувства к своему ребенку. Они способны воспринимать состояние своего ребенка и понимать причины такого состояния. Однако большинство родителей не сопереживают своему ребенку, не проживают с ним его чувства, редко когда родители учитывают состояние ребенка при построении контакта с ним.

Результаты исследования показали своеобразие самооценок собственной компетентности у младших школьников в наиболее значимых сферах школьной жизни: по субшкале «Познавательная компетентность» младшие школьники демонстрируют средний и средне-высокий уровень. Средний, средне-высокий и высокий показатели прослеживаются и по шкале «Компетентность во внеурочной деятельности». По субшкале «Компетентность в общении со сверстниками» - средне-высокий и

высокий показатели. Средний и средне высокий показктели прослеживаются по субшкале «Общее самопринятие» детей.

В результате проведенного исследования по исследованию тревожности (методика А.М. Прихожан) следует сказать, что большинство детей оказались на среднем и высоком уровнях тревожности. Данное наблюдение подтверждают показатели шкалы школьной тревожности, где практически около половины детей с высоким, средне-высоким и средним уровнем тревожности; показатели шкалы самооценочной и общей тревожности, где таких детей больше половины.

Можно отметить, что большинство младших школьников (65,2%) имеют благоприятные статусные категории («звезды» и предпочитаемые), однако не малый процент младших школьников (34,8%) находятся в неблагоприятной статусной категории (пренебрегаемые и изолированные).

Показатель уверенности в себе привлек наше внимание, т.к. выявил определенные различия между группами: группа №1 показала более низкие результаты уверенности, всего 6 детей отличились высоким и средне-высоким уровнем, в то время как в группе №2 таких детей 9.

По фактору независимости результаты группы №1 в целом ниже, чем группы №2, т.к. значения средне-высокого и среднего уровней меньше, а средне-низкого и низкого, наоборот, больше, чем у группы №2, что позволяет сделать вывод о большей зависимости и ведомости детей группы №1.

Фактор чувствительности и зависимости от других подтверждает предыдущие выводы, т.к. результаты группы №1 примерно одинаково распределились по средне-высокому, среднему и средне-низкому уровням.

Похожие результаты наблюдаются по фактору самоконтроля.

По полученным данным было определено три группы младших

школьников с разным уровнем социальной уверенности: 1) высокий уровень социальной уверенности; 2) средний уровень социальной уверенности; 3) низкий высокий уровень социальной уверенности .

На основе полученных результатов, установив между ними корреляционные связи, мы сделали вывод, что стили родительского отношения «кооперация», «принятие», «маленький неудачник» и «авторитарная гиперсоциализация», а так же такие эмоциональные стороны родительских отношений, как способность воспринимать состояние ребенка, понимать причины его состояния, принятие себя в качестве родителей, преобладающий эмоциональный фон, эмпатия, позиция родителей, которые они испытывают в ситуации взаимодействия со своим ребенком, способность оказывать эмоциональную поддержку ребенку, умение воздействовать на его состояние, ориентация на состояние ребенка оказывают значительное влияние на социальный статус ребенка в группе, общее самопринятие ребенка, уровень его компетентности в общении со сверстниками, уровень познавательной компетенции, уровень компетенции ребенка во внеурочной деятельности, а так же на показатели по шкалам «дружба» и «ответственность».

Кроме этого, нами было установлено, что при низком уровне развития таких стилей, как: «принятие», «кооперация» и «симбиоз» и при среднем уровне развития стилей «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» - у ребенка наблюдается низкий уровень социальной уверенности. Дети с низким уровнем социальной уверенности робки, неуверенны в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками, их деятельность в основном носит индивидуальный характер.

При среднем или низком уровне развития стилей «принятие», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник», среднем или высоком уровне развития стиля «кооперация», среднем уровне развития стиля «симбиоз» - у детей наблюдается средний уровень социальной уверенности. Дети со средним уровнем коммуникативной успешности стремятся к общению со сверстниками, однако их успешномуобщению мешают препятствия в виде критического отношения к результатам общения, неспособности ориентироваться в ситуации общения.

При среднем уровне развития стилей «принятие» и «симбиоз», среднем или высоком уровне развития стиля «кооперация», среднем или низком уровне развития стилей «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» - у детей наблюдается высокий уровень уровень социальной уверенности. Дети с высоким уровнем социальной уверенности уверенны в себе, умеют взаимодействовать со сверстниками, ответственны.

Следует заметить, что при среднем и высоком уровнях социальной уверенности уровни развития стилей родительского отношения практически одинаковы. Следовательно, останется ребенок на среднем уровне социальной уверенности или сможет перейти ее на высокий уровень, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его представлений о себе.

Таким образом, результаты исследования помогли выявить влияние специфики взаимоотношений в семье на социальную уверенность младших школьников, что свидетельствует о связи между стилем детско-родительских отношений и компонентами социальной уверенности.

55

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И Божович - С-Пб, Питер,2008. -398 с.

2. Молостова Н.Ю. Общие подходы к изучению социальной уверенности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях / Н.Ю. Молостова //Инициативы XXI века -1913- № 1- С.68-70.

3. Молостова Н.Ю. Формирования социальной уверенности у детей дошкольного возраста / Н.Ю. Молостова // Н.Ю.Молостова, автореферат дисс. на соиск. к. психол. н.-2004, 31с.

4. Сорокоумова Е.А Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников

/ Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2013. Т. 15, №2-2. С. 409-412.

5. Сорокоумова Е.А. Влияние когнитивных структур самосознания на проявления социальной неуверенности младших школьников / Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - № 2/ - 2015/ С.106-113.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн -М, 1999. - 670 с.

56

STYLE INFLUENCE PARENT-CHILD RELATIONSHIPS ON THE SOCIAL CONFIDENCE OF YOUNGER STUDENTS

Мolostova Natalya Yu.

Мolostova Natalya Yu.— Assistant professor of Pedagogy and Psychology Department, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineerin E-mail: nat.molostova@yandex.ru

Address: NNGASU, 65 Ilyinskaya St., 603950 Nizhny Novgorod, Russian Federation

Abstract

An educational environment parent-child relationships as condition of forming of social confidence of junior schoolchildren is examined in the article. The special attention is spared authors to the components of social confidence as subject-personality education, totalities of possibilities of educational environment for the successful mastering of social experience of junior schoolboy.

Keywords: social confidence, personality, subject..

REFERENCE

1. Bozhovich L.I. Lichnost i ee formirovanie v dets-kom vozraste./ L.I Bozhovich - S-Pb, Piter,2008. -398 s.

2. Molostova N.Yu. Obschie podhodyi k izucheniyu sotsialnoy uverennosti v zarubezhnyih i otechest-vennyih psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah / N.Yu. Molostova //Initsiativyi HHI veka -1913- # 1- S.68-70.

3. Molostova N.Yu. Formirovaniya sotsialnoy uverennosti u detey doshkolnogo vozrasta / N.Yu. Molostova // N.Yu.Molostova, avtoreferat diss. na soisk. k. psihol. n.-2004, 31s.

4. Sorokoumova E.A. Vzaimodeystvie sub'ektov

obrazovatelnoy sredyi kak uslovie formirovaniya sotsialnoy uverennosti sovremennyih Shkolnikov / E.A. Sorokoumova, N.Yu. Molostova // Izvestiya Sa-marskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2013. T. 15, #2-2. S. 409-412 .

5. Sorokoumova E.A. Vliyanie kognitivnyih struktur samosoznaniya na proyavleniya sotsialnoy neuve-rennosti mladshih shkolnikov / E.A. Sorokoumova, N.Yu. Molostova // Vestnik Moskovskogo gosudarst-vennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholo-hova. Pedagogika i psihologiya. - # 2/ - 2015/ S.106-113.

6. Feldshteyn D.I. Psihologiya vzrosleniya: struk-turno-soderzhatelnaya harakteristika protsessa raz-vitiya lichnosti / D.I. Feldshteyn - M, 1999. - 670 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.